Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"И СОЗДАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК'

ИСТОРИЯ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"И СОЗДАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / РАКЕТА / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / ПОКОЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / NUCLEAR SUBMARINE / DESIGN OFFICE / MISSILES / SUBMARINE / GENERATION / PROJECT / DESIGN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куличков Валерий Константинович

Рассматривается история ЦКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»), созданном при горьковском судостроительном заводе №112 («Красное Сормово») на Волге, а также проектирование конструкторским бюро атомных подводных лодок различных подклассов в 50-х - 90-х годах XX века. Подвергается анализу приоритетные направления деятельности КБ и перечень разрабатывавшейся продукции - от ракетных и торпедных ПЛ до подлодок специального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of CKB "Lazurit" and create nuclear submarines

The history of TSKB-112 (TsKB "Lazurit"), created at the Gorky shipyard №112 ("Krasnoe Sormovo") on the Volga, as well as the design of the design Bureau of nuclear submarines of various subclasses in the 50s-90s of the XX century is considered. Subjected to analysis of priority directions of activity of the KB and the list of products developed from missile and torpedo submarines to submarines for special purposes.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"И СОЗДАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК»

УДК 623.8 ; 338.245

ИСТОРИЯ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"И СОЗДАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Куличков Валерий Константинович

советник директора ФГУП ОКБ ОТ РАН, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Рассматривается история ЦКБ-112 (ЦКБ "Лазурит"), созданном при горьковском судостроительном заводе №112 ("Красное Сормово") на Волге, а также проектирование конструкторским бюро атомных подводных лодок различных подклассов в 50-х - 90-х годах XX века. Подвергаются анализу приоритетные направления деятельности КБ и перечень разрабатывавшейся продукции: от ракетных и торпедных ПЛ до подлодок специального назначения.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, конструкторское бюро, ракета, подводная лодка, поколение, проект, проектирование.

Kulichkov Valery Konstantinovich, director s advisor FGUP OKB of Oceanographic appliances Russian Academy of Sciences, doctor of Economic Sciences, candidate of historical Sciences, associate Professor, Moscow, Russian Federation.

History of CKB "Lazurit" and create nuclear submarines.

Abstract. The history of TSKB-112 (TsKB "Lazurit"), created at the Gorky shipyard № 112 ("Krasnoe Sormovo") on the Volga, as well as the design of the design Bureau of nuclear submarines of various subclasses in the 50s-90s of the XX century is considered. Subjected

to analysis of priority directions of activity of the KB and the list of products developed from missile and torpedo submarines to submarines for special purposes.

Keywords: nuclear submarine, design office, missiles, submarine, generation, project, design.

В июне 1953 года при горьковском заводе "Красное Сормово" из сектора специального судостроения заводского конструкторского бюро и группы главного конструктора пр.613 З.А.Дерибина, прибывшей из ЦКБ-18, было создано Специальное конструкторского бюро №112 (СКБ-112). В Горький из Ленинграда передали документацию по дизель-электрическим подводным лодкам 613-го проекта. Поэтому СКБ-112 первоначально занималось проектированием средних торпедных ПЛ. В 1956 году конструкторское бюро стало самостоятельным в качестве ЦКБ-112. Его возглавил начальник и главный конструктор Владимир Петрович Воробьёв, впоследствии Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор.

ЦКБ неоднократно меняло название. В 1968 году его переименовали в СКБ "Судо-проект", в 1974 году - ЦКБ "Лазурит", а в 1994 году - АО ЦКБ "Лазурит".

После привлечения в конце 50-х годов ЦКБ-112 к разработкам спасательной тех-

С-66 пр.613 с 57- и 25-мм артиллерийскими

установками на Черном море. В 1963 г. прошла модернизацию по пр.613В

ники и атомных подводных лодок приоритетными направлениями деятельности конструкторского бюро стали следующие:

• проектирование дизельных ПЛ (ДПЛ), а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование атомных ПЛ (АПЛ), а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование ПЛ специального назначения (ПЛСН), участие в их строительстве, модернизации и ремонте;

• проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по созданию спасательной техники.

Кроме средних торпедных ПЛ пр.613 с дизель-электрической энергетической установкой, а затем и пр.633 водоизмещением 1050 и 1319 т, соответственно, в конструкторском бюро до 90-х годов разработали многочисленные проекты их модернизации и переоборудования* . Это и торпедные подводные лодки (пр.613В), и ракетные (пр.665), и корабли специального назначения (613С, 613Э, 633Л, 640Ц, др.), включая

* В ЦКБ-112 предлагали заказчику (ВМФ) продолжить строительство средних дизель-электрических ПЛ. Но разработанный в 1956 - 1958 годах под руководством З.А.Дерибина и А.И.Каменецкого технический проект подводной лодки пр.654 водоизмещением 1600 т развития не получил. Зато средние ДПЛ появились в военно-морских силах КНР и КНДР, т.к. ЦКБ-112 по решению советского правительства в 1958 году подготовило чертежи и конструкторскую документацию по лодкам пр.633 для передачи её КНР.

