Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 145-155. УДК 930.1
DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).145-155
А. В. Антощенко
«ИТОГИ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА БУДУТ ВЫСТАВЛЕНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО».
ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Г. И. НОВИЦКОМУ. 1957 г.*
Публикуются письма историка и профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже А. В. Карташёва его другу Г. И. Новицкому, жившему в Нью-Йорке, написанные в 1957 г. и не вошедшие в предыдущий номер журнала. В начале года А. В. Карташёв всё ещё помышлял о втором издании своей книги «Воссоздание Святой Руси», дополненном полемикой с её критиками. Однако основным событием в жизни историка в этот год стала подготовка «Очерков по истории Русской Церкви». Несмотря на болезнь, он сумел подготовить рукопись книги. Особое внимание А. В. Карташёв уделял оценкам Синодального периода, который, в отличие от дореволюционной традиции, он оценивал положительно. Значительное место в письмах занимала характеристика интриг в епархиальном управлении Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольской патриархии в связи с юбилеем митрополита Владимира (Тихоницкого). А. В. Карташёв последовательно отстаивал принцип соборности в церковном управлении, а также стремился поддержать высокий авторитет Свято-Сергиевского православного богословского института и его ректора епископа Кассиана (Безобразова). Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторского написания отдельных слов и пунктуации.
Ключевые слова: А. В. Карташёв; Г. И. Новицкий; митрополит Владимир (Тихоницкий); епископ Кассиан (Безобразов); Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже; Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской патриархии.
A. V. Antoshchenko
"RESULTS OF SYNODAL ERA WILL BE POSITIVELY EXPOSED". ANTON V. KARTASHEV'S LETTERS TO GEORGE I. NOVITSKII. 1957
This publication continues to acquaint the readers with letters written by the historian and professor of the St. Sergius Theological Institute in Paris, Anton V. Kartashev, to his friend George I. Novitskii, who lived in New York. At the beginning of the year, A. V. Kartashev was still thinking about the second edition of his book "The Restoration of Holy Russia", supplemented by a polemic with its critics. However, the main event in the life of the historian this year was the preparation of "Essays on the History of the Russian Church". Despite his illness, he managed to prepare a manuscript of the book. A. V. Kartashev paid special attention to assessments of the Synodal period, which, unlike the pre-revolutionary tradition, he characterized positively. A significant place in the letters was occupied by the description of intrigues in the diocesan administration of the West European exarchate of the Russian parishes of the Patriarchate of Constantinople in connection with the anniversary of Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky). A. V. Kartashev consistently upheld the principle of collegiality in church administration, and also sought to maintain the high authority of the St. Sergius Orthodox Theological Institute and its rector Bishop Cassian (Bezobrazov). The text of letters is aline with current spelling standards with preservation of some features of author's spelling of separate words and punctuation.
Keywords: Anton V. Kartashev; George I. Novitskii; Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky); Bishop Cassian (Bezobrazov); St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris; West European Exarchate of Russian Parishes of the Patriarchate of Constantinople.
* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 18-09-00172 «В поисках Святой Руси: биография А. В. Карташёва (1875-1960)».
1
(27.XII. - 3й день Рождества) 9.I.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Сегодня получил Ваш авионный рождественский пакет с чеком на $200 и немедленно известил об этом еп[ископа] Сильвестра. Он посажен теперь в Ниццу. Прошу его порадовать и вестью - приближением к развязке с долгом: сколько ещё остаётся? Время собрать некоторое] данные и о распродаже книжки во Франц[ии] и Германии. Всё это в руках еп[ископа] Сильвестра.
Великое Вам спасибо. Так и лежала бы книжка ненапечатанной. Как лежит мой готовый «Курс ист[ории] Рус[ской] Ц[еркви]», доведённый до XIX в. Андерсону это известно. Но, очевидно, он не примет в печать без XIX в., хотя его даже в Москве в «Академии» допрашивали: когда же мой курс появится?
Сделаю теперь ещё опыт. Напишу за этот год краткий очерк XIX - нач[ала] XX в., до Революции. Тогда будет всё. Но так как итоги Синод[ально]го периода будут выставлены положительно, как великие достижения по сравнению с немощами Москов[ской] Руси, то это будет признано «реакцией, черносотенством», и всё равно не будет удостоено печати.
Но не могу же я опошлеть и унизиться до приспособления к тому внерелигиозному позитивистскому и рационалистическому шаблону, как понимается обычно вся история России, а по пути туда же, как в грязь, втаптывается и русская церковь с её славнейшим и высшим XIX веком!
И вот, как ни пиши, кратко ли, подробно ли, такое оптимистическое освящение для «наших американцев» есть «реакция, парадокс». А оправдание для них - в банальном единомыслии о рус[ской] ц[ерк]ви с Пыпиным1 и Милюковым!..
Оторвались от плоти и крови, от почвы России и наши молодые богословы, выросшие на чужбине, душевно иностранцы.
А вот, напр[имер], старый эс[е]р Херасков, не заражённый богословским скопчеством, отлично понял всю мою концепцию и напечатал о моей книжке в «Рус[ской] мысли» (летом 1956) толковый и положит[ельный] отзыв.
Я думаю, что положительно оценит его В. Н. Новиков2. Люди не с мертвым богословским сердцем.
А целые полки моего направления вырастут только в освобождённой России, по контрасту с лживо-государственной казённой церковью.
Ещё и ещё раз благодарю Вас за предприятие публичного «шума» около книжки.
