Научная статья на тему 'Итоги первого года правления Сусило Бамбанга Юдхойоно (некоторые параллели с президентством Мегавати Сукарнопутри)'

Итоги первого года правления Сусило Бамбанга Юдхойоно (некоторые параллели с президентством Мегавати Сукарнопутри) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
251
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУСИЛО БАМБАНГ ЮДХОЙОНО / МЕГАВАТИ СУКАРНОПУТРИ / ИНДОНЕЗИЯ / ЮГО-ВОСТОЯНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куликова М. О.

Maria Kulikova focuses her attention on the results of the first year in power of President Susilo Bambang Yudhoyono in comparison with the presidency of his predecessor Megawati Sukarnoputri. She also assesses the prospects of the new president. To resolve great economic problems facing the country the President made majour reshuffle of the cabinet of ministers at the end of 2005.The results of the renewed government's work in 2006 will shape the prospects for the President at the next elections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги первого года правления Сусило Бамбанга Юдхойоно (некоторые параллели с президентством Мегавати Сукарнопутри)»

Куликова М.О. аспирантка, ИВРАН ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ СУСИЛО БАМБАНГА ЮДХОЙОНО (НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ С ПРЕЗИДЕНТСТВОМ МЕ= ГАВАТИ СУКАРНОПУТРИ)

В 2004 г. в Индонезии прошли парламентские и президентские выборы. Г од спустя результаты выборов можно проанализировать более детально и выделить основные факторы, которые привели к поражению Мегавати Сукар-нопутри и обеспечили победу Сусило Бамбанг Юдхойоно, попытаться сравнить итоги первого года правления нового президента с его предшественницей с тем, чтобы оценить перспективы его правления.

Результаты выборов отразили не только реальные достижения и провалы правительства М. Сукарнопутри, но и субъективную реакцию электората - недовольство избирателей вязкими реформами, экономической нестабильностью, ростом безработицы и инфляции. Хотя порой М. Сукарнопутри проявляла недостаточную решимость в осуществлении реформ, в большей степени ее проигрыш на этих выборах можно объяснить той непростой обстановкой, в которой ей довелось возглавлять такую огромную и сложную страну, как Индонезия. Поражение на президентских выборах 2004 г. - результат не только деятельности Мегавати Сукарнопутри на посту президента, но и психологическая реакция общества — разочарование, наступившее после сопровождавших ее избрание в 2001 г. энтузиазма и завышенных ожиданий.

Как известно, на парламентских выборах 2004 г. наибольшее число голосов завоевала партия Голкар (22%), партия Мегавати Сукарнопутри - ДГШб,* заняла второе место (получив 18% против 34% в 1999г.). Партия Г олкар была партией власти в течение длительного периода индонезийской истории, она сохранила рычаги влияния в обществе. В новой ситуации подкорректировав свой

* Демократическая Партия Индонезии (борющаяся)

политический имидж, партия получила наибольшее число голосов на выборах. Кроме того, победу Голкара можно объяснить ностальгией общества по привычной стабильности относительно «сытых времен» режима Сухарто, олицетворением которого была эта партия. На президентских выборах победил бывший генерал Сусило Бамбанг Юдхойоно, своевременно отмежевавшийся от правительства МСукарнопутри**, хотя возглавляемая им партия получила всего 7 % мест в парламенте.

Сравнивая факторы, приведшие к власти президентов в 2001 г. и в 2004 г., можно провести ряд параллелей.

Во-первых, это завышенные ожидания индонезийских избирателей: в 2001г. они надеялись, что Мегавати Сукарнопутри выведет страну из кризиса, как когда-то привел страну к независимости ее легендарный отец - Сукарно. Аналогичным образом, действуя скорее не рационально, а эмоционально, индонезийцы отдали свои предпочтения С.Б.Юдхойоно в 2004 г., полагая, что бывший генерал сможет навести порядок и стабилизировать экономику. Для избирателей в Индонезии очень много значит не политическая платформа, а конкретная личность. Разочарование в ней ведет к резким изменениям взглядов избирателей, вплоть до противоположных. Именно таким образом Мегавати Сукарнопутри потеряла большую часть своего электората на последних выборах.

