ДРЕВНИЕ ЭТАПЫ ЭТНО- И РАСОГЕНЕЗА БАШКИР И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМОВ «БАШТСОРТ» И «ИШТЯК»
Сложность антропологического состава, родоплеменной структуры, материальной и духовной культуры башкирского народа привела к формированию различных точек зрения в вопросах его этногенеза и этнической истории. В связи с этим существует несколько гипотез происхождения башкирского народа. В литературе широко представлена угорская (или угро-мадъярская) гипотеза, основанная на идее существования баш-киро-мадъярской этнической и культурно-языковой общности в эпоху средневековья (И. Стра-ленберг, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, И. Фишер, Д.А. Хвольсон и др.).
Письменные источники IX—XI вв. н.э., свидетельствующие о тюркоязычности башкир (Ис-тархи, Ибн-Фадлан, Гардизи, Аль-Масуди и др.), в совокупности с историко-лингвистическими исследованиями позволили выдвинуть тюркскую теорию этногенеза башкир (Н.М. Малиев, Ф.М. Флоринский, Д. Европеус, А.П. Богданов, С.И. Руденко и др.). Наиболее полно данная теория изложена в работах Р.Г. Кузеева, Н.А. Ма-житова и др.
С учетом концепции об участии тюркского и угорского компонентов в этногенезе башкир сформировалась так называемая промежуточная теория. Ее развивали и поддерживали А. Шле-цер, А. Кастрен, Н. Аристов, Д.Н. Соколов и др. [II, с. 18—21].
Анализ древнего этногенетического пласта в регионе, документированного в письменных источниках, археологических материалах, топонимии и фольклоре, позволяет говорить о древнейшей индоиранской платформе древнего населения не только Южного Урала, но и многих народов Евразийского континента. Предполагается, что в эпоху раннего железа индоиранские (по языку) кочевники создали ту этногенетичес-кую основу, на которой происходило формиро-
вание древнего населения Южного Урала, а впоследствии башкирского народа [I, с. 77—95; 3; 9; 10, с. 95—101]. Это позволяет говорить о местных корнях некоторый древнейших родоплеменных групп башкир в регионе, которые не подверглись коренным изменениям, а лишь модифицировались в ходе их исторического развития. Предполагается, что заселение края предками башкир происходило поэтапно в течение длительного времени с последующей консолидацией разнородных компонентов в единый этнос, впоследствии известный под этнонимом «баш-хорт».
Каждая из этих теорий базируется на каком-то аспекте исторической реальности. Как нам представляется, необходимо четко разделять понятия «этногенез башкир» и «этническая история башкирского народа». Этногенез — это предыстория этноса, образно выражаясь, длительный процесс вынашивания его в чреве истории, в развитии которого могли участвовать различные по происхождению компоненты. Термин «этногенез», по мнению видного этнографа доктора исторических наук С.А. Арутюнова, видимо стоит применять лишь к такому процессу, в результате которого из ряда прежних этносов или частей складывается новый единый этнос, обладающий новым самосознанием, отраженным в его самоназвании (этнониме). Этногенез считается завершенным и знаменует начало этнической истории определенной группы населения с момента возникновения отличного от других народов самоназвания и этнического самосознания.
Исходя из этого, начало этнической истории башкир как этноса со своей культурой и собственным языком условно можно отнести ко второй половине I тысячелетия н.э., когда в письменных источниках 1Х—Х вв. (Истархи, Ибн-Фадлан и др.) башкиры начинают фигурировать
Юсупов Ринат Мухаметович, кандидат исторических наук, заведующий отделом этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН
© Юсупов P.M., 2009
как самостоятельный тюркский народ, организованный в виде военно-политического союза родственных племен.
В плане изучения этнической истории башкирского народа предстоит дальнейшее осмысление его родоплеменного состава, этнонимии и истории составляющих его компонентов, генеалогии отдельных его родов и племен, отраженных в их родословных — шежере, тамгах и прочей родовой символике (Р.Г. Кузеев, Н.А. Аристов, Д.Н. Соколов и др.).
Выявление субстратных компонентов на ранних этапах этногенеза башкир невозможно без привлечения данных археологии (конкретно без этнической интерпретации археологических культур I тысячелетия н.э.), антропологии (изучение краниологии башкир в сравнении с палеоантропологическими данными), ареальной лингвистики (ономастики), этнографии (погребального обряда и материальной культуры современных башкир и древнего населения Южного Урала), а также фольклора.