С-28 пр.633 в Мерс-эль-Кебире перед передачей ВМС Алжира, 1982 г.

опытную спасательную подводную лодку пр.666. Последняя послужила прототипом для построенных в 1976-1979 годах заводом им. Ленинского комсомола двух спасательных ПЛ пр.940 "Ленок" водоизмещением 3900 т. Несколько ранее, в 19671970 годах, тоже предприятие передало Военно-Морскому Флоту четыре средние подводные лодки-мишени пр.690 "Кефаль" водоизмещением 1910 т. Все эти большие и средние ДПЛ были спроектированы ЦКБ-112 (СКБ "Судопроект"), причём конструкторские работы по данным подводным лодкам являлись несколько необычными, т.к. выполнялись главными конструкторами Б.А. Леонтьевым (пр.940) и Е.В. Крыловым (пр.690) для дальневосточного судостроительного предприятия в Комсомольске-на-Амуре, а не для сормовского завода в Горьком. Обычно конструкторское бюро вело проектные работы по созданию ПЛ и сопровождению постройки лодок именно на заводе "Красное Сормово", при котором прежде и было основано.

Заметный след в истории ЦКБ-112 -ЦКБ "Лазурит" оставили автономные глубоководные аппараты и автономные подводные снаряды. Все они в количестве 26 единиц закладывались на сормовском заводе, а начало им положил управляемый подводный снаряд, который являлся составной частью спасательного комплекса вместе с опытной спасательной подлодки пр.666. Надо заметить, что УПС разрабатывался

под руководством С.Н. Якимовского и был построен ЗКС в 1961 году.

Через 10 лет Военно-Морскому Флоту начали сдавать автономные подводные снаряды: спасательные пр.18370, пр.18371 и рабочие пр.18390, пр.18392 водоизмещением 45-46 т. Предусматривалась их эксплуатация с надводных носителей, со спасательных подводных лодок пр.940 и с боевых дизельных и атомных ПЛ пр.651, 658 и 675 после соответствующего дооборудования.

С 1983 года ВМФ СССР получал от судостроительной промышленности автономные глубоководные аппараты пр.18550 "Приз", пр.18270 "Бестер" и пр.18271 "Бестер-1" водоизмещением 39-56 т*.

Главные конструкторы автономных глубоководных аппаратов и автономных подводных снарядов - С.В.Молотов (пр.18370, 18390), Е.В.Крылов и Б.И.Голдовский (пр.18550, 18270) - под руководством первых лиц бюро В.П. Воробьёва и Н.И. Ква-ши создали надежные корабли, достойные своего времени, реализовав ряд принципиально новых конструктивных и технических решений.

С конца 50-х годов ХХ века конструкторский коллектив ЦКБ-112 начал проектирование подводных лодок с атомными энергетическими установками. Создание первой АПЛ было серьёзным испытанием для ЦКБ. Главным конструктором атомохода 670 проекта в 1958 году стал В.К.Шапошников, в 1960 году его сменил В.П.Воробьёв. Это был подводный атомоход второго поколения водоизмещением 3376 т с новым ракетным комплексом "Аметист". Боекомплект - восемь противокорабельных ракет; дальность полёта - до 80 км.

По сравнению с ракетоносцами первого поколения проектов 658 и 675 других конструкторских бюро подводные лодки проекта 670 имели более высокие тактико-технические элементы, старт ракет - из подводного положения. Были приняты меры по снижению собственного акустического поля за счёт применения звукоизолирующей амортизации механизмов и их

* АС-40 пр.18271 достроен в 2015 году на "Адмиралтейских верфях" в г. Санкт-Петербурге.

фундаментов, а также облицовкой переборок и палубных настилов со специальным вибродемфирующим покрытием.1

Головную атомную ракетную подводную лодку К-43 начали строить в феврале 1962 года и официально заложили 9 мая 1964 года. В ходе строительства пришлось дважды корректировать технический проект, причём во время второй корректировки даже пришлось увеличить длину корпуса подводной лодки до 95,55 м. Нормальное водоизмещение выросло до 3574 т. Но корректировки не задержали выдачу рабочих чертежей заводу "Красное Сормово", и это было сделано в марте 1963 года, в срок2- 5 ноября 1967 года горьковчане сдали К-43 Военно-Морскому Флоту в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Всего же в период с 1967 по 1972 годы на заводе "Красное Сормово" построили 11 РПЛ этого проекта. Интересна судьба одной из них.