Ещё один фактор, влияющий на симпатии избирателей - конфронтация кандидатов в президенты с действующей властью. Как М.Сукарнопутри и ее партия в свое время составляли основную оппозицию режиму Сухарто, так и С.Б.Юдхойоно не раз критиковал правительство Мегавати Сукарнопутри, а в итоге вышел из его состава.

С.Б.Юдхойоно был министром-координатором по политическим вопросам и безопасности в кабинете С.Сукарнопутри

Но очевидно, самое существенное - это социально-экономическая ситуация в стране, при которой пришли к власти оба президента. С.Б.Юдхойоно унаследовал практически те же проблемы, которые стояли перед президентом Мегавати Сукарнопутри: коррупцию, безработицу, инфляцию, слабость и

дряблость элиты, отсутствие единства в правительстве. На их решение у него остается не так много времени до следующих выборов в 2009 г. Политическое будущее Сусило Бамбанга Юдхойоно зависит от того, сможет ли его команда вывести Индонезию из затяжного кризиса, или он повторит судьбу президента Мегавати Сукарнопутри.

Прежде чем приступить к сравнению итогов первого года президентства С.Б.Юдхойоно с первым годом правления М. Сукарнопутри, следует отметить, что макроэкономическая ситуация в мире в 2001 году была намного сложнее (недавний азиатский кризис, события 11 сентября в США, угроза эпидемии атипичной пневмонии, и пр.), хотя и начало президентства С.Б.Юдхойоно также ознаменовалось катастрофическим природным бедствием - цунами в конце 2004 г.

Данные нижеприведенной таблицы, позволяют проследить динамику некоторых важных социально-экономических показателей и сравнить достижения президентов в первые годы их правления.

За первый год работы правительство М.Сукарнопутри сумело достичь важных результатов: наметились пути достижения внутриполитической стабильности, укрепились отношения Индонезии с Международным Валютным фондом, которые ухудшились во время правления предыдущего президента Абдурахмана Вахида. Однако рост негативных настроений по отношению к МВФ среди джакартских политиков привел к тому, что к концу президентского срока М.Сукарнопутри эти отношения фактически были сведены на нет. С сентября 2001 г. по апрель 2002 правительство М.Сукарнопутри завершило несколько важных экономических реформ, главная состояла в уменьшении субсидий на топливо.1

Действия администрации Мегавати Сукарнопутри способствовали устойчивому росту рынка, укреплению курса рупии, который в июле 2001 года, когда она пришла к власти, составлял 11440 рупий за доллар. После первоначального взлета, последовавшего за ее избранием, рупия снова немного ослабла. С тех пор укрепление валюты шло медленно и закрепилось на отметке 8500 рупий за доллар к 2003г., что составило 23% прироста.

Первые шаги правительства С.Б.Юдхойоно, «получившего страну» на стадии медленного выздоровления, позитивно отразились на финансовых показателях экономики - курс индонезийской рупии в 2005 г. составил 9,704 рупий за доллар, а фондовый рынок достиг исторических максимумов (фондовый индекс при вступлении Мегавати Сукарнопутри в должность составлял 392,0, затем постепенно рос и достиг 1162,0 в 2005 г.).2

Основные показатели социально-экономического развития Индонезии в

2001-2006 гг.

