Научная статья на тему 'Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда искартот», «Елеазар»)'

Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда искартот», «Елеазар») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6630
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / BIBLE / ЕВАНГЕЛИЕ / GOSPEL / БЫТИЕ / EXISTENCE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ARTISTIC DETAIL / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CONCEPTION OF PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Н.Ю.

В статье дается сравнительная характеристика библейской и андреевской трактовок традиционных евангельских сюжетов, образов героев, художественных элементов на примере рассказов Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» и «Елеазар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biblical and author’s content in L.N. Andreev’s stories ‘Judas Iscariot’ and ‘Eleazar’

The article gives comparative characteristic of biblical and L. Andreev’s interpretations of traditional evangelic plots, characters and artistic elements in the stories ‘Judas Iscariot’ and ‘Eleazar’.

Текст научной работы на тему «Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда искартот», «Елеазар»)»

УДК 82

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Голованова Н.Ю.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(473)271-50-48; e-mail: gnomik-585@mail.ru

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

assistant lecturer Golovanova N.Y.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)271-50-48;

e-mail: gnomik-585@mail.ru

Н.Ю. Голованова

БИБЛЕЙСКОЕ И АНДРЕЕВСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. АНДРЕЕВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ «ИУДА ИСКАРТОТ», «ЕЛЕАЗАР»)

В статье дается сравнительная характеристика библейской и андреевской трактовок традиционных евангельских сюжетов, образов героев, художественных элементов на примере рассказов Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» и «Елеазар».

Ключевые слова: Библия, Евангелие, бытие, художественная деталь, концепция личности.

N.Y. Golovanova

BIBLICAL AND AUTHOR'S CONTENT IN L.N. ANDREEV'S STORIES 'JUDAS ISCARIOT' AND 'ELEAZAR'

The article gives comparative characteristic of biblical and L. Andreev's interpretations of traditional evangelic plots, characters and artistic elements in the stories 'Judas Iscariot' and 'Eleazar'.

Key words: the Bible, Gospel, existence, artistic detail, conception of person.

В мировой литературе евангельская тема традиционна. На протяжении нескольких столетий она привлекала внимание писателей, поэтов, философов. «Вечные вопросы» о нравственных качествах человека, его назначении, о смысле жизни, о добре и зле делают Библию источником вдохновения для многих писателей и входят в ряд важных тем русской и мировой культуры. Особенно актуальной евангельская тема становится в ХХ веке, веке катастроф. Это тяжелое для России время: первая революция, обесценивание человеческой жизни, коренной переворот в их жизни и сознании. Общество стало все чаще задумываться над многими «вопросами бытия»: что такое любовь, вера, истина, ложь, предательство.

Известный русский писатель начала XX века Л.Н. Андреев сделал попытку проникнуть во внутренний «механизм» человека, разгадать его душевное состояние.

Целями исследования являются: рассмотрение евангельских рассказов Л.Н. Андреева, выявление различия и сходства между текстами андреевских рассказов и евангельскими текстами, выделение особенностей развития христианских мотивов в творчестве Л. Андреева в связи с мировоззрением писателя.

В период с 1905 по 1907 год автор пишет рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», в основе которых заложен евангельский сюжет. Писатель пытается показать свое представление о человеке, о жизни и смерти, о вере и предательстве.

В 1907г. Л. Андреев приезжает к М. Горькому на Капри, где и пишет свой рассказ «Иуда Искариот». Автор решает выразить свою версию известного сюжета из Библии, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства» [4; с. 523].

© Голованова Н.Ю., 2015

В своем произведении автор попытается ответить на вопрос: предатель Иуда Искариот или верный ученик Христа?

В повести нет ни одного выдуманного персонажа, последовательность событий тоже, по сравнению с Евангелием, остается в пределах канонического. Но смысл описываемого Л.Н. Андреевым отличается от евангельского.

Повесть символична и носит притчевый характер. Притчевыми являются зачин: «И вот пришел Иуда.. .»[1; с. 15], повторы союза и, звучащие эпически: «И был вечер, и вечерняя тишина была, и длинные тени ложились по земле — первые острые стрелы грядущей ночи.» [1; с. 15].

