Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
Т.В. ЗАРУБИНА,
д.м.н., профессор, заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета, г. Москва, [email protected] Е.Н. НИКОЛАИДИ,
к.м.н., доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета, г. Москва
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 378.147:004:614(470)
Зарубина Т.В., Николаиди Е.Н. Анализ динамики преподавания медицинской информатики в учреждениях высшего и дополнительного образования Российской Федерации (ГОУ ВПО РГМУ Росздрава) Аннотация. Статья представляет анализ результатов анкетирования, проведенного при подготовке Второй Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Обсуждаются некоторые методические и организационные проблемы преподавания курса.
Ключевые слова: учебная дисциплина «Медицинская информатика»; учебно-методическая конференция; специализированное программное обеспечение; учебно-методическое обеспечение.
it
UDC 378.147:004:614(470)
Zarubina T.V., NikolaidiE.N. The analysis of dynamics of teaching of medical computer science in establishments of the higher and an additional education of the Russian Federation (Russian State Medical University) Abstract. The article presents the analysis of the results of a questionnaire on teaching discipline medical informatics in high school medical education. Some of the methodological and organizational problems are analyzed. Keywords: academic discipline «medical informatics»; educational-methodical conference; specialized software; training-methodical support.
Кафедра медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета (РГМУ) имени Н.И. Пирогова, на базе которой в ноябре 2009 г. проводилась Вторая Всероссийская учебно-методическая конференция по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, была создана в 1973 г. С.А. Гаспаря-ном. В настоящее время это коллектив, включающий 6 профессоров, 8 доцентов, старших преподавателей, ведущих и старших научных сотрудников, инженеров, аспирантов; более половины коллектива кафедры составляют ее выпускники. Кафедра является выпускающей по вузовской специальности 060114 «Медицинская кибернетика».
Выпуск врачей-кибернетиков осуществляется в настоящее время на медико-биологических факультетов двух высших учебных заведений страны: РГМУ и Сибирского государственного медицинского университета. В сентябре 2009 г. был осуществлен первый набор студентов на отделение медицинской кибернетики Медицинского института Пензенского государственного университета. Будущим врачам-кибернетикам преподается пять профильных предметов, несколько специальных курсов по выбору студентов; заканчивается образование выполнением и защитой дипломной работы. Только РГМУ выпущено уже более 1000 специалистов данного профиля.
Кафедра медицинской кибернетики и информатики РГМУ имени Н.И. Пирогова является общеуниверситетской, и преподава-
© Т.В. Зарубина, Е.Н. Николаиди, 2010 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■
технологии
Преподавание медицинской информатики
ЭЧР
>ние на ней осуществляется для всех отделений и факультетов ВУЗа. Особое место среди преподаваемых дисциплин занимает курс «Медицинской информатики».
Практическая медицина 21 века как в нашей стране, так и за рубежом немыслима без использования информационных технологий. Поэтому около десяти лет назад в учебные программы всех врачебных специальностей была включена дисциплина «Медицинская информатика», преподавание которой осуществляется в соответствии с типовой учебной программой, разработанной РГМУ и утвержденной МЗ РФ в 2000 г. [1].
Основная цель курса «Медицинская информатика», сформулированная в типовой программе: дать студентам сведения о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению, дать знания о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, компьютеризации управления в системе здравоохранения, научить пользоваться компьютерными приложениями для решения задач медицины и здравоохранения, средствами информационной поддержки врачебных решений, автоматизированными медико-технологическими системами.
В ноябре 2005 года на базе Российского государственного медицинского университета по распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития РФ [2] и при курировании Всероссийским учебно-научнометодическим центром (ВУНМЦ) по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию была проведена Первая Всероссийская учебно-методическая конференция по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских ВУЗах России. Основное внимание на ней было уделено организационным и методическим проблемам преподавания медицинской информатики и его совершенствования с использованием современных достижений развивающейся информатики, психологии и педагогики, методик преподавания и опыта кафедральных коллективов. В
решении Первой Всероссийской учебно-методической конференции по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских ВУЗах России была отмечена практическая значимость данной дисциплины в подготовке современного врача и сформулированы основные задачи, решение которых необходимо для дальнейшего развития и совершенствования преподавания медицинской информатики.
