Научная статья на тему 'Реализация государственной Программы развития АПК в Пермском крае'

Реализация государственной Программы развития АПК в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АПК / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНДИКАТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGROBUSINESS DEVELOPMENT PROGRAM / NATIONAL PROJECT / INDICATORS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катлишин О.И., Балеевских А.С.

Приведена общая характеристика программы развития агропромышленного комплекса (АПК) Пермского края, с точки зрения индикаторов оценки ее выполнения, а также проведен план-факт анализ достижения основных отчетных показателей. Была выявлена существенная разность подходов к оценке развития АПК на федеральном и региональном уровнях, обусловленная региональной спецификой, а также идеологией и политикой краевых властей в сфере развития сельского хозяйства (что ярко выражено в подборе оценочных индикаторов). При проведении исследования использовались открытые источники информации (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, информация с официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края). Анализ был проведен по двум группам основных индикаторов развития, утвержденным, в первом случае, Постановлением Правительства Пермского края, во втором случае оценивались итоги развития регионального агропромышленного комплекса через призму индикаторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. При анализе достижения основных индикаторов краевого Минсельхоза за 2014-2015 гг. выявлена высокая степень выполнения программы развития АПК края. Практически все запланированные основные показатели были достигнуты, кроме численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. В частности, по первому и основному наиболее общему показателю эффективности отрасли прибыли перевыполнение составило в 2014 году 84%, в 2015 году 70% при абсолютных значениях совокупного финансового результата, соответственно, 2905,8 и 2949 млн руб. Остальные показатели (доля в структуре расходов населения на питание местных предприятий АПК, производительность труда, доля прибыльных организаций и т.д.) также в целом были выполнены. При анализе результатов развития краевого АПК через призму плановых федеральных индикаторов обнаружено невыполнение практически по всем показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF OF GOVERNMENT PROGRAM FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN PERMSKY KRAI

The general characteristics of the program of Agro-Industrial Complex of Permsky Krai were presented. This is made from the standpoint of the indicators of estimation of the program implementation. The plan-fact analyses of the main report indicators was also performed. There was revealed a significant difference in the approaches to estimating the development of agro-industry at federal and regional levels, being conditioned both by the regional specifics and by the ideological policy of the Krai authorities in the sphere of agricultural development (this had been clearly depicted in the choosing of the estimation indicators). In the course of the research there were used the non-secret sources of information (data of Perm Statistics Committee, information from the official website of the Ministry of Agriculture and Foodstuff of Permsky Krai). The analyses were carried out according to two groups of key development indicators: in the first case by these approved by the Decree of Perm Krai Government and in the second case the results of regional agro-industry development evaluated through the prism of the indicators adopted by the Resolution of the Russian Federation Government. At analyzing the achieving of the main indicators of the Ministry of Agriculture of Permsky Krai for the period of 2014-2015 years there was revealed a high degree of fulfilling the program of development of agro-industry of the Krai. Practically all the previously planned indicators of the program were achieved, with the exception of the number of employees engaged in agricultural production. In particular according to the first and the main the most general indicator of efficiency of this branch-the profit-over fulfilling comprised 84 per cent in 2014, 70 per cent in 2015, at the absolute meaning of the gross financial result, being 2905.8 and 2949 million roubles, respectively. The remaining indicators (the share in structure of population expenditures on food of the local agricultural enterprises of agro-industry, labor productivity, the share of the profitable organizations, etc.) were also implemented in general. At the analyzing the results of development of the Krai agro-industry through a prism of the planned federal indicators there was found a complete non-fulfillment practically according to all the indicators.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной Программы развития АПК в Пермском крае»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

УДК 631.15

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АПК В ПЕРМСКОМ КРАЕ

О. И. Катлишин, канд. экон. наук, доцент, А. С. Балеевских, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990, E-mail: katol81@narod.ru

