ИТОГИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
© Донец А.В.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье описан опыт социального партнёрства между кафедрой дизайна Академии архитектуры и искусств Южного Федерального Университета и Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 250 г. Ростова-на-Дону. Описаны виды деятельности студентов на технологической практике, результаты работ. Успешное взаимодействие с заказчиками развивает диалоговые коммуникации, поддерживает положительную учебную мотивацию студентов; прибавляет профессиональный опыт.
Ключевые слова: технологическая практика, сценические костюмы, комплекс художественно-конструкторско-технологических работ.
В Академии архитектуры и искусств Южного Федерального Университета (ААИ ЮФУ) студенты специальности 071501 «Художественное проектирование костюма» и укрупнённой группы специальностей «Культура и искусство» (направления «Дизайн костюма») обучаются и получают квалификации: «художник-стилист» или «дизайнер костюма». В течение трёх лет обучения студенты, помимо теоретических и практико-ориентированных дисциплин, большое внимание уделяют курсовому проектированию. Преподаватели дисциплин «Костюм в материале» и «Проектирование костюма» обучают студентов исследовательской, проектной, эскизной, технологической деятельности; поддерживают и развивают их творческую активность.
Первокурсники получают базовые знания по профессии, изучая практи-ко -ориентированные дисциплины: «Пропедевтика» («Основы композиции»), «Технология швейных изделий». У второкурсников добавляются дисциплины: «Моделирование костюма», «Проектирование костюма», «Вышивка и текстильный коллаж»; продолжается «Технология костюма». Третьекурсники расширяют багаж профессиональных знаний, добавляя к ранее изученному материалу опыт работ по дисциплинам: «Муляжирование и макетирование», «Архитектоника и формообразование», «Проектирование коллекций».
Начиная со второго курса, студенты активно включаются в индивидуальную и коллективную проектную деятельность. Под руководством преподавателей кафедры они работают над созданием индивидуальных и групповых коллекций моделей одежды. На защитах курсовых проектов костюмы,
* Кафедра Дизайна. Научный руководитель: Саяпина Л.Ю., старший преподаватель кафедры Дизайна ААИ ЮФУ.
спроектированные студентами, показывают манекенщицы, обладающие типовыми размерными признаками.
Обучающиеся получают большой опыт проектной деятельности и создания учебно-творческих коллекций одежды. Часто в поисках временной работы студенты обращаются в швейные ателье, творческие мастерские. Именно здесь выясняется, что будущим дизайнерам костюма и будущим художникам-стилистам нужен опыт работы по изготовлению одежды не только для манекенщиц, но и для реальных людей: взрослых, подростков или детей.
Совместить учебные занятия в вузе с получением опыта работы с реальными заказчиками помогает технологическая практика. Практику можно проходить в ателье или в технологической мастерской кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ «Традицией проведения технологической практики кафедрой дизайна ЮФУ стало выполнение социальных заказов. Студенты на безвозмездной основе проектируют и изготавливают сценические костюмы для детских садов г. Ростова-на-Дону» [1, с. 84].
В июле 2013 года третьекурсники направления «Дизайн костюма» участвовали в социально-ориентированном проекте «Дети - будущее вуза». Встретившись с заказчиком - руководством МБДОУ № 250, студенты изучили проектную ситуацию и рассмотрели парк сценических костюмов, имеющихся в детском саду. Выяснилось, что при большом количестве платьев для девочек, практически отсутствуют танцевальные костюмы для мальчиков. Третьекурсники обсудили с руководством МБДОУ № 250 вопросы об ограничительных требованиях к будущим костюмам; к размерам денежных средств на покупку тканей и декоративной отделки.
Внутри группы студенты самостоятельно разделились на малые творческие коллективы для быстрого решения учебных обязанностей. Одни изучали исторические аналоги и творческие источники, выполняли эскизный проект, опираясь на традиции русского народного костюма. Другие подбирали ткани по гигиеническим и эстетическим требованиям; искали декоративную отделку; записывали и рассчитывали стоимость необходимых материалов.
Благодаря слаженной подготовительной работе студенты быстро выполнили этапы предпроектного анализа и технического предложения. Они представили заказчику на утверждение эскизы, материалы, макетные формы и утвердили свои проектные предложения.
Работая в малых творческих группах, студенты помогали друг другу измерить размерные признаки мальчиков старшей группы, выполнить моделирование рубашки, определить положение и ритм декоративных элементов на ней. Под руководством преподавателя третьекурсники изготавливали лекала и проверяли их. В учебной технологической мастерской «... происходит «глубокое погружение теории в практику», т.е. студент получает возможность ответственно применять изученные им ранее правила, закономерности, процессы, алгоритмы решения задач в новых профессиональных условиях...» [2, с. 69].
Искусствоведение
33
Раскрой изделий и подготовку костюмов к примерке третьекурсники выполняли с помощью мастера производственного обучения. Примерка сценических костюмов проходила в детском саду при участии заказчиков. Далее каждый студент самостоятельно отшивал изделия, контролировал качество технологических процессов и влажно-тепловой обработки изделий. После самопроверки качества костюмы принимали руководители МБДОУ № 250. Третьекурсники совместно со своими «моделями» - мальчиками старшей группы детского сада - провели фотосессию, часть которой вошла в отчёты по технологической практике.
Отчётную документацию можно было выполнить в виде перечня про-ектно-технических документов или в виде графического презентации проекта. Студенты представили наиболее значимые этапы работ, выполненных на технологической практике, на графических планшетах.
Рис. 1. Графический планшет студентки 3-го курса Евдокимовой Л.
Итогами работы студентов - будущих дизайнеров костюма - на технологической практике стали:
- изготовление сценических костюмов для мальчиков старшей группы детского сада № 250 г. Ростова-на-Дону;
- полное соответствие изготовленных костюмов заявленной заказчиком тематике (изготовлены парные костюмы к имеющимся костюмам для девочек; они соответствуют по фактуре и цветовой гамме тканей);
- использование традиций и фольклорных элементов русского народного костюма;
- выполнение комплекса работ по исследованию традиций народного костюма; эскизных, конструкторских, технологических работ, проверке качества;
- получение опыта взаимодействия с реальными заказчиками: заведующей и музыкальным руководителем МБДОУ № 250 г. Ростова-на-Дону; детьми и их родителями.
Рис. 2. Коллектив проекта: ст-ты ААИ ЮФУ А. Донец, А. Агуреева, зав. МБДОУ № 250 Г.П. Корниенко; ст-ты И. Туршиева, Л. Евдокимова, рук. практики Л.Ю. Саяпина; ст-ты Д. Тропина, А. Мотренко, А. Сшивнова; муз. работник МБДОУ № 250; дети старшей группы
Участие студентов в социальном проекте и работы на технологической практике помогли накопить профессиональный опыт, способствовали росту положительной учебной мотивации, творческому развитию и саморазвитию обучающихся.
Список литературы:
1. Бердник Т.О., Саяпина Л.Ю. Формирование профессиональных компетенций у студентов - будущих дизайнеров и художников-стилистов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. -№ 1. - С. 80-85.
2. Саяпина Л.Ю. Технологическая практика как базовая основа профессиональной адаптации студентов // Дизайн образование 2011. Опыт, инновации, перспективы: материалы Международной науч.-практ. конф. 24-26 февраля 2011 г. - Новосибирск: Изд. НГПУ 2011. - 82 с.