Научная статья на тему 'От истоков судостроения к военно-морскому флоту'

От истоков судостроения к военно-морскому флоту Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО» / ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / SHIPBUILDING PLANT «KRASNOE SORMOVO» / DIESEL-ELECTRIC SUBMARINE / NUCLEAR MISSILE SUBMARINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирясов Г. М., Мухина М. Л.

В статье кратко приведена история возникновения и развития одного из старейших судостроительных предприятий Нижнего Новгорода – завода «Красное Сормово». Несмотря на фрагментальность изложения, статья позволяет чётко представить место и значение завода в оборонной промышленности СССР. Кратко приведены сведения от первых подводных лодок до современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От истоков судостроения к военно-морскому флоту»

Мирясов Г.М.',Мухина М.Л.2 ©

'Доцент, кафедра электрооборудования судов; 2доцент, кандидат технических наук, кафедра инженерной графики,Нижегородский технический университет имени Р.Е. Алексеева

ОТ ИСТОКОВ СУДОСТРОЕНИЯ К ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ

Аннотация

В статье кратко приведена история возникновения и развития одного из старейших судостроительных предприятий Нижнего Новгорода - завода «Красное Сормово». Несмотря на фрагментальность изложения, статья позволяет чётко представить место и значение завода в оборонной промышленности СССР. Кратко приведены сведения от первых подводных лодок до современных

Ключевые слова: судостроительный завод «Красное Сормово»; дизель-электрическая подводная лодка; атомная ракетная подводная лодка.

Keywords: shipbuilding plant «Krasnoe Sormovo»; diesel-electric submarine, nuclear missile submarine.

«Соблюдая в точности свое самостоятельное и независимое производство, фабрика не искала за границей исполнителей этого дела. Помня правило, что дело рождает деятелей, она обошлась русскими средствами, нашла русского руководителя работ, а с развитием дела нашлись русские

материалы и мастеровые...»

Журнал «Морской сборник», 1853, №9.

Судостроительное предприятие «Красное Сормово» в городе Нижнем Новгороде -одно из старейших предприятий данной отрасли. Направления деятельности завода -машиностроение и металлургия, котлостроение и мостостроение, вагоно - и паровозостроение, оборудование для нефтяников, проходчиков, золотых приисков, заказы военного ведомства, танкостроение, продукция для сельского хозяйства и товары народного потребления [2,12].

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 г. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору А.И. Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» [3,23]. Основал завод как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов русский промышленник, отставной поручик греческого происхождения Д.Е. Бенардаки. С 1994 г. предприятие является открытым акционерным обществом, полное название - ОАО Завод «Красное Сормово».

С начала его основания Сормовская машинная фабрика была ориентирована на строительство судов, в том числе паровых и в основном с железными корпусами. Для судостроения требовались паровые машины, котлы; надо было отливать цилиндры, крышки, поршни, кнехты, шпили и многие другие узлы и детали. Например, для паровой машины мощностью более 120 л. с. были необходимы отливки в 3, 4 и 6 т. Для изготовления этих изделий и предназначались чугунолитейная и кузнечная мастерские. Кузнечнаябыла оборудована паровыми молотами и мехами для подачи воздуха к печам и горнам, а литейная - двумя поворотными вертикальными печами, работающими на древесном угле. Разливка производилась ручными ковшами. Из литейной раскаленные болванки поступали в кузницу.

Листовое и профильное железо получали с Урала и из-за границы. С начала XXго века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного

©Мирясов Г.М., Мухина М.Л., 2013 г.

профиля. Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858 г.), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. В 1902 г. на заводе для крейсера «Очаков» были построены две самые большие в России паровые машины.

В 1908-1913 г. г. производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку). В 1912-1914 г.г. на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю. За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

С 23 февраля 1930 г. на заводе началось производство подводных лодок для ВМФ СССР. 14 июня 1929 г. на завод «Красное Сормово» пришло задание Управления ВоенноМорских Сил на постройку первой (рис. 1) подводной лодки (ПЛ) «...для освоения производства и создания строительной базы с доведением строительства до 20 подлодок на случай войны.» [3,56].

