Научная статья на тему 'Итоги деятельности стоматологической службы Республики Беларусь за 2017 год'

Итоги деятельности стоматологической службы Республики Беларусь за 2017 год Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ / РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / DENTAL SERVICE OF THE REPUBLIC / DEVELOPMENT / DEMOGRAPHIC SECURITY PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеев Андрей Михайлович, Близнюк Владимир Владимирович

Представлены основные количественные и качественные показатели деятельности стома- тологических организаций здравоохранения как государственной, так и негосударственной формы собственности. Обозначены перспективные направления дальнейшего развития стоматологической службы республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеев Андрей Михайлович, Близнюк Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of activity of dental service of the Republic of Belarus for 2017

The main quantitative and qualitative indicators of activity of dental health care organizations of both state and non-state ownership are presented. The perspective directions of further development of dental service of the republic are designated.

Текст научной работы на тему «Итоги деятельности стоматологической службы Республики Беларусь за 2017 год»

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2017 ГОД

Матвеев Андрей Михайлович, главный врач Республиканской клинической стоматологической поликлиники, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь по стоматологии, Минск

Близнюк Владимир Владимирович, заместитель главного врача по организационно-методической работе

Республиканской клинической стоматологической поликлиники, Минск, Беларусь

Matveev Andrei, Head of the Republican Clinical Dental Clinic, Chief of the Ministry of Health

of the Republic of Belarus for Dentistry, Minsk Bliznyuk Vladimir, Deputy Chief Dentist for Organizational and Methodical Work of the Republican Clinical Dental Clinic, Minsk, Belarus Results of activity of dental service of the Republic of Belarus for 2017

Резюме. Представлены основные количественные и качественные показатели деятельности стоматологических организаций здравоохранения как государственной, так и негосударственной формы собственности. Обозначены перспективные направления дальнейшего развития стоматологической службы республики.

Ключевые слова: стоматологическая служба республики, развитие, программа демографической безопасности.

Современная стоматология. — 2018. — №3. — С. 15-23.

Summary. The main quantitative and qualitative indicators of activity of dental health care organizations of both state and non-state ownership are presented. The perspective directions of further development of dental service of the republic are designated.

Keywords: dental service of the republic, development, demographic security program. Sovremennaya stomatologiya. — 2018. — N3. — P. 15-23.

Сегодня в Беларуси внедряются новые методы и технологии диагностики и лечения на всех уровнях оказания медицинской помощи республики, совершенствуются мероприятия по улучшению доступности и качества первичной медицинской помощи, оптимизации сети медицинских учреждений, повышению эффективности профилактической работы, совершенствуются клинические протоколы диагностики и лечения, активизирован процесс внедрения информационных технологий в практику врача.

В 2017 году стоматологической службой на республиканском уровне были подготовлены и проведены международные и республиканские научно-практические конференции по актуальным вопросам стоматологии, в том числе очередная XIII Международная специализированная выставка «Стоматология Беларуси - 2017», в рамках которой впервые была организована онлайн-трансляция научной сессии 12-й научно-практической конференции по стоматологии, посвященной междис-

циплинарному подходу при патологии слизистой оболочки полости рта.

Несомненным успехом можно назвать выход в 2017 году новых технических нормативных правовых актов по стоматологии:

- клинического протокола «Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области», утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №80 от 04.08.2017;

- программы профилактики основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 годы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №1338 от 23.11.2017.

Не остается в стороне и освещение основных направлений государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения: в организациях здравоохранения распространялись тематические плакаты, листовки и памятки и другие мероприятия, а 20 марта 2017 года проведены

мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья полости рта.

Уровень оказания стоматологической

помощи населению

Общая численность населения страны, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, составила 9,5 млн человек. Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 №164-З), в целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания). Всего за 2017 год получили временное закрепление для оказания медицинской помощи 122,6 тыс. человек, из которых 108,0 тыс. (88,1%) - граждане Республики Беларусь вне постоянного места жительства (табл. 1). Если в некоторых регионах это незначительные цифры - от 1,4 тыс. человек по Брестской области и около 5-6,0 тыс. - по Витебской, Гродненской и Могилевской областям, - то в 1омель-ской и Минской областях она достигает

Таблица 1 Численность временно закрепленного населения для оказания медицинской помощи по стоматологии за государственными организациями здравоохранения в 2017 году

Регион Численность закрепленного за отчетный период для обслуживания населения (тыс. чел.)