Сначала обратим внимание на важную деталь текста - заглавие. Первоначально, в ее первой публикации в «Сборнике товарищества "Знание"», рассказ назывался «Иуда Искариот и другие». Вероятно, под «другими», автор имел в виду убийц Христа, а также Его «верных» учеников. Далее название было изменено на «Иуда Искариот». Имя одного из главных героев вынесено в название. И это неслучайно. Имя «Иуда» означает «Бог да будет восславлен». Это уже говорит нам о великой миссии Иуды. Искариот -то есть, человек из населенного пункта под названием Кариот. Некоторые считают, что прозвище Искариот характеризует Иуду как лживого человека, способного на предательство (от лат. 81капш - человек с кинжалом). Иуда отождествляется с убийцей, с тем, кто вонзает нож в спину противника.

В Евангелиях не дается описание внешности Иуды, не показан его психологический портрет, его чувства, эмоции, мысли. Наиболее полная информация об Искариоте содержится в Евангелии от Матфея. Именно в нем указывается сумма (тридцать серебряников), которую первосвященники предложили ему за Иисуса Христа. Рассказывается о возврате этих денег Иудой после предательства, о раскаянии Иуды и о его самоубийстве. Но что толкнуло Иуду на этот поступок, на предательство своего Учителя, не указано, не дается его внутреннее состояние, ни до совершения этого поступка, ни после; ничего не говорится и о взаимоотношениях Иуды и Христа, Иуды и других учеников.

Л.Н. Андреев же с самого начала повести дает описание внешности Иуды: «Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза.» [1; с. 5]

Итак, из описания мы видим, что во внешности Иуды все двойственно. Необыкновенная форма черепа у героя символизирует наличие темного и светлого начал. Обратим внимание на цвет волос - рыжий. В мифологии этот цвет означает близость к Солнцу, избранность Богом, право на власть. Иуда верил в свою правоту и избранность, и его предательство стало своеобразным способом приближения к Учителю.

Изображение лица Иуды производит неприятное впечатление. Именно эта деталь образа с самого начала оттолкнуло Апостолов от него. Две части одного лица: неподвижная, означающая омертвевшую часть души, и подвижная, живая, говорящая нам о чувственности, о жизни.

Чтобы выразить душевное состояние героя, Л.Н. Андреев обращается к обрисовке его глаз. Писатель подчеркивает, что один глаз у Иуды был слепой и сравнивает его с замерзшим озером, а второй, видящий глаз, подвижный. Глаза также подчеркивают

двойственность душевного мира Иуды. Герой представлен как бес, которого принято изображать одноглазым.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Иуды у Андреева отличается от традиционного образа из Нового Завета.

Несколько раз в тексте писатель ставит в один ряд образы противоположных героев: Иуды и Христа. Например, «Иуда был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус» [1; с. 5] или «Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные лица (учеников). И зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос» [1; с. 10]. Писатель сближает этих героев, как воплощение добра и зла. Подчеркивается в тексте и то, что их взгляды встречаются, они почти угадывают мысли друг друга. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, интересовался им, хотя и предвидел предательство с его стороны. Любил ли Иуда своего Учителя? Иуда всю жизнь искал «самого лучшего человека», и нашел свой идеал в Учителе: «Господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел !»[1; с. 7]. Конечно, он любит Его, прислушивается к Его словам.

Зачем же тогда Иуда совершает предательство своего любимого Учителя?

Иисус наблюдал за Искариотом и замечал, что он обвиняет людей в порочности, лживости, злодеяниях. Иисус стал отдаляться от него. Иуда это чувствовал и воспринимал все болезненно, что тоже подтверждает любовь его к Христу. Он всячески старался приблизиться к Нему, хотел быть рядом. Возможно, именно предательство представлялось Иуде единственным способом быть ближе к Иисусу, но уже в другой жизни, где никто не будет стоять на пути, где не будет других учеников рядом. Иисус проповедовал добро, любовь, а Иуда считал, что душа человека черна и в ней есть только мерзость и ложь. Чтобы доказать правильность своей позиции, Иуда решается на предательство.

Писатель пытается понять, каковы были мотивы для совершения такого поступка, и наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием.