ШСШОЕРГСТШЕ "http://im8-tub-m.yandex.net/i?id=245960627-42-73&n=21" \* MERGEFORMATINET ШСШОЕРГСТШЕ "http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=245960627-42-73&п=21" \* MERGEFORMATINET ШСШОЕРГСТШЕ "http://im8-tub-ru.yandex.net/i? id=245960627-42-73&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE 'Ъ«р://т8-ШЬ-

т.уапс1ех.пей?1с1=245960627-42-73&п=2Г \* МЕЇЮЕРСЖМАТШЕТ

Рис. 1. Первая подводная лодка завода «Красное Сормово»

Этому глубокому стратегическому решению достойную оценку дала Отечественная война, когда оккупированный Николаев и блокированный Ленинград были исключены из производства ПЛ, а завод «Красное Сормово» продолжал их строить. За годы войны завод построил 27 подводных лодок, почти половину построенных в стране за это время (55 ПЛ) [1,47].

По утверждению А.А. Постнова, инженера-кораблестроителя, длительное время работающего в ОАО ЦКБ «Лазурит» завода «Красное Сормово», в середине пятидесятыхХХш века в СССР начались крупные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного обеспечить государственные интересы страны в мировом океане. Была поставлена задача создать многоцелевые подводные лодки и расширить их боевые возможности. К 50-60м годам заводом был накоплен огромный опыт строительства: более 150 единиц дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) таких как, например, проекты 613, 633, 644, 665, 651, вооружённые крылатыми ракетами (рис. 2).

Полученный опыт строительства ДЭПЛ явился для конструкторов и судостроителей Центрального конструкторского бюро «Лазурит» завода «Красное Сормово» «школьной партой» перед проектированием и строительством первой, головной атомной ракетной подводной лодки «Скат» проекта 670 (рис.3).

ШСШОЕРГСТШЕ 'Ъ«р:/Лт8-ШЬ-m.yandex.net/i?id=38508867-02-73&n=2Г \* MERGEFORMATINET ШСШОЕРГСТШЕ "Ы*р:/Лт8-ШЬ-m.yandex.net/i?id=38508867-02-73&n=2Г \* MERGEFORMATINET ШСШБЕРГСТШЕ 'Ъ«р://т8-шЬ-m.yandex.net/i?id=38508867-02-73&n=2Г \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE 'Ъ«р://т8-ШЬ-m.yandex.net/i?id=38508867-02-73&n=2Г \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE 'Ъ«р://т5-ШЬ-m.yandex.net/i?id=129900695-50-73&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im5-tub-m.yandex.net/i?id=129900695-50-73&п=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE 'Ъ«р://т5-ШЬ-m.yandex.net/i?id=129900695-50-73&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im5-tub-m.yandex.net/i?id=129900695-50-73&п=21" \* MERGEFORMATINET

Рис. 2. ДЭПЛ типа С-80 пр. 613 Рис. 3. Головная АПЛ «Скат» пр. 670

Первые два отсека прочного корпуса атомной ракетной подводной лодки (АПЛ) «Скат» представляли собой двойную восьмёрку, что позволило разместить в обводах лёгкого корпуса восемь контейнеров, наклонённых под углом 32,5 0, под крылатые ракеты, по четыре побортно вдоль прочного корпуса. Лодка с самого начала проектировалась одновальной и однореакторной впервые в стране. Такое решение позволяло иметь меньшее водоизмещение, повышенную скорость при той же мощности и меньшую шумность [5,95]. В первом отсеке находилось четыре торпедных аппарата с боевым запасом четырнадцати торпед, перезарядка торпед производилась автоматически.Главная энергетическая установка мощностью около12000 кВт включала водо-водяной реактор (мощность 89,2 кВт). Турбина ГТЗА-631 вращала пятилопастной винт. Имелось два вспомогательных водомёта с электроприводом (мощность 270 кВт), обеспечивающих движение со скоростью пять узлов. На лодке использовалась система генерирования трёхфазного переменного тока 380 В частотой 5 Гц. Корабль оснащён двумя автономными турбогенераторами (2000 кВт), дизель-генератором переменного тока мощностью 500 кВт с дистанционной системой управления, двумя обратимыми преобразователями мощностью 500 кВт и аварийной аккумуляторной батареей 2 группы по 112 элементов. Имелось три системы гидравлики: общекорабельная система, «Тантал» - система крышек ракетных контейнеров и щитов, и рулевая система. Также имелась электролизная система регенерации воздуха. Эффективную борьбу с огнём обеспечивала система объёмного фреонового пожаротушения. Навигационный комплекс «Сигма-670» в 1,5 раза превосходил характеристики навигационной аппаратуры лодок первого поколения. Лодка оснащена дополнительно к торпедному вооружению ракетным противокорабельным комплексом. На АПЛ «Скат» резко увеличен уровень автоматизации. Автоматизировались управление по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе. Одной из сложных проблем для проектантов было удержание размеров и водоизмещения корабля в пределах, допускающих его транспортировку по внутренним водным путям на Север [4,38; 5,19].

