Научная статья на тему 'Организация учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней на современном этапе'

Организация учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
457
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ) / ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ / RATING SYSTEM / KNOWLEDGE AND PRACTICAL SKILLS / PROPEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эльгаров Анатолий Адальбиевич, Калмыкова Марьяна Анатольевна, Эльгаров Марат Анатольевич, Кардангушева Аксана Мухамедовна

Описаны опыт организации учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней и роль рейтинговой системы контроля знаний и умений студентов на современном этапе, позволяющие расширить возможности качественной подготовки врачей формации и интеграции (вхождения) в Европейскую (Болонскую) модель обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эльгаров Анатолий Адальбиевич, Калмыкова Марьяна Анатольевна, Эльгаров Марат Анатольевич, Кардангушева Аксана Мухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day organization of the teaching process at the Department of Propedeutics of Internal Diseases

The experience with organization of the teaching process at the Department of Propedeutics of Internal Diseases is reported. The role of the rating system for knowledge and skill control is discussed along with the possibilities of its application for the improvement of training students in compliance with the Bologna process principles and their integration into the education system.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней на современном этапе»

Подготовка кадров

© коллектив авторов, 2014 Удк 616.1/.6:378.661

организация учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней на современном этапе

Эльгаров A.A., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А., Кардангушева А.М.

ГБОУ «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова» Министерства образования и науки РФ, 360004 Нальчик, Россия

Описаны опыт организации учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней и роль рейтинговой системы контроля знаний и умений студентов на современном этапе, позволяющие расширить возможности качественной подготовки врачей формации и интеграции (вхождения) в Европейскую (Болонскую) модель обучения студентов.

Ключевые слова: рейтинговая система; знания и умения (практические навыки); пропедевтика внутренних болезней.

PRESENT-DAY ORGANIZATION OF THE TEACHING PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PROPEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES

El'garov A.A., Kalmykova M.A., El'garov M.A., Kardangusheva A.M.

Kh.M. Berbekov, Kabardino-Balkar State University, Nal'chik, Russia

The experience with organization of the teaching process at the Department of Propedeutics of Internal Diseases is reported. The role of the rating system for knowledge and skill control is discussed along with the possibilities of its application for the improvement of training students in compliance with the Bologna process principles and their integration into the education system.

Key words: rating system, knowledge and practical skills, propedeutics of internal diseases.

Достижения практического здравоохранения благодаря научно-техническому прогрессу и оптимизации системы медицинского образования в настоящее время являются очевидными. Однако холодный расчет, прагматичность, формальное выполнение своих обязанностей, смещение акцента на технические, вспомогательные методы и явное сокращение удельного веса человеческого фактора — явления если не характерные, то довольно часто встречающиеся сегодня в клинической практике. Равнодушный, эгоистичный и жесткий человек, мизантроп, неспособный к сопереживанию, не может быть хорошим врачом, даже если он будет обладать достаточной специальной подготовкой. С древних времен считали, что сила врача заключена в его сердце и душе. Когда мы говорим о душевности, то подразуме -ваем не мистическое, а реальное свойство человека воспринимать и ассимилировать такие нравственные ценности, как добро, скромность, совестливость, доброжелательность, сопереживание, милосердие. Врач должен обладать терпением, выдержкой, тактом, желанием и способностью к совершенствованию знаний и навыков.

Пропедевтика внутренних болезней является одним из основных предметов в формировании будущего врача, так как ее цель — освоение методов клинического обследования и лечения пациентов [1—5]. Накопленный опыт учебно-воспитательной работы позволяет

утверждать: использование рейтинговой системы (РС) контроля знаний и практических навыков обучающихся следует считать основным инструментом достижения умения диагностировать заболевание и формировать индивидуальный медико-психологический мониторинг пациента [6, 7]. В связи с новыми требованиями к медицинскому образованию, способам контроля знаний и умений студентов указанная технология видоизменилась (табл. 1 и 2). Речь идет не только об оценке знаний и умений студентов в баллах, но и о значительном расширении методов и приемов, используемых в рамках рейтингового контроля (РК) уровня осведомленности и качества практических навыков будущих врачей.