2001 2002 2003 2004 2005 2006*

Темпы роста ВВП,%** 3,83 4,38 4,88 5,13 5,6 5,5

Уровень безработицы, % 8,1 9,1 9.5 9,9 10,3 10,6

Инфляция, % 12,55 10,3 5,06 6,4 17,9 -

Торговый баланс (млн. долл.) 2696 23513 24563 21552 22785 26869

Объем экспорта (млн. долл.) 57364 59165 64109 72167 6641 95306

Темпы роста экспорта, % * * * -12,3 3,1 8,4 12,6 20,1 10 0

Объем импорта (млн. долл.) 34,668 35,652 39,546 50,615 63,856 68,437

Темпы роста импорта, % *** -14,1 2,8 10.9 28,0 26,2 7,2

Экспорт сырой нефти, % *** 2,2 -8,7 -3.6 16,1 15,3 18,1

Внешний долг (% от ВВП) 81,7 64,9 55,2 54,6 46,8 37,5

Процентная ставка по краткосрочным кредитам,% 17,6 12,9 8,3 4 9,2

Курс рупии к 1780 10,261 9,311 8,500 8,938 9,704 -

Фондовый индекс 392.0 1 424.9 653.0 753.0 1162.0 -

• * - Прогноз • ** - Рассчитано на базе ВВП 2000 г. • *** - Процент изменения к предыдущему ГОДУ

Источники:

- Statistik Indonesia, statistical year book of Indonesia, Jacarta, Indonesia,

2002.

- Economic Report 2004, Bank Indonesia, www.bi.go.id.

- Badan Pusat Statistik, www.bps.go.id,

В первый год правления Мегавати Сукарнопутри в Индонезии наблюдался рост ВВП на фоне общего спада мировой экономики в 2001 г. Темпы роста ВВП составляли 3-3,5%, и далее демонстрировали устойчивый рост вплоть до ее поражения на выборах (в 2002 — 4,38%, в 2003 - 4,88 %, в 2004 -5,13%).3

За 2005 г. рост индонезийского ВВП составил 5,6 % -самый серьезный прирост за последние 9 лет. Однако этот рост был неравномерным: в первом квартале он составил, в пересчете на годовые темпы, более 6%, а далее каждый квартал снижался и в четвертом опустился ниже 5%. Главной причиной этого стали рост процентных ставок и значительное повышение цен на топливо (114% только в октябре, и 143% за год в целом).4

Инфляция неуклонно снижалась с 13% в 2001 г. до 6% в 2004 г. Это снижение прервалось резким подъемом цен на нефть в 2005 году. По прогнозам правительства С.Б.Юдхойоно в 2005 г. инфляцию планировалось удержать в пределах примерно 8%, в действительности в декабре 2005 г. уровень инфляции был 17,1%, а в ноябре достиг самого высокого показателя за последние 6 лет-18,4%.5

Одна из острейших экономических проблем 2005 года - это переход к мировым ценам на энергоносители внутри страны. Для Индонезии - страны с огромными социальными контрастами, широким распространением бедности, коррупции, безработицы, усилением радикальных настроений, - подобная политика представляется слишком жесткой. И хотя эксперты Всемирного Банка заявляют, что переход на мировые цены внутри страны нацелен на долгосрочный рост экономики, в краткосрочном плане это способно спровоцировать экономические и социальные потрясения, которые лишь осложнят положение (в том числе и в долгосрочной перспективе).6

Правительство Мегавати Сукарнопутри унаследовало огромный внешний долг. В 2001 г. он составлял 80% от ВВП, однако к 2004 г, снизился до 55% от

ВВП, при некотором росте в абсолютном исчислении (до 140 млрд. долл.). Эта тенденция сохранялась и в первый год президентства Юдхойоно: в 2005 г. размер внешнего долга сократился до 47%. Прогнозируется, что в 2006 г. внешний долг будет составлять всего 38% от ВВП.7

Дефицит бюджета, который при вступлении М. Сукарнопутри в должность составлял 3% ВВП и за три года снизился в три раза ~ до 1%, и при С.Б.Юдхойоно продолжил снижение - до 0,5% в 2005 г. На 2006 г. прогнозировался профицит бюджета. Эксперты связывают это с позитивными перестановками в обновленном правительстве в декабре 2005 г. и разработанными программами экономического развития. Всего уже закончено два проекта экономических реформ (так называемые инвестиционная и инфраструктурная программа) и третий находится в разработке (проект реформ финансового сектора).