Героям Андреева свойственно стремление разгадать тайные помыслы человеческой души. Так и Иуда пытается это понять. Мотивом для такого поступка могло послужить одиночество Иуды, отверженность. Равнодушие со стороны своего Учителя, презрение со стороны учеников, постоянные их споры о том, кто будет ближе к Иисусу, кто сильнее Его любит могли быть причинами для решения Иуды совершить страшный поступок. Ярко выраженным мотивом является также гордыня, стремление доказать, что именно он сильнее всех любит Иисуса и что именно он будет в Царствии Небесном первым возле Учителя. Иуда хочет проверить, насколько сильна любовь учеников Христа, каково их отношение к Нему, а также хочет доказать свою безграничную любовь. В итоге получается, что лучше других учеников Христа понимал именно Иуда, и именно его любовь была сильнее всех. Предает Христа Иуда, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать своей жизнью ради спасения Учителя. Оказывается, что нет. После смерти Христа Иуда приходит к ученикам и произносит важные слова, которые несут в себе глубокий психологический смысл: «Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?» [1; с. 15]. Главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже является предателем.

Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Андреевский же Иуда - это неоднозначный, глубокий по своему содержанию образ. Это не символ, это живой человек со своим внутренним миром, своими мыслями и чувствами, со всеми свойственными ему человеческими слабостями. Чтобы завоевать внимание и любовь Учителя, Иуда пойдет на все. На протяжении всей повести мы замечаем, как меняется

его поведение, как в связи с этим меняется восприятие его учениками. Однако, ничто не помогло ему занять место рядом с Христом на земле. Иуда предает своего Учителя, но не ради денег, как сказано в одном из Евангелий, а из-за недооцененной любви.

Образы других учеников в повести Андреева выступают как символы. Петр ассоциируется с камнем. Это подчеркивается в его внешности, движениях, голосе. Со злой иронией изображен Иоанн, любимый ученик Иисуса. Он предстает изнеженным, хрупким и высокомерным. Фома - тугодум, который верит только фактам. Именно Иуда способен совершить такой страшный поступок, именно он способен принести себя в жертву.

Несмотря на то, что Иуда совершает самый страшный грех, в рассказе он является самым отзывчивым, способным чувствовать и сострадать. Измученный собственными мыслями и муками совести, он заканчивает жизнь самоубийством. Дерево, на котором повесился Иуда, находилось высоко на горе, что говорит об устремленности его к небесам.

Иуда раскаивается в своем грехе, в том, что он предал «Кровь невинную». Ведь Иисус был безгрешен. Ему искренне жаль Иисуса, которого он подверг таким суровым испытаниям, жаль по-человечески. Он жертвует собственной жизнью, своим именем во имя Иисуса, во имя любви к этому чистому, святому человеку.

Автор относится к своему персонажу с сочувствием. Несколько раз повторяются слова смерть, страшная смерть, а словосочетание «жестокая участь», сильное по своему глубокому содержанию, еще раз подчеркивает авторскую субъективность.

То, что Л.Н. Андреев обращается к такому противоречивому евангельскому персонажу, имеет свои внутренние причины. Они обусловлены андреевской концепцией человека, пессимистическими настроениями в его творчестве. Окружающая писателя реальная действительность, события истории начала ХХ века не могли не повлиять на творчество писателя. Автора беспокоил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими поступками. Этот разрыв особенно заметен, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию, ситуацию важного выбора. Поэтому в зрелом творчестве он все чаще обращается к «вечным образам», а не к конкретно-историческим типам.

Рассмотрим другой рассказ Л.Н. Андреева «Елеазар». Он был опубликован в 1906г. в журнале «Золотое руно». В основе рассказа лежит евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря. В Евангелии от Иоанна говорится, что Лазарь - это брат Марии и Марфы. В их доме часто останавливался Иисус. Заболев, Лазарь умирает. Христос, предвидя его смерть, возвращается в Иудею. Иоанн пишет, что, увидев плачущую Марию, Иисус сам «воскорбел духом и возмутился...» (Евангелие от Иоанна 11:33). По его приказу пещеру, где был похоронен усопший, открывают. Иисус «воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший.» (Евангелие от Иоанна 11:43-44).

