Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ КАМЕННОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ОТ БАРОККО К КЛАССИЦИЗМУ'

ИЗ ИСТОРИИ КАМЕННОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ОТ БАРОККО К КЛАССИЦИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Екатеринбург / храмы / храмостроение / Градо-Екатеринбургский Екатерининский горный собор / Преображенский храм / Богоявленский собор / Вознесенская горка / Свято-Троицкий собор / Я. М. Рязанов / Храм на Крови / программа «Каменный пояс» / Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ / Yekaterinburg / temples / church building / St. Catherine's Cathedral / Transfiguration Cathedral / Epiphany Cathedral / Ascension Hill / Holy Trinity Cathedral / Ya. M. Ryazanov / Temple-on-Blood / “Stone Belt” program / Museum of Architecture and Design

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н.Н. Ваньчугова

В статье описывается несколько знаковых архитектурных объектов, расположенных в исторических местах города. Выбранные для обзора старейшие и вновь возведенные храмы столицы Урала относятся к периоду формирования центральной части города и представляют наиболее ранние стили – от барокко до классицизма с их переходными стадиями развития. По этапам строительства одного из достопримечательных храмов ЕкатеринбургаСвято-Троицкого собора – можно проследить во многом самобытную историю становления на Урале стиля классицизма – от его стремительного развития до такого же скорого угасания, с переходом к эклектике. Сегодня архитектурный силуэт центральной части Екатеринбурга и во многом имидж города определяют и вновь возведенные храмы. Поставленные на исторически знаковых точках часовня Святой Великомученицы Екатерины и Храм-памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, возведены с опорой на традиционные архитектурные стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF STONE CHURCH BUILDING IN YEKATERINBURG: FROM BAROQUE TO CLASSICISM

The construction of stone churches in Yekaterinburg began at the end of the 18th century. The factory town was conceived as a regular model mountain town. However, the difficult terrain with its hills and hollows, the floodplain of the Iset River largely determined its town-planning originality. Today there is a church on almost every hill in Yekaterinburg. The most common compositional scheme was the “ship” shape. Architectural fashion, a change in styles came to the Urals with some delay. So, at the stages of construction of the Holy Trinity Cathedral, one can trace the history of the formation of the classicism style in the Urals – its development, extinction and transition to eclecticism. The article describes several churches located in the historic sites of the city. These ancient and new temples represent different eras and architectural styles.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ КАМЕННОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ОТ БАРОККО К КЛАССИЦИЗМУ»

УДК 726.03

Н. Н. Ваньчугова

Музей архитектуры и дизайна

Уральского государственного архитектурно-художественного университета Екатеринбург, Россия

ИЗ ИСТОРИИ

КАМЕННОГО ХРАМОСТРОЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ:

ОТ БАРОККО К КЛАССИЦИЗМУ

В статье описывается несколько знаковых архитектурных объектов, расположенных в исторических местах города. Выбранные для обзора старейшие и вновь возведенные храмы столицы Урала относятся к периоду формирования центральной части города и представляют наиболее ранние стили - от барокко до классицизма с их переходными стадиями развития. По этапам строительства одного из достопримечательных храмов Екатеринбурга - Свято-Тро-ицкого собора - можно проследить во многом самобытную историю становления на Урале стиля классицизма - от его стремительного развития до такого же скорого угасания, с переходом к эклектике. Сегодня архитектурный силуэт центральной части Екатеринбурга и во многом имидж города определяют и вновь возведенные храмы. Поставленные на исторически знаковых точках часовня Святой Великомученицы Екатерины и Храм-памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, возведены с опорой на традиционные архитектурные стили.

Ключевые слова: Екатеринбург; храмы; храмостроение; Градо-Екатеринбургский Екатерининский горный собор; Преображенский храм; Богоявленский собор; Вознесенская горка; Свято-Троицкий собор; Я. М. Рязанов; Храм на Крови; программа «Каменный пояс»; Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ.

Храм-памятник на Крови

во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачев, Г. В. Мазаев, 2000-2003) Екатеринбург После 2015 г. Фото С. А. Крылова

В Екатеринбурге активное возведение каменных построек разворачивается с конца XVIII века. Сегодня в городе почти каждая горка увенчана церковью.