А епархия наша - в кретинских руках е[пископа] Мефодия. Он запретил обезличенному м[итрополи]ту Вл[адимиру] собирать еп[архиальный] совет. И совет фактически упразднён: не созывается. Кончится всё это не добром.
А дошли ли до Вас наши визит[ные] карточки с «Р[ождестовм] Х[ристовым]» и «N[ew] Y[ear]»?
Шлём повторно Вам с Марией Георгиевной Рожд[ественский] и Н[овогодний] привет!
2
28.II.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Спешу поделиться с Вами приятной для меня новостью.
Вчера молниеносно был у нас по делу о нов[ом] переводе Евангелия П. Ф. Андерсон и столь же мимоходом сказал мне: «Ну, теперь я достал деньги для печат[ания] Вашего курса. Можете сдавать рукопись, как только кончите».
А смысл последней фразы таков: «как только доведёте изложение до 1917 г.». Так условливались раньше. Теперь я сказал ему: «Рассчитываю кратко изложить XIX век к январю 1958 г.». В этом и я сам оч[ень] заинтересован. В характеристике и оценке блестящего XIX века и заключаются изюминки всей моей концепции.
А если Бог даст веку, то не перестану писать и даже тот же XIX век в объёме в три раза более превосходящем первоначальный набросок.
Это будет оправданием и второго издания курса, даст Бог, уже в России.
Чтобы ответить моим рецензентам «Св[ятой] Руси» не бегло, а обстоятельно, особенно инструктивно для молодого поколения (оно хочет вскоре устроить здесь тоже публич[ные] собеседования), я хотел бы напечатать особой книжкой (П-м выпуском «Воссоздание Св[ятой] Руси») необходимые разъяснения. Еп[ископ] Сильвестр этому сочувствует. За покрытием его долга по напечатанию, теперь все притекающие к нему от продажи франки пошли бы на покрытие займа для И-го выпуска.
Увы, свободной мысли двери в журн[алы] и газеты закрыты!.. За свободу слова и в после-большевицкой России придётся долготерпеливо бороться.
Для меня драгоценна запись прений на устроенном Вами собрании. Вы меня облагодетельствуете, если пришлёте её копию. Я всё внимательно использую. Через анализ всех иных точек зрения, я надеюсь, всё моё построение выступит понятнее пред читателем.
Так терпеливо и длительно удастся протереть очки всему нашему спящему (в созерцательном монофизитствующем самодовольстве) и еретичествующему богословию.
В России будет ставка на живых и воскресших. А здешние и слепые пусть хоронят своих мертвецов3.
Спасибо за доверие,сочувствие и содействие.
Привет наш вам обоим со всем семейным приростом.
Здоровья и многих лет! Сердечно Ваши А.+П. Карташёвы.
3
12.III.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Пишу Вам коротенько. О срочной моей злобе дня. Так наз[ываемая] свободная газетн[ая] пресса приглушает мой голос. Приходится думать о подаче своего голоса путями обходными. Уже накопился достаточный хор рецензентов, которым я готов обстоятельно и свободно, моим голосом, ответить, без красного карандаша ничего (по существу) не понимающих в вопросах Церкви редакторов. А это лучше всего было бы сделать опять в форме книжки - 2-го выпуска «Восозд[ания] Св[ятой] Руси» хотя бы на 100 стр[аниц], если не хватит денег на больше.
В этом порядке я заинтересован в получении от Вас: 1) рукописи того газетного отчёта о бывших у вас прениях в течении двух вечеров и 2) рукописи отзыва Полторацкого4, который должен появиться в «Вестн[ике] РСХД», вероятно, не раньше конца мая5.
Здесь юнош[еск]ая организация «Витязей» просит меня вынести мою тему на публич[ную] трибуну под их знаменем - 5 мая. Я согласился. Все эти дискуссии дают мне повод ответить на всевозможные возражения и недоумения и вдолбить, втолковать во многие головы, особенно богословствующие, что их понимание христианства и церкви удаляет церковь с боевых позиций и загоняет его в тихую, убаюкивающую область личного благочестия, бросая всю общественную, культурную и государ[ственн]ую жизнь в полновластное распоряжение сил анти-христ[ианск]их и прямо безбожных...
А моя главная - стратегическая линия сейчас - приписать к моему краткий обзор XIX века ист[ории] рус[ской] ц[еркви]. И тут выявить главную идею моего курса. А если Бог даст веку, немедленно, «вдогонку» изложить тот же XIX в. в объёме более пространном.
Да есть у меня «порох» и ещё для одной «продукции».
Всего доброго, Ваш А. Карташёв.
4
13.У.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич, Вы меня оч[ень] обрадовали и оч[ень] вдохновили присылкой текста отчёта о прениях. Теперь моя мечта: пользоваться им и всеми накопившимися рецензентскими отзывами, я толком, обстоятельно ответил бы им всем, разъяснил бы их непонимание и слепоту в постижении живой, актуальной сути вопроса. Спасибо Вам лично за исповедание Вашей солидарности, как
простого мирянина, с моими призывами к мирянскому активизму. 2000 лет у нас на Востоке православные церкви исповедовали идеал брачной кооперации с государством. А вот тут исподтишка кучка эмигрантских мальчиков при покровительстве скопческих протестантов и водительством демонически озлобленного против царской России Бердяева с лёгким сердцем завертелась вокруг «новой церковной детской ёлки», вокруг безгосударственной и внеисториче-ской, а только культовой церкви. Какая соблазнительная лёгкость: без наследства, без предания, без земли под ногами, на воздухе, на крыльях всемирности!.. Пора же остановить это легкомыслие и не давать объективного основания карловацким тупицам обвинять всю нашу юрисдикцию в измене православию.
