Научная статья на тему 'ИВАН ИЛЬИН О ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ И НАРОДНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

ИВАН ИЛЬИН О ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ И НАРОДНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФИЛОСОФ / ПРАВОВЕД / КОНФЕССИИ / НАРОДНОСТИ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН / RELIGIOUS PHILOSOPHER / LAWYER / CONFESSIONS / NATIONALITIES / HISTORY / CULTURE / MULTINATIONAL / IVAN ALEKSANDROVICH ILYIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лисица Ю.Т.

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - выдающийся русский религиозный философ, ученый правовед и государствовед, посвятивший свою жизнь и свое творчество России: ее истории, культуре, своеобразии и назначении в прошлом, настоящем и будущем; при этом, в частности, уделил особое внимание как проблеме многоконфессиональности и многонациональности народов, проживавших и проживающих ныне на территории Императорской России, Советского Союза и Грядущей России, так и проблеме отношения и общения этих многочисленных - больших и малых народов. Эти проблемы рассмотрены им систематически и не изолированы от других правовых, религиозных, философских, культурных и политических проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN ILYIN ON THE PROBLEM OF VARIOUS CONFESSIONS AND NATIONALITIES OF THE RUSSIAN EMPIRE

Ivan Alexandrovich Ilyin (1883-1954) - an outstanding Russian religious philosopher, legal scholar and statesman, who dedicated his life and work to Russia: its history, culture, identity and purpose in the past, present and future; in particular, he paid special attention to the problem of multi-confessional and multi-ethnic peoples who lived and now live on the territory of Imperial Russia, the Soviet Union and the Future Russia, as well as the problem of relations and communication of these numerous-large and small peoples. These problems are considered by him systematically and are not isolated from other legal, religious, philosophical, cultural and political problems

Текст научной работы на тему «ИВАН ИЛЬИН О ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ И НАРОДНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 4, 2020: 479-500

Иван Ильин о проблеме различных конфессий и народностей Российской Империи*

Ю.Т. Лисица

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: missioner2017pstgu@gmail.com

Ключевые слова: религиозный философ, правовед, конфессии, народности, история, культура, многонациональный, Иван Александрович Ильин. Key words: religious philosopher, lawyer, confessions, nationalities, history, culture, multinational, Ivan Aleksandrovich Ilyin.

Резюме: Иван Александрович Ильин (1883-1954) - выдающийся русский религиозный философ, ученый правовед и государствовед, посвятивший свою жизнь и свое творчество России: ее истории, культуре, своеобразии и назначении в прошлом, настоящем и будущем; при этом, в частности, уделил особое внимание как проблеме многоконфессиональности и многонациональности народов, проживавших и проживающих ныне на территории Императорской России, Советского Союза и Грядущей России, так и проблеме отношения и общения этих многочисленных - больших и малых народов. Эти проблемы рассмотрены им систематически и не изолированы от других правовых, религиозных, философских, культурных и политических проблем.

Abstract: Ivan Alexandrovich Ilyin (1883-1954) - an outstanding Russian religious philosopher, legal scholar and statesman, who dedicated his life and work to Russia: its history, culture, identity and purpose in the past, present and future; in particular, he paid special attention to the problem of multi-confessional and multi-ethnic peoples who lived and now live on the territory of Imperial Russia, the Soviet Union and the Future Russia, as well as the problem of relations and communication of these numerous-large and small peoples.

These problems are considered by him systematically and are not isolated from other legal, religious, philosophical, cultural and political problems. [Lisitsa Yu.T. Ivan Ilyin on the problem of various confessions and nationalities of the Russian Empire*]

"Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-022083. The article was prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for the development of civil society No. 19-1-022083.

Еще в 1912 году в небольшой рецензии на вышедшую книгу Шлейермахера «Речи о религии» (Шлейермахер, 1911) Ильин сформулировал главную проблему и апорию всякой религии и всякой конфессии, к которой подошел Шлейермахер в своем исследовании: «Основная антиномия, заданная религиею -религиозной философии: как примирить абсолютную, т. е. единственную, исключительную и конечную верность и истинность религиозного усмотрения и верования, с множественностью столь же абсолютных, но иных по содержанию усмотрений и верований?» (Ильин, 1994: 13). Из возможных двух ответов: одного - религиозная истина единственна, а все иные верования суть заблуждения; другой -все верования истины, как таковые, и нет заблуждений в религии не так просто выбрать один. Если первый ответ удовлетворяет верующего, но не удовлетворяет философа, то второй -удовлетворяет философа, но не удовлетворяет верующего. Шлейермахер принял второй ответ на эту антиномию, который удовлетворяет философа, что неудивительно для протестанта. Неприятие решения, удовлетворяющего верующего, связано было со страхом «религиозной нетерпимости». Ильин как философ-феноменолог предложил свое решение: «На новых поколениях религиозных мыслителей лежит задача снова подойти к этой антиномии, признав ее неразрешимость лишь за неразрешенность в прошлом (неизбежная и необходимая героическая иллюзия!) и вновь пытаясь найти примирение для нее, с опытом прошлого в руках и с феноменологической тенденцией в исследовании. Но прежде всего установить, что проблема практической "веротерпимости" и внешней социально-политической организации религиозного общения не зависит в своем решении от судьбы этой антиномии. И если бы, например, исследование действительно показало, что в сущности религиозного верования входит исключительность и нетерпимость, то важно с самого начала выяснить со всей силой искренности и недвусмыслия, что эта нетерпимость есть не более, как религиозно-созерцательное, хотя и пламенное "нет" по отношению к иным верованиям и по крайним практическим последствием этого осуждения может быть только исповедание "не приемлю"» (Ильин, 1994: 14).

