УДК 325.86(594)
А. Р. Галушка-Адайкин Международный славянский университет, Украина
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДОНЕЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ И ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В 2014 ГОДУ
В данной статье исследуется эволюция политической ситуации в Республике Индонезия в 2014 году на фоне проведения парламентских и президентских выборов. Основной целью исследования является освещение генезиса и результатов вышеуказанных выборов. В процессе подготовки статьи использована как специальная литература относительно проблематики исследования, так и материалы государственных органов Индонезии, а также материалы средств массовой информации. Внимание уделено также и некоторым экономическим аспектам, которые прямо влияли на политическую обстановку накануне выборов. Приведены результаты выборов в парламент Республики Индонезии. Освещена предвыборная президентская гонка, а также ее некоторые основные перипетии. Приведены окончательные результаты президентских выборов, которые принесли победу Джоко Видодо.
Ключевые слова: выборы, Джокови, Индонезия, парламент, Прабово.
К 2014 году в Республике Индонезии прошло уже достаточно времени с момента падения многолетнего режима второго президента страны Су-харто и тяжелого экономического кризиса в 1998 году, чтобы сделать выводы относительно успешности реформ, проведенных в политической и экономической сферах. Выборы главы государства и членов парламента страны должны были стать той лакмусовой бумажкой, которая бы определила степень качественных изменений политической системы Индонезии.
В виду относительной свежести событий, исследуемых в рамках данной статьи, главным источником статистической информации стали материалы соответствующих государственных структур и средств массовой информации Индонезии. Совместное исследование эволюции парламентских выборов в стране Аспинналом и Сукмаджати является важным подспорьем в изучении данной проблематики. В сборник под редакцией Уллы Фионны собраны интересные материалы и мнения относительно президентских выборов в Индонезии.
Главной целью данной статьи является всестороннее освещение событий в Республике Индонезия, связанных с проведением парламентских и президентских выборов в 2014 году.
Накануне 2014 года все население Республики Индонезия замерло в ожидании событий, кото-
рые должны были произойти в стране в наступающем году: выборы президента страны и членов парламента. Помимо этих важнейших тем, индонезийское общество на всех уровнях обсуждало возможное повышение цен на топливо. Правительство президента Юдойоно и вице-президента Будионо предложило внести изменения в закон № 19 от 2012 года относительно фондов общенациональных расходов, а именно уменьшить сумму государственной субсидии на топливо. Субсидия на топливо предназначалась для бедных слоев населения, побуждая их тем самым пользоваться средствами передвижения наравне с более зажиточными слоями. Однако субсидированное топливо на деле не было прерогативой исключительно «третьего класса». Главной причиной внесения данного предложения стало снижение курса рупии по отношению к американскому доллару -с 9300 до 9825 индонезийских рупий за 1 доллар США. Снижение курса национальной валюты привело к повышению на 64 триллиона индонезийских рупий внешнего долга государства. Другим важным фактором, сопутствующим повышению цен на топливо, была спекуляция субсидированным бензином и его продажа за границу. Индонезийское общество разделилось на два лагеря: первый, более многочисленный, не поддерживающий повышение цен и сокращение субсидирования,
© Галушка-Адайкин А. Р., 2015
состоял из бедного населения и состоятельных индонезийцев; ко второму лагерю принадлежала относительно небольшая группа либералов и среднего класса, которые считали, что на деньги, которые тратятся на субсидирование, более целесообразно развивать инфраструктуру страны, чем просто их «сжигать».
