Научная статья на тему 'Экономическое развитие Республики Италия в условиях глобальных вызовов: анализ и пути совершенствования политики государства'

Экономическое развитие Республики Италия в условиях глобальных вызовов: анализ и пути совершенствования политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / DEBT CRISIS / THE POLITICAL SITUATION / PUBLIC EXPENDITURE / PUBLIC POLICY / AND ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тусупов Амир Мерболатович

Вниманию читателей предлагаются анализ нынешнего экономического состояния Республики Италия, характеризующейся политической нестабильностью, спадом экономического роста, увеличением до критической отметки государственного долга страны, ухудшением макроэкономических показателей. Разработаны необходимые государственные меры по улучшению социальной и экономической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic development of the Republic of Italy in terms of global challenges: analysis and policy improvements state

The readers are offered an analysis of the current economic condition of the Republic of Italy, characterized by political instability, decline of economic growth, increased to a critical level of public debt, the deterioration of macroeconomic indicators. Developed adequate measures to improve the social and economic situation in the country.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие Республики Италия в условиях глобальных вызовов: анализ и пути совершенствования политики государства»

Амир Мерболатович ТУСУПОВ

УДК 330.34 (450)

ББК 65.9 (47Ит)

А.М.Тусупов

Экономическое развитие Республики Италия в условиях глобальных вызовов: анализ и пути совершенствования политики

государства

Вниманию читателей предлагаются анализ нынешнего экономического состояния Республики Италия, характеризующейся политической нестабильностью, спадом экономического роста, увеличением до критической отметки государственного долга страны, ухудшением макроэкономических показателей. Разработаны необходимые государственные меры по улучшению социальной и экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: долговой кризис, политическая ситуация, государственные расходы, государственная политика, экономический рост.

A.M.Tusupov

Economic development of the Republic of Italy in terms of global challenges: analysis and policy improvements state

The readers are offered an analysis of the current economic condition of the Republic of Italy, characterized by political instability, decline of economic growth, increased to a critical level of public debt, the deterioration of macroeconomic indicators. Developed adequate measures to improve the social and economic situation in the country.

Key words: debt crisis, the political situation, public expenditure, public policy, and economic growth.

На сегодняшний день ни одна новостная программа не проходит без участия эффекта «долгового кризиса Еврозоны»: с завидным постоянством публикуются материалы и видеоролики о нуждающихся в коллективной помощи Евросоюза Греции, Ирландии, Испании и Португалии.

Стоит отметить, что в последнее время большую обеспокоенность представляет экономическое развитие не вышеперечисленных стран, а считающейся локомотивом промышленности стран Европы Республики Италии. Италия является высокоразвитой индустриально-аграрной страной. Основными информационными характеристиками Италии являются:

1) дуализм территориальной, экономической, политической и социальной структуры Италии: север Италии - высокоразвитый район страны, обусловленный промышленным освоением района, близостью к ведущим промышленным державам Европы, обилием сухопутных и морских магистралей; юг Италии

- депрессивный район страны, занимающий периферийное территориальное положение, обладающий слаборазвитой промышленностью, большая часть населения которого занята в сельском хозяйстве [1];

2) численность населения Италии, равная 61 482 297 человек: данный показатель представлен Американским бюро переписи населения на основе статистических данных переписи населения конкретных стран на 01.07.2013г. [2];

3) ВВП на душу населения в Италии за 2012 год составляет 33 тыс. долл. США: данный показатель представлен Всемирным Банком [3];

4) государственный долг Италии на 01.10.2012г. составляет 123% от ВВП страны [4];

5) приоритетные отрасли развития итальянской экономики - машиностроение, автомобилестроение, судостроение, станкостроение, авиакосмическая промышленность, производство электрооборудования, металлургия, текстильная, фармацевтическая, пищевая, мебельная, обувная промышленность, деревообработка, туризм и сельское хозяйство [5].

Для итальянской экономики характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития государственно-монополистического капитализма: государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50%

- транспорт, на 30% - горнодобывающая промышленность, на 45% - металлургия, на 22%

- транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки [6].

На сегодняшний день плачевное экономическое состояние Италии связано с двумя основными факторами: финансово-экономическим кризисом в Европе и нестабильностью политической ситуации в стране.