В 1919-1922 годах, находясь еще на территории Советской России до его высылки властями в 1922 году в Германию, он преподавал в Московском университете курс «История религии» студентам и своим ученикам, интересовавшимся этой проблематикой. Его лекции и исследования в этой области продолжались всю оставшуюся жизнь и закончились публикацией в Париже двухтомного труда «Аксиомы религиозного опыта. Исследование» (1953), в котором изложены все основополагающие стороны рассматриваемых проблем через систематическое рассмотрение пневматической актологии, т. е. акта (действия) Святого Духа в человеке - духовности человека, так отличающее его от других живых созданий Божиих.

Эти проблемы неразрывно связаны с такими фундаментальными проблемами как сущность веры, свободы, естественного права, религии, нравственности, воли, власти, государственного устройства, церковной и духовной жизни.

Ценность всех исследований Ильина состоит не только в глубоких теоретических исследованиях русского национального мыслителя, но и в их практической значимости. Мы знаем какую дискуссию внес в настоящее время вопрос о поправках в Конституцию Российской Федерации, в частности, об упоминании в ней Бога и русского народа. Проблема была и остается нетривиальной. Пример тому является попытка Евросоюза написать свою Конституцию европейских стран, объединившихся в экономический и политический союз, стран, которые полтора тысячелетия являются христианскими, которые сформировали свою культуру и цивилизацию на христианской основе. Но, к большому удивлению, эта Конституция так и не была принята только из-за того, что в нее не смогли внести упоминание о Христианстве, являющимся культурообразующим всех европейских государств. Компромиссом стал отказ от самой Конституции Евросоюза; так что этот по сути религиозный вопрос не смог быть решен положительно.

Напротив, Иван Александрович Ильин написал в 1938 году свой «Проект Основного Закона Российской Империи» в качестве возможной Конституции

постбольшевистской России и обсудил его на Совещания в Женеве 22-28 января 1939 года, в котором принимали участие 22 человека - митрополиты, пресвитеры, философы и политики русского зарубежья.

В этом Проекте рассматриваемой нами проблеме он посвятил полностью Раздел Второй. О вере и религии, в котором написано 25 статей, и Раздел Двенадцатый. Высший церковно-исповедальный суд, в котором написано 17 статей. Еще две статьи - 1 и 5 входят в Раздел Первый. О государстве.

Все это разительным образом контрастирует с проблемами упоминания Бога или Христианства в современных основополагающих для совместной жизни народов документах.

На Земле существует много религий и верований. Есть мировые религии, насчитывающие сотни миллионов верующих - Христианство с их многочисленными конфессиями: Католичество, Православие, Протестантизм; Ислам, с его разделением на суннитов и шиитов; Буддизм, с южным Буддизмом Цейлона и западным Ламаизмом. Есть древние религии - Конфуцианство, Даосизм, Индуизм, Синтоизм, Иудаизм. Есть многочисленные языческие верования, среди которых выделяется Шаманизм, особенно на территории России. Есть атеисты и безрелигиозные люди - внецерковные, внеисповедные и безбожные. Проблема состоит в том, чтобы найти условия для мирной и приемлемой жизни всех людей с их различными и теоретически непримиримыми взглядами и предпочтениями.

Эта проблема не только планетарная, но может быт рассмотрена и в отдельной взятой стране, например, России, где проживают многочисленные народы и народности, где существуют различные религии, верования и исповедания -христианские, мусульманские, иудейские, буддийские и языческие. В основном Россия православная страна, Восточное Христианство которой Православие наложило свой отпечаток на все другие религии народов, проживающих на ее территории, о чем пишет Ильин: «Отстаивая свою национальность, Россия боролась за свою веру и религию. Этим Россия, как духовный организм, служила не только всем православным народам и не только всем народам европо-азиатского территориального

массива, но и всем народам мира. Ибо Православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и в системе Христианства. Православие сохранило в себе и бережно растило то, что утратили все другие западные исповедания и что наложило свою печать на все ответвления христианства, магометанства, иудейства и язычества в России. Всякий внимательный наблюдатель знает, что лютеране в России, и реформисты в России, англикане в России, и магометане в России - разнятся от своих иностранных со-исповедников по укладу души и религиозности, удаляясь от своих перво-образцов и приближаясь незаметно для себя к Православию... А Католичество кончило тем, что открыто выработало и выдвинуло межеумочно-подражательную форму исповедания: «католичество восточного обряда», - форму, по видимости, православно-свободно-молитвенную, но по существу католически-лукаво-неискреннюю, симулирующую в обрядах невоспринятый и даже не постигнутый дух Православия...» (Ильин, 1993: 299).