Аннотация. Приведена общая характеристика программы развития агропромышленного комплекса (АПК) Пермского края, с точки зрения индикаторов оценки ее выполнения, а также проведен план-факт анализ достижения основных отчетных показателей. Была выявлена существенная разность подходов к оценке развития АПК на федеральном и региональном уровнях, обусловленная региональной спецификой, а также идеологией и политикой краевых властей в сфере развития сельского хозяйства (что ярко выражено в подборе оценочных индикаторов). При проведении исследования использовались открытые источники информации (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, информация с официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края). Анализ был проведен по двум группам основных индикаторов развития, утвержденным, в первом случае, Постановлением Правительства Пермского края, во втором случае оценивались итоги развития регионального агропромышленного комплекса через призму индикаторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. При анализе достижения основных индикаторов краевого Минсельхоза за 2014-2015 гг. выявлена высокая степень выполнения программы развития АПК края. Практически все запланированные основные показатели были достигнуты, кроме численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. В частности, по первому и основному наиболее общему показателю эффективности отрасли - прибыли - перевыполнение составило в 2014 году 84%, в 2015 году - 70% при абсолютных значениях совокупного финансового результата, соответственно, 2905,8 и 2949 млн руб. Остальные показатели (доля в структуре расходов населения на питание местных предприятий АПК, производительность труда, доля прибыльных организаций и т.д.) также в целом были выполнены. При анализе результатов развития краевого АПК через призму плановых федеральных индикаторов обнаружено невыполнение практически по всем показателям.

Ключевые слова: программа развития АПК, национальный проект, индикаторы, государственная поддержка.

Введение. Особое внимание органов исполнительной власти к качеству реализации целевых государственных программ, а также общая идеология бюджетирования, направленного на результат, приводит к необходимости оценки степени исполнения программ развития агропромышленного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне. Действующая Программа развития агропромышленного комплекса Пермского края

была утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п (с неоднократными изменениями в последующем) [1]. Методологически данный документ является логическим продолжением, интерпретацией «Федеральной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [2, 3], с учетом известной

краевой специфики, и, фактически, должен транслировать идеологию развития АПК с федерального на краевой уровень. В связи с чем возникают научно-методические вопросы к подходам при оценке степени исполнения краевой программы развития сельского хозяйства и пищевой промышленности [4]. Поэтому цель работы состоит в анализе данных документов и промежуточных итогов их выполнения в настоящий период.

Методика. Нами (в рамках сферы научно-экспертных интересов) проанализированы основные показатели реализации Программы развития АПК Пермского края, сначала по индикаторам, заложенным в краевой программе, а затем по индикаторам, заложенным во исполнение федеральной программы развития.

Результаты. По структуре самой Программы, а также в части содержания основных подпрограмм, краевой документ во многом соответствует федеральному. Но, по нашему мнению, коренным образом отличаются индикаторы, по которым проводится оценка исполнения федеральной и краевой программ.

Всего в программах спланировано выполнение более 150 индикаторов. Сравним общие, основные показатели, предусмотренные соответствующими постановлениями для федерального центра и показателями Пермского края. Это 8 индикаторов для АПК Пермского края и 10 - для АПК РФ. При этом, если по предыдущей программе 2009-2012 гг. основным отличием краевого документа от федерального являлся четкий акцент на стимулирование инвестиционной активности в АПК края путем поддержки инвестиционных проектов в отраслях специализации, а также в малых формах хозяйствования, то по программам 2013-2020 гг. такого отличия не наблюдается, зато явно отличаются основные индикаторы оценивания [5]. Также, необходимо отметить, что значительный вклад в идеологию оценки программ внес факт вступления РФ в ВТО [6]. Как показывает простое сравнение (рис. 1), основные индикаторы оценки программ развития краевого и федерального уровня довольно сложно сопоставить между собой.

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ АПК

Индекс производства продукции сель ского хозяйства

Индекс производства продукции растениеводства

Индекс производства продукции животноводства

Индекс производства пищевых продуктов

Индекс физического объема инвестиций

Рентабельность сельскохозяйственных организаций

Среднемесячная номинальная заработная плата

Индекс производительности труда

Количество высокопроизводительных рабочих мест

<--

Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов

Прибыль (убыток) до налогообложения в сельском хозяйстве

Доля сельскохозяйственной продукции местного производства в расходах населения на продукты питания

Доля продукции пищевой промышленности местного производства в расходах населения на продукты питания