И нельзя же допускать, чтобы размущинившиеся салонные священники под ручку с мон-парнасскими барышнями кружились в Бердяевском вальсе, презрительно попирая ногами всё развитое учение митрополитов Платона6 и Филарета7 в их коронационных речах...
Ну, словом, есть о чём поговорить и поспорить во 11-м выпуске «Св. Руси». Но. еп[ископ] Сильвестр болеет. Не время к нему приставать. Да и смею ли опять Вас обременять новой предварительной] подпиской на новый выпуск «Св. Руси»?
Я целую неделю пролежал в температуре. Не мог сразу откликнуться на Ваше письмо и драгоценный материал, великолепный для моих возражений и разъяснений.
Если Вы настаиваете на напечатании «отчёта» в «Вестн[ике] движения», Ваша воля. Но я, как видите, размечтался о другом и лучшем напечатании.
Ваш А. Карташёв.
5
22.V.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Пишу Вам сейчас только об опред[елён]ной злобе дня. 16 июня исполняется 50-летие епископской хиротонии нашего м[итрополи]та Владимира8. Больная до безумия атмосфера создаётся вокруг него диктатором его сердца еп[ископом] Мефодием, интриги грозят извратить этот мирный праздник в некий coup de l'eglisé9, который раз не удался в октябре 1956 г. на еп[архиальном] съезде. Противозаконный захват белого клобука - предмет этого сумасшествия. Стыдно класть на бумагу все формальные ухищрения, можно рассказать только в устной беседе.
Мы рады, что едет сюда к юбилею еп[ископ] Иоанн10. Если он не усыпит себя ласками еп[ископа] Мефодия, а побеспокоит себя осведомлением у нас, то он может внести дозу отрезвления в сумасшедшую атмосферу. Посему сообщите ему это письмо. Ему, конечно, нерадостно всё это узнавать. Не в его вкусе эта Мефодиевская мания прозаического властолюбия и ненависти к Академии по мотивам элементарного мракобесия. Еп[ископ] Меф[одий] - редкостный тип: фанатик буквоедной веры. Он лишён малейшей способности понимания веры свободной, разумной, философствующей, тем более - научной. Гонение на богословскую научную мысль, а если бы можно, то и огонёк инквизиции - сон его сердца.
Если бы было в его власти, он понизил бы Академию до уровня семинарии по старым средне-школьным учебникам. Он тоскует о соединении с богословски пониженной Москвой. Это он открыто проповедовал в момент кончины м[итрополита] Евлогия.
Ни одному из 4х в этом году окончивших нашу Академию еп[ископ] Мефодий не даёт места. Обманывает плохо сознающего реальность м[итрополита] Владимира будто ни одного такого нет. А сам тайно заставляет приходских священников подучивать церковному чтению и катехи-зировать мирян-любителей и манит поставлением во священники.
Из наших, ныне окончивших, один уже рискнул: женился и стал в академич[еской] церкви бесплатным диаконом. Денег в Серг[иевском] подворье на жалов[анье] диакону нет. Пока его кормит жена. Но диктатор епархии видимо не даст ему сытого места. Поэтому другие окончившие из этой четвёрки не решаются жениться, так сказ[ать] в «кредит», раз нельзя рассчитывать даже на наш голодный священнический паёк. Рождается мысль бежать за священством к вам в Америку. Все четверо на редкость вдохновлены мыслью о священстве. Трое - из самого пек-
ла советчины. Не способны на соглашательство. Потому, мож[ет] б[ыть], особенно немилы еп[ископу] Мефодию, влекущемуся к Москве.
А одному предлагают оч[ень] хорошее место в карловац[кой] юрисдикции. Вот до какого скандала доводит нас слепой фанатик Мефодий. Сердечно Ваш А. Карташёв.
6
20.VI. Четв[ерг] 1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Пытаюсь Вам написать. Но суета ещё не улеглась. И нашествие людей не малое. Приходится сократиться. О прочих материях напишу вслед за этим. Кошмар надвигавшегося юбилея был не малый. Очевидно: то, что грубо делалось на октябрьском съезде, интриганы хотели повторить на юбилее. Специальная комиссия, в которую м[итрополи]т включил и меня, перед Пасхой пыталась «подделать» нужную статью еп[ар]х[иально]го устава. И замысел и метод обсуждения были столь бесстыдно фальшивыми, что я счёл своим долгом чести осведомить еп[ископа] Кассиана. Тот, не желая мучить и без того «замученного» интриганами м[итрополи]та, пригрозил опубликованием-обнажением всей интриги пред русс[ким] об-ществ[енным] мнением. И направил своё письмо к викарию Георгию11 (порабощённому до безличия своим «повелителем» прот[опресвитером] Роменским12). Георгий забил тревогу. И скандалёзная комиссия по переделке устава была особой повесткой упразднена (!!)...
Приезд моральных контролёров в лице америк[анск]их гостей, еп[ископа] Иоанна и о[тца] А. Шм[емана], был дополнительным фактором очищения моральной атмосферы. Надо было разыграть «оскорблённую невинность». И м[итрополи]т, отпущенный интриганами «временно на волю», надо думать, более искренно, чем под их гнётом, сказал еп[ископу] Кассиану несколько «рыбьих слов», и этим сразу рассеял всё напряжение. Явно, что он не первоисточник всей лжи, а только слепая пешка, сама по себе мирная и ко всему равнодушная.
