ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОС ПОТРЕБ НАДЗОРА ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ,
ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ
В.Н. Михеев, Б.И. Ягудин, В.В. Турбинский Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в 2007 г. работало в новых условиях организации деятельности - бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), путем выполнения мероприятий по 9 ведомственным целевым программам (ВЦП). Метод бюджетирования, ориентированного на результат, на протяжении последних десятилетии внедряется и с успехом используется во многих странах [1, 2].
В каждой ВЦП в соответствии с методическими рекомендациями определены целевые индикаторы и индикативные показатели деятельности, руководствуясь достигнутым уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия населения и состоянием потребительского рынка в Новосибирской области.
Для управления реализацией ВЦП назначены администраторы, определены исполнители, а для координации их деятельности
создан Координационный совет, на котором ежеквартально проводился анализ выполнения мероприятий ВЦП и формулировались предложения для их корректировки.
Выполнение планируемых показателей ВЦП на 2007 г. составило 96 %. Не были достигнуты два целевых индикатора: количество нозологических форм, по которым зарегистрирован рост заболеваемости, - 16 (целевой индикатор - 13) и стабилизация темпа прироста новых случаев ВИЧ-инфекции - 1223 (446).
Анализ показателей состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и потребительского рынка в Новосибирской области в 2007 г. по сравнению с 2006 г. показал следующее:
возрос уровень безопасности пищевой продукции по санитарно-химическим показателям с 5 % проб, не соответствующих санитарным нормам, до 2 %; по ГМИ - с 5 до 3 % проб соответственно, по микробиологическим - с 4 до 3 %, по качеству термической обработки готовых блюд - с 0,7 до 0,4 %;
улучшилось качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям на 1 % в источниках централизованного водоснабжения и на 0,2 % в разводящей сети, по микробиологическим - на 0,2 % в источниках централизованного водоснабжения, при этом на 1,4 % увеличилась численность населения области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, - с 55,6 до 57 % (42,4 тыс, жителей);
уменьшился удельный вес объектов III группы на0,5 %(с 13 до 12,5 %);
уменьшилась загазованность воздуха закрытых помещений почти в два раза - с 11 % проб, не соответствующих гигиеническим нормам, до 6 %;
август № 8 /185/ уменьшилась загрязненность территории населенных мест: а) атмосферного воздуха -с 1,7 до 0,7% проб, не соответствующих санитарным нормативам; б) почвы - с 7,4-8,1 до 2,1% неудовлетворительных проб;
улучшились гигиенические характеристики синтетических материалов, товаров бытовой химии и косметики по санитарно-химическим показателям - с 2,2 до 0,8 % неудовлетворительных проб, в том числе товаров для детей - с 2 до 0,1 %;
улучшились параметры микроклимата на коммунальных и детских объектах - соответственно с 4 и 9%> рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам, до 1 и 4%;
увеличилась доля строительных материалов и минерального сырья, относящихся к 1 классу, - с 79 до 81 %.
Полученные результаты были бы невозможны без целенаправленной работы с муниципальными сельскими образованиями при разработке планов мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на их территориях.
Всего муниципалитетами Новосибирской области в 2007 г. на выполнение 1737 мероприятий по улучшению питьевого водоснабжения населения, организации питания в ДДУ и школах, ремонту детских образовательных учреждений, приобретению технологического оборудования, обеспечению безопасности пищевой продукции, ремонту и оборудованию ЛПУ, профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний израсходовано 708,9 млн руб.
Для улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению, на территории области действует областная целевая программа «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2000-2010 годы».
В 2007 г. в рамках программы освоено 217,53 млн руб. из областного бюджета и 11,56 млн руб. - из местных. Проведены следующие крупные мероприятия: закончено строительство станций обезжелезивания в р. п. Мошково (9950 жителей), г. Черепаново (19845), строительство водозабора и очистных сооружений в г. Куйбышеве (11514).
Охват горячим питанием учащихся вырос с 70 до 77,3 %. Число учащихся, обеспеченных двухразовым горячим питанием, увеличилось на 6,3 % и составило 48,3%. Обеспечение учащихся начальных классов двухразовым горячим питанием и учащихся групп продленного дня полдниками составило 80 %.
Администрациями 17 муниципальных образований финансируются программы по организации питания детей. Принято распоряжение Губернатора Новосибирской области «О дополнительных мерах по повышению качества и доступности питания детей на территории Новосибирской области». Улучшается материально-техническое состояние школьных столовых. На эти цели выделено 192 млн руб. из федерального бюджета. Из бюджета мэрии г. Новосибирска на модернизацию оборудования школьных столовых в 2006-2009 гг. запланированы средства в размере 48 млн руб. Процент изношенности оборудования пищеблоков снизился с 80 до 60.