Фундаментальным понятием, входящим в рассматриваемую проблему, является вера, причем как узком, но главном понимании - вера в Бога, так и самом широком понимании этого слова, да еще в русской артикуляции и русской коннотации. Христианское определение веры дано Апостолом Павлов в его Послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1) и вся 11 глава этого послания посвящена библейским примерам, что было познано верой, что было принесено в жертву Богу верою, как праведники угождали Богу верою, как важнейшие библейские события определялись верою, как библейские патриархи вели свой народ верою, как пророки получали откровения верою, как избранный народ освобождался от рабства верою, как строился Израиль верою, как великою верою спасались грешники и преступники, больные и здоровые, бедные и богатые, иудеи и язычники.

Отношение с Богом, вера в Бога - состояла в безусловном доверии Ему. В русском же языке слово «вера» имеет один корень со словом «верно»: проверить нечто означает убедиться в том, что это нечто верно. Аксиомы, которые в науках

принимаются и не доказываются, принимают на веру, потому что они верные утверждения. Никто и никогда не строит науку на неверных утверждениях и неверных предпосылках - ложные утверждения и ложные предпосылки рано или поздно уничтожат саму науку. Так что вера основа знания и познания, а в предельных случаях, когда знание имеет свой предел и потолок, вера поддерживает знание - вдохновляет открывателей, укрепляет и расширяет горизонт сознания и регион (область, универсум, мир) предметности. Вот почему всякий человек имеет естественное право на веру, на религию, которая оформляет отношение человека с Высшим Существом, Богом, источником самой жизни, самой истины, самого добра, самой красоты. Такое естественно право человека наряду с естественным правом на жизнь, на образование, на свободу, на духовное достоинство является основополагающим. Ценность этого права есть достойная, внутренне-самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество. Ильин подытоживает определение многих правоведов, рассматривающих это естественное право: «Единичное человеческое существо есть возможность одухотворенной жизни; вести такую жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно, есть основное и безусловное право каждого. Его можно назвать естественным правом, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека: его можно назвать вечным правом, потому что оно сохраняет свое значение для всех времен и народов, потому что всякое умаление или попрание его извращает духовную жизнь и унижает достоинств человека» (Ильин, 1994: 196-197).

В греческом языке слово «жизнь» передается двумя словами: «bios» - жизнь, сила, мощь и «zoe» - жизнь, образ жизни, средства к жизни, которые можно отнести ко всем тварным существам, включая животных, но «духовная жизнь», «жизнь с Богом», а образ жизни как «церковная жизнь» - вот что отличает человека от животного. И это вопреки дарвинистам-когнитивистам, считающим «религию ошибочным продуктом эволюции», существенно отличает человека от сугубо природного существа. Вот почему эта «третья» жизнь человека

всегда считалась самой сокровенной и самой сакральной, требующей права и защиты.

Духовная жизнь человека является не только жизнью с Богом, в Его Царстве и спасением своей души для жизни вечной, но и для священной и главной цели своей жизни, «которою стоит жить, за которую стоит бороться и в борьбе за нее отдать свою жизнь: эта главная цель его жизни именуется делом Божьим на земле, т. е. делом религиозного осмысления духовной культуры» (Ильин, 1993: 88). Другими словами, жизнь человека на земле не является спиритуалистической, отвлеченно-созерцательной, а конкретно-реалистической, не отвергающей этот мир, но принимающей его как это делал Сам Бог - Спаситель наш Иисус Христос. С другой стороны, жизнь и вера человека не является исключительно земной, она не просто некоторое «ощущение» или «чувство», «Напротив, - говорит Ильин, - она есть некий целостный жизненный опыт, некое миросозерцание и система действий; она вовлекает в свой процесс и волю, и мысль, и слово, и дело - все сразу, всего человека целиком: ибо исходит из последней глубины человеческого существа и потому неизбежно захватывает всего человека. Только при этом условии вера становится деятельной, творческой верой: укорененной. Искренней, цельной и победной. Но для того, чтобы вера возникла и загорелась, и приняла такую силу и обличие, человек должен быть в своей вере свободен» (Ильин, 1993: 88-89). Именно в силу этой безусловной внутренней свободы человека и производной от нее внешней свободы человек и может веровать, любить, творить. Ничего из этого нельзя добиться по принуждению, при насилии и понуждению - в этом главная ошибка тоталитарных, деспотических и военных режимов. Свобода человеку дарована от Бога и в такой полноте и неограниченности, что человек даже может ею злоупотребить, что и случилось в момент его грехопадения. Поэтому человек должен быть предельно ответственен за свободу своей воли и своих действий. В идеале это выраженно греческим словом Шойсрюп, т. е. подсолнечник, - символизирующий согласование человеческой воли с Божественной. Защищая веру, мы защищаем свободу и наоборот, защищая свободу, мы защищаем веру.