Не будь последних угроз еп[ископа] Кас[си]на, сумасбродная интрига прорвалась бы. О[тец] Ал[ександр] Шм[еман] явно поражался теми закулисными фальшивками, о которых я ему первый сообщил. Теперь он переговорил и с altera pars13. И, мож[ет] б[ыть], будет обведён вокруг пальца. Так наша бытовая ложь изощрилась, переоблачившись в академические ризы.
Сегодня получил Ваше обширное послание, датированное 12. VI, а по штемпелю почты 17.VI. Оно было почтой вскрыто, и почта вновь явно его заклеила и расписалась. Вот, её штемпель и расписка.
Итак, мой отклик на все другие темы ещё за мной. Ваш А. К.
Спасибо за поздравление, дорогой Георгий Исакиевич. От всей души желаю всех благ Вам и Марии Георгиевне. Ваша П. Каратшёва
7
28.VI.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Последнее десятидневие учеб[но]го года (экзамены, сочинения, частые визитёры, свои заседания и комиссии) отнимает всякие надежды на продолжение моего письма и на обстоятель-
ный отклик на Ваше письмо. Ходатайствую об отсрочке. Даст Бог, 30.VI выедем и 1 июля пребудем в нашу «деревню у тёплого моря». Кстати, напоминаю адрес: Villa «Enrico» Av. Fr.
Monléon. Cap Martin. (A.M.). Оттуда уже напишу.
Summa summarum14: хорошо, что юбилей не превращён в скандал. А убогие идеологи митрополии убоялись. Но не раскаялись. Два фактора удержали безумцев: 1) беспристрастная
интервенция еп[ископа] Иоанна (ведь он с Меф[одием] на «ты») и 2) «обух по тупым головам»: два отрезвляющих письма перед самым юбилеем, адресованных еп[ископом] Кас[сиан]ом еп[ископ]у Георгию. Этот «простец» из инженеров, проведённый в епископы ревностью увлекшегося его «святостью» еп[ископа] Кассиана, теперь испорчен отравой видения белого клобука. И теперь на стороне интриганов. О, какие они маленькие! Георгий отдался под команду наглеца
- о[тца] Роменского. Тот в излишнем усердии обезобразил бывший еп[архиальный] съезд, получил желанную Ментону. А теперь хотел бы переселиться в Ниццу, изгнав оттуда еп[ископа] Сильвестра. Но. кажется, начал проваливаться по всей линии. Уже в Бельгии против него восстал его приходской совет, обвиняя в незаконном присвоении себе доходов с построенного при церкви церковного дома. И о[тец] Роменский и еп[ископ] Георгий вызывались к допросу в бельг[ийский] суд. И прих[одской] совет пожаловался м[итрополиту] Владимиру. Для последнего это полезный урок: не молиться на подозрит[ельн]ых «дельцов». Гнойник логически выльется в скандалы.
Итак, пока до письма с юга. Наши приветы с П[авлой] П[олуэктовной] Вам с Марией Георгиевной. Ваш А. К.
Р. Б. Будьте добры переслать прилагаемое письмо о[тцу] П. Лютову. В сборах зарыл куда-то его новый адрес. И будьте добры и мне сообщить его.
Р. Р. Б. Только что прилетел из Совдепии восторженный Д. И. Лаури. Завтра будет нас просвещать.
8
6.У!!.1957. Кап Мартин
Дорогой Георгий Исакиевич,
Наконец-то, как всегда не без усилий, как бы хирургических, вырвались мы из Парижа на свободу, и я могу теперь без торопливости продолжить мой рапорт и о наших церковных делах, и о всех других материях, задетых в Вашем обширном письме.
Как я уже писал Вам, несмотря на личную дружбу еп[ископа] Иоанна с еп[ископом] Мефо-дием, его приезд сюда, именно как епископа, естественно вхожего в круг епископской интимности, стал тем свежим воздухом, который почти автоматически освежил эту у нас уродливо, наглухо заколоченную, затхлую верхушку еп[архиального] управления. Пришлось разомкнуться, сыграть роль якобы приличия и нормальности. Вы подумайте только, что с самого момента смерти митр[ополита] Евлогия ещё ни разу не созывалось епископского совещания! У Вас в Америке это запросто бывает - как и должно быть запросто - не меньше раза-двух в год. И просто автоматическое вхождение в интимную головку равноправного коллеги-епископа заставило заговорщика Мефодия и порабощённого им мит[рополита] Владимира убрать с очереди в сторону маниакально обуявшую их неумные головы идею: под шум юбилея осмелиться попрать, наконец, азбучно ясный закон и провозгласить вопреки ему, пользуясь тотальным невежеством в канонах всего мирянского коллектива, что приемником себе по митрополии митр[ополит] Владимир назначает излюбленного им Мефодия. Появление в епископском круге свежей фигуры еп[ископа] Иоанна, не заражённого сумасбродной идеей антиуставного переворота, уже само по себе было оздоровляющим фактором, прогнавшим бредовый умысел. Но ещё походит на некую палку в колёса какая-то директива из К[онстантинопо]ля. По-видимому в том духе, что вот вам максимум наград юбиляру: вторая панагия. Это почти предел, приравнивающий юбиляра к настоящим «главам церквей». Комиссия, готовившая под председательством о[тца] Н. Афанасьева переделку-подделку нашего епарх[иального] устава специально по пункту, который был насильственно изъят из обсуждения на бывшем епархиальном съезде, теперь закрыта. Неясная формулировка этого пункта устава кричаще требовала более ясной формулировки. По нескольким пунктам устава на съезде заслушаны пространные доклады, и поправки были внесены в текст