Доля конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций

Среднемесячная номинальная заработная плата

Производительность труда

Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве

Фонд начисленной заработной платы в сельском хозяйстве

Рис. 1. Основные целевые индикаторы программ развития АПК

Интересными являются индикаторы доли краевого АПК в расходах населения на питание - в этом проявляется некое стремление региональных властей к аграрному протекционизму на уровне субъекта федерации, что является закономерным отражением конкуренции территорий. В то время как в общефедеральной Госпрограмме оценивание проводит-

По основному, наиболее общему показателю эффективности отрасли - прибыли, перевыполнение практически двукратное, что, несомненно, положительно в целом для отрасли. Причем, разработчиков программы сложно упрекнуть в том, что плановый норматив был изначально занижен, так как в предыдущие периоды (2012-2013гг.) прибыль отрасли не превышала отчетный индикатор. Но тут возможны вопросы к методикам планирования, применяемым разработчиками программы. Так, ошибка в ключевом показателе деятельности почти в два раза - это серьезнейший просчет, хотя и колебания прибыли произошли в лучшую сторону.

ся не по абсолютным показателям, а по относительным значениям индексов роста.

Согласно данным, по которым можно получить информацию в открытых источниках [7, 8] (таблица 1), проанализируем степень реализации Госпрограммы АПК края по индикаторам, утвержденным краевым Постановлением Правительства.

В целом, большинство показателей реализации Программы выполняется, исключение составляют только доля пищевой промышленности в расходах населения на продукты питания, произведенные предприятиями пищевой промышленности Прикамья, а также численность занятых. По численности занятых плановые и фактические значения демонстрируют явную разнонаправленную динамику [3].

При оценке показателей развития краевого АПК с помощью индикаторов, заложенных федеральной властью в целом для АПК РФ, результаты работы выглядят гораздо хуже (таблица 2).

Таблица 1

Анализ достижения целевых индикаторов Программы развития АПК Пермского края

за 2014-2015 гг.

Показатель Годы

2014 2015

Прибыль (убыток) до налогообложения в сельском хозяйстве план 1579 1738

факт 2905,8 2949

отклонение 1326,8 1211

Доля сельскохозяйственной продукции местного производства в расходах населения на продукты питания план 12,1 12,5

факт 12,1 13,36

отклонение 0 0,86

Доля продукции пищевой, перерабатывающей промышленности местного производства в расходах населения на продукты питания план 25,5 26

факт 22,1 27,11

отклонение -3,4 1,11

Доля конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций план 80 85

факт 80 86,1

отклонение 0 1,1

Производительность труда план 705 773

факт 798 985,4

отклонение 93 212,4

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, тыс. руб. план 12,1 13

факт 13,9 15,537

отклонение 1,8 2,537

Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве план 24,9 25

факт 21,7 21,4

отклонение -3,2 -3,6

Фонд начисленной заработной платы в сельском хозяйстве план 3623 3907

факт 3633 3983,5

отклонение 10 76,5

Таблица 2

Анализ результатов развития АПК Пермского края по индикаторам федеральной Госпрограммы