Роль кафедры пропедевтики внутренних болезней в подготовке врача современной формации не уменьшилась [4, 8—10], так как методы и возможности врачебной деятельности расширились благодаря достижениям медицинской науки и практического здравоохранения. Как видно из табл. 1, современная система РК претерпела изменения при сравнении с последним десятилетием прошлого века [6, 7]. В течение семестра выделяется 3 рубежных этапа, каждый из которых включает конкретный объем знаний и умений. На 1-м и 2-м этапах баллы «зарабатываются» за посещаемость (3 балла); при пропуске даже одного практического занятия — 0 баллов; текущий контроль и тестирова-

ние — соответственно от 3 до 7 баллов; курация больного, обоснование предварительного диагноза (ПД) и демонстрация соответствующих практических навыков (ПН) — от 2 до 6 баллов. Итоговая сумма баллов может достигать 23 при отличных показателях. На 2-м этапе «цена» знаний и умений несколько меняется (см. табл. 1), однако в итоге максимальнаям сумма баллов также не превышает 23. К окончанию семестра в рамках 3-го рубежного контроля студенты могут «заработать» всего 24 балла (включая от 1 до 3 баллов за подготовку фрагмента истории болезни) и сумма баллов за первое полугодие максимально может достигать 70.

Аналогичная схема оценки при колебаниях числа баллов за те или иные знания и умения студентов сохраняется и в весеннем семестре (см. табл. 2). При определении уровня подготовки студентов после 1-го и 2-го этапов принципиальных различий нет, за исключением фрагмента истории болезни (от 1 до 3 баллов). Заключительная аттестация студентов перед экзаменационной сессией включает обычные разделы — посещаемость (4 балла), текущий контроль (от 3 до 5 баллов), тестирование — ЭВМ (от 3 до 7 баллов), практические навыки, в том числе и обоснование ПД (от 3 до 5 баллов) и оценка академической истории болезни (от 3 до 5 баллов). Общая сумма баллов за второе полугодие: 23—23—24 = 70, как и в предыдущем семестре.

Приведенная выше информация о структуре и этапах РК знаний и умений студентов, ее реализация и накопленный опыт, по нашему мнению, подчеркивают надежность и эффективность РС, обеспечивающей результативное управление образовательным процессом на кафедре пропедевтики внутренних болезней, не исключая различные варианты модернизации и оптимизации ее в дальнейшем.

Важнейшим условием качественного обеспечения учебно-образовательного процесса является наличие клинической базы для формирования специалиста. Кафедра в течение всего периода деятельности располагала широкими возможностями организации преподавания дисциплины во всех клинических отделениях — общетерапевтическом (в последние годы преобразованном в нефрологическое), пульмонологическом, кардиологическом, гастроэнтерологическом и эндокринологическом отделениях ГКБ № 1, а также в Гематологическом центре и Республиканском аллер-гологическом центре (по договоренности с руководителями соответствующих учреждений). Клиническая база — основной фундамент для реализации комплекса мероприятий по подготовке врачей, так как только в процессе курации тематических больных можно получить ПН врачевания. Участие студентов в обходе доцента (профессора), консультациях пациентов, консилиуме и клинико-анатомических конференциях [9, 11, 12]; индивидуальная работа с больными с учетом пола, возраста, профессии, образования, коморбид-ности [6, 9, 13] и формирование навыков расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, составление плана дообследования, лечения и профи-

