Научная статья на тему 'Из истории формирования политической идентичности башкир'

Из истории формирования политической идентичности башкир Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОС / САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MENTALITY / IDENTITY / ETHNOS / SELF-CONSCIOUSNESS / POLITICAL IDENTITY / FEDERALISM / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарипов Айрат Янсурович

The article reveals the determinants of the formation of the Bashkirs' political identity. It is underlined that the Bashkirs, struggling for a territory with which their history, culture, and political relations with other peoples are connected were advocating their own identity at the same time. It is impossible to consider the political identity in isolation from the ethnic and historical self-consciousness. Proceeding from a connection between the ethnic self-consciousness and identity forms there are revealed the highlights in reconstructing the Bashkir nation's political identity during the struggle for the Bashkir autonomy between 1917 and 1919, the role and significance of the Bashkir national movement in the world history are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE BASHKIRS'' POLITICAL IDENTITY

The article reveals the determinants of the formation of the Bashkirs' political identity. It is underlined that the Bashkirs, struggling for a territory with which their history, culture, and political relations with other peoples are connected were advocating their own identity at the same time. It is impossible to consider the political identity in isolation from the ethnic and historical self-consciousness. Proceeding from a connection between the ethnic self-consciousness and identity forms there are revealed the highlights in reconstructing the Bashkir nation's political identity during the struggle for the Bashkir autonomy between 1917 and 1919, the role and significance of the Bashkir national movement in the world history are defined.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования политической идентичности башкир»

Л.Я. Зарипов

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БАШКИР

Вряд ли можно согласиться с мыслю о том, что идентичности формируются только под воздействием определенный исторических, политических, экономических, этнических или иных событий, эпизодов и актов. На наш взгляд, они имеют более глубокие и древние предпосышки, укоренённые в подсознании индивидов. С точки зрения психологии, в недрах сознания нет ничего, что не бышо бы в практике народов. Идентичности, как и ментальности, существующие для большинства автономно в недрах бессознательного как архетипы, не востребованы в повседневной жизни. Они становятся актуальными в стрессовых ситуациях, мобилизуя и заставляя личность или общность апеллировать к ним для решения возникших проблем, удовлетворения потребностей и интересов в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

Без сомнения, история Башкортостана предоставляет богатый материал для изучения иден-тичностей, поскольку его территория издавна является ареной взаимодействия многочисленных народов. Его земли населяли многие этнические общности, основывали политические, социальные образования, но и покидали их под давлением различных обстоятельств. Археологические раскопки дают богатый эмпирический материал в этом плане [2, с. 4, 25, 89, 121 и др.]. Они свидетельствуют о том, что данная территория являлась достаточно комфортным местом для их проживания, обеспечивая им не только защиту и пропитание, но и возможность для дальнейшего прогресса. Среди многочисленные этнических групп, населявших этот край, только одна из них — башкиры — смогла превратить ее в свою родину. Она в ней сформировалась и окрепла, а впоследствии образовала собственное политическое объединение (государство) — Башкортостан, о котором сохранилось много письменных источников [1, с. 122—124 и др.].

История башкир — это история борьбы за идентичность, за право называться народом с этим именем. В различные исторические периоды представителям башкирского этноса приходилось с оружием в руках доказывать не только свое право на существование и проживать на данной территории, но и по большому счету — защищать свое право осознавать себя тем, кто они есть. И они, на протяжении веков выступавшие за сохранение собственной идентичности (этнической, социальной, политической, культурной), доказали, что вполне способны защитить себя в любых сложных ситуациях, тем самым подтвердив устойчивость развития собственной этнической группы.

Многочисленные попытки унификации иден-тичностей малочисленных народов, сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе, не смогли стереть историческую память народа и нивелировать его этническое самосознание. Башкирский народ, противопоставив себя ассимиляционным и аккультурационным процессам, смог сохраниться как свободный, независимый и творческий этнос.

Всемирную историю творят народы, общности. Одни из них остаются в ее анналах как деструктивные элементы, но большинству из них присуща функция созидания. К последним относится и башкирский этнос, который внес огромный вклад в политическую жизнь человечества, обогатив ее новыми идеями в области федерализма.

