УДК 711.52:930.26+725.21/35.
ЛИПИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, аспирант,
25lipina@mail.ru
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23
РОЛЬ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В РАЗВИТИИ УРАЛЬСКОГО ГОРОДА-ЗАВОДА КАМЕНСКА В XVIII-XIX ВЕКАХ
Архитектура Свято-Троицкого собора Каменска-Уральского, сохранившая в себе традиции барокко и классицизма, внесла упорядоченность в композиционную среду городской застройки. Более поздние украшения соборного комплекса оказывали благотворное влияние на культуру города-завода. Анализ сохранившейся застройки и прилегающих к центру кварталов показал, что архитектура храма во взаимодействии с архитектурой промышленного комплекса стали главными хранителями традиций местной культуры.
Ключевые слова: крепость; заводская площадь; уральский город-завод; промышленные сооружения; барокко, классицизм, соборный комплекс.
LIPINA, TATIANA NIKOLAYEVNA, P.G.,
25lipina@mail.ru
Uralsk State Academy of Architecture and Arts,
23 K. Libknekhta st., Yekaterinburg, 620075, Russia
ROLE OF CULT ARCHITECTURE IN THE DEVELOPMENT OF URALS KAMENSKY TOWN-WORKS IN XVIII-XIX CENTURIES
The architecture of Svyato-Troitskay cathedral, which has kept the traditions of Classicism and Baroque stile, has brought great regulations in the town’s architectural construction. Its latest decorations greatly influenced on the town - works’ culture. The analysis of this remained cult building and architecture of town’s industrial complex became the main keepers of traditions of local culture.
Keywords: Fortress, Ural town-plant, industrial buildings, Baroque, Classicism, cathedral complex.
Огромная территория южного Зауралья осваивалась с XVII века выходцами из российского юга и севера - переселенцами, проникавшими сюда через Верхотурье. Каменск-Уральский - крупный промышленный город, начал свое существование с 1679-1680 годов как монастырский «заводик» Успенского Далматова монастыря. По указу Петра Алексеевича от 28 сентября 1699 года он получил статус государственного завода. Постепенно из небольшого поселения на реке Каменке вырос Каменский завод.
В начале XVIII века большинство городов-заводов Урала имело крепостные сооружения. Крепости возводились по общегосударственным правилам с «рублеными» стенами и башнями по всему периметру. С архитектурной
© Т.Н. Липина, 2009
точки зрения введение в город-завод крепостного сооружения способствовало усилению значимости застройки, созданию выразительности ее силуэта, разнообразило восприятие. Именно такое укрепление было построено на правом берегу реки Каменки. Крепость была небольшой по занимаемой площади, с двойным ограждением, внутренним и внешним, и довольно живописной, как это видно из уникального картографического документа первой половины XVIII века - «План Берг-коллегии Каменского завода» (рис. 1).
Рис. 1. Каменский завод Берг-коллегии, XVIII в.
На противоположном берегу от крепости находился завод с гидротехническими сооружениями, но они планировочно не были связаны между собой. Подробное описание крепости было сделано в 1734 г. в связи с передачей дел В. Гениным в управление В. Татищеву. Такие документы помогают ознакомиться с истоками уральских «городов-заводов».
Заводские поселки и города с самого начала строительства возводились по «регулярному плану» [1, с. 148]. Каменский завод, основанный в 1701 г., был запроектирован по типу опорного пункта с административными функциями, соответственно строился по «регулярному плану» с организованным центром. Деревянные дома различного ранга, хозяйственные постройки строились из однотипных деревянных срубов, мало различаясь по высоте. Традиционно в такой застройке стремились к выделению центра культовым сооружением, являвшимся важной и необходимой постройкой поселения. Церкви, как правило, размещались на площадях и возвышениях и имели круговой обзор. Вертикали колоколен, главки и купола, видимые издалека, возводились с подчеркнутой устремленностью вверх, являясь опознавательными маяками в панорамах селения. Их сложные силуэты однообразную застройку делали нарядной и праздничной, придавая индивидуальность поселению.