лактики [5, 10, 12]; в последующем на основе опыта работы с больными — формирование студентами ПД и его обоснования, проекта дополнительного исследования, конкретного лечения. С определенного времени обучения пропедевтике внутренних болезней (после 1—2 самостоятельных кураций больных студентом) на очередном практическом занятии все последовательно представляют отчет: ПД и его обоснование, ответы на вопросы студентов и преподавателя, обмен мнениями и заключение преподавателя. Это один из трех важнейших разделов оценки знаний и умений студента после каждого занятия [8, 12, 14]; два других — тестирование по каждой теме (письменно) и ответы на учебно-целевые вопросы. В итоге оценка за практическое занятие складывается из полноты ответа на устные вопросы и тестирования (письменного), информации о курации (качество и полнота ответов на вопросы, участие в дискуссии). Стало традицией отмечать культуру студента вообще и, в частности, речи, работы (поведения) с больным, участия в обсуждении учебно-целевых вопросов, цели и темы занятия [2, 12]. Навыки приобретаются, если обучаемый хочет их освоить. В то же время книга, учебники, методические рекомендации и учебные пособия [1, 2, 4, 5, 7, 9—13, 15—18] не только обеспечивают необходимую и полезную информационную базу, но и способствуют самообразованию и обучению, готовят студента ко встрече с очередным больным (больными), отличающимся психологическими, поведенческими особенностями, что способствует накоплению личного опыта, стремлению понять нестандартные индивидуальные черты больного, формируют интерес к самообразованию, включая необходимую активность на лекциях и практических занятиях. Например, опыт многолетних поисков сотрудниками способов оптимизации пропедевтического образования студентов позволил предложить стандартный проект организации практических занятий после первых организационно-методических встреч со студентами (вводные лекция и занятие): тема и цель занятия; учебно-целевые вопросы по теме; итоги курации — ПД и его обоснование (по алгоритму). Накопленный опыт организации лекций и практических занятий убедил в том, что работа по алгоритму расширяет возможности для освоения материала обучающимися. Обсуждаемая технология представлена в изданных сотрудниками методических рекомендациях [12], учебных пособиях [5, 7, 9, 15], сборнике тестовых заданий [4], использование которых в сочетании с официальными учебниками и лекционным материалом с мультимедийным сопровождением (в последние 5 лет) способствует формированию мотивации к самообразованию и интереса к дисциплине, а также стремления качественно освоить методы общения и клинического обследования (ПН). Наряду с этим закрепляет мотивацию к освоению и совершенствованию способов врачевания, прежде всего работы с пациентами, оформление ее результатов студентами в отдельной тетради (пропедевтической), в которой фиксируются сведения о больном, полученные

Таблица 1. Структура РК (осенний семестр)

Количество баллов

Неделя Тема занятия Вид контроля посещаемость

удов. хор. отл.

1-я Введение в специальность. Методы обследования больного: расспрос и общий осмотр больного, пальпация, перкуссия и аускультация, дополнительные методы исследования. Схема истории болезни

2-я Методы исследования больных с заболеваниями органов дыхания: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация грудной клетки, перкуссия легких Письменный/ устный

3-я Аускультация легких. Основные, побочные, патологические дыхательные шумы Письменный/ устный

4-я Дополнительные методы исследования в диагностике заболеваний органов дыхания Письменный/ устный

5-я Клинические синдромы в пульмонологии: симптоматология, особенности диагностики, неотложная терапевтическая помощь Письменный/ устный

6-я Диагностика плевритов То же

Текущий контроль 3 5 7

Тест-контроль Рубежный/ письменный 3 5 7

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 2 4 6

Посещаемость 3

Промежуточный контроль 23

7-я Диагностика острых пневмоний Письменный/ устный

8-я Диагностика бронхитов, бронхоэктатической болезни То же

9-я Диагностика бронхиальной астмы « «

10-я Методы исследования больных с заболеваниями органов кровообращения: расспрос и осмотр, пальпация, перкуссия сердца « «

11-я Аускультация сердца: тоны, шумы; исследование сосудов « «

Текущий контроль 4 6 8

Тест-контроль Рубежный/ письменный 3 5 7

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 1 3 5

Посещаемость 3

Промежуточный контроль 23

12-я Дополнительные методы исследования в диагностике заболеваний органов кровообращения Письменный/ устный

13-я ЭКГ Диагностика нарушений ритма и проводимости То же

14-я Основные клинические синдромы в кардиологии: диагностика и неотложная помощь « «

15-я Диагностика ревматизма. Симптоматология митральных пороков сердца. Недостаточность трехстворчатого клапана « «

16-я Диагностика инфекционного эндокардита. Симптоматология аортальных пороков сердца « «

17-я Понятие об атеросклерозе. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда « «

18-я Диагностика гипертонической болезни и симптоматических артериальных гипертензий « «

19-я Профилактическая кардиология. Первичная (одно- и многофакторная) и вторичная профилактика сердечнососудистых заболеваний у взрослого и детского населения. Разбор фрагмента истории болезни « «

Текущий контроль 1 3 5

Тест-контроль Рубежный/ письменный 3 5 7

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 1 3 5

Фрагмент истории болезни Рубежный/ письменный 1 2 3

Посещаемость 4

Промежуточный контроль 24

Таблица 2. Структура РК (весенний семестр)

Количество баллов

Неделя Тема занятия Вид контроля посещаемость

удов. хор. отл.

