УДК 325.86(594)
А. Р. Галушка-Адайкин Международный славянский университет, г. Харьков, Украина
Основные векторы развития Республики Индонезия в эпоху ранней Постреформации
Данная статья посвящена развитию Республики Индонезия в первой половине 2000 -х годов, а именно трансформации индонезийского общества от эпохи Реформации к эпохе Постреформации. Главное внимание уделяется парламентским и первым общенародным президентским выборам в стране, а также борьбе с коррупцией, терроризмом и преодолению последствий природных катаклизмов.
Ключевые слова: выборы, конфликт, коррупция, Индонезия, парламент, президент.
Эйфория, царившая в индонезийском обществе после падения режима второго президента Индонезии Сухарто в 1998 году и ставшая, соответственно, началом эры Реформации в стране, сменилась растущей неудовлетворенностью среди широких слоев населения. Все чаще стали звучать голоса, что во времена Сухарто, даже в 90-х годах ХХ в., то есть во времена кризиса режима «нового порядка», ситуация в стране была более стабильной. Одной из главных причин критики политики реформистов была коррупция, которую не только не смогли преодолеть, но и наоборот, она достигла еще более угрожающего уровня.
Среди литературы, посвященной проблематике развития Республики Индонезия в течение исследуемого периода, следует выделить работу Лесманы, в которой рассмотрено влияние личности президента на политику страны [8], труд Ти Кьян Ви относительно эволюции индонезийской экономики [11], труд Солахуддина по поводу развития радикального ислама в Индонезии [10], а также аналитическое исследование Анвара и Сальвиана относительно парламентских и президентских выборов в 2004 году [2].
Главной целью данной статьи является анализ трансформации индонезийского общества в первой половине 2000-х годов.
Политическая и экономическая нестабильность стали причинами того, что военные вновь начали возвращаться к активной политической деятельности. Индонезийское общество, уставшее от хаоса в стране под руководством правительств Абдуррахмана Вахида и Мегавати Сукарнопутри, стало поддерживать эти начинания. Таким образом, некоторые военные пенсионного возраста получили народную поддержку и были избраны во властные структуры во время губернаторских выборов в 2002-2003 годах.
Согласно закону № 30 от 2002 года, была создана Komisi РетЬегаП^ап Korupsi (КРК, Комиссия
для искоренения коррупции). С первых дней своего существования этот орган стал играть важнейшую роль в общественно-политической жизни страны. КРК не было первым государственным учреждением подобного характера в истории независимой Индонезии. Во времена «старого порядка», то есть после национально-освободительной войны во время правления первого президента Сукарно, государственные органы, в компетенцию которых входили обязанности бороться с коррупцией в стране, назывались Paran и Operasi Budhi. Однако достижения этих двух антикоррупционных учреждений нельзя назвать значимыми, хотя во времена существования Operasi Budhi были спасены 11 миллиардов рупий государственного бюджета, но, по сравнению с общими хищениями, эта сумма была не особо значима. Борьба с коррупцией во времена Сухарто носила исключительно формальный характер. Сначала была создана группа под названием ТРК (Tim Pemberantasan Korupsi, Команда для искоренения коррупции), во главе которой стоял генеральный прокурор, однако, несерьезность данного учреждения привела к сокрушительной критике антикоррупционной политики Сухарто со стороны мирового сообщества. Тогда Сухарто создал так называемый «Комитет четырех», в который вошли, как отметил Сухарто, чистые от коррупции и незаангажиро-ванные личности, а именно: профессор Джоханнес, Касимо, Вилопо, Чокроаминото. Комитет смог достичь определенных успехов, разоблачив нескольких коррупционеров в министерстве религии, в некоторых крупных корпорациях, однако, когда Комитет доложил правительству о коррупции в «Пертамина», в государственном нефтяном монополисте, власть не только не обратила на это внимание, но и сделала все, чтобы расследование было прекращено. На начальном этапе Реформации президент Хабиби хотел создать орган, который бы смог преодолеть тяжелое
коррупционное наследство режима «нового порядка». Было создано несколько органов, однако, окончательно Комиссия была сформирована, как было указано выше, в 2003 году. Отбор кандидатов на работу в КРК, тем более на руководящие должности, являлся серьезной процедурой: кроме незапятнанной репутации, кандидаты в члены Комиссии должны были отвечать многим условиям. КРК должна была не только расследовать дела в случаях, связанных с коррупционными махинациями, но также проводить превентивные антикоррупционные меры в стране [5].
