Научная статья на тему 'Некоторые особенности предвыборной кампании в Индонезии и результаты парламентских выборов'

Некоторые особенности предвыборной кампании в Индонезии и результаты парламентских выборов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTION LAW #10/2008 / ИНДОНЕЗИЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2009 / ЗАКОН О ВЫБОРАХ №10/2008 / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ИНДОНЕЗИИ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2009 / INDONESIA / PARLIAMENT ELECTION 2009 / POLITICAL PARTIES OF INDONESIA / PRESIDENTIAL ELECTION 2009

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куликова Мария Олеговна

В статье рассматривается ход предвыборной кампании в Индонезии. Анализируются результаты парламентских выборов, прошедших 9 апреля 2009 г. Выделяются основные особенности выборного законодательства, принцип распределения мест в парламенте. Описываются предвыборные ситуации в основных политических партиях страны. Представлены результаты социологических опросов, проводившихся в период предвыборной кампании. В преддверии президентских выборов в июле 2009 г. дается характеристика трем парам кандидатов на пост президента и вице-президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the progress of election campaign in Indonesia. It studies the results of parliament elections, held on 9 of April 2009. It depicts main features of electoral law, the principle of allocation seats in Parliament. It depicts situation in main political parties of the country. It presents the results sociological surveys, conducted during the period during the election campaign. It describes three couples of candidates for the Presidency and the Vice-President in forthcoming presidential elections in July 2009.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности предвыборной кампании в Индонезии и результаты парламентских выборов»

© Куликова М.О.

аспирант ИВ РАН

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ В ИНДОНЕЗИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

12 июля 2008 г. в Индонезии стартовала предвыборная кампания. В 2009 г. в стране прошли парламентские выборы (9 апреля), президентские выборы пройдут 8 июля. Если будет необходимость второй тур пройдет 8 сентября. В данной статье будет освещена предвыборная кампания и результаты парламентских выборов. Результаты президентских выборов будут рассмотрены в последующих публикациях автора.

Данные выборы - это уже третьи свободные парламентские выборы в Индонезии после падения авторитарного режима генерала Сухарто (первые прошли в 1999 г., вторые в 2004 г.). Во второй раз в истории страны президент и вице-президент будут избираться прямым голосованием (в первый раз в 2004 г.). Избирательная система Индонезии развивается, в 2008 г. конституционным порядком в неё были внесены значительные изменения, и прошедшая избирательная кампания и выборы охарактеризовались новыми чертами и особенностями.

Прошедшие выборы были беспрецедентно масштабными. Ниже представлена основная информация по выборам в цифрах.

Для участия в выборах подали заявки более 60 партий, изначально были допущены 34, впоследствии ещё четыре. Всего в выборах участвовали 38 общенациональных и 6 местных партий в провинции Ачех. Большинство партий заявили в качестве своей идеологии Панчасилу, лишь 7 партий выступали под флагом ислама. Одним из требований к партиям было наличие в составе кандидатов не менее 30% женщин. 1

В стране было организовано более 500 000 избирательных участков в 33 провинциях, 471 районах. Было напечатано около 700 млн. бюллетеней.

Индонезийский парламент состоит из двух палат: Совет Народных Представителей (DPR Dewan Perwakilan Rakyat) 560

мест и Совет Представителей Регионов (DPD Dewan Решакйап Оавгак) 132 места. Соответственно на 560 мест претендовало 11219 кандидатов, на 132 места было 1116 кандидатов. Выборы проходили также в органы власти провинций, районов и муниципалитетов - ок. 16000 мест, на которые претендовали сотни тысяч кандидатов.

На выборах 2009 г. была введена новая система отмечания

кандидатов в избирательных бюллетенях, вместо прокалыва-

*

ния, - галочка . По подсчетам Всеобщей Избирательной Комиссии (Кош181 РешШЬап Цтиш) общее число избирателей в Индонезии на момент выборов составляло 171 558 775, в т.ч. 1 502 892 избирателей за рубежом.

До 16 марта 2009 года предвыборная кампания имела ограниченный характер, были разрешены лишь агитация в прессе и распространение рекламных материалов. 16 марта началась публичная кампания, которая продлилась до 4 апреля, на протяжении этой кампании представители политических партий могли выступать на митингах, встречаться с избирателями, а также проводить внутри и межпартийные совещания. Далее следовал трехдневный, т.н. «тихий» период непосредственно перед выборами, в течение которого любая агитация была запрещена.