беспрепятственно. В контраст с этим, до безобразия непристойно, шумно-насильственно краткая поправка, которую хотел предложить еп[ископ] Кассиан, не была ему разрешена, ибо не было ему дано слова, т. е. права раскрыть рот. Это было максимумом безобразия, исказившего картину бывшего съезда. Усердным и бесстыдным проводником этого насилия был прот[опресвитер] о[тец] Роменский. Поправленная в духе азбучной законности статья устава продолжала бы мешать маниакально задуманному и внушённому митр[ополиту] Владимиру плану - воспользоваться юбилеем для переворота, т. е. самодержавного провозглашения правителем дел епархии или заместителем по воле митрополита его четвёртого викария - Мефодия. Чтобы придать вид какой-то законности этому беззаконию, секретные правители епархии, Мефодий и поставленный им его автомат-секретарь Князев, всё-таки
сочли нужным задушенный на съезде пересмотр статьи устава произвести как-нибудь обходным путём, вопреки закону, чтобы было им удобнее в случае шума и спора ссылаться на какой-то будто бы пересмотренный и исправленный закон. Заставили митрополита (так он им удобен!) создать комиссию под председательством академического канониста о[тца] Афанасьева. На целом десятке страниц не рассказать тех ухищрений, которые надумал вдохновившийся интригой о[тец] Н. Афан[асьев]. Он ведь не член епархиального совета и до сих пор этого избегал с того момента, как в 46 он в Тунисе объявил себя сторонником Московской патриархии и этим разрушил, расколов, наш приход. Часть небольшая действительно приписалась к Москве, но большая и основная, возмутившись, перешла к карловцам.
При такой заслуге разрушения состава епархии о[тец] Н[иколай] должен был бы быть исключённым из её состава, но состав Академии по цензу богословской учёности его спас. Скрываясь в нетях во время нашего бурного антимосковского съезда, он не только «словчил», засунул в дальний потаённый карман свою Москву, но ещё довольно скоро ухитрился (поразительное искусство!) начать получать одно повышение за другим вплоть до митры. Это заметание следов, требовавшее психологически некоторой длительности времени, сравнительно удалось благодаря тому, что молодое поколение в Академии и среди учащих и среди учащихся потеряло остроту отталкивания от Москвы. Наступил срок, когда «дальновидно-карьерный» о[тец] Н. Афан[асьев] счёл своевременным приблизиться к епархиальному управлению, может быть с целью на следующих выборах пройти в епархиальный совет или - занять сытое место в кафедральном клире. В этих перспективах о[тцу] Афан[асьев]у приемлемее в будущем белый клобук на голове московофильствующего Мефодия, чем на голове законного первого викария, учёного коллеги еп[ископа] Кассиана. Еп[ископ] Кассиан страшен ему, как даже и некоторым другим нашим коллегам, что он с кафедры громит Москву, в том числе и патриаршескую, как слуг антихриста. Лишь этим проклятым москофильством могу объяснить себе почти циническую готовность о[тца] Аф[анасье]ва пойти на службу, в перспективах епархии, против интересов академической совести и достоинства богословской свободы, дефективному мракобесу, врагу Академии, но слепому москвофилу - Мефодию.
О[тец] Н. Афан[асьев] пришёл в комиссию порученного ему перередактирования скрытого от съезда дефективного пункта устава о преемстве власти в экзархате. Я предъявил застопоренный на бывшем съезде проект исправления устава, редактированный еп[ископом] Кассиа-ном. Сделан был вид, что он будет принят во внимание, когда дойдём до этого пункта. Но в лукаво-искусственном порядке внесения разных мелких поправок в разные другие статьи устава по предписанию самого митр[ополита] Владимира, грозно предъявленному нам в подлиннике о[тцом] Афанасьевым, мы так и не дошли до положительной переработки самого существенного пункта. При закрытии этого первого заседания я заявил, что я имею ещё сказать многое по первому существенному пункту. Но о[тец] Аф[анасьев] спешно закрыл заседание, делаю про себя торжествующий вывод, что интрига удалась и что новым окольным лукавым путём можно будет провести умышленную, якобы только фактическую, помощь митр[ополиту] Владимиру Мефодия, как фактического работника по управлению всеми делами епархии. Я счёл своим священным долгом эту иудину интригу сообщить еп[ископу] Кассиану. И тот, в виду наступления страстной недели и Пасхи, решил начистоту, по-священнически, в алтаре объясниться с о[тцом] Афанасьевым]. Что и как они говорили, мне не известно, но результат был неожиданно решительный. Все мы члены афанасьевской комиссии получили из канцелярии епархии повестки о перерыве деятельности комиссии без срока. Все поняли, что предприятие это похоронено.
К приезду сюда еп[ископа] Иоанна юбилейный горизонт был уже значительно расчищен. Ему легче было советовать и настаивать, чтобы празднество не омрачалось никакими битвами. Разбитые интриганы легко поддались советам еп[ископа] Иоанна, и с его же соучастием, собраться показному параду архиерейского совещания, ни разу не бывшего после митр[ополита] Евлогия (!).