всего граждане РБ вне постоянного места жительства иностранные граждане (с видом на жительство, беженцы и т.д.)

всего граждане стран-участниц СНГ

Всего (тыс. чел.) 122,583 108,344 12,137 7,888

Брестская область 1,433 1,127 0,306 0,209

Витебская область 5,141 4,383 0,758 0,583

Гомельская область 13,901 12,379 1,522 1,406

Гродненская область 5,974 3,876 2,098 1,958

Минская область 13,941 11,903 2,038 0,481

Могилевская область 5,438 3,403 2,035 1,668

Минск 76,755 71,273 3,38 1,583

почти 14,0 тыс. человек, или население небольшого районного центра, а в Минске - 76,0 тыс. человек, что сопоставимо с крупным промышленным городом страны вроде Жлобина, Речицы, Слуцка, Полоцка, Молодечно. При этом большинство данного населения не имеет даже временной регистрации, и, соответственно, финансирование, которое выделяется на жителей

района обслуживания, распределяется на всех пациентов, уменьшая возможности для закупки современных материалов и оборудования. Кроме того, создается значительная нагрузка на медицинский персонал, уменьшается доступность и качество оказания помощи.

В общей структуре населения продолжилась тенденция к росту числен-

ности городского населения, доля которого в 2017 году составила 77,9% (в 2016 году - 77,6%).

Данная диспропорция в административно-территориальном распределении населения приводит к необходимости проводить оптимизацию сети медицинских организаций, в том числе и стоматологической службы, сохраняя при этом высокую степень доступности.

Таким образом, к началу 2017 года в службе функционировали:

- 61 стоматологическая поликлиника (1 республиканская, 6 областных, 22 районных, 28 городских и 4 с долей собственности государства), в которых имелось 8 филиалов;

- 151 стоматологическое отделение в общеполиклинических организациях;

- 11 отделений челюстно-лицевой хирургии;

- 89 стоматологических кабинетов в стационарных организациях.

Сеть государственных организаций здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь населению, развита достаточно, соответствует численности и демографической структуре населения. Стоматологическая помощь в республике доступна.

Общее количество субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих стоматологические услуги (юридических

Таблица 2 Структура субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих стоматологические услуги (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в 2017 году

Регион Всего Организации здравоохранения Осуществляющие только зуботехнические работы

Ведомственные Негосударственные

всего юридические лица индивидуальные предприниматели

Итого по РБ 1056 208 848 628 220 64

Брестская область 167 32 135 81 54 9

Витебская область 88 17 71 51 20 3

Гомельская область 104 32 72 58 14 5

Гродненская область 134 33 101 56 45 8

Минская область 143 34 109 74 35 9

Могилевская область 79 27 52 30 22 9

Минск 341 33 308 278 30 21

лиц и индивидуальных предпринимателей), составило 848 структур. При этом 64 структуры имеют специальное разрешение (лицензию) Министерства здравоохранения исключительно на выполнение зуботехнических работ (табл. 2). Кадровый состав стоматологической службы республики По данным 2017 года, в государственном секторе стоматологической службы Республики Беларусь на 11327,75 ставки работало 9630 медицинских работников в (2016 - 9691, в 2015 - 9326, в 2014 году -9458), из них 3200 - с высшим медицинским образованием (врачи-стоматологи), 5779 - со средним специальным медицинским образованием (медицинские сестры, рентгенолаборанты, зубные врачи / фельдшеры зубные, зубные техники). При этом административно-управленческие, хозяйственно-обслуживающие и прочие работники составили 651 человек, или 6,7% от всего персонала.

Коэффициент совместительства по стоматологической службе в целом составил 1,11, при этом по врачам - 1,14, средним медработникам - 1,1, административно-управленческий и прочий персонал - 1,01.

В целом по республике обеспеченность стоматологическими кадрами на 10 000 населения составила:

- врачами-стоматологами всех специальностей - 5,4%0 (в 2016 - 5,3%о, в 2015 - 5,1%),

- зубными врачами и фельдшерами -1,6%0 (в 2016 - 1,8%0, в 2015 - 1,7%0),

- всего врачами-стоматологами всех квалификаций, зубными врачами и фельдшерами - 3,8%% (в 2016 - 3,9%%, в 2015 - 3,7%).