История распорядилась так, что в количественном отношении не все общности равнозначны: есть доминирующие, превосходящие не только количественно, но и качественно — по уровню политического, экономического, духовного и социального развития. Такая диспропорция исторически обусловлена самой действительностью, но не является поводом для дискриминации ма-

Зарипов Айрат Янсурович, доктор философских наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета

лочисленных, экономически слабых, политически неразвитых, архаичных по своей структуре общностей. Разница в общественном развитии рано или поздно приводит к противоречиям между ними, а по мере их углубления — к открытой конфронтации, конфликту или войне.

Борьба за собственное «Я», освобождение от экономической, политической, социальной, культурной зависимости в истории каждой этнической общности становится делом правым и всеобщим. И поэтому достижение положительного результата в национально-освободительной борьбе дает большие шансы для образования собственно этнического (национального) государства и подтверждения политической идентичности общества [3]. Можно высказать предположение, что основным лейтмотивом всех национально-освободительных движений является стремление к свободе, а последняя не отделима от идеи создания собственной государственности.

Рассматривая историю национально-освободительных движений народов, можно заметить, что в них с неизбежностью присутствует идеология национализма и сепаратизма. Башкирское национальное движение начала XX в. отличается от всех предыдущих и последующих тем, что, во-первых, не восприняло лозунг сепаратизма, что в условиях российской действительности оказалось наиболее реалистичным, и, во-вторых, его лидеры, выступая против политических устоев российской государственности, которые не только не отражали, но и не отвечали потребностям и интересам народов, предложили конструктивные и прогрессивные идеи.

В сложившихся в 20-х гг. XX в. социально-политических условиях руководители Башкирского национального движения, осмыслив опыт предыдущих поколений и оценив сложившийся политический дискурс, выступили с актуальной на тот момент идеей — идеей создания на базе Российской империи федеративного государства. В политической истории России элементы федерализма находили свою реализацию, но государство никогда не делало их своим лозунгом, а, наоборот, всегда старалось пресечь их распространение. А.-З. Валидов, X. Юмагулов, Ш. Ман-натов, Ю. Бикбов, М. Кулаев, С. Мрясов и др., учитывая многовековую антиколониальную борьбу башкирского этноса, создавшийся кризис государственности в стране, предложили новую форму объединения народов России. Это был

поворотный момент в истории не только башкирского народа, но и всей многонациональной страны.

К началу XX в. федераций в мире существовало крайне мало. В основном в государственном устройстве господствовала глобалистская идея унитаризма, в форме империй и колоний. Прогресс в политическом переустройстве мира наметился лишь после Первой мировой войны (1914— 1918) и стал необратимым после Второй (1939— 1945). Федерализм, как возможность сосуществования многих народов с разной культурой, менталитетом, идентичностями, самосознаниями на единых территориях, стал доминирующим лозунгом всего XX столетия.

Федералистские идеи стали важным элементом в этнополитическом движении башкир начала XX в. Башкирское национальное движение, руководимое людьми образованными, с передовыми взглядами, вооруженными идеями достижения социальных и политических свобод, равенства, стало массовым и, что особенно важно, единым, сплоченным, монолитным. Можно без преувеличения сказать, что оно стало авангардом всего национально-освободительного движения XX в.

Идеи федерализма в Башкирском национальном движении начала XX в. возникли не спонтанно. Они были подготовлены всем ходом общественного развития самого народа, его истории, практики, менталитета. А.-З. Валидов, поняв и осознав исторический момент, сумел их выразить в самой простой и доступной форме, превратив в национальный лозунг. Понятные всему населению, как и идеи Французской буржуазной революции (Свобода. Равенство. Братство.), идеи свободы и равенства были подхвачены не только башкирами, но и всеми мусульманскими народами России [4, с. 72—74].

Для России, с точки зрения геополитики, федеративные отношения являются наиболее оптимальными. Эффективное управление территорией, с многочисленными и разными культурно-историческими типами, ментальностями, иден-тичностями, политическими традициями, социально-экономическими формами организации, без участия самих представителей народов осуществить невозможно. Лидеры Башкирского национального движения сумели это понять и оказались более прозорливыми, чем политическое руководство новой советской власти.

Всебашкирские съезды 1917 г. не только подтверждают их намерения, но и дают ясную картину того, как это должно быть осуществлено на практике. На основе анализа постановлений съездов мы вполне можем сделать вывод, что теория федерализма быша обогащена новым содержанием — построением федерации по этнически-территориальному признаку.