Со сверхсильной натугой, ради показа американскому гостю, еп[ископу] Иоанну, проделано было мирное, соборное сослужение всех архиереев, их общая трапеза и их общее присутствие на торжестве чтения всех адресов. Но внутренно всё безумие вражды остаётся в прежнем виде и не перестанет угнетать жизнь и деятельность епархиального центра. На приватном ужине, данном после многолетнего перерыва митрополитом Владимиром еп[ископу] Кассиану, митрополит опять угнетающе грубо просил еп[ископа] Кассиана аннулировать его особое мнение,
приложенное без обсуждения и разбора к протоколам епархиального совета, где еписк[оп] Кас-сиан вызывает еп[ископа] Мефодия открыто (разумеется только в стенах заседания) объясниться по всей линии нарушений еп[ископом] Мефодием законного порядка. Ваш А. К. (Продолжение следует)
9
9.У!!.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Прервал моё письмо к Вам и, конечно, забыл связь изложения. Позволяю себе писать то, что придёт на память. По пословице: «человек предполагает, а Бог располагает». Об отчёте Полторацкого. Вы огорчились, что я задержал - было - его печатание у о[тца] Василия в «Вестнике». Теперь и для меня это изменилось. Болезнь еп[ископа] Сильвестра вовлекла его в экстренные расходы. Я не смею теперь основываться на его прежнем щедром обещании поддержать с его стороны и второй выпуск «св. Руси». Не теряю в будущем надежды, но пока отступаю и возвращаюсь к прежнему плану и Вашему также: не откладывая напечатать полностью отчёт Полторацкого в «Вестнике». Надеюсь, что о[тец] Василий примет это. Написал ему и жду ответа.
Текст Вашего приветствия митр[ополиту] Владимиру на фоне множества монотонных и неслышных бормочущих чтений адресов очень вежливо и тактично был заявлен в устном слове о[тца] А. Шмемана, но не читан. Поэтому интересно получить его от Вас.
При молниеносном свидании в Библейской комиссии с П. Ф. Андерсоном он твёрдо и оптимистично заявил мне, что именно од достал деньги на печатание курса и, что я теперь могу сдать его в печать. Подготовкой к этому акту сдачи и является теперешняя моя здешняя работа.
Обед, на который мы ждали и приглашали о[тца] А. Шмемана, был передвинут на числа приезда его и еп[ископа] Иоанна. В этом учебном году этот обед не нужно было создавать, как нечто экстренное. Ещё с прошлого года мы завели обычай, если не ежемесячных, то, во всяком случае, четырёх-пяти семестровых товарищеских обедов всей корпорации. На этот раз два американских гостя, к нашему удовольствию, были участниками этих трапез. Они теперь у нас легко исполнимы, благодаря небывало удачному повару и заведующему хозяйством. Последний, В. К. Васильев15, у нас же и прошёл в своё время курс. Но и на этом нашем параде при гостях отсутствовал наш коллега о[тец] Киприан.
Вы не точно предполагаете, что у нас у всех было и есть какое-то обиженное отрицание отъезда нашей молодёжи в Америку. Может быть, о[тец] Киприан индивидуально и по личным эмоциям по отношению к о[тцу] А. Шмеману выразил ему резко свою личную оценку этого отъезда в Америку. Но все другие, включая и меня, мы не имели никакого осуждения этому исторически почётному обогащению нашим научным богатством малосильной Америки.
Новое дело Никона!.. Хотя епископат склонен решать этот трагический для православного востока институт обязательного епископского безбрачия только путём замалчивания и безвыходности, тем не менее, у меня есть надежды, что освободившаяся от рабства и соборно упорядоченная грядущая русская церковь сдвинет его с мёртвой точки. Но будьте уверены, что даже и наша слепая и бестолковая европейская церковь не допустит и пикнуть даже о каком-то приятии Никона, как поставила она крест и на разрушившего себя алкоголем Савву. Что касается архиерейской свары у нас, то зарвавшиеся интриганы и бесстыдники, как Мефодий, не имеют права требовать себе слепого поклонения, каковым они пользуются от ничего не сведущей толпы прихожан и мироносиц. Это самомнительная якобы во всём правота архиерейских беззаконий, слава Богу, нашла хоть какой-то отклик, точнее окрик со стороны своего же корректного архиерея-коллеги еп[ископа] Кассиана. Я бы на его месте не так высоко дипломатически и формально корректно реагировал. Не участник целой системы фальшивок, творимых архиерейской кучкой, но хитро скрывающей себя командой, повторяю, ненормально фанатичного властолюбца Мефодия, еп[ископ] Кассиан, пред которым закрыты все двери к епархиальному управлению, вынужден защищаться от этого подчёркнутого игнорирования его епископского положения вопрошающими письмами. На фоне полного секретничанья он «дерзал» писать то митрополиту, то коллегам - викарным епископам. Но вся удушливая придворно-интригующая
атмосфера обычно не откликается на его письма. Шушукающихся кумушек возмущает: как это смеет он называть по имени то, о чём они между собой говорят только «без слов»? А источник добавочной ненависти к еп[ископу] Кассиану, что он не русский, а грек. Как штатный монах братства Пантелиймоновского монастыря, как и все монахи Афона по закону обязаны иметь греческий паспорт, как прежде были обязаны с момента пострижения быть подданными турецкими. Но это только детская придирка для инсинуаций в толпе, которая сама состоит из французских подданных. А главное зависть всей мелкоты с рю Дарю не в том только, что он свободно говорит и пишет по-гречески. Чтобы избежать какого-либо участия еп[ископа] Кассиана в чтении греческой корреспонденции, приходящей от патриарха, мефодиевщина ухаживает за архим[андритом] Киприаном, хотя не говорящим и не пишущим по-гречески, но хорошо читающим. Картина унизительная. В момент секретно-спешного проталкивания Мефодия в епископы и укрывательства всей этой процедуры, еп[ископ] Кассиан был поставлен в столь оскорбительно-пренебрежительное положение, что он, устранённый от всей акции в этот фальшивый, не по его вине, момент, писал секретно от него и спешно новопоставленному еп[ископу] Мефодию по-прежнему: «отец Мефодий». Надо же защищать своё грубо унижаемое достоинство!!