Достижением правительства М.Сукарнопутри было значительное снижение кредитных процентных ставок: - с 18% в 2001 году до 7,4% в 2004 г. В первый год правления С.Б.Юдхойоно они вновь стали расти, достигнув в 2005 г. 9%.8

Несмотря на очевидные, хотя и недостаточные для экономического возрождения, успехи правительства М.Сукарнопутри, ему не удалось повысить инвестиционную привлекательность страны. Среди основных проблем, мешающих привлечению инвестиций — недостаточная проработанность законодательства в области налогообложения, трудовых отношений, низкий уровень безопасности, плохое качество инфраструктуры, неопределенность в полномочиях региональных властей.

В 2005 г. внутренние и иностранные инвестиции достигли 110,86 трл. рупий, увеличившись на 88,02% (на 58,96 трл. рупий, или 6,2 млрд. долл.) по сравнению с 2004 г.9

Одним из ключевых факторов экономического развития Индонезии являются валютные поступления от экспорта. В 2002 г. экспорт вырос на 3,1% (до 59,2 млрд. долл.) по сравнению с 2001 г.

В 2005 г. внешняя торговля Индонезии характеризуется средними за последние пять лет объемами экспорта и импорта (объем внешней торговли составил 77% ВВП). Объемы экспорта и импорта продукции отраслей, не связанных с нефтегазовым сектором, устойчиво росли: прирост составил, соответственно, 20,1% (86641 млн. долл.) и 26,2% (63856 млн. долл.).

Иначе складывалась ситуация в нефтегазовом секторе. Впервые за 20 лет в 2005 г. Индонезия испытала дефицит в торговле нефтью, что было связано с ростом внутренних потребностей на фоне снижения производства и сокращения платежеспособного спроса, обусловленного ростом внутренних цен.

Одной из самых тяжелых проблем остается высокий уровень безработицы.

Число безработных или частично занятых (менее 15 часов в неделю) в 2001 г. достигало 40 млн. человек. В первый год правления М.Сукарнопутри эксперты оценивали ежегодный прирост рабочей силы в 2,2-2,7%, что эквивалентно 2-2,5 млн. новых рабочих каждый год.

С 2001 г. до 2004 г. безработица увеличилась с 8% до 10% рабочей силы. В то же время рост заработной платы в реальных ценах составил лишь несколько процентов. За 2005 г. уровень безработицы не претерпел серьезных изменений и составил 10,3%. По официальным данным на начало 2006 г., 11 млн. человек или 10,6% рабочей силы не имели работы. Еще 30 млн. человек работают менее 35 часов в неделю.10 В данной ситуации объективно положительный фактор - зафиксированный рост производительности труда, - ухудшает ситуацию на рынке труда. Безработица нарастает, прежде всего, вследствие отставания экономического роста - 5,6% в экономике в целом при 2,5% в сельском хозяйстве и 4,6% в обрабатывающей промышленности (2005 г.).

Таким образом, современное состояние и тенденции развития экономики Индонезии невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, рупия укрепилась, финансовый сектор также демонстрирует устойчивый рост, хотя

рост цен на углеводороды на внутреннем рынке тянет экономику в обратном направлении.

С другой стороны, положительная экономическая динамика является продолжением тенденций, заложенных в предыдущий период. Макроэкономическая статистика свидетельствует, что Мегавати Сукарнопутри «получила страну», находящуюся в экономическом кризисе на фоне плохой мировой конъюнктуры, и за годы ее правления ситуация в стране стабилизировалась. Экономическая ситуация после первого года правления президента С.Б.Юдхойоно существенно лучше, чем после первого года правления Мегавати Сукарнопутри, остается вопрос о том, в какой мере это заслуга его кабинета

Ответ на этот вопрос общество получит лишь через один-два года. Однако уже сейчас можно судить о настроениях в обществе о том, как население оценивает деятельность правительства и свое положение.