22 июня 2013 года цена субсидированного топлива была официально установлена на уровне 6,5 тысяч индонезийских рупий за литр бензина марки Премиум (на 2000 рупий больше предыдущей цены), цена дизельного топлива составила 5,5 тысяч рупий за литр (на 1000 рупий больше предыдущей цены). 11,5 тысяч за литр с этого момента нужно было заплатить за литр несубсиди-рованноготоплива премиум-класса [7]. На правительство обрушился град критики: повышение цен не устроило оба лагеря. В то время как по всей стране начались забастовки и манифестации против повышения цен, сторонники критиковали правительство за непоследовательность и недостаточное уменьшение субсидий. Экономические и политические аналитики считали, и не без оснований, что субсидии все равно слишком большие и преемник президента Сусило Бамбанг Юдойо-но все равно будет вынужден сокращать эти субсидии [3]. Сам Юдойоно утверждал, что он идет на этот непопулярный шаг только ради своего будущего преемника, которому не надо будет начинать свою президентскую карьеру с таких непопулярных и жестких реформ.
2014 год имел все предпосылки стать одним из важнейших в истории современной Индонезии. Именно в этом году должны были состояться выборы в национальный и региональные парламенты, а также прямые выборы (прямые в третий раз) президента страны. Именно президентские выборы обещали стать событием года ввиду того, что Сусило Бамбанг Юдойоно уже не мог принимать участие в выборах, так как законодательство Индонезии, как и законодательство многих стран мира, запрещает кандидату идти на третий президентский срок.
Следует констатировать, что общенациональный рейтинг доверия по отношению к президенту Юдойоно значительно снизился к началу года. Это объясняется не только непопулярными решениями во внутренней политике, но также ростом недоверия к президентскому окружению в связи с многочисленными коррупционными скандалами. Президентская Демократическая партия не имела достойной кандидатуры к выдвижению не только на пост президента, но и на должность
вице-президента. Несмотря на вполне позитивный характер политики, внедряемой президентом Юдойоно и его командой, это следует считать серьезной политической ошибкой, которая нанесла серьезный ущерб пропрезидентским силам.
Едва ли не впервые в своей современной истории перед индонезийским народом встал вопрос выбора: на политической арене Индонезии не было личности, имевшей ощутимую поддержку со стороны электората. Парламентские выборы весной должны были стать той лакмусовой бумажкой, которая бы указала на распределение сил в правящих кругах Индонезии. Однако одна сильная кандидатура была уже известна - губернатор Джакарты Джоко Видодо или просто Джо-кови. Большое количество индонезийских СМИ постоянно и широко освещали деятельность Джо-кови, концентрируя внимание читателей, слушателей и зрителей на «пронародности» будущего кандидата в президенты. Критика против Джоко-ви велась по двум основным направлениям: его «несамостоятельность» и «проамериканская» позиция. Под «несамостоятельностью» считалось то, что на самом деле проектом «Джоко Видодо - президент Республики Индонезия» руководит бывшая президент Мегавати Сукарнопутри, председатель PDI-P (Демократическая партия Индонезии - Борьба), которая понимала, что собственного рейтинга вряд ли хватит, чтобы вновь занять высшую правительственную должность в стране, но управлять можно и с помощью подчиненного [1]. Также противники Джокови открыто заявляли, что его международная политика угрожает индонезийской экономике, предупреждая о возможной «фрипортизации» индонезийских недр (от названия компании <^геерогЬ>, занимающейся добычей полезных ископаемых на индонезийской части острова Папуа), то есть их передачу иностранному капиталу.
Парламентские выборы, по сути, начались еще в 2012 году, за более чем полтора года до самих выборов, когда Комиссия по всеобщим выборам объявила список из 46 партий, которые зарегистрировались в качестве потенциальных участников выборов. Не все партии после многочисленных проверок, осуществленных комиссией, стали полноценными участниками парламентских выборов. Только 12 партий были одобрены комиссией и допущены к выборам. Причем комиссией было принято только 10 партий: партии «Луна и звезда», «Правосудие и единство Индонезии» завоевали это право только через высшие судебные инстанции страны. Отметим заранее, только
эти две партии не смогут преодолеть 3,5 % барьер и не попадут в парламент [5].