1-я Методы обследования больных с заболеваниями органов пищеварения Устный/ письменный

2-я Основные клинические синдромы в гастроэнтерологии: диагностика, неотложная помощь То же

3-я Диагностика гастритов и язвенной болезни. Рак желудка (представление) « «

4-я Методы обследования больных с заболеваниями печени, желчного пузыря и поджелудочной железы « «

5-я Клинические синдромы в гепатологии: диагностика, неотложная помощь « «

6-я Диагностика гепатитов, циррозов печени, холециститов; представление о желчно-каменной болезни « «

6-я Посещаемость 3

Текущий контроль 3 4 5

Тест-контроль Рубежный/ письменный 3 5 7

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 4 6 8

Общее количество баллов за 6-ю неделю 23

7-я Методы обследования больных с патологией органов мочевыделения Устный/ письменный

8-я Клинические синдромы в нефрологии: диагностика, неотложная помощь То же

9-я Диагностика пиелонефритов, гломерулонефритов; представление о мочекаменной болезни « «

10-я Методы обследования больных с патологией эндокринной системы « «

11-я Клинические синдромы в эндокринологии: диагностика, неотложная помощь « «

11-я Посещаемость 3

Текущий контроль 3 4 5

Тест-контроль Рубежный/ письменный 2 4 6

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 3 4 5

Фрагмент истории болезни Рубежный/ письменный 2 3 4

Общее количество баллов за 11-ю неделю 23

12-я Диагностика сахарного диабета, диффузного токсического зоба Устный/ письменный

13-я Методы обследования больных с патологией системы крови; основные клинические синдромы — диагностика, неотложная помощь То же

14-я Диагностика анемий, лейкозов, геморрагических диатезов « «

15-я Диффузные заболевания соединительной ткани. Диагностика ревматоидного артрита, деформирующего остеоартроза, подагры « «

16-я Диагностика острых аллергозов, неотложная помощь. Разбор академических историй болезни « «

17-я Профилактическая медицина: представление об эпидемиологических методах; стратегии профилактики. Превентивные программы « «

17-я Посещаемость 4

Текущий контроль 3 4 5

Тест-контроль Рубежный/ письменный 3 4 5

Курация больного, практические навыки Рубежный/ устный 3 4 5

Академическая история болезни Рубежный/ письменный 3 4 5

Общее количество баллов за 17-ю неделю 24

при еженедельной курации (иногда чаще), замечания и предложения преподавателя и студентов, участвовавших в обсуждении. И второе, работающее на самих студентов кафедральное нововведение — регулярное заполнение персонального дневника ПН: для контроля за уровнем собственных умений и знаний сам студент отмечает по 5-балльной системе уровень освоения ПН (например, аускультация сердца и сосудов, правила и техника, заключение). В рамках рубежного контроля преподаватель подтверждает или меняет самооценку (в дневнике), что настраивает, как правило, половину обучающихся на дополнительную теоретическую и практическую работу с целью улучшения качества индивидуальных ПН. При этом около 60% студентов, к сожалению не все, добиваются хороших и отличных результатов, успешно используя кафедральные наработки. Классические, старые способы организации учебно-воспитательного процесса — ситуационные задачи, копии анализов, данные ЭКГ, заключение ультразвукового исследования и рентгенограммы отдельных органов, эхокардиограммы, оказание в необходимом объеме неотложной помощи при различных ургентных состояниях [7, 10, 15, 17], компьютерное тестирование (в последние годы) в сочетании с представленным выше алгоритмом практических занятий способствуют оптимизации учебного процесса на кафедре. Необходимо подчеркнуть, что главное в системе мер — самостоятельная курация больного еженедельно к очередному занятию, для подготовки фрагмента академической (курсовой) истории болезни, что заставляет студентов быть активными в течение учебного года. Апробированная технология работы на кафедре отвечает важнейшему правилу — основа формирования будущего врача: «книга — больной, больной — книга» [6, 9, 12, 13]. Несмотря на широкие возможности повышения информированности в настоящее время (компьютерные технологии, Интернет), указанное правило не только не потеряло своего значения, но и в значительной степени возросло. Регулярные ежегодные студенческие конференции, посвященные различным аспектам этики и деонтологии на современном этапе, организуемые наиболее активными учащимися под патронажем сотрудников кафедры (чаще профессора), продолжают привлекать интерес студентов не только III курса, но и IV—VI курсов, аспирантов, интернов и ординаторов. Жаркие споры и дискуссии после докладов, включая преподавателей и врачей, свидетельству-

