Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ПРЕДПРИЯТИЕ СПМБМ "МАЛАХИТ"). ЧАСТЬ 1'

ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ПРЕДПРИЯТИЕ СПМБМ "МАЛАХИТ"). ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / РАКЕТА / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / ПОКОЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТОРПЕДА / NUCLEAR SUBMARINE / DESIGN OFFICE / MISSILES / SUBMARINE / GENERATION / PROJECT / DESIGN / TORPEDO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куличков Валерий Константинович

Рассматривается история двух конструкторских бюро: СКБ-143 (с 1966 года - Союзное проектно - монтажное конструкторское бюро «Малахит») и ЦКБ-16 (с 1966 года - Центральное проектное бюро «Волна»), занимавшихся на протяжении 70 лет проектированием надводных кораблей и судов, различных плавучих сооружений, а также подводных лодок. Подвергается анализу приоритетные направления деятельности СПМБМ «Малахит» после объединения обоих КБ в 1974 году и перечень разрабатывавшейся продукции - от ракетных, ракетно - торпедных и торпедных АПЛ до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of nuclear submarines design (company SPMBM "Malachite"). Part 1

The history of two design bureaus is considered: SKB-143 (since 1966 - the Union design and installation design Bureau "Malakhit") and TSKB-16 (since 1966-the Central design Bureau "Volna"), engaged for 70 years in the design of surface ships and vessels, various floating structures, as well as submarines. Analyzed priorities SPMDB "Malahit" after the unification of the two CB in 1974 and a list of develop - up as well as common products - from a rocket - torpedo and torpedo submarines to submarines of special purpose nuclear energy installations.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ПРЕДПРИЯТИЕ СПМБМ "МАЛАХИТ"). ЧАСТЬ 1»

УДК 623.8 ; 338.245

ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ПРЕДПРИЯТИЕ СПМБМ "МАЛАХИТ"). ЧАСТЬ 1

Куличков Валерий Константинович

советник директора ФГУП ОКБ ОТ РАН, доктор экономических наук, V | кандидат исторических наук, доцент

Автор выражает искреннюю признательность за помощь в написании статьи коллективу АО "СПМБМ "Малахит", главному конструктору АПЛ первого и второго поколения Радию Анатольевичу Шмакову

Аннотация. Рассматривается история двух конструкторских бюро: СКБ-143 (с 1966 года - Союзное проектно-монтажное конструкторское бюро "Малахит") и ЦКБ-16 (с 1966 года - Центральное проектное бюро "Волна"), занимавшихся на протяжении 70 лет проектированием надводных кораблей и судов, различных плавучих сооружений, а также подводных лодок. Подвергается анализу приоритетные направления деятельности СПМБМ "Малахит" после объединения обоих КБ в 1974 году и перечень разрабатывавшейся продукции - от ракетных, ракетно-торпедных и торпедных АПЛ до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, конструкторское бюро, ракета, подводная лодка, поколение, проект, проектирование, торпеда.

Kulichkov Valery Konstantinovich, Director's Advisor FGUP OKB of Oceanographic appliances ofRussianAcademy of Sciences, doctor of Economic Sciences, candidate of Historical Sciences, associate Professor, Moscow, Russian Federation.

History of nuclear submarines design (company SPMBM "Malachite"). Part 1.

Abstract. The history of two design bureaus is considered: SKB-143 (since 1966 - the Union design and installation design Bureau "Malakhit") and TSKB-16 (since 1966-the Central design Bureau "Volna"), engaged for 70 years in the design of surface ships and vessels, various floating structures, as well as submarines. Analyzed priorities SPMDB "Malahit" after the unification of the two CB in 1974 and a list of develop-up as well as common products - from a rocket-torpedo and torpedo submarines to submarines of special purpose nuclear energy installations.

Keywords: nuclear submarine, design office, missiles, submarine, generation, project, design, torpedo.

В годы Второй мировой войны германским конструкторам удалось довольно далеко продвинуться в создании подводных лодок с парогазовыми турбинными установками (ПГТУ) Вальтера, работающими на перекиси водорода. Русские специалисты с достижениями подводного кораблестрое-

ния Германии ознакомились в Бланкенбур-ге, уже после окончания боевых действий, где в советской зоне оккупации обнаружили различные материалы по проектам так называемых вальтеровских ПЛ. В 1946 году германскую подводную лодку XXVI серии воспроизвели в ленинградском ЦКБ-18 в качестве пр.616 и выполнили проектные проработки ПЛ пр.617.