Действительно, это бышо новым в теории федерализма, поскольку она до этого момента не предусматривала таких форм объединения. Как показала историческая практика, данная форма федеративных отношений имеет право на существование, но при соблюдении определенных условий. К ним, с нашей точки зрения, можно отнести: а) наличие инструментов демократии в обществе; б) правовое государство; в) гарантия соблюдения прав и свобод этнических общностей; г) гарантия прав и свобод личности.

Реализация политических интересов общностей предполагает не только их осознание, но и создание определенных политических институтов, а через них — реконструкцию политической идентичности референтной массы (или коллективной идентичности [8]). Лидерами Башкирского национального движения для пропаганды своих идей были созданы политические органы управления, печатные издания, созывались съезды, устраивались всенародные обсуждения программ (фарманов — приказов, воззваний), была предпринята попытка создания собственной партии («Ирек» — «Воля»). Но главной идеей и основным инструментом в реконструкции политической идентичности башкир была идея воссоздания собственного государства в пределах предполагаемой ими федерации.

Необходимо подчеркнуть, что реконструкция политической идентичности самих лидеров Башкирского национального движения относится к 1917 г., к I Всероссийскому мусульманскому съезду. В России к началу XX в. наиболее распространенной формой идентичности для нерусских народов была религиозная (или цивилизацион-ная) принадлежность, в которой все другие ее формы растворялись, исчезали. На этом съезде делегаты предлагали выдвинуть перед Временным правительством, пришедшим на смену монархическому, проблемы общего характера, касающиеся всего мусульманского населения России. Однако представители башкирской делегации сумели преодолеть барьеры религиозной идентич-

ности и предложили решить и те проблемы, которые на протяжении веков волновали все мусульманские народы, особенно сильно башкирское общество. Они касались в основном экономических отношений и социальной сферы. Но впоследствии вполне четко обозначались и политические интересы.

После вышеуказанного съезда одним из первых шагов к восстановлению политической идентичности башкир было образование Башкирского национального совета и издание собственного печатного органа (июнь 1917 г.) — «Башкорт ит-тифаки бюроИышыщ мехбире» («Известия Башкирского революционного бюро»). Газета, как средство массовой коммуникации, должна была не только разъяснять причины, породившие данное движение, но и стать рупором национального движения и донести до всего башкирского населения его цели и задачи, способствовать росту политической активности и подъему массового сознания. Лидеры Башкирского национального движения понимали, что их основные идеи смогут быть доступными для большинства населения только через газету. Они рассчитывали, что, апеллируя к историческому самосознанию народа, его архетипическим представлениям об устройстве собственной судьбы, смогут затронуть самые главные и чувственные точки в сознании народа. И не ошиблись.

Публикация программных статей идеологов и лидеров движения, приказов, решений башкирских съездов, писем с фронта, из разных местностей Башкортостана позитивно сказалась на идеологии движения. Они позволили расширить его социальную базу, одновременно оказывая воздействие на сознание башкирского населения и продолжая активизировать возрождение массовой политической идентичности башкир. Решения башкирских съездов 1917 г., выборы первого Башкирского правительства, борьба в 1918— 1919 гг. характеризуются уже как вполне сложившаяся и устоявшаяся форма этой идентичности [5, с. 183, 185, 201 и др.].

Говоря об истоках политической идентичности и ее восстановлении в период создания Башкирской автономии, следует учесть несколько моментов из истории башкирского народа. Во-первых, башкиры, добровольно вошедшие в состав Российской империи, имели не только опыт политического руководства и регулирования проблем как внутри, так и за пределами своей стра-

ны, но и выступали в роли «миротворцев» в переговорах между отдельными государствами и народами. А это уже свидетельствует о политических возможностях и престиже народа в глазах других. Отсюда и результат — вхождение Башкортостана в состав нового политического объединения (Российской империи) через договорные отношения. Во-вторых, государственность башкирского народа основывалась на демократических принципах (пусть и в архаических формах проявления), о чем свидетельствуют шежере башкирских родов о выборности их предводителей на всенародных йыйынах (съездах). В-третьих, сам принцип объединения народа был основан на соглашении родов, откуда и пошел башкирский народ. Это говорит о том, что договорные отношения являлись основополагающими для башкирского общества. Свидетельства о них сохранились не только в письменных и устных источниках, но закрепились в архетипе, менталь-ности башкирского народа. И в период глобальных социальных трансформаций исторический опыт был востребован.

