Научная статья на тему 'Итоги председательства Италии в ЕС: второй семестр 2014 г'

Итоги председательства Италии в ЕС: второй семестр 2014 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕС / ПРОГРАММА "ЕВРОПА-2020" / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ЕС / ИТАЛИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Валерий Иванович, Табаринцева-Романова Ксения Михайловна

Статья анализирует деятельность Италии в рамках председательства в ЕС во втором семестре 2014 г. Авторы обозначили основные проблемы в рамках внутренней политик ЕС, с которыми Италии пришлось столкнуться, вступая на пост председателя, а именно: проблемы трудоустройства и безработицы, борьба против коррупции, экономический спад. Особое внимание Италия уделила активизации программы “Европа-2020”, направленной на создание условий для стабильного экономического роста в ЕС: политика против бедности, целесообразное использование ресурсов, развитие цифровых технологий. Ещё одним вызовом для итальянского председательства стала проблема миграции: закончилась программа Mare Nostrum и была открыта новая европейская программа Triton. Несмотря на достаточно решительный настрой и оптимистический прогноз развития европейской экономики, ситуация в Европе остаётся весьма хрупкой и неустойчивой. Председательство Италии в ЕС завершилось небольшими результатами и оставило после себя огромное количество нерешённых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги председательства Италии в ЕС: второй семестр 2014 г»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

УДК 327.7

Валерий МИХА ЙЛЕНКО,

Ксения ТАБАРИНЦЕВА-РОМАНОВА

ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ В ЕС: ВТОРОЙ СЕМЕСТР 2014 г.

Аннотация. Статья анализирует деятельность Италии в рамках председательства в ЕС во втором семестре 2014 г. Авторы обозначили основные проблемы в рамках внутренней политик ЕС, с которыми Италии пришлось столкнуться, вступая на пост председателя, а именно: проблемы трудоустройства и безработицы, борьба против коррупции, экономический спад. Особое внимание Италия уделила активизации программы "Европа-2020", направленной на создание условий для стабильного экономического роста в ЕС: политика против бедности, целесообразное использование ресурсов, развитие цифровых технологий.

Ещё одним вызовом для итальянского председательства стала проблема миграции: закончилась программа Mare Nostrum и была открыта новая европейская программа Triton.

Несмотря на достаточно решительный настрой и оптимистический прогноз развития европейской экономики, ситуация в Европе остаётся весьма хрупкой и неустойчивой. Председательство Италии в ЕС завершилось небольшими результатами и оставило после себя огромное количество нерешённых проблем.

Ключевые слова: внутренняя политика ЕС, программа "Европа-2020", миграционная политика ЕС, итоги председательства в ЕС, Италия.

Основные цели и задачи Италии в рамках председательства в ЕС. Полномочия председательства в ЕС перешли к Италии в тот момент, когда Евросоюз столкнулся с рядом внутренних и внешних вызовов, а именно: с экономическим спадом и неурегулированными конфликтами по периметру границ (Ливия, Украина и др.), с необходимостью структурных реформ в ЕС и проблемами нелегальной миграции и др. Решение указанных вопросов легло в основу программы председательства ЕС [Nuovo inizio, 2014].

© Михайленко Валерий Иванович - д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав.

кафедрой теории и истории международных отношений, директор департамента международных отношений ИСПН, УрФУ, член Правления АЕВИС, председатель Уральского отделения АЕВИС. Адрес: 620083, Екатеринбург, Ленина 51. E-mail: valermik@gmail.com © Табаринцева-Романова Ксения Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, ИСПН, УрФУ, ученый секретарь Уральского отделения АЕВИС. Адрес: 620083, Екатеринбург, Ленина 51. E-mail: kmromanova@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520151420

Первого июля 2014 г. Италия заступила на пост председателя ЕС. Итальянское председательство совпало с важным переходным этапом в европейских структурах. Во-первых, с 1 июля приступил к работе новый Европейский парламент, были избраны: председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и 14 заместителей. Во-вторых, в ноябре 2014 г. вступил в должность новый Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности - бывший министр иностранных дел Италии Ф. Могерини, а также была создана новая Европейская комиссия Союза: т.е. одной из первых задач для страны-председателя являлось установление отношений с новыми институтами власти на взаимной, крепкой и доверительной основе ГИталия вступает в должность председателя, 20141.

