Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН"'

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / РАКЕТА / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / ПОКОЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТОРПЕДА / NUCLEAR SUBMARINE / DESIGN DEPARTMENT / ROCKET / SUBMARINE / GENERATION / PROJECT / DESIGN / TORPEDO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куличков Валерий Константинович

Рассматривается история Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"), которое на протяжении почти 120 лет занимается проектированием боевых подводных лодок и подводных лодок специального назначения для отечественного ВМФ, а также гражданских подводных аппаратов различного назначения. Анализируются приоритетные направления деятельности ЦКБ МТ "Рубин" и перечень разрабатывавшейся продукции: от ракетных подводных крейсеров стратегического назначения до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF SUBMARINE DESIGN IN CENTRAL DESIGN BUREAU FOR MARINE ENGINEERING "RUBIN"

The article deals with the history of the Central Design Bureau for Marine Engineering "Rubin", which for almost 120 years has been designing combat submarines and special - purpose submarines for the Russian Navy, as well as civil submarines of various purposes. Priority areas are analyzed of "Rubin" and the list of products under development - from strategic missile submarines to special - purpose submarines with nuclear power plants.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ЦКБ МТ "РУБИН"»

УДК 355/359

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В ЦКБ МТ "РУБИН"

Куличков Валерий Константинович

советник директора ФГУП ОКБ ОТ РАН, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Рассматривается история Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"), которое на протяжении почти 120 лет занимается проектированием боевых подводных лодок и подводных лодок специального назначения для отечественного ВМФ, а также гражданских подводных аппаратов различного назначения. Анализируются приоритетные направления деятельности ЦКБ МТ "Рубин" и перечень разрабатывавшейся продукции: от ракетных подводных крейсеров стратегического назначения до подлодок специального назначения с атомными энергетическими установками.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, конструкторское бюро, ракета, подводная лодка, поколение, проект, проектирование, торпеда.

Kulichkov Valery Konstantinovich, Director's Advisor FGUP OKB of Oceanographic appliances Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, associate Professor, Moscow, Russian Federation.

From the history of submarine design in Central Design Bureau for Marine Engineering "Rubin".

Abstract. The article deals with the history of the Central Design Bureau for Marine Engineering "Rubin", which for almost 120 years has been designing combat submarines and special-purpose submarines for the Russian

Navy, as well as civil submarines of various purposes. Priority areas are analyzed of "Rubin" and the list of products under development -from strategic missile submarines to specialpurpose submarines with nuclear power plants.

Keywords: nuclear submarine, design department, rocket, submarine, generation, project, design, torpedo.

Введение. В декабре этого года исполняется 120 лет с начала подводного кораблестроения в нашей стране, хотя сама идея создания и использования подводного судна уходит своими корнями в античные времена. У его истоков этого события стояла созданная по новому стилю 4 января 1901 г. Строительная комиссия подводных лодок, которую возглавил талантливый инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов. В соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженером-механиком И.С. Горюновым он разработал проект первой отечественной боеспособной подводной лодки. Преемником именно этой организации считается ЦКБ МТ "Рубин".

И.Г. Бубнов в начале ХХ века возглавил работы по созданию "подводного судна" водоизмещением 113 т и торпедным вооружением. Подводная лодка (ПЛ) неофициально называлась тогда миноносец №113, а с 1902 г. официально - миноносец №150, т.к. в классификации судов русского военного флота до марта 1906 г. подводных лодок не существовало. Чертежи были готовы в 1901 г. Корабль заложили на Балтийском

судостроительном заводе, оснастив его бензиновым мотором и электродвигателем. Приказом по Морскому ведомству от 14 сентября 1902 г. № 166 миноносец зачислили в списки судов флота, через 8 месяцев уже спустили на воду и приказом по Морскому ведомству от 7 октября 1903 г. № 176 включили в III ранг судов. Годом позже его назвали "Дельфин" и перебросили на Дальний Восток, где в то время шла русско-японская война.

Миноносец №150 уходит с Балтийского завода на испытания (1903 г.)

