Научная статья на тему 'Итоги производственной практики по дисциплине «Внутренние болезни» на бакалавриате (4 курс) «Помощник врача-ординатора» на кафедре внутренних болезней №1'

Итоги производственной практики по дисциплине «Внутренние болезни» на бакалавриате (4 курс) «Помощник врача-ординатора» на кафедре внутренних болезней №1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
716
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственная практика / дневник практики / практические навыки / дифференцированный зачет. / innovative methods of training / the training process / small groups / practical training / role play.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С А. Краснова, Б Ш. Тукешева

В данной статье описаны итоги проведения по дисциплине «Внутренние болезни» производственной практики «помощник врача-ординатора» со студентами 4 курса по специальности «общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1. Итоги практики показали, что студенты получили положительные результаты, а именно 3.33 В+, в тоже время имело место несовпадение балла кафедры и балла дифференцированного зачета по дисциплине, балла кафедры и балла дифференцированного зачета по всем дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С А. Краснова, Б Ш. Тукешева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF PRACTICE ON DISCIPLINE "INTERNAL DISEASE" UNDERGRADUATE (4 COURSES) "ASSISTANT ATTENDING PHYSICIAN" AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL MEDICINE №1

In this article Krasnova S.et Tukecheva B. experience the experience of the application of innovative methods (work in small groups and «brainstorming») at the Department of internal diseases №1 in conducting practical lessons on both-line «Internal diseases» (credit «Hematology») with the students of the 4th course on a speciality «General medicine». Business game showed that innovative methods must be widely used in the educational process, This article describes the outcomes of the discipline "Internal Medicine" manufacturing practices "assistant attending physician" with a 4th year student of the specialty "General Medicine" at the department of internal diseases №1. Results of practice showed that students had positive results, namely 3.33 + at the same time there has been a discrepancy between the department and score points differentiated credit for the discipline, the department points and differentiated credit score in all disciplines. The practice of students in higher education is a crucial part of the learning process. In the preparation of specialists with higher education practice is a systematic and purposeful activity of students in mastering the chosen specialty, in-depth consolidation of theoretical knowledge, practical skills at each stage of learning. Clinical practice of internal medicine is fundamental to the discipline of medicine. On 4 courses in "General Medicine" manufacturing practices "assistant attending physician" has the value of profiling. The main objective of teaching the Practice is to train students to be able to apply theoretical knowledge in practice received during workshops at the departments and units. During practice the student has sufficient time for independent work (collecting complaints, medical history and life, an objective examination of the patient on the system, the rationale of the preliminary diagnosis of the main disease, a plan of survey with the main modern diagnostic methods, interpretation of laboratory and instrumental analysis, justification of the final diagnosis, treatment plan, based on the principles of evidence-based medicine).

Текст научной работы на тему «Итоги производственной практики по дисциплине «Внутренние болезни» на бакалавриате (4 курс) «Помощник врача-ординатора» на кафедре внутренних болезней №1»

УДК 621.833.38(076.5)

С .А. КРАСНОВА, Б.Ш. ТУКЕШЕВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра внутренних болезней №1

ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» НА БАКАЛАВРИАТЕ (4 КУРС) «ПОМОЩНИК ВРАЧА - ОРДИНАТОРА» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1

В данной статье описаны итоги проведения по дисциплине «Внутренние болезни» производственной практики «помощник врача-ординатора» со студентами 4 курса по специальности «общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1. Итоги практики показали, что студенты получили положительные результаты, а именно 3.33 В+, в тоже время имело место несовпадение балла кафедры и балла дифференцированного зачета по дисциплине, балла кафедры и балла дифференцированного зачета по всем дисциплинам.

Ключевые слова: производственная практика, дневник практики, практические навыки, дифференцированный зачет.

Введение. Практика студентов высших учебных заведений является важнейшей частью учебного процесса. При подготовке специалистов с высшим образованием практика представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, практических навыков на каждом этапе обучения. Положение о практике студентов в КазНМУ является нормативным актом, который был разработан на основании ГОСО РК 5.03.001-2004 «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Основные положения», ГОСО РК 5.03.005-2009

«Профессиональная практика. Основные положения», приказ МОиН РК от 29 ноября 2007 г. №682 «Об утверждении формы Типового договора по проведению профессиональной практики» [1]. Производственная практика по внутренним болезням являются основополагающей для медицины дисциплиной. На 4 курсе по специальности «Общая медицина» производственная практика «Помощник врача-ординатора» имеет