Ильин считал, что «все живые источники человеческого качества - от элементарной порядочности до высших ступеней святости, - суть дело свободы, т. е. ненавязанного и невынужденного другими людьми, самостоятельного приятия и осуществления. Так, чувство собственного духовного достоинства, - эта воспитанная в нас христианством живая основа личности и ее служения (морального, общественного, гражданского и воинского), есть дело свободного опыта и свободного утверждения: кто сам не воспринимает в себе Божьего сына, того не исправит никакой террор. Чтобы пробудилось в человеке чувство чести, надо погасить в нем раба; и совесть есть прямое проявление личной свободы в добре; и патриотизм можно пробудить и расшевелить в людях, для того, чтобы он свободно загорелся в них, но навязать его невозможно. И самый высший героизм, и самое чистое самоотвержение являются проявлением свободной, доброй воли» (Ильин, 1993: 194).

Так как Россия страна огромна, многолюдна, многоплеменный и многоконфессиональный мир людей и никогда не была единосоставным, простым народным массивом и будет в дальнейшем таковой - единством во множестве: государством пространственной и бытовой дифференциации, и, в то же время, - органического и духовного единения, то она обречена на правильное решение этой религиозной проблемы: она будет строиться не страхом, а любовью, не классовым произволом, а правом и справедливостью, не принуждением, а свободой. Она сможет выработать такое законодательство, которое удовлетворяло бы все религиозные и этнические чаяния своих народов. Для этого у нее есть накопленный исторический опыт. Императорская Россия разумела это и выговаривала открыто. В статье 67 Основных Законов (в Своде Законов см. том. I, часть I, раздел I, статья 45) свобода веры присвоялась всем русским гражданам, включая и язычников: «да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укрепления силы Империи». Императорская Россия понимала, что только искреннее

верование полноценно и что только свободное верование может быть искренним. И никто не сомневаемся в том, что будущая Россия восстановит эту свободу, - не свободу соблазна, лукавого совращения, извращения, сатанизма и безбожной пропаганды, но свободу Богосозерцания и Богоисповедания.

Из этого исходил Ильин, когда писал Проект Основного Закона Грядущей России. Этот проект Конституции Российского государства представляет собой содержательное и полное описание всех задач и проблем государственного и общественного устройства, но для нас важны его статьи, касающиеся религиозных и межэтнических, национальных аспектов.

Уже в Разделе Первом О РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ примечательны две статьи:

Ст. 1. В порядке Божьего изволения возникшее, Божиим Промыслом в веках ведомое, Российское Государство утверждается как установление по духу своему христианское и национальное, призванное ко хранению и осуществлению закона правды в жизни российских народов.

5. Российское Государство есть единство священное, ибо оно объединяет людей не токмо внешне, но и внутренне, не токмо за страх, но и за совесть, не токмо перед лицом всех людей, но и перед лицом Божиим. Российское Государство служит делу Божьему на земле: оно ограждает и обслуживает жизнь русского национального духа в его единстве и в его всенародной и общенародной совокупности.

Следующий раздел полностью посвящен этому. Более того, Ильин оставляет статью 5 и статью 12 для будущего конкретного наполнения, которое можно будет внести в определенное время с учетом сложившейся ситуации, т. е. не ограничивая ее 30-ми годами прошлого столетия.

Раздел Второй. О ВЕРЕ И РЕЛИГИИ

Ст.1. Первенствующая в Российском Государстве вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Российский Государь или Верховный Правитель не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной. Российские граждане, принадлежащие к православной вере, обязаны воспитывать в ней своих детей. Во

всех официальных, торжественных и воинских богослужениях моление отправляется православным духовенством по православному обряду.

2. Всем российским гражданам обеспечивается свобода веры, молитвы, исповедания и богослужения.

3. Эта свобода присваивается как христианам иных исповеданий, так и евреям, магометанам, язычникам и иным нехристианским общинам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя Российское Государство и его верховную власть и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укрепления духовной силы русского народа.

4. Сия свобода не распространяется, однако, на вероучения безнравственные, противоестественные, изуверские, противогосударственные и сатанинские. Подведение под эту статью закона совершается на основании приговора Высшего Церковно-Исповедного Суда. Такие общины не пользуются правами публичного лица и публичной свободы, имущество их конфискуется, а члены их могут быть высылаемы из пределов России в страну по собственному выбору, без права возвращения.

6. Все вероисповедные общества, существующие в России, подлежат обязательной регистрации в Высшем Церковно-Исповедном Суде. Общины, принадлежащие к запрещенным вероучениям, не должны быть регистрируемы.