В 1906 г. из корабельной чертежной Балтийского завода был выделен отдел подводного плавания, занимавшийся разработкой проектов ПЛ с бензиновыми моторами типов "Касатка" (миноносец №140), "Минога" и ПЛ с дизелями типов "Акула", "Морж". Первым руководителем этого отдела стал Бубнов И.Г. (1872 - 1919)*, который в марте 1912 г. оставил прежнее место работы и перешёл в Судостроительное акционерное общество "Ноблесснер" (г. Ревель**). Там он спроектировал подводные лодки типа "Барс", которые строились почти до конца Первой мировой войны в торпедном и минно-торпедном вариантах.

Путь русскими конструкторами был проделан большой. До 1915 г. было построено 4 корабля II ранга водоизмещением 370 -630 т и 8 кораблей III ранга водоизмещением 123 - 140 т на двух заводах: 9 — на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге и 3 - в от-

* Иван Григорьевич Бубнов - выдающийся русский инженер-кораблестроитель, механик, математик, один из авторов проекта первой русской подводной лодки. Автор серии трудов математически объясняющих вопросы прочности судов.

** Старое название г. Таллин Эстония.

делении Балтийского завода в г. Николаеве.

В связи с началом создания первых советских ПЛ на Балтийском заводе 1 ноября 1926 г. организовали Техническое бюро №4, начальником которого стал Б.М. Мали-нин (1889-1949). В годы Первой мировой войны он принимал участие в разработке чертежей и строительстве ПЛ водоизмещением 630 - 650 т, типов "Морж", "Барс" и "Лебедь", а также в модернизации лодок различных проектов. В 1917 - 1918 гг. Малинин в должности заведующего Техническим бюро Отдела подводного плавания Балтийского завода занимался проектированием малых подводных заградителей типа "З-1" и больших ПЛ типа "Б" конструкции И.Г. Бубнова, водоизмещение которых 230 и 971 т. Однако корабли достроить не удалось из-за временного прекращения подводного кораблестроения в стране1.

Бубнов И.Г. возле ПЛ "Акула" перед спуском на воду. Балтийский завод (1909 г.)

После окончания Гражданской войны в России работы по подводному кораблестроению были продолжены под руководством Б.М. Малинина, который 1 ноября 1926 г. назначается заведующим Бюро по постройке подводных лодок - главным конструктором большинства советских ПЛ, в их числе 116 лодок, три, к сожалению, достроить не удалось (Л-25, Щ-413, Щ-414). В начале бюро № 4 занималось проектированием лодок I серии ("Декабрист"), II серии ("Ленинец"), III серии ("Щука") водоизмещением от 578 до 1039 т, а также работами по восстановлению английской ПЛ "Ь-55"***

*** Подводная лодка типа "Ь" королевского флота, погибшая в 1919 г

водоизмещением 960 т, поднятой со дна Финского залива. Первые подводные корабли отечественного производства удалось построить, несмотря на огромные трудности. Так, дизели для лодок I серии пришлось заказывать в Германии у фирмы MAN и предназначались они для советского тепловоза серии "Ээл2". Опыта у отечественных конструкторов на тот момент было явно недостаточно. В условиях "кадрового голода" при создании ПЛ было допущено много "ошибок, явившихся следствием недостаточности разработки теории подводной лодки"1. По этой причине при заполнении балластных цистерн возник недопустимо большой крен ПЛ I серии, и Б.М. Малинин в июне 1930 г. был арестован. Систему вентиляции цистерн обоих бортов переделали, и Бориса Михайловича в январе 1932 г. освободили. Фактически полтора года заключения он работал в Особом техническим бюро (ОТБ), которое занималось проектированием средних подводных лодок V серии водоизмещением 585 т. В последствии оно получило название Особое конструкторско-техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе (ОКТБ-2 ЭКУ ПП ОГПУ ЛВО).