Вскоре после выборов, 13-14 октября 2004 г. индонезийская общенациональная газета «Компас» опубликовала результаты социологического опроса в 31 провинциальном центре Индонезии на тему: «Какие проблемы вы считаете наиболее важными и требующими решения в вашей провинции в настоящее время?». Следует отметить, что опрос проводился по телефону, т.е. охватывал относительно обеспеченные группы городского населения. Он отразил недовольство электората предыдущим правительством, понимание им социально-экономической ситуации и надежды, возлагаемые на новые власти.11

По результатам опроса на первом месте стоит проблема безработицы (в

12 городах), на втором - проблема безопасности (в И городах), на третьем -уровень цен (5 городов). Интересны региональные различия в определении приоритетных проблем. Так, во многих провинциях острова Явы более половины респондентов считают, что решение проблемы безработицы должно стать главным в работе нового правительства. В провинциях Внешних островов население очень обеспокоено проблемой безопасности.

Около 60% респондентов оценивают экономическую обстановку как плохую и столько же считают, что способы, с помощью которых правительство Мегавати Сукарнопутри решало экономические проблемы, недостаточно эффективны. Остальные 40%, напротив, считают его деятельность успешной.

Три четверти опрошенных надеются, что новое правительство сможет справиться с экономическими трудностями и улучшить социально-экономическую обстановку в стране. Более 80% респондентов настроены оптимистично и уверены, что правительство Юдхойоно будет более успешным в достижении стабильности в Индонезии.

Спустя 1,5 года с начала правления С.Б.Юдхойоно его личный рейтинг популярности, по результатам социологических опросов, оставался очень высоким. Почти 80% опрошенных симпатизируют президенту и этот процент намного выше, чем был у Мегавати Сукарнопутри после ее первых 18 месяцев президентства. При этом около 60% выражают недовольство общим состоянием национальной экономики, 55% недовольны сферой социального обеспечения и уровнем благосостояния. Такая особенность политической культуры, когда население недовольно правительством, но благосклонно относится к его главе - президенту, характерна для индонезийцев, и не только для них.

Сравнение результатов опросов, проведённых в конце 2005 г. и в марте 2006г., показывает снижение уверенности населения (с 68,5% до 62%) в способности правительства повысить их благосостояние.12 Несмотря на то, что была разработана новая программа развития образования и здравоохранения, состоянием этой сферы недовольны 77,8% респондентов. Сократилась доля удовлетворенных действиями правительства в экономической сфере (с 61% до 53,2%). Доверие к органам правопорядка снизилось на 4% за 3 месяца 2006 г. и на 15% по сравнению с концом 2004 г. Продолжает падать также доля тех, кто удовлетворен усилиями правительства в преодолении межэтнических конфликтов (на 12% за 3 месяца).

С точностью оценить субъективное отношение населения к реальным действиям правительства невозможно. Однако уже сейчас можно говорить о тенденции - нарастании его недовольства, оно считает, что президент не справляется с выполнением предвыборных обещаний. Хотя население все еще очень высоко оценивает личность президента, большинство политических и экономических аналитиков полагают, что эти 18 месяцев показали несостоятельность правительства и президента в решении основных проблем Индонезии.

Оценки экспертов так же неоднозначны. Специалисты джакартского Центра изучения стратегических и международных проблем, считают, что президенту Сусило Бамбанг Юдхоионо удалось сделать несколько решительных шагов, особенно на политической арене.13

Во-первых, президент упорно добивался мирных переговоров в провинции Ачех. Несмотря на опасения некоторых политических фракций, впервые за 30 лет на большей части этой провинции был достигнут мир. Однако определенные мирные договоренности были сделаны с большими уступками со стороны правительства, а повстанцы никогда бы не сложили оружие, если бы не стихийное бедствие в провинции (цунами 2004г.), справиться с последствиями которого самостоятельно провинция не могла. Президент полностью поддерживал действия своего вице-президента Юсуфа Калла по мирному урегулированию в провинции.