ют о значении подобных мероприятий в формировании интереса у студентов к морально-этическим и нравственным аспектам врачевания, культуре речи [2, 6, 9, 16]. В течение последних лет периодически по договоренности с активными и подготовленными студентами в течение заключительных 10 мин очередной лекции представляется доклад (информация) по интересной теме (по мнению студента), обсужденной и согласованной с лектором, с последующим кратким обменом мнениями. Внимание определенной части студентов к указанной форме повышения качества образования позволяет сохранить на будущее этот способ повышения учебно-клинической активности студентов. И наконец, организованный университетом современный симуля-ционный центр уже привлек внимание всех студентов и молодых врачей: возможности освоения и закрепления ПН, способов оказания неотложной помощи в значительной степени расширились. Планируется использование тренажеров студентами не только III курса, но старшекурсниками, а также интернами, ординаторами, аспирантами и практическими врачами во время их обучения на циклах повышения квалификации.

Следует отметить также роль производственной практики как важного способа закрепления и оптимизации методов обследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

При заинтересованном длительном и эффективном сотрудничестве лечебно-профилактических учреждений и университета в современных условиях для решения основных вопросов качественного и современного диагностического и лечебно-профилактического, а также образовательного аспектов подготовки специалистов-медиков на единой площадке — у постели больного — можно добиться необходимого уровня подготовки врачей. Накопленный опыт учебно-образовательного процесса на кафедре позволяет считать возможным достижение главной цели пропедевтической терапии при рациональном использовании относительно новой технологии подготовки специалистов — рейтинговой системы, которая в сочетании с иными методами и способами существенно расширяет возможности обеспечения благоприятных условий для подготовки врачей в течение всего периода обучения, успешного вхождения в систему Болонского процесса и выпуска врачей, готовых к работе по охране здоровья и предупреждению заболеваний не только в нашей стране, но и в разных странах Европы.

Сведения об авторах:

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, нальчик

Эльгаров Анатолий Адальбиевич — д-р мед. наук, проф., проф. кафедры пропедевтики внутренних болезней КБГУ; e-mail: [email protected]

Калмыкова Марьяна Анатольевна — канд. мед.наук, ассистент каф. факультетской терапии. Эльгаров Марат Анатольевич — научн. сотр. лаб. профилактической и автодорожной медицины. Кардангушева Аксана Мухамедовна — канд. мед. наук, доцент каф. пропедевтики внутренних болезней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М.: ГЭОТАР Медицина; 2004.

2. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: Учебное пособие. 7-е изд. М.: МЕДпресс-информ; 2011.

3. Энциклопедия клинического обследования больного: Пер. с англ. дополненный (Денисов И.Н., Ивашкин В.Т., Княжев В.А., Мухин Н.А., Покровский В.И.). М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА; 1998.

4. Эльгаров А.А. Пропедевтика внутренних болезней (Методические рекомендации для практических занятий). Нальчик: ЭЛЬФА; 2000.

5. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В., Кардангушева А.М. Самостоятельная работа студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней: Учебное пособие с грифом УМО МОиН РФ. Нальчик; 2004.

6. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В. Рейтинговая система в учебном процессе на кафедре пропедевтики внутренних болезней. В кн.: Материалы Северо-Кавказской научно-практической конференции. Нальчик; 1999: 138-46.

7. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В. Рейтинговая система в медицинском образовании. Терапевтический архив. 2004; 12: 100-2.

8. Эльгаров А.А. Диагностика основных клинических синдромов. (Пропедевтика внутренних болезней). Нальчик; 2006; ч. I.

9. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В. Диагностика основных клинических синдромов. (Пропедевтика внутренних болезней): Методические рекомендации. Нальчик: Издательский центр «ЭЛЬ-ФА»; 2005; ч. 2.

10. Эльгаров А.А., Шогенов А.Г., Эльгарова Л.В., Арамисова Р.М. Артериальная гипертония — эпидемиология и профилактика: Учебное пособие с грифом УМО МОиН РФ. Нальчик; 2007.

11. Верткин А.Л., Ховасова Н.О. Клинико-анатомическая конференция по разбору летальных случаев пациентов с неотложными состояниями. Врач скорой помощи. 2013; 2: 31-7.

