_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
поддерживаемый французским правительством А. Чарторыйский приступает к реализации глобальной антироссийской программы на Востоке, сделав, таким образом, серьезную ставку на разрешение польского вопроса с помощью разжигания кризиса на Балканах. В балканской политике одним из основных элементов программы «Отеля Лямбер» становится стремление оторвать национально-освободительное движение южнославянских народов от России и переориентация их на Францию и Англию.
В 1839 г. власть в Сербии перешла к «защитникам конституции» («уставобранителям»), которыми на сербский престол был приглашен сын Карагеоргия Александр, подверженный сильному австрийскому влиянию. На 40-50-е гг. приходится формирование сербской интеллигенции. Многочисленная сербская молодежь направлялась для обучения за границу — преимущественно во Францию, Пруссию, Австрию. Достижение полной независимости Сербии от власти султана и объединение всех сербских земель становится в последующие годы основной национальной идеей Сербии и приобретает в 1844 г. вид официальной государственной программы «Начертание». Сербская внешнеполитическая концепция разрабатывалась при непосредственном участии лидеров польской эмиграции, «эмиссары которой приезжали в Сербию из Франции» и принимали самое активное участие в формировании политической концепции [3, с. 422].
Восточный вопрос в противоборстве великих держав на Балканах составлял ключевую проблему геополитического соперничества сильнейших игроков большой политики XIX в., от степени участия в котором напрямую зависело их последующее геоэкономическое и политическое укрепление в регионе. Многочисленная русскоговорящая эмиграция из Царства Польского, нашедшая убежище в Европе (по большей части во Франции), пополняет антироссийский блок в самый разгар обострения восточного вопроса. Список использованной литературы
1. Записки М. Чайковского // РС. 1896. Февраль. Кн. 2. С. 381-394.
2. История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983. 576 с.
3. История южных и западных славян: в 2 т. Т. 1. Средние века и Новое время. М., 2001. 688 с.
4. Кельсиев В. Польские агенты в Царьграде // РВ. 1869. Т. 81. № 6. С. 520-541.
5. Киняпина Н. С. Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. М., 1958. № 2. С. 30-49.
6. Мартенс Ф. Ф. Император Николай и королева Виктория // Вестник Европы. Т. VI. СПб., 1896. С. 75-130.
7. Попов Н. А. Россия и Сербия. Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 по 1856 год. Ч. I. М., 1869. 522 с.
© З. М. Басиева, 2015
УДК 94(47).084.9(с17)
Заельская Светлана Александровна,
канд. ист. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]
ПАРТИЙНОЕ И СОВЕТСКОЕ РУКОВОДСТВО УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ НА УРАЛЕ В
1960-Е - 1970-Е ГГ.
Аннотация
В представленной статье исследуется исторический опыт управления партийными и советскими органами в сфере культуры в эпоху общественного застоя. На материалах Урала изучены механизмы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
осуществления руководящей работы по регулированию культурной деятельностью в условиях идеологического диктата и жесткой централизации власти. Выявлены положительные аспекты и проблемы в реализации указанной работы.
Ключевые слова
эпоха общественного застоя; идеологический диктат, учреждения культуры и искусства, обком партии, советская культурная политика, советская культура, Урал
В эпоху общественного застоя, как и на предыдущих этапах развития советского государства и общества, культура рассматривалась как исключительно идеологическая деятельность КПСС по повышению активности трудящихся в социалистическом строительстве и увеличению производительности труда на рабочем месте, как "важнейший участок идейно-воспитательной работы" [11, л. 3]. В 1960-е гг. управление сферой культуры окончательно приобрело централизованную, иерархическую форму замкнутой отрасли и вписалось в общую систему управления страной, контролируемую партийными инстанциями различных уровней [1, с. 88]. Имеющаяся законодательная база, постановления и мнения партийных инстанций любого уровня становились руководством к действию в сфере культуры, являлись обязательными для всего общества и каждого творческого работника. В исследуемый период был накоплен определенный опыт партийного и советского руководства учреждениями культуры и искусства на Урале.
В эпоху общественного застоя ведущей властной инстанцией региона являлся аппарат обкома партии. В 1969 г. для руководства деятельностью учреждениями культуры на региональном уровне был создан отдел культуры Свердловского обкома КПСС, позднее такие отделы появились и в других регионах Урала. Отдел культуры Челябинского облисполкома КПСС был создан в 1974 г. [6, с. 13] В аппарате Пермского обкома аналогичное ведомство функционировало с 1980 г. К властным органам, которые осуществляли руководство в данной сфере относилась образованная в 1970 г. в Челябинской области коллегия областного Управления культуры [3, с. 294].