В середине 80-х годов Советский Союз и Республика Индия заключили соглашение о передаче в аренду сроком на три года советской атомной подводной лодки К-43 пр.670 без ядерного оружия на борту в учебных целях - для приобретения опыта эксплуатации кораблей такого типа индийскими военно-морскими силами. Основные проблемы -необходимость обучения индийского личного состава и оснащение РПЛ системами, способными работать в тропических условиях. По этой причине Постановлением Совета Министров СССР от 5 ноября 1985 года предписывалось Минсудпрому подготовить К-43 для передачи Индии. Модернизация по проекту 06709 "Боксит" была проведена на заводе "Звезда" в г.Большой Камень при участии специалистов из ЦКБ "Лазурит". Часть оборудования демонтировали, а другую часть отремонтировали или заменили. Бывший начальник 12-го Главного производственного управления В.В. Мурко пишет по этому поводу следующее: "...Я вынужден был принять решение о передаче на "Боксит" ряд оборудования с АПЛ такого же проекта заказ 901 ("Беркут"), который планировался к сдаче на "Нерпе" в 1987 году <••> Министр установил срок сдачи "Бок-

сита" во II квартале 1987 года»3.

В июле 1987 года был подписан контракт на аренду корабля, получившего номер УТС-550, и индийский экипаж прибыл для его приёма. 5 января 1988 года после подписания приёмного акта прошла церемония смены флага и тактического номера на S-71 ("СЬакга").

S-71 Chakra пр.06709 в составе индийского флота

В конце 60-х годов СКБ "Судопроект" начало активные работы по созданию модернизированной РПЛ пр.670М водоизмещением 4350 т. На атомоход устанавливался новый ракетный комплекс "Малахит" с дальностью стрельбы до 120 км; минно-торпедное вооружение всех ракетных ПЛ пр.670 и 670М было одинаковым и состояло из четырёх 533-мм, двух 400-мм торпедных аппаратов.

Начиная с 1973 года завод сдал флоту шесть подводных атомных ракетоносцев проекта 670М, причём одновременно велось строительство четырёх торпедных АПЛ второго поколения пр.671РТ водоизмещением 4300 т. Их горьковчане заложили в 1971 - 1976 годах и строили по чертежам и конструкторской документации Специального проектно-монтажного бюро машиностроения "Малахит". Позже, с 1986 года, на К-452 пр.670М велись модернизационные работы в Полярном на заводе "Нерпа" по пр.06704 "Беркут" (главный конструктор А.Г. Ле-щев). На ракетной подводной лодке вместо пусковых установок комплекса "Малахит" разместили 24 транспортно-пусковых контейнера СМ-315 для новых ракет комплекса "Оникс", который увеличил боевую эффек-

тивность РПЛ более чем в три раза.

Прорывом для конструкторского бюро "Лазурит" было проектирование атомной торпедной подводной лодки третьего поколения пр.945 водоизмещением 5850 т. Главный конструктор - Н.И. Кваша. Особенностью этой АПЛ был прочный корпус, изготовленный из титанового сплава, поэтому надлежало учесть все сложности при работе с этим материалом, подготовить большое количество специалистов. По проекту новый атомоход вооружался торпедами, минами и ракетами калибра как 650 мм, так и 533 мм, включая ракеты "Шквал", противолодочные ракеты комплексов "Водопад" и "Ветер". Необходимо отметить, что корабль пр.945 обладал самым большим боекомплектом среди отечественных и зарубежных АПЛ.

Б-452 "Новгород Великий" пр.06704 и К-141 "Курск" пр.949А, Видяево

К-239 пр.945. Баренцево море, 01.11. 1984

Головная лодка серии получила тактический номер К-239 и была заложена на ЗКС

Б-534 пр.945А возвращается из похода, 02.07.2008

20 июля 1979 года, вступила в строй в сентябре 1984 года. Всего на этом заводе построили до 1993 года четыре титановых АПЛ. Две из них - по проекту 945А с новым составом вооружения, в связи с отказом от 650-мм торпедных аппаратов.

