Научная статья на тему 'Из истории борьбы за Балканы в 30-е гг. Xix В. '

Из истории борьбы за Балканы в 30-е гг. Xix В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
530
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ФРАНЦИЯ / ПОЛЬША / БАЛКАНЫ / ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС / А. ЧАРТОРЫЙСКИЙ / Ш. ТАЛЕЙРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басиева Залина Максимовна

Статья посвящена активизации антироссийских сил на Балканах в период после заключения русскотурецкого договора 1833 г. в Ункяр-Искелеси. Отдельно показана роль польской эмиграции в реализации антироссийской программы среди славянских народов Балкан при активной поддержке Франции и Британии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории борьбы за Балканы в 30-е гг. Xix В. »

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

УДК 94(560)

Басиева Залина Максимовна

к. и. н., н. с. СОИГСИ им. В. И. Абаева, г. Владикавказ, РСО-Алания E-mail: [email protected]

ИЗ ИСТОРИИ БОРЬБЫ ЗА БАЛКАНЫ В 30-Е ГГ. XIX В.

Аннотация

Статья посвящена активизации антироссийских сил на Балканах в период после заключения русско -турецкого договора 1833 г. в Ункяр-Искелеси. Отдельно показана роль польской эмиграции в реализации антироссийской программы среди славянских народов Балкан при активной поддержке Франции и Британии.

Ключевые слова

Россия, Турция, Франция, Польша, Балканы, восточный вопрос, А. Чарторыйский, Ш. Талейран.

Одним из переломных этапов во внешнеполитической истории Российской империи считается заключение с Османской империей в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора. С его заключением Россия вступила в ряды черноморских держав, получила право обладать флотом на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, а также кардинально укрепила свои позиции на юге, в Закавказье и на Балканах. Как известно славянские народы Балканского полуострова много веков находились под властью османов. С ослаблением имперского могущества Турции и с обострением восточного вопроса именно южные славяне представляли наиболее уязвимую область в проблеме «турецкого наследия». Дунайские княжества1 Молдавия и Валахия переходили под единоличный протекторат России. Таким образом, Российская империя уже с середины 70-х гг. XVIII в. получала бесспорные преимущества на Балканах. Еще раньше, в середине 50-х гг., среди балканских народов — болгар, сербов, черногорцев, албанцев и др. наблюдалась тенденция к эмиграции в пределы России как с территории Османской империи, так и Австрии. К примеру, из этих переселенцев были созданы особые воинские гусарские части и образованы Новая Сербия (1752), Славяно-Сербия (1754), Новослободский казачий полк, Черногорское поселение в Оренбургской губернии [2, с. 404]. Однако лишь в первой половине XIX в. происходит дальнейшее закрепление России на балканской позиции.

В 1804 г. на Балканах разгорается самое масштабное национально-освободительное движение — Первое сербское восстание, одна из интенсивных фаз которого пришлась на период Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Сербские повстанцы вели боевые действия совместно с русской армией на Балканском театре. Одним из факторов, определяющих политическое положение Сербии, стало включение Россией в Бухарестский мирный договор 1812 г. специальной статьи, по которой сербским повстанцам гарантировалась амнистия и предоставлялась автономия Сербскому княжеству. Однако турецкая сторона проигнорировала условия VIII статьи Бухарестского договора. Россия в течение многих лет снова и снова поднимала вопрос о соблюдении Бухарестских соглашений турецкой стороной. Поддержка Россией сербов имело весомое значение в борьбе за приобретение независимости. Только в 1826 г. в тексте Аккерманской конвенции и в 1829 г. при подписании Адрианопольского мирного договора удалось повторно оформить требования по соблюдению VIII статьи русско-турецкого договора 1812 г. Именно этими актами был заложен надежный фундамент для последующего выхода Сербии из состава Османской империи. Русско-турецкие договоры

1 В 1859 г. княжества объединились в единое государство Объединенное княжество Валахии и Молдавии, вассальное по отношению к Османской империи, провозгласившее впоследствии независимость в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ставшее в 1881 г. Королевством Румыния.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

первой половины XIX в. стали основными юридическими документами, предопределившими статус сербского государства.

Видное место в истории международных отношений и внешней политики Российской империи XIX в. принадлежит Ункяр-Искелесийскому договору 1833 г. между Россией и Турцией, заключенному в обход Англии и Франции. Условия договора 1833 г. в течение нескольких лет обеспечивали ей преимущественное положение в восточном вопросе. Этим актом был, по сути, нанесен уверенный удар по положению Франции и Британии — основных претендентов на «турецкое наследие». Как писал Ф. Ф. Мартенс, «известие о заключении конвенции в Ункяр-Искелесии неприятно поразило западную Европу, а в особенности английское правительство» [6, с. 90]. Степень неприятия этого договора европейскими дворами наиболее ясно представлена в мемуарах политических деятелей того времени. К примеру, один из известных деятелей французской политики Ш. Талейран пришел к выводу, что Порта, заключив двусторонний союз с Россией, «отныне подчинилась желаниям и требованиям России» [5, с. 30].

Договор, имевший силу в течение нескольких лет, способствовал улучшению русско-турецких политических и дипломатических отношений, а следовательно, подрывал влияние западноевропейских держав в Турции. Несколько лет понадобилось Франции и Англии, чтобы изменить определившийся курс в восточном вопросе. Ункяр-Искелесийский договор был, по сути, аннулирован заключением Лондонских конвенций в 1840-1841 гг.