профилирующее значение. Основной задачей преподавания по практике является обучение студентов уметь применять теоретические знания в практической деятельности, полученные во время практических занятий на кафедрах и модулях. Во время практики студент имеет достаточное время для самостоятельной работы (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, проведение объективного обследования пациента по системам, обоснование предварительного диагноза по основному заболеванию, составление плана обследования с использованием основных современных методов диагностики, интерпретация полученных лабораторно-инструментальных анализов,

обоснование заключительного диагноза, составление плана лечения, основанного на принципах доказательной медицины) [2,3]. Изучение внутренних болезней во время практики имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, соответствующего квалификационным требованиям - быть компетентным в вопросах диагностики типичных проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов и укрепления здоровья населения.

Производственная практика проводится по плану (таблица 1)

Цель практики: систематизация знаний и закрепление практических умений и навыков, коммуникативных навыков и правовой компетенции по дисциплине «Внутренние болезни» [4]. Задачи практики:

- уметь применять знание в практической деятельности (систематизация знаний по дисциплинам «Внутренние болезни»),

- освоение навыков врача-ординатора терапевтического стационара (закрепление практических навыков и умений),

- совершенствование навыков межличностного общения и консультирования пациентов,

- уметь работать с нормативно-правовой базой (закон об охране труда. Основные положения кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», законодательство об охране здоровья граждан, работающих на производстве РК),

- развить у обучающихся стремление к постоянному самосовершенствованию (постоянная работа с учебными, научными и нормативными документами по вопросам клинической медицины). Материалы и методы. На нашей кафедре по дисциплине «Внутренние болезни» в течение трех лет проводятся занятия по производственной практике «помощник врача-ординатора» на русском и государственном языках для студентов 4 курса по специальности «общая медицина». Производственная практика проходила на базе городской клинической больницы №1 и многопрофильной областной клинической больницы. Руководителями были назначены приказам ректора доцент, ассистенты и практические врачи базовых клиник. Во время прохождения производственной практики студенты выполняли все правила внутреннего трудового распорядка лечебной организации и подчинялись непосредственно руководителю практики и заведующему терапевтическим отделением. Студенты ежедневно курировали пациентов с лечащим врачом, присутствовали при обследовании пациентов, назначали лечение. Нами проведен анализ рейтинга дневника и отчета успеваемости дифференцированного зачета по дисциплине и в целом).

Результаты. Конечные результаты

производственной практики оценивались с помощью пяти компетенций:

Когнитивные компетенции (формирование знаний по этиологии, патогенезу, классификации, клиническим проявлениям, течению, осложнениям, современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований и современным принципам лечения распространенных заболеваний внутренних органов.

Операциональные компетенции. (формировать практические навыки: собрать анамнез у пациента; применить необходимые объективные методы обследования пациента при заболевании внутренних органов; правильно провести физикальное обследование пациента при заболеваниях заболевании внутренних органов: пальпация, перкуссия и аускультация легких; пальпация, перкуссия и аускультация сердца; измерение

артериального давления, определение пульса и его характеристик; пальпация периферических лимфатических узлов;

осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация живота; пальпация и перкуссия печени; пальпация и перкуссия селезенки; пальпация и перкуссия поджелудочной железы; правильно обосновать предварительный диагноз; выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные результаты (УЗИ органов брюшной полости, лабораторных анализов, данных инструментальных методов исследования) при заболевании внутренних органов (план обследования); правильно обосновать заключительный клинический диагноз; составить план лечения пациента при заболевании внутренних органов, проводить санитарно-просветительную работу с пациентами.

а)

Рисунок 1 - Самостоятельная отработка практических навыков (а - перкуссия сердца, б- сбор анамнеза)

Аксиологические компетенции. (формировать коммуникативные навыки: научить правильному общению при сборе анамнеза у пациента; установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками; работать в команде.

У студента формировались правовые компетенции (адвокат здоровья):

изучение кодекса здоровья РК; основных приказов МЗ РК и МОиН РК; основных положений организации практического здравоохранения, основных положений законодательство об охране здоровья граждан, работающих на производстве РК. У студента формировалось самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные

достижения студента) оцениваются на каждом занятии практики следующими видами деятельности: курация больного (фото 1), участие в обходах профессоров, доцентов (фото 2) и клинических разборах с пациентами, расшифровки ЭКГ (фото 3), санитарно-просветительная работа с пациентами, работе в приемном покое и дежурства. Производственная практика на 4 курсе является постреквизитом для дисциплин: детские болезни, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология.