7. Правами юридического лица публично правового характера могут пользоваться только вероисповедные общества, имеющие свою высшую церковную юрисдикцию на территории Российского Государства (автокефальные) и обязательно возглавляемые кем-либо из российских граждан.

Все остальные вероисповедные общества могут пользоваться лишь правами юридического лица частноправового характера.

8. Никто не может быть преследуем за исповедуемые им верования. Никто не может быть принуждаем к участию в обрядах иного вероисповедания. Однако присутствие на официальных, торжественных и воинских богослужениях

обязательно для всех российских чинов по принадлежности.

9. В течение первых 10-25 лет после восстановления в России законного порядка воспрещается всякая взаимная религиозная пропаганда среди христианских вероисповеданий. Это запрещение может быть распространено и на другие нехристианские исповедания.

10. Лицам, достигшим 25-летнего возраста, не возбраняется переход в иное исповедание.

11. Всякое безбожие есть личное духовное несчастье человека. За безбожие никто не подлежит ни суду, ни осуждению. Однако всякая пропаганда безбожия воспрещается: она подлежит суду Высшего Церковно-Исповедного Суда и наказанию. Особый закон определит, к каким государственным и публично-общественным должностям безбожники вообще не могут допускаться.

13. Государство и церковно оформленные религиозные союзы - служат единой высшей цели: делу Божьему на земле, но разными способами и средствами (см. ст.1 и 5 Раздела Первого Осн. Зак.). Посему они призваны не к борьбе и соревнованию, но ко взаимной поддержке и творческому сотрудничеству. Этим устанавливается не отделение церкви от государства, а разделение сфер и творческое согласование целей и усилий, обоюдное уважение, обоюдная жизненная независимость при взаимном сотрудничестве, непосягании и невторжении. Это относится не только к Христианской Православной церкви, но и ко всем иным, христианским и нехристианским церковно-оформленным религиозным союзам.

14. Посему все церковные общины и их члены повинны соблюдать законы государства. Никакие религиозные учения и никакие постановления церковной власти не освобождают ни религиозные союзы, ни верующих граждан от повиновения государству и его законам, доколе законы сии не посягают на заповеди Божии.

15. Каждый церковно оформленный и законно зарегистрированный религиозный союз является самостоятельной и канонически-самозаконной организацией внутри Российского Государства и должен управляться единым главою, имеющим русское гражданство и постоянно

пребывающим в России.

16. Российское Государство и его законная власть не призваны править церковью в сфере догмата, обряда, таинства и организации. Но они обязаны требовать от церкви и от верующих - верности отечеству и соблюдения законов.

17. Никакой церковный союз, состоящий из русских граждан, не имеет права вмешиваться в государственные дела и их законное течение. Однако высшие церковные органы имеют право обращаться к Государю или Верховному Правителю со своими соображениями о пользах государства и нуждах церкви, с жалобами, просьбами и проектами законов.

18. Государственная власть не имеет права подчинять себе религиозные и церковные союзы, вовлекать их принудительно в светские дела, навязывать им свои мерила и способы действия, привлекать их к уголовному сыску или политическому доносительству, нарушать тайну исповеди, умалять свободу церковного слова и церковной печати, поскольку эти последние не вторгаются в государственные и политические дела.

19. Церковные и религиозные союзы не имеют права злоупотреблять своим влиянием и авторитетом в делах государственных и политических. Никакое принудительное оцерковление политики, жизни и духовной культуры не допустимо.

20. Церковные и религиозные союзы не пользуются никакими постоянными «субсидиями» или «дотациями» из средств государственной казны. Единоразные чрезвычайные ассигнования проводятся по особому ходатайству соответствующего вероисповедного общества в законодательном порядке. Такое ходатайство допустимо только со стороны вероисповедного общества, пользующегося правами юридического лица публично-правового характера и при том непременном условии, что Высший Церковно-Исповедный Суд поддерживает это ходатайство.

21. Средние и высшие духовные учебные заведения первенствующего вероисповедания содержатся на государственный счет, но стоят в заведовании Православной Патриархии, назначающей должностных лиц, учителей и профессоров. По сим назначениям Министерство Народного Просвещения имеет право отвода.

22. Во все высшие управления церковных союзов Российская государственная власть назначает своего непременного члена для законного надзора, осведомления и согласования. По этим назначениям высшие управления церковных союзов по принадлежности имеют право отвода.

23. Патриашее Управление Православной церкви назначает в высшие государственные органы (в Земский Собор, в Государственный Совет, в Совет Старейшин и в Думу Национального Единения) своего непременного члена с правом совещательного голоса. По сему назначению Глава Государства имеет право отвода.

24. Св. Патриарх Православной Церкви по должности имеет право лично участвовать с решающим голосом во всех коллегиальных высших государственных органах Российского Государства. Право назначать себе заместителя с теми же правами ему не предоставляется.