За счет лагерей с дневным пребыванием на 532 увеличилось число оздоровительных учреждений. Увеличилось число оздоровленных детей более чем на 10 тыс. человек.
В детских оздоровительных учреждениях вспышечная заболеваемость в 2007 г. не регистрировалась, улучшилось качество питьевой воды по санитар но-хими чес ким показателям в 3 раза и по микробиологическим - в 1,5 раза, увеличилось в 7 раз количество исследованных блюд на калорийность и полноту вложения.
В то же время эпидемическая обстановка в области остается напряженной. В структуре инфекционной заболеваемости доля гриппа и ОРВИ составила около 90 %. Инфекционная заболеваемость населения снизилась по 23 нозологическим формам, в том числе дизентерией - на 20 %, клещевым боррелиозом -на 24 %, поствакцинальными осложнениями -в 2 раза, трихинеллезом - в 5,6 раза, а также в группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики: краснухой -в 22 раза, вирусным гепатитом В - на 30 %, не зарегистрированы случаи заболевания дифтерией. Произошло увеличение заболеваемости населения сальмонеллезом - на 6,0 %, гепатитом С - на 43 %, коклюшем -на 15 %, прочими ОКИ - на 9 %, клещевым энцефалитом - на 10 %.
По выявленным нарушениям в 2007 г. было составлено 8510 протоколов об административных правонарушениях (в 2006 г. - 8248), по 36 составам КоАП (в 2006 г. - по 32). На рассмотрение судов передано меньше, чем в 2006 г., дел об административных правонарушениях, по которым возможно назначение такого вида наказания, как административное приостановление деятельности (118 и 139 соответственно). При этом доля протоколов, по которым судами было принято решение о приостановлении деятельности, в 2007 г. составила 63 % (74 протокола), в 2006 - 81 % (113). В 2007 г. Управлением вынесено 11108 постановлений о назначении административного наказания, из них 93 - в виде предупреждения, 11015 - в виде административного штрафа на сумму 17,1 млн руб. (в 2006 г. -10973 постановления, из них 233 - в виде предупреждения, 10740 - в виде штрафа на сумму 13,8 млн руб.). Из 11108 постановлений 293 было составлено в отношении юридических лиц, в 2006 г. - 123.
В 2007 г. общий объем финансирования из федерального бюджета составил 193,4 млн руб. (122,8 млн руб. - Управление и 70,6 млн руб. - ФГУЗ) и из внебюджетных источников (ФГУЗ) - 25,0 млн руб. Наибольшая доля затрат приходится на реализацию ВЦП «Гигиена и здоровье» - 43,7 % и «Стоп-инфекция» - 22,9 %.
Из 34730 объектов, состоящих на надзоре, в 2007 г. было обследовано 16871, что обеспечило достаточность надзора на уровне 48,6% (в 2006 г. - 46%). Количество мероприятий по контролю на одно физическое лицо в месяц в 2007 г. составило 10,3.
Для оценки эффективности использования бюджетных средств необходим финансовый анализ деятельности организации [3, 4].
Затраты Управления на выполнение мероприятий по контролю в 2007 г. составили 57,1 млн руб. (2,7 тыс. руб. на одно мероприятие). Затраты ФГУЗ на обеспечение мероприятий по контролю составили 86,1 млн руб., в том числе 63,9 млн руб. - на выполнение лабораторных и инструментальных исследований и 22,2 млн руб. - на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и обследований объектов.
В 2006 г. затраты Управления составляли 106,9 млн руб., затраты ФГУЗ - 84,8 млн руб., в том числе на лабораторное обеспечение -47,3 млн руб., на экспертизы и обследования -29,0 млн руб.
август № 8 /185/ Из общего количества мероприятий по контролю лабораторные и инструментальные исследования проводились в 8523 случаях (40 %), в 2006 г. - в 8640 случаях (45 %).
Удельные затраты на мероприятия по контролю с применение лабораторных и инструментальных методов исследования в 2007 г. составили 11,2 тыс. руб., в том числе затраты Управления - 24 % (в 2006 г, - соответственно 9,8 тыс. руб. и 29 %).
Средневзвешенные удельные затраты на мероприятия по контролю в 2007 г. составили 6,7 тыс. руб., доля Управления - 40 % (в 2006 г. - 6,8 тыс. руб. и 41 %).
Объем лабораторного обеспечения мероприятий по контролю в 2007 г. составил всего 154061 пробу, при этом 117768 (76%) проб -на обеспечение плановых мероприятий по контролю, в 2006 г. - соответственно 120074 (71 %) из 169118 проб.
В структуре лабораторного обеспечения мероприятий по контролю существенных различий между 2007 и 2006 гг. не отмечено. Однако по сравнению с рекомендациями Рос-потребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2007 г. №220 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций») на территории Новосибирской области необходимо уменьшить долю микробиологических исследований и увеличить долю санитарно-химических исследований при обеспечении мероприятий по контролю (табл. 1).