Практика проводится по индивидуальному плану, предусмотренному Типовой и Рабочей программами (таблица 1):

Таблица 1 - План проведения производственной практики

№ Виды работ Запланировано Выполнено

1 Курация больных в профильном отделении (терапевтическом, хирургическом, акушерско-гинекологическом, педиатрическом) совместно с лечащим врачом или руководителем практики. Обсуждение состояния курируемых больных. 2

2 Участие в обходах заведующего кафедрой или отделением, профессоров, консилиумах, консультативных осмотрах, патанатомических конференциях. 1

3 Работа в кабинете функциональной диагностики (снятие и расшифровка ЭКГ) 1 день в ЦПН (ЭКГ)

4 Работа в приемном отделении или дежурство в отделении 1

5 Клинический разбор интересного пациента 1

6 Проведение мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни (выпуск санбюллетня, беседы с пациентами и т. д.) 1 санбюллетень или 3 беседы

Рисунок 3 - Работа в ЦПН (снятие ЭКГ)

За время практики студент совершенствовал освоенные им во время практических занятий практические навыки и преподаватель в конце практики оценивал качество и уровень освоения практических навыков.

Во время практики студент за одну неделю (36 часов) выполнял запланированные мероприятия (таблица 2)

п/п Навыки и умения, критерии оценки Оценка в баллах

1 Работа в приемном отделении или дежурство 10

2 Первичный осмотр пациента в отделении, обоснование предварительного диагноза, составление плана обследования, интерпретация лабораторно-инструментальных данных, обоснование заключительного (клинического) диагноза, общие принципы лечения 40

3 Работа в кабинете функциональной диагностики в ЦПН (снятие и расшифровка ЭКГ) 20

4 Клинический разбор интересного пациента 10

5 Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни 10

Проводит беседы с курируемыми больными. Использует в разговоре с пациентом терпеливый, доброжелательный тон, давая возможность пациенту задавать вопросы

Выпуск сан. бюллетеня или подготовка и проведение трех бесед

6 Участие в обходах заведующего кафедрой или отделением, профессоров, консилиумах, консультативных осмотрах, патанатомических конференциях. 10

Всего 100

Практические навыки: сбор анамнеза. Общий осмотр пациента. Осмотр грудной клетки, оценка ее формы, симметричности, участия в дыхательном акте, выявление патологических изменений. Пальпация грудной клетки, определение ее ригидности, болезненности. Проведение сравнительной и топографической перкуссии легких. Проведение аускультации легких пациента. Подсчет числа дыхательных движений за минуту. Осмотр области сердца, шеи, периферических сосудов, выявление патологических изменений. Пальпация области сердца, описание верхушечного толчка. Пальпация периферических сосудов и пульса. Проведение перкуссии границ относительной сердечной тупости. Проведение аускультации сердца пациента. Измерение артериального давления пациента. Осмотр ротовой полости, языка, живота, оценка его формы, симметричности, участия в дыхательном акте, выявление патологических изменений. Проведение поверхностной пальпации живота. Проведение глубокой пальпации живота по Образцову - Стражеско. Определение болевой точки панкреас, желчного пузыря, желудка. Проведение перкуссии живота, определение размеров печени по Курлову. Осмотр лица, области поясницы, выявление патологических изменений. Проведения глубокой пальпации почек в положении пациента лежа, стоя. Определение болевых точек мочеточника, проверка симптома поколачивания. Проведение аускультации почечных артерий. Осмотр и проведение пальпации суставов, выявление патологических изменений. Определение объема активных и пассивных движений в суставах. Осмотр и пальпация позвоночника, определение плоскости и степени искривления позвоночника. Обоснование и формулирование предварительного диагноза. Составление плана обследования. Интерпретация лабораторно-инструментальных данных.