Заключение Ункяр-Искелесийского договора, безусловно, не могло не отразиться на усилении влияния России на славянские народы Балкан. В октябре 1833 г. особым хатти-шерифом Порта подтвердила внутреннее самоуправление Сербии и согласилась на присоединение к ней ряда округов, а Милош Обренович при поддержке России провозглашался первым сербским правителем [7, с. 268.].

Период массовой эмиграции поляков во Францию пришелся именно на время ослабления французских и британских позиций в восточном вопросе в период действия Ункяр -Искелесийского договора (1833-1841 гг.). Сохранявшая мечту о реванше эмиграция, готовая в любое время и в любом направлении выступить против своего противника, стала надежным «орудием», в руках своих могущественных «покровителей». Концентрация огромной антироссийской силы в наиболее уязвимой части восточного вопроса должна была обеспечивать относительный контроль за славянскими народами и пред отвращать любые пророссийские тенденции на Балканах.

А. Чарторыйский — бывший российский министр, кандидат в польские короли — был значительной политической фигурой как в российских политических кругах, так и в среде польской эмиграции. По справедливому выражению М. Чайковского, «князь Адам Чарторыжский был гигант как по прежним своим заслугам, так и по возлагавшимся на него надеждам» [1, с. 382]. Во Франции, где князь и его соотечественники нашли убежище, он находит и поддержку своим политическим устремлениям, и новые возможности для достижения своей главной цели — создание независимого польского государства. Значительное влияние на направление деятельности польской эмиграции оказывал Шарль Талейран. Он, как признанный эксперт в делах политики и дипломатии, занимавший пост министра иностранных дел при нескольких режимах во Франции, был незаменимым консультантом для польской эмиграции. Талейран откровенно признавал, что Францию крайне «смущает» возрастающее влияние России, и многообещающе подчеркивал, что «в интересы прогресса и цивилизации входит восстановление Польши, ибо Польша c'est la barriere de la civilisation contre l'Asie1» [4, с. 530]. Талейран отмечал возможность ведения успешной борьбы против России именно за пределами ее территории, что фактически должно было стать преградой на пути продвижения российского влияния на Балканский полуостров.

Основная установка для партии А. Чарторыйского была сделана на проведение подрывной антироссийской деятельности среди южнославянских народов Балкан. С середины 30-х гг. XIX в.

1 Это барьер цивилизации против Азии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

поддерживаемый французским правительством А. Чарторыйский приступает к реализации глобальной антироссийской программы на Востоке, сделав, таким образом, серьезную ставку на разрешение польского вопроса с помощью разжигания кризиса на Балканах. В балканской политике одним из основных элементов программы «Отеля Лямбер» становится стремление оторвать национально-освободительное движение южнославянских народов от России и переориентация их на Францию и Англию.

В 1839 г. власть в Сербии перешла к «защитникам конституции» («уставобранителям»), которыми на сербский престол был приглашен сын Карагеоргия Александр, подверженный сильному австрийскому влиянию. На 40-50-е гг. приходится формирование сербской интеллигенции. Многочисленная сербская молодежь направлялась для обучения за границу — преимущественно во Францию, Пруссию, Австрию. Достижение полной независимости Сербии от власти султана и объединение всех сербских земель становится в последующие годы основной национальной идеей Сербии и приобретает в 1844 г. вид официальной государственной программы «Начертание». Сербская внешнеполитическая концепция разрабатывалась при непосредственном участии лидеров польской эмиграции, «эмиссары которой приезжали в Сербию из Франции» и принимали самое активное участие в формировании политической концепции [3, с. 422].

Восточный вопрос в противоборстве великих держав на Балканах составлял ключевую проблему геополитического соперничества сильнейших игроков большой политики XIX в., от степени участия в котором напрямую зависело их последующее геоэкономическое и политическое укрепление в регионе. Многочисленная русскоговорящая эмиграция из Царства Польского, нашедшая убежище в Европе (по большей части во Франции), пополняет антироссийский блок в самый разгар обострения восточного вопроса. Список использованной литературы

1. Записки М. Чайковского // РС. 1896. Февраль. Кн. 2. С. 381-394.

2. История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983. 576 с.

3. История южных и западных славян: в 2 т. Т. 1. Средние века и Новое время. М., 2001. 688 с.

4. Кельсиев В. Польские агенты в Царьграде // РВ. 1869. Т. 81. № 6. С. 520-541.

5. Киняпина Н. С. Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. М., 1958. № 2. С. 30-49.

6. Мартенс Ф. Ф. Император Николай и королева Виктория // Вестник Европы. Т. VI. СПб., 1896. С. 75-130.

7. Попов Н. А. Россия и Сербия. Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 по 1856 год. Ч. I. М., 1869. 522 с.

© З. М. Басиева, 2015

УДК 94(47).084.9(с17)

Заельская Светлана Александровна,

канд. ист. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]

ПАРТИЙНОЕ И СОВЕТСКОЕ РУКОВОДСТВО УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ НА УРАЛЕ В

1960-Е - 1970-Е ГГ.

Аннотация

В представленной статье исследуется исторический опыт управления партийными и советскими органами в сфере культуры в эпоху общественного застоя. На материалах Урала изучены механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.