Основные изменения в ход предвыборной кампании внес новый закон о выборах №10/2008, согласно которому:

• Распределение мест в парламенте происходило по новой схеме. Только партии, получившие более 2,5% голосов на общенациональном уровне, прошли в Совет Народных Представителей. Места в Палате Представителей Регионов распределялись между кандидатами с наибольшим числом голосов в каждой провинции.

• В отличие от предыдущих выборов 2004 г., которые проходили по принципу «закрытого списка», голосование на выборах 2009 прошло по принципу «открытого списка». Суть этого принципа состоит в том, что в Совет Представителей Регио-

Ранее избиратели прокалывали заостренной палочкой символ соответствующей их симпатии партии.

нов будут прошли кандидаты, получившие наибольшее число голосов в провинциях, а не по рейтингу в внутрипартийных списках. Перед выборами эксперты полагали, что это нововведение может значительно изменить картину предстоящих выборов, т.к. в электоральных предпочтениях индонезийцев доминирует т.н. местный фактор, т.е. они охотнее голосуют за кандидатов, родом из их мест, а тем более за тех, кого они лично знают, чем просто за некую партию, с абстрактной программой. Личность кандидатов всегда намного больше значит для индонезийских избирателей, чем его партийная принадлежность.

• Кандидатов в президенты могут выставлять лишь партии, либо группа партий, получившие более 20% из 560 мест в парламенте или 25% голосов на выборах.

• По новому законодательству бюджеты и источники финансирования партий должны быть прозрачны. Так как в выборах участвует большое число кандидатов, вопрос финансирования встает очень остро. Раньше только крупные игроки могли позволить себе широкомасштабные агитации с рекламными постерами, буклетами, футболками и т.д. Сейчас рядовой индонезийский избиратель избалован таким вниманием, и ждёт от кандидатов даже более мелких партий предвыборных подарков, хотя их бюджет ограничен, т.к. они спонсируют себя сами.

Финансовые дотации кандидатов в Совет Народных Представителей были законодательно ограничены в размере 1млрд. рупий от физических лиц и 5млрд. рупий от организаций, в то время как лимиты для кандидатов в Совет Представителей Регионов составили 250 и 500 млн. рупий соответственно. Перед началом открытой кампании, все партии предоставили в избирательную комиссию сведения о своих бюджетах. Для сравнения: бюджет Демократической партии Индонезии (борющейся) составил 1 млрд рупий, в то время как у новой партии Гериндра самый большой бюджет на выборах - 15 млрд. рупий. Партия Демократов имела на своем предвыборном банковском счете 7 млрд, Голкар 156 млн. рупий, партия Ханура 5 млрд. Самый маленький бюджет среди всех партий у Национальной партии Мархаенизма Индонезии - 670 тыс. рупий.

Из нового законодательства вытекает главная особенность, точнее характер проведения предвыборной кампании -все партии и их лидеры были озабочены лишь одним вопросом - с кем вступить в коалицию, чтобы получить больше голосов. Причем коалиции обсуждались не по принципу схожести политических взглядов и позиций, а только по количеству вероятных голосов.

Программы партий были расплывчаты, в предвыборной гонке им уделялось мало значения. Все кандидаты ограничивались стандартными обещаниями сократить безработицу и уменьшить бедность. Международные обозреватели отмечали полное отсутствие дебатов во время предвыборной кампании.

Далее рассмотрим предвыборные ситуации в ведущих политических партиях Индонезии для оценки их шансов на выборах 2009 г.

Партия Голкар

Голкар - старейшая партия на выборах 2009 г., она была создана в 1971 г. и была основной политической силой во времена правления президента Сухарто. После его ухода в отставку в 1998 г. влияние партии идет на спад. Если на выборах 1999 г. партия получила 22,48% и была второй, в 2004 г. несмотря на победу на выборах, процент поданных за неё голосов был меньше - 21,58%.