Выступая на первой сессии Европарламента нового созыва в Страсбурге, глава итальянского правительства М. Ренци заявил, что приоритетом председательства в течение следующих шести месяцев будет развитие общей экономики. В частности, Италия будет стремиться улучшить ситуацию на рынке труда в Европе, найти решение проблем трудоустройства и безработицы, создать новые рабочие места, особенно для молодёжи TPresidenza italiana del Consiglio, 20141. Ренци предложил активизировать стратегию экономического развития, принятую в 2010 г. в рамках программы "Европа-2020" с целью создания устойчивой, развитой и открытой экономики и укрепления экономического и монетарного союза TEurope 2020 Strategy, 20141.

Италия выступила за изменение налогового союза для обеспечения финансовой стабильности, за осуществление реформ в промышленном секторе экономики. Была предложена идея создания общего внутреннего рынка науки, исследований и цифровых коммуникаций. Особое внимание уделялось совершенствованию нормативной базы для платёжных систем. Предполагалось внедрить в этот процесс инновационные технологии для повышения эффективности и безопасности платежей. В числе приоритетов находилась борьба с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов населения TPresidenza italiana del Consiglio dell'Unione Europea, 20141.

По вопросам, относящимся к политике демократии, прав и свобод европейских граждан, главными целями своего председательства Италия считала необходимость организации конференций и дискуссий на тему институционального развития Европейского Союза в пределах существующих соглашений, сближение институтов власти с гражданами ЕС, усовершенствование европейской системы управления, которая будет базироваться прежде всего на уважении демократии, продвижении и защите прав и свобод человека, а также верховенстве закона, продвижении европейских ценностей на основе сотрудничества со странами-партнёрами.

Повышение социального уровня европейских граждан и повышение уровня фундаментальных ценностей Европы стало важнейшей задачей итальянского президентства в ЕС. Исходя из этого были сформулированы важнейшие задачи в сфере социальной политики, а именно: защита высокого уровня жизни населения, борьба с любыми проявлениями дискриминации, обеспечение равных возможностей в различных сферах для мужчин и женщин. В связи с 20-й годовщиной принятия Пекинской декларации ещё раз обращалось внимание на оказание помощи бедным семьям, выделение средств на преодоление высокой безработицы, проведение политики социального страхования, развитие сферы образования, охрану здоровья и окружающей среды.

В заявлении М. Ренци отмечалось, что "Европа является сверхдержавой не только в экономическом смысле, но супердержавой ценностей", поэтому, председательствующая Италия будет уделять большое внимание культурному наследию

стран, считая, что это должно стимулировать людей к творческой деятельности [L'Italia ha presentato l'idea della presidenza dell'UE, 2014].

Итальянская сторона предполагала использовать период президентства для разработки перспективной европейской политики во всех сферах деятельности на период после 2020 г.

С 19 по 21 ноября 2014 г. была запланирована международная конференция в штаб-квартире продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в Риме по вопросам, касающимся питания. Италия предполагала привлечь внимание к вопросам продовольственной безопасности посредством совместной работы с организаторами торговой выставки "Экспо Милан 2015", название которой "Питание планеты. Энергия для жизни" [L'Expo Milano 2015, 2014].

В правовой сфере Италия предполагала следовать общеевропейской политике миграции и выступала за уважение прав мигрантов. В соответствии с этим важной задачей своего председательства Италия считала совместное регулирование со странами-участниками ЕС и странами-партнёрами проблем нелегальной миграции, политики предоставления убежища мигрантам, установление контроля над нелегальной иммиграцией в Средиземноморье [Presidenza italiana del Consiglio dell'Unione Europea 2014].

Таким образом, правительство Маттео Ренци определило круг задач на период председательства Италии и намеревалось действовать решительно для их решения.