В 1931-1932 гг. были организованы Центральное конструкторское бюро "Союзверфь" по специальному (военному) судостроению (ЦКБС) и Центральное конструкторское бюро специального судостроения №2 объединения "Союзверфь" (ЦКБС-2). В ЦКБС-2 разрабатывались средние ПЛ V-бис, V-бис^ серий водоизмещением 585-593 т и малые ПЛ VI и VI - бис серий водоизмещением 157-161 т. Главным конструктором средних подводных лодок был Б.М. Малинин, а малых - А.Н.Асафов.

В апреле 1934 г. с участием немецких инженеров фирмы "Дешимаг" началась разработка рабочих чертежей ПЛ IX и IX бис серий водоизмещением 837 - 840 т во вновь образованном специальном конструкторском бюро (начальник СКБ - С.Г. Турков), которое являлось подразделением ЦКБС-2

Б.М. Малинин на палубе ПЛ "Волк" типа "Барс". Балтика. Первая мировая война

Позиционная ПЛ "Декабрист" (зав. №177) I серии в составе ЭОН-1 следует с Балтики на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 1933 г.

и непосредственно подчинялось главному инженеру ЦКБС-2 Б.М. Малинину.

В последующем, в феврале 1935 г., СКБ было возвращено в состав ЦКБС-2, техническое руководство строительством лодок IX серии на Балтийском заводе возложили на созданное там же Бюро "Е", начальником которого стал В.Ф. Критский.* В том же году ЦКБС-2 перешло в подчинение Балтийскому заводу, а в январе 1937 г. было переименовано в ЦКБ-18. Однако самостоятельной организацией это КБ стало лишь 1 апреля 1938 г. Им было разработано большое количество проектов, среди которых:

- подводные крейсеры XIV серии (пр.41) водоизмещением 1487 т;

- подводные минные заградители XI, XIII,

* Владимир Фёдорович Критский (1898 —1966) - советский военно-морской деятель, подводник, инженер, инженер-контр-адмирал.

ХШ-бис серий водоизмещением 1040-1120 т;

- большие ПЛ XVI серии (пр.97) водоизмещением 841 т;

- средние ПЛ X и Х-бис серий водоизмещением 584-590 т;

- малые ПЛ XII (пр.40) и XV (пр.96) серий водоизмещением 208-281 т;

- опытная ПЛ Р-1 водоизмещением 208,9 т с энергоустановкой, работающей по циклу "Редо" (регенеративный единый двигатель особого назначения); переоборудована из лодки XII серии с заводским номером С-92.*

По этим проектам за период до 1953 г. было построено и сдано ВМФ 174 подводные лодки, кроме того одну использовали в экспериментальных целях, ещё 11 не достроили.** За создание подводных минных заградителей (ПМЗ) XIII-бис серии Б.М. Малинин и сотрудники упомянутого бюро в 1943 г. были удостоены Государственной премии. Ранее из-за проблем с проектированием кораблей XIV серии главный инженер Б.М. Малинин перешёл в апреле 1939 г. на работу в другое предприятие — ЦНИИ-45 НКСП. Он принципиально не мог согласиться с одобренной конструкцией устройств для хранения и постановки мин на лодках XIV серии.1 Действительно, в ходе войны трудностей с эксплуатацией этих кораблей было предостаточно. Так на Северном флоте неоднократно срывались постановки мин на ПЛ. На балтийских ПЛ минное оружие вообще никогда не применялось, и минно-балластную цистерну переоборудовали под топливную.

В годы Великой Отечественной войны ЦКБ-18 находилось в эвакуации в г. Горький (ныне г. Нижний Новгород) где продолжалось проектирование подводных лодок, причем не только дизель-электрических, но и ПЛ с единым двигателем. Поэтому в ноябре 1943 г. из ОКБ-196 была переведе-

* После войны подводную лодку Р-1 под номером М-92 переоборудовали под новую энергоустановку ЕД-ВВД (единый двигатель с выхлопом в воду, дизельный), но от серийного строительства ПЛ отказались. ** Всего по довоенным проектам ЦКБ-18 в 30-х - 50-х гг. построили для ВМФ СССР 320 ПЛ, 2 использовались в экспериментальных целях, ещё 20 не достроили. Не учтена одна восстановленная британская ПЛ.

