Научная статья на тему 'Итоги реализации программы развития АПК Пермского края за 2009-2012 гг'

Итоги реализации программы развития АПК Пермского края за 2009-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
175
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АПК / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНДИКАТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЯСОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Галеев М. М., Катлишин О. И.

В исследовании проводится анализ итогов реализации Программы развития АПК Пермского края за 2009-2012 годы по ключевым индикаторам. Целью исследования является анализ эффективности выполнения Программы развития агропромышленного комплекса Пермского края за период с 2009 года по 2012 год. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы: абстрактно-логический, монографический, сравнения, статистический и другие. В исследовании в общем виде проанализирована Программа развития АПК края за 2009-2012 годы в сравнении с аналогичной федеральной Программой. Выявлена инвестиционная направленность региональной Программы. Эффективность выполнения Программы развития АПК Пермского края проанализирована с помощью предусмотренных данным документом 20 отчетных индикаторов. Выводы. В 2009 году темп роста составил 103,2%, что на 0,6% выше плана. В 2010 году объемы производства по отрасли сократились на 7,5% от уровня 2009 года, что, естественно, привело к невыполнению ключевого показателя – эффективности отрасли в рамках краевой Программы. В 2011 году достигнут уровень роста 123,4%. По таким индикаторам, как производство скота и птицы отрасль продемонстрировала невыполнение целевых показателей. Выполнение планов по производству скота и птицы в хозяйствах всех категорий колебалось на уровне 96-98%, в то время как по сельскохозяйственным предприятиям фактическое выполнение составило 99-101% от плана. Резюмируя вышесказанное, итоги реализации Программы можно оценить как удовлетворительные. Результаты реализации Программы развития АПК Пермского края на 2009-2012 гг. учтены в долгосрочной целевой Программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2012-2020 годы». Новая Программа представляет собой гораздо более проработанный и емкий документ, включающий в себя уже 29 целевых контрольных показателей. Общий объем ассигнований из бюджетов всех уровней по Программе за 7 лет составит 33 млрд. руб. (в среднем по 4,7 млрд. руб. в год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OUTCOMES OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT PROGRAMME (2009-2012)

The study analyzes the outcome of the Development Programme for agribusiness in Permskii Krai 2009-2012 on key indicators. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of the Agribusiness Development Programme of Permskii Krai in the period from 2009 to 2012. To achieve this goal, the following methods were used: abstract-logic, monographic, comparative, statistical, and others. The study analyzed the Agribusiness Development Programme 2009-2012 in general, in comparison with a similar federal programme. Investment orientation of the regional program was identified. Efficiency of performance of the Agribusiness Development Programme of Permskii Krai was analyzed using provided by this document 20 reporting indicators. In 2009, the growth rate was 103.2%, 0.6% above the plan. In 2010, production in the industry decreased by 7.5% as comparison to 2009, which naturally led to default of key indicator within the regional programme. In 2011, due to the low base effect they achieved growth rate at 123.4%. Targets non-fulfilment was demonstrated by indicators such as the production of livestock and poultry industry. Implementation of plans for the production of livestock and poultry farms of all categories ranged at 96-98%, while in agricultural enterprises actual implementation was 99-101% of the plan. In summary, the results of implementation of the program can be assessed as satisfactory. Program results of Agribusiness Development Programme of Permskii Krai for 2009-2012 incorporated into long-term target programme Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for in Permskii Krai for 2012-2020. The new program is a much more elaborate and succinct document that includes 29 target benchmarks. The total allocation of budgets at all levels of the Programme for 7 years is 33 billion of rubles. (In average RUR 4.7 billion per year).

Текст научной работы на тему «Итоги реализации программы развития АПК Пермского края за 2009-2012 гг»

УДК 470.53:31.15 (65)

М.М. Галеев, д-р экон. наук, профессор; О.И. Катлишин, канд. экон. наук, доцент, Пермская ГСХА, г. Пермь, Россия

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АПК ПЕРМСКОГО КРАЯ ЗА 2009-2012 гг.

