ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2
А. Л. Мышинский
ИВАН ИЛЬИН О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
Размышляя о будущем российской государственности, русский философ и правовед Иван Александрович Ильин (1883-1954) видел его в балансе между различными «ветвями» власти. Этот баланс получил точное правовое выражение в проекте Основных Законов (Конституции) России, который И. А. Ильин разработал в 1938 г. Эти Основные Законы, по мысли И. А. Ильина, должны были юридически обеспечить возвращение России к мирной и справедливой жизни после падения коммунистического режима. В данной статье мы коснемся лишь проблемы разделения компетенции государства и церкви, а также проблемы прав и обязанностей российских граждан.
Первый раздел «Проекта Основного Закона Российской Империи» (далее — «Проект») посвящен общим положениям. В самом начале «Проекта» И. А. Ильин пишет о том, что Российское государство призвано хранить и осуществлять закон правды в жизни российских народов. «Российское Государство есть правовое единство — священное, исторически преемственное, властное и действенное. Оно покоится на братском единении русских людей, на их верности Богу, Отечеству, государственной власти и закону» (Ильин, 1998, с. 510). Россия должна быть единой и неделимой. Россия имеет1 единый состав граждан, определенный законом; единую, законом очерченную территорию; единую государственную власть, строение которой устанавливается Основным Законом. Россия имеет единый свод законов, в который включаются и все местные своды. Всякое произвольное выхождение граждан из состава государства, всякое произвольное расчленение территории, всякое образование самостоятельной или новой государственной власти, всякое произвольное создание новых, основных или обычных законов объявляется заранее недействительным и наказывается по всей строгости уголовного закона как измена или предательство.
Правовому характеру Российского государства специально посвящена ст. 4 первого раздела «Проекта». «Российское Государство есть правовой союз. Каждый русский гражданин имеет свои неприкосновенные права, свои установленные обязанности, свои ненарушимые запретности. Все это устанавливается законами, ограждается властью и судом. Всякое беззаконие, превышение власти, вымогательство и произвол преследуются. Праву подчинены все без исключения. Основы правопорядка обязательны для всех» (Там же). Российское государство должно быть властным единством. И. А. Ильин
1 Разумеется, везде, где И. А. Ильин пишет «имеет», мы читаем «должна иметь». И. А. Ильин пишет не о сущем, а о должном. © А. Л. Мышинский, 2006
ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2
пишет, что это единство верховное (суверенное, сказали бы мы сейчас) и публично-правовое. Российское государство само создает свою верховную власть, не подчиненную никакой внешней силе, никакой иной власти, никакой иной державе. Российская государственная власть призвана править и повелевать: она властвует по праву и обязана в пределах права опираться на силу.
Граждане России призваны к правовой свободе и самостоятельному творчеству, к верной, незазорной семейной жизни, к свободному труду и частной собственности. Они суть субъекты права — носители прав и обязанностей. Они должны вкладывать в государственное дело свой почин, свое сердце, волю и разум. Они должны всеми способами, как лучше, промышлять о своем Отечестве и о пользе своего народа. Они обязаны содействовать всем благим и верным начинаниям своей власти. Эту черту политического устройства России И. А. Ильин обозначает так: «Российское Государство есть единство действенное» (Ильин, 1998, с. 511).
Однако правового единства для России, по мнению И. А. Ильина, недостаточно. Российское государство связывает людей в братский союз. Русский русскому — брат и помощник всегда, везде и во всем. «Всякая взаимная неправда возбраняется. Всякое взаимное притеснение преступно. Всякая злостная эксплуатация наказуема по закону. Всякое оставление в беде предосудительно и позорно. Все за одного — один за всех» (Там же).
Российское государство связывает российских граждан с Отечеством и между собою преимущественно, а в случае столкновения с другими союзами — исключительно. Поэтому И. А. Ильин полагает, что двойное подданство недопустимо. Оно должно быть запрещено и должно рассматриваться как государственная измена. Также И. А. Ильин планирует запретить принадлежность граждан России к каким бы то ни было публично-правовым международным (интернациональным) объединениям. Российское государство связывает всех своих граждан единою патриотическою солидарностью: общим Отечеством, общею целью, общею властью, общим правопорядком. Общее выше частного. Частные интересы должны уступать, подчиняться, служить средством для высшей цели. Российский гражданин повинен своему Отечеству служением и жертвенностью; он повинен своим согражданам уважением, миролюбием и сотрудничеством.