Обоснование и формулирование клинического диагноза. Составление плана лечения больного. Определение массы тела пациента, при избытке -высчитать ИМТ. Оформление эпикриза (выписного, этапного). При проведении каждого исследования студент интерпретировал полученные данные. Помимо дисциплины «Внутренние болезни» студенты проходили практику еще по трем дисциплинам «Хирургические болезни», «Акушерство и гинекология», «Педиатрия». После окончания практики по всем четырем дисциплинам студенты сдавали дифференцированный зачет (максимальный балл за дневник - 30, собеседование по дневнику - 30, практические навыки - 40). Из практических навыков использовалось собеседование по алгоритму диагностики и лечению ишемической болезни сердца, стенокардии различного функционального

класса и недостаточности кровообращения; коронарного синдрома, инфаркта миокарда, артериальной гипертензии различной степени и риска, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Нами проведен анализ результатов по дневнику практики (рейтинг дневника) и анализ результатов дифференцированного зачета по дисциплине. Получены следующие результаты успеваемости по практике на кафедре (рейтинг дневника): на практику было направлено всего 838 студентов, из них:

баллы «отлично» получили 658 студентов, что составило 79.2% , А 344 (41.4%) и А- 314 (37.8%), баллы «хорошо» получили 354 студента, что составило 42.6%, В+ 139 (16.8%), В 134 (16.1%), В- 81 (9.8%),

баллы «удовлетворительно» отмечены у 1 студента (0.1%) С+.

При сдаче дифференцированного зачета по практике (по дисциплине) 831 студент получили результаты:

- баллы «отлично» получили 358 студентов, что составило 43.1% , А 143 (17.2%) и А- 215 (25.9%),

- баллы «хорошо» получили 172 студента, что составило 20.7%, В+ 128 (15.4%), В 35 (4.2%), В- 9 (1.1%),

- баллы «удовлетворительно» отмечены у 116 студентов (14.0%), С+ 59 (7.1%), С 24 (2.9%), С- 20 (2.4%), Э+ 6 (0.7%), Э 7 (0.8%).

- баллы «неудовлетворительно - Р» отмечены у 3 студентов (0.3%).

При сдаче дифференцированного зачета по практике (по всем дисциплинам) 831 студент получили результаты:

- баллы «отлично» получили 383 студента, что составило 46.1% , А 106 (12.8%) и А- 277 (33.3%),

- баллы «хорошо» получили 409 студентов, что составило 49.2%, В+ 198 (23.8%), В 130 (15.6%), В- 81 (9.8%),

- баллы «удовлетворительно» отмечены у 39 студентов (4.7%), С+ 15 (1.8%), С 6 (0.7%), С- 9 (1.1%), Э+ 5 (0.6%), Э 4 (0.5%).

- баллов «неудовлетворительно - Р» не было. Обсуждение и заключение.

Средний балл кафедры (рейтинг дневника) составил 92.5 за 2013-2014 учебный год, преобладал балл «отлично» у 658 студентов, что составляет 79.2%, отчета за 2012-2013 учебный год нет, сравнение провести нет возможности. Абсолютная успеваемость составила 100%, качественный показатель - 99.9%. На дифференцированном зачете по дисциплине:

- балл «хорошо» получили 354 студента, что составляет 42.6%, по сравнению с прошлым годом -563 - 48.5%, то есть хороших баллов отмечено увеличение на 5.9%,

- балл «отлично» отмечен у 358 студентов, что составляет 43.1%, по сравнению с прошлым годом -482 - 41.6%, то есть количество отличных баллов увеличилось на 1.5%

- балл «удовлетворительно» отмечен у 116 студентов, что составляет 14.0%, по сравнению с прошлым годом - 112 - 9.5%, то есть количество удовлетворительных баллов увеличилось на 4.5%

- баллы «неудовлетворительно - F» отмечены у 3 студентов (0.3%), в прошлом году также отмечался в трех случаях балл «неудовлетворительно». Средний балл составил 86.73.33В+ в 2012-2013 учебном году и 85.5 3.33В+ в 2013-2014 учебном году, то есть уменьшился на 1.23%, но остался 3.33 В+. Снизился качественный показатель с 90.1% на 85.7% из-за увеличения балла «удовлетворительно» с 9.7% на 14%.

На дифференцированном зачете по всем дисциплинам:

- балл «хорошо» получили 409 студентов, что составило 49.2%, по сравнению с прошлым годом -698 - 60.0%, то есть хороших баллов отмечено уменьшение на 10.8%,

- балл «отлично» отмечен у 383 студентов, что составляет 46.1%, по сравнению с прошлым годом -438 - 37.7%, то есть количество отличных баллов увеличилось на 8.4%

- балл «удовлетворительно» отмечен у 39 студентов, что составляет 4.7%, по сравнению с прошлым годом

- 27 - 2.3%, то есть количество удовлетворительных баллов увеличилось на 2.4%

- баллов «неудовлетворительно - F» не было Средний балл составил 86.7 333В+ в 2012-2013 учебном году и 87.4 3.33В+ в 2013-2014 учебном году, то есть увеличился на 0.7%, но остался на прежнем уровне 3.33 В+. Снизился качественный показатель с