Весной 1947 года всё в том же Бланкен-бурге создали Бюро Антипина. Под руководством Алексея Александровича Антипина необходимо было воссоздать с помощью германских инженеров проект парогазотур-бинной установки. Через год, в марте 1948 года, все работы по проектированию подлодок с высокой скорость подводного хода решили сконцентрировать в Ленинграде, на Специальном конструкторском бюро №143 (СКБ-143), начальником и главным конструктором которого был А.А. Антипин1.

В СКБ-143 разработали технический проект подводной лодки пр.617, после чего в 1951 году опытную среднюю торпедную С-99 водоизмещением 950 т заложили на заводе №196 в Ленинграде. Но 18 февраля 1953 года ситуация с проектированием ПЛ с парогазовыми турбинными установками изменилась вновь. Начальником бюро стал Владимир Николаевич Перегудов, и все работы вернули в ЦКБ-18 в соответствии с приказом министра Судостроительной Промышленности Союза ССР И.И. Носенко №00133 от 18.02.1953 г.* Поэтому достраивали и сдавали С-99 уже при участии другого конструкторского бюро, где начальником был Павел Петрович Пу-стынцев, а СКБ-143 перепрофилировали для разработки атомных подводных лодок первого поколения пр.627 (опытная), 627А (серийные), 645 (опытная).

9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал постановление № 4098-1616 "О проектировании и строительстве объекта № 627". Научный руководитель проекта - академик

* В соответствии с п. 8 Постановления СМ СССР № 4098-1616 "О проектировании и строительстве объекта №627" от 9 сентября 1952 года МСП было обязано "...в связи с разработкой объекта № 627, передать работы по проекту №617 из СКБ-143 в ЦКБ-18...".

А.П. Александров; главным конструктором первой опытной атомноторпедной подводной лодки К-3 пр. 627 "Кит", а также всех последующих торпедных АПЛ первого поколения СКБ -№143 был назначен В.Н. Перегудов.

Опытная средняя торпедная ПЛ С-99 пр.617 с ПГТУ в цехе завода № 196

Главным конструктором атомной энергетической установки (АЭУ) для К-3 был назначен директор Московского НИИ-8 академик Н.А. Доллежаль. В качестве теплоносителя использовалась вода под давлением. Строительство подводной лодки возложили на северодвинский судостроительный завод № 402, директором которого был опытный кораблестроитель и прекрасный организатор Е.П. Егоров.

Заказчиком первой атомной подводной лодки было назначено Первое Главное управление Совета министров СССР, рассматривавшее первую АПЛ как средство для доставки ядерного оружия к берегам США. В связи с этим привлечённые к работам учёные и конструкторы в июне 1954 года разработали технический проект АПЛ2, вооружённой одной огромной сорокатонной торпедой Т-15 длиной 23,5 и диаметром 1,55 м с термоядерной боевой частью массой четыре тонны. Т-15 обладала скоростью хода 29 уз и предназначалась для нанесения удара по береговым объектам противника с дистанции 30 км. В носовом отсеке атомохода проектировщики предлагали расположить один торпедный аппарат калибра 2050 мм для этой стратегической торпеды с ПУТС "Тантал" и два ТА калибра 533 мм для самообороны; запасных торпед не предусматривалось.

Почти два года работы над техническим проектом атомохода шли без ведома флота, без его тактико-технического задания. П.Г. Котов в книге "Главное дело жизни", посвященной памяти А.П. Александрова, писал, что ни начальник ГУК ВМФ Г.Ф. Козьмин, ни заместитель Главкома по кораблестроению и вооружению адмирал Н.В. Исаченков не были допущены к проекту подводной лодки. Только одного контр-адмирала П.Ф. Фомина, начальника отдела атомного оружия, подчиненного начальнику Главного штаба, допустили лишь к её оружию - атомной торпеде.

При рассмотрении данного проекта адмирал Н.Г. Кузнецов решительно отверг идею одной гигантской торпеды и предложил в корне изменить оперативно-тактическое предназначение подводной лодки. Её главной задачей определено не нанесение удара по берегу, а уничтожение морских сил противника. Для этого АПЛ должна была иметь восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Предложения военных моряков после обсуждения на высоком уровне с участием Министра обороны, ученых и конструкторов были приняты, конструкторскому бюро поручено откорректировать технический проект и рабочие чертежи (приказ Министра МСП от 2 апреля 1955 г.).