По свидетельству Ф.И. Чуева, бывшего заместителя начальника предприятия «Эра», чтобы построить головную АПЛ потребовалась существенная реконструкция завода.

Строились новые и модернизировались действующие цеха, трансбордеры, СЛИП, организовался производственный цех автоматики, где проходила проверка приборов

автоматики перед установкой их на АПЛ. Специалисты проходили обучение в Обнинске. Были построены вспомогательные суда: энергоблок, плавмастерская. На заводе был создан уникальный док, с помощью которого можно было транспортировать три подводные лодки одновременно.

Модернизация коснулась электромонтажного производства: были организованы участки изготовления борт-разъёмов и кабельных переходов для ракет, участок распайки штепсельных разъёмов для спецпостов, внедрены габаритные макеты главных щитов, батарейных автоматов для разделки и оконцевания подходящих кабелей, внедрена

гидрокамера для испытания герметичности аппаратуры, в цехе изготовлен фанерный макет лодки для затяжки всех кабельных трасс. При работе на масштабном макете повышали свою квалификацию мастера, бригадиры и дублёры при выполнении электромонтажные работы. Вошло в практику проведение швартовных испытаний всех преобразователей в стапельный период.

К строительству своей первой АПЛ Сормовский завод приступил 9 .05. 1964 г., приварив в блоке корпуса закладную доску «К-43». Началась напряжённая постройка лодки с ежедневным решением сотен производственных вопросов. Спуск на воду состоялся 6. 08. 1966 г. Закончились швартовные и комплексные испытания паро-производительной установки, которые непрерывно продолжались семь суток. 7. 07. 1967 г. док с лодкой и

вспомогательными судами покинули родную гавань. 20. августа начались ходовые

испытания, которые продолжались 22 суток. 5 октября лодка вышла на Государственные испытания. 5 ноября 1967 года был подписан приёмный акт. В середине декабря первая атомная лодка своим ходом ушла в Западную Лицу - место своего постоянного базирования.

Огромен вклад Сормовских корабелов в укреплении могущества Военно-Морского Флота. По данным [2,164], где открыто называется число сданных подводных лодок каждого проекта, даты их закладки, спуска на воду и сдачи военно-морскому флоту (ВМФ), за 157 лет на заводской судовефи построено: 1261 единица плавсредств гражданского назначения, 372 корабля для ВМФ, в том числе более 300 подводных лодок и 25 глубоководных аппаратов.

Примечание: в данной статье использованы фотографии с официального сайта ОАО «Завод «Красное Сормово» www.krsormovo.nnov.ru

Литература

1. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. - М., 1990, - С. 286

2. Илескин Г.А., Ю.К. Меньшиков, Постнов A.A. Книга об истории и сегодняшнем дне старейшего российского завода «Красное Сормово», его людях и продукции, которая на нем выпускалась и выпускается - Н. Новгород: Кварц, 2006. - С. 696

3. Парусов А.И. 100 лет завода «Красное Сормово» имени Жданова A.A. (1849-1949 гг.) // А.И. Парусов, П.И. Шульпин. - Горький, 1949. - С. 221

4. Постнов A.A. Инженеры-кораблестроители/ A.A. Постнов // Красный Сормович. - 1996. - № 7. -С. 14-18

5. Постнов A.A. Сормовские подводные лодки: Очерки // A.A. Постнов. - Н. Новгород, 2004. - С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.