В Евангелии ничего не говорится о внешности, возрасте, характере, дальнейшей судьбе Лазаря. Взяв за основу своего рассказа известный евангельский сюжет, Л.Н. Андреев изменяет имя персонажа на Елеазар и делает его главным героем произведения. В своем рассказе писатель поднимает вопрос «Что нас ждет после смерти?»

Это, на мой взгляд, лучшее из всего, что было написано о смерти во всемирной литературе. Мне кажется даже, что ты как бы приблизился и приближаешь людей к неразрешимой загадке, не разрешая ее, но, страшно близко знакомя с нею. Ее чувствуешь -спокойную, темную, великую своим спокойствием - это удивительно и хорошо [5; с. 280].

Евангельский эпизод воскресения Лазаря - это чудо, которое несет в себе радость, добро. В нем проявляется божественная природа Христа, Спасителя. Андреев же обращает наше внимание на самого персонажа, Елеазара, какие изменения происходят с ним, а также на то, что находится за гранью жизни.

Обратимся непосредственно к тексту рассказа. Стоит обратить внимание на оформление: каждое новое предложение начинается с новой строки, строки пронумерованы, чаще всего в конце предложения ставится точка с запятой: «Все предметы, ви-

димые глазом и осязаемые руками, становились пусты, легки и прозрачны - подобно светлым теням во мраке ночи становились они;

ибо та великая тьма, что объемлет мироздание, не рассеивалась ни солнцем, ни луною, ни звездами, а безграничным черным покровом одевала землю как мать, обнимала ее.

и объятый пустотой и мраком, безнадежно трепетал человек перед ужасом бесконечного».

Подобное оформление мы встречаем в «Новом Завете», книге, прославляющей

Бога.

Повествование начинается с описания праздника, который подготовили сестры Елеазара в честь воскрешения своего брата. И сразу же Андреев показывает нам, что в герое явно произошли изменения. Он был холоден и равнодушен к гостям и их поздравлениям. Несмотря на то, что он был воскрешен, отпечаток смерти все равно лежал на нем: «Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановлена чудесной властью, но не уничтожена совсем. На висках Елеазара, под его глазами и во впадинах щек лежала густая землистая синева; также землисто-синими были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась багровой и темной. Раздутое в могиле тело сохранило ... чудовищные размеры» [2; с. 120].

Помимо внешности изменился и характер Елеазара. Для сравнения Андреев описывает характер сначала до его смерти: «До смерти своей Елеазар был постоянно весел и беззаботен, любил смех и безобидную шутку. За эту приятную и ровную веселость, лишенную злобы и мрака, так и возлюбил его Учитель» [2; с. 125]. После смерти и чудесного воскрешения Елеазар становится холодным, страшным, равнодушным и злым. Люди стали бояться этого человека, сторониться его, но героя это не волновало. Он был по-прежнему ко всему равнодушен.

В отличие от библейского имени Лазарь, герою принадлежит имя Елеазар. Имя Лазарь означает «божья помощь», а Елеазар - «бог помог». Бог помогает людям, он милосерден и добр. Он несет радость, свет, жизнь. Вот и герою Он вернул жизнь, только Андреев по ходу своего рассказа задает нам вопрос «Нужно ли было это делать?». Ведь для всех Елеазар уже умер, его похоронили и запомнили таким, каков он был до смерти. После воскресения мы уже видим совсем другого человека, отличного от прежнего. Он одинок и всеми покинут.

Если рассматривать образы-символы в тексте, то на первый план, конечно, выдвигается образ солнца - символ света, тепла, радости. Но только не в андреевском рассказе. Здесь солнце несет в себе идею смерти, уничтожения. «Днем, когда беспощадное солнце становилось убийцей всего живого, и даже скорпионы забивались под камни и там корчились от безумного желания жалить, он неподвижно сидел под лучами, подняв кверху синее лицо и косматую, дикую бороду» [2; с. 130]. Солнце манило Елеазара, но все же он любил ночь и холод: «Так, вероятно, силен был холод трехдневной могилы, так глубока тьма ее, что не было на земле ни такого жара, ни такого света, который мог бы согреть Елеазара и осветить мрак его очей» [2; с. 135].

