Научная статья на тему 'Средиземноморская политика Италии (начало)'

Средиземноморская политика Италии (начало) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1627
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / ЛИВИЯ / ОБЩЕЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИТАЛЬЯНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ITALY / MEDITERRANEAN REGION / LIBYA / COMMON MEDITERRANEAN SPACE / ITALIAN FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маслова Е. А., Ушакова Н. В.

Статья посвящена роли и перспективам итало-ливийских отношений в формировании единого евросредиземноморского пространства. В последние десятилетия концепция Средиземноморья как региона постепенно «расширилась» и вышла за географические границы непосредственно Средиземного моря, которое стало многополярным регионом, с множеством центров силы, а также c конкурирующими политическими программами. Для Италии Средиземноморское направление всегда являлось одной из констант внешней политики. В этом контексте итало-ливийские отношения носят особый характер. На протяжении всей своей истории эти отношения переживали как драматические периоды, так и периоды активного развития и укрепления. В последние годы возникли новые вызовы перед обеими странами. Тем не менее Италия стремится следовать интегрированному подходу, который сочетает безопасность и солидарность, последовательно поддерживая и отстаивая эту линию как рамках Европейского союза, так и на глобальном уровне. Реализация многочисленных инициатив Италии в этом направлении дает свои положительные результаты, несмотря на причины объективного характера, в том числе, напряженную обстановку внутри самой Ливии, которая, безусловно, тормозит этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ITALIAN POLICY IN THE MEDITERRANEAN (1ST PART)

The article is devoted to the role and perspective of relationships between Italy and Libya in regards to the formation of common Mediterranean space. In the last decades the concept of the Mediterranean region has been constantly expanding and has exceeded the geographical boundaries of Mediterranean Sea which has become a multipolar region with multiple key players and competing political programs. Mediterranean policy has always been one of the constants of Italian foreign policy. In this context the relationships between Italy and Libya have a special nature. During its history these relationships have passed not only through dramatic periods but also through active development and strengthening. Last years have seen new challenges for both countries. However, Italy strives for an integrative approach which combines security and solidarity standing out this conception within European Union and globally. Implementation of Italy’s related initiatives has led to positives results, despite objective reasons and tensions in Libya that slow down the process.

Текст научной работы на тему «Средиземноморская политика Италии (начало)»

УДК 327

Маслова Е.А., кандидат политических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

Ушакова Н.В., кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ (НАЧАЛО)

Статья посвящена роли и перспективам итало-ливийских отношений в формировании единого евросредиземно-морского пространства. В последние десятилетия концепция Средиземноморья как региона постепенно «расширилась» и вышла за географические границы непосредственно Средиземного моря, которое стало многополярным регионом, с множеством центров силы, а также с конкурирующими политическими программами. Для Италии Средиземноморское направление всегда являлось одной из констант внешней политики. В этом контексте итало-ливийские отношения носят особый характер. На протяжении всей своей истории эти отношения переживали как драматические периоды, так и периоды активного развития и укрепления. В последние годы возникли новые вызовы перед обеими странами. Тем не менее Италия стремится следовать интегрированному подходу, который сочетает безопасность и солидарность, последовательно поддерживая и отстаивая эту линию как рамках Европейского союза, так и на глобальном уровне. Реализация многочисленных инициатив Италии в этом направлении дает свои положительные результаты, несмотря на причины объективного характера, в том числе, напряженную обстановку внутри самой Ливии, которая, безусловно, тормозит этот процесс.

Ключевые слова: Италия, Средиземноморье, Ливия, общее средиземноморское пространство, итальянская внешняя политика.

БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-01-111-116

Средиземноморье в мировой политике

Средиземное море является перекрёстком встречи Европы, Африки и Азии. На протяжении хода мировой истории народы по-разному называли данную акваторию: римляне "Mare Nostrum" («Наше море»), турки «Белое море», евреи «Великое море», немцы «Среднее море», древние египтяне «Большое Зелёное море», а арабы - «Среднее Белое море». Подобное множество определений лишь в некотором роде отражает всю сложную историю и специфику данной акватории.