В СКБ-143 с пониманием отнеслись к вновь принятым решениям. Коллектив самоотверженно трудился, дорабатывался технический проект, вносились изменения в рабочие чертежи. К-3 заложили 24 сентября 1955 года в цехе № 42, а 9 августа 1957 года в торжественной обстановке спустили на воду. После достройки и испытаний 17 января 1959 года постановлением Правительства АПЛ была передана флоту в опытную эксплуатацию.

Первая в СССР атомная подводная лодка К-3 водоизмещением 3065 т, названная в 1962 году "Ленинский комсомол", по главным характеристикам (мощности атомной установки, скорости хода, глубине погружения) превосходила первую американскую атомную подводную лодку SSN-571"№иШш". Северодвинский завод № 402 довольно быстро освоил строительство

Опытная торпедная АПЛ К-3 пр. 627 на ходовых испытаниях

Торпедная АПЛК-181 пр.627А следует в Александрию. Средиземное море, 1968 г.

кораблей этого проекта и к 1964 году сдал Северному флоту 12 серийных лодок пр.627А водоизмещением 3075 т.

К тому времени произошли изменения в руководящем составе СКБ-143. По приказу Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению № 116 от 16.04.1958 г. В.Н. Перегудов (по его личной просьбе) был освобожден от обязанностей начальника Бюро с сохранением за ним должности главного конструктора атомоходов пр.627 и 627А. Тем же приказом начальником СКБ-143 назначили В.И. Дубовиченко. В 1960 году он стал и главным конструктором первых торпедных АПЛ после освобождения по болезни В.Н. Перегудова, который в 1959 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Владимир Иванович Дубовиченко руководил работой конструкторского бюро недолго, около пяти лет. 20 ноября 1962 года Приказом 1 ГУ МСП № 36 вместо В.И. Дубовиченко исполняющим обязанности начальника СКБ-143 назначили Бориса Константиновича Разлётова. Именно в эти годы активно строились и испытывались торпедные АПЛ первого поколения. Их

главным конструктором в 1963 году был назначен сначала Александр Владимирович Угрюмов*, а в 1976 году его сменил Радий Анатольевич Шмаков.

Постановлением Правительства от 9 сентября 1952 года было определено также начать работы по созданию атомной энергетической установки и с другим типом атомного реактора, в котором в качестве теплоносителя использовался свинец-висмут. Это была по сути однотипная с К-3 подводная лодка, отличающаяся в основном энергетической установкой (ЭУ). Делалось это с целью проверки на практике достоинств обоих типов энергетической установки. Оба реактора обладали одинаковой мощностью по 70 МВт и вырабатывали одинаковое количество пара в час. Преимуществами жидкометаллических реакторов были меньший вес и габариты, кроме того в 10 раз меньшее давление теплоносителя в первом контуре (всего 20 атмосфер вместо 200 у водо-водяного реактора). Главное преимущество водо-водяных реакторов - это удобство в эксплуатации. При необходимости их можно полностью выключить в походе и переходить на некоторое время на движение с использованием дизель-генератора или электромотора. В базе водо-водяные атомные реакторы обычно полностью выключаются. А вот жидкометаллический реактор полностью выключить нельзя ни в море, ни на базе. Это связано с тем, что при температуре ниже 125 градусов по Цельсию сплав "свинец-висмут" застывает. Это выводит реактор из строя, а поэтому реактор с жидкометаллическим теплоносителем постоянно должен иметь минимально контролируемый уровень мощности.

Главным конструктором опытной подводной лодки К-27 проекта 645 в СКБ-143 стал В.Н. Перегудов. 2 ноября 1956 года его сменил согласно приказу министра судостроительной промышленности СССР Александр Карпович Назаров.** Научный

руководитель работ по созданию атомной энергетической установки - энтузиаст использования реактора с жидкометалличе-ским теплоносителем "свинец-висмут" академик А.И. Лейпунский3.

В 1963 году К-27 водоизмещением 3450 т построили в Северодвинске, и она эксплуа-тировалась до 1968 года, когда в районе главной базы флота произошла серьёзная авария, связанная с главной энергетической установкой (ГЭУ). Реакторы были заглушены, сплав "свинец-висмут" заморожен. Подводная лодка была выведена из строя, так как произошло разрушение части активной зоны. К-27 решили не восстанавливать. До 1973 года на АПЛ проводились различные экспериментальные работы. Затем реакторный отсек заполнили специальной твердеющей смесью и битумом. В сентябре 1981 года К-27 отбуксировали в полигон Карского моря и затопили.***

Опытная торпедная АПЛ К-27 пр.645 на испытаниях

Должна была в составе советского флота появиться ещё одна торпедная подводная лодка первого поколения пр. ПТ627А водоизмещением 4010 т, переоборудованная из недостроенного атомного ракетоносца пр. П627А. Проект последнего в СКБ-143 начали разрабатывать в соответствии с постановлением Правительства от 25 августа 1956 года, когда ещё первую АПЛ К-3 даже не спустили на воду. Главным конструкто-

* В 1960 году А.В.Угрюмов был назначен и.о. главного конструктора пр.627 и 627А.