Для сравнения, по данным официального сборника Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) World Health Statistics, показатель обеспеченности стоматологическими кадрами на 10 000 населения в европейском регионе составил 5,7%.

Показатели обеспеченности стоматологическими кадрами в республике соответствуют среднеевропейским показателям стран-членов ВОЗ. Лучшая ситуация с обеспеченностью стоматологическими кадрами отмечается в Минске, хуже -в Гомельской, Гродненской и Витебской областях (табл. 3).

По данным официального статистического сборника Министерства здравоохранения за 2016 год, общая численность врачей-стоматологов от общего числа врачей по Республике Беларусь составляет 9,6% (в 2015 - 9,8%, в 2014 - 8,0%).

По-прежнему сохраняется диспропорция распределенности кадров между городом и селом. Укомплектованность медицинскими работниками с высшим медицинским образованием составила 91,6% по штатным должностям и 80,3% по физическим лицам, медицинскими работниками со средним специальным

медицинским образованием - 95,5% по штатным должностям и 86,6% по физическим лицам.

Недоукомплектованность врачами-стоматологами в службе ранее была компенсирована временной мерой: часть должностей врачей заменялась на должности зубных врачей, а в последствии -фельдшеров зубных, так как с 2009 года была введена новая номенклатура должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием и должность зубного врача была упразднена. До настоящего времени в штатных расписаниях организаций в регионах имеется 289,75 ставки зубного врача, на должности которого работают 274 специалиста.

В 2017 году Министерством здравоохранения Республики Беларусь принято концептуальное решение по введению новой должности в стоматологии - помощника врача-стоматолога. Разработаны и направлены для согласования и дальнейшего утверждения в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь обоснование для введения данной должности в ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», а также квалификационной характеристики должности в ЕКСД «Должности служащих, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, фармацевтической деятельностью».

Введение должности «Помощник врача-стоматолога» необходимо для обеспечения максимального удовлетворения потребности населения в стоматологической помощи, оптимизации работы специалистов с высшим и средним специальным медицинским образованием, рационального распределения кадровых ресурсов, повышения доступности оказания стоматологической помощи в поликлиниках, а также для проведения массовых профилактических осмотров и диспансеризации населения, снижения стоматологической заболеваемости.

Подготовку специалиста со средним специальным медицинским образованием планируется проводить в течение 1 года 10 месяцев по специальности «Стомато-

Таблица 3 Обеспеченность стоматологическими кадрами на 10 тыс. населения (государственные организации здравоохранения)

Регион Обеспеченность на 10 000 населения (государственные организации здравоохранения)

Врачи-стоматологи всех квалификаций Фельдшеры зубные / зубные врачи Всего

Итого 3,8 1,6 5,4

Брестская область 3,6 1,7 5,3

Витебская область 2,9 2,3 5,3

Гомельская область 2,5 3,1 5,6

Гродненская область 2,9 1,6 4,5

Минская область 3,7 1,3 5,0

Могилевская область 3,6 2,2 5,8

Минск 6,0 0,0 6,1

Таблица 4 Средняя заработная плата медицинских работников стоматологической службы в 2017 году

Регион Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2017 год Средняя заработная плата медицинских работников по учреждению

средняя здравоохранение и социальные услуги за счет средств бюджета за счет внебюджетных средств

Итого по РБ 815,2 621,7 534,3 498,2

Брестская область 705,3 573,3 499,1 498,2

Витебская область 689 575,6 541,7 503,7

Гомельская область 731,5 578,1 490,2 366,8

Гродненская область 705 566,7 444,7 414,3

Минская область 1135,5 791 541,1 587,3

Могилевская область 818,2 623,2 581,3 521,1

Минск 693,9 591 784,4 859,3

логическое дело» и квалификации «Помощник врача-стоматолога». Помощник врача-стоматолога будет осуществлять свою деятельность в стоматологических амбулаторно-поликлинических организациях для детей и взрослых, стоматологических отделениях и кабинетах организаций здравоохранения различной формы собственности.

