Научная статья на тему 'Иуда - вечная парадигма предательства'

Иуда - вечная парадигма предательства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
483
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИУДА / ХРИСТОС / ПРЕДАТЕЛЬСТВО / ДОБРО И ЗЛО / ГЕРОИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / JUDAH / CHRIST / BETRAYAL / GOOD AND EVIL / GLORIFICATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дробжев Михаил Иванович

Осуждаются попытки реабитализации Иуды в целях создания теоретической основы для оправдания и героизации предательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDAH - ETERNAL PARADIGM OF BETRAYAL

The attempts of Judah's rehabilitation are criticized in aid of creation of theoretical base in excuse of and glorification of betrayal.

Текст научной работы на тему «Иуда - вечная парадигма предательства»

УДК 304.2

ИУДА - ВЕЧНАЯ ПАРАДИГМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

© Михаил Иванович Дробжев

Тамбовский государственный университет Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат философских наук, доцент-консультант, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; e-mail: gamidro@mail.ru

Осуждаются попытки реабитализации Иуды в целях создания теоретической основы для оправдания и героизации предательства.

Ключевые слова: Иуда; Христос; предательство; добро и зло; героизм; патриотизм.

ХХ в. войдет в историю человечества как время величайшей победы над фашизмом, добра над злом. Это был век тяжелейшего испытания практически для всех народов мира. Был завоеван мир. Но человечество не сумело сделать правильных выводов из трагедии века. И его испытания продолжаются. В мире, по крайней мере в развитых государствах, стремление к деньгам и богатству в ущерб духовности и гуманизму видно невооруженным глазом. Идеалы подменяются материальными интересами. К совести относятся как к неграмотности: по принципу -чем скорее ликвидируешь, тем лучше. Она многим мешает жить. Моральная и физиологическая распущенность выдаются за чувство свободы и радости жизни. В почете корысть, безмерное и безудержное потребление товаров и услуг, цинизм. Образование отрывается от воспитания. Знания и дипломы приобретаются за деньги. Стимулами жизни выступают деньги, власть и вещизм.

В такой обстановке смещаются акценты в жизни. Теряются ее смысл и цель, подвергаются пересмотру многие устоявшиеся взгляды, принципы и ценности. Отрицательным человеческим константам придается положительный смысл. Положительное и отрицательное в жизни уравниваются в своем значении и оценке, нивелируются. К примеру, Марина Давыдова в рецензии «У войны бандитское лицо» на пьесу Ю. Клавдиева в постановке В. Панкова считает, что «Новое время предложило новый взгляд на войну. Война - это война. Она не бывает справедливой, праведной и уж тем более священной. Она бывает только бессмысленной, грязной, липкой, смердящей, превращающей человека в убийцу» [1]. Уже сам факт, когда агрессора и бандита, грабителя и поработителя целых народов, убийцу невинных женщин, детей и стариков ставят на одну доску с защитником отечества, своей семьи, родного дома, освободителя порабощенных народов от тягчай-

шего гнета переворачивает всю мораль с ног на голову.

Самоотверженность и героизм воинов и тружеников тыла, их усилия одолеть ненавистного врага воспринимаются не как священный долг перед всем человечеством, не как выдающийся подвиг, а всего навсего как чудовищный звериный инстинкт. Более того, автор пьесы Юрий Клавдиев утверждает, по мнению М. Давыдовой, что разборки, которые ведутся на уровне уличных банд, и военные действия, которые ведут большие страны, - это в сущности одно и то же со стороны всех воюющих сторон. Но все было бы понятно, если бы автор рецензии осудила эту точку зрения. Этого нет. «Это новое отношение ко всякой войне, зафиксированное Клавдиевым, может вызвать несогласие, но ему трудно отказать в искренности и художественной убедительности», - заключает она [1]. Итак, искренность и художественная убедительность оказываются выше социального значения и моральной оценки характера воюющих сторон, всей войны и ее результатов.

