Научная статья на тему 'Итоги работы студентов третьего курса на технологической практике'

Итоги работы студентов третьего курса на технологической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СЦЕНИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ / КОМПЛЕКС ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донец А. В.

В статье описан опыт социального партнёрства между кафедрой дизайна Академии архитектуры и искусств Южного Федерального Университета и Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 250 г. Ростова-на-Дону. Описаны виды деятельности студентов на технологической практике, результаты работ. Успешное взаимодействие с заказчиками развивает диалоговые коммуникации, поддерживает положительную учебную мотивацию студентов; прибавляет профессиональный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги работы студентов третьего курса на технологической практике»

ИТОГИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

© Донец А.В.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье описан опыт социального партнёрства между кафедрой дизайна Академии архитектуры и искусств Южного Федерального Университета и Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 250 г. Ростова-на-Дону. Описаны виды деятельности студентов на технологической практике, результаты работ. Успешное взаимодействие с заказчиками развивает диалоговые коммуникации, поддерживает положительную учебную мотивацию студентов; прибавляет профессиональный опыт.

Ключевые слова: технологическая практика, сценические костюмы, комплекс художественно-конструкторско-технологических работ.

В Академии архитектуры и искусств Южного Федерального Университета (ААИ ЮФУ) студенты специальности 071501 «Художественное проектирование костюма» и укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство» (направления «Дизайн костюма») обучаются и получают квалификации: «художник-стилист» или «дизайнер костюма». В течение трёх лет обучения студенты, помимо теоретических и практико-ориентированных дисциплин, большое внимание уделяют курсовому проектированию. Преподаватели дисциплин «Костюм в материале» и «Проектирование костюма» обучают студентов исследовательской, проектной, эскизной, технологической деятельности; поддерживают и развивают их творческую активность.

Первокурсники получают базовые знания по профессии, изучая практи-ко -ориентированные дисциплины: «Пропедевтика» («Основы композиции»), «Технология швейных изделий». У второкурсников добавляются дисциплины: «Моделирование костюма», «Проектирование костюма», «Вышивка и текстильный коллаж»; продолжается «Технология костюма». Третьекурсники расширяют багаж профессиональных знаний, добавляя к ранее изученному материалу опыт работ по дисциплинам: «Муляжирование и макетирование», «Архитектоника и формообразование», «Проектирование коллекций».

Начиная со второго курса, студенты активно включаются в индивидуальную и коллективную проектную деятельность. Под руководством преподавателей кафедры они работают над созданием индивидуальных и групповых коллекций моделей одежды. На защитах курсовых проектов костюмы,

* Кафедра Дизайна. Научный руководитель: Саяпина Л.Ю., старший преподаватель кафедры Дизайна ААИ ЮФУ.

спроектированные студентами, показывают манекенщицы, обладающие типовыми размерными признаками.

Обучающиеся получают большой опыт проектной деятельности и создания учебно-творческих коллекций одежды. Часто в поисках временной работы студенты обращаются в швейные ателье, творческие мастерские. Именно здесь выясняется, что будущим дизайнерам костюма и будущим художникам-стилистам нужен опыт работы по изготовлению одежды не только для манекенщиц, но и для реальных людей: взрослых, подростков или детей.

Совместить учебные занятия в вузе с получением опыта работы с реальными заказчиками помогает технологическая практика. Практику можно проходить в ателье или в технологической мастерской кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ «Традицией проведения технологической практики кафедрой дизайна ЮФУ стало выполнение социальных заказов. Студенты на безвозмездной основе проектируют и изготавливают сценические костюмы для детских садов г. Ростова-на-Дону» [1, с. 84].

В июле 2013 года третьекурсники направления «Дизайн костюма» участвовали в социально-ориентированном проекте «Дети - будущее вуза». Встретившись с заказчиком - руководством МБДОУ № 250, студенты изучили проектную ситуацию и рассмотрели парк сценических костюмов, имеющихся в детском саду. Выяснилось, что при большом количестве платьев для девочек, практически отсутствуют танцевальные костюмы для мальчиков. Третьекурсники обсудили с руководством МБДОУ № 250 вопросы об ограничительных требованиях к будущим костюмам; к размерам денежных средств на покупку тканей и декоративной отделки.