Что касается критики со стороны еп[ископа] Мефодия академического ректорства еп[ископа] Кассиана, то в этом-то и предел парадоксальности. Антиакадемический в принципе, мракобесный Мефодий, конечно, должен отрицать всякое другое учёное, а не его собственное руководство студенчеством. Просто слушать этого не хочется. Не потому, что еп[ископ] Кассиан какой-то ректорский талант. И, например, другой наш коллега - архим[андрит] Киприан мог бы в десять раз крепче держать в узде студенческую вольницу. Он немец по крови, методический работник по самодисциплине, и беспощадный военно-педагогический дисциплинатор. Но сам он ещё со времён митр[ополита] Евлогия принципиально заявил, что епископства он никогда не примет, а потому и ректорства. Но еп[ископ] Кассиан уравновешивает свою недостаточную повелительность педагогически отеческой вознёй с каждым студентом, такого знания и участия в судьбе каждого можно пожелать и повелительному инспектору. Мефодий мечтал бы о своих собственных елейно-элементарных старческо-назидательных наседаниях на каждого студента, какие в его духе и опыте с элементарной толпой, особенно старых мироносиц. Это чистой воды антиакадемизм! Через это-то и страшен вообще тип Мефодиев при построении высшей богословской школы.
Мефодий, да и все невежественные в греческом языке, рычат, по своей аввакумовщине, против, слава Богу, уже законченного еп[ископом] Кассианом нового перевода на русский язык четвероевангелия. Британское Библейское общество рассчитывает напечатать и выпустить его в начале следующего 1958 г. То-то будет дружный рёв всех невежд с появлением этого нового перевода, первого после уже почти 150-летняго старого Филаретовского! Но это ставит фигуру еп[ископа] Кассиана на высоту историческую, совершено несравнимую с другой архиерейской заурядностью. Со стороны самого Британского общества он уже почтён званием его члена, как в своё время и Филарет.
Д. И. Лаури пролетел здесь метеоритом после визита в три столицы России, делал здесь в небольшом кружке энтузиастический доклад о своих впечатлениях. Понятен его личный энтузиазм, ибо это ведь специальность от дней его юности, но трагическое русское ощущение всех советских иллюзий у нас, конечно, не может не быть иным.
Привет Вам и Марии Георгиевне от нас обоих. Привет и Евгению Исакиевичу. Сердечно Ваши А.+П. Карташёвы.
10
14.XI.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич, Досадно было узнать, что Евг[ений] Ис[акиевич] не получил моего письма от 1-го сентября из Ментоны. Виной моя забывчивость. А виной [по]следней - моя тяжёлая летняя болезнь. Хроническая рана на правой ноге. Ещё с 1931 г.: то закроется, то вновь откроется и на полгода, не меньше. А в это лето разболелась с небывалой силой и болями. Два месяца я диктовал мои писания П[авле] П[олуэктов]не, лёжа в постели. С великим подвигом всё-таки назначенную себе
порцию в 175 стр[аниц] белового текста одолел. Но мечту о 2й части «св. Руси» пришлось отложить. По возвращению в Париж мы оба попали в полосу эпидемии «азиатского гриппа». Переболело всё «Подворье». Делали общую дезинфекцию. Отболели и мы оба. Но. парадокс! На фоне этого гриппа вдруг стала закрываться моя перманентная рана и закрылась совсем, чего давно не бывало. Снова я помолодел!
А тут кстати от П. Ф. Андерсона письмо, что печатание моего курса обеспечено. Ответил ему с благодарностью за вдохновительную весть. Но повторно запрашиваю его: учитывает ли он то, что я ему уже дважды устно говорил? А именно: у меня готов курс от начала до XIX в., а XIX ещё нет. Чтобы не было никаких недоразумений. Если да, то к Рождеству сдам в печать.
Про себя мечтаю, что за год, пока длится печатание, набросаю сжатый очерк XIX-го и нач[ало] XX-го века с самым оптимистическим освящением вопреки господствующему заблуждению.
Перечитываю с сочувствием Ваш оптимистический отчёт о ваших вместе с Марией Георгиевной летних путешествиях. Дал бы Бог так же отдыхать и впредь. Это в наши годы - благодать.
Церковное наше положение не без тревог. Но об этом напишу потом.
Слава Богу за всё! И летом, несмотря на острые физич[еские] боли, я был духовно счастлив. А теперь, со здоровой ногой, и совсем помолодел.
Желаем и вам с Марией Георгиевной полного благополучия.
Сердечно ваши А.+П. Карташёвы.
11
27.X!!.1957.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Послал я Вам, Евг[ению] Ис[акиевичу] и др. свои новогодн[ие] и рожд[ественские] поздравления, но наклеил марки всего в 6 1г. Не знал, что тариф удвоился, теперь 12 1г. Простите.
Пишу Вам, д[орогой] Г[еоргий] И[сакиевич], о двух главных событиях моего личного бытия: !) Я выздоровел и !!) сдаю свой курс в печать.
