Научная статья на тему 'Система управления в органах и организациях Роспотребнадзора Самарской области при переходе на Бюджетирование, ориентированное на результат'

Система управления в органах и организациях Роспотребнадзора Самарской области при переходе на Бюджетирование, ориентированное на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Н. М., Архипова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления в органах и организациях Роспотребнадзора Самарской области при переходе на Бюджетирование, ориентированное на результат»

34

зяьев

август № 8 /185/

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

Н.М. Сергеева, C.B. Архипова Управление Роспотребнадзора по Самарской области

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и комплексное среднесрочное планирование расходов в рамках бюджетных ограничений рассматриваются в международной практике как основные методологические и практические подходы к повышению эффективности бюджетных расходов [1, 2].

В последние годы Роспотребнадзором подготовлена значительная нормативная и методическая базы по переходу органов и организаций Роспотребнадзора на БОР, выработаны подходы к планированию и определению показателей результативности и эффективности осуществляемых государственных услуг и функций в установленной сфере деятельности, разработаны девять ведомственных целевых программ (ВЦП) [1].

Система планирования результатов деятельности не стала принципиально новой для органов Госсанэпиднадзора Самарской области. В течение последних пятнадцати лет в санэпидслужбе разрабатывались и внедрялись модели планирования и организации управления деятельностью с использованием проблемно-тематических целевых планов, расчетов количественных показателей планируемой деятельности, стоимости бюджетной услуги, системы оценки достижения полученных результатов. Опыт этой деятельности использован в методических указаниях по системе оценки деятельности (МУ 5.1.661-97), отражен в научном исследовании «Эффективность управленческих решений как результат внедрения комплексных санитарно-гигиени-ческих мероприятий» (А.М. Спиридонов, 1995),

изучен и распространен в ряде субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в деятельность органов и организаций Роспотребнадзора области внедрены все приказы и методические рекомендации Роспотребнадзора по вопросам перехода на БОР.

Нами разработаны проекты девяти ВЦП с учетом доли подразделений в достижении конечного индикативного показателя, адаптированы разработанные ранее нормы затрат времени на осуществление основных видов деятельности к условиям перехода на БОР. Разработаны и апробируются алгоритмы (регламенты) действий должностных лиц при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью образовательных учреждений, предприятий торговли, пищевой промышленности, общественного питания, промышленных предприятий, медицинских учреждений.

Вместе с тем в условиях перехода органов и организаций Роспотребнадзора на БОР одной из актуальных задач деятельности, на наш взгляд, остается формирование адекватной структуры и системы управления, системы контроля за достижением запланированных целевых индикаторов ВЦП.

Сложившаяся структура Управления Роспотребнадзора по Самарской области (далее - Управление), сформированная в 2005 г. в соответствии с приказом Роспотребнадзора, включает 20 подразделений: 13 отделов и 7 территориальных отделов. Контроль за работой подразделений по соответствующим

август № 8 /185/

направлениям деятельности осуществляется двумя заместителями и непосредственно руководителем Управления. Структура ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в 2007 г. оптимизирована, количество филиалов приведено в соответствие с количеством территориальных отделов.

В г. Самаре и на территории трех сельских районов надзор осуществляется непосредственно Управлением - специалистами отделов санитарного и эпидемиологического профиля. Для осуществления оперативного взаимодействия с органами местного самоуправления на каждой административной территории назначен уполномоченный специалист, исполняющий функции в соответствии с положениями разработанного регламента, наделенный, в том числе, рядом других организационных полномочий согласно доверенности Управления.

Для контроля за деятельностью этих специалистов, осуществления методической и практической помощи по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора на территориях, взаимодействия с руководством администраций территорий назначены кураторы - начальники отделов Управления.

Для обеспечения консультативной, методической и практической помощи по вопросам надзора в сфере защиты прав потребителей и потребительском рынке специалистам в территориальных отделах и на сельских территориях назначены кураторы - специалисты отдела защиты прав потребителей Управления.

В целях анализа деятельности по достижению индикаторов ВЦП и принятия управленческих решений приказом Управления определены основные показатели деятельности отделов, территориальных отделов. Перечень включает 22 показателя по основным вопросам организации и осуществления надзора,

35

контроля за выполнением мероприятий по обеспечению деятельности филиалами и отделами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», работы со СМИ. Оценка работы по показателям проводится с нарастающим итогом за месяц, квартал, год в сравнении с предыдущим периодом. Кроме того, нами анализируется выполнение плана, проведение плановых и внеплановых мероприятий по контролю, административная активность, исполнительская дисциплина по соответствующим направлениям.

Проводится анализ и оценка деятельности каждого специалиста Управления по соответствующим показателям (показатели специалистов, осуществлявших и не осуществлявших надзор, с учетом качества исполнения функции). В настоящее время нами осуществляется корректировка основных показателей деятельности и системы оценочных показателей измерения результативности и эффективности достижения конечного результата с учетом ВЦП. Внедрены еженедельные тематические отчеты руководителей отделов, в том числе территориальных отделов, по реализации и достижению показателей ВЦП.

Таким образом, объем информации и показателей контроля за реализацией ВЦП значительный, и требуется внедрение единого программного продукта для обеспечения качественного и оперативного их анализа.

Опыт деятельности в 2005-2007 гг., оценка результативности деятельности по достижению индикаторов ВЦП за I полугодие 2008 г. обозначили ряд проблем в организации деятельности. В частности, в целях повышения эффективности управления нами в настоящее время готовится обоснование необходимости оптимизации структуры в части обособленных рабочих мест, функций и полномочий подразделений по контролю за

достижением индикаторов ВЦП. Нуждается в корректировке и часть индикаторов ВЦП.

В целях эффективной реализации БОР, на наш взгляд, должна быть продолжена и по некоторым направлениям (управленческим, финансово-экономическим, про грам мно-техн и -ческому обеспечению) расширена программа подготовки специалистов Ро сп отреб надзор а по вопросам внедрения БОР.

Необходимо также утверждение единых для всех субъектов Российской Федерации шаблонов планов деятельности, стандартов деятельности по всем видам надзора и его обеспечения, подходов по экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Мероприятия по обеспечению участия в решении обозначенных задач предусмотрены нами в Плане мероприятий по реализации

август № 8 /185/ Концепции развития органов и организаций Роспотребнадзора на период до 2010 г.

Бюджетирование, ориентированное на результат, - безусловно, рациональная система планирования и управления, позволяющая в условиях дефицита бюджетного финансирования сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях деятельности по достижению наиболее значимых в санитарно-эпидемиологическом отношении результатов.

Список литературы

1. Бюджетирование, ориентированное на результат: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Шес-топалова, Л.М. Симкаловой, О.В. Митрохина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с.

2. Ларина С., Рыбакова О. Реформирование бюджетного процесса и модернизация управления финансами в бюджетных организациях // Государственная служба. 2008. № 1. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.