Является ли Средиземноморье регионом или представляет собой лишь географическую территорию? Понятие региона в политической науке имеет множество трактовок и теорий. Ответ на данный вопрос требует отдельного комплексного исследования. В то же время, разнообразие подходов к пониманию региона можно свести в целом к тому, что регион являет собой целостную территорию, обладающую общими признаками, а также характеризующуюся взаимосвязанностью процессов.

В последние десятилетия концепция Средиземноморья как региона пережила трансформацию и постепенно «расширилась». Всё чаще в официальных документах и речах можно встретить понятие «Большого

Средиземноморья», выходящего за географические границы Средиземного моря, вбирающего в себя Чёрное море, Персидский залив и Ближневосточный регион, Балканы. Расширяясь, это новое «средиземноморское пространство» одновременно даёт трещины по новым областям политического влияния и новым театрам гражданских войн. Одним из факторов разобщения является то, что в регионе действует большее число негосударственных акторов - ополченцы, джихадистские группы, племена, преступные организации, сети торговцев людьми - которые обретают власть, конкурируя с авторитетом государственной власти. Таким образом, Средиземное море стало многополярным регионом, с множеством центров силы, а также с конкурирующими политическими программами - Тегерана, Эр-Рияда, Анкары, Израиля, Каира.

Средиземноморье сегодня является «геополитическим парадоксом»: оно стало как более фрагментированным, так и более взаимосвязанным. С одной стороны, Средиземноморье таит в себе кризисы и конфликты, идеологические и религиозные столкновения, с другой - представляет собой платформу для экономической, энергетической и инфраструктурной связи между Европой, Африкой и Азией. В контексте расширения Суэцкого канала и развития проекта «Один пояс-Один

путь» Средиземноморье приобретает новую стратегическую значимость в качестве транс-портно-логистической платформы.

Одновременно «расширяясь» и «расщепляясь», Средиземноморье приобретает одну из центральных тем в мировой политике.

Средиземноморье во внешней политике Италии и Европейского союза

Для Италии Средиземноморское направление всегда являлось одной из констант внешней политики. Правительство с особым вниманием относится к данному региону, о чём свидетельствует содержание мероприятий и стратегий, которые страна реализует, прежде всего, в таких областях как безопасность; миграция; экономика; энергия; культура и наука.

В рамках Европейского союза Италия также стремится последовательно проводить линию на усиление внимания стран ЕС к Средиземноморью. В подтверждение этому приводим выказывание министра иностранных дел А. Альфано (декабрь 2017 г.): «В период больших перемен для Европейского союза, для того, чтобы вновь стать важным мировым игроком, наш Союз должен осознавать, что сегодня, как никогда ранее, его судьба заложена в Средиземноморье. Его воды обеспокоены многочисленными проблемами, но содержат в себе и много возможностей, которые мы должны постичь и использовать для обеспечения нашего роста и нашей безопасности» [7].

В связи с этим, по мнению итальянского руководства, Италия должна предпринять меры, направленные на поддержание мира, стабильности и демократии в Средиземноморье. Однако добиться успехов возможно лишь при консолидации ресурсов через проведение общеевропейской средиземноморской политики.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. можно отметить стремлением к созданию различных региональных систем в Средиземноморье, где налаживанию сотрудничества содействовали, прежде всего, такие международные организации как ОБСЕ и Европейский союз.

Позиция ОБСЕ по поводу взаимоотношений стран европейского континента и

стран южного и восточного Средиземноморья впервые была изложена в хельсинском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1980 г. в ходе мадридской встречи представителей государств-участников СБСЕ появилась инициатива изучить возможность проведения совещаний ad hoc средиземноморских государств с целью усиления безопасности и сотрудничества в Средиземноморье. Идея проведения таких совещаний прозвучала в полный голос на следующем мероприятии СБСЕ по средиземноморским проблемам - на семинаре по экономическому, научному и культурному сотрудничеству в Средиземноморье в 1984 г. в Венеции, где Италия предложила созвать конференцию по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморском регионе (СБСС). Предложение о созыве СБСС высказывалось также и на совещании 1990 г. в Пальма-де-Майорке, однако реализации не получило [2].