Внедрение новой должности «Помощник врача-стоматолога» позволит оптимизировать рабочее время врача-стоматолога, активизирует процесс профилактики стоматологических заболеваний и улучшит качество оказания стоматологической помощи в целом.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь ведется работа по пересмотру и оптимизации номенклатуры должностей медицинских работников, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №61 от 08.06.2009. В части наименования должностей медицинских работников с высшим медицинским образованием стоматологического профиля планируется сохранить должности врач-стоматолог и врач-челюстно-лицевой хирург, что полностью будет соответствовать новому ОКРБ 014-2017 «Занятия», а в дальнейшем будет рассматриваться

вопрос о внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №175 от 22.12.2010. «О требованиях к занятию должностей руководителей, врачей-специалистов, провизоров-специалистов» и/или создании нового нормативно-правового акта по вопросам специализации медицинских работников стоматологического профиля, порядке переподготовки по ним и/ или обучения в клинической ординатуре.

В стоматологической службе сохраняется высокий уровень аттестованности стоматологических кадров. В службе работают 8186 (85%) работников, аттестованных на квалификационные категории, из которых 12,3% имеют высшую категорию. Доля аттестованных специалистов среди врачей составила 82,5%, в том числе с высшей категорией - 4,7%, среди среднего медперсонала - 84,9% и 14,2% соответственно. В 2017 году на квалификационные категории аттестовано 656 работников, из которых 338 -врачи-стоматологи.

Согласно требованию главы государства, зарплата работников должна составить 500 USD или 1 тысячу рублей. Однако она должна быть заработанной и взаимоувязанной с производительностью труда и экономической ситуацией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в стране. Естественно, оценить производительность труда медицинских работников сложно, но экономическая эффективность для страны несомненна.

Согласно статистическим данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2017 году номинальная начисленная заработная плата по стране составила 815,2 рубля, в том числе по здравоохранению и предоставлению социальных услуг - 621,7 рубля.

На этом фоне средняя заработная плата работников стоматологической службы меньше, чем с среднем по стране на 35-39%, а в сфере здравоохранения на 15-20%. Если в Минске и Минской области зарплата работников внебюджетных отделений больше, чем у их коллег из бюджетных отделений на 8-9%, то по остальным регионам она на 7% меньше, а по Гомельской области на целых 25% (табл. 4).

Согласно требованиям Министерства здравоохранения Республики Беларусь, руководители организаций должны направлять большую часть заработанных денежных средств на материальное стимулирование работников, однако при текущей рентабельности оказания стоматологических услуг (без учета стоимости материалов) выполнить это не представляется возможным.

Материально-техническая база службы

В течение ряда лет централизованных государственных закупок стоматологического оборудования, что особенно актуально для переоснащения стоматологических отделений и поликлиник для детского населения, не проводилось. Таким образом, обновление материально-технической базы службы осуществлялось за счет собственных средств организаций и малозначительных закупок со стороны местных бюджетов. Тенденция сохранилась и в 2017 году.

На балансе организаций здравоохранения насчитывается 3940 стоматологических установок, число которых из года в год сокращается (в 2016 - 4020, в 2015 -4026, в 2014 - 4365, в 2013 - 4565), из которых 51% - отечественного производства. Морально устаревшее и физически изношенное оборудование со сроками

Таблица 5 Посещения врачей-стоматологов в 2017 году

Показатель Отчетный период по годам

2017 2016 2015 2014 2013 2012

Численность населения (тысяч человек) 9.504 9.498 9.480 9.475 9.468 9.464

Общее количество посещений (тысяч посещений) 15.344 15.055 15.164 14.784 13.717 14.057

Количество посещений на одного жителя в год 1,6 1,6 1,6 1,5 1,5 1,5

эксплуатации более 10 лет составляет 46% (в 2016 - 45,9%, в 2015 - 42,5%, в 2014 - 43,4%). За год приобретено всего 85 стоматологических установок, или 4,6% от количества установок, подлежащих замене. Сроки эксплуатации более 10 лет имеет 28,9% рентгеноборудования. Не может не порадовать тот факт, что за 2017 год в регионах было закуплено 4 современных цифровых ортопантомографа с функцией 3D и один конусно-лучевой компьютерный томограф.