Министерство культуры Башкирской АССР было образовано в соответствии со статьей 34 Конституции РСФСР в мае 1953 г., являлось органом Совета Министров БАССР. В своей практической деятельности указанное ведомство руководствовалось постановлениями областного комитета партии, совета министров республики и приказами Министерства культуры РСФСР. При планировании своей работы в период восьмой пятилетки 1966-1970 гг. Министерство Культуры БАССР ставило задачу усовершенствовать стиль и методы руководства всеми учреждениями культуры и искусства республики, направляя их работу на улучшение эстетического воспитания трудящихся [2, с. 58].
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О преобразовании союзно-республиканских министерств РСФСР" в 1953 г. было создано Министерство культуры Удмуртской АССР, которому следовало осуществлять руководство развитием театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного дела [10, л. 1]. Главными задачами Министерства являлись дальнейшее развитие советского искусства социалистического реализма; всемерное содействие взаимному обогащению и сближению культур братских народов на основе идей интернационализма; организация работы по созданию высокохудожественных произведений искусства и др.
В компетенции правительств союзных и автономных республик находились вопросы рационального размещения учреждений, предприятий культуры на территории республик и областей Урала, руководство деятельностью республиканских министерств культуры, государственных комитетов кинематографии, печати, оказания содействия в работе региональным творческим союзам (писателей, художников, композиторов), определения порядка эксплуатации культурных центров. Важнейшая задача Министерств и управлений культуры автономных республик и областей Урала совместно с другими органами государственной власти заключалась в формировании и развитии национальной культуры.
Вместе с тем в работе коллегий министерств автономных республик Урала имелись серьезные недостатки. Так, на заседаниях коллегии Министерства Культуры БАССР весьма редко рассматривались
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
актуальные проблемы. На период с 1971 - 1973 гг. было запланировано заслушать на коллегии 40 вопросов, фактически было заслушано и обсуждено только 24. Не рассматривались вопросы о работе с кадрами, об обмене передовым опытом и т.д. Аппарат министерства крайне неоперативно решал текущие дела. Все отмеченные недостатки являлись следствием того, что Министерство культуры слабо контролировало подведомственные ему учреждения и организации, зачастую мирилось с крупными нарушениями в финансово-хозяйственной деятельности театров, концертных организаций и других учреждений культуры. Неудовлетворительно был организован контроль за выполнением постановлений вышестоящих партийных и советских органов [2, с. 80-81].
В 1970-е гг. вышел ряд постановлений Совета Министров РСФСР по развитию профессионального изобразительного искусства в стране, таких как, например, постановление Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1972 г. № 713 «О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства». Вышестоящими инстанциями было высказано мнение о том, что некоторые Советы Министров автономных республик, среди которых значился Совет Министров Башкирской АССР, не приняли должных мер к выполнению указаний вышеназванного постановления. В связи с этим Совет Министров РСФСР постановил Союзу художников РСФСР «усилить идейно-творческое и производственное руководство предприятиями и организациями Художественного фонда РСФСР» [9, с. 178].
Несмотря на указанные проблемы и трудности все же большинство предписаний вышестоящих инстанций неукоснительно выполнялись на местах, местными советскими и партийными органами Урала. После опубликования постановления ЦК КПСС "О работе с творческой молодежью" 12 октября 1976 г. в Оренбургской областной писательской организации состоялось открытое партийное собрание писателей, посвященное этому вопросу. Был составлен перспективный план работы с молодыми авторами, распределены обязанности писателей. Планом было предусмотрено проведение творческих семинаров совместно с обкомом комсомола и редакциями областных и районных газет, рецензирование, коллективные и индивидуальные консультации, встречи с начинающими писателями [4, с. 162].
Выполняя решения XXV съезда КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения" театрально-зрелищные предприятия БАССР стремились повысить качество и количество работы по идейно-нравственному и эстетическому воспитанию тружеников села [2, с. 106]. В 1980 г. культурно-шефская работа Оренбургской области планировалась и проводилась в соответствии с вышеназванным постановлением и была направлена на "содействие успешному завершению десятой пятилетки и достойной встрече XXVI съезда КПСС" [4, с. 151].