на группа А.С. Кассациера и передана для работы над проектом пр.95, по которому строилась лодка М-401 водоизмещением 101,9 т с ЕД-ХПИ (единый двигатель с хим-поглотителем известковым).***

Опытные ПЛ с ЕД с ЕДМ-401 (зав. №135) пр.95 и Р-1 (зав. № 92) пр.РЕДО на заводе № 196. г. Ленинград. 1946 г.

После Великой Отечественной войны работа ЦКБ-18 продолжилась в Ленинграде. В течение трёх лет им руководил А.А. Антипин**** , который до этого занимал должность начальника группы V Главного управления НКСП. Он сумел в сложный период после войны наладить работу Бюро по созданию подводных лодок первого послевоенного поколения, а затем убыл в Германию во вновь созданное Бюро Антипина.

Больше 20 лет, с 1951 по 1974 гг., ЦКБ-18 возглавлял видный конструктор в области подводного кораблестроения П.П. Пустынцев,***** ранее работавший конструктором на судостроительном заводе № 202, затем начальником ЦКБ-202. В 50-е годы П.П. Пустынцев возглавил в ЦКБ-18 проектирование дизельных подводных лодок различного назначения и до второй половины 70-х гг. руководил созданием атомных подводных лодок с крылаты-

*** ОКБ-196 размещалось на заводе № 196. В начале войны КБ было эвакуировано в Зеленодольск на завод № 340. В 1948 г. ОКБ-196 стало филиалом ЦКБ-18, однако через 5 лет его расформировали.

**** А.А. Антипин - известный кораблестроитель (1904-1976), принимал участие в испытаниях первой советской дизель-электрической ПЛ "Декабрист", был начальником ЦКБ-18 и СКБ-143, главным конструктором подводной лодки проекта 617.

***** п.П. Пустынцев (1910-1977) советский конструктор подводных лодок. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

ми ракетами (пр. 659, 675, 949). В 1959 г. П.П. Пустынцеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 40-е - 50-е гг. в Бюро широким фронтом развернулись работы по проектированию подводных лодок первого послевоенного поколения:

- торпедных ПЛ с единым двигателем пр.615, А615, 637 (малые) и пр.617 (средняя) водоизмещением от 392 до 950 т;

- торпедных дизель-электрических ПЛ пр.613 (средние), пр.611 и пр.641* (большие) водоизмещением от 1050 до 1952 т;

- ракетных дизель-электрических подводных лодок пр.644 (средние) и пр.651 (большие) водоизмещением от 1160 до 3174 т;

- дизель-электрических подводных лодок специального назначения пр.П611, П613, 640, 644Д, 632 водоизмещением от 1062 до 2970 т.

Опытная подводная лодка пр.615 водоизмещением 392 т относилась к малым торпедным ПЛ с единым двигателем. Движение подводной лодки как в надводном, так и в подводном положениях обеспечивали дизели, причём их работа при подводном ходе осуществлялась по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода2. Выхлопные газы дизелей пропускались через фильтры, заполненные химическим поглотителем (ХПИ), а затем очищенные и обогащенные кислородом засасывались дизелями для обеспечения очередного рабочего цикла3.

Опытную ПЛ М-254 пр.615 построили в 1953 г. на заводе № 196. В том же году ЦКБ-18 передало материалы по усовершенствованному проекту А615 водоизмещением 405,8 т в ЦКБ-16. Туда же перевели и главного конструктора с группой ведущих специалистов.