Показатель Годы

2013 2014 2015

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году план 102,5 102,7 103,1

факт 96,6 100,9 98,6

отклонение -5,9 -1,8 -4,5

Индекс производства продукции растениеводства, % план 111,2 102,9 102,8

факт 98,4 100,9 93,4

отклонение -12,8 -2 -9,4

Индекс производства продукции животноводства, % план 100,6 102 102,5

факт 95,5 100,9 102,3

отклонение -5,1 -1,1 -0,2

Индекс производства пищевых продуктов, % план 101 103,1 103,5

факт 80,1 88,6 93,8

отклонение -20,9 -14,5 -9,7

Индекс физического объема инвестиций, % план 99,3 104,1 104,7

факт 126,7 101,8 107,9

отклонение 27,35381 -2,268423 3,205905

Рентабельность сельскохозяйственных организаций, % план 7,3 12 13

факт -3,5 9,1 10,2

отклонение -10,8 -2,9 -2,8

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. план 16853 17584 18273

факт 11413,7 13405,2 15175,8

отклонение -5439,3 -4178,8 -3097,2

Согласно анализу, все показатели развития краевого АПК не выдерживают сравнения с федеральными индикаторами (кроме индекса физического объема инвестиций). Основополагающий критерий оценивания отрасли -индекс производства продукции в крае - отстает от плановых среднефедеральных значений на 1,8-4,5%, более того, в 2013 и 2015 годах производство сельхозпродукции было подвержено рецессии. Основное падение было обусловлено погодными условиями, что повлияло на отрасль растениеводства - в 2014 году прирост по отрасли составил минимальное значение 0,9%, при требовании Госпрограммы в 2%, в 2015 году производство растениеводческой продукции сократилось на 6,6%, сделав невозможным выполнение плановых индикаторов прироста на 2,3%. Падение в отрасли растениеводства (фактически -кормопроизводства) сделали невозможными успехи в достижении отчетных федеральных показателей. При достижении абсолютного роста объемов производства животноводческой продукции, особенно в 2015 году, для достижения норматива прироста не хватило в 2014 году 1,1, а в 2015 году - 0,2 процентных пункта. Самые негативные цифры в краевом АПК достигнуты по пищевой промышленности, где наблюдается ежегодная тенденция со-

кращения объемов производства и отставание от планов федерального центра.

Пусть нестабильно, но, тем не менее, привлекательно выглядит показатель индекса инвестиций, особенно в 2013 и 2015 гг., когда за счет реализации инвестпроектов в АПК был достигнут значительный прирост объема капиталовложений в отрасль.

Несмотря на высокую прибыль, рентабельность не дотягивает до федеральных индикаторов почти на 3%, хотя в целом, за последние годы рентабельность сельского хозяйства достигла 9-10%.

Самый важный показатель для занятых в отрасли - заработная плата - тоже существенно не дотягивает до общероссийского уровня, хотя имеет положительную тенденцию роста.

Учитывая, что при создании Программы развития АПК края так или иначе использовался программно-целевой метод планирования, достигнутые результаты необходимо сопоставить с план-факт анализом уровня финансирования программных мероприятий (таблица 3).

Анализ таблицы 3 показывает, что недофинансирование бюджетными средствами (из федерального и краевого бюджета) за период действия Программы колебалось на уровне 12-22,5%, что частично могло повлиять на результаты реализации Программы [11, 12].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные ассигнования в рамках Программы развития АПК Пермского края

за 2014-2015 гг., тыс. руб.

Показатели Годы

2014 2015

план 3 785 553 3 721483

факт 3 332 523 2 848 497

отклонение абсолютное -453 030 -872 986

отклонение относительное, % 88,0 76,5

При оценке уровня финансирования нужно учитывать тот факт, что лобби любой отрасли пытается утвердить в Программе максимальные цифры по финансированию, в то время как при формировании бюджета на конкретный год исполнительные и законодательные органы опираются на текущую ситуацию в экономике.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, итоги реализации Программы очень по-разному можно оценить, исходя из критериев оценки краевого и федерального министерств сельского хозяйства.

1. Исходя из выполнения показателей, предусмотренных Правительством Пермского края, результаты реализации Программы развития можно оценить как отличные. В сравнении с индикаторами Госпрограммы, утвержденными Правительством Российской Федерации, ситуация с развитием АПК в крае недостаточно динамичная. Частично, отдельные неудовлетворительные результаты объясняются неблагоприятными погодными условиями.

2. Для повышения эффективности реализации Программы необходимо более детально проанализировать механизмы ее реализации, в том числе, финансовое обеспечение. Например, судя по объемам финансирования в 2015 году, существенное их сокращение никак не ухудшило выполнение как краевых, так и федеральных индикаторов. У краевого Минсель-хоза практически нет действенных рычагов выполнения показателей по пищевой промышленности.

3. В качестве отдельной рекомендации хотелось бы выделить необходимость унификации основных показателей по федеральным и краевым индикаторам, а краевую специфику учитывать в дополнительных показателях или в индикаторах выполнения подпрограмм. Стремление подобрать показатели, которые будут выполняться в рамках региональной аграрной политики, можно понять, но данное предложение повысит прозрачность анализа эффективности АПК и улучшит взаимодействие региона с федеральным центром в плане развития отрасли.