Начало 2004 года прошло в подготовке к проведению всеобщих выборов президента страны, выборов в национальный парламент. Предстояло выбрать 550 депутатов, избираемых отныне напрямую народом. Выборы также проводились в новый орган DPD (Dewan Perwakilan Daerah, Совет регионов), который состоял из 128 депутатов, представителей индонезийских регионов. Отныне высшая палата парламента MPR (Majelis Permusyawaratan Rakyat, Народная консультативная ассамблея), состоявшая из депутатов DPR и DPD, не могла избирать президента и вице-президента, что стало исключительно народной прерогативой. Парламентские выборы были назначены на апрель, президентские - на июль 2004 года [2].
Результаты выборов потрясли руководство PDI-P (Partai Demokrasi Indonesia - Perjuangan, Демократическая Партия Индонезии - «Борьба»): партия получила лишь 18,5 % голосов по сравнению с 33,7 %, полученными партией Мегавати на выборах 1999 года. Консервативная просухартовская партия Голкар также потеряла голоса избирателей, но именно эта партия получила большинство голосов, а именно 21,6 % от общего числа проголосовавших. PKB Аб-дуррахмана Вахида также потеряла сторонников, но с 10,6 % голосов по-прежнему оставалась важным игроком на политической арене Индонезии. Среди новых участников избирательной гонки следует выделить Демократическую партию, возглавляемую Сусило Бамбанг Юдойоно, которая с первой попытки смогла набрать 7,5 % голосов избирателей. PKS (Partai Keadilan Sejahtera, Партия цветущей справедливости), также новая партия, получила 7,3 % голосов [1]. PKS, основанная на принципах фундаментального ислама, но в предвыборной кампании ее представители не касались вопроса религии, сосредоточила свое внимание на борьбе с коррупцией и на проблематике повышения благосостояния населения страны. Эта партия смогла получить большинство голосов, больше четверти, на выборах в городской совет столицы Индонезии.
Результаты выборов вновь показали различие между Явой и другими регионами. Так, например, партия Голкар большинство своих голосов (55 %),
как и на предыдущих выборах, получила за пределами Явы. PDI-P, наоборот, 66 % от полученных голосов получила от жителей Явы. Гендерный вопрос относительно депутатского состава стал причиной обвинений со стороны многочисленных международных правовых организаций. Несмотря на то, что из общего числа депутатов, которых избирали жители Индонезии, 30 % были женского пола, в окончательном варианте парламента женщины составляли только 12 %. В DPD женщины были представлены большим количеством - 21 % от всего количества депутатов [12].
Впервые в истории Индонезии народ сам выбирал президента страны. Выборы состояли из двух этапов, во второй этап, если кто-то не получал абсолютное большинство голосов (50 % +1 голос), проходило два кандидата. Голкар выдвинула генерала Виранто своим кандидатом, PDI-P - Мегавати Сукарнопутри, PAN - Амиена Раиса, Демократическая партия - Сусило Бамбанг Юдойоно, РРР - Хамза Хаза. Получить абсолютное большинство голосов не смог никто из кандидатов, а во второй этап, который должен был состояться в декабре того же года, прошли Сусило Бамбанг Юдойоно (33,6 %) и Мегавати Сукарнопутри (26,6 %) [8].
Важно отметить, что результаты парламентских выборов не совпали с результатами выборов президента страны, то есть человек, который отдал свой голос, например, Голкар, не обязательно поддержал Виранто на президентских выборах. Да и вообще, казалось, что индонезийское общество устало от этих избирательных гонок. Так, на второй этап президентских выборов явились лишь 116,7 миллиона человек из 153,3 миллиона зарегистрированных граждан Индонезии, имевших право голосовать.
Сусило Бамбанг Юдойоно, 1942 года рождения, в тандеме с кандидатом на пост вице-президента Юсу-фом Калла, стали победителями президентской гонки, получив по результатам второго этапа 60,6 % голосов избирателей. Они одержали победу почти во всех регионах страны, за исключением таких, как Бали, Средняя Нуса Тенггара и Молукку. Переход власти состоялся вполне мирно, без столкновений между лагерями Мегавати и Сусило Бамбанг Юдойоно. Первый кабинет министров, который был создан новым президентом страны, стал результатом коалиции президентской партии, то есть Демократической партии, и мусульманских партии PBB, PKS и PAN. Большую роль в новой политической системе играл вице-президент Юсуф Калла, первый со времен Мохаммеда Хатты, то есть со времен ранней независимости, вице-президент, который действительно влиял на формирование политики государства. После избрания Юсуфа Каллы председателем Голкар, эта партия сразу же стала очень
важной частью правительственного блока в парламенте. PDI-P же стала крупнейшей партией в парламенте, не представленной своими членами в правительстве. В обществе начали распространяться слухи о столкновении характеров, растущей конкуренции между президентом и вице-президентом [8].