12. Эльгаров А.А. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Здравоохранение Российской Федерации. 1990; 9: 33-7.

13. Эльгаров А.А. Медицинская этика и деонтология. Нальчик; 1985.

14. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В. Деонтологическое образование студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Клиническая медицина. 2003; 11: 70-2.

15. Эльгаров А.А. Сборник тестовых заданий. Пропедевтика внутренних болезней. Нальчик: Издательский центр «ЭЛЬ-ФА»; 2001.

16. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгарова Л.В. и др. Методы обследования больных пожилого и старческого возраста (пропедевтика внутренних болезней): Методические рекомендации. Нальчик; 2012.

17. Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Терминологический словарь. (Методические рекомендации). Нальчик; 1997.

18. Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Методы обследования больных с патологией органов пищеварения, печени и желчных путей. Нальчик; 1999.

REFERENCES

1. Mukhin N.A., Moiseev V.S. Internal Diseases Propedeutics. Moscow: GEOTAR Meditsina; 2004. (in Russian)

2. Strutynskiy A.V., Baranov A.P., Roytberg G.E., Gaponenko Yu.P. Basics of Internal Diseases Semiotics. 7th ed. Moscow: MEDpress-inform; 2011. (in Russian)

3. Encyclopedia of Clinical Examination of the Patient. Translated from English. (Denisov I.N., Ivashkin V.T., Knyazhev V.A., Mukhin N.A., Pokrovskiy V.I.). Moscow: GEOTAR MEDITSINA; 1998. (in Russian)

4. El'garov A.A. Internal Medicine Propedeutics. (Metod. rekom.). Nal'chik; EL'FA; 2000. (in Russian)

5. El'garov A.A., El'garova L.V., Kardangusheva A.M. Standalone Work of Students at the Department of Internal Medicine Propedeutics: Textbook, UMO MES Russia. Nal'chik; 2004. (in Russian)

6. El'garov A.A., El'garova L.V. The rating system in the educational process at the Department of Internal Medicine Propedeutics. In: Proceedings of the North Caucasus Scientific-Practical Conference «Science — Health Care». Nal'chik; 1999: 138-46. (in Russian)

7. El'garov A.A., El'garova L.V. The rating system in medical education . Terapevticheskiy arkhiv. 2004; 12: 100-2. (in Russian)

8. El'garov A.A. Diagnosis of Major Clinical Syndromes. (Internal Medicine Propedeutics). Nal'chik; 2006; part I. (in Russian)

9. El'garov A.A., El'garova L.V. Diagnosis of Major Clinical Syndromes. (Internal Medicine Propedeutics): Guidelines. Nal'chik: Izda-tel'skiy tsentr «EL'-FA»; 2005; patr II. (in Russian)

10. El'garov A.A., Shogenov A.G., El'garova L.V., Aramisova R.M. Hypertension — Epedemiology and Prevention: Textbooks, UMO MES Russia. Nal'chik; 2007. (in Russian)

11. Vertkin A.L., Khovasova N.O. Clinical and anatomical conference on analysis of lethal cases among patients with medical emergencies . Vrach skoroiy pomoshchi. 2013; 2: 31-7. (in Russian)

12. El'garov A.A. Forms and methods of standalone work of students. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 1990; 9: 33-7. (in Russian)

13. El'garov A.A. Medical Ethics and Deontology. Nal'chik; 1985. (in Russian)

14. El'garov A.A., El'garova L.V. Deontological education of students at the department of internal medicine propedeutics . Klinicheskaya meditsina. 2003; 11: 70-2. (in Russian)

15. El'garov A.A. Collection of Test Tasks for Internal Medicine Propedeutics. Nal'chik: Izdatel'skiy tsentr «EL'FA»; 2001. (in Russian)

16. El'garov A.A., Kakmykova M.A., El'garova L.V. et al. Examination Methods ofMiddle and Old Age Patients (Internal Medicine Propedeutics): Guidelines. Nal'chik; 2012. (in Russian)

17. El'garova L.V., El'garov A.A. Glossary. (Met. Rec.). Nal'chik; 1997. (in Russian)

18. El'garova L.V., El'garov A.A. Examination Methods of Patients with Digestive System, the Liver and Biliary Tract Disorders. Nal'chik; 1999. (in Russian)

Поступила 27.05.13 Received 27.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.