Отечественные дизель-электрические подводные лодки пр.613 и пр.611 создавались на основе лодок типа XXI германской постройки** водоизмещением 1610 т, кото-

* Несмотря на то, что подводные лодки пр.641 относились к первому послевоенному поколению, их строительство на экспорт по проектам И641 (4 ед.) и И641К (13 ед.) продолжалось до 1983 г. ** Подводные лодки типа XXI - серия немецких дизель-электрических подводных лодок времён Второй мировой войны. Революционная для своего вре-

Опътная подводная лодка М-254 (зав. №579) пр.615 на р. Неве. Главный конструктор А.С. Кассациер

рые были захвачены Советским Союзом в 1945 г. в Данциге. Их предполагалось достроить по пр.614 на заводе №194 в Ленинграде с использованием отечественного оборудования. Главные конструкторы: первоначально В.Н. Перегудов, затем П.С. Савинов.***

Помощник главного конструктора С.Н. Ковалёв написал насчёт достройки германских лодок следующее: "Наше оборудование, в особенности радиоэлектронное вооружение, в немецких корпусах размещалось очень плохо, обладая габаритами большими, чем соответствующее немецкое. Тем не менее, проект мы выполнили, а на заводе начались корпусные и монтажные работы. И вдруг мы получили сообщение, что, согласно принятым международным соглашениям, эти корпуса должны быть затоплены"7. Учитывая, что от проекта пр.614 отказались, В.Н. Перегудов, ознакомившись вместе с другими конструкторами ЦКБ-18 с трофейными материалами в Данциге сразу после окончания войны, вернулся в Ленинград и продолжил работу как главный конструктор над проектом 608 (с 1945 г. новый номер 613).****

Уже в 1948 г. на судостроительных предприятиях в городах Николаеве и Горьком приступили к подготовке производства для

мени модель, оказавшая влияние на все послевоенное

подводное судостроение.

*** Савинов П.С. - ученый-кораблестроитель, специалист в области судовых двигателей, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

**** Проектирование велось с 1943 г. В 1946 г. главным конструктором пр.613 стал Я.Е. Евграфов, а в 1950 г.-З.А. Дерибин. В июне 1953 г при горьковском заводе "Красное Сормово" было создано СКБ-112. Группа главного конструктора З.А. Дерибина прибыла туда из Ленинграда. Также ЦКБ-18 передало в Горький документацию по пр.613.

постройки серийных кораблей по этому проекту. Через 3 года была сдана головная лодка С-80 пр.613.

Средняя торпедная подводная лодка С-87 (зав. №419) пр.613 на испытаниях.

Чёрное море. 1954 г.

Большие торпедные подводные лодки пр.611 строились для замены подводных крейсеров пр.41 (XIV серия) последнего довоенного поколения. Это был крупный шаг вперёд в советском подводном кораблестроении. Спустя 4 года после сдачи головного корпуса, в 1957 г. группе специалистов за создание пр.611 была присуждена Ленинская премия. С 1958 г. Военно-Морскому Флоту стали передавать подводные лодки пр.641, строившиеся по техническому проекту, разработанному ЦКБ-18 в 1955 г. ПЛ представляли собой дальнейшее развитие лодок пр.611. Главным конструктором пр.611и пр.641 был С.А. Егоров. Всего было построено 21 большая торпедная ПЛ пр.611* и 75 пр.611 различных модификаций, а также 215 кораблей пр.613, не учитывая лодок, заложенных с помощью нашей страны в Китае.

Кроме торпедных подводных лодок в 5060-е гг. конструкторы ЦКБ-18 в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 17 и 25 августа 1956 г. создали и ракетные дизель-электрические подводные лодки пр.644 и 651. Первые отечественные серийные подводные лодки пр.644 были вооружёны крылатыми ракетами П-5 с надводным стартом (главный конструктор П.П. Пустынцев).

По этому проекту заводом "Красное Сормово" были переоборудованы 6 средних ПЛ

* 5 кораблей достроены с переоборудованием по проектам В611 и АВ611 (ракетные ПЛ).

пр.613, первую из которых (С-80) сдали в 1960 г. Надо подчеркнуть, что выпуск рабочих чертежей Минсудпром СССР поручил ЦКБ-112, в связи с чем ЦКБ-18 передало в г. Горький всю необходимую документацию. Главным конструктором пр.644 в горь-ковском КБ был назначен Б. А. Леонтьев.