Необходимо отметить, что планомерное изучение и распространение информации по сохранению архитектурного наследия прошлых веков на Урале ведется давно. Так, в 1978 году научными силами Свердловского архитектурного института была разрабо-

тана комплексная программа, получившая название «Каменный пояс» [6] (старинное название Уральского горного хребта). Проект был визуализирован для популяризации в одноименной постоянной экспозиции Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художе-ственного университета (УрГАХУ). Среди экспонатов музея представлены профессиональные макеты, чертежи и фотоматериалы

лучших памятников архитектуры Урала, в том числе храмов - как ныне существующих, так и утраченных, не упомянуть о которых в нашем очерке было бы несправедливо, потому как память о них глубоко укоренилась в сознании многих истинных патриотов города.

Самым ранним храмом города стала ныне не существующая Екатерининская церковь. Если датой основания города считается год пуска железоделательного завода - 1723-й, то уже в 1726 году на левом возвышенном берегу реки Исети появился православный храм во имя Святой Великомученицы Екатерины. «Церковь возвели первые строители завода-крепости: как умели, без проекта, на глазок... Церковь была одноглавой, имела планировку "кораблем" <...>. В храме было 3 печи, свет проникал через 24 слюдяных окна» [7, с. 11]. Это была небольшая мазанковая церковь, построенная по технологии фахверка. Метод привнесли европейские мастера, работавшие в Екатеринбурге на строительстве завода. Кровля из белой жести венчалась маковкой и небольшой звонницей. В шатре колокольни по замыслу В. де Геннина были устроены часы, выполненные на Каменском заводе, «чтобы город жил не по барабанному, а по точному часовому бою» [8].

Более 20 лет церковь оставалась единственным храмом нового города, если не считать Преображенского, что на Уктусском заводе, куда жители Екатеринбурга по праздникам приезжали на телегах или приходили пешком. 26 сентября 1747 года первая екатеринбургская церковь была уничтожена пожаром.

В 1758 году началось возведение нового каменного храма. Изначально проект в стиле русского классицизма с элементами древнерусской архитектуры, присланный из Берг-коллегии, выполнил архитектор Иоганн Миллер. Но чертеж был переделан главным межевщиком (геодезистом) Горной канцелярии Афанасием Кичигиным. Строительство вели сначала каменщик из Ярославля Иван Дубов, затем каменщики из Соли-

Град о-Екатерининский собор (архитекторы Иоганн Миллер, Афанасий Кичигин, 1758). Екатеринбург XIX в.

URL: http://www. ekaterinburg-eparhia.ru/ upload/picture/4582.jpg (дата обращения 21.10.21)

камска - Иона Кремлёв и братья Г.А. и И.А. Татариновы.

Строгую стилевую оценку храму дал А.Ю. Каптиков: «В итоге на столичную в основе композицию с фигурными фронтонами четверика, шпилем на колокольне наслоились наличники в духе московского барокко (утрачены в дальнейшем...), то есть архитектурное решение вышло довольно компромиссным» [4, с. 29].

Тем не менее храм был удобным и красивым. Просторный двухъярусный собор имел 4 престола и отличался белокаменным узорочьем. Трехъярусная колокольня высотой 55,5 метра несла непременный атрибут горнозаводских церквей - высокий шпиль. Неслучайно она в горном городе, где существовали свои военные порядки, использовалась и функционально - как дозорная и пожарная вышка.

Храм, красиво возвышавшийся на фоне низкоэтажной застройки, являлся одной из двух доминант города. Формируя высотную красную линию, он перекликался с Богояв-

Богоявленский кафедральный собор (исполнитель проекта неизвестного архитектора Дмитрий Квасов, 1771-1795). Екатеринбург Конец XIX в.

Музей

архитектуры и дизайна

Уральского

государственного

архитектурно-

художественного

университета

(Екатеринбург)

Ф. 4. Оп.1. Ед. хр. 207.

чанная шатром с луковичным куполом и четырьмя уменьшенными в размерах куполами на небольших барабанах по углам четверика, она построена по проекту архитектора A.B. Долгова и приближается в своем образном решении к русскому стилю конца XIX века. Однако применение при входе приставных колонн коринфского ордера и решение углов основного объема в виде мощных тосканских опор отсылают нас к непреходящей классике в отечественной архитектуре.