Для координации работ по совершенствованию учебно-методического обеспечения курса «Медицинская информатика», а также для эффективной реализации принятых на Первой Всероссийской учебно-методической конференции решений весной 2007 года была создана Проблемная учебно-методическая комиссия по вопросам преподавания медицинской информатики. В перечень задач, решаемых данной комиссией, входят экспертная оценка издаваемой учебно-методической литературы и предлагаемых вариантов типовых тестовых заданий для текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Медицинская информатика»; обсуждение предметного содержания типового набора специализированного программного обеспечения учебного процесса и проекта новой программы по дисциплине «Медицинская информатика».
В целях совершенствования преподавания медицинской информатики в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, а также подготовки медицинских специалистов в области информатизации здравоохранения в мае 2008 года в рамках Всероссийской конференции «Информатизация здравоохранения 2008» состоялось расширенное заседание Проблемной учебно-методической комиссии по вопросам преподавания медицинской информатики [3]. Основное внимание участников этого заседания было уделено проблемам и перспективам преподавания медицинской информатики на вузовском и последипломном этапах подготовки врачей.
При подготовке Первой Всероссийской учебно-методической конференции необходимо
48 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
было оценить ситуацию с преподаванием дисциплины «Медицинская информатика» в различных ВУЗах Российской Федерации. В 2005 году для решения этой задачи при активном участии ВУНМЦ Минздравсоцразвития разрабатывалась и рассылалась по ВУЗам анкета, включающая в себя вопросы по организации в ВУЗе преподавания дисциплин «Информатика» и «Медицинская информатика». Такая же анкета (без изменений) была предложена ВУЗам Оргкомитетом Второй Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Повторное анкетирование позволило оценить не только сложившуюся в настоящее время ситуацию с преподаванием указанных дисциплин, но и динамику учебно-педагогического процесса.
Общая характеристика заполненных анкет
Нами получено 26 заполненных анкет: 11 из медицинских государственных университетов, 8 из медицинских государственных академий, 4 из государственных классических университетов, 3 из учреждений последипломного образования (табл. 1).
Оценить динамику учебно-педагогического процесса по информатике и медицинской информатике возможно по данным 16 ВУЗов, приславших заполненные анкеты в 2005 и 2009 годах (табл. 2).
Преподавание дисциплины «Медицинская информатика»
По результатам анализа 23 анкет из высших медицинских учебных заведений и государственных университетов, преподающих дисциплину «Медицинская информатика» студентам медицинских факультетов, можно сделать следующие обобщения:
• Кубанский ГМУ — дисциплина «Медицинская информатика» не преподается (такая ситуация осталась без изменений с 2005 года);
• дисциплина «Медицинская информатика» чаще преподается на кафедрах, в названиях которых есть словосочетание «медицинская информатика» или указано «с курсом медицинская информатика» (11 ВУЗов, в Воронежской ГМА им. Н.И. Бурденко «Медицинская информатика» преподается на кафедре информационных систем, в Белгородском ГУ — на кафедре пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий), в 3 ВУЗах дисциплина преподается на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, в
3 ВУЗах — на кафедрах медицинской физики с курсом информатики (табл. 3);
• разделы курса «Медицинская информатика» преподаются на одной кафедре (за исключением Ростовского ГМУ, в котором преподавание дисциплины осуществляется на кафедрах Общественного здоровья и здравоохранения и Медицинской и биологической физики);
• в 20 анкетах указано наличие типовой учебной программы по медицинской информатике (в большинстве случаев — утвержденной МЗ РФ в 2000 г.); особо необходимо указать на отсутствие типовой учебной программы по данным анкет Смоленской ГМА (ситуация не изменилась с 2005 года) и Красноярского ГМУ;