** С 1976 года - Р.А. Шмаков.

*** ПодводныелодкиРоссии. Атомные. Первоепоколе-ние. История создания и использования. 1952 - 1996 гг.: науч.-историч. справочник. -1996.- Т.4, ч.1. - СПб.: "ЦКБ МТ "Рубин".- С. 92.

ром опытной АПЛ пр. П627А водоизмещением 4014 т стал В.Н. Перегудов, с 1958 года - Г.Я. Светаев.

Ракетоносец относился к ракетным подводным лодкам (РПЛ) первого поколения и предназначался для поражения наземных целей.* Его планировалось вооружить ракетным и торпедным оружием: боезапас

- одна крылатая ракета с надводным стартом комплекса П-20, разработанного в ОКБ -240 под руководством С.В. Ильюшина, четыре 533-мм и шесть 400-мм торпед.

Сдача корабля с заводским номером 282 предусматривалась в 1959 году. Однако СМ СССР утвердил проект только 22 мая 1958 года (приказ Госкомитета по судостроению от 29 мая 1958 года). Строительство АПЛ затягивалось, а работы по ракете комплекса П-20 и вовсе прекратили в 1960 году, когда на полигоне уже было проведено несколько испытательных пусков. Завод в Северодвинске (Северное машиностроительное предприятие, до 09.09.1959 г. - завод №402) успел изготовить корпус ракетоносца, и в 1961 году его начали переоборудовать в торпедную подводную лодку пр. ПТ627А. Главный конструктор - Г.Я. Светаев.

Предназначение АПЛ, естественно, изменилось с поражения наземных целей на нанесение торпедных ударов по авианосно-ракетным соединениям и крупным транспортным конвоям вероятного противника. Вооружение: четыре 650-мм и четыре 533мм торпедных аппарата в двух специальных торпедных отсеках длиной 21,1 м, располо-

* В соответствии с постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 года в СКБ-143, кроме опытного ракетоносца пр. П627А, велась разработка ракетных АПЛ пр.639 и 658, вооруженных баллистическими ракетами, а также пр. 659 с крылатыми ракетами. Постановлением от 3 декабря 1958 года СКБ-143 поручили также проектирование атомной подводной лодки пр.653 с ракетным комплексом П-20.

В связи с огромной загруженностью конструкторского бюро, согласно приказу министра МСП от 21 сентября 1956 года, работы по ракетным АПЛ пр.658 и 659, разрабатывавшиеся на базе атомной подводной лодки пр.627А, были переданы в ЦКБ-18. Проектирование кораблей пр.639 (главный конструктор - В.П. Фуников) и пр.653 (главный конструктор

- М.Г. Русанов) продолжилось в СКБ-143, но в 1958

- 1960 годах было остановлено.

женных в надстрой-ке над двумя носовыми отсеками. В СКБ-143 планировали установить на АПЛ новый гидроакустический комплекс "Керчь" вместо "Арктика" и испытать ТА и новые торпеды калибра 650 мм. Позже отказались от нового ударного торпедного вооружения на пр.ПТ-627А и сразу стали размещать его на серийных лодках второго поколения. Строительство же опытной АПЛ остановили на этот раз уже окончательно, а задел корпусных конструкций и комплектующее оборудование передали на серийную торпедную подводную лодку К-50 пр. 627А.

Вступление в строй первых атомных подводных лодок вызвало большой подъем и воодушевление у кораблестроителей, ученых, конструкторов - всех создателей принципиально нового, весьма сложного подводного корабля. Подводники высоко оценивали достижения советской науки, позволившей создать подводные корабли с огромными возможностями. Однако наряду с общими положительными оценками этих кораблей буквально с первых же миль, пройденных под водой, вскрылись конструктивные недостатки и ошибки не только в работе отдельных механизмов, но и в функционировании главной энергетической установки. Особое беспокойство вызывала ненадёжная работа парогенераторов. Нарушения герметичгер-метичности первого контура приводили к повышению радиоактивности во втором контуре, угрожая безопасности личного состава. К сожалению, один корабль был потерян. В апреле 1970 года в ходе учений "Океан" затонула К-8 пр. 627А, погибло 52 человека. Причины - возникновение пожаров в III и VII отсеках, потеря продольной остойчивости в результате поступления забортной воды в прочный корпус.