Показатели итальянской экономики в 2012 году существенно ниже как средних показателей экономики еврозоны, так и мира в целом: государственный долг Италии на 01.01.2013г. составил 127% к ВВП; ВВП государства снизился на 2,4%; бюджетный дефицит увеличился и составил 2,7%; совокупный спрос упал на 3,9%; валовые инвестиции снизились на 8,0%; экспорт увеличился на 2,9%; импорт снизился на 7,7%; совокупная налоговая нагрузка достигла уровня 44,0% [5].

Последние несколько лет Италия характеризуется политической неустойчивостью, порождающей в глазах общества страх неопределенности будущего. Замедление темпов развития итальянской экономики, снижение доверия инвесторов к стране, критика со стороны лидеров стран Европейского союза и настойчивые рекомендации принять срочные меры по поддержанию экономической стабильности вынудили Правительство С.Берлускони приступить к решительным действиям, но меры, предложенные Правительством, оказались недостаточными в решении накопившихся экономических трудностей. По этим причинам, а также в связи с обострившимся внутриполитическим противостоянием, в ноябре 2011 года Правительству С. Берлускони пришлось уйти в отставку.

Президент страны Дж.Наполитано назначил новым председателем Совета Министров итальянского экономиста М.Монти, сформировавшего новое так называемое «техническое» правительство, деятельность которого осуществлялась на временной основе до национальных парламентских выборов.

Развязка политического кризиса наступила совсем недавно в октябре 2013 года, когда кабинет Э.Летты неожиданно получил вотум доверия от лидера партии «Народа свободы» С.Берлускони. Таким образом, уже второй месяц действует новое Правительство Италии, от которого ждут решительных действий по улучшению макроэкономических показателей и ситуации в целом по стране.

Но каким образом Кабмину Э.Летты удастся остановить спад экономики и переквалифицировать его в экономический рост? Какие меры необходимы для осуществления целей Правительства по улучшению социальной и экономической ситуации в стране? Постараемся ответить на эти вопросы.

Во-первых, необходима политическая стабильность в стране, необходимо позабыть о межпартийных и межличностных распрях политических деятелей Италии и сосредото-

читься на работе во благо своего государства.

Во-вторых, необходимо разрядить социальную напряженность в стране, успокоить волнения, вызванные безработицей и высокими налогами, дать понять гражданам, что Правительству стоит доверять, что оно заботится не столько о цифрах в бюджете, сколько о своих гражданах, необходимо донести эту мысль до каждого жителя Италии.

В-третьих, необходимо активизировать усилия по сокращению бюджетного дефицита, сокращению государственного долга, привлечению прямых иностранных инвестиций, приватизации государственных активов, дальнейшему стимулированию положительного сальдо платежного баланса, снижению процентной ставки и т.д.

Для всего этого, снятия усталости антикризисных мер, достижения положительных показателей экономического роста и занятости населения потребуются следующие меры:

1) внести на рассмотрение странам G-20 инициативу создания глобального жесткого регулирования объемов заимствований, которые позволили бы не допускать быстрого и неоправданного роста размеров внешнего долга как суверенного, так и корпоративного, в особенности размеров долга финансовых организаций [7];

2) рефинансирование государственного долга путем выпуска новых займов, выпуска и продажи государственных ценных бумаг (как вариант применение опыта Испании -выпуск 50-летних долгосрочных облигаций). Дальнейшее усиление (утяжеление) налогового бремени категорически воспрещается;

3) сокращение бюджетного дефицита (формула составлена автором):

Е (=0) + IT+ ЮМО + tM = tIG. (I)

где Е - выпуск новых денег (emission): эмиссия неэффективна ввиду автоматического повлечения за собой роста инфляции;

|Т - налоги (taxes): большинство процентных ставок останутся прежними, за исключением имеющих наибольшую социальную направленность, которые будут снижены;

|ОМО - операции на открытом рынке (open market operations): акцентируется внимание на продаже государственных ценных бумаг;

|М - денежные средства, поступающие от продажи государственных активов и приватизации непрофильного государственного

имущества и государственного участия в ряде компаний;

- государственные расходы (government), причем tG+.I.G^O: сокращение расходов национальных и местных органов власти, их аппарата; реорганизация органов, дублирующих функции друг друга; увеличение расходов на социальную защиту малообеспеченных слоев населения;

4) активное привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционно сильные отрасли экономики, возможность их участия в приватизации итальянских активов; реализация национальной энергетической стратегии; активизация фондового рынка; упрощение процесса лицензирования бизнеса; использование новых форм финансирования и сотрудничества малого и среднего бизнеса (государственно-частное партнерство, бизнес-объединения); дальнейшее развитие туризма (согласно новой программе восстановления экономики Италии Э.Летты «На-правление-Италия») [8];