Внутри группы студенты самостоятельно разделились на малые творческие коллективы для быстрого решения учебных обязанностей. Одни изучали исторические аналоги и творческие источники, выполняли эскизный проект, опираясь на традиции русского народного костюма. Другие подбирали ткани по гигиеническим и эстетическим требованиям; искали декоративную отделку; записывали и рассчитывали стоимость необходимых материалов.

Благодаря слаженной подготовительной работе студенты быстро выполнили этапы предпроектного анализа и технического предложения. Они представили заказчику на утверждение эскизы, материалы, макетные формы и утвердили свои проектные предложения.

Работая в малых творческих группах, студенты помогали друг другу измерить размерные признаки мальчиков старшей группы, выполнить моделирование рубашки, определить положение и ритм декоративных элементов на ней. Под руководством преподавателя третьекурсники изготавливали лекала и проверяли их. В учебной технологической мастерской «... происходит «глубокое погружение теории в практику», т.е. студент получает возможность ответственно применять изученные им ранее правила, закономерности, процессы, алгоритмы решения задач в новых профессиональных условиях...» [2, с. 69].

Искусствоведение

33

Раскрой изделий и подготовку костюмов к примерке третьекурсники выполняли с помощью мастера производственного обучения. Примерка сценических костюмов проходила в детском саду при участии заказчиков. Далее каждый студент самостоятельно отшивал изделия, контролировал качество технологических процессов и влажно-тепловой обработки изделий. После самопроверки качества костюмы принимали руководители МБДОУ № 250. Третьекурсники совместно со своими «моделями» - мальчиками старшей группы детского сада - провели фотосессию, часть которой вошла в отчёты по технологической практике.

Отчётную документацию можно было выполнить в виде перечня про-ектно-технических документов или в виде графического презентации проекта. Студенты представили наиболее значимые этапы работ, выполненных на технологической практике, на графических планшетах.

Рис. 1. Графический планшет студентки 3-го курса Евдокимовой Л.

Итогами работы студентов - будущих дизайнеров костюма - на технологической практике стали:

- изготовление сценических костюмов для мальчиков старшей группы детского сада № 250 г. Ростова-на-Дону;

- полное соответствие изготовленных костюмов заявленной заказчиком тематике (изготовлены парные костюмы к имеющимся костюмам для девочек; они соответствуют по фактуре и цветовой гамме тканей);

- использование традиций и фольклорных элементов русского народного костюма;

- выполнение комплекса работ по исследованию традиций народного костюма; эскизных, конструкторских, технологических работ, проверке качества;

- получение опыта взаимодействия с реальными заказчиками: заведующей и музыкальным руководителем МБДОУ № 250 г. Ростова-на-Дону; детьми и их родителями.

Рис. 2. Коллектив проекта: ст-ты ААИ ЮФУ А. Донец, А. Агуреева, зав. МБДОУ № 250 Г.П. Корниенко; ст-ты И. Туршиева, Л. Евдокимова, рук. практики Л.Ю. Саяпина; ст-ты Д. Тропина, А. Мотренко, А. Сшивнова; муз. работник МБДОУ № 250; дети старшей группы

Участие студентов в социальном проекте и работы на технологической практике помогли накопить профессиональный опыт, способствовали росту положительной учебной мотивации, творческому развитию и саморазвитию обучающихся.

Список литературы:

1. Бердник Т.О., Саяпина Л.Ю. Формирование профессиональных компетенций у студентов - будущих дизайнеров и художников-стилистов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. -№ 1. - С. 80-85.

2. Саяпина Л.Ю. Технологическая практика как базовая основа профессиональной адаптации студентов // Дизайн образование 2011. Опыт, инновации, перспективы: материалы Международной науч.-практ. конф. 24-26 февраля 2011 г. - Новосибирск: Изд. НГПУ 2011. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.