Научная статья на тему 'Синдром Иуды'

Синдром Иуды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2411
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром Иуды»

Мгновения жизни

Валерия Флай

СИНДРОМ ИУДЫ

И ничего не бывает потаенного.

[Мк. 4:22]

Иуда и ныне продолжает целовать Иисуса Христа. Парафраз Эрфьорда

Безусловным психологически значимым синдромом, который из века в век терзает человечество, является предательство.

Предатель зложелателен, он злоупотребляет доверием. Как указывал знаток русской словесности Вл. Даль, «предатель» - изменник, вероломец, крамольник, лукавый и облыжный человек, душепродавец.

Универсальной социально-психологической стигмой, клеймящей предательство, прежде всего является имя одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа -Иуды Искариота. Имя «Иуда» вросло в слово «предатель». Слово «предатель» вросло в имя «Иуда».

Иуда избрал грехи не просветленные ни единой добродетелью. В душе его постепенно созревала воля к предательству, вложенная в него дьяволом: Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом [Лк. 22:3]; вошел в него сатана [Ин. 13:27].

В Евангелие от Матфея читаем: Тогда один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам.

И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

И с того времени он искал удобного случая предать Его [Матф. 26:14-16].

Эта история повторяется в Евангелиях от Марка [14:10-11] и от Луки [22:4-6].

Иуда превратил святой поцелуй в стигму, соединив факт предательства с символом любви.

Поцелуй испокон веку выражал приветствие, доверие, приязнь. Поцелуй - приложение уст в знак любви и дружбы. Люди целуют любимых, ближних. Люди целуют крест в знак веры в Бога. Люди целуют родную землю в знак выражения любви к Родине.

Иуда посмел через поцелуй коварно предать Христа, перешагнув через Божественную способность его проницания. И после... вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь делай скорее [Ин. 13:27].

В Евангелиях находим описания предательства Иуды: Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его [Мф. 26:48].

Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно [Мк. 14:44].

Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть [Лк. 22:47].

Предательство Иуды есть соединение зависти Каина, низости Хама с грехом злоупотребления доверием, изменой душепродавца.

Малый ребенок не может предавать - он лишь жалуется на обидчика, он лишь осваивает следствия ябедничества, сплетничания, возведения напраслины, наговора.

Предательство - результат способности к тонкой рефлексии на последствия, сущностное проявление кощунственного ума и низкого, черного сердца.

Я содрогнулась от изощренной оправдывающей преступление рефлексии, когда узнала, что гностическая секта каинитов понимала предательство Иуды Искариота как исполнение высшего служения Богу, необходимого для искупления.

Когда Нильс Рунеберг - член Национального евангелического общества - опубликовал в начале ХХ столетия свою книгу «Kristus och Judas» (швед. - «Христос и Иуда»), то он оправдывал Иуду Искариота тем, что для опознания Учителя требовалось метафическое предательство - оно как бы заняло свое таинственное место в деле искупления.

Нильс Рунеберг провозглашал: «Слово, воплотившись, перешло из вездесущности в ограниченное пространство, из вечности - в историю, из безграничного блаженства - в состояние изменчивости и смерти; было необходимо, чтобы в ответ на подобную жертву некий человек, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву. Этим человеком и был Иуда Искариот. Иуда, единственный из апостолов, угадал тайную божественность и ужасную цель Иисуса. Слово опустилось

до смертного; Иуда, ученик слова, мог опуститься до предателя (самого гнусного преступления, какое ведомо подлости) и до обитателя геены огненной». Так разъяснял Нильс Рунеберг загадку Иуды.

Христианские богословы отвергли доводы Нильса Рунеберга. Его обвинили в незнании или в умолчании о единстве ипостасей. Однако Нильс Рунеберг упорствовал. Он писал, что аскет, ради вящей славы Божией, оскверняет и умерщвляет плоть; Иуда сделал то же со своим духом. Он отрекся от чести, от добра, от покоя, от царства небесного, как другие, менее героические, отрекаются от наслаждения. С потрясающей ясностью он заранее продумал свои грехи. В прелюбодеянии обычно участвуют нежность и самоотверженность; в убийстве -храбрость, в профанациях и кощунстве - некий сатанинский пыл.

Иуда же избрал грехи, не просветленные ни единой добродетелью: злоупотребление доверием и донос. В его поступках, как полагал Нильс Рунеберг, было грандиозное смирение: Иуда считал себя недостойным быть добрым.

Изощренные рефлексии Нильса Рунеберга на внутренний мир Иуды Искариота обсуждал многоликий и многоумный Хорхе Луис Борхес - аргентинский поэт, писатель, мыслитель, ставший всемирно известным исследователем культуры, философии, религии. Интересуясь собой и всякими другими, разной малостью и космическими явлениями, он провозглашал: «Наша традиция - весь универсум».

Хорхе Луис Борхес не мог не обсуждать идеи предательства и самого предательства Иуды. Анализируя версии предательства Иуды, Хорхе Луис Борхес писал: «Нильс Рунеберг с его исключительной интеллектуальной страстностью, вероятно, возглавлял бы какую-нибудь из гностических общин. Данте, возможно, предназначил бы ему огненную могилу; его имя удлинило бы списки младших ересиархов...».

Нильс Рунеберг с его исключительной интеллектуальной и эмоциональной страстностью, не допуская до своего сознания возможность предательства как такового, поставил перед собой задачу метафизического объяснения ужасного поступка Иуды. Мистификация мотивов поведения апостола-предателя реально не помогает осмыслить диапазон психологии человека. Интеллектуальная и эмоциональная страстность исследователя психологии Иуды порождает парадоксы понимания феномена предательства. Изощренные рефлексии породили причудливый амбивалентный образ Иуды Искарио-

та: здесь парадоксальным образом совмещаются любовь и предательство.