Большие подводные лодки пр.651 в количестве 16 ед. построили на двух заводах в 1963 - 1968 гг. Это были уже корабли специальной постройки, вооружённые крылатыми ракетами П-5 и П-6 с надводным стартом. Они разрабатывались в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера, а с 1965 г. - З.А. Дерибина.

Огромный объём работы был выполнен ЦКБ-18 в 50-х -60-х гг. при создании многочисленных дизель-электрических подводных лодок специального назначения, прошедших переоборудование из боевых торпедных и ракетных ПЛ.** Одна из них (Б-64 пр.П611) предназначалась для испытаний крылатых ракет комплекса П-10, а другие (пр.П613, 644Д и 644-7) - для испытаний крылатых ракет комплексов П-5, П-5Д и П-7 соответственно. Кроме того, 4 корабля пр.613 переоборудовали в подводные лодки-ретрансляторы с мощными радиолокационными станциями и связными комплексами. Они предназначались для обнаружения воздушных целей на больших дальностях и передачи полученных данных на командные пункты (главный конструктор Я.Е. Евграфов).

К сожалению, ЦКБ-18 не удалось завершить проектирование дизельного подводного минного заградителя пр.632 водоизмещением 2970 т, работы по проектированию которого начались в 1954 г. Через 3 года Минсудпром СССР поручил проектирование подводных кораблей специального назначения другой организации — ЦКБ-16, куда в апреле 1957 г. было передано эскизное проектирование работы по пр.632 в 33% готовности3. Туда же перевели и главного конструктора Я.Е. Евграфова.

** Планировавшееся переоборудование большой ПЛ пр.41 в опытный корабль пр.628 (главный конструктор И.Б. Михайлов), предназначенный для испытаний крылатых ракет комплекса 10ХН, завершить не удалось.

Всего по проектам ЦКБ-18 до 1983 г. в СССР построили 328 подводных лодок первого послевоенного поколения, 12 кораблей переоборудовали в ПЛ специального назна-чения, причём на 2-х лодках работы проводили неоднократно.*

В 1956 г. ЦКБ-18 приступило к проектированию атомных подводных лодок (АПЛ) первого поколения. В сентябре начались работы над ракетными АПЛ пр.658 и пр.659, создававшиеся на базе атомной подводной лодки пр.627А.** Ракетоносец пр.658 должен был стать первой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами Р-11ФМ4. Исполнение обязан-ностей.главного конструктора в 1956 г. возложили на П.З. Голосовского, а в 1958 г. главным конструктором был назначен И.Б. Михайлов, которого в конце того же года сменил С.Н. Ковалёв. Замечательному инженеру-конструктору Сергею Никитичу Ковалёву выпала честь на протяжении более чем 30 лет быть главным генеральным конструктором 4-х поколений атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. С 1973 г. С.Н. Ковалёв стал доктором технических наук, с 1981 г он уже действительный член Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974 гг.).

Работа над техническим проектом 658 началась на основании постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г., после того как в КБ С.П. Королёва была разработана и под его руководством в 1955 г. испытана на полигоне Капустин Яр оперативно-тактическая ракета Р-11ФМ.

* Не учитываются подводные лодки, спроектированные и построенные для советского ВМФ совместно с другими конструкторскими бюро: пр.А615 (29 ед.), пр.617 (1 ед.), пр.614 (недостроенные германские ПЛ), пр.1832 (4 ед.), пр.1906 (не достроена 1 ед.). Кроме того, некоторые корабли, спроектированные в ЦКБ-18, проходили достройку с переоборудованием по проектам В611 (1 ед.) и АВ611 (4 ед.), разработанным в ЦКБ-16. Была приостановлена постройка подводной лодки пр.637, находящейся в 95% степени готовности, из-за отказа ВМФ от создания новых малых ПЛ.

** В соответствии с постановлением Совмина СССР

от 25 августа 1956 г. разработка ракетных АПЛ пр.658 и пр.659, вооруженных баллистическими и крылатыми ракетами, велась в СКБ-143. В связи с огромной загруженностью СКБ, работы по данным атомным подводным лодкам в сентябре 1956 г. были переданы в ЦКБ-18.