Деятельность Италии в период председательства. В этот период Италии пришлось иметь дело с низкими темпами экономического развития стран ЕС, высоким уровнем безработицы и колоссальным разрывом между бедными и богатыми странами-членами ЕС.

За время своего председательства Италия неоднократно созывала рабочие заседания, конференции для решения экономических вопросов. Первое, что было сделано в плане экономики, то, что итальянский президиум спланировал бюджет для обеспечения необходимыми ресурсами действующие программы и финансирование новых. Запланированный объём расходов составил 960 млрд евро [Towards a genuine Economic and Monetary Union, 2014].

Одним из важных направлений деятельности Италии стала борьба против коррупции. Проведённый опрос в странах ЕС показал неожиданные результаты. Более 38% опрошенных отметили наличие коррупции во всех сферах, а 74% посчитали, что коррупция является частью бизнес-культуры. В качестве мер борьбы с коррупцией итальянское представительство предложило создать государственный регистр с полной информацией о бизнесе и открыть свободный доступ в общественные регистры. Такая прозрачность собственности способствовала бы правоохранительным органам и помогала бы банкам выполнять свои процедуры проверки. Также был одобрен законопроект, согласно которому минимальное наказание за коррупцию увеличивается с 4 до 6 лет, а максимальное с 8 до 10 лет [Consiglio dei Ministri n.41, 2014].

В области налогообложения итальянское представительство сосредоточило своё внимание на вопросах, связанных с борьбой с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Италия внесла изменения в директиву 2011/16 / ЕС об административном сотрудничестве в налоговой сфере. Речь шла о продлении срока её действия с той целью, чтобы страны могли и дальше производить обмен нужной информацией в соответствии с международными стандартами.

Итальянское представительство поддержало переговоры о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве (ТТИП) между США и ЕС. Проект предусматривает отмену таможенных барьеров и свободный товарооборот между США и

ЕС. Европейцы считают, что реализация данного проекта будет содействовать прекращению многолетней стагнации и стимулирует экономический рост, а также послужит импульсом для преодоления безработицы.

10 декабря 2014 г. был одобрен законопроект о реформе трудового законодательства Jobs Act, который вступил в силу с 1 января 2015 г. Законопроект предусматривал защиту новых сотрудников путём заключения контракта на неопределённый срок. В случае увольнения по экономическим причинам должна выплачиваться только денежная компенсация. Законопроект предусматривал упрощение перехода с одной должности на другую. По завершении предпринимательской деятельности доступ к Интеграционному банку заработной платы полностью закрывается. Период выплаты пособий по безработице определялся историей налоговых выплат работником за время всей его трудовой деятельности и варьировался в случаях длительного периода уплаты налоговых взносов.

Проблемы экономики непосредственно затрагивали весь комплекс проблем социальной жизни Европы. Недостаточное количество рабочих мест порождает социальные проблемы, и уровень жизни населения с каждым годом становится всё ниже. Итальянский президиум предложил установить контроль над производительностью труда в отдельных странах. На различных конференциях обсуждались вопросы по созданию новых рабочих мест и улучшению условий труда. Было увеличено количество рабочих мест в секторе здравоохранения. Следуя программе "Европа-2020", предполагалось увеличить рабочий сектор приблизительно до 8 млн человек к 2020 г. Вопрос гендерного равенства являлся одним из основных в итальянской программе. Специалистами был подготовлен обзор, составлены рекомендации дальнейших действий по обеспечению гендерного равенства в Европейском Союзе. Также неоднократно проводились конференции с участием министров отдельных стран, целью которых было принятие Директивы по улучшению гендерного баланса.

Относительно сферы образования Италия основывалась на реализации основных направлений программы "Стратегия 2020", которая была принята в мае 2009 г. Итальянский президиум предлагал, чтобы не менее 95% детей в возрасте от 4 до 7 лет принимали участие в программах дошкольного образования. Доля слабоуспевающей по ряду основных предметов молодёжи в возрасте 15 лет должна быть снижена на 15%. Доля молодёжи, преждевременно завершающей образование и профессиональное обучение, в среднем не должна превышать 10%. Доля лиц с высшим образованием в возрастной группе 30-34 года должна составлять не менее 40%. Коэффициент участия в образовательных программах лиц в возрасте 25-64 года в среднем должен составлять не менее 15%.