Индоиранская теория предполагает местное (автохтонное) происхождение и формирование башкирского народа на основе древнейших ко-чевников-скотоводов сако-массагетского мира эпохи раннего железа. Кроме того, учитывается, что в традиционной материальной и духовной культуре, лексике башкир, топонимии имеется немало элементов, восходящих к древнейшим пластам дотюркского времени, т.е. в гунно-сар-матское и более раннее савромато-сарматское время эпохи раннего железа.
С.И. Руденко в своей первой книге «Башкиры» (1916), описывая физический тип башкир, выделил три крупные, наиболее сильно отличающиеся друг от друга, области их расселения — обширную восточную, юго-западную и юго-восточную. Наиболее сложна по физическому типу восточная область, в которой С.И. Руденко выделяет еще три района: северо-восточный, юговосточный и промежуточный. М.С Акимова на основании своих исследований (1963—1965, 1967) на территории Башкирии и Челябинской области выделяет среди башкир четыре антропологических типа: субуральский, светлый европеоидный, южносибирский и понтийский. Понтий-ский тип наиболее четко и полно представлен у юго-западных башкир, хотя в разных соотношениях присутствует во всех этнографических группах. Эти данные подтвердились и исследования-
ми антропологов, генетиков Советско-Финляндской экспедиции в Башкирии летом 1983 г.
Говоря о соотношении понтийского типа у башкир, М.С. Акимова выводит их из среды до-тюркского европеоидного населения Южного Урала южного происхождения. Учитывая тот факт, что с эпохи мезолита-неолита (Давлека-новский человек) вплоть до сармато-аланского времени в лесостепной и степной зоне Южного Урала жило европеоидное население с обширными расогенетическими связями с Приаральем, Средней Азией, не удивительно его присутствие в антропологическом типе ранних башкир. Язык этого древнего населения одними учеными трактуется как древний индоевропейский, точнее индоиранский, другими — как древнетюркский [5]. С.И. Руденко считал савроматов юга Башкирии ираноязычными. По Геродоту на Южном Урале могли обитать тиссагеты, иирки, аргип-пеи. Тиссагеты по Геродоту отличались от скифов, говорящих на одном из языков северной иранской группы, а потому могли говорить на одном из древнетюркских. По нашим материалам по краниологии юго-западные, юго-восточные башкиры обнаруживают морфологическую близость с палеоантропологическими материалами эпохи раннего железа из Ново-Мурапталовс-ких, Старо-Киишкинских, Филипповских курганов, что было изложено в целом ряде работ по антропологии башкир и происхождению их физического типа [3; 9]. Это еще раз говорит о древности расогенетических корней башкир в регионе.
При анализе археологического материала привлекают внимание элементы сходства в обустройстве погребальной камеры и надмогильных сооружений у древнего дотюркского савромато-сарматского населения и современных башкир, например, укладывание покойника не на дно могилы, а в подбое, специально вырубленной нише на уровне дна южной стороны могилы. Так же как и древнее население, башкиры дно подбоя устилают камышом, сухой травой, корой липы, мелом и лишь потом кладут на него покойника. Подбой закрывают досками, камнями, саманом, уложив сверху можжевельник для отпугивания злых сил и духов. Можжевельник почитался и в древнем сако-массагетском мире. Над могилой ставили деревянные срубы, которые свидетельствуют о бытовании в глубокой древности у предков башкир обряда наземных форм выс-
тавления покойников внутри срубов с целью отделения мягких тканей от скелета мелкими хищниками и птицами и дальнейшего погребения чистых костей в землю. Срубные конструкции обнаруживаются во всех крупных сарматских курганах, таких как Прохоровка, Переволочан, Филипповка и др. В фонетике башкирского языка имеются специфические фонемы И, з, д, х и др., которые являются древними и обнаруживаются в языке не только алтайских тюрков, но и современных туркмен, таджиков, иранцев. Немало гидронимов (Сок, Сакмар, Сурень, Уршак и др.) содержат ираноязыиную, сакскую основу. Этноним «башхорт», интерпретируемый в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, видимо, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» — потомок, ребенок, дитя, а «гург» — волк (иран.) [10, с. 95—101]. Другой вариант этимологии этнонима «башхорт» может быть связан и с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводиться как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится как «дитя, ребенок, потомок», а «гурд» — «богатырь, витязь». В пост-гуннское время этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд — бачгурд — бачгорд — башхорд — башхорт.