Тем не менее личный состав стойко и мужественно проходил этот трудный и довольно болезненный период освоения боевой техники. На подводные лодки часто приезжали представители промышленности, конструкторы, инженеры КБ. Они советовались с подводниками, прислушивались к их оценкам эксплуатационных качеств механизмов, с пониманием относились к

критическим замечаниям. Сложилось плодотворное сотрудничество представителей науки с военными моряками-практиками. Это создавало благодатную почву для дальнейшего внедрения на атомоходы более совершенных систем и механизмов, повышающих тактико-технические элементы атомоходов, их надёжность в целом.

Кроме атомных торпедных подводных лодок первого поколения бюро разработало проектную документацию, по которой в середине 60-х гг. ХХ века на Северном машиностроительном предприятии (СМП) построили плавучий магнито-измерительный стенд*, а на заводах № 444 (Черноморский судостроительный завод) и "Красное Сормово" (ЗКС) переоборудовали две дизельные торпедные подводные лодки по проектам 613РВ и 633РВ. Эти опытные корабли водоизмещением 1055 и 1350 т соответственно предназначались для отработки ракетных комплексов "Вьюга" и "Шквал"; главный конструктор - Р.А. Шмаков4.

Таким образом, после привлечения в 40-х - 50-х годах СКБ-143 сначала к разработкам ПЛ с парогазовыми турбинными установками, а затем и атомных подводных лодок приоритетными направлениями деятельности конструкторского бюро были следующие:

• проектирование ПЛ с ПГТУ, а также участие в их строительстве;

• проектирование торпедных АПЛ, а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование ракетных АПЛ, а также участие в их строительстве;

• проектирование ПЛ специального назначения, участие в переоборудовании дизельных ПЛ и в их ремонте;

• проектирование плавучих сооружений, участие в их строительстве.

Конструкторского бюро (с 1966 года - Союзное проектно-монтажное бюро машино-строения "Малахит") после Б.К. Разлётова длительное время - с 1963 года вплоть до объединения в 1974 году с ЦПБ

* Использовался для измерения магнитных полей подводных лодок и для их безобмоточной обработки.

"Волна" - возглавлял один из выдающихся конструкторов в советском кораблестроении Николай Никитович Исанин, впоследствии дважды Герой Социалистического Труда. В 60-70 годы в КБ были разработаны и начали поступать на флот торпедные АПЛ второго поколения проектов 705, 705К, 671, 671РТ, 671РТМ.**

В конце 50-х годов конструкторы предложили создать скоростную титановую подводную лодку малого водоизмещения. По их замыслу такая лодка представлялась комплексно-автоматизированной, водоизмещением 1200-1500 т, скоростью подводного хода до 40 узлов, глубиной погружения не менее 400 м. Она предназначалась для борьбы с надводными кораблями (НК) и подводными лодками (ПЛ) противника на всех глубинах погружения. Вооружение представляло собой комплекс торпедного и противолодочного вооружения в составе шести автоматизированных гидравлических торпедных аппаратов калибра 533 мм. Предложения по АПЛ данного типа в 1960 году академик А.П. Александров изложил главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову и министру судостроительной промышленности Б.Е. Бутоме. При этом Анатолий Петрович сообщил, что он и академики А.И. Лейпун-ский, В.А. Трапезников и А.Г. Иосифьян готовы стать научными руководителями создания такой лодки. Предложения академиков были хорошо восприняты главкомом ВМФ и он незамедлительно отдал необходимые распоряжения для начала работы конструкторским бюро, институтам и центральным управлениям Военно-Морского Флота.

Многочисленные проектные и исследовательские проработки показали, что атомную подводную лодку с предложенными

** В СКБ-143 велись работы и над ракетными АПЛ второго поколения. Так, в соответствии с приказом председателя Госкомитета по судостроению (ГКС) от 16 августа 1958 г. проводился конкурс на лучшие проработки проектов атомных подводных лодок. В СКБ-143 в сентябре 1959 г. был выполнен эскизный проект атомной подводной лодки, вооруженной крылатыми ракетами. Главный конструктор пр.670 А.В. Угрюмов. Но исходя из установленной министерством специализации конструкторских бюро, дальнейшие разработки по АПЛ пр.670 поручили ЦКБ-112.