Именно такой была первая церквушка в Каменской крепости: «рубленая», во имя Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с одним приделом во имя чудотворца Артемия Веркольского. Окна «слюдяные, на них железные решетки и ставни». Церковь имела ширину 13 м и длину 28 м, тесовую кровлю. Рядом колокольня по композиции «восьмерик на четверике», увенчанная высоким шпилем, становилась выразительным художественным акцентом в общественном центре.
После пожара 1768 г. на месте деревянной в 1793-1813 гг. была возведена каменная церковь в традициях уральского барокко. Правила строительства культовых сооружений в городах-заводах были общепринятыми. Барочные церкви имели неизменную трехчастную композицию объёмов, размещенных на одной оси по типу: храм - трапезная - колокольня. Важной особенностью являлось то, что церковь воспринималась в соседстве с заводом, главные сооружения которого придавали городу особую значимость в застройке и в окружающей местности. Общественный центр значительно обогатился за счет визуального включения в ансамбль промышленных объектов, расположенных на высоком берегу Каменки. В результате возникла качественно новая структура поселения.
Находясь на противоположном берегу реки, здание церкви служило ориентиром с дороги, проходившей через центральную улицу Большая Московская, - части тракта, соединявшего Екатеринбург и Шадринск, как крупнейшие центры Среднего и Южного Урала. Так в характере Каменского завода отразились разные стороны его развития: промышленного и торгового, культурного и духовного назначения.
Церковь и предзаводская площадь закрепили композиционную основу застройки. «...Храм - восьмипрестольный, был устроен стараниями прихожан». Иконостасы на первом этаже «украшены резьбой и сплошь все золоченые», а на втором этаже «гладкие, сплошь золоченые, устроены на церковные суммы, получившиеся от владений торговой площадью с лавками и весами. Арендные доходы шли на содержание и украшение храма.» [4, с. 398]. Интерьер церкви, обретя яркий и богатый фон для проведения церемоний и обрядов, усиливал духовное и культурное влияние храма.
В конце XVIII века формирование Каменского «города-завода» было тесно связано с ростом промышленности на Урале и переходом к каменному строительству. Обновление заводских зданий и предзаводской площади происходило одновременно с развернувшейся реконструкцией уральской промышленности, продиктованной особым стремлением восстановить и упрочить свои позиции на мировом рынке железа. В этом процессе следует отметить роль подготовки к Отечественной войне 1812 года, повлекшей за собой строительство и расширение в Уральском регионе не только промышленных объектов, но и других построек. Все это поддерживалось активизацией культового строительства на Урале, развернувшейся в борьбе православной церкви с расколом.
В 1806 г. были учреждены должности архитекторов горных округов и заводов. Проводимая реформа, упорядочившая заводское строительство, отразилась на планировке и архитектурном облике административных цен-
тров, представленных в рабочих планах, в которых архитекторы развивали архитектурно-планировочную систему, приспосабливая к местным условиям типы административных зданий и культовых сооружений. К реконструкции каменной церкви Каменского завода, у которой возникла угроза обрушения колокольни, привлекли известного на Урале архитектора М.П. Малахова (1781-1842). Он с февраля 1815 г. «по объявленному желанию» начинает свою работу архитектором Екатеринбургских заводов и с 1832 года становится архитектором Уральского горного правления. Было решено: колокольню разобрать, возвести на новом фундаменте, а заодно провести реконструкцию всей церкви, ставшей к этому времени тесной.
Проект храма Малаховым был выполнен в 1821 году. Как написал А.М. Раскин: «Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям мастеров школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, экседры приделов, мощная и вместе с тем стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, ставят Свято-Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX века не только на Урале, но и во всей России» [5, с. 125]. Этой характеристике не соответствует храмовая часть, сохранившаяся от первоначальной постройки в формах уральского барокко. В общей композиции и в очертаниях купольного завершения, с использованием люкарн и восьмерикового барабана, сохранились черты, характерные для уральских храмов XVIII века. В то же время при реконструкции храмовая часть получила черты классицизма в виде ордерных колоннад.