В декабре 1990 г. Совет ЕЭС принял рамочное решение о проведении «новой средиземноморской политики», основной составляющей которой стало бы партнёрство с т.н. «третьими средиземноморскими странами» [2].

Крупнейшей акцией в рамках «новой средиземноморской политики» стала евро-средиземноморская конференция в Барселоне в 1995 г., на которой была принята программа сотрудничества в области энергетики, промышленности, телекоммуникаций, транспорта, науки и туризма между 15 государствами ЕС и 12 т.н. «третьими средиземноморскими странами»1. Спустя почти 10 лет - в 2003 г. после принятия решения о пятом расширении ЕС - Европейская комиссия представила Сообщение: «Большая Европа -соседи: новая основа отношений с восточными и южными соседями ЕС». В документе излагались основные принципы политики европейского соседства и отмечалась важность создания зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского Союза. Целью новой политики европейского соседства является стабилизация системы отношений со всеми гос-

1 В число т.н. «третьих средиземноморских государств» входили Кипр, Мальта, Турция, Палестина, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Марокко, Тунис, Алжир.

ударствами, граничащими с ЕС, а также преодоление препятствий, мешающих завершению Барселонского процесса. Реализация данной политики виделась его членам через создание новых политических инициатив на региональном и субрегиональном уровнях всего Средиземноморья.

По мнению итальянского правительства, создание единого евросредиземномор-ского пространства требует проведения политики, основанной на общих правилах и нормах, признавая при этом различную природу стран и вовлекая их в диалог - политический, экономический и культурный, продвигаясь таким образом к «альянсу цивилизаций».

Таким образом, основы отношений ЕЭС со странами Средиземноморского берега были заложены после распада колониальных империй. В целом, подход ЕЭС, как замечает О.Е. Трофимова, носил «мозаичный характер» [3]. Новый этап отношений открывается подписанием в 1995 г. так называемой Барселонской декларации о развитии «Евро-средиземноморского партнёрства». В 2008 г. по инициативе Франции запускается новая инициатива - Союз для Средиземноморья.

Иными словами, на сегодняшний день, фундаментом отношений стран ЕС со странами Средиземноморья являются: Барселонская декларация 1995 г., Союз для Средиземноморья, программа политика соседства, а также многочисленные двусторонние отношения. Последние касаются в основном вопросов преференциальной торговли.

Итало-ливийские отношения

Не без основания можно утверждать, что итало-ливийские отношения носят особый характер. Напомним, что в течение столетий Триполитания и Киренаика являлись процветающими провинциями Римской империи, а с 1912 по 1942 гг. Ливия находилась в колониальной зависимости от Итальянского королевства. После государственного переворота 1969 г., в результате которого к власти пришёл М. Каддафи, итальянцы, проживавшие в Ливии (свыше 20 тыс. человек), были депортированы, а их имущество конфисковано в пользу государства.

Впоследствии итальянские правительства были заинтересованы в стабилизации отношений с Джамахирией. Не последнюю

роль играла зависимость страны от энергетических ресурсов Ливии. Так, между сторонами был заключён ряд значимых соглашений. В первую очередь, стоит упомянуть следующие: Консульская конвенция 1998 г., Соглашение о поддержке и защите инвестиций 2000 г., Соглашение по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной иммиграцией 2000 г. (в силе с декабря 2002 г.), Протокол 2007 г. о сдерживании нелегальной иммиграции.

Действие Протокола 2007 г. вносило немалый вклад в регулирование миграционных процессов. Документ предусматривал совместное морское патрулирование на катерах, предоставляемых итальянской стороной. Операции по патрулированию включали в себя охрану ливийских и международных вод, обнаружение и спасение нелегальных иммигрантов с их последующей доставкой до ливийских берегов.