Политическая борьба башкирского народа, реализованная в достижении автономии путем сложного, многолетнего противостояния с новой властью, не сняла проблемы политической идентичности, которая требует постоянной поддержки. Из действительной автономии, в которой местная власть имела реальные рычаги управления и были проведены разграничения полномочий и компетенций, дифференцирование и регулирование законодательных, исполнительных аспектов местных и федеральных позиций [7, с. 194—195], в советское время Башкортостан постепенно превратился в один из обычных «уделов» новой империи, хотя имел высокий научный, технический и производственный потенциал.

В конце 80-х гг. XX в. изменения в социальной и политической ситуации в стране вновь актуализировали проблему идентичности малочисленных народов. Начавшиеся трансформационные процессы общественных отношений в СССР требовали от них более активных и адекватных действий в плане политического самосохранения, оказывая значительное влияние на рост их политического сознания. Активизировались процессы реконструкции исторической памяти населения, поставив на повестку дня проблему политической идентичности.

Сложившаяся к тому времени обстановка в стране диктовала необходимость новых подходов к решению назревших социально-экономических и политических проблем. То, о чем говорили и за что выступали лидеры Башкирского национального движения в начале века, оказалось как никогда актуальным. Идеи федерализма, местного самоуправления вновь стали востребованы. В общественном и этническом сознании населения политическая идентичность стала преобладающей. Итогом этого периода стало принятие национальными республиками деклараций о государственном суверенитете. Конец XX в., как и его начало, еще раз продемонстрировал значимость политической идентичности для национальных образований и этнических общностей.

В политической истории башкирского народа со всей очевидностью можно выделить три важнейших этапа: вхождение в состав Российского государства (1557), образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (1919), провозглашение Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (1991), в основе которых — договорные отношения. И эта черта политической идентичности башкирского народа говорит о подлинно демократическом складе ментальности народа, о толерантности и готовности жить в мире и согласии с носителями различных политических, культурных, религиозных и иных традиций. Преемственность исторических идей, практик не проходит бесследно для народов. Их память хранит историческую информацию и при необходимости вновь и вновь обращается к ней.

Можно по-разному оценивать роль и значение Башкирского национального движения не только в российской, но и в мировой истории. Для России данный опыт ценен тем, что он дал возможность народам на практике воплотить в начале XX в. свои многовековые чаяния о суверенитете, национально-культурной свободе, политической самостоятельности, поставил вопросы демократизации межэтнических отношений, возможность реализации принципа «персональной компетенции и ответственности» [4, с. 163], а в мировом масштабе — обогатил федералистское течение новым содержанием и дал понять, что федерализм — понятие диалектическое, не подверженное канонизации. Его содержание может меняться в зависимости от ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалова И.Г. Аль-Идриси о странах и народах Восточной Европы. — М., 2006.

2. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. — Уфа: Китап, 1994.

3. Попова О.В. Проблемы исследования политической идентичности. — Режим доступа: //http:// politanalysis.narod.ru/popova1.html

4. Столяров М.В. Теория и практика федерализма. — М., 2008.

5. Тоган З.В. Воспоминания. Кн. 1. — Уфа, 1994.

6. Юлдашбаев А.М. А.-З. Валиди как сторонник федерализма в России // История и культура народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее. Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 120-летию со дня рождения видного ученого-тюрколога и общественного деятеля Ахмед-Заки Валиди Тогана (21 мая 2010 г., г. Стамбул). Ч. 1. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.

7. Юмагулов Ч. Об одном неудачном опыте изучения национальной политики в Башкирии в 1918— 1920 гг. // Пролетарская революция. — 1928. — № 3.

8. Режим доступа: http: //www.apn.ru/publications/ article22293.html

Ключевые слова: ментальность, идентичность, этнос, самосознание, политическая идентичность, федерализм, национальная политика.

Key words: mentality, identity, ethnos, self-consciousness, political identity, federalism, national policy.

Airat Ya. Zaripov

FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE BASHKIRS' POLITICAL IDENTITY

The article reveals the determinants of the formation of the Bashkirs' political identity. It is underlined that the Bashkirs, struggling for a territory with which their history, culture, and political relations with other peoples are connected were advocating their own identity at the same time. It is impossible to consider the political identity in isolation from the ethnic and historical self-consciousness. Proceeding from a connection between the ethnic self-consciousness and identity forms there are revealed the highlights in reconstructing the Bashkir nation's political identity during the struggle for the Bashkir autonomy between 1917 and 1919, the role and significance of the Bashkir national movement in the world history are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.