Фасады приделов оформлены четырехколонными ионическими портиками. Оформление фасадов составляет сдержанный декор, междуэтажный профилированный пояс, полуциркульные окна, угловые пилястры. Новую колокольню украсили прямоугольные ниши и большие арочные трехчастные окна на фоне рустованных стен, завершенных карнизом строго профиля. Звонница колокольни оформлена коринфскими полуколоннами и ограждена ажурной чугунной решеткой. Купольное завершение усилило выразительность бельведера колокольни. К 1828 году в полном соответствии с проектом реконструкция церкви была завершена.
Среди многочисленных построек М.П. Малахова следует отметить комплексы промышленных зданий в Каменском заводе. «.Эти постройки отличаются правильным пониманием нужд основного производства, единством архитектурного замысла и градостроительным подходом к решению центрального городского ансамбля завода» [2, с. 43]. В описании Каменского металлургического завода Лотаревой Р.М. находим: «.подчиненные строгим правилам организации производства, ансамбли заводов всегда отличались оригинальностью. Этому способствовала компоновка генеральных планов, вариации которых строились на размещении основных цехов по периметру площадки Каменского завода». Далее автор подчеркивает, что принятые расстояния между зданиями, их размещение относительно друг друга, осевые подвижки примыканий плотин к реке - все вместе привело к особым объем-
ным композициям, а вследствие этого и к использованию разных приемов художественной обработки. Зрительное облегчение или утяжеление форм цехов, насыщение или разрядка декором исходили из объективных градостроительных предпосылок [3, с. 48].
Промышленные здания по выразительному художественному облику не уступали гражданским сооружениям, выполненным в удачно найденных пропорциях, с использованием классических форм, приемов и средств. В решении промышленных объектов применялись ордерная система и арочные проёмы, их сочетание обогащало вид города-завода.
Наиболее впечатляющи по объемам и формам доменные цехи. Мощные остовы сооружения печей перекрыты высокими куполами с изящными вытяжками по центру. Домны вместе с вертикалями труб возвышались, придавая выразительность силуэтам заводской застройки, контрастно вырисовывались в прозрачной синеве неба. Плоскости стен украшены карнизами, тягами и кружевом полуциркульных окон в расчете на близкое и далекое восприятие. К печам пристроены входные портики. Такой цех становился центральным в композиции завода и, находясь на высоте, доминировал над окружающей застройкой.
Производственная среда отличалась высокими художественноэстетическими достоинствами, определяя требования и к застройке селения, особенно к его центру. Поэтому центр Каменского завода - общественные и жилые постройки - старались привести в соответствие с культурным уровнем, обозначенным заводскими сооружениями. О чугунолитейном заводе можно судить только по архивным материалам и старым фотографиям (рис. 2).
■
Рис. 2. Каменский чугунолитейный завод. 1825 г.
Одним из первых проектов Малахова для Каменского завода стал одноэтажный госпиталь, выполненный в 1817 г. по общепринятым правилам строительства в период классицизма с применением трехчастной схемы, составленной из центрального объема и флигелей. Композиция фасадов определена арочным проемом по центру и симметричным размещением однотипных окон по сторонам центральной оси. Находясь на возвышении, госпиталь привлекал к себе внимание при подъезде к поселению, организуя восприятие пространства, помогая ориентации и определению главных направлений улиц. Несмотря на перестройку лечебного учреждения, он сохранился как памятник классицизма.
Укрепление торгово-экономического положения Каменска первой половины XIX века позволило приступить к строительству каменного гостиного двора взамен деревянного, который стал своеобразным торговым центром города. Его строительство проходило в 1820-1840 гг. Сооружение представляло замкнутый прямоугольник с внутренним двором. Карниз и выразительная аркада опоясывали здание, придавая ему целостность. Торговый двор вместе с собором подчеркивали архитектурную значимость центра города. Ритм аркады зрительно поддерживал архитектурный порядок, заданный собором, продолжая его центральную ось. В конце XIX века возникли изменения: на месте южной колоннады были возведены каменные магазины.