Рост цен на нефть на мировых рынках стал серьезным испытанием для индонезийской экономики в виду того, что правительство продолжало субсидировать горючее в стране. Однако с каждым годом это субсидирование становилось все труднее для государственного бюджета: только за один календарный 2004 год общая сумма субсидий должна была увеличиться с 7 миллиардов долларов США до 14. Исходя из этого правительство было вынуждено поднять цену на бензин на 149 %, на дизельное топливо - на 16,1 %, на топливо для бытовых целей -на 186 %. Индонезийское сообщество, понимая необходимость подобных мероприятий, вполне спокойно восприняло повышение цен, приведшее к росту инфляции на 18 %, однако, все же эти реформы имели положительное влияние на развитие государства [11].
22 ноября на форуме ОПЕК в Чили президент Сусило Бамбанг Юдойоно заявил, что Индонезии нужны 75 миллиардов американских долларов международной помощи, чтобы улучшить инфраструктуру в стране [7].
В конце 2004 года произошло событие, которое заставило не только Индонезию, но и весь мир забыть об экономических и политических неурядицах. Индонезия находится на разломе двух крупнейших тектонических плит в мире: Индо-Австралийской и Евразийской, именно в этом регионе происходит примерно 90 % всех землетрясений на Земле. 26 декабря 2004 года к северу от Суматры произошло землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. Оно вызвало разрушительное цунами, ставшее одним из самых разрушительных за всю сознательную историю человечества. Общее количество жертв достигло примерно 230 000 человек, основными странами, пострадавшими от стихии, были Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка, Индия. Однако больше всего пострадала именно Республика Индонезия, а точнее север Суматры, а именно Ачех. Именно там погибли примерно 167 тысяч человек, только в столице региона Банда Ачех цунами унесло 90 тысяч жизней. Население Индонезии, правительство, международные организации, мировое сообщество направили свои усилия на помощь пострадавшим.
Ирония жизни заключается в том, что именно цунами и гибель десятков тысяч человек положили конец многолетнему конфликту между правительством Индонезии и сепаратистским движением на севере Суматры. 6 января в Джакарте состоялся саммит, на котором присутствовали госсекретарь США
Колин Пауэлл, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, другие ведущие политики мира. Главными темами саммита стали последствия цунами и помощь пострадавшим в результате этой глобальной катастрофы.
В течение 2005 года более 180 губернаторов, бупати, городских глав были избраны на выборах местного уровня. Представители Голкар получили лишь 40 % от общего количества вышеперечисленных должностей, что стало следствием все большей партийной вариативности в стране. Несмотря на постепенную демократизацию, ощутимые реформы, в страны происходили события, негативно влияющие на имидж Индонезии. В марте 2004 года во время перелета из Джакарты в Амстердам был смертельно отравлен активист борьбы за права человека Мунир. За совершение этого преступления был осужден бывший пилот авиакомпании «Гаруда», однако, настоящий заказчик убийства так и не был обнаружен. Тем не менее главным отличием от су-хартовских времен было то, что эти события не замалчивались, а, наоборот, широко освещались в СМИ, заставляя власть не изображать видимость действий, а наказывать преступников.
27 февраля 2005 года в Финляндии были начаты переговоры между правительством Республики Индонезия и GAM (Gerakan Aceh Merdeka, Движение за независимость Ачеха), что стало реальностью благодаря помощи бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари. 15 августа 2005 было согласовано прекращение любых боевых действий в регионе. Договор с индонезийской стороной был подписан председателем комиссии по переговорам Хамидом Авалуддином, со стороны GAM - Маликом Махмудом. Согласно мирному договору, была создана новая комиссия по восстановлению действия мирного договора от 2002 года, согласованы пределы автономии Ачеха в составе Республики Индонезия. Правительство обязывалось всячески способствовать созданию политических партий в Ачехе, допускать международных наблюдателей на время проведения общеиндонезийской президентских и парламентских выборов. Ачеху было предоставлено право на сбор налогов, на собственные символы, включая флаг, на создание собственной нормативной базы по регулированию региональных вопросов, однако, в рамках общеиндонезийских конституционных норм.