98.0% на 87.4%, то есть на 10.6% из-за увеличения балла «удовлетворительно» с 27% до 39%. Следует отметить, что в отчетном учебном году совпадение баллов кафедры и дифференцированного зачета отмечено у 446 студентов, что составило 53.7%, причем несовпадение (преобладало завышение) балла имело место в 46.3% случаев, в три балла имелось завышение у 3 студентов, получивших неудовлетворительные баллы во время дифференцированного зачета по дисциплине, несовпадение в два балла выявлено у 79 студентов, в остальном имело место несовпадение в один балл. Совпадение баллов кафедры и итогового балла отмечено у 485 студентов, что составило 58.4%, причем несовпадение (преобладало завышение) балла имело место в 41.6% случаев, в три балла несовпадения не было, несовпадение в два балла имело место у 21 студента, в остальном имелось несовпадение в один балл.

Выводы:

1. Производственная практика на 4 курсе в 20132014 учебном году прошла на удовлетворительном уровне,

2. На кафедре, по рейтингу дневника практики, средний балл составил 95.2 (4.0 А), качественный показатель - 99.9%,

3. На дифференцированном зачете по дисциплине отмечен средний балл 85.5.33В+, качественный показатель 85.7%

4. На дифференцированном зачете по всем четырем дисциплинам средний балл составил 87.4.33В+, качественный показатель 87.4%

5. Совпадение балла кафедры и дифференцированного зачета по дисциплине составило 53.7%, совпадение балла кафедры и дифференцированного зачета по всем дисциплинам составило 58.4%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А., Ахметов В.И. Абирова М.А. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып. 1.-Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. - Ч.3. Методы и формы обучения. -72 с.

2 Мухин Н.А., Моисеев В.С., Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник: в 2 т.+ СД. - 2-е изд. - М.: 2008. - Т.1. - 672с.

3 Берзегова Л.Ю. Классификация болезней. Симптомы и лечение: Учебное пособие по английскому языку. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 320с.

4 Чучалин А.Г., Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство + СД. - 2-е изд. перер. и доп. - М.: 2008. -583с.

5 Общая врачебная практика: диагностическое значение лабораторных исследований: Учебн. пособ. / Под ред Вялова С.С, Васиной Т.А. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 160 с.

S. KRASNOVA, B. TUKECHEVA

Kazakh National medical University. S.D..Ac$eHdunpoea, Department of internal diseases №1

RESULTS OF PRACTICE ON DISCIPLINE "INTERNAL DISEASE" UNDERGRADUATE (4 COURSES) "ASSISTANT ATTENDING PHYSICIAN" AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL MEDICINE №1 Resume: In this article Krasnova S.et Tukecheva B. experience the experience of the application of innovative methods (work in small groups and «brainstorming») at the Department of internal diseases №1 in conducting practical lessons on both-line «Internal diseases» (credit «Hematology») with the students of the 4th course on a speciality «General medicine». Business game showed that innovative methods must be widely used in the educational process,

This article describes the outcomes of the discipline "Internal Medicine" manufacturing practices "assistant attending physician" with a 4th year student of the specialty "General Medicine" at the department of internal diseases №1. Results of practice showed that students had positive results, namely 3.33 + at the same time there has been a discrepancy between the department and score points differentiated credit for the discipline, the department points and differentiated credit score in all disciplines.

BecmuK Ka3HMY, №3(2)- 2014

The practice of students in higher education is a crucial part of the learning process. In the preparation of specialists with higher education practice is a systematic and purposeful activity of students in mastering the chosen specialty, in-depth consolidation of theoretical knowledge, practical skills at each stage of learning. Clinical practice of internal medicine is fundamental to the discipline of medicine. On 4 courses in "General Medicine" manufacturing practices "assistant attending physician" has the value of profiling. The main objective of teaching the Practice is to train students to be able to apply theoretical knowledge in practice received during workshops at the departments and units. During practice the student has sufficient time for independent work (collecting complaints, medical history and life, an objective examination of the patient on the system, the rationale of the preliminary diagnosis of the main disease, a plan of survey with the main modern diagnostic methods, interpretation of laboratory and instrumental analysis, justification of the final diagnosis, treatment plan, based on the principles of evidence-based medicine).

Keywords: innovative methods of training, the training process, small groups, practical training, role play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.