25. Высший Церковно-Исповедный Суд ведает регистрацией церковно-исповедных союзов и общин, согласованием и примирением деятельности различных церквей и исповеданий в пределах России, борьбой против безбожия, судом по делам о безбожниках и т. д. Предметы его ведения, его состав и действие определяется в Разделе Двенадцатом Основных Законов (Ильин, 1998: 510, 513-517).

Ясно одно, что уровень современного правосознания в России не на такой высоте, чтобы подобные содержательные и по существу документы были не то, что приняты, но и даже рассматриваемые на любом государственном и общественном уровне. Это положение дел еще больше подчеркивает значимость Ильинского Проекта Основного Закона, так как позволяет каждому отдельному читателю, всякому индивиду, каждой личности в силу ее естественно-правовой свободы прочесть и осмыслить этот содержательны текст. Более того, Ильин писал только те статьи, которые фундаментальны и вневременны, понимая, что в будущем могут наступить конкретные, этому времени присущие условия, и оставляет -оттачивает некоторые статьи своего Проекта для написания их людьми грядущей эпохи.

Примечателен и рассмотренный юристом Ильиным

судебный аспект, разделяющий полномочия светской и религиозной власти.

Раздел Двенадцатый. ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНО-ИСПОВЕДНЫЙ СУД

1. Высший Церковно-Исповедный Суд есть всероссийское государственное Учреждение, состоящее при Главе Государства и ведающее общерелигиозными и междуисповедными делами в пределах Российской Империи.

2. Задача его: создание и упрочение между-исповедного мира в стране; обеспечение религиозных прав и надлежащей религиозной свободы всем российским гражданам; водворение законности и справедливости во взаимных отношениях различных церквей, исповеданий и религиозных обществ в России; взаимное ограждение исповеданий от всяческих религиозных совращений и недобросовестной религиозной пропаганды; совместная борьба всех признанных исповеданий с вероучениями безнравственными, противоестественными, изуверскими, противогосударственными и сатанинскими; совместная борьба всех признанных исповеданий с безбожием и безбожниками; взаимная поддержка всех исповеданий в воспитании российских граждан к религиозной вере, к добродетели, отечественной верности и духовному характеру.

3. Членами Высшего Церковно-Исповедного Суда состоят избранные соответствующими синодами или назначенные соответствующими возглавителями религиозных обществ (в зависимости от канонического устроения каждого из них) представители всех зарегистрированных, автокефально организованных церквей и исповеданий Российского Государства, в количестве не свыше тридцати, в зависимости от численного преобладания каждого из них в стране.

Религиозные общества незарегистрированные

(ст.6 Раздела Второго) или неорганизованные в России автокефально (ст.7 Раздела Второго) - не имеют права делегировать своих представителей в состав Высшего Церковно-Исповедного Суда.

Примечание. Ввиду того, что согласно закону регистрация церковных обществ производится Высшим Церковно-Исповедным Судом, предварительная регистрация

передается в ведение особого Исповедного Присутствия, назначаемого Главой Государства.

4. К этим тридцати представителям, пользующимся в заседаниях и решениях суда равным голосом, присоединяются по назначению Св. Патриарха Православной Церкви пять членов Православной Церкви в составе одного епископа, двух иереев и двух светских лиц.

5. Св. Патриарх является по своему званию Председателем Высшего Церковно-Исповедного Суда. Он имеет право назначить себе заместителя, который пользуется в его отсутствие решающим голосом. При разделении голосов голос Св. Патриарха или его заместителя дает перевес.

6. Все выбранные или назначенные члены Высшего Церковно-Исповедного Суда должны быть утверждены Главой Государства.

7. Все Члены Высшего Церк.-Исповедного Суда дают при вступлении в должность обычную торжественную подписку о своем служении, скрепленную исповедною присягою или клятвою. Они получают содержание от Российского Государства и обязаны пребывать в том месте, где постоянно находится Суд.

8. Полномочия каждого члена Высшего Церк. Исп. Суда имеют пятилетнюю длительность.

9. Высший Церковно-Исповедный Суд ведает:

a) регистрацией и перерегистрацией религиозных обществ и исповеданий;

b) надзором за их автокефальностью;

c) надзором за лояльным отношением всех вообще религиозных обществ к российскому государству и его основным и общим законам;

d) надзором за соблюдением всеми религиозными обществами всех постановлений о вере и религии, изложенных во Втором Разделе Основных Законов;

e) примирительным разбирательством по всем спорам и столкновениям между различными религиозными обществами и исповеданиями;

^ а также всеми делами, вытекающими из указанных в ст.2 настоящего Раздела задач.

10. Высший Церковно-Исповедный Суд представляет все свои решения на утверждения Главы Государства через Совет Министров. Утвержденные Главой Государства решения Суда имеют силу Указа Главы Государства; в случаях примирительного разбирательства и приговора - силу судебного решения.

11. Высший Церковно-Исповедный Суд имеет право ходатайства перед Главою Государства о пользах и нуждах веры, как через Совет Министров, так и непосредственно.