Всякое деление российских граждан на враждебные политические станы в «Проекте» И. А. Ильина объявляется вредным и предосудительным. В особо предусмотренных случаях деяния, ведущие к политической вражде, наказываются срочной или бессрочной утратой публичной правоспособности. Бороться за классовые, партийные и корпоративные интересы допустимо лишь постольку, поскольку эти интересы соответствуют единому и общему благу народа и государства.
В Российское государство, пишет И. А. Ильин, входят граждане различных и многих народностей. Каждая из этих народностей имеет право на культурную самобытность и обязана России верностью. Российское государство не знает бесправных наций в своем составе и требует от каждой народности братского единения с другими. Национальная вражда и ненависть объявляются разрушительными и преступными.
ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2
И. А. Ильин подчеркивает, что самое совершенное законодательство есть необходимое, но недостаточное условие правопорядка и справедливости. Так в ст. 14 первого раздела он пишет: «Российский суд призван быть правым, справедливым, милостивым, скорым и равным. Русский судья, всегда укрепляя себя в законе Божием, ведает в решениях своих два источника: закон Российского Государства и свое совестное правосознание. Он не может ни кривить душою, ни угождать предержащим властям» (Ильин, 1998, с. 512).
Особое место для И. А. Ильина занимает правовое регулирование вопросов веры и религии в политической жизни России. Поэтому религии посвящен второй раздел «Проекта», который предшествует даже такому важнейшему разделу, как раздел о правах российских граждан. Первенствующая в Российском государстве вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания, пишет И. А. Ильин (1998, с. 513). Российский Государь, или Верховный Правитель (Президент, сказали бы мы сейчас), не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной. Российские граждане, принадлежащие к православной вере, обязаны воспитывать в ней своих детей. Во всех официальных, торжественных и воинских богослужениях моление отправляется православным духовенством по православному обряду.
Всем российским гражданам обеспечивается свобода веры, молитвы, исповедания и богослужения. Эта свобода присваивается, пишет И. А. Ильин, «как христианам иных исповеданий, так и евреям, магометанам, язычникам и иным нехристианским общинам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя Российское Государство и его верховную власть и моля Творца Вселенной о умножении благоденствия и укрепления духовной силы русского народа» (Там же).
Свобода вероисповедания не распространяется на вероучения безнравственные, противоестественные, изуверские, противогосударственные и сатанинские. Подведение под эту статью закона совершается на основании приговора Высшего Церковно-Исповедного Суда1. Такие общины не пользуются правами публичного лица и публичной свободы, имущество их конфискуется, а члены их могут быть высланы из России в страну по собственному выбору без права возвращения.
Все вероисповедные общества, существующие в России, подлежат обязательной регистрации в Высшем Церковно-Исповедном Суде. Общины, принадлежащие к запрещенным вероучениям, не должны быть регистрируемы. Правами юридического лица публично-правового характера могут пользоваться только вероисповедные общества, имеющие свою высшую церковную юрисдикцию на территории Российского государства (автокефальные) и обязательно возглавляемые кем-либо из российских граждан. Все остальные вероисповедные общества могут пользоваться лишь правами юридического лица частноправового характера.
1 Речь идет об особом государственном органе, занимающемся регистрацией религиозных объединений. Сейчас в Российской Федерации эту функцию выполняет Министерство юстиции.