Выборы в парламент Республики Индонезия состоялись 9 апреля 2014 года. В выборах приняли участие почти 140 миллионов граждан из более 185 миллионов, имевших право голосовать. Впечатляющей выглядит цифра бюллетеней, признанных испорченными: почти 15 миллионов бюллетеней [9]. Ни индонезийские СМИ, ни официальные источники никак не объяснили, почему более 10 % тех, кто голосовал, сознательно или бессознательно испортили избирательный бюллетень. Главным объяснением данного феномена, на наш взгляд, служит довольно низкая политическая культура населения Индонезии. Несмотря на ощутимые положительные сдвиги в индонезийском обществе, в стране до сих пор ощущается отсталость некоторых индонезийских регионов не только в экономическом плане, но и в области образования. В некоторых регионах Суматры, Калимантана, Западного Папуа, на небольших островах проживает достаточное количество индонезийских граждан, которые до сих пор безграмотны.
Наибольшее количество голосов получила PDI-P, почти 19 % голосов от общего количества пришедших на избирательные участки и верно сделал волеизъявления. Победа PDI-P была личной победой лидера партии Мегавати Сукарнопутри, которая стала своеобразным «фениксом» индонезийской политической арены. После президентства, которое многие считали неудачным, ее политическая карьера была под угрозой досрочного окончания, однако Мегавати сделала достаточно серьезные выводы из своих ошибок и с рвением занялась улучшением имиджа партии. Поэтому победе на апрельских выборах однопартийцы во многом обязаны именно пятому президенту Индонезии. Победа PDI-P на парламентских выборах стала одновременно хорошим знаком и для Джоко Ви-додо, официального кандидата от партии на президентских выборах.
Однако эта победа не была безоговорочной: 19 % - это не абсолютная победа и еще неизвестно, какие коалиции будут созданы в парламенте. Второе место заняла некогда могущественная партия «Голкар» с почти 15 % голосов избирателей. Большую тройку замкнула «Гериндра» во главе с Прабово Субианто. Президентская «Демократическая партия» стала четвертой, получив чуть более 10 % голосов [10].
Главной отличительной чертой выборов в парламент стало большое количество партий, получив-
ших места в законодательном собрании. Как уже отмечалось, только две партии не смогли преодолеть 3,5 % барьер. Таким образом, 10 партий различного характера должны были организоваться в коалиции и сделать так, чтобы парламент этого созыва был действительно работоспособным.
Президентская кампания началась с попыток некоторых политических деятелей во главе с Ма-хендрой - председателем партии «Луна и звезда», изменить действующее законодательство относительно процедуры выборов президента страны. Согласно закону от 2008 года кандидата в президенты может выдвигать только та партия, которая имеет более 20 % мест в нижней палате парламента страны. Но эти попытки изменить законодательство были неудачными, и в январе 2014 года Конституционный суд принял решение о неизменности закона о выборах президента страны.
После выборов в законодательные органы были сформированы две коалиции, которые выдвинули своих кандидатов на посты президента и вице-президента Республики Индонезия. Наиболее представительной, учитывая количество мест в парламенте, стала «Красно-белая» коалиция, которая выдвинула Прабово Субианто и Хатту Раджасу, бывшего министра экономики, соответственно на должности президента и вице-президента. Коалиция «Великолепная Индонезия» предложила избрать президентом страны Джоко Видодо, а вице-президентом Юсуфа Калла.