На фоне такого видения сущности Второй мировой и Великой Отечественной войн уже перестали удивлять многочисленные попытки оправдания предательства со стороны их участников. Предатель выдается за героя, а истинный герой, борец за правду и справедливость признается преступником. Некоторые деятели стремятся опровергнуть всемирно-исторический факт решающей роли Советского Союза в разгроме нацистской Германии, в освобождении почти всех народов Западной Европы от гнета фашизма [2].

Для этого прибегают к самым изощренным способам, выдают белое за черное и черное превращают в белое. Для оправдания измены предпринята новая попытка пересмотра морального зла поступка Иуды Искариота и его значимость как вечной парадигмы предательства. Еще во втором веке гностическая секта каинитов понимала предательство Иуды как исполнение высшего служения Богу, необходимого для спасения мира и выполненного по велению Христа. Эта точка зрения полностью опровергается христианством.

Попытки героизации предательства пока выступают как спорадическое, единичное, особенное явление. Однако им хотят придать общечеловеческое значение, сделать нормой.

Для этого их необходимо обосновать теоретически, социально, морально и со стороны религии. Такая возможность представилась в связи с публикацией «Евангелия от Иуды», обнаруженного в песках Египта в конце ХХ в. Примечателен тот факт, что эта находка сразу не привлекла особого внимания. Она стала объектом торговли антиквариатом. Но в начале ХХ1 в. Женевский университет при финансовой поддержке американского Национального географического общества взялся за его реставрацию и перевод. Документ содержит в себе 62 страницы, представляющие собой более тысячи фрагментов. Впервые «Евангелие от Иуды» было опубликовано в переводе на английский язык в 2006 г. Сейчас существует и русский перевод.

Подлинность документа не подвергается сомнению. Она подтверждена радиоуглеродным датированием, спектральным анализом, анализом чернил, контекстуальным и палеографическим исследованиями. Этому манускрипту более 1700 лет. Некоторые исследователи считают найденный текст списком с оригинала, написанного еще в I в., возможно, сразу после смерти Христа. Есть и косвенные доказательства его раннего происхождения. «Евангелие от Иуды» обсуждалось богословами еще в конце II в. Епископ Лионский Ириней критиковал это Евангелие в 180 г. в своей книге «Против ересей».

Кто такой Иуда Искариот? По одной из версий слово «искариот» означает рождение Иуды в иудейском городе Кериот. По другой -это слово переводится как «лживый», по третьей - «красильщик». Были у Иуды грехи, и немалые, до того времени, когда он примкнул к ученикам Христа. Средневековая апокрифическая литература писала образ Иуды как совершенного злодея. Его мать в день зачатия увидела сон, предупреждающий ее о том, что ее сын будет вместилищем пороков и причиной гибели иудейского народа. После рождения младенца, мать поместила его в тростниковую корзину и пустила в море. Корзину прибило волнами к острову, царица которого была бездетной. Она воспитывает Иуду как своего сына. Потом царица рожает своего ребенка. Иуда чинит ему всякие препятствия. Царица, чтобы поставить все на место, открывает секрет Иуды, который в злобе убивает царевича и бежит в Иерусалим на службу к Понтию Пилату.

По его наущению он крадет фрукты из соседнего сада, а когда хозяин сада застает его за воровством, убивает его. Хозяин сада оказывается отцом Иуды. Иуда, таким образом, свершает отцеубийство, не зная об этом. П. Пилат отдает все хозяйство убиенного хозяина Иуде, а жену его делает женой Иуды. Иуда становится мужем матери. Когда все это вскрывается, Иуда бежит к Христу и просит простить ему грехи отцеубийства и кровосмесительства. Основываясь на этих событиях в жизни Иуды, Джотто на фреске «Поцелуй Иуды» в капелле дель Арена в г. Падуя около 1305 г. рисует Иуду как человека вульгарного, низкого и злобного в противовес Христу с его благородством, царственностью, высокой нравственностью и великодушием.