174
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
Никто не может быть преследуем за исповедуемые им верования. Никто не может быть принуждаем к участию в обрядах иного вероисповедания. Однако присутствие на официальных, торжественных и воинских богослужениях обязательно для всех российских чиновников по принадлежности. И. А Ильин также предлагает в течение первых 10-25 лет после восстановления в России законного порядка воспретить всякую религиозную пропаганду среди христианских вероисповеданий. Это запрещение может быть, по И. А. Ильину, распространено и на другие нехристианские исповедания. Лицам, достигшим 25-летнего возраста, не возбраняется переход в иное исповедание. Принимая свободу вероисповедания, И. А. Ильин, однако, ограничивает свободу совести. Он пишет, что всякое безбожие есть личное духовное несчастье человека. За безбожие никто не подлежит ни суду, ни осуждению. Однако всякая пропаганда безбожия воспрещается: она подлежит суду Высшего Церковно-Исповедного Суда и наказанию. «Особый закон определит, к каким государственным и публично-общественным должностям безбожники вообще не могут допускаться» (Ильин, 1998, с. 515).
И. А. Ильин не хотел бы видеть Россию светским государством. Поэтому он выступает против полного отделения церкви от государства. Государство и церковно оформленные религиозные союзы служат единой высшей цели — делу Божьему на земле, но разными способами и средствами. Следовательно, пишет И. А. Ильин, они призваны не к борьбе, но к взаимной поддержке и творческому сотрудничеству. Этим устанавливается не отделение церкви от государства, а разделение сфер и творческое согласование целей и усилий, обоюдное уважение, независимость «при взаимном сотрудничестве, непосягании и невторжении» (Там же). Это относится не только к Православной церкви, но и ко всем иным, христианским и нехристианским церковно оформленным религиозным союзам. Поэтому все церковные общины и их члены обязаны соблюдать законы государства. Никакие религиозные учения и никакие постановления церковной власти не освобождают ни религиозные союзы, ни верующих граждан от повиновения государству и его законам, «доколе законы сии не посягают на заповеди Божии» (Там же).
Каждый церковно оформленный и законно зарегистрированный религиозный союз является самостоятельной и автономной организацией внутри Российского государства. Такой религиозный союз должен управляться одним руководителем, имеющим российское гражданство и постоянно проживающим в России. Российское государство и его законная власть не призваны править церковью в сфере догмата, обряда, таинства и организации. Но они обязаны требовать от церкви и от верующих верности Отечеству и соблюдения законов. Никакой церковный союз, состоящий из русских граждан, не имеет права вмешиваться в государственные дела и их законное течение. Однако высшие церковные органы имеют право обращаться к Государю, или Верховному Правителю, со своими соображениями о пользе государства и нуждах церкви, с жалобами, просьбами и проектами законов.
Государственная власть не имеет права подчинять себе религиозные и церковные союзы, вовлекать их принудительно в светские дела, навязывать им свои мерила и способы действия. Государство не может привлекать их к уголовному сыску или политиче-
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
скому доносительству, нарушать тайну исповеди, умалять свободу церковного слова и церковной печати, поскольку эти последние не вторгаются в государственные и политические дела. Церковные и религиозные союзы не имеют права злоупотреблять своим влиянием и авторитетом в государственных и политических делах. Принудительное оцерковление политики, жизни и духовной культуры недопустимо (Ильин, 1998, с. 516).
Церковные и религиозные союзы не пользуются никакими постоянными «субсидиями» или «дотациями» из государственного бюджета. Одноразовые чрезвычайные ассигнования проводятся по особому ходатайству соответствующего вероисповедного общества в законодательном порядке. Такое ходатайство допустимо только со стороны вероисповедного общества, пользующегося правами юридического лица публично-правового характера и при том непременном условии, что Высший Церковно-Исповедный Суд поддерживает это ходатайство. Средние и высшие духовные учебные заведения первенствующего вероисповедания содержатся на государственный счет, но стоят в заведовании Православной Патриархии, назначающей должностных лиц, учителей и профессоров. По этим назначениям право отвода имеет Министерство Народного Просвещения.
Во все высшие управления церковных союзов российская государственная власть назначает своего непременного члена для законного надзора, осведомления и согласования. По этим назначениям высшие управления церковных союзов по принадлежности имеют право отвода. Патриаршее Управление Православной церкви назначает в высшие государственные органы (в Земский Собор, в Государственный Совет, в Совет Старейшин и в Думу Национального Единения) своего непременного члена с правом совещательного голоса. По этому назначению право отвода имеет Глава Государства. Св. Патриарх Православной церкви по должности имеет право лично участвовать с решающим голосом во всех коллегиальных высших государственных органах Российского государства. Право назначать себе заместителя с теми же правами ему не предоставляется. Высший Церковно-Исповедный Суд занимается регистрацией церковно-исповедных союзов и общин, согласованием и примирением деятельности различных церквей и исповеданий в пределах России, а также руководит борьбой против безбожия, судом по делам о безбожниках и т. д.