Однако действие протокола было приостановлено в одностороннем порядке Ливией уже в 2008 г. в связи с внутриполитическими событиями в Италии. В частности, это было связано с личностью Р. Кальдероли - одного из руководителей «Лиги Севера», который появился в телеэфире в футболке с изображением карикатуры на пророка Мохаммеда. В начале мая 2008 г. сын Муаммара Каддафи Саиф-эль-Ислам пригрозил «катастрофическими последствиями» в отношениях между Италией и Ливией, если представитель «Лиги Севера» Р. Кальдероли войдёт в состав нового кабинета министров [8]. Однако МИД Италии счёл подобное заявление вмешательством во внутренние дела страны [5]. В день инаугурации нового правительства, куда Р. Кальдероли вошёл в качестве министра по упрощению законодательства, ливийское МВД проинформировало, что Джамахирия не намерена более сотрудничать с Итальянской Республикой в борьбе с нелегальными иммигрантами. Согласно официальной версии, такое решение было обосновано недостаточными поставками со стороны Италии патрульных катеров и других средств береговой охраны, что вынудило Ливию использовать собственные материальные ресурсы в борьбе с незаконной миграцией. Таким образом, Триполи заявили о том, что снимают с себя ответственность за нелегальных иммигрантов, проникающих на территорию Италии.

Другой важной вехой в развитии итало-ливийских отношений стало подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в 2008 г. В августе 2008 г. состоялся официальный визит итальянского премьер-министра С. Берлускони в Бенгази - бывший центр древнеримской провинции Киренаика. Главным событием визита стало подписание договора между бывшей метрополией и её колонией, который, по словам итальянского премьера, имел «историческое значение и окончательно перелистывает страницу прошлого» [4]. Во время церемонии подписания нового соглашения С. Берлускони официально принёс извинения за колониальное прошлое [6].

Договор о дружбе и сотрудничестве был подписан С. Берлускони и М. Каддафи 30 августа 2008 г., а день 30 августа объявлялся Днём итало-ливийской дружбы. Документ содержал в себе более 20 статей, которые устанавливали как общие принципы партнёрства, так и касались определённых сфер: науки, культуры, экономики, энергетики и т.д.

Отдельная статья договора предусматривала военное сотрудничество. Стороны выражали намерение проводить совместные военные манёвры, а также осуществлять обмен экспертами и техническими специалистами. Кроме этого, в документе говорилось о сотрудничестве в борьбе с оружием массового уничтожения, указывалось намерение сделать Средиземноморье безъядерной зоной.

Вторая часть договора о прекращении исторических споров предусматривала инвестиции со стороны Италии в размере 5 млрд. долларов на обновление ливийской инфраструктуры [9]. В частности, предполагалось возведение жилого фонда и строительство автомагистрали вдоль побережья от Туниса до Египта. Предусматривались ежегодные инвестиции итальянской стороной в размере 250 млн. долларов в течение 20 лет [9].

В обмен Апеннины должны были получить возобновление Ливией обязательства о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и незаконной иммиграцией. В целях противодействия нелегальной миграции, как и прежде, предусматривалось патрулирование итальянцами ливийских границ.

Ко всему прочему, Италия выделяла стипендии ливийским студентам, взяла обязательство отреставрировать археологические

находки колониальной эпохи, а также осуществить выплаты пострадавшим от взрывов мин времён колониального прошлого. Ливия со своей стороны должна была отреставрировать итальянское кладбище в Триполи, заброшенное после 1970 г. Согласно новой договорённости, все итальянцы теперь могли вернуться в Ливию, получив визу.

Особого внимания заслуживает то, что, согласно договору, стороны должны были предоставлять военную и другую помощь друг другу в случае опасности. Эксперты сразу же заговорили, не вступает ли такое положение в противоречие с членством Италии в НАТО, однако технически такого противоречия установлено не было, поскольку данный договор не являлся договором о ненападении.

Вскоре новый документ был ратифицирован итальянским и ливийским парламентами. После подписания Договора о дружбе и сотрудничестве политические контакты между двумя лидерами участились, М. Каддафи неоднократно приезжал в Рим со своей официальной делегацией.

Таким образом, Договор о дружбе и сотрудничестве положил конец дискуссии о колониальном прошлом - Рим официально принёс извинения, пообещав «репарации». Взамен Италия получила частичное решение проблемы нелегальных иммигрантов, а также гарантию полноправного партнёрства сторон, в первую очередь, экономического. Наконец было создано рамочное соглашение, гармонизирующее и нормализующее отношения между Итальянской Республикой и Ливийской Джамахирией.