Иуда ведал расходами общины учеников Христа. В этом плане его обвиняли в корыстном устремлении. Христианская традиция связывает с этим созревание в его душе предательства, вложенного в него дьяволом. Согласно канонических Евангелий Иуда сам пошел к «первосвященникам» и предложил свои услуги: «Что дадите мне, и вам предам Его» [Марк, гл. 14, ст. 10; Лука, гл. 22, ст. 4, 5]. Они обрадовались и предложили ему 30 серебренников. В версии Евангелия от Иуды говорится, что Христос советовал Иуде предать его; канонические Евангелия не согласны с этим. Они утверждают, что Христос знал, кто его предаст. В подтверждение своей версии они приводят слова Христа: «Один из вас предаст меня, и указывает на Иуду, подавая ему кусок хлеба». И добавляет: «что делаешь, делай скорее». После этого Иуда покидает тайную вечерю. Потом он ведет толпу, посланную схватить Христа, своим поцелуем помогает опознать Христа. Поцелуй Иуды превратился в символ предательства, вечную парадигму отступничества.

В дальнейшем, Иуда узнает об осуждении Христа судом синедриона и о выдаче Его на расправу Понтию Пилату. Он раскаивается в содеянном и пытается возвратить 30 серебренников со словами «согрешил я, предав кровь невинную» [Матфей, гл. 27, ст. 4]. Но такие деньги не могут принять в храмовую кассу в связи с тем, что на них лежит скверна. Они не заработаны трудом, а выданы за предательство. Такой ответ послужил одной из причин, по которой Иуда повесился.

Евангелие - благая весть, рассказ о распятии и воскрешении Христа. По мнению многих теологов, в манускрипте никакой благой вести нет. Но так назвал текст сам Иуда. Главное в нем - сюжет о выдаче Христа Иудой. Судя по тексту, прямого приказа предать его Христос Иуде не отдавал. В то же время, из текста видно, что понуждал к этому. Такая мысль содержится и в Евангелии от Иоанна. Там Христос, обращаясь к ученикам, говорит: «... истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ... тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» [Иоанн, гл. 13, ст. 21-26]. По сути, даже из этого можно сделать вывод, что Христос указал, кто должен предать его.

В манускрипте «Евангелие от Иуды» подтверждается эта мысль. Иуда так излагает суть беседы, которая была у него с Христом. В ходе этой беседы Христос сказал Иуде, кстати, любимому своему ученику: «. ты превзойдешь их всех (учеников. - М. Д.), ибо в жертву принесешь человека, в которого Я облачен. Уже поднят твой рог, распалился твой гнев, зажглась твоя звезда и сердце твое.». Более того, Христос пророчески заявил ему: «Ты испытаешь много горя. ты станешь тринадцатым, и проклят будешь другими родами - и придешь властвовать над ними. В последние дни они проклянут твое восхождение к священному [поклонению]».

Из сказанного видно, что Христос поручил Иуде предать Его. Цель этого была благая - кончина Христа ради искупления людских грехов и воскрешения из мертвых. Зададимся вопросом: гибель Христа ради искупления грехов всех людей на земле достигла цели? Нет. Мир остался таким, каким он был до смерти Христа. Что касается воскрешения, то Иуда его не увидел, он повесился на второй день после гибели Христа. За что же погибли и сам Христос, и его предатель Иуда?

В истории человеческой цивилизации одним из важнейших принципов является рассмотрение человека всегда как цели, и никогда нельзя видеть в нем средство ее достижения. Здесь же этот принцип нарушен: ибо Христос рассматривает Иуду как средство для достижения своей цели. Христос как бог должен был полностью предвидеть исход предательства для Иуды. Иисус в «Евангелии от Иуды» говорит ему: «Отступи от прочих,

и я раскрою тебе тайны царства. Ты можешь их постичь, но будешь много скорбеть. Ибо другой тебя заменит, дабы могли двенадцать [учеников] вновь исполниться со своим богом». Иуда стал тринадцатым. С тех пор число тринадцать стали считать несчастливым. Иуда как человек не прельстился на это предложение Христа. Его человеческая совесть превзошла божественное предвидение. Иуда не выдержал тяжести предательства и покончил с собой. Человек оказался выше бога, он показал, что он сам для себя есть бог. Такого вывода нет у теологов, исследователей «Евангелия от Иуды».