Наличие морально устаревшего и физически изношенного оборудования со сроками эксплуатации более 10 лет дополнительно увеличивает расходы организаций на его техническое обслуживание и ремонт, что является экономически нецелесообразным. Переоснащение материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь современной медицинской техникой является условием развития и совершенствования отечественной стоматологии.

Уровень стоматологической

заболеваемости

Стоматологическая заболеваемость, распространенность и интенсивность заболеваний зубов остается достаточно высокой, особенно у лиц старших возрастных групп.

Во исполнение поручения первого заместителя Министра здравоохранения Республики Беларусь Д.Л. Пиневича в целях мониторинга текущей ситуации медицинской эффективности проводимых мероприятий было проведено эпидемиологическое обследование населения Республики Беларусь. Обследование проводились профессорско-преподавательским составом профильных стоматологических кафедр Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) и Белорусской медицинской академией последипломного образования (БелМАПО).

Результаты эпидемиологического обследования и сопоставление их с данными 1996 и 2010 годов показали сохраняющуюся высокую интенсивность и распространенность основных стоматологических заболеваний (кариес и болезни периодонта).

Эпидемиологическое обследование населения Республики Беларусь, проведенное в 2017 году, показало неудовлетворительный уровень гигиены, остающиеся высокими показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов.

Для достижения Глобальных целей ВОЗ стоматологического здоровья к 2020 году (уменьшение интенсивности кариеса до 10 единиц в возрастной группе 35-44, для возрастной группы 65-74 уменьшение беззубого населения до 10%, количество функционирующих зубов должно быть не менее 20) следует продолжить внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний на государственном уровне.

Основными методами профилактики стоматологических заболеваний остаются: рациональное питание, гигиена полости рта и использование фторид-содержащих профилактических средств.

Для реализации программы необходимо:

- активное привлечение населения к участию в программе профилактики;

- анализ информированности населения о причинах возникновения и способах профилактики кариеса и болезней периодонта;

- новый стоматологический персонал -помощник врача-стоматолога;

- получение данных о состоянии стоматологического здоровья населения (мониторинг заболеваемости) - не реже 1 раза в 5 лет проведение эпидемиологического обследования населения в соответствии с рекомендациями ВОЗ;

- учитывая, что уже несколько лет в Республике Беларусь не производится фторированная (фторированно-йоди-

рованная) соль, применение которой эффективно для профилактики стоматологических заболеваний, ходатайствовать в Министерство промышленности Республики Беларусь о возобновлении ее производства на ОАО «Мозырьсоль».

Всего по представленным данным за 2017 год в организации различной формы собственности - государственные, ведомственные и частные структуры - осуществлено 15,3 млн посещений, что на 1,6% больше, чем в 2016 году (в 2016 - 15,05 млн, в 2015 - 15,1 млн), что при численности населения 9 млн 504,7 тыс. составило 1,6 посещения на одного жителя в год (табл. 5).

По видам деятельности структура посещений неизменна из года в год с небольшими колебаниями и представлена следующим образом: терапевтический (за счет средств государственного бюджета) - 55%, амбулаторно-хирургический (за счет средств государственного бюджета) - 20%, терапевтический (за счет средств от приносящей доходы деятельности) - 11%, амбулаторно-хирургический (за счет средств от приносящей доходы деятельности) - 1%, ортопедический -9%, ортодонтический - 3% (рис.).

Доля здоровых и ранее санированных из числа самостоятельно явившихся для профилактического осмотра составила 9,2%, а количество лиц, самостоятельно обратившихся впервые в отчетном году с профилактической целью, увеличилось и составило 20% (в 2016 - 18,7%, в 2015 году - 16,4%, в 2014 - 14,7%).

Подавляющее число посещений осуществлено в государственные организации здравоохранения к врачам-стоматологам, зубным врачам и зубным фельдшерам и составило 14,2 млн (в

1 Терапевтический (за счет средств бюджетов)

2 амбулаторно-хнрургический (за счет средств бюджетов)

3 терапевтический (за счет средств от приносящей доход деятельности)

4 Дмбулаторно-иируртич еск и й (за счет средств от п рин осящей доход деятельности}

5 ортопедический

6 ортодонтический

Рисунок. Доля посещений по видам оказания стоматологической помощи в 2017 году

2016 - 13,8 млн, в 2015 - 14,0 млн, в 2014 -13,6 млн) посещений или 93%.