В наше время общественность активно обсуждает вопрос о сооружении нового Гра-до-Екатерининского собора.

Принято считать, что самый ранний храм, история которого насчитывает почти 300 лет, - Преображения Господня на Уктусе. Он имеет интересную историю своего бытования. Еще до возникновения Екатеринбурга -в 1712 году - на высоком берегу реки Патру-шихи, на одной из вершин Уктусского кряжа Уральских гор была сооружена деревянная церковь, посвященная святому Николаю Чудотворцу, которая простояла почти 100 лет и сгорела при пожаре. В огне расплавился 40-пудовый колокол, но была спасена дорогая церковная утварь. Эти реликвии стали основой для строительства на другом берегу реки в 1808 году нового каменного трехпре-стольного храма, освященного в 1821 году в честь Спаса Преображения. И по сей день, в силу приходской традиции, его летоисчисление ведут от даты сооружения деревянной Николаевской церкви - такова народная память, повернувшая стрелки времени на столетие назад.

Преображенская церковь в плане трех-частная: состоит из четверика, трапезной и колокольни, композиционно образуя схему «корабля». Возведенный в стиле позднего барокко и имеющий три престола храм стал просторней за счет широких боковых приделов-рукавов; пристроенные в 1863 году, они завершили формирование плана в виде креста. Купол выполнен в форме четырехскатного короба с крутыми гранями и продолжен восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой. Четырехгранная храмовая

Храм Преображения

Господня на Уктусе

(начало -

сер. XIX в.).

Екатеринбург

2006

Фото В. Кутенёва URL: https://foto-planeta, com/photo/547456. h tml (дата обращения 26.11.21)

Часовня Святой Великомученицы Екатерины (архитектор А. В. Долгов, 1997-1998) Екатеринбург После 2015 г.

Фото С. А. Крылова

ленским кафедральным собором, воздвигнутым вскоре на противоположном берегу реки. В 1764 году состоялось освящение главного придела. Названный в честь небесной покровительницы города, Градо-Екате-рининский собор (Градо-Екатеринбургский Екатерининский горный собор) приобрел статус горного храма всего горного уральского края. Здесь давали присягу молодые горные инженеры, выпускники Горного училища. В 1930 году собор был разрушен.

В 1991-м установлен поклонный крест, обозначающий местонахождение алтаря, а в 1998-м, рядом с крестом, появилась часовня Святой Великомученицы Екатерины. Увен-

колокольня с такой же, но поменьше главой состоит из трех ярусов, нижний из которых отличается своими устойчивыми формами.

Этот весьма заметный храм с крепкими основательными пропорциями в окружении гористого пейзажа стал отличительной особенностью района Уктус. По мнению М.В. Голобородского, «в целом Преображенский храм представляет угасающий стиль барокко» [3, с. 509-510].

В 1937 году церковь была закрыта и передана шиномонтажному тресту. В военное время здесь разместилось эвакуированное оборудование Московского эбонитового завода; к счастью, когда в здании произошел пожар, он не получил большого распространения. Стоявшие в помещении емкости с азотом лопнули от жара, и жидкий газ с охлаждающими свойствами, вырвавшись на свободу, заполнил помещение и накрыл огонь. От сильнейшего перепада температур не выдержал и дал трещину кирпичный свод купола храма. Позднее экспертная комиссия пришла к заключению, что трещина обрушениями не угрожает, так как купол был возведен с многократным запасом прочности. В середине 1990-х годов храм был восстановлен и открыт для богослужений.

Одна из особенностей местной храмо-строительной практики состоит в том, что в регионе до определенного времени не было своих профессионально подготовленных архитекторов. «Их функции часто брали на себя геодезисты, как правило, отлично владевшие чертежной графикой» [5, с. 14].