Литература

1. Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае». Режим доступа: http://agro.permkrai.rU/programs/npa-permskogo-kraya/filter/0/0/4/page/2/ (дата обращения 12.01.2017).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Режим доступа: http://http://mcx.ru/documents/document/v7_show/36971.htm2 (дата обращения 12.01.2017).

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы// Режим доступа: http://mcx.ru/documents/document/v7_show/36971..htm (дата обращения 12.01.2017).

4. Skaryupina M.B. Conceptual model and monitoring methodology of mechanism for evaluation of the implementation of a government programs// Reshim dostupa: http://research-journal.org/en/economics-en/konceptualnaya-model-i-metodika-monitoringa-mexanizma-ocenki-realizacii-gosudarstvennoj-programmy/ Date of application 22.02.2017.

5. Галеев М.М., Катлишин О.И. Итоги реализации программы развития АПК Пермского края за 2009-2012 гг.// Пермский аграрный вестник. 2013. № 4. С. 62-64.

6. Galeev M.M. Impakt of WTO on the results, prospect of development of AIC and food industry in Russia/ M.M. Galeev, O.I. Katlishin, A.S. Baleevskih [etc.] // Life Science Journal. 2014. № 11. P. 408-411.

7. Годовой отчет за 2014 год о выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае»// Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/programs/regionalnye/ (дата обращения 12.01.2017).

8. Годовой отчет за 2015 год о выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае»// Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/programs/regionalnye/ (дата обращения 12.01.2017).

9. Пермский край в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2016. 193 c.

10. Статистический ежегодник Пермского края, 2016: Статистический сборник/ Территориальный орган службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2016. 410 с.

11. Информация о финансировании из краевого бюджета 31.12.2014// Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/ispolnenie-byudzheta/fmansirovanie-programmnykh-meropriyatiy-iz-federalnogo-i-kraevogo-byudzhetov/ (дата обращения 12.01.2017).

12. Информация о финансировании из краевого бюджета 31.06.2015// Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/ispolnenie-byudzheta/finansirovanie-programmnykh-meropriyatiy-iz-federalnogo-i-kraevogo-byudzhetov/ (дата обращения 12.01.2017).

IMPLEMENTATION OF OF GOVERNMENT PROGRAM

FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN PERMSKY KRAI

O. I. Katlishin, Cand. Econ. Sci., Associate Professor A. S. Baleevskikh, Cand. Econ. Sci., Associate Professor Perm State Agricultural Academy 23 Petropavlovskaya St., Perm 614990 Russia E-mail: katol81@narod.ru

ABSTRACT

The general characteristics of the program of Agro-Industrial Complex of Permsky Krai were presented. This is made from the standpoint of the indicators of estimation of the program implementation. The plan-fact analyses of the main report indicators was also performed. There was revealed a significant difference in the approaches to estimating the development of agro-industry at federal and regional levels, being conditioned both by the regional specifics and by the ideological policy of the Krai authorities in the sphere of agricultural development (this had been clearly depicted in the choosing of the estimation indicators). In the course of the research there were used the non-secret sources of information (data of Perm Statistics Committee, information from the official website of the Ministry of Agriculture and Foodstuff of Permsky Krai). The analyses were carried out according to two groups of key development indicators: in the first case by these approved by the Decree of Perm Krai Government and in the second case the results of regional agro-industry development evaluated through the prism of the indicators adopted by the Resolution of the Russian Federation Government. At analyzing the achieving of the main indicators of the Ministry of Agriculture of Permsky Krai for the period of 2014-2015 years there was revealed a high degree of fulfilling the program of development of agro-industry of the Krai. Practically all the previously planned indicators of the program were achieved, with the exception of the number of employees engaged in agricultural production. In particular according to the first and the main the most general indicator of efficiency of this branch-the profit-over fulfilling comprised 84 per cent in 2014, 70 per cent in 2015, at the absolute meaning of the gross financial result, being 2905.8 and 2949 million roubles, respectively. The remaining indicators (the share in structure of population expenditures on food of the local agricultural enterprises of agro-industry, labor productivity, the share of the profitable organizations, etc.) were also implemented in general. At the analyzing the results of development of the Krai agro-industry through a prism of the planned federal indicators there was found a complete non-fulfillment practically according to all the indicators.