Итальянское представительство развернуло дискуссию относительно будущей роли профессионального образования и обучения в контексте социального и экономического развития Европейского Союза.

В ряду других проблем была рассмотрена роль инвестиций, направленных в сферу образования. М. Ренци, представляя на венецианской встрече на высшем уровне проект Continente connesso ("Континент на связи"), предложил обеспечить европейское население свободным доступом к социальным сетям, чтобы упростить получение образования [Connected Continent , 20141. Также обсуждалась новая программа "Эразмус Плюс", целью которой должно стать укрепление международного сотрудничества между высшими учебными заведениями, а также содействие мобильности студентов из разных стран.

Особую роль в программе итальянского председательства, естественно, играл миграционный вопрос. М. Ренци считал, что Европейский Союз должен выработать

единую политику в этой области. Итальянское правительство намерено поощрять дальнейшее развитие конструктивного диалога с третьими странами по вопросам урегулирования миграционных потоков, в соответствии с глобальной миграционной политикой Европейского Союза. Совместно с Европейской комиссией и европейской дипломатической службой Италия также выступила с инициативой диалога со странами, откуда идёт основной поток мигрантов, а также со странами, через который идёт поток мигрантов. Сотрудничество с третьими странами позволило бы улучшить систему законных каналов въезда, а также проводить совместную борьбу с нелегальной миграцией путём совершенствования институциональных возможностей компетентных органов этих стран. Также итальянское правительство усилило пограничный контроль, особенно на морских границах.

В период председательства Италии продолжала действовать принятая в 2012 г. стратегия ЕС по борьбе с торговлей людьми. Итальянское представительство стимулировало развитие согласованных действий по решению этой проблемы, акцентируя внимание на идентификацию, установление и защиту людей, которые стали жертвами торговли людьми.

В области сельского хозяйства была введена новая единая политика в выплате субсидий для сохранения экологии.

Было принято решение об увеличении выплат по поддержке владельцев мелких хозяйств и особенно молодых фермеров. Большое количество субсидий было выделено фермерам, поддерживающим экологический баланс на пастбищах.

В декабре итальянским президиумом была созвана климатическая конференция ООН в Лиме. Несмотря на то что между развитыми и развивающимися странами оставались разногласия по подходам к проблеме глобального изменения климата, участники конференции сумели достичь решения стратегической задачи, а именно: утвердили пакет решений, который обеспечивает переход к практическим переговорам по согласованию нового всеобъемлющего соглашения по климату на период после 2020 г., когда истечет срок действия т.н. второго периода обязательств по Киотскому протоколу.

Итоги деятельности председательства Италии в ЕС. В августе 2014 г. на очередном саммите ЕС М. Ренци заявил о перестройке ЕС за 1000 дней, утверждая, что Италия является страной способной претворить все планы в жизнь. В действительности, программа председательства Италии в ЕС оказалась слишком объёмной и амбициозной.

М. Ренци попытался решить экономические проблемы как внутри самой Италии, так и в ЕС, не учитывая основной принцип нейтральности и беспристрастия председательства.

Итоги председательства можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические. В области европейской экономической политики Италии удалось реализовать следующие пункты программы: по усилению защиты интеллектуальной собственности, по привилегированному положению малого и среднего предпринимательства, по улучшению качества продукции. Была одобрена новая директива по генетически модифицированным организмам и продуктам (ГМО), направленная, по сути, на защиту традиционного производства.