• преподаватели, ведущие курс по данной дисциплине, чаще всего имеют специальность: «Лечебное дело» (11), инженер (7), «Математика-информатика» (9), «Физика и организация здравоохранения» (по 4) (рис. 1);
• фактическое количество аудиторных часов в большинстве случаев находится в диапазоне от 34 до 38; преподавание дисциплины осуществляется в основном на 5-7 семестрах (рис. 2 и рис. 3);
• среди предложений по оптимальному количеству аудиторных часов на преподавание дисциплины встречаются: увеличить до 45-50 часов — в 9 анкетах, до 60 часов — в 1 анкете, до 70-75 часов — в 5 анкетах;
4 ВУЗа считают количество имеющихся аудиторных часов на преподавание медицинской информатики достаточным; КемГМУ предла-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■
технологии
Преподавание медицинской информатики
Таблица 1
Список ВУЗов, предоставивших заполненные анкеты
Медицинские государственные Государственные классические
университеты (11) университеты (4)
Алтайский ГМУ Белгородский государственный университет
Башкирский ГМУ Российский университет Дружбы народов
Владивостокский ГМУ Тульский государственный университет
Казанский ГМУ Ульяновский государственный университет
Красноярский ГМУ
Кубанский ГМУ
Российский ГМУ
Ростовский ГМУ
Рязанский ГМУ
Самарский ГМУ
Сибирский ГМУ
Медицинские государственные академии (8) Учреждения последипломного образования (3)
Воронежская ГМА им. Н.И. Бурденко Российская МАПО
Ижевская ГМА Санкт-Петербургская МАПО
Кемеровская ГМА Новокузнецкий ГИУВ
Нижегородская ГМА
Оренбургская ГМА
Смоленская ГМА
Тюменская ГМА
Ярославская ГМА
Таблица 2
Список ВУЗов, предоставивших повторно заполненные анкеты
Алтайский ГМУ Кубанская ГМА
Белгородский ГУ Нижегородская ГМА
Владивостокский ГМУ Оренбургская ГМА
Воронежская ГМА им. Н.И. Бурденко Российский ГМУ
Ижевская ГМА Ростовский ГМУ
Казанский ГМУ Самарский ГМУ
Кемеровская ГМА Смоленская ГМА
Красноярская ГМА Ярославская ГМА
гает увеличить объем дисциплины «Медицинская информатика» до 140-160 аудиторных часов, а РУДН — до 216 часов;
• при анализе выполнения учебной программы по отдельным разделам дисциплины выявлено, что в 17 ВУЗах программа выполняется в полном объеме; не преподаются
разделы по моделированию физиологических процессов (ТюмГМА), по экспертным системам (РостГМУ) и по использованию ИС в управлении здравоохранением (ОрГМА); значительные отличия в используемой рабочей программе от типовой отмечены в анкете из Тульского ГУ: практическая работа ориенти-
50 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
а.
п
Специальности преподавателей
14
12 32 34 36 38 45 54 70
СмолГМА ТюмГМА КраснГМУ КемГМА
Количество часов
12
КемГМА РостГМУ,
Семестр СибГМУ
Рис. 1. Специальности преподавателей
Рис. 2. Фактическое количество аудиторных часов
Рис. 3. Фактическое место курса «Медицинская информатика» в учебных планах
рована на используемые в здравоохранении программные продукты, включая регистры по проблемным направлениям здравоохранения; данных о выполнении учебной программы в СмолГМА не предоставлено;
• курс оснащен вычислительной техникой: в большинстве случаев работа осу-
ществляется в режиме 1 компьютер на 1-2 студента (20 ВУЗов); в 20 анкетах из 22 анализируемых отмечено, что рабочее место преподавателя оснащено компьютером, и преподавание осуществляется не только в виде демонстраций (исключением стал БашГМУ).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ Si ■ ■■■ ■ ■
технологии
Преподавание медицинской информатики
Таблица 3
Перечень кафедр, на которых преподают «Медицинскую информатику»
Из учебно-методической литературы по «Медицинской информатике» наиболее часто используются:
• Медицинская информатика. Практикум. Гельман В.Я., Санкт-Петербург, 2001 — 12 упоминаний;
• Практикум по медицинской информатике. Омельченко В.П., Демидова А.А., Ростов-на-Дону, 2003 — 7 упоминаний;
• Медицинская информатика. Учебное пособие. Чернов В.И. и соавт., Воронеж, 2004 — 6 упоминаний;
• Медицинская информатика. Учебное пособие. Кудрина В.Г., Москва, 1999 — 3 упоминания.