учеными характеристиками реально создать при водоизмещении 2300 тонн и принятии для неё одновальной однореактор-ной атомной паропроизводящей установки (ППУ) с жидкометаллическим теплоносителем "свинец-висмут". Разработку проекта этой лодки (пр.705 "Лира") осуществляло СКБ-143 в Ленинграде. Главный конструктор М.Г. Русанов, с 1976 года -В В. Ромин, с 1992 года - Р.А. Шмаков. В виду исключительной сложности поставленной задачи разработка и строительство лодок осуществлялись под непосредственным научным руководством академиков

A.П. Александрова, А.И. Лейпунского,

B.А. Трапезникова, А.Г. Иосифьяна, с участием многих научных и конструкторских коллективов страны5.

Опытная торпедная АПЛ К-64 пр. 705, 1971 г.

К работе над проектом от ВМФ были привлечены корабельные инженеры В.В. Гордеев и К.Н. Мартыненко. В главном управлении кораблестроения ведущим куратором проекта 705 был заместитель начальника ГУК по новой технике, опытный корабел, инженер, контр-адмирал А.К. Усыскин. Он с помощью специалистов управления новой техники, управления подводных лодок и первого института ВМФ, возглавляемого инженером, вице-адмиралом Л.А. Коршуновым, решал многие тормозящие это большое дело вопросы. Особо это касалось титановых сплавов, т.к. работы приостанавливались из-за возникновения трещин длиной 600 - 1000 мм на корпусных конструкциях, изготовленных из тонколистового титана, и цистернах главного балласта. Позже подобные явления наблюдались не только на Ново-Адмиралтейском заво-

де (НАЗ, бывший завод №196), но и на СМП. Приходилось заваривать трещины и менять дефектные листы. Именно по этой причине задерживалось строительство опытной подводной лодки К-64 (заводской №900). Только 22 апреля 1969 года АПЛ была спущена на воду и в доке переведена из Ленинграда на Север, на завод в Северодвинске. В декабре 1971 года К-64 была принята в состав Северного флота, но в 1972 году в результате нарушения теплового режима на К-64 произошёл выход из строя ППУ. Так как ремонт АПЛ признали нецелесообразным, то в 1973 году её вывели из эксплуатации.

Строительство серийных подводных лодок проекта 705 после корректировки проекта и устранения всех дефектов, отмеченных правительственной комиссией на испытаниях и при ее опытной эксплуатации, было поручено ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу (с 1972 года - Ленинградское Адмиралтейское объединение) и флагману строительства подводных лодок - Северному машиностроительному предприятию в Северодвинске. К-123 (заводской №105) - головная лодка серии проекта 705К - была сдана флоту в декабре 1977 года; приемный акт утвержден 26 июня 1980 года после опытной эксплуатации. Всего же построено шесть серийных атомных подводных лодок проектов 705 и 705К, отличавшихся лишь типом реактора (ОК-550 и БМ-40А соответственно).

Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО) очередную подводную лодку с заводским № 930 пр.705 достраивать не стало - сказались недостатки. Во-первых, требовался постоянный подогрев 1-го контура ППУ с жидкометаллическим теплоносителем до 160°С при стоянке лодки в базе с выведенной ГЭУ; во-вторых, повышенная аварийность АПЛ данных проектов; в-третьих, затеснённость отсеков из-за плотной компоновки, что усложняло ремонт и замену оборудования. Однако следует подчеркнуть, что создание АПЛ проектов 705 и 705К водоизмещением 2290 т с глубиной погружения 400 м, энергетической установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и скоростью хода в подводном положении более 41 узла

было прорывом для отечественной науки и промышленности. Подводные лодки стали первыми подводными кораблями, созданными на принципах полной комплексной автоматизации оружия, механизмов и технических средств.

Торпедная АПЛ К-123 пр.705К.

Спуск на воду на СМП 4 апреля 1976 г.

Разработкой другого атомохода второго поколения пр.671 "Ёрш" водоизмещением 3500 т в СКБ-143 вначале занималась группа конструкторов под руководством Л.А. Са-маркина, а затем главного конструктора Г.Н. Чернышёва, которого в 1984 году сменил Р.А. Шмаков. Необходимо напомнить, что первые советские атомные подводные лодки проектов 627, 627А и 645 предназначались для борьбы с надводными кораблями и судами вероятного противника, а флоту требовались атомные подводные корабли, способные вести борьбу с атомными ракетоносцами, осуществлять противодействие подводным и надводным силам НАТО, подстерегающим наши лодки на противолодочных рубежах. Проработки проектов первых лодок такого назначения начались уже в конце 50-х годов. Проведённый между конструкторскими бюро конкурс принёс победу СКБ-143.