Перед выборами 2009 г. эксперты прогнозировали ещё большую потерю голосов. Хотя у партии были шансы вновь завоевать электорат, для этого ей была необходима модернизация, большая открытость для избирателей. Партия могла бы использовать свою мощную региональную сеть для просвещения населения в политических вопросах. Но, к сожалению, ни сама партия, ни её лидеры не стремились стать локомотивами индонезийской политики. Как писала газета Джакарта Пост «власть и деньги интересовали их больше»2. Партия остается закостенелой структурой. Председатель партии Юсуф Калла, (вице-президент 2004-2009), в предвыборную кампанию был больше занят продвижением своей кандидатуры на президентский пост, чем развитием своей партии. Позиции Голкара были также ослаблены внутрипартийной борьбой между кандидатами на пост президента: кроме Юсуфа Калла, свою кандидатуру

хотел одно время выставить губернатор Джокьякарты султан Хаменгку Бувоно Х и некоторые другие партийные лидеры.

Партия Демократов

Партия Демократов повсеместно ассоциировалась со своим лидером, действующим президентом Сусило Бамбанг Юдойоно (СБЮ). Популярность президента была достаточно высока, соответственно и партия рассчитывала за счет этого получить большой процент голосов. Однако предыдущие выборы показали, что в Индонезии популярность партии и её лидера не всегда коррелирует. Партия Демократов впервые участвовала в выборах в 2004 г. и получила 7,45% голосов, тогда как её лидер СБЮ в первом туре президентских выборов получил 33,6%, во втором 61% голосов.

Первый президентский срок СБЮ прошел не столь успешно, как было обещано избирателям в силу разных причин (от цунами 2004 до финансового кризиса 2008-2009). Однако, несмотря на это в стране снизились уровни бедности и безработицы, в 2008 г. Индонезия достигла самообеспечения рисом. Вследствие мирового финансового кризиса и падения цен на нефть, правительство СБЮ смогло в три раза снизить субсидирование цен на топливо, были подняты зарплаты госслужащим. Общество кажется удовлетворенным результатами борьбы с коррупцией. Восстановление после цунами 2004 года, на которое были потрачены миллиарды долларов, прошло успешно. После 29-летнего вооруженного противостояния был достигнут мир в провинции Ачех. Как часть мирного договора, шесть местных партий впервые соревновались на национальных выборах в региональные парламенты провинции.

Демократическая Партия Индонезии (борющаяся)

После сокрушительной победы Демократической партии Индонезии (борющейся) в 1999 г., её популярность всё падала и падала. Если в 1999 г. партия получила 33,74% голосов, в 2004 г. партия была второй, потеряв более трети всего электората и получив 18,53% голосов. В предвыборную кампанию 2009 г. партия выступала столь же амбициозно, как обычно, начав агитировать более чем за два года до начала выборов.

Лидер партии Мегавати Сукарнопутри, как всегда, достаточно осторожна и не делает громких лозунгов и заявлений. Её часто обвиняют в нежелании открыто выступать на публике, общаться с прессой.

Она постаралась измениться и в период открытой избирательной кампании встречалась с избирателями, но не на больших стадионах и митингах, как делали её оппоненты, а в небольших городах и деревнях на собраниях на рыночных площадях. Она встречалась также с основными политическими лидерами, делала совместные заявления, однако долго не объявляла своего кандидата на пост вице-президента. Как известно, М. Сукарнопутри много критиковала действующую администрацию и находилась в оппозиции в течение последних пяти лет. Возможность создания коалиции между ДПИ(б) и Партией Демократов даже не рассматривалась.

У ДПИ(б) более четкие цели, чем у других партий, она выступает против приватизации, за расширение прав трудящихся. Однако эксперты считали, что шансы у М. Сукарнопутри на переизбрание не стишком велики.

Исламские партии

По исследованиям, проведенным в 2008-2009 гг. некоторыми индонезийскими и международными институтами, исламские партии, такие как Справедливости и Процветания, Национального Возрождения, Национального Мандата, Единства и Развития, теряют популярность среди электората. В 2004 г. они получили треть голосов, на выборах 2009 им предрекали ещё меньше. Партии должны были менять свою стратегию, решать внутренние конфликты, которые мешали выстроить грамотную предвыборную тактику. Среди современной исламской политической элиты нет нового яркого лидера, который мог бы повести за собой электорат.

Самая ортодоксальная и популярная Партия Справедливости и Процветания, несмотря на победы на некоторых последних региональных выборах, не могла рассчитывать больше, чем на 10% голосов, хотя её лидеры заявляли, что партия получит более 20% голосов.