Медицинская информатика. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Б.А. Кобринский, Т.В. Зарубина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009; Медицинская информатика. Учебное пособие/С.Д. Гусев.— Красноярск: Издательство, ООО «Версо», 2009.
Наличие собственных разработок для курса «Медицинская информатика» отмечено в 16 анкетах, в том числе указаны следующие пособия:
• Медицинская информатика. Практикум. — СибГМУ, Томск, 2002;
• Медицинская информатика. Методическое пособие для преподавателей. — М., РГМУ, 2005;
• Косарева Д.И., Хайбуллина И.Р. Методические указания и контрольные задания по медицинской информатике. — Уфа, 2006;
• Основы медицинской информатики: учеб-но-метод. пособие/А.В. Аладышев, Е.А. Субботин. — Барнаул: АГМУ, 2008;
• Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению, медицинской информатике. — Ижевск, 2008;
• Информатизация здравоохранения. Хро-мушин В.А., Черешнев А.В. — Тула, 2007.
Необходимыми методическими разработками в большинстве откликнувшихся на анкетирование ВУЗов практическая часть курса оснащена на 100% (19 высших учебных заведений). Об обеспечении практических занятий методическими разработками на 80% сообщил Ульяновский ГУ, на 75% — РязГМУ. СмолГМА сообщила, что методические материалы находятся в стадии разработки.
1 52 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
По-прежнему, одной из самых сложных проблем, связанных с преподаванием дисциплины «Медицинская информатика», остается оснащение курса специальным программным обеспечением. Использование специализированного программного обеспечения в курсе «Медицинская информатика» отмечено в большинстве случаев (16 анкет из 22 анализируемых). Однако список указанных программных продуктов весьма разнороден и в основном включает в себя собственные разработки.
Среди перечисленных в ответах программных средств присутствуют: МИС «Кондопога», АС «Стационар», АС «Поликлиника», МИС «Интерин Promis», «Управление коечным фондом региона», МИС «Медстатфин», «Кадры ЛПУ», Медико-экономическая информационная система, АС «Квалификация», АС «Управление здравоохранением округа Москвы», МИС «Department», МИС «Инте-рис», АРМ «Травматологический статус», АРМ санитарного врача «Санитас», АРМ врача общей практики и др. Таким образом можно отметить, что среди используемых программных средств преобладают системы учрежденческого уровня, МИС отделений, автоматизированные рабочие места врачей.
Оценка динамики учебно-педагогического процесса по дисциплинам «Информатика» и «Медицинская информатика»
Среди 16 ВУЗов, повторно приславших заполненные анкеты, одна анкета — из Белгородского ГУ и 15 анкет — из высших медицинских учебных заведений (в том числе анкета из Кубанского ГМУ, где преподавание медицинской информатики не ведется, и анкета из Самарского ГМУ, в которой не содержится сведений о преподавании медицинской информатики). Таким образом, оценка динамики учебно-педагогического процесса по дисциплинам «Информатика» и «Медицинская информатика» проводилась по 14 анкетам из высших учебных заведений.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
• абсолютное большинство анкет свидетельствует о повышении уровня владения материалом по основам информатики у обучаемых студентов (на рис. 4 указан процент студентов с удовлетворительным уровнем знаний);
• в трех ВУЗах (Владивостокском ГМУ, Ярославской и Ижевской ГМА) в название кафедры, преподающей медицинскую информатику, добавлено уточнение «с курсом медицинской информатики»;
• принципиальных изменений в организации преподавания дисциплины «Медицинская информатика» (количество аудиторных часов, фактическое место курса в учебном плане, наличие типовой программы и специальности преподавателей) не выявлено (рис. 5).
Преподавание дисциплины «Медицинская информатика» в последипломном медицинском образовании было представлено в 3 анкетах: Российской МАПО, Санкт-Петербургской МАПО и Новокузнецкого ГИУВ. Анализ полученных ответов выявил существенные различия в объеме и содержании используемых рабочих учебных программ по данной дисциплине, отсутствие единого подхода в методике и организации учебного процесса.