Строительство атомных подводных лодок пр.671 правительство поручило Адмиралтейскому заводу (бывший завод №194), который вместе с Ново-Адмиралтейским заводом (бывший завод №196) в 1972 году составили Ленинградское Адмиралтейское объединение. Головную лодку К-38 заложили в апреле 1963 года. Новое дело потребовало тщательной подготовки, да и в ходе проектирования АПЛ вносились подчас

крупные изменения. Например, первоначально планировалась установка бортовых ТА под углом к диаметральной плоскости, но это привело бы к снижению скорости хода при применении оружия.

Приёмный акт К-38 Государственная ко миссия подписала 5 ноября 1967 года. В нём говорилось: "Это наиболее скоростная подводная лодка ВМФ СССР, она имеет высокие маневренные качества, большую глубину погружения, может использоваться в любых районах Мирового океана, в том числе подо льдами Северного Арктического бассейна и является эффективным средством защиты нашего побережья". За семь последующих лет Адмиралтейский завод сдал ВМФ ещё 14 лодок этого типа, две из которых (К-314 и К-398) в 1972 году прошли государственные испытания с ракетным противолодочный комплекс РПК-2 "Вьюга".

Торпедная АПЛ К-38 пр. 671. Мотовский залив, июль 1968 г.

Строительство подводных лодок 671-го проекта ещё продолжалось, а СКБ-143 уже работало над проектом модернизированной лодки 671РТ "Сёмга", предусматривающим ряд новшеств. Изменили расположение отсеков прочного корпуса, установили более совершенные радиолокационный, навигационный и другие комплексы. Лодка водоизмещением 4240 т получила кроме стандартных 533-мм торпедных аппаратов ещё и 650-мм ТА. В результате увеличились длина лодки, диаметр её прочного корпуса.

Главный конструктор проекта Г.Н. Чернышёв, а с 1984 года - Р.А. Шмаков.

Завод "Красное Сормово" сдал флоту в 1972 - 1977 годах четыре лодки пр.671РТ;

головная АПЛ - К-387. Ещё три единицы в 1975 - 1978 годах построило Ленинградское Адмиралтейское объединение.

Жизнь постоянно требовала оснащения ВМФ новыми, более совершенными торпедными атомными подводными лодками, предназначенными для действия против НК и ПЛ противника. В результате родился новый проект - 671РТМ "Щука". Его главным конструктором являлся Г.Н. Чернышёв, которого в 1984 году сменил Р.А. Шмаков. Задача заключалась в том, чтобы "выжать" из предыдущих проектов максимально возможное, оставив прежними материалы корпуса и глубину погружения. При создании лодки водоизмещением 4780 т внедрялись самые современные достижения в области оружия, радиоэлектроники и прочее. Осуществили большой комплекс мер по снижению шумности за счёт дополнительной амортизации фундаментов механизмов. Скорость хода в подводном положении и глубину погружения решили оставить без изменений, как на лодках пр.671 и 671РТ, а вот автономность увеличили до 80 суток. Количество и калибр торпедных аппаратов аналогично таковым на пр.671РТ: два 650мм и четыре 533-мм носовых ТА.

Одним из главных элементов вооружения должен был стать ракетный комплекс "Шквал", разработанный в НИИ-24 и прошедший испытания на опытных кораблях и на серийной лодке К-513 пр.671РТ в 1972 году. В состав комплекса входила подводная ракета ВА-111, развивающая поистине фантастическую скорость - 200 узлов при дальности хода 11 км. Кроме того, на подводные лодки пр. 671РТМ устанавливался не только штатный для всех торпедных АПЛ второго поколения противолодочный комплекс РПК-2 "Вьюга", но и РПК-6 "Водопад" с увеличенной дальностью стрельбы. Его приняли на вооружение в 1981 году. Для пусков противолодочных ракет всех типов со спецбоеприпасом использовалась 533 мм ТА; на ракете комплекса РПК-6 в качестве боевой части применялась малогабаритная торпеда УМГТ-1. Вместо противолодочных ракет и торпед АПЛ могла взять на борт мины и средства гидроакустического про-

Торпедная АПЛ К-517 пр.671РТ. Всплытие на Северном полюсе, 30 августа 1981 г.

тиводействия, например гидроакустические имитаторы подводных лодок МГ-74 калибра 533 мм.