Таблица 1. Структура л абор ато р н о-и н стру м е н тал ьн ы \ методов контроля при осуществлении мероприятий по контролю в 2006 и 2007 гг., %
Вид исследований Новосибирская область Рекомендации Роспотребнадзора (приказ от 16.07.2007 г. №220)
2007 2006
Микробиологические исследования 57,7 52,0 до 35,0
Санитарно-химические исследования 13,2 16,0 до 35,0
Исследования физических факторов 29,1 32,0 до 30,0
Проведение мероприятий по контролю в условиях БОР предполагает выбор эпидемически значимых объектов. Так, анализ структуры обследованных объектов надзора показал, что доля объектов высокой и средней эпидемической значимости составляет лишь 67 % обследованных объектов.
Таблица 2. Структура мероприятий по видам объект«
Структура мероприятий по контролю в Новосибирской области по видам объектов надзора в целом соответствует рекомендациям Роспотребнадзора. Вместе с тем следует обратить внимание на повышенную долю надзора на предприятиях потребительского рынка (табл. 2).
> контролю в Новосибирской области надзора в 2007 г.
Групна объектов Число обследованных объектов Рекомендации Роспотребнадзора (приказ от 16.07.2007 г. №220)
абс. %
Предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли продуктами питания 4941 29,0 до 30,0
Детские и подростковые учреждения 19,3 до 25,0
Предприятия коммунально-бытового назначения 14,5 до 15,0
Предприятия и учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность N45 6,8 до 5,0
Промышленные предприятия 1380 8,0 до 7,0
Предприятия потребительского рынка 5453 32,0 до 18,0
В структуре затрат рабочего времени по видам деятельности Управления в 2007 г. следует отметить повышенные по сравнению с рекомендациями Роспотребнадзора затраты времени на проведение внеплановых меро-
Таблица 3. Структура затрат рабо-Управления Роспотребнадзора в
приятий по контролю, а также на санитар-но-карантинный контроль (надзор), выдачу санитарно-эпидемиологических заключений и организационно-методическую деятельность (табл. 3, 4).
¡его времени по видам деятельности Новосибирской области в 2007 г.
Вид деятельности Трудозатраты Рекомендации Рос потр ебнадзора (приказ от 16.07.2007 г. №220)
тыс. час бюджет рабочего времени, %
Проведение плановых мероприятий по контролю 207.5 36.5 до 45,0
Проведение внеплановых мероприятий по контрол ю 62.5 11,0 до 10,0
Санитарно-карантинный контроль (надзор) 19,9 3,5 до 2,0
Лицензирование отдельных видов деятельности 5,7 1,0 до 2,0
Государственная регистрация продукции, веществ и препаратов 0,3 0,05 до 1,0
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений 70,5 12,4 до 10,0
Прием и рассмотрение обращений, заявлений, жалоб 56,9 10,0 до 10,0
Организационно-методическая деятельность 145,2 25,5 до 20,0
Таблица 4. Затраты рабочего времени Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области на мероприятия по контролю в 2007 г.
Вид объекта Количество проверенных объектов (ф. 18) Время на проверку одного объекта, час Норматив времени, час (приказ № 220) Доля от норматива
Коммунальные 3597 19,9 36 55%
Детские 3267 23.7 48 49%
Пищевые 4941 22,4 48 47%
Промы шл ен н ы е 1380 38,6 64 60%
Транспортные 3686 6,2 12 52%
Услуги 383 13,7 18 76%
Выводы
Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Новосибирской области в 2007 г. оставалась стабильной. Достигнуты планируемые показатели улучшения состояния факторов среды обитания человека -питьевого водоснабжения, безопасности пищевой продукции, организации школьного питания, устранения нарушений прав потребителей в досудебном порядке.
Внедрение системы БОР позволило: повысить результативность контрольно-надзорной деятельности специалистов, взаимодействие с органами местного самоуправления по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципальных образований;
определить достаточность надзорных мероприятий и наметить «критические точки контроля» для планирования дальнейшей работы.
Необходима корректировка структуры лабораторно-инструментального обеспечения мероприятий по контролю в сторону увеличения санитарно-химических исследований и уменьшения микробиологических.
Список литературы
1. Бюджетирование, ориентированное на результат, для специалистов Роспотребнадзора: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Шесто-палова, Л.М. Сим каловой, О.В. Митрохина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с.
2. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Методические рекомендации МР 5.1.2133-06, М., 2006. 30 с.
3. Филипсен Ф., Вандервильд К.. Ястребова О. и др. Современные методы расчета затрат. М.: Роттердам-Москва, 2005. 69 с.
4. РябухинС.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М.: Наука, 2004. 66 с.