К стоматологам негосударственной формы собственности и индивидуальным предпринимателям в 2017 году было сделано 1 млн 58 тыс. посещений (в 2016 -1 млн 91 тыс., в 2015 - 1 млн 54 тыс., в 2014 - 1 млн 90 тыс., в 2013 - 920 тыс.),

Таблица 6

что как и в предыдущие годы составляет 7% от общего числа всех посещений.

Структура основных стоматологических заболеваний из года в год остается практически неизменна. Превалирующими являются кариес зубов (56%), апикальный периодонтит (18%), пульпит (11%) и зубные отложения (5%).

Финансирование мероприятий по профилактике основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения (п. 32 Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы) в 2017 году

Категория Финансирование Государственной программы в 2017 году (тыс. руб.) Процент выполнения

запланировано фактически

32 Профилактика основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения

Всего по пункту 32, в том числе: 86,5 79,445 91,8%

республиканский бюджет 1,5 1,5 100,0%

местные бюджеты 85 77,945 91,7%

32.1 Закупка препаратов фтора (лаки, гели, силанты) для местной фторпрофилактики у детей (за счет местных бюджетов)

Всего по Республике Беларусь 85 77,945 91,7%

32.2 Закупка индикаторов для выявления зубного налета (за счет республиканского бюджета)

Всего по Республике Беларусь 1,5 1,5 100,0%

Стоматологической службой активно ведется работа по профилактике кариеса и болезней периодонта среди всех категорий населения, которая Министерством здравоохранения Республики Беларусь включена в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 год в подпрограмму «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» отдельным разделом.

В целях улучшения стоматологического здоровья и реализации пункта 32 задачи 2 мероприятий подпрограммы 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Государственной программы утверждена Программа профилактики основных стоматологических заболеваний среди всех категорий населения Республики Беларусь на период с 2017 по 2020 год (далее - Программа профилактики), а письмом Министерства здравоохранения Республики Беларусь направлены методические материалы для ее обеспечения.

Программой профилактики предусмотрен охват всего населения Республики Беларусь, определены цели и ожидаемые результаты выполнения.

В 2017 году на выполнение программы потрачено 79,4 тыс. рублей (91,8%). Худшие показатели по выполнению показала Брестская область (54,7%), лучшие - Витебская (121,4%) и Гродненская (105,4%). Некоторое невыполнение по другим областям связано с проведением процедур закупок, поставки по которым будут выполнены только в 2018 году. Следует отметить, что в отличие от 2016 года Белмедтехникой выполнена закупка индикаторов для выявления зубного налета за счет республиканского бюджета (табл. 6).

Необходимо увеличить усилия по выполнению социально значимой для государства программы.

По предварительным данным, в 2017 году диагностирована онкопа-тология с локализацией в полости рта в 728 случаях, что на 2,4% меньше, чем в 2016 году (746 случаев). При этом запущенные случаи (III и IV стадия) с визуальной локализацией в 2017 году составили 61,3%.

Таблица 7 Структура зарегистрированных в 2017 году случаев злокачественных новообразований полости рта

Год Зарегистрировано случаев злокачественных новообразований полости рта (C01-C08) Доля запущенных случаев (III и IV стадии с визуальной локализацией)

всего I стадия II стадия III стадия IV стадия

2017 728 91 178 184 262 61,3%

По данным онкорегистра республики, пятилетняя выживаемость при онкопа-тологии полости рта составляет 33% (табл. 7).

При этом в поликлиниках общего профиля не всегда в полной мере привлекают врачей-стоматологов к осмотру пациентов, ограничиваются только запросом выписки из стоматологической амбулаторной карты. Более чем в 60% случаев пациенты не обращались за стоматологической помощью более 2 лет, однако выявили патологию именно врачи-стоматологи при первичном осмотре, и только в 10% случаев выявили врачи других специальностей.

Ежегодно проводится обучение врачей-стоматологов по вопросам онкологической настороженности, в том числе в онкологических диспансерах на рабочих местах у врачей-онкологов, данный вопрос рассматривается на врачебных конференциях и медицинских советах.