Теологи подчеркивают, что Иуда стал предателем поневоле, и героизируют его личность. Они считают, что Иуда не виноват в предательстве. Он выполнял волю бога. Об этом говорится в Евангелии от Марка. Он пишет, что Христос спрашивает у учеников, за кого его принимают люди. Ученики ответили: за Иоанна Крестителя, за Илию, за одного из пророков. Последовал другой вопрос: вы за кого почитаете меня? Петр ответил - Ты Христос. После этого Христос заявил: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» [Марк, гл. 8, ст. 31]. Здесь начертан план жизни, смерти и воскресения Христа.

Но Христос запретил своим ученикам говорить о нем. Далее Христос потребовал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною» [Марк, гл. 8, ст. 34]. В этих словах уже проявляется требование подчинить человеческое божественному. Еще нагляднее это противоречие просматривается в следующих словах Христа: «. кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» [Марк, гл. 8, ст. 35]. Значит, предать Христа есть дело нужное, это предательство должно быть совершено во имя Христа. Хотя с точки зрения человеческой так поступать нельзя. Так кто же тогда Иуда? Предатель или герой, не пощадивший ни душу свою, ни тело? Христос сулит горе тому, кто предаст его. И в то же время заявляет, что «Сын Человеческий идет по предназначению» [Лука, гл. 22, ст. 22].

Реабилитация Иуды очень выгодна иудеям, ведь его предательство послужило ис-

точником антисемитизма для миллионов христиан. Ранние христиане считали героями канонических библейских злодеев, таких как Каин, Иуда. Католическая церковь готова освятить текст «Евангелия от Иуды», но она опасается идеологического проигрыша от содержащихся в нем слов Христа, что род Иуды, т. е. евреи, придет к власти над всем миром. Такая перспектива вряд ли приемлема человечеством. Да и евреев она не может радовать: не приведет ли такой постулат к новым гонениям на этот народ. Очень осторожно прокомментировал «Евангелие от Иуды» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Попытки посеять сомнения в души и сердца верующих многократно предпринимались на протяжении всей 2000-летней истории христианства. Но это не должно нас смущать. Мы верим Божественному откровению, открытому для нас, и воспринимаем подобные находки лишь как свидетельства о тех еретических учениях, которые бытовали в первые века христианской эпохи». По его мнению, «Евангелие от Иуды» - очередная и в то же время очень старая ересь.

Закономерно возникает вопрос: зачем эту старую ересь возродили сегодня? Вроде бы, это нужно, чтобы через оправдание предательства Иуды добиться единства меду иудеями и остальным христианским миром. Но не слишком ли велика цена такой толерантности? По этому поводу С. Лесков думает так: «.если обвинения сняты с самого главного, на века проклятого предателя и даже он оказывается не таким уж гиблым существом, то с нас вовсе взятки гладки. Реабилитация Иуды - наша индульгенция на будущие пакости и предательства. Оправдание Иуды не просто делает нашу жизнь бестрепетной, оно даже возвышает нас, ибо измена приравнивается к подвигу, а в собственных низостях можно винить провидение» [3]. Здесь С. Лесков говорит о личностном значении превращения измены в подвиг. Тогда меняются представления о добре и зле, подлежат оправданию ранее считавшиеся смертными грехи.