Примером может служить утраченный ныне Богоявленский собор, что украшал главную городскую Торговую площадь (ныне -Площадь 1905 года). Заложенный в 1745 году и освященный в 1795-м, он был выстроен в характерных для XVIII века формах «петровского барокко, <...> хотя и весьма устаревших к тому времени. Уставщик из города Великого Устюга Дмитрий Квасов являлся всего-навсе-го исполнителем чьего-то проекта, очевидно, местного авторства» [4, с. 30]. По наблюдениям современников, Богоявленский собор высоким шпилем и рустованными стенами

напоминал собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Здание имело в длину 55,5 метра, в ширину 25,6, в высоту 40,5 метра; вершина пятиярусной колокольни достигала 66,2 метра. Около ста лет оно было самым значимым по высоте архитектурным сооружением в горной столице. Его внутренние площади составляли 180 квадратных саженей, что позволяло вместить до 4500 человек. В 1833 году собору был присвоен статус кафедрального. Таким образом, в Екатеринбурге появились два храма. Отвечая принципу воинской регулярности, они почти симметрично стояли напротив друг друга на берегах реки Исети. В январе 1930 года Богоявленский собор был закрыт, а летом того же года взорван, как официально сообщалось, для получения строительного материала.

Интересна история самой изящной городской церкви - Вознесения Господня. Она расположена на северо-востоке от плотины на одном из самых высоких холмов местности. Проект и смету в 1769 году составил известный по Градо-Екатерининскому собору главный межевщик города Афанасий Кичигин. Строительство началось в 1792 году. Вознесенка, как ее называют горожане, благополучно сохранилась до наших дней, дав название горке - Вознесенской и улице - Вознесенскому проспекту.

А.Ю. Каптиков, проведя стилистический анализ, пришел к выводу, что Вознесенский храм строился в стиле барокко во многом по образцу Богоявленского собора, что видно по четырехгранному куполу четверика, небольшим главам луковичной формы, рустован-

Вознесенская

церковь

(архитектор

Афанасий

Кичигин, 1769;

1789-1792;

1792-1818)

Екатеринбург

После 2015 г.

Фото С. А. Крылова

Свято-Троицкий

(Рязановский)

собор

(архитекторы М. Е. Емельянов, М. П. Малахов, К. Р. Турский, 1813-1838, 1854; восстановление 1998-2000) Екатеринбург После 2015 г. Фото С. А. Крылова

ным угловым пилястрам и декору на фасадах [5, с. 14]. Примечательно, что Вознесенская церковь почти полностью сохранила свой первоначальный облик двухсветового трех-купольного храма формы «корабля» с XVIII века.

В 1834 году храм был расширен шестью приделами по три в каждом этаже с южной и северной сторон. А.Ю. Каптиков пишет, что в создании приделов храма принимали участие уральские архитекторы М.П. Малахов (1801), Н. Шулаев (1847) и столичный архитектор Луи Висконти (1835-1836)1. «Поставленная на столь высокой отметке (270 метров над уровнем моря) церковь как нельзя лучше выражала свое посвящение, действительно "вознесенная" над всей городской застройкой» [5, с. 14]. При советской власти храм использовался под школу, затем в качестве краеведческого музея, а в 1991 году церковь была возвращена верующим.

Особенно активно происходило строительство новых каменных храмов взамен старых в первой четверти XIX века. Оживление проявилось на волне патриотизма после победной войны 1812 года, вклад в которую внес Урал, и совпало с распространением нового, во многом универсального стиля - классицизма. По всему Каменному поясу появились не только православные, но и единоверческие церкви, сооружение которых было под особым контролем у орга-

нов как местной, так и центральной власти. В частности, цитируя А. М. Раскина, «заво-довладельцам предписывалось в кратчайшие сроки выполнить перестройку обветшавших церквей или построить новые <...> эта программа с большим или меньшим успехом выполнялась» [9, с. 78].

Свято-Троицкий собор - один из самых значительных в Екатеринбурге памятников эпохи классицизма XIX века. Каменный храм был возведен по инициативе и на средства купца, старообрядца Я.М. Рязанова (1775-1849) как молельный дом старообрядческой общины. Овеянный городскими легендами, более известный как Рязановская церковь, храм по размерам уступал лишь Екатерининскому и Богоявленскому соборам. Место для молельного дома опальных староверов было отведено в 1810 году за городским валом, вдали от центра, в юго-восточной части города на Сенной площади. Воздвигнутый на склоне Плешивой горки храм был заметен издалека и играл значительную роль в формировании городского ландшафта.