Key words: agrobusiness development program, national project, indicators, state support.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva Permskogo kraya ot 3 oktyabrya 2013 g. N 1320-p «Ob utverzhdenii gosudar-stvennoi programmy «Razvitie sel'skogo khozyaistva i ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii v Permskom krae» (Decree of the Government of Perm Krai of October 3, 2013 N 1320-p "On approval of the state program" Development of Agriculture and Sustainable Development of Rural Territories in the Perm Krai".), Rezhim dostupa: http://agro.permkrai.ru/programs/npa-permskogo-kraya/filter/0/0/4/page/2/ (data obrashcheniya 12.01.2017).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 19 dekabrya 2014 g. N 1421 «O vnesenii izmenenii v Gosudar-stvennuyu programmu razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produk-tsii, syr'ya i

prodovol'stviya na 2013-2020 gody» (Decree of the Government of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1421 "On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020"), Rezhim dostupa: http://http://mcx.ru/documents/document/v7_show/36971.htm2 (data obrashcheniya 12.01.2017).

3. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody (State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020), Rezhim dostupa: http://mcx.ru/documents/document/v7_show/3697L.htm (data obrashcheniya 12.01.2017).

4. Skaryupina M.B. Conceptual model and monitoring methodology of mechanism for evaluation of the implementation of a government programs// Reshim dostupa: http://research-journal.org/en/economics-en/konceptualnaya-model-i-metodika-monitoringa-mexanizma-ocenki-realizacii-gosudarstvennoj-programmy/ Date of application 22.02.2017.

5. Galeev M.M., Katlishin O.I. Itogi realizatsii programmy razvitiya APK Permskogo kraya za 2009-2012 gg. (Results of the program for the development of the agroindustrial complex of Permsky Krai for 2009-2012), Permskii agrarnyi vest-nik, 2013, No. 4, pp. 62-64.

6. Galeev M.M. Impakt of WTO on the results, prospect of development of AIC and food industry in Russia/ M.M. Galeev, O.I. Katlishin, A.S. Baleevskih [etc.] // Life Science Journal. 2014. № 11. P. 408-411.

7. Godovoi otchet za 2014 god o vypolnenii gosudarstvennoi programmy «Razvitie sel'skogo khozyaistva i ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii v Permskom krae» (Annual report for 2014 on the implementation of the state program "Agricultural Development and Sustainable Development of Rural Territories in the Perm Krai"), Rezhim dostupa: http://agro.permkrai.ru/programs/regionalnye/ (data obrashcheniya 12.01.2017).

8. Godovoi otchet za 2015 god o vypolnenii gosudarstvennoi programmy «Razvitie sel'skogo khozyaistva i ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii v Permskom krae» (Annual report for 2015 on the implementation of the state program "Agricultural Development and Sustainable Development of Rural Territories in the Perm Krai"), Rezhim dostupa: http://agro.permkrai.ru/programs/regionalnye/ (data obrashcheniya 12.01.2017).

9. Permskii krai v tsifrakh. 2016: Kratkii statisticheskii sbornik (Perm region in figures. 2016: A Brief Statistical Digest), Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu. Perm', 2016. 193 c.

10. Statisticheskii ezhegodnik Permskogo kraya, 2016: Statisticheskii sbornik (Statistical Yearbook of the Perm Krai, 2016: Statistical Digest), Territorial'nyi organ sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu. Perm', 2016. 410 s.

11. Informatsiya o finansirovanii iz kraevogo byudzheta 31.12.2014 (Information on financing from the regional budget

31.12.2014), Rezhim dostupa: http://agro.permkrai.ru/ispolnenie-byudzheta/finansirovanie-programmnykh-meropriyatiy-iz-federalnogo-i-kraevogo-byudzhetov/ (data obrashcheniya 12.01.2017).

12. Informatsiya o finansirovanii iz kraevogo byudzheta 31.06.2015 (Information on financing from the regional budget

31.06.2015), Rezhim dostupa: http://agro.permkrai.ru/ispolnenie-byudzheta/finansirovanie-programmnykh-meropriyatiy-iz-federalnogo-i-kraevogo-byudzhetov/ (data obrashcheniya 12.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.