Третий по важности раздел «Проекта» посвящен правам и обязанностям российских граждан. Ст. 1 гласит: «Российское гражданство есть звание почетное и обязывающее. Носящий сие звание повинен верностью Отечеству и государству, верховной власти и законам страны» (Ильин, 1998, с. 517). Приобретение и утрата прав российского гражданства определяются особым законом. Во всех случаях перехода иностранцев в российское гражданство ими приносится торжественная и публичная присяга России как Отечеству, российским основным законам, верховной власти и российской армии. Эта присяга сопровождается подпиской о том, что дающий присягу не имеет двойного гражданства. Подписка должна быть удостоверена подписями пятью российских граждан, пользующихся доверием Министерства Иностранных Дел.
ЯОЛИтЭКС 2006. Том 2. № 2
Перечисляя права российских граждан, И. А. Ильин вновь на первое место ставит свободу вероисповедания. «Право свободной веры есть право священное, неприкосновенное. Оно принадлежит всем российским гражданам и не умаляется ни при каких наказаниях, ни при каких ограничениях публичной правоспособности» (Там же, с. 518).
На втором месте стоит право (!) и обязанность защищать Отечество. Вооруженная защита Отечества и государства есть не только священная обязанность, но и почетное право каждого российского гражданина. Лишение этого почетного права по суду принадлежит к позорнейшим наказаниям и сопровождается утратою всякой публичной правоспособности (права голоса, права общественной и государственной службы и др.). Мужское население, без различия состояний, подлежит призыву в войска согласно установлениям закона. Права и обязанности женщин в деле обороны страны определяются особым законом.
На третьем — право (!) и обязанность платить налоги. Российские граждане обязаны платить установленные законом налоги и пошлины. Эта обязанность по своему смыслу есть почетное право участия в создании и пополнении государственного бюджета. Злостные неплательщики лишаются по суду и закону части публичных прав. Налог, установленный государством, указывает каждому гражданину не наибольшую, а наименьшую долю его участия. Каждое превышение этой наименьшей доли составляет отечественную заслугу гражданина и влечет за собою почетные последствия, определяемые особым законом.
Российские граждане обязаны также отбывать все иные повинности, возлагаемые на них законом. Всякое проявление почина, добровольчества и жертвенности составляет и здесь отечественную заслугу и влечет за собою предусматриваемые особым законом почетные последствия. Все российские граждане, не ограниченные в своих правах по закону или по суду, равны перед законом. Российский правопорядок не знает сословий, которые сообщали бы своим членам необоснованные преимущества или ограничения в правах или изымали своих членов из-под действия основных и общих законов.
Только российские граждане имеют право занимать военные и гражданские должности в России. Граждане иных государств могут приглашаться на службу лишь временно, по договору найма, при условии подписания торжественного обязательства никак и ни в чем не вредить интересам Российского государства.
В борьбе с политическою смутою, разбоем, неприятельским вторжением или чрезвычайными народными бедствиями Глава Государства имеет право объявлять известные категории лиц, как из российских граждан, так и из числа иностранцев, вне закона. Объявление это печатается в газетах и расклеивается в присутственных местах. Оно действительно в течение одного месяца и должно быть возобновлено в таком же порядке. Лица, объявленные вне закона, подлежат немедленному аресту и суровому, ускоренному порядку судопроизводства, определяемому особым законом. С момента объявления их вне закона они утрачивают все публичные права, кроме права свободной веры, молитвы, исповедания и богослужения.
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
Никто не может подлежать преследованию, суду и наказанию иначе, как в точном соответствии с законом, изданным и обнародованным до совершения поступка, и лишь в порядке, определенном законом. Это не распространяется на лиц, объявленных вне закона. Никто не может быть задержан, взят под стражу или иным образом лишен свободы иначе, как в случаях, определенных законом и с соблюдением правил, им предписанных. Это не распространяется на лиц, объявленных вне закона.
Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти должно быть в течение двадцати четырех часов, а в прочих местностях Российского государства не позднее, как в течение трех суток со времени задержания, или освобождено, или представлено судебной власти. Судебная власть, рассмотрев обвинение, или освобождает задержанного, или постановляет, с изложением оснований, о дальнейшем содержании его под стражей. Это не распространяется на лиц, объявленных вне закона.
Жилище каждого российского гражданина неприкосновенно. Производство в жилище обыска или выемки без согласия хозяина допускаются не иначе, как в случаях и в порядке, определенном законом. Это распространяется и на лиц, объявленных вне закона. Никто не может быть судим иным судом, кроме того, которому по закону подлежит его дело. Изъятия из этого правила допускаются только в порядке закона о чрезвычайном и военном положении. Лица, объявленные вне закона, судятся особым судом, специально созданным для этого в порядке, определенном законом.
Российские граждане, достигшие гражданского совершеннолетия (20 лет), могут в общих пределах, установленных законом, свободно избирать и менять место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в этих правах, как для русских граждан, так и для иностранцев, устанавливаются особыми законами.
Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимого и движимого имущества допускается только тогда, когда это оказывается необходимым для государственной пользы. Отчуждение совершается только в законном порядке и за справедливое вознаграждение, учитывающее и особые, доказанные интересы лица.
Российские граждане имеют право устраивать собрания в целях, не противных религии, нравственности, Отечеству и законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно и ограничения мест для собраний. Всякое собрание, в котором произнесен призыв к неповиновению властям и законам или к взаимной вражде граждан между собою, становится с этого момента противозаконным сборищем, участие в котором наказуемо по суду утратой публичных прав. Участие в собрании с огнестрельным или холодным оружием, без особого разрешения носить таковое, приравнивается к попытке начать вооруженное восстание.
В пределах, установленных Основными Законами и особым законом, каждый может высказывать устно или письменно свои мысли, а равно распространять их в письменном или печатном виде.
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
Российские граждане имеют право образовывать неполитические общества и союзы в целях, не противоречащих Основным и иным законам государства. Каждое образуемое общество или союз должен быть зарегистрирован в законном порядке с предъявлением устава и с откровенным изложением целей. Тайные общества и союзы воспрещаются. Они, так же как и их участники, заранее объявляются вне закона. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как и порядок их закрытия, определяются особым законом.
Российские граждане имеют право образовывать также и политические партии, подлежащие обязательной регистрации. Партии противообщественные, противогосударственные и революционные И. А. Ильин планирует запретить. Их противозаконное создание и участие в них наказываются по закону и суду; всякое судебное осуждение за это влечет за собою помимо наказания еще и полную утрату публичных прав. Членам партии воспрещается всякая государственная и общественно-публичная служба, а также избрание или назначение в законотворческие органы. Всякий, назначаемый на такую службу, избираемый или назначаемый в такие органы, должен выйти из партии и дать торжественное обязательство сообразоваться в своей деятельности не с указаниями своей бывшей партии, а с пользою Отечества и государства, а также с голосом своего независимого правосознания и своей совести.
Российские граждане имеют право единолично или совместно обращаться к государственным властям с письменным изложением своих просьб и пожеланий. Совместное обращение допустимо только от лиц зарегистрированного общества или союза через его правление или особую депутацию. Тайна переписки неприкосновенна. Закон определяет, какие чиновники ответственны за нарушение тайны писем, доверенных почте. Почтовая тайна не распространяется на переписку лиц, умаленных по суду в публичных правах или объявленных вне закона. За нарушение прав граждан должностные лица подлежат гражданской и уголовной ответственности на общем основании, причем для привлечения их к суду не требуется согласия их начальства.