Однако через несколько лет после подписания договора и вступления его в силу регион Ближнего Востока охватил ряд вооружённых восстаний, т.н. «арабская весна». В Ливии начался вооружённый конфликт между сторонниками Каддафи и его противниками. Последних поддерживали Лига арабских государств, ЕС, НАТО, некоторые другие государства и организации. В первые дни конфликта среди итальянского истеблишмента царила полная растерянность. Согласно Договору 2008 г., Италия должна была оказать военную помощь Ливии в случае нападения на неё третьей стороны. Пожалуй, единственно последовательным был президент Республики Джорджо Наполи-тано, который после возвращения из США и

встречи с Президентом Бараком Обамой, настоятельно просившим Италию оказать военную помощь операции НАТО в Ливии, сразу же заявил, что «Италия должна быть вместе с мировым сообществом» [1].

В конечном итоге, Италия приостановила действие Договора о дружбе в одностороннем порядке, и правительство Берлускони предоставило свои базы для нанесения авиаударов по территории Ливии. По сути,

Италия и Ливия находились в состоянии войны, а Каддафи объявил войну Италии в эфире государственного телеканала.

В связи с вооружённым конфликтом в Ливии к берегам Италии через Средиземноморье устремились беженцы. Большинство иностранных нефтедобывающих компаний (BP, Total, Statoil, Shell, Eni) было вынуждено временно прекратить свою работу

Список литературы

1. Баранчеева И. Италия - Ливия: перспективы сотрудничества. Столетие. Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/italija_livija_perspektivy_sotrudnichestva_2011-

09-12.htm (дата обращения: 21.02.2018)

2. Европа: вчера, сегодня, завтра. Под ред. Шмелева Н.П. М., 2002. С. 413 - 416.

3. Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 122 с. С.4.

4. Berlusconi da Gheddafi, siglato l'accordo: "Uniti sull'immigrazione". Corriere della Sera. 30 agosto 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.corriere.it/esteri/ 08_agosto_30/berlusconi_libia_gheddafi_bengasi_478ee3f4-767e-11dd-9747-00144f02aabc.shtml (дата обращения: 21.02.2018)

5. Calderoli ministro, la Lega araba frena D'Alema: «Il governo è questione interna». Correiere della Sera. 03 maggio 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.corriere.it/politica/08_maggio_03/calderoli_lega_araba_ministro_2cfa6ebc-1910-11dd-8268-00144f486ba6.shtml (дата обращения: 21.02.2018)

6. Governo Italiano. Sintesi dell' Intervento del Presidente del Consiglio, Silvio Berlusconi, alla Firma del Trattato di Amicizia, Partenariato e Cooperazione tra Italia e Libia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.governo.it/Presidente/Interventi/dettaglio.asp?d=40139 (дата обращения: 12.09.2017), https://appablog.wordpress.com/2008/08/31/libia-italia-sintesi-dell%e2%80%99-intervento-del-presidente-del-consiglio-silvio-berlusconi-alla-firma-del-trattato-di-amicizia-partenariato-e-cooperazione-tra-italia-e-libia/ (дата обращения: 21.02.2018)

l. La strategia italiana nel Mediterraneo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/12/med-maeci-ita.pdf (дата обращения: 21.02.2018)

В. Libia a Italia, non collaboriamo più non bloccheremo più immigrati. La Repubblica. 08 maggio 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.repubblica.it/ 2008/05/sezioni/esteri/libia-italia/libia-italia/libia-italia.html?ref=search (дата обращения: 21.02.2018)

9. Ronzitti N. The Treaty on Friendship, Partnership and Cooperation between Italy and Libya: New Prospects for Cooperation in the Mediterranean? // Bulletin of Italian Politics. Vol.1, No. 1, 2009, p. 128.