С официальным началом президентской гонки в рядах партии «Голкар» возник внутренний кризис. Некогда, во времена правления второго президента Индонезии Сухарто, «Голкар» была «монополистом» политической арены страны. Многие считали, что именно «Голкар» как партия, получившая второе место на парламентских выборах, должна создать собственную коалицию и выдвинуть своего кандидата в президенты. Таким кандидатом должен стать Абуризал Бакри как действующий председатель партии. Однако он выбрал другой путь и заявил о поддержке дуэта Прабово - Раджаса в обмен на возможность занять должность министра. Это заявление вызвало возмущение среди кадров партии в регионах, которые считали, что таким образом Абуризал Бакри нивелировал достижения партии за последние годы. Этому кризису и расколу внутри партии способствовал Юсуф Калла, который был одним из старейших и самых влиятельных членов «Гол-кар». Получалось, что, несмотря на поддержку руководством «Голкар» пары Прабово - Раджаса, провинциальные кадры больше склонялись к избранию
Видодо - Калла. Конфликт усилился после того, как Абуризал Бакри снял с партийных должностей и вообще выгнал из партии трех молодых ее членов, которые выразили свою поддержку Джоко Видодо и Юсуфу Калла. После этого события солидарность в рядах партии накануне выборов была окончательно потеряна. Да и вообще поддержка Абуризалом Бакри кандидатуры Прабово Субианто негативно повлияла на рейтинг последнего, учитывая то, что компания Бакри «Ла-пиндо Брантас» стала причиной экологической катастрофы на Восточной Яве в Сидоарджо [11].
Кризис в партийных рядах постиг не только «Голкар», индонезийское общество стало свидетелем конфликта в мусульманской партии «Развития и Объединения». Еще 23 марта 2014 года председатель партии Сурьядарма Али принял участие в крупной акции, устроенной субиантовской партией «Гериндра», где он выразил полную поддержку кандидатуре Прабово Субианто. Такое заявление вызвало возмущение у членов партии, которые отметили, что Али не имел права выдавать собственное мнение как общепартийное. 27 региональных ячеек партии призвали к санкциям против председателя вплоть до освобождения от должности. 24 апреля в городе Богор состоялся общеиндонезийский съезд партии, на котором Али признал свою ошибку за неправомерные, в соответствии с уставом партии, действия. Несмотря на критику, Али оставили на занимаемой должности. На съезде членами партии все же было решено поддерживать кандидатуру Прабово Субиан-то. Однако коррупционный скандал, связанный с непрофильным использованием бюджета для паломничества в Мекку, который разгорелся уже в мае, окончательно ударил по имиджу Сурьядар-мы Али, и он был вынужден уйти с должности министра религии. Такое развитие событий опять же нанесло удар по имиджу Прабово Субианто, который не раз заявлял о высоком профессионализме и честности Али.
Официально президентская кампания началась 4 июня и должна была продолжаться до 5 июля. За это время было проведено 5 раундов телевизионных дебатов. В ходе этих дебатов стало ясно, что Джоко Видодо не является самым талантливым оратором, его речи не были такими четкими и структурированными, как у его оппонента. Сторонники Видодо оправдывали это тем, что Джоко Видодо - человек действия, а не демагог. Прабово Субианто приятно поразил тем, что не столько критиковал соперника, сколько сосредоточивал внимание на собственной программе.
Общественное индонезийское мнение, подкрепленное СМИ, решило, что Прабово Субианто выглядел более уверенно на этих дебатах, и именно он стал их своеобразным победителем [2].
Если Прабово в своей предвыборной кампании опирался на собственные ораторские способности, то команда Видодо - Калла решила взять курс на сближение с наиболее активным слоем индонезийского общества - студенчеством. По всей стране во время предвыборной кампании были устроены концерты различных музыкальных коллективов, а накануне окончания президентской кампании и начала предвыборного периода без агитации на центральном стадионе в течение дня выступали наиболее популярные музыканты Индонезии.
Выборы состоялись 9 июля 2014 года. Сразу же по их окончании обе стороны провозгласили себя победителями, опираясь на результаты различных организаций, проводивших опрос на избирательных участках. Именно эти результаты вызвали массовые дискуссии об их необходимости и, прежде всего, честности, учитывая то, что все эти организации публиковали совершенно разные результаты [8].
22 июля были объявлены окончательные результаты президентских выборов, в которых победу одержал Джоко Видодо, набравший 53,15 % голосов среди тех, кто принял участие в выборах. 46,85 голосов избирателей получил Прабово Субианто [12]. В тот же день Прабово в прямом эфире заявил, что индонезийский народ «потерял свои демократические права», «произошли массовые и систематические нарушения». Несмотря на эти заявления, Комиссия по всеобщим выборам утвердила полученные результаты.