Иностранцы, находящиеся в России, пользуются гражданскими правами на основании действующих законов международного частного права. Из публичных прав им предоставляются свобода веры, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и право петиций. Их подсудность, право передвижения и промысла, право собраний, право слова и печати, право союзов подлежат особым законам и указам. В особенности им воспрещаются под страхом высылки из страны публичное произнесение, письменное распространение или печатное опубликование суждений о России, о ее внутренних и внешних делах (Ильин, 1998, с. 522-523).
Действие этих постановлений о правах граждан не распространяется на людей, состоящих на действительной военной и полицейской службе, а также на всех граждан, находящихся в местностях, объявленных на чрезвычайном или военном положении. Порядок этого объявления и сущность изъятия из этих постановлений определяются особым законом.
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
Все бывшие члены коммунистической партии, по каким бы основаниям и мотивам они в нее ни входили и сколько бы времени они в ней ни оставались, исключаются на 20 лет из политической жизни. В течение этого срока они не имеют права занимать какие бы то ни было должности на государственной и общественно-публичной службе, печататься, избирать и избираться (Ильин, 1998, с. 523). Отступления от этого возможны только в порядке личной аболиции по личному прошению, поданному на имя Главы Государства.
Никто из российских граждан не имеет права принимать от иностранных правительств или правителей никаких назначений, отличий, титулов или пожалований. Каждый российский гражданин, осведомленный о чьем-либо злом умысле против жизни, здоровья, чести или имущества кого-либо из своих сограждан, обязан предупредить того, кому это угрожает, об опасности. Оба вместе имеют право обратиться за защитой к органам полицейского управления. В случаях особой важности предупреждающий имеет право самостоятельно сообщить полиции об имеющейся опасности. Такие заявления протоколируются и подписываются сообщителем. Во всех случаях обнаруживающейся заведомой лжи, клеветы, шантажа и т. д. полиция обязана предать этот протокол гласности в порядке напечатания в полицейских ведомостях. Каждый политический донос протоколируется за подписью доносителя и с его точным адресом. Анонимные политические доносы воспрещаются. Они не могут иметь никаких правовых последствий. Если автор такого доноса будет обнаружен, то он предается суду, и в случае осуждения он лишается публичных прав на десять лет.
Каждый политический донос без исключения в течение трех дней предъявляется тому, против кого он направлен. Имя доносителя должно быть ему названо. Возражение его протоколируется. В случае его желания ему дается очная ставка с доносителем, по желанию — в присутствии трех избранных им свидетелей. Бремя доказательства лежит на доносителе, а не на том, против кого донос направлен. Если предметом доноса является деяние, юридически не предусмотренное и не наказуемое, то дело прекращается. Если же деяние предусмотрено или наказуемо, то в случае подтверждения доноса или недостаточного опровержения его дело передается мировому судье. Мировой судья судит не только о деянии и о содеявшем его, но и о доносителе. Донесший хотя бы и верно, но из личной вражды, или по злобе, или же заведомо ложно, в случае осуждения он лишается публичных прав на 10 лет. На этом раздел, посвященный правам и обязанностям российских граждан, заканчивается.
Мы видим, что «Проект» И. А. Ильина характеризует политический прагматизм, почти «макиавеллизм». Например, не является абсолютной ценностью соблюдение прав человека. Права человека, или, по И. А. Ильну, «права личной свободы», — средство. А цель — «священное, неотъемлемое право на духовное самоопределение и на духовное творчество» (Ильин, 1993, с. 192). Этой же цели служат, по И. А. Ильину, Российское государство и Православная церковь. Это, видимо, обусловливает столь своеобразное видение И. А. Ильиным политической жизни будущей России. «Российское Государство есть единство священное, ибо оно объединяет людей не токмо внешне, но
ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2
и внутренне, не токмо за страх, но и за совесть, не токмо перед лицом всех людей, но и перед Лицом Божиим. Российское Государство служит делу Божьему на земле: оно ограждает и обслуживает жизнь русского национального духа в его единстве и в его всенародной и общенародной совокупности» (Ильин, 1998, с. 510-511).
Литература
Ильин И. А. Проект Основного Закона Российской Империи // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 7 / Составление и комментарии Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1998.
Ильин И. А. Наши задачи // Собрание сочинений: В 10 т., Т. 2. Кн. 1. М., 1993.