Вместе с тем в период итальянского президентства не удалось достичь какого-либо сдвига в обеспечении граждан ЕС рабочими местами. Проблема осталась неразрешённой и крайне актуальной по завершении председательства Италии в ЕС. Не оправдались планы на увеличение капитальных расходов на инвестиции, о чём было сказано в итоговом документе одного из саммитов ЕС 18 декабря 2014 г. под

председательством Италии. Что касается проекта ТТИП, итальянский президиум уделял достаточно внимания данному проекту с надеждой, что это облегчит условия жизни европейцев, однако одновременно проект спровоцировал рост оппозиции, что может сказаться на его дальнейшей реализации. Италия не сумела достичь существенного прогресса в области цифровых технологий. Проект Continente connesso так и не был реализован в полной мере, а сама Италия по-прежнему находится на последнем месте по количеству пользователей[Connected Continent , 2014].

Что касается реальных достижений, то за время своего председательства Италия добилась положительных результатов в области экологии. Она сумела добиться определения единой позиции Европейского Союза по вопросам ГМО на конференции ООН в Лиме.

Италия активно способствовала проведению очередного раунда переговоров по вступлению Македонии и Сербии в ЕС.

Кроме того, она выступила инициатором по внеочередному созыву в августе 2014 г. Совета по иностранным делам по кризису в Ираке с целью обеспечения политической поддержки военному участию ряда стран-членов ЕС в борьбе против террористической группировки ИГИЛ.

Италия выступила соавтором резолюции ГА ООН "Территориальная целостность Украины" и поддержала санкции против России.

Италия стала организатором выработки плана мероприятий по обеспечению морской безопасности ЕС, подчеркивая стратегическую значимость Средиземного моря для Европы. В данном аспекте национальный интерес Италии плотно вкраплен в политику ЕС. Средиземноморский вопрос всегда оставался приоритетным направлением во внешней политике как Италии, так и самого Европейского Союза.

Относительно политики в области иммиграции Италия в ноябре 2014 г. закрыла свой проект Mare Nostrum, направленный на спасение беженцев, и дала старт новой европейской программе Triton, с меньшим бюджетом - в 10 млн евро. Программа "Тритон" охватывает меньшую территорию контроля морской акватории. Проект не принёс значительных успехов, и по подсчётам спецслужб за 2014 г. 270 тыс. нелегальных иммигрантов попали в Европу, что на 60% больше по сравнению с 2013 г. [Juncker: il rifiuto delle operazioni Mare Nostrum, 2014].

В завершение отметим, что председательство Италии в ЕС завершилось с небольшими положительными результатами и оставило за собой ряд нерешённых проблем внутриевропейского и международного характера.

Список литературы:

Италия вступает в должность председателя Совета Европейского Союза. URL: http://www.ambminsk.esteri.it/NR/rdonlyres/EC98E217-2F55-441E-8223-41E337CF2881 /79348/ItalijapredsedatelSovetaES.pdf (дата обращения: 29.04.15)

Итальянская республика в меняющемся мире. (2014) Под ред. А.А. Язьковой. Доклады ИЕ РАН. № 306. М. Институт Европы РАН.

На перекрестке Средиземноморья: "Итальянский сапог" перед вызовами XXI века. (2011) Под ред. Т.В. Зоновой. М.: Издательство "Весь Мир". Серия: Старый Свет - новые времена.

Connected Continent: a single telecom market for growth & jobs. URL:https://ec.europa.eu/digital-agenda/en/connected-continent-single-telecom-market-growth-jobs (датаобращения: 01.05.15)

Consiglio dei Ministri n.41 - Anticorruzione. URL: http://www.governo.it/index.asp (дата обращения: 01.05.15)

Consiglio europeo. URL: http://www.consilium.europa.eu/it/home/(дага обращения: 21.04.15)

Europe 2020 Strategy. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf (дата обращения: 01.05.15)

Juncker: il rifiuto delle operazioni Mare Nostrum.URL: http://ilmanifesto.info/ (дата обращения: 03.05.15)

L'Expo Milano 2015. URL:http://www.expo2015.org/fr (дата обращения: 01.05.15)

L'ltalia ha presentato l'idea della presidenza dell'UE. URL:http://ru.euronews.com/2014/07/02/renzi-calls-for-eu-to-hit-the-growth-button/ (дата обращения:29.04.15)