Проект храма, как стало известно из архивных источников [1], был создан около 1813 года главным казанским архитектором М.Е. Емельяновым (1761 - после 1820) в стиле высокого классицизма. Он был задуман как трехпрестольная однокупольная церковь с большим куполом на высоком барабане, с квадратной трапезной и полукруглой апсидой, без колокольни, с двумя парными ионическими четырехколонными портиками на северном и южном фасадах. По предположению A.M. Раскина, подключившись на стадии строительства, свои коррективы в проект мог внести М.П. Малахов [10, с. 114]. Освящение храма как единоверческого состоялось в 1839 году

В середине XIX столетия по проекту K.P. Турского с удлинением трапезной храм обрел новые пропорции и композицию в форме корабля. Проект предусматривал возведение колокольни в стиле позднего классицизма, высота которой составила 47 метров 16 сантиметров. Нижний ярус колокольни - четырехгранный, верхний - цилиндрический,

увенчанный компактным куполом. Малые купола, по мнению A.M. Раскина, могли быть созданы архитектором В.А. Гартманом [ 10, с. 114]. У западного входа и на трех фасадах нижнего яруса колокольни отсутствуют круглые колонны, их заменяют плоские пилястры, что говорит о закате высокого стиля.

После революции храм был перестроен под кинотеатр по проекту К.Т. Бабыкина. Позднее здесь размещался Дом культуры. Здание было передано епархии в 1998 году и восстановлено по проекту епархиальных архитекторов О.Г. Паршукова и К.В. Ефремова. В интерьерах собора установлен каменный иконостас из уральского минерала змеевика, выполненный по проекту В.А. Шадрина. На стенах в 2002-2011 годах художниками О.Г Вострецовым, И.А. Пьянковым и С.А. Поляковым были исполнены фрески по средневековой технологии.

Ограничив исторический экскурс стилевыми границами барокко и классицизма, мы полагаем, что представление о храмах центральной части Екатеринбурга все же будет неполным, если не вспомнить о Храме-па-мятнике на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, построенном в XXI веке на месте, где до середины 1970-х годов стоял дом инженера H.H. Ипатьева, в котором семья императора Николая Александровича провела свои последние месяцы жизни. В 1977 году дом инженера был снесен. В 1990-м здесь был установлен поклонный крест, и тогда же возникла идея сооружения Храма-памятника. В 2000 году на Российском Архиерейском Соборе император Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник Алексей, великие княжны Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия были прославлены и причислены к лику святых царственных страстотерпцев. После этого события строительство велось три года по проекту архитекторов В.П. Морозова, В.Ю. Грачева и Г.В. Мазаева [11].

Пятикупольный двухуровневый храм, высотой 60 метров, возведен в русско-византийских традициях, а деликатно введенные элементы ордерной системы возвращают

нас к отголоскам отечественного классицизма, академической основе, характерной для русско-византийского стиля первой половины XIX века.

В нижнем храме рядом с алтарем была воссоздана «расстрельная комната», в которой и были убиты Романовы. Композиционно идея памяти отражена в устремленных ввысь компактных объемах, завершенных золотыми куполами, и цветовой гамме уральских камней, использованных для облицовки стен. Траурно-черные цокольные плиты из габбро, кроваво-красные яшмовые поло-

сы основания фасада сменяются светлыми мраморными плитами в его средней части, символизируя надежду на милость Божию.

Вся территория вокруг храма представляет собой архитектурный ансамбль, включающий скульптурную композицию К.В. Грюнберга, которая повествует о трагическом моменте спуска по лестнице Николая II и его семьи в подвал дома H.H. Ипатьева. От верхнего храма к нижнему ведут 23 ступени - ровно столько же было на лестнице, что вела в подвальное помещение печально известного дома. И еще одно совпадение: именно 23 года государь нес бремя императорской власти.

Храм на Крови - мемориальный символ, знаменующий важные вехи не только в исто-

Экспозиция «Архитектура Каменного пояса» Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета Екатеринбург 2015

Фото С. А. Крылова

рии Екатеринбурга, но и в истории России. Он стал одним из наиболее значительных архитектурных проектов последних десятилетий на Урале.

Изучая историю каменного храмострое-ния Екатеринбурга, убеждаемся в существовании богатой культурной жизни города. Каждый из представленных в кратком обзоре храмов по-своему уникален, почти все являются объектами культурного наследия регионального значения. У каждого - своя история, тесно переплетенная с судьбой города, свои святыни, легенды и свое предназначение. Являющиеся градообразующими доминантами, они формировали и формируют не только реальный, но и духовный ландшафт современной городской среды.