Двенадцатая научно-практическая конференция по стоматологии, которая прошла в рамках XIII Международной специализированной выставки «Стоматология Беларуси - 2017», была посвящена междисциплинарному подходу при патологии слизистой оболочки полости рта. На конференции были представлены доклады научными работниками не только по стоматологии, но и общеклиническим (кафедра патологической анатомии) и терапевтическим профилям (кафедры инфекционных болезней, кожных и венерических болезней, пропедевтики внутренних болезней и т.д.) и онкологии. Для более широкого охвата врачей-специалистов была организована онлайн-трансляция конференции.

Всего же в 2017 году по вопросам онконастороженности проведено обучение 3850 врачей-стоматологов,

в том числе 222 специалиста обучались на рабочих местах в онкологических диспансерах.

Профильные стоматологические кафедры БГМУ ВГМУ и БелМАПО не остаются в стороне и всегда оказывают посильную помощь практическому здравоохранению в проведении научно-практических семинаров и конференций по вопросам онкологической настороженности. Объем оказанной стоматологической помощи населению В государственных организациях здравоохранения оказываются все виды терапевтической стоматологической помощи, широко используются современные технологии и материалы. Терапевтический прием Количество посещений на одного врача в день составило на бюджете 15,0 и 5,0 -на платном приеме (в 2016 году - 14,6 и 5,1 соответственно).

Количество посещений на лечение одного зуба составило на бюджете 1,2 и 1,1 - на платном приеме (в 2016 году -1,3 и 1,1 соответственно).

Соотношение неосложненного кариеса к осложненному на бюджете 4,4:1 и 3,9:1 - на платном приеме (в 2016 году -4,1:1).

Таким образом, можно говорить о стабильно высоком качестве работы врачей-стоматологов, что приводит к уменьшению доли затратных технологий. Данные показатели отражают высокое качество оказываемых услуг и большую их востребованность.

Стоматологический амбулаторно-хи-рургический прием

Всего выполнено амбулаторно-хи-рургических операций на бюджетном приеме 138 690 и 16 341 - на платном (в 2016 году - 144 429 и 15 916 соответственно).

Плановых операций на бюджетном приеме 39 252 (28,3%) и 11 362 (69,5%) (в 2016 году - 42 793 или 29,6% и 11 068 или 69,5% соответственно).

Количество посещений на одного врача в день составило на бюджете 25,7 и 11 -на платном приеме (в 2016 году - 24,6 и 10,6 соответственно).

Процент осложнений после хирургических вмешательств равен 0.

На платном приеме проведено 5 197 операций дентальной имплантации, установлено 6 716 дентальных имплантатов.

Ортодонтический прием

В структуре всего ортодонтиче-ского приема дети составили 97,3% (в 2016 году - 92,8%), а от числа лиц, закончивших ортодонтическое лечение, -88% (в 2016 году - 91,0%).

Количество посещений составило на бюджетном приеме 19,8 и 4,9 на платном приеме.

Количество пациентов, взятых на лечение на 1 врача на бюджетном приеме, составило 358,7 и 52,0 - на платном.

Количество пациентов, закончивших лечение на 1 врача на бюджетном приеме, составило 98,5 и 42,4 - на платном.

Соотношение числа закончивших ор-тодонтическое лечение на 1 врача к числу взятых на ортодонтическое лечение за год на бюджетном приеме, составило 1: 2,4 и 1:2,6 - на платном приеме.

Изготовлено 42 820 ортодонтических аппаратов (в 2016 году - 39 808, в 2015 -37 457, в 2014 - 41 542). Оказание орто-донтической помощи является весьма востребованным.

На ортопедическом приеме доля штампованно-паяных конструкций составила 58,4% (в 2016 - 52,8%, в 2015 - 55,0%, в 2014 - 57,6%) от общего количества изготовленных несъемных зубных протезов, а частичных съемных пластиночных протезов составила 55,6% (в 2016 - 54,6%, в 2015 - 53,5%, в 2014 - 80,3%) от общего количества изготовленных съемных частичных протезов.

Современные методы протезирования

- Доля цельнолитых, металлокерами-ческих, металлоакриловых, металлоком-позитных одиночных коронок от общего

Таблица 8 Объемы оказания платных медицинских услуг по стоматологии в 2017 году (государственные организации здравоохранения)

Показатель Отчетный период

2017 год 2016 год 2015 год 2014 год 2013 год 2012 год

Оказано платных стоматологических услуг на сумму 77,8 млн руб. 70,1 млн руб. 57,3 млн руб. 45,28 млн руб. 35,95 млн руб. 23,34 млн руб.