5) ослабление политики жесткой экономии в вопросе социального обеспечения (предоставление малоимущим семьям гарантированного дохода, упрощение получения пособия по безработице, снижение социальных отчислений из заработной платы и т.д.);

6) борьба с безработицей, уровень которой в 2012 году составил 11,2% (в ЕС -11,7%). Особое внимание следует уделить проблеме безработицы среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет - показатель составляет 36,6% (самый худший в ЕС). В данном вопросе необходимы: создание новых рабочих мест; поддержка развитию и за ним идущий рост предпринимательства; облегчение поиска работы молодежи посредством создания программ аналогичных казахстанским («Программа - Занятость 2020», «Молодежная практика»); упрощение процедуры увольнения и сокращения штата сотрудников как метод стимулирования найма молодежи.

Таким образом, государственная политика Италии на ближайшее десятилетие сводится к поступательному движению в сторону экономического роста «из минуса в плюс», инвестированию в традиционно развитые отрасли экономики, стабилизации политического и социального состояния страны, достижению стабильных положительных макроэкономических показателей на основе эффективного управления ресурсами и грамотной экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Италия // Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. д-ра геогр. наук, проф. С.Б. Лаврова, канд. геогр. наук, доц. Н.В. Каледина. - М.: Гардарики, 2002 - С. 505-521.

2. Данные Американского бюро переписи населения. иВХ: www.census.gov;www.mostinfo.su (дата обращения: 18.01.2014).

3. The World Bank: World Development Indicators (Database. Gross domestic product per capita), 2013. URL: www. worldbank.org (дата обращения: 18.01.2014).

4. Данные РосБизнесКонсалтинга на октябрь 2012 г. URL: www.rbc.ru (дата обращения: 18.01.2014).

5. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: www.ved.gov.ru (дата обращения: 18.01.2014).

6. Родионова И. А. Экономическая география. Весь курс для выпускников и абитуриентов Серия: Выбор лучших репетиторов М.: Эксмо, 2008. - 576 с.

7. VI Астанинский экономический форум. Рекомендации для лидеров стран G-20. URL: www.group-global.org (дата обращения: 18.01.2014).

8. Governo Italiano Presidenza del Consiglio dei ministri. Deliberazione del Consoglio dai ministri: Piano Destinazione Italia, 2013. URL: www.governo.it (дата обращения: 18.01.2014).

REFERENCES

1. Italiia. Ekonomicheskaia, sotsial'naia i politicheskaia geografiia mira. Regiony i strany [Italy // the Economic, social and political geography of the world. Regions and countries]. Ed. by S.B. Lavrov, N.V Kaledin. Moscow, Gardariki, 2002. pp.505-521.

2. Data from the US census Bureau. Available at: www.census.gov;www.mostinfo.su (accesses 18 January 2014).

3. The World Bank: World Development Indicators (Database. Gross domestic product per capita), 2013. Available at: www.worldbank.org (accesses 18 January 2014).

4. Data RosBiznesKonsalting on October 2012. Available at: www.rbc.ru (accesses 18 January 2014).

5. Portal of foreign-economic information of the Ministry of economic development of the Russian Federation. Available at: www.ved.gov.ru (accesses 18 January 2014).

6. Rodionova I.A. Ekonomicheskaia geografiia. Ves' kurs dlia vypusknikov i abiturientov Seriia: Vybor luchshikh repetitorov [Economic geography. The entire course for graduates and entrants Series: the Selection of the best coaches]. Moscow, Eksmo, 2008. 576 p.

7. VI Astana economic forum. Recommendations for the leaders of G-20 countries. Available at: www.group-global.org (accesses 18 January 2014).

8. Governo Italiano Presidenza del Consiglio dei ministri. Deliberazione del Consoglio dai ministri: Piano Destinazione Italia, 2013. Available at: www.governo.it (accesses 18 January 2014).

Информация об авторе: Information about the author:

Тусупов Амир Мерболатович Tusupov Amir Merbolatovich

Магистрант 2-го курса специальности Student of the 2nd course of the specialty «Public State

«Государственное и местное управление» and local administration»

Карагандинский государственный университет имени The Karaganda State University of the name

академика Е.А.Букетова of academician E.A.Buketov

E-mail: kara.kar@mail.ru E-mail: kara.kar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.