Из-за сдвига партии к центру, шансы её упали, партия пытается стать более открытой, но это не только не привлекает избирателей, но даже отталкивает. ПСП стала утрачивать свою привлекательность для исламских избирателей, и превращалась в «ещё одну» из списка. Избиратели потеряли веру в партию.

В этом году Проблемой Партии Национального Возрождения эксперты считали внутренний конфликт, который значительно ослабил её позиции на выборах.

Отстранение от руководства партии её легендарного лидера Абдурахмана Вахида (президент Индонезии 1999-2001) рассматривался новым лидером партии Мухаимином как положительный факт, способный привлечь новых сторонников партии в таких районах как Большая Джакарта, Западная Ява, Бан-тен, где избиратели были недовольны политикой А.Вахида. С другой стороны, авторитет А.Вахида, как лидера крупнейшей мусульманской организации Нахдатул Улама ещё очень велик, и его призывы голосовать в главном электоральном районе ПНВ - Восточной Яве за другие партии отразился на её результатах. Многие учащиеся и студенты, которые поддерживали партию в 2004 г., теперь перешли на сторону Партии Справедливости и Процветания.

Партия Национального Возрождения с её новым лидером Мухаимином теряет свои позиции, в 1999 г. партия была 3-ей, в 2004 - 4-ой, с 10,57% голосов. Многие мусульмане до сих пор видят А.Вахида центральной фигурой Нахдатул Улама и будут следовать его призывам.

Исследования показывают, что некоторые территории Восточной и Западной Явы, ранее оплоты исламских партий Справедливости и Процветания и Национального Возрождения теперь заняты Партией Демократов.

Новые партии

В выборах 2009 г. участвовали 24 новые партий, но реальные шансы на прохождения 2,5% порога были у двух партий. Они были созданы бывшими военными деятелями эры Сухарто - Виранто, лидер Партии Народной Совести, Ханура, и Прабо-во, лидер Партии Движение за великую Индонезию, Гериндра.

Самое большое волнение у экспертов вызывал лидер новой партии Гериндра - бывший зять президента Сухарто -Прабово Субианто, он руководил печально известными войсками спецназа (Ко81гаё), обвинявшимися во многих нарушениях прав человека. Его карьера, казалось бы, рухнула после падения режима Сухарто. Но поддержанный братом-миллиардером Хашимом Джойохадикусумо, он создал новую Партию Движение за великую Индонезию (Гериндра). Партия вела популистскую кампанию, направленную на беднейшие массы избирателей, рассчитывая получить число голосов, достаточное для продолжения борьбы на президентских выборах, образовав коалицию с одной из лидирующих партий.

В течение всей предвыборной кампании различные индонезийские и международные исследовательские институты проводили социологические опросы. Вот некоторые интересные результаты.

По опросам, проведенным Национальным Исследовательским Институтом Индонезии в 33 провинциях с 1225 респондентами, электорат мало знаком с лидерами основных политических партий, заседающих в парламенте. Когда респондентов просили назвать лидеров 10 основных политических партий, большинство не знали их имена.

64,5% смогли назвать Мегавати Сукарнопутри как председателя Демократической партии Индонезии (борющейся), в то время как 35,2% вообще её не знают. Юсуфа Калла как председателя партии Голкар знают только 35,2% респондентов, в то время как 98,2% респондентов знают, что он вице-президент. Точно так же 81,1% респондентов не знают председателя Партии Национального Мандата, только 18,9% сказали, что это Сутрисно Бахир. Касательно Партии Справедливости и Процветания только 9,2% респондентов знали, что Тифатул Сембиринг председатель партии, несмотря на тот факт, что кандидаты от этой партии выиграли недавние выборы губернатора в провинциях Западная Ява и Северная Суматра. По поводу новых партий респонденты знали только, что Виранто возглавляет Партию Народной Совести (Ханура).

По опросам популярности партий - в тройке лидеров Партия Демократов, Партия Голкар, Демократическая Партия Ин-

донезии (борющаяся), так же примерно распределяются голоса за кандидатов на президентский пост от вышеназванных партий.