Арктика. 1960 г. К-19 (зав. № 901) - головная АПЛ пр.658с баллистическими ракетами Р-13.

Разработку рабочих чертежей головного ракетоносца К-19 ЦКБ-18 закончило в начале 1958 г., и 17 октября состоялась его закладка на заводе № 402 в Северодвинске, который 9 сентября 1959 г. получил название Северное машиностроительное предприятие (СМП). В ходе постройки ракетоносца пр.658 требование об использовании баллистических ракет Р-11ФМ было снято, как устаревшее. Было принято разместить на пр.658 такое же количество (3 шт.) Р-13 комплекса Д-2, при этом старт ракет оставался прежним - надводный.

В 1960 - 1962 гг. были подписаны приёмные акты 8 АПЛ пр.658 водоизмещением по 4039 т. В ходе серийного строительства кораблей в 1961 г. в ЦКБ-18 разработали пр.658М под ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21, старт подводный. По этому проекту в 1963-1971 гг. на Севмаше модернизировали 7 кораблей. За создание АПЛ пр.658М водоизмещением 4137 т главный конструктор С.Н. Ковалёв, его заместители И.Д. Спасский и Я.С. Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П. Правдинский в 1965 г. были удостоены Ленинской премии.***

Работы над ракетоносцем пр.659 с 6 крылатыми ракетами комплекса П-5 развернулись на основании постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. в ленинградском ЦКБ-18 под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева; в 1959 г. его сменил Н.А. Климов. Технический проект был утверждён в июле 1957 г., и уже через два года на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре началось строительство головной

*** В 60-х - 80-х гг. часть кораблей прошли переоборудование по пр.658С, 701 и по другим проектам, причём в ЦКБ-16 разрабатывался только пр.701.

АПЛК-149 (зав. №907) с баллистическими ракетами Р-21, модернизированная по пр.658М.

Ходовые испытания. Арктика. 1965 г.

подводной лодки К-45 водоизмещением 3731 т. Преодолев многочисленные трудности, связанные с материальным обеспечением и недостаточной мощностью корпусообрабаты-вающего цеха завода, 12 мая 1960 г. лодку К-45 спустили на воду, а после устранения замечаний, выявленных на государственных испытаниях, 28 июня 1961 г. был подписан приёмный акт. Затем еще судостроительный завод построил 4 атомные подводные лодки этого проекта.* Шестую РПЛ (К-30 (зав. №145)) достраивать не стали и исключили из состава ВМФ. За создание РПЛ главному конструктору ЦКБ-18 П.П. Пустынцеву была присуждена Ленинская премия4.

Разработка ракетной АПЛ пр.675 с 8 крылатыми ракетами комплексов П-5Д и П-6 велась в ЦКБ-18 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 марта 1958 г. С 1961 г. Севмаш, а с 1962 г. Завод им. Ленинского комсомола (ЗЛК) приступили к закладке серии атомных подводных лодок пр.675. Бывший генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" И.Л. Баранов, который в 1977 г. стал главным конструктором пр.675 вместо П.П. Пустынцева, в одной из своих статей подчёркивал, что "интенсив-

* В 1966 г. ракетный комплекс П-5 и его модификации сняли с вооружения, а подводные лодки прошли переоборудование по пр.659Т. Проект разработали в

ЛПМБ "Рубин" под руководством Н.А.Климова, затем его сменил О.Я. Марголин. На кораблях были демонтированы все ракетные контейнеры, переделана надстройка и усилено минно-торпедное вооружение.

