Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
ИТОГИ II ВСЕРОССИЙСКОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По приказу Минздравсоцразвития России № 886 от 11 ноября 2009 г. на базе Российского государственного медицинского университета прошла II Всероссийская учебно-методическая конференция, на которой были рассмотрены теоретические вопросы информатизации здравоохранения, подняты организационные и методические проблемы преподавания медицинской информатики в высшем и дополнительном медицинском образовании, а также предложены пути дальнейшего совершенствования учебно-педагогического процесса по данной дисциплине.
Доклады участников конференции будут опубликованы в этой рубрике «ВиИТ» в течение года.
В рамках конференции был проведен круглый стол «Актуальные проблемы преподавания медицинской информатики в медицинском и фармацевтическом образовании», где был обсужден целый ряд вопросов, касающихся путей совершенствования преподавания медицинской информатики в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Обсужден вопрос кадрового обеспечения преподавания курса «Медицинская информатика», отмечена необходимость организации повышения квалификации преподавательского состава курса на кафедрах ведущих ВУЗов РФ. Участники круглого стола высказались за возвращение основной специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» выпускникам медицинских ВУЗов по специальности «Медицинская кибернетика». Приход таких специалистов в учреждения здравоохранения позволит организовать сбор, учет, а также формирование отчетности и анализа медицинской
статистической информации с использованием современных информационных технологий.
Активно обсуждалась проблема программного и технического обеспечения курса «Медицинская информатика» (выбор между стандартными лицензионными программными продуктами и средствами открытого программного обеспечения (Open Source), нехватка специализированных медицинских программных продуктов и программно-аппаратных комплексов, использование современных методов коммуникации для учебного процесса и обмена опытом преподавания). В.П. Омельченко и В.К. Гасников обратили внимание участников конференции на проблемы последипломного образования, в том числе на необходимость использования информационных технологий в составе циклов повышения квалификации и тематического усовершенствования в соответствии с профилем врача.
Существенная часть заседания круглого стола была связана с организационно-методическими вопросами преподавания медицинской информатики: увеличением количества аудиторных часов и переносом преподавания дисциплины на более старшие курсы , обсуждением ФГОС 3-го поколения и разработкой новой примерной программы по медицинской информатике.
Рассматривалась возможность организации информационного портала по преподаванию медицинской информатики как места хранения электронных методических пособий и программных средств для учебного процесса, создания общего тезауруса понятий медицинской информатики.
Во исполнение решения I Всероссийской учебно-методической конференции по препо-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 45 ■
технологии
Преподавание медицинской информатики
ЭЧР
> даванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования в 2006 г. был подготовлен проект новой программы по медицинской информатике (ответственный — Зарубина Т.В.), однако до настоящего времени его не предлагали для всеобщего обсуждения, так как не был утвержден новый ФГОС. На данный момент разработка ФГОС 3-го поколения находится в завершающей стадии, что позволяет начать активное обсуждение и доработку созданного проекта новой примерной программы по медицинской информатике.
В ходе заседания круглого стола особое внимание было уделено реализации непрерывного ИТ-образования в ВУЗах, а именно, включению в преподавание клинических дисциплин блоков с применением информационных технологий соответствующего профиля.
В целях совершенствования учебно-методической работы и повышения качества подготовки студентов по медицинской информатике на конференции принято решение:
1. Выразить благодарность Оргкомитету за организацию II Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и просить продолжить практику обмена опытом преподавания медицинской информатики и повышения квалификации.
2. Поручить:
2.1. Комиссии в составе: Зарубина Т.В., Гас-ников В.К., Николаиди Е.Н., Карась С.И., Коб-ринский Б.А., Кудрина В.Г., Монич В.А., Николаев А.Г., Омельченко В.П., Проценко В.Д., Салманов П.Л., Санников А.Г., Чернов В.И.:
• анализ предложений по созданию информационного портала по преподаванию дисциплины «Медицинская информатика»;
• организацию обмена методическими материалами и программными средствами, используемыми в учебном процессе по медицинской информатике;
• анализ представленных на рынке современных программных продуктов и рекомендацию наиболее подходящих из них в качестве программного обеспечения для учебного процесса.
2.2. Зарубиной Т.В. и Николаиди Е.Н.:
• организовать обсуждение проекта новой примерной программы по дисциплине «Медицинская информатика»;
• анализ и учет поступивших предложений по изменению и дополнению примерной программы по дисциплине «Медицинская информатика».
3. Просить ректора Российского государственного медицинского университета (акад. РАМН, проф. Володин Н.Н.) рассмотреть возможность организации на базе кафедры медицинской кибернетики и информатики циклов повышения квалификации для преподавателей, осуществляющих преподавание медицинской информатики в ВУЗах, в целях отработки методики преподавания дисциплины.
4. Рекомендовать ректорам медицинских и фармацевтических ВУЗов в целях реализации непрерывного IT-образования использовать информационные технологии соответствующего профиля при преподавании клинических дисциплин (5% от времени аудиторных занятий).
5. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть вопросы:
• о восстановлении в списке основных врачебных специальностей для выпускников медицинских ВУЗов по специальности «Медицинская кибернетика» специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
• предусмотреть в структуре последипломной профессиональной подготовки всех врачебных специальностей подготовку по профильному использованию современных информационных технологий;
• предусмотреть в перспективных планах работы организацию и проведение регулярных учебно-методических конференций по преподаванию медицинской информатики 1 раз в 2-3 года.
46 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■