Динамику электоральных предпочтений можно проследить по сериям опросов, проведенных Индонезийским исследовательским институтом (LSI), Центром стратегических и международных исследований (CSIS), Институтом реформ (IR), Институтом Исследовательской Информации (LRI) : 8-16 февраля Голкар - 20%, ДЦ - 15.5%, ДПИ(б) - 15,3%, (LRI)

8-18 февраля ДП - 24,3%, ДПИ(б) - 17,3%, Голкар - 15,9% (LSI) 2455 респондентов

9-19 февраля ДП - 24,3%, ДПИ(б) - 17,3%, Голкар - 15,9% (CSIS)

28 фев - 13 марта ДП - 25,05%, ДПИ(б) - 15,01%, Голкар -14,49% (RI) 2519 респондентов

Результаты выборов были оглашены 10 мая, лишь восемь партий прошли порог 2,5% голосов и получили места в парламенте (табл.1).

Таблица 1

Результаты парламентских выборов в Индонезии, 2009 г.4

Кол-во голосов % Кол-во мест в парламенте % +/-

Партия Демократов 21 703 137 20,85 148 26,43 91

Партия Голкар 15 037 757 14,45 108 19,29 -20

Демократическая Партия Индонезии (борющаяся) 14 600 091 14,03 93 16,61 -16

Партия Справедливости и Процветания 8 206 955 7,88 59 10,54 14

Партия Национального Мандата 6 254 580 6,01 42 7,5 -10

Партия Единства и Развития 5 533 214 5,32 39 6,95 -19

Партия Национального Возрождения 5 146 122 4,94 30 5,36 -22

Партия Гериндра 4 646 406 4,46 26 4,64 26

Партия Ханура 3 922 870 3,77 15 2,68 15

Остальные партии, набравшие менее 2,5% голосов 19 048 653 18,3 0 0

Всего 104 099 785 100 560 100

На выборах победила партия действующего президента Сусило Бамбанг Юдойоно - Партия Демократов, получив 20,85% голосов. Второе и третье место с небольшим разрывом заняли Партия Голкар и ДПИ(б), набравшие 14,45% и 14,03% соответственно. Исламские партии заняли места с четвертого по седьмое, набрав в сумме 24% голосов. В список партий, прошедших в парламент, вошли две новые партии Ханура и Гериндра.

По результатам парламентских выборов только Партия Демократов могла самостоятельно выдвинуть своего кандидата на пост президента, т.к. набрала необходимое кол-во голосов (более 20%). Остальным партиям было необходимо создавать коалиции.

Как видно из табл. 1 процент мест в парламенте не полностью соответствует проценту полученных голосов. Это связано с «системой квот», введенной ещё на выборах 2004 г. Учитывая огромные диспропорции в заселенности и в социально-экономическом развитии различных частей Индонезии, при формировании парламента (Совета Народных Представителей) используется система квот, предназначенная для повышения представительства в нем малонаселенных периферийных территорий. Это служит одним из инструментов региональной политики, направленной на выравнивание уровня развития и ослабление сепаратистских тенденций.

Формирование парламента строится следующим образом:

560 мест в Совете Народных Представителей занимают партии*

победители по каждому избирательному округу (ИО) . В ИО в мало заселенных районах входят целые провинции, в плотно населенных районах - части провинций. Например, в провинции Западная Ява 11 ИО, на каждый из которых приходится от 6 до 10 мест, всего 91 место на провинцию. В провинциях среднего размера, как например Южный Сулавеси всего три ИО с 7-9 местами, всего 24 места, а в маленьких провинциях, таких как Малуку - один ИО, с 3 местами.5 В результате, количество голосов избирателей, необходимое для получения 1 мес-

* Всего для проведения выборов 2009 года Центральная Избирательная Комиссия сформировала 77 избирательных округов.

та в парламенте, не одинаково для разных округов (провинций): примерно от 130 000 человек в провинции Западный Ириан-Джая до 420 000 человек в провинции Западная Ява.

Определение количества мест, которое получают партии, прошедшие в парламент в каждом избирательном округе, осуществляется в соответствии с квотой, которая была до выборов рассчитана для каждого избирательного округа. Она получается путем деления общего числа голосов в округе на число представителей, которые должны быть выбраны в этом округе (т.е. на число мест в парламенте, выделенных данному округу). Далее, используя метод наибольшего остатка, места в парламенте распределяют между партиями в два этапа. На первом этапе определяется число полных квот полученных партиями (количество голосов, полученных партией в избирательном округе, делят на квоту для данного округа). На втором этапе, если не все места были распределены на первом этапе, они распределяются между партиями, у которых остаток после выделения полных квот оказался наибольшим. На этой второй стадии партии не могут получить больше одного места.