Некоторые изменения претерпела энергетическая установка, улучшились характеристики по шумности и устанавливалось новое радиоэлектронное вооружение, для чего пришлось увеличить длину корабля до 110 м, а водоизмещение до 6470 т. Это было немаловажно, так как существовали жёсткие ограничения по массе и длине кораблей из-за особенностей создания подводных атомоходов различных проектов в Горьком (ныне г. Нижний Новгород). Следом за постройкой и спуском на воду для завершения достроечных работ лодки по внутренним водным путям в специальном доке переводились на сдаточную базу в Северодвинск. Там проводились заводские и государственные испытания, после чего корабли принимались в состав ВМФ.

В самом конце 80-х годов в ЦКБ "Лазурит" спроектировали усовершенствованные подводные атомоходы пр.945АБ, но вследствие недостаточного финансирования в "смутные девяностые" ЗКС не удалось достроить два корабля. Их корпуса разобрали на металл.

Не удалось сдать Военно-Морскому Флоту и головную атомную подводную лодку пр.957, спроектированную "Лазуритом";

главный конструктор - Л.Л. Краснополь-ский. Эта однокорпусная АПЛ четвёртого поколения предназначалась для борьбы с подлодками вероятного противника и должна была строиться в двух вариантах, причём корабли пр.957Т с титановым корпусом предполагалось заложить на ЗКС3, 4.

Несмотря на то, что из-за распада Советского Союза всех целей достичь не удалось, горьковские конструкторы и кораблестроители по достоинству считаются одними из создателей надёжных атомных подводных кораблей третьего поколения, способные и сегодня противостоять в океане потенциальному противнику. В настоящее время планируется модернизация двух АПЛ пр.945 по пр.945М. Вопрос в одном: удастся ли это воплотить в жизнь? Вопрос непростой, т.к. контракт на ремонт подводных лодок К-239 "Карп" и К-276 "Кострома" был заключен в 2012 г., но по указанию заказчика приостановлен в 2015 г.

Ракетная ДПЛ пр.651 в Средиземном море. На К-68 (пр. 651Э) установили ВАУ-6

БС-486 в пр. Лаперуза. На пр. 940 предполагалась установка ВАУ-6

Таблица

Перечень некоторых технических проектов, разрабатывавшихся ЦКБ-112

№ п/п Номер проекта Бюро-проектант Главный конструктор технического проекта Завод-строитель кораблей Сдача кораблей заказчику (годы) Количество построенных кораблей (ед.)

1 2 3 4 5 6 7

КРЕИСЕРСКИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

1. 670 ЦКБ-112 В.П. Воробьёв ЗКС 1967-1972 11

2. 670М-1 СКБ «Судопроект» В.П. Воробьёв ЗКС 1973-1980 6

БОЛЬШИЕ АТОМНЫЕ ТОРПЕДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

3. 945 ЦКБ «Лазурит» Н.И. Кваша ЗКС 1984-1987 2

4. 945А ЦКБ «Лазурит» Н.И. Кваша ЗКС 1990-1993 2

5. 945АБ ЦКБ «Лазурит» Н.И. Кваша ЗКС - 0 (не достроены - 2)

БОЛЬШИЕ АТОМНЫЕ РАКЕТНО-ТОРПЕДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

6. 957 ЦКБ «Лазурит» Л.Л. Краснопольский Севмашпредприятие - 0 (не достроена - 1)

ИТОГО - по шести проектам бюро заложены 24 АПЛ на двух заводах. Сдана 21 ед. Не достроены - 3 ед.

В заключение следует сказать, что по проектам ЦКБ "Лазурит" была построена 21 атомная ПЛ (смотри Таблицу). Кроме того, конструкторское бюро подготовило необходимую конструкторскую документацию для модернизации дизельной ракетной подводной лодки по пр.651Э со вспомогательной атомной энергетической установкой (ВАУ-6) и водо-водяным реактором кипящего типа. После успешной опытной эксплуатации корабля в 80-х годах "Лазурит" разработал техническую документацию на модернизацию спасательных ПЛ пр.940 в части установки ВАУ-6 с целью расширения тактических возможностей спасательных подводных лодок5. Это гарантировало существенное качественное расширение возможностей использования кораблей, но работы в 90-е годы, к сожалению, свернули.

Список литературы

1. Иванов И.В., Постнов А.А. Строительство атомной подводной лодки проекта 670 // Судостроение. -2011.-№ 6. - 24 с.

2. Илескин Г. А. Красное Сормово: завод и люди.- Н. Новгород: Кварц, 2006. -С. 408, 417.

3. Мурко В.В. Записки директора. - М.: Московская типография №2, 2008. -346 с.

4. Подводные силы России. - М.: Военный парад, 2006. - 832 с.

5. Постнов А.А. Спасательная подводная лодка проекта 940 // Тайфун. - 2001.- № 9. -С.2-15.

6. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.