THE ITALIAN POLICY IN THE MEDITERRANEAN (1st PART)

The article is devoted to the role and perspective of relationships between Italy and Libya in regards to the formation of common Mediterranean space. In the last decades the concept of the Mediterranean region has been constantly expanding and has exceeded the geographical boundaries of Mediterranean Sea which has become a multipolar region with multiple key players and competing political programs. Mediterranean policy has always been one of the constants of Italian foreign policy. In this context the relationships between Italy and Libya have a special nature. During its history these relationships have passed not only through dramatic periods but also through active development and strengthening. Last years have seen new challenges for both countries. However, Italy strives for an integrative approach which combines security and solidarity standing out this conception within European Union and globally. Implementation of Italy' s related initiatives has led to positives results, despite objective reasons and tensions in Libya that slow down the process. Keywords: Italy, Mediterranean region, Libya, common Mediterranean space, Italian foreign policy.

lis

References

1. Barancheva I. Italia - Livia: perspektivy sotrudnichestva. Stoletie. Informatsionno-analiticheskoe izdanie Fonda istoricheskoi perspektivy. [Libya: prospects for cooperation. Century. Information-analytical edition of the Foundation for Historical Perspective]. Retrieved 21 February, 2018 from http://www. stoletie.ru/geopolitika/italij a_livij a_perspektivy_sotrudnichestva_2011 -09-12.htm

2. Evropa: vchera, segodnya, zavtra. Pod red. Shmeliova N.P. М., 2002. S. 413 - 415. [Europe: yesterday, today, tomorrow. edited by Shmeliov N.P. М., 2002. P. 413 - 416.

3. Trofimova O.E. Evolutsia sredizemnomorskoi politiki Evrosoyuza: put' ot sotrudnichestva k integratsii. - M.: IMEMO RAN, 2011. - 122 s. S.4. [Evolution of the EU's Mediterranean policy: the path from cooperation to integration. - M.: IMEMO RAS, 2011. - 122 p. P.4.]

4. Berlusconi da Gheddafi, siglato l'accordo: "Uniti sull'immigrazione". Corriere della Sera. 30 agosto 2008. Retrieved 21 February, 2018 from http://www.corriere.it/esteri/ 08_agosto_30/berlusconi_libia_gheddafi_bengasi_478ee3f4-767e-11dd-9747-00144f02aabc.shtml

5. Calderoli ministro, la Lega araba frena D'Alema: «Il governo e questione interna». Correiere della Sera. 03 maggio 2008. Retrieved 21 February, 2018 from http://www.corriere.it/politica/ 08_maggio_03/calderoli_lega_araba_ministro_2cfa6ebc- 1910-11dd-8268-00144f486ba6.shtml

6. Governo Italiano. Sintesi dell' Intervento del Presidente del Consiglio, Silvio Berlusconi, alla Firma del Trattato di Amicizia, Partenariato e Cooperazione tra Italia e Libia. Retrieved 21 February, 2018 from http://www.governo.it/Presidente/Interventi/dettaglio.asp?d=40139, retrieved 21 February, 2018 from https://appablog.wordpress.com/2008/08/31/libia-italia-sintesi-dell%e2%80%99-intervento-del-presidente-del-consiglio-silvio-berlusconi-alla-firma-del-trattato-di-amicizia-partenariato-e-cooperazione-tra-italia-e-libia/

7. La strategia italiana ntl Mediterraneo. Retrieved 21 February, 2018 from http://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/12/med-maeci-ita.pdf

8. Libia a Italia, non collaboriamo piu non bloccheremo piu immigrati. La Repubblica. 08 maggio 2008. Retrieved 21 February, 2018 from http://www.repubblica.it/2008/05/sezioni/esteri/libia-italia/libia-italia/libia-italia.html?ref=search

9. Ronzitti N. The Treaty on Friendship, Partnership and Cooperation between Italy and Libya: New Prospects for Cooperation in the Mediterranean? // Bulletin of Italian Politics. Vol.1, No. 1, 2009, p. 128.

Об авторах

Маслова Елена Александровна - кандидат политических наук Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), старший научный сотрудник Института Европы Российской Академии Наук

Ушакова Наталья Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры романских языков Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

Maslova Elena Aleksandrovna - Candidate of Political Sciences, Department of Integration Processes, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), Institute of Europe of the RAS, E-mail: [email protected]

Ushakova Natalia Valentinovna - Candidate of Economic Sciences, Department of Romance Languages, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), E-mail: nataliaushakova 13 @gmail .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.