Введение. Целью исследования является анализ эффективности выполнения Программы развития агропромышленного комплекса Пермского края за период с 2009 года по 2012 год.

Методика. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы: абстрактно-логический, монографический, сравнения, статистический и другие.

Результаты. Программа развития агропромышленного комплекса Пермского края была принята Законодательным Собранием Пермского края 20 ноября 2008 года. Методологически данный документ являлся логическим продолжением так называемого «Национального проекта развития АПК» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Основным отличием краевого документа от федерального являлся четкий акцент на стимулирование инвестиционной активности в АПК края путем поддержки инвестиционных проектов в отраслях специализации, а также в малых формах хозяйствования (в 2009 году на эти цели было выделено 13% от общего объема краевого финансирования по данной Программе, в последующие годы объем средств по данной статье был незначителен) [1]. Не случайно одним из целевых индикаторов эффективности реализации программы являлся показатель индекса инвестиций.

Всего Программой было предусмотрено 20 целевых индикаторов:

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства.

2. Индекс инвестиций.

3. Производство скота и птицы в хозяйствах всех категорий.

4. Производство скота и птицы в сельскохозяйственных организациях.

5. Производство молока в хозяйствах всех

категорий.

6. Производство молока в сельскохозяйственных организациях.

7. Фонд оплаты труда.

8. Численность работников.

9. Доля прибыльных сельхозпредприятий.

10. Удельный вес племенного скота.

11. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами.

12. Внесение минеральных удобрений.

13. Объем привлеченных кредитов.

14. Объем привлеченных краткосрочных кредитов.

15. Объем привлеченных инвестиционных кредитов.

16. Удельный вес застрахованных посевных площадей.

17. Количество созданных рабочих мест.

18. Укомплектованность сельскохозяйственных товаропроизводителей кадрами.

19. Количество заключенных договоров консалтинга.

20. Количество внедренных научно исследовательских разработок [2].

Нами (в пределах сферы научнопрактических интересов) проанализированы основные показатели реализации Программы, официальные данные по которым можно получить в органах государственной статистики (таблица 1).

Основной наиболее общий показатель темпов развития отрасли - индекс производства продукции - неоднозначно характеризует развитие отрасли за период реализации Программы. В 2009 году темп роста составил 103,2%, что на 0,6% выше плана. В 2010 году объемы производства по отрасли сократились на 7,5% от уровня 2009 года, что, естественно, привело к невыполнению ключевого показателя эффективности отрасли в рамках краевой Программы. В 2011 году благодаря эффекту низкой базы достигнут уровень роста 123,4%.

Таблица 1

Анализ достижения целевых индикаторов программы развития АПК Пермского края

за 2009-2012 гг.

Показатель Годы

2009 2010 2011 2012

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году план 102,6 102,8 103,1 103,1

факт 103,2 92,5 123,4

отклонение 0,6 -10,3 20,3 -103,1

Производство скота и птицы в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн план 123 124 125 131

факт 117,5 121,2 119,8

отклонение -5,5 -2,8 -5,2 -131

Производство скота и птицы в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн план 85 86 87 89

факт 84,5 87,6 85,9

отклонение -0,5 1,6 -1,1 -89

Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн план 520 560 590 620

факт 479 476,1 480,7

отклонение -41 -83,9 -109,3 -620

Производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн план 315 340 370 400

факт 306,9 320,8 334,6

отклонение -8,1 -19,2 -35,4 -400

Доля прибыльных сельхозпредприятий, % план 45 47 49 51

факт 40,7 47,3 49

отклонение -4,3 0,3 0 -51

Индекс удельного веса племенного скота, % к предыдущему году план 9,5 10,5 12 13,5

факт 16,1 10,56 17,7

отклонение 6,6 0,06 5,7 -13,5

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, % план 3,3 3,6 4 4,4

факт 3,7 3,6 4,03

отклонение 0,4 0 0,03 -4,4

Внесение минеральных удобрений, тыс. тонн план 11,1 12 12,5 13

факт 11,6 10,4 11,4

отклонение 0,5 -1,6 -1,1 -13

По таким индикаторам, как производство скота и птицы отрасль продемонстрировала невыполнение целевых показателей, при этом несколько лучшая динамика складывалась в общественном секторе производства. Выполнение планов по производству скота и птицы в хозяйствах всех категорий колебалось на уровне 96-98%, в то время как по сельскохозяйственным предприятиям фактическое выполнение составило 99-101% от плана [3].