Во-вторых, С. Б. Юдхойоно заложил необходимые предпосылки для решения проблем в Папуа, основав Народный Совет Папуа, который обладает полномочиями для решения внутренних и общеполитических вопросов в провинции. Ему удалось также отложить местные выборы в спорной провинции Западный Ириан, образованной при президенте М.Сукарнопутри.

В-третьих, президент принял, хотя и с некоторым опозданием, непопулярное решение о повышении более чем в два раза цен на топливо - до 80% от мировых цен. Со стороны президента это был очень смелый и трудный, но необходимый шаг, т.к. на продолжение субсидирования внутренних цен на топ-

ливо потребовалось бы направить до 40% бюджетных расходов, что явилось бы непосильной нагрузкой на бюджет.

В-четвертых, президент С.Б.Юдхойоно сменил вызывавших особое недовольство населения командующего сухопутными войсками и главу национальной полиции на людей, готовых осуществлять более взвешенную и позитивную политику.

И, наконец, эксперты отмечают как ещё одно из достижений президента его положительный имидж в глазах мировой общественности, особенно на Западе.

На другой чаше весов находятся неудачи и провалы первого года правления С.Б.Юдхойоно. Специалисты джакартского Центра изучения стратегических и международных проблем полагают, что президент не справляется с выполнением своих предвыборных обещаний по решению самых острых проблем страны, а именно:

- коррупция (Индонезия занимает 137 место в мире из 158 по уровню коррупции);14

- низкий жизненный уровень индонезийцев;

- высокий уровень безработицы;

- большой внешний долг;

- нестабильная экономическая ситуация.

Перед ним стоят те же проблемы, с которыми не смогла справиться в период своего президентства М.Сукарнопутри. Это слабая власть, отсутствие единства целей ее различных ветвей. Формированию дееспособного кабинета и налаживанию конструктивного диалога с Парламентом препятствуют личные амбиции политиков. Отсутствует необходимое единство в политике президента и правительства, президента и вице-президента. Вице-президент Юсуф Калла, да и многие члены правительства уделяют больше времени личному бизнесу, чем государственным делам.

Остается актуальной угроза распространения радикального исламизма. На фоне падении авторитета светской власти в сельских общинах «явочным порядком» устанавливаются исламские законы и нормы жизни.

Индонезийские аналитики считают, что одним из самых уязвимых мест политики правительства С.Б.Юдхойоно в экономической сфере в 2005 г. явился рост цен на топливо. Энергетические проблемы в стране возникли из-за ошибок в экономической политике правительства, которое в погоне за сверхприбылями от экспорта нефти в период роста мировых цен спровоцировало дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке и резкое увеличение цен на них. Вопреки заверениям правительства это больнее всего ударило по бедным слоям населения

- цены на керосин, основной вид горючего для бытовых нужд, выросли на 185,7%, а на бензин - на 87%.15

Для создания более дееспособного кабинета в декабре 2005 года президент внес существенные изменения в состав своей экономической команды, которая подвергалась критике за бюрократическую инерцию и неспособность в достаточной степени улучшить инвестиционный климат, а также справиться со снижением темпов экономического роста и усилением инфляции.

Нетрудно заметить, что произведенные изменения в правительстве свелись к перестановке все тех же фигур. Так, бывший министр финансов в кабинете Мегавати Сукарнопутри Будионо был назначен координирующим министром экономического развития. Он сменил на этом посту Абуризала Бакри, который, в свою очередь, стал координирующим министром социального развития.

Эрман Супарно (заместитель председателя 5-ой Комиссии Совета Народных Представителей и главный казначей Центрального административного совета Партии Национального возрождения) — стал министром трудовых ресурсов и трансмиграций вместо Фахми Идриса, которого назначили Министром промышленности.