Состоявшиеся в Республике Индонезия президентские и парламентские выборы показали позитивную динамику процесса демократизации в стране. С момента падения в стране авторитарного режима Сухарто в 1998 году в Индонезии сравнительно безболезненно для общества были проведены реформы в политической сфере. Понятное дело, что за столь короткий период сложно окончательно искоренить все недостатки предыдущего политического режима: с политической арены Индонезии не исчезла ее элитарность, несмотря на попытки политиков быть ближе к народу, осталась авторитарность внутри политических партий, когда лидер или политическое бюро данной партии полностью пренебрегают мнениями остальных членов партии. Но все же эти частные моменты не могут заслонить собой в целом
позитивную эволюцию политической системы в стране. Сложности же экономического характера, влияющие на политическую систему, вызваны не только кризисными тенденциями в мировой экономике. Эти экономические проблемы также являются следствием трансформации индонезийской политической системы от авторитарной к демократической. Главное, что выборы, как в парламент, так и на должность президента страны, прошли в мирной обстановке: политическая борьба ограничилась лишь перепалками в СМИ, а не выплеснулась в открытые столкновения между сторонниками тех или иных политических сил.
_Ш_
1. Aspinall E., M. Sukmajati. Politik Uang Di Indonesia; Patronase dan Klientelisme Pada Pemilu Législatif 2014. Jakarta: POLOV, 2015. 562 h.
2. Fionna U. Watching the Indonesian Elections 2014. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2014. 184 p.
3. Gaffar J. M. Demokrasi dan Pemilu di Indonesia. Jakarta: KonPress, 2013. 228 h.
4. Undang-Undang Republik Indonesia Nomor 42 Tahun 2008 Tentang Pemilihan Presiden dan Wakil Presiden. Jakarta: DPR dan MPR, 2014.
5. http://kepustakaan-presiden.perpusnas.go.id/election/directory/ election/?box=detail&id=33&from_box=list&hlm=1&search_ruas =&search_keyword=&activation_status=
6. http://www.kpu.go.id/index.php/pages/detail/2014/316
7. http://www.merdeka.com/uang/mulai-22-juni-2013-harga-premium-rp-6500-solar-rp-5500.html
8. http://nasional.kompas.com/read/2014/07/09/18490431/Quick. Count.Ini.Hasil.Lengkap. 11 .Lembaga. Survei
9. http://www.pemilu. com/hasil-pemilu-2014/
10. http://www.republika.co.id/berita/koran/teraju/14/10/09/ nd6caa-ini-dia-profil-anggota-legislatif-20142019
11. http://www.tribunnews.com/regional/2014/05/28/korban-lapindo-ogah-dukung-prabowo-hatta-karena-trauma-terhadap-ical
12. http://www. voaindonesia. com/content/kpu-tetapkan-j okowi-jk-pemenang-/1962850.html
Статья поступила в редакцию 15.11.2015 г.
A. R. Galushka-Adaykin International Slavonic University, Ukraina
TRANSFORMATION OF THE POLITICAL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF INDONESIA IN THE CONTEXT OF PARLIAMENTARY AND PRESIDENTIAL ELECTIONS IN 2014
This article explores the evolution of the political situation in the Republic of Indonesia in 2014 on the background of the presidential and parliamentary elections. The main purpose of the study is to highlight the genesis and the results of the above-mentioned elections. In preparing the article, the authors used the special literature on the issue of research, as well as materials of the Indonesian government, and media reports. The article also paid attention to some economic aspects that directly affect the political situation before the elections. The study gives the results of the elections to the Parliament of the Republic of Indonesia. The article covered the presidential race, as well as some of its main vicissitudes. The study shows the results of the presidential elections, which brought victory Joko Widodo.
Keywords: elections, Jokowi, Indonesia, parliament, Prabowo.