По ассоциативному ряду мы можем обернуться к Дж. Бруно, который увидел мир как «единое многовидное существо», где все проявления в конченом счете -свойства единого Божественного начала, здесь существует глубокая изначальная связь между всеми противоположностями. Может быть, теория кончетто, изложенная Дж. Бруно, получила свое парадоксальное продолжение в воспаленном сознании Нильса Рунеберга... и он сподобил себя к поиску глубокой изначальной связи между предательством и любовью.

Как ни парадоксально это звучит, но Нильс Рунеберг не одинок в своих допущениях. Марина Цветаева так же как-то записала в своем дневнике: «Предательство уже указывает на любовь». Однако это максима-листичное утверждение, сказанное двадцатипятилетней женщиной, было выстроено в одном ряду суждений о любви, претендующих на афористичность.

Я убеждена, что там, где предательство, там нет любви.

Между тем писатели ХХ столетия как заворожен -ные продолжали делать попытки проникнуть в тайные побуждения Иуды Искариота. Психология предательства стала предметом их исследования.

Леонид Андреев исследовал личность Иуды Искариота, художественными образами домысливая многозначность его натуры.

Юрий Нагибин писал о безусловной любви Иуды к Учителю и о любви Иисуса к Иуде.

Любил ли Иисус Иуду более других? Нет.

Почему Иисус допустил до себя предателя? Это знает только Бог.

Меня же прежде всего интересует сам синдром Иуды.

Из чего произрастает предательство?

Иуда Искариот Леонида Андреева постоянно лгал. К этому привыкли. «По рассказам Иуды выходило так, будто он знает всех людей, и каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь»*.

Андреев Л. Иуда Искариот. Избранное. Л.: Лениздат, 1984. С. 263.

Согласно Иуде Леонида Андреева, всякий человек несет в себе порок и преступление: достаточно лишь притупить его бдительность - приобнять, приласкать и он откроется тебе во всей своей мерзости и лжи.

Иуда называл имена самых почтенных людей. Некоторые с возмущением спрашивали его:

«- Ну, а твои отец и мать, Иуда, не были ли они хорошие люди?

Иуда прищуривал глаз, улыбался и разводил руками.

- А кто был мой отец? Может быть, тот человек, который бил меня розгой, а может быть, и дьявол, и козел, и петух. Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать? У Иуды много отцов. ». Иуда предавал своих родителей.

Иуда говорил о любви к Иисусу. Признавался в любви и предал.

Не будет конца рассказам о предательстве Иуды. Леонид Андреев заключая историю об Иуде Искариоте справедливо сказал: «И все - добрые и злые - одинаково предадут проклятию позорную память его»*. Предателя предадут, подвергнут проклятию.

Я понимаю, когда Данте описывая Ад, в последний пояс девятого круга ввел Иуду Искариота, предателя Иисуса Христа. Здесь среди вечных льдов томятся предатели. Одни души предателей вмерзли стоя, другие -лежа, вверх и вниз головой. Они просвечивают сквозь толщу льда. Меж ними - громадная фигура Люцифера. У него три лица и три рта.

Иуда Искарьот (Искариот) наказан тяжелее всех грешников: он обращен головою внутрь средней пасти Люцифера, и тот не только его грызет, но и сдирает у него со спины вечно обновляющуюся кожу:

Переднему не зубы так страшны,

Как ногти были, все одну и ту же

Сдирающие кожу со спины.

«Тот, наверху, страдающий всех хуже, -

Промолвил вождь, - Иуда Искрьот;

Внутрь головой и пятками наружу»**.

Предатель попадает в последний пояс девятого круга. Для Данте предательство - страшнейший из грехов.

* Андреев Л. Там же. С. 316.

** Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад / Пер. и коммент. М. Лозинского. СПб.: Вита Нова, 2002. С. 338.

Согласно Новому Завету Иуда еще ждет суда. Само по себе ожидание суда - тягчайшее наказание.

Но я размышляю не только о самом Иуде Искариоте, а о синдроме Иуды, поражающем как страшная болезнь душу человека.

Максимализм - доведение какой-либо позиции до крайности, своеобразная сентенция. Когда изрекается какая-либо позиция, преимущественно морально-оценочного содержания, в изъявительной или повелительной форме, она предполагает прекращение дискуссий и признание сформулированной позиции как максимы, вида афоризма.

Я считаю для себя правильным максималистично заявить: предательство - всегда преступление перед собой и перед тем, кого ты предаешь.

Предательство - синдром того негативного образования в человеке, который был заявлен в текстах Нового Завета и соединен с именем Иуды Искариота.

Предательство вынашивается и произрастает из добрых и злых, возвышенных и низменных помыслов и чувств человека.

Предательство промышляет лукавым обманом, снискивая доверие лестью и изображением доброжелательства.

Предательство произрастает из сложности рефлексивных особенностей личности человека, из изощренности вероломного сознания его.

Предательство это не только поступок - оно начинается через зависть или через восхищение, оно может проходить сложный путь рефлексий и душевных мук. Предательство может точить душу и сердце предателя или может быть подавлено и отодвинуто из живой памяти и фонить далеко за ее пределами - в сфере бессознательного.

При этом предатель обычно находит оправдание среди мотивов и поступков, которые он выдвигает до и после совершенного предательства.

Между тем я уверена в том, что нет и не может быть оправдания предательству.

И хотя Иуда, мифологически пребывая в последнем поясе девятого круга дантовского Ада, навечно погружен в холод и боль страшной пасти Люцифера, реально он остается способным прорастать в новых поколениях людей.

Иуда и ныне продолжает целовать в уста Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.