8 апреля 2005 года между Индонезией и Малайзией произошел очередной территориальный конфликт. Военный корабль индонезийских вооруженных сил «Тедонг Нага» протаранил малайзийский корабль «Ренчонг», который своими маневрами угрожал строительству маяка Каранг Унаранг, после чего малайзийский корабль был вынужден как можно быстрее покинуть акваторию Амбалат и вернуться
в порт Таван в Малайзии. Каранг Унаранг находится в водном пространстве под названием Амбалат, который стал спорной территорией между соседними государствами в конце 70-х годов ХХ века. Именно тогда Малайзия напечатала карту, на которой Амбалат отмечено частью Малайзии под названием Blok XYZ. Эта территория, в соответствии с предварительным геологическими исследованиями, богата на газ и нефть. Именно в том же 1979 году Петронас, нефтяной гигант Малайзии, передает концессию на разработку нефтяных месторождений компании Shell. Индонезия была вынуждена направить в Амбалату военные корабли и начать строительство сооружений для защиты своих прав на данное водное пространство. После инцидента кораблей «Тедонг Нага» и «Ренчонг», министерство иностранных дел Индонезии направляет Малайзии ноту протеста против нарушения Малайзией государственных границ Индонезии, в ноте также содержались оправдания действий индонезийского корабля в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года [9].
Наконец-то, по прошествии многих лет, а именно
16 августа 2005 года, Нидерланды официально признали, что Индонезия стала независимой именно
17 августа 1945 года. Это заявление от имени правительства сделал министр иностранных дел Нидерландов Бернард Бот.
К сожалению, положительный эффект от мер правительства по преодолению коррупции в стране было нивелирован. В октябре 2006 года был освобожден Томми Сухарто, сын второго президента страны, который просидел лишь 5 из 15 лет, которые он получил по обвинению в убийстве судьи. В течение нескольких месяцев стало известно, что один из банковских счетов, принадлежавших Министерству юстиции и основных прав человека, использовался для транзакции 10 миллионов долларов США с одного из французских банков, где имел счет Томми Сухарто. Эта транзакция состоялась с согласия министра юстиции и основных прав человека Хамида
Авалудина, также стало известно, что к этим событиям причастен государственный секретарь Юсриль Ихза Махендра. Эти два министра были уволены с их должностей в мае 2007 года.
Подводя итоги, следует заметить, что в исследуемый период в Республике Индонезия произошли качественные позитивные изменения в экономической и политической областях. Наконец-то, в стране начали проводиться общенациональные выборы, гиперинфляция конца 90-х была преодолена, но определенная непоследовательность этих мер, высокий уровень инфляции мешали Индонезии выйти на уровень развития, сопоставимый с уровнем Южной Кореи или Сингапура.
Ш
1. Ambardi K. Mengungkap Politik Kartei, Studi Tentang Sistem Kepartaian di Indonesia Era Reformasi. Jakarta: Gramedia, 2009.
2. Anwar M. Kh., V. Salviana. Perilaku Partai Politik: Studi Partai Politik dalam Kampanye dan Kecenderungan Pemilih pada Pemilu 2004. Malang: UMM Press, 2006.
3. Aspinall E. Opposing Suharto: Compromise, Resistance and Regime Change in Indonesia. Stanford: Stanford University Press, 2005.
4. Asshiddiqie J. Perkembangan dan Konsolidasi Lembaga Negara Pasca Reformasi. Jakarta: Sekjen dan Kepaniteraan Mahkamah Konstitusi RI, 2006.
5. Atmasasmita R. Korupsi, Good Govermence dan Komisi Anti Korupsi di Indonesia. Jakarta: BPHN, 2002.
6. Direktorat Riset Ekonomi dan Kebijakan Moneter. Laporan Perekonomian Indonesia Tahun 2005. Jakarta: Direktorat Riset Ekonomi dan Kebijakan Moneter, 2006.
7. Finaldin T. S. Iskandar. Presiden RI dari Masa ke Masa. Bandung: Jabar Education and Enterpreneur Center, 2006.
8. Lesmana T. Dari Soekarno Sampai SBY. Jakarta: Gramedia Pustaka Utama, 2009.
9. Sodikin A. Ambalat Ujian Diplomasi dan Harga Diri Negara Kepulauan // Kompas. Jakarta. 12 Maret 2005.
10. Solahudin. NII sampai JI. Jakarta: Komunitas Bambu, 2011.
11. Thee Kian Wie. Indonesia's Economy Since Independence. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2012.
12. Wessel I. Democratisation in Indonesia after the Fall of Suharto. Berlin: Logos, 2005.
A. R. Galushka-Adaykin International Slavonic University, Kharkov, Ukraina
The main vectors of the development of the Republic of Indonesia during the period of early Postreformasi
This article is dedicated to the development of the Republic of Indonesia in the first half of the 2000s, mostly to the transformation of Indonesian society from the era of Reformasi to the era of Postreformasi. The focus is on the parliamentary and the first common presidential election in the country, as well as the fight against corruption, terrorism and overcome of the consequences of natural disasters.
Keywords: election, conflict, corruption, Indonesia, parliament, president.