Пасках Сузетта (председатель 11 -ой Комиссии Совета народных Представителей и казначей партии Г о л кар) — назначен министром планирования национального развития (глава комитета планирования национального хозяйства). На этом посту он заменил Шри Мульяни Индравати, которая теперь возглавляет министерство финансов.16

К концу февраля 2006 г. среди первых существенных шагов новой экономической команды правительства С.Б.Юдхойоно стало завершение разработки двух пакетов экономических реформ (инвестиционного и инфраструктурного). Инвестиционная программа включает: разработку и принятие «Закона

об инвестициях»; пересмотр налогового законодательства, ориентирован' ный на развитие бизнеса; изменения в таможенном законодательстве. Программа предусматривает развитие новых форм ведения бизнеса, а также изменения в регулировании отдельных отраслей.

В разработке пока еще находится проект финансовых реформ, который нацелен на следующие изменения: оптимизация деятельности государственных банков; развитие фондового рынка; разделение полномочий Министерства Финансов и Банка Индонезии.17

Главной задачей этой новой команды в 2006 г. будет сдерживание инфляции, поддержание макроэкономической стабильности и шаги по устранению препятствий для улучшения инвестиционного климата. Цель к концу года

- уровень инфляции в 10%. 2006 год покажет, насколько успешно обновленный кабинет справится со своими задачами.18 Эксперты Всемирного Банка положительно оценивают изменения в правительстве, особенно их «экономическую составляющую», и прогнозируют дальнейший стабильный рост экономики -5,5% в 2006 г. и более 6% в 2007 г.19

Однако, как отмечает влиятельная сингапурская газета «Straits Times», нерешенность ряда важных внутренних проблем ограничивает возможности Индонезии играть на мировой арене политическую роль, соответствующую ее

людскому, природному и экономическому потенциалу 20 Годы президентства Юдхойоно - ключевой период для экономической модернизации Индонезии, так называемые «the make of brake years». Перед нынешним президентом и правительством стоит задача разработать программу экономических реформ и решительно и твердо ей следовать. В противном случае, как прогнозируют некоторые местные аналитики, президент С.Б.Юдхойоно и вице-президент Ю. Калла могут и не сохранить свои посты до 2009 г. Уже 2006 г. должен показать, насколько успешно обновленный кабинет справляется с этим вызовом времени.

1 2002 Economic Trends Report, www.stat-usa.gov.

2 Country Report #05/27, 01 /09/05, IMF.

3 Badan Pusat Statistik, www.bps.go.id.

4 Indonesia: economic and social outlook, march 2006, www.worldbank.com.

5 Пульс планеты. ИТАР ТАСС, м., 18.01.06, с AK 9-9; www.itar-tass.ru.

6 Indonesia: economic and social outlook, march 2006, www.worldbank.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Badan Pusat Statistik, www.bps.go.id.

8 Badan Pusat Statistik, www.bps.go.id.

9 Азиатско-Тихоокеанский регион, 18.01.06; www.itar-tass.ru.

10 Пульс планеты, 02.03.06, с. AK 11-12; www.itar-tass.ru.

11 Kompas, Jakarta, 12.11.04, Indonesia.

12 Kompas, 17.04.06, Indonesia.

13 Political outlook 2006, www.thejakartapost.com

14 www.icgg.org/downloads/CI_2005 .xls

ь Пульс планеты, 18.01.06, c.AK 8-9; www.itar-tass.ru.

16 The Straits Times, Singapore, 03.12.05.

17 Indonesia: economic amr-social outlook, march 2006, www.worldbank.com.

18 Азиатско-Тихоокеанский регион, 18.01.06; www.itar-tass.ru.

19 Indonesia: economic and social outlook, march 2006, www.worldbank.com.

20 The Straits Times, 16.12.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.