Но главной особенностью прошедших в Индонезии выборов было не количество голосов отданных за ту или иную партию, а количество избирателей проголосовавших «против всех».

Процент голосов, отданных на выборах 2009 г. «против всех» (индонез. Оо1ри1), превысил показатели всех предыдущих выборов, начиная с первых выборов 1955 г. (табл.2).

Таблица 2

Процент голосов «против всех»

Выборы % Выборы %

1955 12,34 1992 9,05

1971 6,67 1997 10,07

1977 8,4 1999 10,4

1982 9,61 2004 23,34

1987 8,39 2009 30

Парламентские выборы показали, что треть избирателей, а это около 51 млн. человек не доверяют ни одной из 38 нацио-

нальных партий, участвовавших в выборах. Причиной также может служить порог прохождения в парламент - 2,5% на национальном уровне. В результате выборов 29 партий не прошли в парламент, а за них отдали свои голоса 18% избирателей, т.е. получается, что эти голоса просто пропали даром. Партии, даже завоевавшие 25-30% голосов в какой-нибудь одной провинции, но не набравшие проходные 2,5% на общенациональном уровне были полностью проигнорированы. Это сделано для того, чтобы сократить число партий в парламенте, хотя это заведомо ущемляет права малых партий и регионов, их поддерживающих.

Если учесть, что из 171 млн. избирателей, только 104 млн. голосов были признаны действительными, явка избирателей составила 61%. В итоге, сформированный по результатам выборов парламент, был избран 43% населения страны, учитывая, что 18% голосов были отданы за партии, не прошедшие в парламент.

Президентская предвыборная кампания выглядела намного интереснее. Более 10 политических деятелей заявили о своем желании участвовать в выборах, первой из которых была Мега-вати Сукарнопутри. Долго сохранялась интрига, пойдут ли в тандеме президент Сусило Бамбанг Юдойоно и вице-президент Юсуф Калла на президентские выборы. В конце концов, в феврале 2009 г. Юсуф Калла объявил о своём намерении баллотироваться на пост президента.

Среди других возможных кандидатов на пост президента были: бывший президент Абдурахман Вахид, бывший спикер парламента Акбар Танджунг, султан Джокьякарты Хаменкубу-воно Х, бывший мер Джакарты Сутийосо, генерал в отставке Виранто, бывший руководитель спецназа и основатель партии Гериндра Прабово Субианто, Председатель партии Справедливости и Единства Меутиа Хатта Свасоно и некоторые другие политики.

По социологическим опросам, если бы выборы президента состоялись в январе 2009 года, результаты были бы следующими: СБЮ - 43%, М. Сукарнопутри - 19%, остальные кандидаты - менее 5%.

По опросам февраля: СБЮ - 50,3%, М. Сукарнопутри -18,5%, Виранто - 3%, Прабово - 4,3%, Султан Хаменкубувоно - 3,9%, А.Раис - 1,4%, Ю. Калла - 2%, Хиданит Нур Вахид (ПСП) - 1,7%. (LSI 08.02.09 - 12.02.09). Когда респондентов просили выбрать из трех кандидатов, голоса разделились между СБЮ - 59%, М. Сукарнопутри - 21%, Прабово - 7%.

Как уже отмечалось выше, по новому законодательству кандидатов на пост президента и вице-президента могут выставлять только партии, набравшие более 20% голосов или 25% мест в парламенте. Претенденты на данные посты стали известны только после окончательного подсчета голосов на парламентских выборах в начале мая, хотя различные варианты коалиций для выставления кандидатов на президентский пост активно обсуждались политическими лидерами Индонезии всю предвыборную кампанию.