Постройку подводных лодок проекта 671РТМ поручили двум предприятиям - Ленинградскому Адмиралтейскому объединению и заводу имени Ленинского комсомола (ЗЛК) в Комсомольске-на-Амуре. Предприятия сдали флоту по 13 кораблей. Последняя тихоокеанская АПЛ подняла Военно-морской флаг в октябре 1984 года, а лодка из города на Неве - в сентябре 1992 года.

Пять кораблей постройки ЛАО сдачи 1987 - 1992 годов имели серьёзное отличие от остальных подводных лодок и относились к пр. 671РТМК.* Они получили принципиально новый вид оружия - стратегические крылатые ракеты 3М-10 комплекса "Гранат". Их запуск производился из штатных 533-мм торпедных аппаратов. Главный конструктор разработанного в декабре 1984 года технорабочего проекта 671РТМК - Р.А. Шмаков.

48 атомоходов проектов 671, 671РТ, 671РТМ и 671РТМК достаточно хорошо зарекомендовали себя в ходе несения боевой службы в самых разных районах Мирового океана, в том числе и подо льдами Арктики, за исключением, пожалуй, жарких вод Индийского океана. Они доказали свою неплохую надёжность и боевую устойчивость.

О некоторых технических проектах, разрабатывавшихся СКБ-143 (СПМБМ "Мала-

* Ещё пять АПЛ (К-324, К-255, К-502, К-527, К-524) прошли переоборудование по пр.671РТМК в 19891996 гг. на заводе "Нерпа".

хит"), даёт представление Таблица.

23 февраля 1974 года приказом министра судостроительной промышленности Союзное проектно-монтажное конструкторское бюро "Малахит" (б.СКБ-143) и Центральное проектное бюро "Волна" (ЦКБ-16) были объединены в одно КБ под названием СПМБМ "Малахит"6. Что же из себя представляло ленинградское ЦКБ-16? Об этом во второй части статьи.

Торпедная АПЛ К-524 пр. 671 РТМ. 1999 г.

Таблица.

Перечень некоторых технических проектов, разрабатывавшихся СКБ-143 (СПМБМ "Малахит")

№ п/п Номер проекта Бюро-проектант Главный конструктор технического проекта Утверждение технического проекта (год) Завод-строитель кораблей Сдача кораблей Заказчику (годы) Количество построенных кораблей (ед.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8

АТОМНЫЕ ТОРПЕДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

1. 627 СКБ-143 В.Н. Перегудов 1955 №402 1958 1

2. 627А СКБ-143 В.Н. Перегудов 1956 №402 (СМП) 1959-1964 12

3. ПТ627А СКБ-143 Г.Я. Светаев План - 1960 №402 (СМП) План - 1962 0 (не достр. - 1). Закладывась по пр.П627А (АПЛ с КР).

4. 645 СКБ-143 В.Н. Перегудов 1956 СМП 1963 1

5. 671 СКБ-143 Г.Н. Чернышёв 1962 Адмиралтейский завод 1967-1974 15

6. 705 СКБ-143 М.Г. Русанов 1963 Ново-Адмиралтейский завод (ЛАО) 1971-1981 4 (не достр. - 1)

7. 705К СКБ-143 М.Г. Русанов 1965 СМП 1977-1981 3

8. 671РТ СПМБМ "Малахит" Г.Н. Чернышёв 1967 ЗКС 1972-1978 4 (не достр. - 1)

ЛАО 1975-1978 3

9. 671РТМ СПМБМ "Малахит" Г.Н. Чернышёв 1974 ЛАО 1977-1985 8

ЗЛК 1978-1984 13

АТОМНЫЕ РАКЕТНО-ТОРПЕДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

10. 671РТМК СПМБМ "Малахит" Р.А. Шмаков 1984 ЛАО 1987-1992 5

ЗЛК 0 (не достр. - 1)

Список литературы

1. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" в 4 томах.-Т.1. - СПб.: СПМБМ "Малахит", 2002.- 488 с.

2. Корабли и люди. - СПб.: ОАО "СПМБМ "Малахит", 2010 - 476 с.

3. "Малахит" - подводным силам России. -СПб.: Гангут, 2006 - 191 с.

4. Шанихин Е.Н. СПМБМ "Малахит" - Военно-Морскому Флоту России // Судостроение.-№1.-1998.- С. 105-108.

5. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: Издательство "Полигон", 2004 - 544 с.

6. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" в 4 томах. -Т.2. - СПб.: СПМБМ "Малахит", 1995. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.