Ввиду того, что учреждения культуры занимали существенное место в системе коммунистического воспитания трудящихся, вопросы культурного обслуживания населения систематически подвергались анализу на пленумах и бюро горкомов, райкомов КПСС, рассматривались в отделах пропаганды и агитации. Темы совершенствования структуры и содержания работы учреждений культуры были предметом обсуждения пленумов и бюро горкомов и райкомов, сессий горрайисполкомов. Только Свердловским горкомом КПСС в конце 1960-х - начале 1970-х гг. были рассмотрены следующие вопросы: "О руководстве Красногорского и Синарского райкомов КПСС работой культпросветучреждений в районах"; "Об улучшении кинообслуживания трудящихся города"; "О мерах по улучшению культурного обслуживания и организации отдыха"; "О работе парткома железнодорожного узла по эстетическому воспитанию населения"; "Об упорядочении библиотечной сети в городе" и ряд других. Вместе с тем вопросы культурного обслуживания трудящихся систематически рассматривались в исполкомах районных Советов, на постоянных депутатских комиссиях Свердловской области [5, с. 300, 318].
В июне 1972 г. по инициативе обкома КПСС было созвано специальное совещание работников культуры и искусства Пермской области по вопросу "О повышении роли учреждений культуры и искусства в коммунистическом воспитании трудящихся в свете решений XXIV съезда КПСС", на котором была
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
поставлена задача превратить каждое культурно-просветительное учреждение в подлинный центр политического воспитания трудящихся. В июне 1973 г. на бюро Пермского обкома КПСС был рассмотрен вопрос "О состоянии и мерах улучшения работы с кадрами сельских учреждений культуры" [8, л. 2].
В сентябре 1974 г. на сессии областного Совета Свердловской области был рассмотрен вопрос "О повышении роли учреждений культуры и искусства в коммунистическом воспитании трудящихся" и намечен комплекс мер по улучшению этой работы [5, с. 319]. Подобное пристальное внимание партийных органов к проблемам развития культуры объяснялось ролью, которая отводись изучаемой сфере в идеологическом обеспечении политики партии и государства. Кроме того, в практику работы отделов вошли встречи в обкоме КПСС по итогам рассмотрения социалистических обязательств с руководителями учреждений культуры и искусства, внесение предложений на бюро и секретариат по важнейшим вопросам развития культуры и искусства в области [12, л. 5].
Культурная политика советского государства в эпоху общественного застоя была направлена на усиление влияния социалистической идеологии на искусство и художественное творчество. Советскими и партийными органами были приняты законы и постановления, обращенные к различным аспектам развития культуры и ее правового регулирования [7, с. 54]. Их выполнение на местах стало свидетельством укрепления идеологических позиций партии и дальнейшего усиления централизации управления в сфере культуры.
Таким образом, партийные и советские органы в течении исследуемого периода накопили существенный опыт руководства учреждениями культуры с в условиях жесткой централизации власти, господства идеологического диктата, с использованием командно-административных методов. Изучаемые органы, зачастую сталкиваясь с трудностями и проблемами, проводили определенную работу по реализации культурной политики на Урале, которая была направлена на претворение в жизнь решений партийных съездов, пленумов ЦК, постановлений советского правительства по дальнейшему совершенствованию культурного обслуживания населения региона. Список использованной литературы:
1. Белошапка Н.В. Государственное управление культурой в СССР: механизм, методы, политика // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 5-2. С. 87-103.
2. История культуры Башкортостана. Вып. 5. Культурная жизнь в Башкортостане. Сборник документов и материалов. 1960 - 1994 гг. Уфа: Гилем, 1995. 330 с.
3. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить. Очерки / редкол. Д. Б. Перчик и др.; авт. ст.: Шишов К. А., Карманова Е. В. Челябинск: «Каменный пояс», 2005. 320 с.
4. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1942 - 1987 / Сост: В.И. Швидченко, Т.В. Костова, А.Е. Акиньшина и др. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. 192 с.
5. Культурное строительство на Среднем Урале: Сборник документов (1941 - 1977 годы). Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1987. 400 с.
6. Малкова И. Г. Преодоление стереотипов (Социокультурное развитие промышленно развитых областей Урала в 1980 - 1990-е гг.). Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2004. 177 с.
7. Огрина Г.В. Региональная культурная политика и идеология в Мордовии в годы перестройки (1985 - 1991 гг.): особенности трансформаций // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 2 (82). С. 53-62.
8. Пермский государственный архив новейшей истории. Ф. 105. Оп. 354. Д. 1204.
9. Троякова Ю.К. Партийно-государственная политика по развитию профессионального изобразительного искусства Хакассии в 1965 - 80-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9 (23): в 2 -х ч. Ч. II. C. 176-180.
10. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. Р-1105. Оп. 1. Д. 1105.
11.Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 88. Д. 176.
12.Центр документации общественных объединений Свердловской области. Ф. 4. Оп. 112. Д. 774.
© С.А. Заельская, 2015