Nuovo Inizio Programma della Presidenza Italiana del Consiglio dell'Unione EuropeaLuglio - 31 Dicembre 2014. URL: http://italia2014.eu/media/1350/programma_ita_def.pdf

Presidenza italiana del Consiglio dell'Unione Europea 2014. URL: http://italia2014.eu/media/1227/programma-en1-def.pdf (дата обращения 28.04.15)

Towards a genuine Economic and Monetary Union. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/134069.pdf (дата обращения: 01.05.15)

References:

Italia vstupaet v doljnost' Predsedatelia Soveta UE. URL: http://www.ambminsk.esteri.it/NR/rdonlyres/EC98E217-2F55-441E-8223-41E337CF2881 /79348/ItalijapredsedatelSovetaES.pdf (дата обращения: 29.04.15)

Ital'janskaja respublika v menjajushhemsja mire. (2014) Pod red. A.A. Jaz'kovoj. Doklady IE RAN. № 306. M. Institut Evropy RAN.

Connected Continent: a single telecom market for growth & jobs. URL:https://ec.europa.eu/digital-agenda/en/connected-continent-single-telecom-market-growth-jobs (датаобращения: 01.05.15)

Consiglio dei Ministri n.41 - Anticorruzione. URL: http://www.governo.it/index.asp (дата обращения: 01.05.15)

Consiglio europeo. URL: http://www.consilium.europa.eu/it/home/ (дата обращения: 21.04.15) Europe 2020 Strategy. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf (дата обращения: 01.05.15) Juncker: il rifiuto delle operazioni Mare Nostrum.URL: http://ilmanifesto.info/ (дата обращения: 03.05.15)

L'Expo Milano 2015. URL:http://www.expo2015.org/fr (дата обращения: 01.05.15) L'Italia ha presentato l'idea della presidenza dell'UE. URL:http://ru.euronews.com/2014/07/02/renzi-calls-for-eu-to-hit-the-growth-button/(дата обращения:29.04.15)

Na perekrestke Sredizemnomor'ja: "Ital'janskij sapog" pered vyzovami XXI veka. (2011) Pod red. T.V. Zonovoj. M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir". Serija: Staryj Svet - novye vremena.

Nuovo Inizio Programma della Presidenza Italiana del Consiglio dell'Unione EuropeaLuglio - 31 Dicembre 2014. URL: http://italia2014.eu/media/1350/programma_ita_def.pdf

Presidenza italiana del Consiglio dell'Unione Europea 2014. URL: http://italia2014.eu/media/1227/programma-en1-def.pdf (дата обращения 28.04.15)

Towards a genuine Economic and Monetary Union. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/134069.pdf(дата обращения:

01.05.15)

Results of the Italian presidency in the EU: the second semester of 2014

Authors. Michailenko V.I. - professor, director of Department (Faculty) of International Relations Ural Federal University, the member of the Board of AES, Chairman of the Ural branch of the Association of European Studies. Address: 51, str. Lenina, Yekaterinburg, 620083. E-mail: valermik@gmail.com

Tabarintseva-Romanova K.M. - PhD (Letters), associate professor of Department of International Relations, Ural Federal University, Secretary of the Ural branch of the Association of European Studies. Address: 51, str. Lenina, Yekaterinburg, 620083. E-mail: kmromanova@mail.ru

Abstract: The article gives the analysis of activities of the Italy's EU presidency in the second semester, 2014. The authors identify the problems Italy encountered: problems of employment and unemployment, fight against corruption, economic decline. The particular attention is paid to the "Europe 2020" launch. It is aimed at creating conditions for sustainable economic growth in the EU, including anti-poverty policies, appropriate use of resources, and development of digital technologies. The migration issue became another challenge for the Italian presidency: the program "Mare Nostrum" was followed by the new European program "Triton". In conclusion, it is noted that, despite rather decisive attitude and optimistic forecast for the development of the European economy, the situation in Europe remains very fragile and unstable. The Italian presidency of the EU finished with little result and left a huge number of unsolved issues behind.

Keywords: EU internal policies, program "Europe 2020," EU's migration policy, results of Italian EU presidency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.