УДК: 930:336.02
Абазова Марьяна Вячеславовна,
кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова Бечелов Заур Шабасович, кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова Шоранов Алихан Олегович, студент 3 курса факультета Экспертиза недвижимости ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова [email protected]
ИЗ ИСТОРИИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены исторические корни институциональной среды управления бюджетными ресурсами, в лице казначейства, - института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета.
Ключевые слова бюджет, казначейство, институциональная среда.
С давних времён функция исполнения бюджета государства являлась важнейшей стратегией управления и мощным рычагом воздействия на социально-экономические развитие страны.
Говоря о казначействе, как об институциональной среде управления бюджетными ресурсами, нельзя не коснуться истории управления доходами и расходами государства.
Исторические корни бюджетных методов управления уходят в глубину веков. Ещё в Московском великом княжестве и Русском государстве XV-XVI веков существовал специально уполномоченный орган, называвшийся «казна». Он контролировал взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Казённому Посольскому Холопьему суду, а с 1775 г. в России введены казённые палаты, как государственные учреждения [1].
В 1710 г. в период правления Петра I была создана Счётная Контора, следившая за правильным поступлением налогов [1].
При Екатерине II в 1785 г. была проведена реформа городского управления. Казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны. В 1780 г. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением «военных, флотских и кабинетных». При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемых «Экспедицией о государственных доходах» [1].
В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре составляющие: по доходам, по расходам, ревизионная составляющая и по взысканию недоимок и недоборов через местные власти.
В период царствования Павла I с 1796 г. выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея. [1].
В 1802 г. важнейшим преобразованием Императора Алексея I было учреждение Министерств, в том числе Министерства финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено министрам
финансов, коммерции и Государственному казначею. Первыми государственными контролёрами стали Ф.А. Голубцов (1802-1810 гг.) и Б.Б. Кампенгаузен (1810-1811гг.).
В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, который составлял денежный отчёт по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 г. входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное, контрольно-оборотное, канцелярия.
Вопрос о достижении единства кассы - отмене деления касс на приходные и расходные, был обозначен ещё в 1855 г., а уже с 1864 г. единство кассы было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 г. распространено на всю Империю. В 1872 г. была опубликована единая для всех казначейств Империи -Инструкция, содержащая правила о порядке приёма казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т. д. [1].
К 1900 г. произошло слияние казначейских касс с банковскими.
После революции 1917 г. на базе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Народного комитета по финансам, объединенные с учреждениями Народного Банка в октябре 1918 г. Новой власти, строившей государство на распределении и нормировании, функций казначейства были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов прекратила своё существование [1].
В России рациональное управление доходами и расходами государства приобрело огромное значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.
В 1992 году Президент РФ издал указ, в соответствии с которым восстановлению подлежал ранее существовавший орган управления бюджетными ресурсами, в лице казначейства, - института, находящегося в системе органов федеральной исполнительной власти, который занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации -банковская или казначейская [4].
Окончательно сформировавшееся единое централизованное управление бюджетными ресурсами РФ состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчинённых ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам и районам [2].
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Это позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой бюджетной политики. Основным поставщиком такой информации является казначейство.
Развитие рыночной экономики в России повлекло за собой множество проблем в части соблюдения бюджетной дисциплины. Наша страна длительный период времени переживает экономический кризис, последствием которого является превышение расходов всех уровней бюджетов над их доходами, т.е. дефицит бюджетов. Это принуждает руководителей всех уровней бюджетной системы искать пути решения проблем бюджета и усиливать контроль за расходованием бюджетных средств.
Список использованной литературы:
1. Белоусова Л.В. Методы оценки эффективности казначейской системы управления государственными финансами: дис. канд. экон. наук, С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т., 2001.
2. Бережная Л.А. За эффективность в казначейской работе. // Финансы. - 2002. - №7.
3. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - СПб: Питер, 2001.
4. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2000.
© М.В. Абазова, З.Ш. Бечелов, А.О. Шоранов, 2015