В заключение необходимо отметить основные пожелания и предложения, сформулированные в абсолютном большинстве анкет, полученных Оргкомитетом II Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Прежде всего это необходимость организации циклов повышения квалификации для преподавателей, ведущих курс «Медицинская информатика», а также конструктивное рассмотрение вопроса о создании типового набора специального программного обеспечения и базы тестовых вопросов для учебного процесса по данной дисциплине.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■
технологии
Преподавание медицинской информатики
0Q
£
£
я
80
.......................................................................I
Названия высших медицинских учебных заведений
Рис. 4. Изменения в оценке знаний студентов по основам информатики
■ 2005
■ 2009
Рис. 5. Сравнение количества аудиторных часов по дисциплине «Медицинская информатика»
■ 2005
■ 2009
Названия высших медицинских учебных заведений
Решение указанных проблем позволит существенно поднять качество учебно-педагогического процесса и обеспечить непрерывность преподавания дисциплины «Медицинская информатика», необходимой современному врачу в его повседневной практической работе.
Главными особенностями преподавания дисциплины «Медицинская информатика» на кафедре медицинской кибернетики и информатики РГМУ им. Н.И. Пирогова являются осуществление преподавания врачами-кибернети-ками, имеющими опыт научных разработок и проектирования систем; использование совре-
менных программных средств; широкое использование как формы обучения решения ситуационных задач в рамках специальных программных средств при индивидуальной работе с компьютером. Тематический план практических занятий включает МИС в управлении здравоохранением, Компьютерное моделирование фармакокинетических процессов, Автоматизированные медико-технологические системы контроля и управления функциями организма, Использование автоматизированного рабочего места врача в клинической практике, Использование МИС в управлении лечебно-профилактическими учреждениями.
54 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Преподавание медицинской информатики
www.idmz.ru
гол О, № 1
Несмотря на множество проблем, связанных с преподаванием медицинской информатики, первые результаты уже есть: больше выпускников успешно используют в своей профессиональной деятельности МИС, некоторые пропагандируют применение МИС и даже сами приходят работать в область информатизации здравоохранения.
Со временем информационные технологии должны «прорасти» все медицинское образование, включая клинические дисциплины. Это неизбежно приведет к изменению самого образования.
В учреждениях последипломного образования, на факультетах усовершенствования врачей высших учебных заведений проводятся курсы повышения квалификации и тематического усовершенствования по применению информационных технологий в здравоохранении в объеме 72, 144 и более часов. Однако по-прежнему отсутствует возможность профессиональной переподготовки врачей по медицинской информатике, так как в номенклатуре врачебных специальностей и должностей отсутствуют как соответствующая специальность, так и должность.
О целесообразности введения специальности «Медицинская информатика» в номен-
клатуру специальностей последипломной подготовки врачей (как специальности, требующей дополнительной подготовки, при основной специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье») и врачебных должностей речь на наших конференциях и круглых столах шла неоднократно. Большинство — за введение такой специальности, однако, все понимают, что такую проблему нужно решать системно, после организационно-правовой проработки. А начинать необходимо с возвращения в перечень основных врачебных специальностей для вузовской специальности «Медицинская кибернетика» специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Медицинская информатика все больше внедряется в разные направления клинической медицины и здравоохранения. Улучшение и унификация преподавания медицинской информатики и информационных технологий в медицинских образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования; инициативы по нормативному обеспечению подготовки кадров по медицинской кибернетике и медицинской информатике — наша миссия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа по медицинской информатике для студентов высших медицинских учебных заведений. — М.: М3 РФ. ГОУ ВУНМЦ. — 2000. — 9 с.
2. Приказ М3 и СР РФ № 3359-ВС от 18.07.2005 «О проведении Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования».
3. Приказ М3 и СР РФ № 3040-РХ от 28.04.2008 «О проведении расширенного заседания Проблемной учебно-методической комиссии по медицинской информатике в рамках 4-го Международного специализированного форума «Медицина-2008» и Всероссийской конференции «Информатизация здравоохранения-2008».
4. Приказ М3 и СР РФ № 886 от 11.11.2009 «О проведении II Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования».
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■