ное строительство двух головных лодок одновременно на двух заводах <...>, имевших каждый свою технологию и организацию производства и расположенных в разных концах огромной страны, часто не позволяло принимать одинаковые решения по вопросам, возникавшим в процессе строительных и монтажных работ. Это усложняло корректировку рабочих чертежей по опыту строительства, приводило к излишней путанице. Отработка документации по времени не поспевала за темпами работ. При этом приходилось следить, чтобы отличия "северных" и "дальневосточных" кораблей не переходили определенных границ. Предпринимались все усилия, чтобы информация о техническом решении, принятом на Севере, где темп работ был, как правило, несколько опережающим, оперативно поступала на Дальний Восток... В дальнейшем, на других проектах, рабочие чертежи в подобных случаях выпускались для каждого завода отдельным комплектом, но тогда такого опыта не было"5.

К-175 - головная РПЛ завода имени Ленинского комсомола была сдана Тихоокеанскому флоту под конец 1963 г.6 Головную подводную лодку К-166 Севмаш сдал Северному флоту в октябре 1963 г. Всего же заводы в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре построили в период до 1968 г. 29 лодок пр.675 водоизмещением 4450 т. В 60-е гг. это сыграло определённую роль в усилении боевого потенциала страны.**

На испытаниях К-45 (зав. №140) - головная крейсерская АПЛ пр.659 с крылатыми ракетами П-5. Дальневосточные воды

** В 70-х - 90-х гг. большая часть ракетоносцев пр.675 прошла модернизацию (пр.675К, 675МК, 675МУ, 675МКВ) или переоборудование (пр.675Н).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крейсерская АПЛК-166 (зав. №530) пр.675 с крылатыми ракетами. Старт КР. Белое море.

1963 г.

Работы по созданию подводных лодок пр.675 были отмечены Ленинской премией.

Заключение. Таким образом, после привлечения в 40-х - 50-х гг. ЦКБ-18 сначала к разработкам ПЛ с ЕД, а затем и атомных подводных лодок, направлениями деятельности конструкторского бюро стали следующие (смотри Таблицу):

• проектирование торпедных ПЛ с ЕД, а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование торпедных и ракетных дизельных ПЛ (ДПЛ), а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование торпедных и ракетных атомных ПЛ, а также участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте;

• проектирование подводных лодок специального назначения с дизель-

электрическими, электрическими и атомными энергетическими установками, участие в их строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте.

окончание статьи в сборнике "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России" № 3, 2020 г.

Список литературы

1. Очерки по истории ЦКБ МТ "Рубин". Воспоминания ветеранов. Борис Михайлович Малинин (к 100-летию со дня рождения)/ В.П. Семёнов, Г.Н. Малофеев, А.И. Кипяткова. - Л.: ЦКБ МТ "Рубин", 1990.- С. 13 - 21, 6.

2. Баданин В.А., Семёнов В.П., Худяков Л.Ю. Подводные лодки проектов 615 и А615 // Судостроение.-1995.- № 4. -С. 53-58.

3. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" в 4-х т.- Т.2. -СПб.: СПМБМ "Малахит", 1995. -С. 25.

4. Судостроительная промышленность России. Государственные деятели. Руководители предприятий. Учёные. Конструкторы. Биографическая энциклопедия / Первов М.А.. - М.: Столичная энциклопедия, 2018. - 488 с.-С.148,269.

5. Баранов И.Л. История создания и перспективы развития отечественных подводных лодок с крылатыми ракетами // Судостроение.-2001.-№2. - С. 25-31.

6. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Куличков В.К. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. - СПб.: Полигон, 2004. - 544 с.-С.100.

7. Ковалёв С.Н. О том, что есть и было. -СПб: ЭЛМОР, 2007.- 309 с.

Таблица

Перечень некоторых технических проектов атомных подводных лодок, разрабатывавшихся ЦКБ-18

№ п/п Номер проекта Главный конструктор технического проекта Завод - строитель кораблей Сдача кораблей заказчику (годы) Количество построенных кораблей (ед.)

1. 2. 4. 5. 6. 7.

БОЛЬШИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

1. 658 С.Н. Ковалёв СМП 1960-1962 8

КРЕЙСЕРСКИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

2. 659 Н.А. Климов ЗЛК 1961-1963 5 (не достр. 1)

3. 675 П.П. Пустынцев СМП 1963-1966 16

ЗЛК 1963-1968 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.