12. Он имеет также право ходатайствовать перед Главой Государства об издании того или иного признанного необходимым закона. Сие право не есть однако право законодательной инициативы.

13. Высший Церковно-Исповедный Суд имеет право создавать при себе исследовательские институты по истории религии, по изучению религиозных учений и обрядов; он имеет право издавать исследования, журнал и свои Ведомости.

14. Члены Высшего Церковно-Исповедного Суда пользуются полной свободой суждений в заседаниях суда и депутатской неприкосновенностью вне заседания.

15. К ведению Высшего Церковно-Исповедного Суда принадлежит также рассмотрение ходатайств отдельных религиозных обществ и исповеданий о чрезвычайных, единоразовых денежных субсидиях, выдаваемых государством. Для поддержания такого ходатайства необходимо две трети голосов присутствующих членов.

16. Брачные и бракоразводные дела, а также метрические книги ведаются каждым религиозным обществом отдельно и самостоятельно. Общие государственные суды ведают только гражданской стороной сих актов, поскольку Российские Государственные законы допускают заключение гражданского брака помимо и сверх церковного таинства или прямо требуют его.

17. Постановления общего кодекса российского семейного права обязательны для всех российских граждан, поскольку в самом кодексе не сделано исключение для отдельных национальностей и исповеданий.

Двадцатый век был характерен всемирными катаклизмами и радикальными изменениями многих стран и народов: своими мировыми войнами, крушениями империй, разделением и расчленением государств, изменением политических и хозяйственных укладов людей. Особенный урон нанесли народам идеи уничтожения национальных государств, пропаганда и практика интернационализма (социалистические и коммунистические идеи), практика богоборчества, отделение церкви от государства и школы, вытеснение религии на периферию (тоталитарные, масонские и демократические идеи) и идеи глобализации, радикального разделения труда и искажение человеческой природы вплоть до своевольного изменения пола (радикальные идеи либерализма). В этом плане особенно сильный удар был нанесен национализму, который уже более ста лет носит на себе отрицательную коннотацию. Иван Александрович Ильин один из немногих, кто с самого начала отстаивал идею истинного национализма, постоянно указывая на его искаженные и болезненные проявления. «Что такое есть национализм? - задавал вопрос Ильин и отвечал, - национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания» (Ильин, 1993: 363-364).

Россия многонациональная держава; в ней проживают около 200 различных народов и народностей, наций и национальностей, этносов и племен. И все это разнообразие людей со своей своеобразной культурой, вековыми укладами, различными языками и уникальными преданиями нельзя нивелировать и насильственно уравнять или, образно говоря, всех одеть в мао цзедуновские френчи (примеры таких государств еще есть перед нашими глазами, но это редкое исключение подтверждает верность естественного многообразия

человеческого бытия). Каждый народ, - пишет Ильин, - имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит -и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него: оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории. Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания. Ибо всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему славит Господа. Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... Он по-своему возносится духом и кается. По-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт. Так обстоит от природы и от истории. Так обстоит в инстинкте и в духе. Так нам всем дано от Бога. И это хорошо. Это прекрасно. Различные травы и цветы в поле. Различные деревья и облака. Богат и прекрасен сад Божий; обилен формами; блещет красками и видами; сияет и радует многообразием...» (Ильин, 1993: 361).

Более того, все самое прекрасное, совершенное для всех народов может создать тот, кто утвердился в своем народе, в его культуре, в его вере, в его творческом акте. Примерами являются «мировые гении», ограничимся здесь только гениальными литературными текстами - авторы Библии, Гомер,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вергилий, Данте, Сервантес, Шекспир, Пушкин, Достоевский и очень многие другие писатели, поэты, которые известны всем. «Истинное величие, - продолжает Ильин, - всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален: и он знает это сам о себе. И если пророки не принимаются в своем отечестве, то не потому, что они творят из какого-то «сверхнационального» акта, а потому, что они углубляют творческий акт своего народа до того уровня, до той глубины, которая еще не доступна их единоплеменным современникам. Пророк и гений -национальнее своего поколения, в высшем и лучшем значении этого слова. Пребывая в своеобразии своего народа, они осуществляют национальный акт классической глубины и зрелости и тем показывают своему народу его подлинную силу, его призвание и грядущие пути. Итак, национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит, - в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией» (Ильин, 1993: 365-366).

Вот почему Ильин придавал такое важное значение своеобразию всех народов и племен Российской Империи, посвятив четырнадцатый раздел своему Проекту Основного Закона Грядущей России.

Раздел Четырнадцатый. ДУМА НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ

1. Дума Национального Единения есть всероссийское государственное учреждение, состоящее при Главе Государства и ведающее делом духовного и государственного единения всех российских национальностей.

2. Задачи ее: создание и упрочение межнационального мира и братского сожительства всех народностей Российского Государства; обеспечение национально-культурной свободы граждан всех российских национальностей; водворение законности и справедливости во взаимных отношениях российских народностей; совместная борьба всех верных народностей России с нелояльными, сепаратистскими и противогосударственными течениями в их среде; взаимная поддержка всех национальностей в воспитании российских граждан в духе веры, чести, отечественной верности и

духовного характера.