Изначально Голкар хотел вступить в коалицию с партией ДПИ(б) и выставить своего кандидата Юсуфа Калла в паре с М. Сукарнопутри, чтобы противостоять президенту СБЮ. Однако все переговоры были прерваны и 13 апреля Голкар заявил, что более заинтересован в сотрудничестве с СБЮ, боясь потерять власть вообще. Однако президент Юдойоно был разочарован сотрудничеством с Ю. Калла в рамках действующего правительства и не предложил снова создать тандем с председателем партии Голкар, наоборот он вел переговоры с исламскими партиями, надеясь таким образом получить в будущем правительстве более половины мест. В конце апреля 2009 Голкар сформировал коалицию с Партией Народной Совести, а её лидер Виранто был объявлен кандидатом на пост вице-президента в паре с Ю. Калла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демократическая Партия Индонезии (борющаяся) выбрала своим кандидатов М. Сукарнопутри, но сразу не огласила кандидата на пост вице-президента. Переговоры шли до середины мая, и окончательная кандидатура была названа за день до истечения срока подачи заявок, 16 мая. Им стал Прабово Субианто, лидер новой партии Гериндра. Очень показательна эта пара кандидатов, т.к. каждый из них принадлежит к ранее противоборствовавшим политическим кланам. Отец Прабово, Сумитро Джойохадикусумо был политическим противником

отца М. Сукарнопутри, бывшего президента Сукарно. Кроме двух партий ДПИ(б) и Гериндра данную пару кандидатов поддержали 7 партий не вошедших в парламент.

Президент Юдойоно неожиданно для многих взял себе в напарники Будионо, крупного финансиста, известного своей успешной работой в правительстве и Банке Индонезии (Индонезийский Центробанк). Он не связан ни с одной из партий. Решение СБЮ вызвало разочарование у четырёх исламских партий, которые сформировали коалицию с Партией Демократов, и рассчитывали, что кандидатом на пост вице-президента станет кто-то из их партий. Узнав о решении СБЮ, они пригрозили выйти из коалиции, однако после серии переговоров, коалиция была сохранена, а исламским партиям в будущем правительстве было обещано справедливое распределение власти. Эту пару кандидатов поддерживают также 18 партий, не получивших мест в парламенте.

Итак, к концу мая сформировались три окончательных тандема на выборы президента:

1. Сусило Бамбанг Юдойоно и Будионо

2. Юсуф Калла и Виранто

3. Мегавати Сукарнопутри и Прабово Субианто

По опросам Индонезийского исследовательского института (Indonesian Survey Institute, LSI), на президентских выборах победит Юдойоно с 59,8% голосов, в то время как М. Сукарнопутри и Ю. Калла получат 18,9 и 7,7% соответственно.

Прошедшая предвыборная кампания была очень интересна с точки зрения развития процессов демократизации в Индонезии. С одной стороны государство законодательно развивает и продвигает основные демократические институты, такие как свободные выборы, с другой стороны общество не готово или не хочет участвовать в этом процессе. Как показывают опросы населения, очень мало избирателей интересует политика, партии, их программы и лидеры. Возможно причина в самих политических партиях, их лидерах, которые даже во время предвыборной кампании не смогли активизировать электорат. Программы партий расплывчаты, дебаты не проводились. Агитация

сводилась к большим митингам и концертам с раздачей футболок в цвет партийного символа. Среди исламских партий нет нового яркого харизматичного лидера.

Рядовой житель Индонезии показал, что он не доволен происходящим политическим процессом, доля голосов «против всех» была самой высокой за всю историю индонезийских выборов - 30%.

Возможно после переизбрания на предстоящих выборах Сусило Бамбанг Юдойоно сможет создать дееспособное правительство, так как в этот раз его будет поддерживать собственная партия с четвертью голосов в парламенте и ещё коалиция исламских партий.

1 Источник: Fact Sheet 2009 Legislative Elections Indonesia. Multi Donor Programme

2 Jakarta Post 29.10.08

3 Koran Jakarta 28.02.09

4 Индонезийская Всеобщая Избирательная Комиссия. Komisi Pemilihan Umum (KPU)

5 Vital Issues Seminar 26 February 2009 Indonesia's elections 2009: how the system works. Dr Stephen Sherlock Dr Greg Fealy

Список литературы

1. Индонезийское новостное агентство Антара http://www.antara.co.id/en/

2. Индонезийская Всеобщая Избирательная Комиссия http://www.kpu.go.id/

3. Индонезийская газета Джакарта Пост http://www.thejakartapost.com/

4. Сингапурская газета Стрейтс Таймс http://www.straitstimes .com/

5. Индонезийский журнал Темпо http://www.tempointeractive.com/ http://www.economist.com/world/asia/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.