О первом я в летних письмах замалчивал. Героически вынес все боли. Мои хронически вскрывающиеся раны на правой ноге после утомительного почти двухлетнего боления вскрылись с ожесточением с приездом на юг. Давно так не страдал длительно, днём и ночью. Мог просидеть за столом только еду или чай. Слёг, потерял мускулы. Но всё время диктовал с постели. И минимальная порция белового текста (175 стр[аниц]) была написана. По возвращении в Париж вынес ещё всеобщую эпидемич[ескую] лихорадку. Но. рана стала закрываться, боль затихать. И я стал укрепляться, шагать, стоять в церкви. Словом, воскрес.
Вот потому-то и Андерсону дал обещание сдать курс в печать. На днях сдаю Крутикову16 1-ю часть !-го тома. Через месяц сдам и 2-ю. По-видимому они не хотят сразу вместить в свой бюджет 1958 года сумму, требуемую для напечатания всех двух (=четырёх) томов, т. е. около 1500 стр[аниц], по 750 стр[аниц] том. Благо, что начинают. Крутиков находит, что для продажи им удобнее пускать небольшие томики в 375 стр[аниц].
17
Церковная смута здесь торжествует. Московский (по юрисдикции) архиеп[ископ] Николай болен. Вместо него поставлен в Лондон по указу п[атриар]ха Московского] Алексея некто Блум18, русский, но еврей по семье, франц[узской] школы, кумир здешней УМСА. Он вносит смуту. Апельсинная корка, на которой начнут скользить люди скользкие. Из наших - Мефодий. Не м[итрополит] Вл[адимир]. Он послушная кукла в руках Меф[одия]. «Покладистый» о[тец] Вас[илий] Зеньк[овск]ий не мог вынести издевательств. Ушёл из председ[ательства] еп[архиального] совета.
Наша акад[емическ]ая проф[ессорск]ая молодёжь, к счастью, протрезвела от всех этих «обходных» шахматных движений. Так что, если бы наше мизерное архиерейство и потянулось бы на соглашательство, то академия упрётся и подымет дух обличающего себя духовенства.
Желаем Вам с Марией Георгиевной счастливого Нов[ого] года.
Ваши А.+П. Карташёвы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пыпин Александр Николаевич (1833-1904) -историк, этнограф, литературовед, член Петербургской Академии наук (1898), вице-президент Академии наук (1904).
2 Новиков Вячеслав Николаевич (1877-1966) -юрист, публицист, общественный и церковный деятель, сотрудник журнала «Борьба за Россию» (1926-1931), участник «Кружка к познанию России» (1933-1936). С 1951 г. в США.
3 Аллюзия с евангельским: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22).
4 Полторацкий Николай Петрович (1921-1990) -религиозный философ, литературовед, публицист.
5 См.: [1].
6 Платон (Левшин Пётр Николаевич) (17131812) - митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего синода.
7 Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1821) - митрополит Московский и Коломенский, член Петербургской Академии наук.
8 А. В. Карташёв откликнулся на это событие. См.: [2].
9 Церковный переворот (фр.).
10 Упоминался архиепископ Иоанн (Шаховской).
11 Георгий (Тарасов Георгий Васильевич) (1893-1981) - архиепископ, викарий Русского экзархата Константинопольской патриархии в Бельгии, Германии и Дании с местопребыванием в Брюсселе (1953).
Информация о статье
Дата поступления 11 марта 2020 г.
Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.
Сведения об авторе
Антощенко Александр Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33
E-mail: ant@petrsu.ru Для цитирования
Антощенко А. В. «Итоги Синодального периода будут выставлены положительно». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1957 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 145155. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).145-155.
12 Роменский Валент Георгиевич (1900-1978) -выпускник ССПБИ (1932), член епархиального совета (1952-1966), протопресвитер (1953).
13 Другой стороной (лат.).
14 Окончательный итог (лат.).
15 Васильев Владимир Константинович (18941984) - выпускник ССПБИ, участник РСХД, преподавал историю в четверговой школе при соборе Св. Александра Невского в Париже.
16 Крутиков Борис Михайлович (1884-1968) -сотрудник и директор (1958) издательства УМСА-РЯЕББ.
17 Николай (Еремин Степан Павлович) (18921985) - митрополит РПЦ, архиепископ и экзарх Московской патриархии в Западной Европе (1954).
18 Антоний (Блум Андрей Борисович) (19142003) - митрополит РПЦ, выпускник Сорбонны, участник французского Сопротивления в годы Второй мировой войны, епископ Сергиевский, викарий Западноевропейского экзархата Московской патриархии с местопребыванием в Лондоне (1957).
ЛИТЕРАТУРА
1. Полторацкий Н. П. Церковь и государство. Собеседования о книге проф. А. В. Карташёва «Воссоздание Св. Руси» // Вестник РСХД. -1957. - № 3 (46). - С. 27-34.
2. Карташёв А. В. Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира. К пятидесятилетию архиерейской хиротонии 1907-1957. - Париж, 1957. - 16 с.
Article info
Received March 11, 2020
Accepted July 10, 2020
About the author
Aleksandr V. Antoshchenko - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Russian History Department of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)
Postal address: 33, Lenina ul., Petrozavodsk 185910, Russia
E-mail: ant@petrsu.ru For citations
Antoshchenko A.V. "Results of Synodal Era Will Be Positively Exposed". Anton V. Kartashev's Letters to George I. Novitskii. 1957. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 2 (26), pp. 145-155. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).145-155 (in Russian).