Сложившаяся к середине XIX века планировка предзаводской площади со Свято-Троицким храмом сохранилась до настоящего времени, частично утратив первоначальный вид некоторых зданий. Так из воспоминаний местных сторожилов, которые бывали в церкви еще детьми, известно, что церковь была обнесена кирпичной оградой с воротами и литыми столбиками с решеткой. С южной стороны храмового комплекса имелись ворота, возле которых стояла чугунная группа «Святая Троица», представляющая собой ангелов, сидящих за престолом с жертвенной чашей. Возле западных больших ворот размещались еще две скульптуры: одна - мраморная четырехметровая, изображающая четырех крылатых ангелов, трубящих в горны во все страны света; другая - чугунный бюст императору Александру - освободителю от крепостного права (хранящийся в городском музее). Эти скульптуры описал в своем донесении архитектор Э.Х. Сарториус «О плане и фасаде церковной ограды» Свято-Троицкой церкви в марте 1841 года. Архитектура и связанное с ней скульптурное оформление утверждали идейно-образную тему православия и могущества России.
В застройке предзаводской площади особо выделяется здание заводской конторы, реконструкция Малахова (1825-1830 гг.). Главный корпус с бельведером в форме ротонды с дорическими колоннами, увенчанный купольным завершением, перекликается с куполами заводских домен и колокольни (рис. 3).
Ограда с решеткой и воротами, соединяющая центральный корпус конторы с двумя симметрично расположенными одноэтажными флигелями, оформленными полуколоннами (реконструированы), представляют единый ансамбль. Находясь напротив завода, контора воспринимается неотъемлемой частью ансамбля заводских строений и центра города.
Рис. 3. Комплекс конторы чугунолитейного завода. 1825-1830 гг. Архитектор М.П. Малахов, г. Каменск-Уральский
Вспомогательные заводские здания: мельницы, конюшни, складские помещения, как правило, включались в общий архитектурный ансамбль наряду с основными постройками, согласуясь с ними объемно и оформлением. Типичной постройкой Каменского завода служили складские сооружения «железосодержательный магазейн», расположенные справа от заводской конторы вдоль правого берега реки Каменки. В «Записке.» 1828 г. приведено описание провиантских казенных магазинов: «.Корпус включает в себя десять комнат, покрыт железом, длиной 54, шириной 4, вышиной от фундамента 2 сажени, с южной стороны снабжен колоннадою с двумя фронтонами для весов». Внешний вид здания прост, оно хорошо увязано с застройкой предза-водской площади и поддерживает её архитектурный замысел.
Госпиталь, гостиный двор, жилые дома, контора и другие вспомогательные службы - всё вместе составляло специфическое окружение городского центра, типичное для уральских городов-заводов. В такой среде предзавод-ская площадь с храмом, доминирующим в окружающей застройке, играла особую кульминационную роль.
Свято-Троицкий собор, промышленные, административные и вспомогательные сооружения создают единый художественно-культурный комплекс, отличающийся архитектурными чертами, которые получили наименование уральского барокко, и своеобразным вариантом русского классицизма в архитектуре одного из крупнейших горнозаводских поселений Урала XIX века.
Анализ архитектурных особенностей города показал, что заводской храм оказал и оказывает огромное влияние на застройку Каменска (рис. 4).
Рис. 4. Свято-Троицкая церковь. 1793-1828 гг. Реконструкция архитектора М.П. Малахова, г. Каменск-Уральский
Расположенный в выгодной точке предзаводской площади и построенный в лучших традициях архитектуры, собор доминирует в застройке города и обогащает его силуэт своими выразительными очертаниями. Таким образом, Свято-Троицкий собор и окружающие его сооружения, составляя архитектурно-исторический центр современного города Каменск-Уральского, являются достоянием истории архитектуры и градостроительства Уральского региона, входя в круг уникальных памятников российской культуры.
Библиографический список
1. Алфёров, Н.С. Зодчие старого Урала / Н.С. Алфёров ; под ред. В. Колосницына. -Свердловск : Изд-во «Урал. рабочий», 1960. - 214 с.
2. Там же. С. 43.
3. Лотарева, Р.М. Города-заводы России XVIII - первая половина XIX века / Р.М. Лотаре-ва ; под ред. Е.И. Маркина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 213 с.
4. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии / Издание Братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. - Екатеринбург : Изд-во «Братства», 1902. - 612 с.
5. Раскин, А.М. Архитектура классицизма на Урале / А.М. Раскин ; под ред. И.В. Новикова. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 154 с.