3. Членами Думы Национального Единения состоят избранные на основании особого закона представители 30 численно крупнейших народностей Российского Государства. Избираться могут только лица, удовлетворяющие требованиям ст.8 Раздела Шестого Основных Законов, мужского пола, не моложе 40 лет, свободно владеющие русским языком, умеющие читать и писать по-русски, а также и на своем языке.

4. К этим 30 представителям, утверждаемым Главою Государства и пользующимся в заседаниях и решениях Думы равным голосом, присоединяются по назначению Главы Государства двадцать членов Думы, пользующихся таким же голосом.

5. Глава Государства назначает Председателя Думы; общее собрание Думы выбирает двух товарищей Председателя и двух секретарей.

6. Все члены Думы Национального Единения дают при вступлении в должность обычную торжественную подписку о своем служении, скрепленную исповедной присягой или клятвой. Они получают содержание от Российского Государства и обязаны пребывать в том месте, где обретается Дума Национального Единения.

7. Полномочия каждого члены Думы Национального Единения имеют трехлетнюю длительность.

8. Дума Национального Единения ведает:

a) точным и справедливым выяснением национального состава Российского Государства, а также его географически-территориальным распределением;

b) точным и справедливым выяснением вопроса о языке, вере, образовании, занятиях, промыслах, богатствах, нуждах и потребностях каждой национальности в отдельности;

c) вопросом о желательности и необходимости культурной и правовой автономии каждой из народностей, как представленных в Думе Национального Единения, так и не представленных;

d) примирительным разбирательством в столкновениях отдельных народностей между собою;

e) а также всеми делами, вытекающими по смыслу из ст.2

настоящего Раздела.

9. Дума Национального Единения представляет все свои решения на утверждение Главы Государства через Совет Министров. Утвержденные Главой Государства решения имеют силу Указа Главы Государства; в случае примирительного разбирательства - силу судебного решения.

10. Дума Национального Единения имеет право ходатайствовать о пользах и нуждах национального единения перед Главою Государства, как через Совет Министров, так и непосредственно.

11. В особенности она имеет право ходатайства перед Главой Государства об издании того или иного признанного необходимым закона. Сие право не есть однако право законодательной инициативы.

12. Члены Думы Национального Единения пользуются полной свободою суждения в заседаниях Думы и депутатской неприкосновенностью вне заседаний.

13. Дума Национального Единения имеет право создавать при себе исследовательские институты по истории народностей России и по изучению их языков и культур. Она имеет право издавать исследования, журнал и свои Ведомости.

14. Бюджет Думы Национального Единения, а также размер вознаграждения членам ее проводится в общем законодательном порядке. В переходное время - в порядке чрезвычайного указа.

15. Дума Национального Единения вырабатывает свой наказ, определяющий подробно круг ее ведения и порядок ее работ. Наказ этот утверждается Главою Государства.

16. Святейший Патриарх имеет в Думе Национального Единения право решающего голоса. Заместитель его, им назначенный, имеет лишь совещательный голос.

17. Все Министры являются членами Думы Национального Единения с решающим голосом.

18. Все члены Земского Собора, Государственного Света и Совета Старейшин имеют право присутствовать в общих собраниях Думы Национального Единения с правом совещательного голоса.

Ю.Т. Лисица / Yu.T. Lisitsa ЛИТЕРАТУРА

Ильин И.А. 1993. «Наши задачи». - В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 2: [Наши задачи: статьи, 1948-1954 гг., кн. 1: Наши задачи: статьи, 1948-1951 гг.]. Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга. 496 с.

Ильин И.А. 1993. «Путь духовного обновления». - В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 1: [Путь духовного обновления; Основы христианской культуры; Кризис безбожия]. Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга. 400 с.

Ильин И.А. 1994. «О сущности правосознания». - В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 4.: [Понятия права и силы; Общее учение о праве и государстве; О сущности правосознания; О монархии и республике; Из лекций «Понятия монархии и республики»]. Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга. 624 с.

Ильин И.А. 1994. «Шлейермахер и его "Речи о религии"». - В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 3: [Шлейермахер и его три речи о религии; Религиозный смысл философии; Три речи; Я вглядываюсь в жизнь: Книга раздумий; Поющее сердце: Книга тихих созерцаний; Путь к очевидности]. Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга. 592 с.

Ильин И.А. 1998. «Проект Основного Закона Российской Империи». - В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 7: [О большевизме и коммунизме; Мученичество: Церковь в советском государстве; Советский Союз - не Россия; О национальном призвании России; Творческая идея нашего будущего]. Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга. 608 с.

Шлейермахер Д.Ф. 1911. «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим»: «Монологи». Пер. с нем. С.Л. Франк. М.: «Русская мысль». 390 с.

Получена /Received: 06.09.2020 Принята /Accepted: 30.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.