Не менее древнюю и, скорее всего, индоиранскую основу имеет другой этноним, встречающийся в прошлом среди башкир — «иштяк», этимология которого подробно изложена в работе венгерского ученого Рона Таша [6, с. 45—58]. Предполагается его финно-угорское или тюркское происхождение, являвшееся самоназванием части башкирских племен, либо так называли их казахи и другие народы. По нашему мнению, этноним «иштяк», также как и этноним «баш-хорт», имеет очень древнее происхождение и уходит своими корнями в древний сако-массагетс-кий мир эпохи раннего железа. Скорее всего, этноним «иштяк» (по-казахски — «истяк») и сами башкирские «иштяки» своим происхождением восходят к одному из древнейших племен Южного Урала того времени — «дахам» или «дакам» [10, с. 95—101]. Отсюда можно допустить, что «иштяк» является в своей основе тюркизирован-ной формой названия потомков древних племен Южного Урала — «хешдеков» или «хешдаков». В
этом случае «хешдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как родственник, потомок, родня великих, могучих дахов, даков, где «хеш» — родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» — великий (иран.). В этом случае этнонимы «башхорт» и «иштяк» оказываются близкими по семантике.
Таким образом, изложенные выше наши материалы по антропологии, погребальному обряду, этнонимии современных башкир позволяют говорить о древности исторических корней современных тюркоязычных башкир на Южном Урале. Можно предположить, что они берут свое начало из глубин обширного мира древних индоиранских по языку скифо-сарматских кочевников и что ранние этапы этно- и расогенеза башкир происходили на древней индоиранской этноязыковой платформе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии // Антропология и геногеография. — М., 1974.
2. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий историкоэтнографический очерк. — Уфа, 1995.
3. Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. — Уфа, 2002.
4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
5. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. — Уфа, 1994.
6. Рона Таш. Иштек // Башкирская этнонимия. — Уфа, 1987.
7. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — М.; Л., 1955. — С. 328—352.
8. Юсупов Р.М. Краниология башкир. — Л., 1989.
9. Юсупов Р.М. Историческая антропология Южного Урала и формирование антропологического типа башкир. — Уфа, 1991.
10. Юсупов Р.М. Башкиры на рубеже тысячелетий // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. — Уфа, 2006.
11. Янгузин Р.З. Краткая историография этногенеза башкир и современная наука // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. — Уфа, 2006.
Ключевые слова: этногенез, расогенез, теория происхождения, этническая история, этноним, антропологический состав, понтийский тип, южносибирский тип, сарматы, савроматы, сако-массагеты.
Key words: ethnogenesis, race genesis, genesis theories, ethnic history, ethnonym, anthropological structure, Pontian type, South Siberian type, Sarmatian,Sauromats, Sakai-Massagetae.
Rinat M. Yusupov
EARLY STAGES OF THE BASHKIRS' ETHNOGENESIS AND RACE GENESIS AND THE ORIGIN OF THE ETHNONYMS “BASHQORT” AND “ISHTYAK”
The article presented offers a concise characteristics of ethnical processes taking place in the South Urals from most ancient times up to the present epoch. The author considers the early stages of Bashkirs' ethnogenesis and ethnic history as well as the early stages when the Bashkir people's physical anthropological structure took its shape. Readers find here also an analysis of Bashkir ethnogenesis theories and the etymology of the ethnical names Bashqort and Ishtyak. The article provides certain data from narrative sources on the Bashkirs of the 9—10th centuries AD.
К сведению читателей
«Вестник Академии наук Республики Башкортостан» — ежеквартальный научный и общественно-политический журнал, учредителем которого является АН РБ. Издается с 1996 г. Журнал принимает к публикации общественно значимые работы по всем областям знаний, о новых идеях и поисках, об истории развития науки и техники в Башкортостане, о его знаменитых ученых, а также материалы о деятельности АН РБ и Уфимского научного центра РАН, о научных коллективах и научных школах и другие информационные материалы.
Материалы публикуются под рубриками: «Научные исследования», «Кафедра Президиума АН РБ», «Общее собрание АН РБ», «Исторические источники», «Из истории науки», «Из истории научных учреждений», «Портреты ученых», «Научные конференции, семинары», «В мире книг», «Официальный отдел».
Журнал включен в Реферативный журнал базы данных ВИНИТИ РАН. Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Uirichhs Periodicals Directory».
Адрес редакции: 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 15, тел. 8 (347) 272-36-82.