Научная статья на тему 'О перспективах развития ИТ-образования врачей'

О перспективах развития ИТ-образования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития ИТ-образования врачей»

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе», Нижний Новгород, 24 апреля 2008 г.

От редакции: 24 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде в рамках Международного Форума «Информационные технологии в управлении» прошла конференция «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе». В конференции приняли участие ведущие специалисты России в области информатизации здравоохранения. Организаторы конференции обратились в редакцию журнала «ВиИТ» с предложением опубликовать лучшие доклады конференции. Материалы этого номера открывают цикл таких публикаций.

Т.В. ЗАРУБИНА,

ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИТ-ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Полномасштабная многоплановая информатизация здравоохранения стала реальностью. Эта новая реальность выдвигает принципиально другой уровень требований к подготовке специалистов-медиков, участвующих в процессе информатизации и даже просто использующих в своей деятельности И КТ: с одной стороны, врач, безусловно, должен владеть своей предметной областью, а с другой, — уметь применять ИКТ при осуществлении профессиональных обязанностей.

На кафедре медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета, на других кафедрах, преподающих дисциплину «Медицинская информатика» в медицинских ВУЗах России, среди специалистов, работающих в профильных НИИ, в МИАЦах, в течение вот уже нескольких десятилетий обсуждается вопрос о систематизации подготовки врачей по информационным технологиям.

По вузовской специальности «Медицинская кибернетика» подготовка осуществляется лишь в двух образовательных учреждениях страны — Российском государственном медицинском университете и Сибирском государственном медицинском университете. Выпуск в совокупности 60 специалистов в год никак нельзя считать достаточным для потребностей РФ при убыстряющемся темпе информатизации здравоохранения и, соответственно, росте потребности в таких специалистах.

Достижением последнего десятилетия следует считать введение в учебные планы обучения по всем специальностям медицинских ВУЗов дисциплины «Медицинская информатика». Преподавание

© Т.В. Зарубина, 2008 г.

' 68 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе»

www.idmz.ru

гсюг, № 5

этой дисциплины даже в таком небольшом объеме (38 часов) приносит ощутимые плоды: все больше выпускников лечебного, педиатрического и других факультетов используют в своей деятельности информационные медицинские системы, пропагандируют их и даже идут работать в область информатизации здравоохранения.

В высших учебных заведениях и в учреждениях последипломного образования, на кафедрах медицинской информатики, информационных систем, при кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, медицинской физики и других проводятся курсы усовершенствования врачей в объеме 72, 144 и более часов. Часто это осуществляется в рамках первичной специализации или тематического усовершенствования по организации здравоохранения. Подобный опыт накоплен в РМАПО (В.Г. Кудрина), в ИГМА (В.К. Гасни-ков), в ГОУ ДПО НГИУВ (Г.И. Чеченин) и других образовательных учреждениях.

Однако до сих пор в номенклатуре врачебных специальностей и должностей отсутствует как специальность, так и должность, соответствующая вузовской специальности «Медицинская кибернетика», и уж тем более отсутствует возможность первичной специализации (профессиональной переподготовки) для врачей других специальностей.

Если проанализировать содержание Приказов Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, Министерства здравоохранения, Министерства здравоохранения и социального развития, посвященных номенклатуре специальностей, то выявится ряд противоречий. Например, по Приказу №286 от 19.12.1994 специалист, имеющий по диплому квалификацию «врач-кибернетик», мог замещать в учреждениях здравоохранения следующие должности: «врачебные должности в лаборатории, в том числе врачей-руководителей; врач функциональной диагностики; врач-статистик, в том числе врач-стати-стик-руководитель подразделения учета и

медицинской статистики». А по Приказу №112н от 11.03.2008 выпускник ВУЗа по специальности «Медицинская кибернетика» имеет основные специальности «Клиническая лабораторная диагностика» и «Рентгенология», может после дополнительной подготовки иметь специальность «Бактериология», «Вирусология», «Лабораторная генетика», «Лабораторная микология», «Радиология», «Функциональная диагностика», «Ультразвуковая диагностика». С одной стороны, расширение спектра специальностей, связанных с использованием современного компьютерного диагностического оборудования, для врачей-ки-бернетиков правильно и отвечает потребностям Национального проекта «Здоровье», но с другой стороны, отсутствие среди основных специальностей «Организации здравоохранения и общественного здоровья» для специалистов, которых в течение года обучали дисциплине «Системный анализ и АСУ в здравоохранении», вызывает вопросы.

С 2005 г. совместными усилиями нашей кафедры, отделения Международной Академии Информатизации, Проблемной комиссии по преподаванию дисциплины «Медицинская информатика» при Всероссийском учебно-научно-методическом Центре МЗ и СР РФ ведется работа по улучшению образовательного процесса по ИКТ-технологиям в медицине и здравоохранении.

В течение нескольких последних месяцев по нашей инициативе в масштабах информационного медицинского сообщества всей страны в очно-заочной форме обсуждались вопросы о целесообразности введения специальности «Медицинская информатика» в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ.

В обсуждении приняли участие В.К. Гасников, С.И. Карась, А.С. Киселев, Б.А. Кобринский, В.Г. Кудрина, В.Ф. Мартыненко, В.А. Монич, А.Г. Николаев, В.П. Омельченко, В.Д. Процен-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■

Врач lisa

™ и инсЬоомаиионные

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

1 и информационные

технологии

«Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе», Нижний Новгород, 24 апреля 2008 г.

4

>ко, А.Г. Санников, А.П. Столбов, В.И. Чернов, Г.И. Чеченин.

Подавляющее большинство названных ученых, имеющих опыт преподавания, отмечают принципиальную необходимость введения такой специальности в ближайшем будущем.

Мы сами, а также В.К. Гасников, С.И. Карась, А.П. Столбов, Г.И. Чеченин особенно существенной считаем организационно-правовую проработку вопроса.

Необходимо проработать несколько взаимосвязанных задач, причем предложения должны быть сформулированы в рамках понятий, использующихся в настоящее время М3 и СР:

1) о специальности, полученной в ВУЗе,

2) об основной специальности (после интернатуры, ординатуры или профессиональной переподготовки в последипломном режиме),

3) о специальности, требующей дополнительной подготовки,

4) о введении в номенклатуру врачебных должностей соответствующей новой врачебной должности (чаще других вариантов предлагается «врач-информатик», встречаются варианты «врач-информациолог» и «врач-информатор»).

По мнению В.К. Гасникова, не дожидаясь решения вопроса о новой врачебной специальности, необходимо «активизировать и систематизировать» преподавание медицин-

ской информатики при последипломной переподготовке и подготовке всех врачей, что будет способствовать уточнению вопроса о необходимости введения новой специальности.

Г.И. Чеченин считает, что новая специальность должна охватывать все специальности, получаемые в ВУЗе, и «относиться по основной специальности к специальностям: «организация здравоохранения и общественное здоровье»; «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»; «управление и экономика фармации», как специальность, требующая дополнительной подготовки».

Мнение кафедры медицинской кибернетики и информатики РГМУ сводится к тому, что на сегодняшний день необходимо: 1) при полученной в ВУЗе специальности «медицинская кибернетика» к имеющимся основным специальностям по действующему Приказу №112н от 11.03.2008 добавить специальность «организация здравоохранения и общественное здоровье», 2) при полученной в ВУЗе другой специальности, имеющей в перечне основных названную специальность, добавить в перечень специальностей, требующих дополнительной подготовки, специальность «медицинская информатика».

После всесторонней проработки вопроса предложения будут направлены в М3 и СР для рассмотрения и утверждения.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.