Но не все так просто. Американский юрист и сионист Алан Дершовиц в книге «Письма молодому адвокату» пишет: «Настоящий герой - истинно хороший человек -это тот верующий, который рискует навеки остаться в аду, отказываясь выполнять несправедливое требование Бога» [4]. Такая

точка зрения противопоставляет человека и Бога, отдает предпочтение Человеку, ставит его выше Бога. Здесь Иуда не оправдывается, а осуждается. Иуда не должен был слушаться Христа. У Иуды на это сил не хватило, он совершил предательство, и ему нет оправдания. В этом случае все остается по-старому.

Однако возникает еще одна проблема -проблема виновности Христа, превратившего Иуду в жертву, в средство для достижения своих целей. Иуда знал, что предает Христа, и не выдержал тягости своего преступления. Он повесился, ушел из жизни. Столкнулись две воли, два принципа морали: воля Христа с его принципом - для достижения цели все средства хороши; и воля Иуды - человек самодостаточное существо, и он всегда должен быть целью, а не средством.

Тогда зачем же инициировали эту проблему? Мир кардинально меняется. Он ввергнут в финансовый, экономический, духовный, религиозный кризис. Активно ищутся пути выхода из него. Одни ищут этот выход через усиление общечеловеческих принципов и норм жизни, справедливость и свободомыслие, единство и равенство народов, коэволюцию общества и природы. Другие стараются исказить историю человеческой цивилизации, опровергнуть устоявшиеся истины, превратить черное в белое, а белое в черное. И все это делается в угоду своим узким, корыстным, эгоистическим интересам. Им нужен реабилитированный Иуда, чтобы теоретически, религиозно подкрепить свои потуги по героизации предателей, квислингов, фашистов. Но здесь не учитывается тот факт, что Иуда осознал свое предательство и ушел из жизни. У него на это хватило мужества. Современные же Иуды не только не осуждают предательство, но даже гордятся им, героизируют предательство, превозносят предателей до уровня героев. Они оказываются в глазах всего мира ниже и хуже Иуды.

Иуда сам признал факт своего предательства и осудил сам себя на смерть и тем показал величие человека по сравнению с богом. Сила человека, его совесть, мораль-

ные принципы оказались выше божественных принципов и норм жизнедеятельности человечества. Вот почему не прекращаются попытки сделать человека не только равным богу, но и возвысить его над ним. Об этом свидетельствуют учение Вл. Соловьева о богочеловеке, Н.А. Бердяева - о человекобоге, К. Маркса - о гармонично развитой личности, В.И. Вернадского - о ноосферном человеке. Все эти учения подтверждают, что в мире постоянно возрастает роль и значение человека, он становится планетарным фактором, а человечество выступает как главная геологическая сила, арбитр всех процессов и явлений не только на Земле, но и во всей Вселенной. Именно через человека природа познает сама себя и пытается управлять собой.

По этому поводу В.И. Вернадский писал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [5]. Поэтому человек сам себе судья. Он определяет, где правда, а где ложь; где геройство, а где предательство; где добро и где зло. В данном случае человечество и вся мировая культура признали Иуду предателем. Сделать из него героя никому не удастся. Стремление превратить предателя в героя - это верх цинизма. Предателям прощения нет и не будет.

1. Давыдова М. У войны бандитское лицо // Известия. 2010. 22 окт.

2. Дробжев М.И. Этические проблемы героизации предательства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5 (85). С. 41-47.

3. Лесков С. За что мы любим Иуду? // Известия. 2006. 13 апр.

4. Цит. по: Воскобойников Д. Неопороченный Иуда // Известия. 2008. 5 мая.

5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление // Биосфера и ноосфера. М., 2002. С. 265.

Поступила в редакцию 10.11.2010 г.

UDC 304.2

JUDAH - ETERNAL PARADIGM OF BETRAYAL

Mikhail Ivanovich Drobzhev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philosophy, Associate-professor Consultant, Honoured Worker of High School of Russian Federation; e-mail: gamidro@mail.ru The attempts of Judah’s rehabilitation are criticized in aid of creation of theoretical base in excuse of and glorification of betrayal.

Key words: Judah; Christ; betrayal; good and evil; glorification; patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.