Все в этом рассказе пропитано духом смерти. Она везде и во всем. После общения с Елеазаром скульптор сотворил «нечто чудовищное, не имевшее в себе ни одной из знакомых глазу форм, но не лишенное намека на какой-то новый, неведомый образ. На тоненькой, кривой веточке, или уродливом подобии ее, криво и странно лежала слепая, безобразная, раскоряченная груда чего-то ввернутого внутрь, чего-то вывернутого наружу, каких-то диких обрывков, сильно стремящихся уйти от самих себя. И случайно, под одним из дико кричащих выступов, заметили дивно изваянную бабочку, с прозрачными крылышками, точно трепетавшими от бессильного желания летать» [2; с. 150]. Эта бесформенная фигура предстает как символ хаоса, разрушения, чего-то страшного, чудовищного. Бабочка же, беззащитная, пытающаяся взлететь, олицетворяет собой че-

ловека, который пытается выбраться из всего этого хаоса, победить его; также она может иметь значение безнадежности, безысходности. Все теряет свое значение, становится бессмысленным и пустым.

По приказу римского императора Августа Елеазара ослепляют, но «загнанное каленым железом в глубину черепа, проклятое знание из засады впивалось оно тысячью невидимых глаз в человека, и уже никто не смел взглянуть на Елеазара» [2; с. 153]. Мысль о народе помогла выжить Августу под страшным взором героя. И это говорит нам о том, что сострадание и помощь имеют воскресающую силу.

Все настроение рассказа пропитано ужасом перед смертью, перед бесконечным. Иисус возвращает к жизни Елеазара, но это воскресение приносит с собой смерть и разрушение.

Правда Л.Андреева о смерти идет в разрез с христианским учением. Христос провозглашает жизнь после смерти. Праведных ожидает жизнь в Раю. До смерти Елеазар изображен добрым и нравственным человеком, и свою дальнейшую жизнь он должен был продолжить в Раю. Но никакого Рая, оказывается, нет. Только одна пустота, холод и мрак. После смерти нет жизни. Именно эту мысль утверждает Андреев.

В поисках разгадки бытия человека и мира, Л. Н. Андреев обращается к библейским сюжетам. Но в своих евангельских рассказах он трансформирует традиционную линию, тем самым выражая свое мнение на произошедшие события. Позиция автора новаторская и во многом противоположная религиозному учению.

В данной работе мы рассмотрели рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», содержащие библейские сюжеты. В рассказе «Иуда Искариот» представлен герой, способный на предательство и самопожертвование ради доказательства своей высокой любви к Учителю. Иуда изображен как ранимый, способный к состраданию, человек, со своими страстями и человеческими слабостями. В образе Елеазара, из одноименного рассказа, представлена смерть в абсолюте.

Чтобы раскрыть свою идею в рассказах, автор обращает внимание читателя на имена героев, описание внешности, речи и поведения главных героев, на образы и символы, художественные детали.

Библиографический список

1. Андреев Л. Иуда Искариот: Избр. рассказы и повести. Минск: Изд. БГУ, 1992.

С. 26.

2. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1990. 558 с.

3. Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Послание к римлянам. Псалтирь / Славян, Библейский фонд. СПб.,1997. 159 с.

4. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., «Литературное наследство», 1998. С. 523.

5. Горький и Леонид Андреев. «Литературное наследство». Т 72. М., 1965. С. 280.

References

1. Andreev L.N. Judas Iscariot: selected stories. Minsk, Belarus State University, 1992.

P. 26.

2. Андреев Л.Н. Completed works: in 6 vol. Vol. 2. Moscow, 1990. 558 p.

3. The Bible. The New Testament. The Gospel According to St. Matthew, the Gospel According to St. Mark, the Gospel According to St. Luke, the Gospel According to St. John. The Epistle to the Romans. The Book of Psalms. St.-Petersburg: Biblical fund, 1997. 159 p.

4. M. Gorky and Leonid Andreev. Unpublished correspondence. Moscow, 1998.

5. M. Gorky and Leonid Andreev. 'Literal heritage'. Vol. 72. Moscow, 1965. P. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.