Производство молока в хозяйствах всех категорий также не соответствует плановым значениям при сохранении тенденции к опережающему падению объемов производства в личных подсобных хозяйствах. Для региона с молочной специализацией (и, соответственно, основные бюджетные вливания так или иначе получает данная отрасль сельскохозяйственного производства края) сложившуюся ситуацию можно характеризовать негативно.

Такие специфичные плановые индикаторы, как индекс удельного веса племенного скота и удельный вес площади засеваемой элитными семенами, в целом за период выполняются с некоторой тенденцией к росту показателей.

Анализ внесения минеральных удобрений показывает недовыполнение в 2009 и 2010 гг. с некоторым трендом на общее снижение объема внесения удобрений.

Учитывая, что (по крайней мере так декларируется исполнительным органом государственной власти, основным разработчиком Программы - Министерством сельского хозяйства Пермского края) при создании Программы так или иначе использовался программно-целевой метод планирования, достигнутые результаты необходимо сопоставить с план-факт анализом уровня финансирования программных мероприятий (таблица 2).

Таблица 2

Финансирование мероприятий программы развития АПК Пермского края

за 2009-2012 гг., тыс. руб.

Показатели Годы

2009 2010 2011 2012

План 1 743 060 1 940 675 1 733 747 2 165 028

Факт 1 517 454 1 825 541 1 714 626 2 087 563

Отклонение абсолютное -225 606 -115 134 -19 121 -77 465

Отклонение относительное, % 87,1 94,1 98,9 96,4

Анализ таблицы 2 показывает, что освоение бюджетных средств (из федерального и краевого бюджетов) за период действия Программы колебалось на уровне 87-99%, что частично могло повлиять на результаты реализации Программы.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, итоги реализации Программы можно оценить как удовлетворительные. Результаты реализации Программы развития АПК Пермского края на 2009-2012 гг. учтены в долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2012-2020 годы». Новая Программа представляет собой гораздо более проработанный и емкий документ, включающий в себя уже 29 целевых контрольных показателя. Общий объем ассигнований из бюджетов всех уровней по Программе за 7 лет составит 33 млрд. руб. (в среднем по 4,7 млрд. руб. в год).

Так как нас наиболее активно интересуют вопросы обеспечения населения региона мясом и мясопродукцией регионального производства, мы не можем не отметить, что впер-

вые за историю Пермского края в долгосрочную краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы», заложено программно-целевое финансирование мясного скотоводства, предусмотрено достижение таких целевых показателей, как уровень регионального самообеспечения по отдельным видам продовольствия, в том числе мяса. Также в качестве целевого ориентира прописаны показатели по поголовью скота специализированных мясных пород [4].

Несомненно, мероприятия данной Программы окажут положительное стимулирующее влияние на рост производства мясопродукции, однако, плановые показатели могут быть недостижимы в свете вступления Российской Федерации в ВТО. Поэтому, на наш взгляд, данный вопрос нуждается в более подробном изучении. Нам еще только предстоит оценить последствия вступления в ВТО для регионального мясопродуктового подкомплекса и выработать меры для устойчивого развития в новых условиях.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», http://www.agro.penn.ni.

2. Закон Пермского края от 10 декабря 2008 года № 351-ПЕС «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы», http://www.agro.pemi.ni.

3. Пермский край в цифрах. 2012: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь. 2012.193 с.

4. Постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2012-2020 годы»», http://www.agro.pemi.ni.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.