Примечание

1. В скобках указаны даты введения изменений в архитектуру собора данными архитекторами.

Литература

1. Государственный архив Свердловской области.

- Ф. 25. - Он. 1. - Д. 2105. - Л. 15, об. 18 от 8 ноября 1813 г.

2. Голобородский, М.В. Преображенская церковь в поселке Уктус и ее подлинный исторический облик // Седьмые уральские академические чтения / Российская академия архитектуры и строительных наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 43-49.

3. Голобородский, М.В. Розы Люксембург, 57: Церковь Святой Троицы (Рязановская), I пол. XIX в. // Свод памятников истории и культуры Свердловской области / [О. А. Бессонова и др.: отв. ред. В. Е. Звагельская] ; М-во культуры Свердловской обл., Науч.-произв. центр по охране памятников истории и культуры Свердловской обл., Уральская гос. архитектурно-худож. акад. - Том I. - Екатеринбург : Сократ, 2007. - С. 509-510.

4. Каптиков, А.Ю. Барокко в памятниках архитектуры Свердловской области / [М-во культуры Свердл. обл. ; Независимый ин-т истории матер, культуры ; Урал. гос. архитектурно-художеств. акад.; Гос. арх. Свердл. обл.]. - Екатеринбург, 2011.

- 160 с.

5. Каптиков, А.Ю. Вознесенская церковь // Есть вариант : газета. - Екатеринбург, 1994. - № 42. - 28 окт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коротковский, А.Э., Заикин, Г.С., Стариков, A.A. Комплексная программа научно-творческой деятельности студентов Свердловского архитектурного института в области охраны природы, сохранения исторически ценной застройки, преобразования и реконструкции архитектурно-про-странственной среды Уральского региона («Каменный пояс»). Общ. часть. Ч. 1 / науч. рук. Н.С. Алфёров. - Свердловск : САИ, 1978. - 21 с.

7. Манькова, И.Л. Храм в сердце и памяти: очерки истории Екатеринбургского Екатерининского со-

бора. - Екатеринбург : Академкнига, 2000. - 144 с.

8. Мосунова, Т. Екатеринбургский тик-так. - URL: https://uraloved.ru/ekaterinburg/chasi-ekaterinburga (дата обращения: 14.10.2021).

9. Раскин, A.M. Архитектура классицизма на Урале. - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. - 192 с.

10. Раскин, A.M. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области. - Екатеринбург, 2007. - 161 с.

11. Храм на Крови. - URL: https://nashural.ru/ mesta/sverdlovskaya-oblast/hram-na-krovi/ (дата обращения 14.10. 2021).

Об авторе

Ваньчугова Наталья Николаевна - магистр искусствоведения, член Всероссийской ассоциации искусствоведов, Музей архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Екатеринбург), хранитель музейных предметов.

E-mail: nata-dom@bk.ru

FROM THE HISTORY OF STONE CHURCH BUILDING IN YEKATERINBURG: FROM BAROQUE TO CLASSICISM

Vanchugova Natalia Nikolaevna

Master of Arts, Yekaterinburg, keeper of museum items at the Museum of Architecture and Design, member of the AIS, Museum of Architecture and Design of the Ural University of Architecture and Art.

Abstract: The construction of stone churches in Yekaterinburg began at the end of the 18th century. The factory town was conceived as a regular model mountain town. However, the difficult terrain with its hills and hollows, the floodplain of the Iset River largely determined its town-planning originality. Today there is a church on almost every hill in Yekaterinburg. The most common compositional scheme was the "ship" shape. Architectural fashion, a change in styles came to the Urals with some delay. So, at the stages of construction of the Holy Trinity Cathedral, one can trace the history of the formation of the classicism style in the Urals - its development, extinction and transition to eclecticism. The article describes several churches located in the historic sites of the city. These ancient and new temples represent different eras and architectural styles.

Keywords: Yekaterinburg; temples; church building; St. Catherine's Cathedral; Transfiguration Cathedral Epiphany Cathedral; Ascension Hill; Holy Trinity Cathedral Ya. M. Ryazanov; Temple-on-Blood; "Stone Belt" program Museum of Architecture and Design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.