Объем платных стоматологических услуг от бюджетного финансирования 2,0% 2,07% 2,8% 12,9% 3,3% 4,04%

Объем платных стоматологических услуг от общего объема платных медицинских услуг 33,5% 33,8% 33,0% 32,6% 34,1% 37,0%

по зуболечению 16,9% 16,5% 16,0% 16,2% 16,7% 17,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по зубопротезированию 16,6% 17,3% 17,0% 16,4% 17,3% 19,3%

количества изготовленных одиночных коронок - 41,7% (в 2016 - 38,9%, в 2015 -36,9%, в 2014 - 34,0%).

- Доля цельнолитых, металлокерамиче-ских, металлоакриловых, металлокомпо-зитных мостовидных протезов от общего количества изготовленных мостовидных протезов - 38,9% (в 2016 - 35,6%, в 2015 -33,9%, в 2014 - 32,5%).

- Доля бюгельных протезов от общего количества изготовленных съемных частичных протезов - 23,2% (в 2016 - 16,8%, в 2015 - 16,5%, в 2014 - 15,7%).

Как и положено столичной медицине, государственные организации Минска являются передовыми по использованию новых технологий в ортопедии. В регионах, где население сравнительно меньше зарабатывает, более востребованы не такие дорогие технологии. В 2017 году отмечен небольшой рост показателей: за-протезировано 34 639 (20,3%) льготников, по данным 2016 года, 32 715 или 18%. Средние финансовые затраты местных бюджетов составили 278,0 рубля, что на 2,1% меньше, чем в 2016 году.

За 2017 год государственными организациями здравоохранения было оказано платных стоматологических услуг на сумму 77,8 млн рублей или на 11% больше, чем в 2016 году (70,1 млн рублей).

Объем платных стоматологических услуг от бюджетного финансирования по регионам республики в целом составил 2,0% (в 2016 - 2,07%, в 2015 - 2,8%, в 2014 - 12,9%), однако если взять в расчет сведения только по стоматологическим поликлиникам, платные услуги превышают бюджетное финансирование и составляют 150% и более. Объем платных стоматологических услуг от общего объема платных медицинских услуг сохраняется из года в год стабильно более 33%.

Оказание платных стоматологических услуг становится все более востребованным, однако требует значительных затрат на приобретение более дорогостоящих современных технологий и оборудования. Это доказывает эффективность затрачиваемых средств и дает предпосылки для их развития как дополнения к бюджетным видам помощи (табл. 8).

По полученным данным, государственным сектором оказано экспорта стоматологических услуг на 1,9 млн рублей (в 2016 году - 1,7 млн рублей, в 2015 -1,23 млн рублей, в 2014 - 0,78 млн рублей) или 957,0 тыс. долларов США. Принято 11,2 тыс. человек (в 2016 - 10,5 тыс. человек). Средние затраты составили 167,5 рубля (84,9 доллара США) на 1 человека или 105,5 рубля (53,5 доллара США) на 1 посещение.

Всеми регионами проводится планомерная работа по увеличению показателей экспорта платных стоматологических услуг, в том числе предусмотрено дополнительное материальное стимулирование работников поликлиник, оказывающих экспорт услуг, с целью мотивации у них личной заинтересованности.

В организациях здравоохранения работа с обращениями граждан проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», Директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 №2 и другими нормативными правовыми актами.

Вопросы стоматологии затронуты только в 1,1% обращений граждан, поступивших в Министерство здравоохранения Республики Беларусь, и увеличились на 22%. Вызывает вопрос рост количества обращений граждан на негосударственные организации здравоохранения.

Данная ситуация требует постоянно отрывать руководителей государственных организаций и профессорско-преподавательский состав профильных стоматологических кафедр, вносит нервозность в деятельность организаций, постоянных финансовых затрат. В последнее время увеличилось количество повторных обращений, что требует принятия решительных мер со стороны не только местных специалистов, но и дополнительного внимания внештатных стоматологов регионов.

В целом, стоматологическая служба активно пытается решать сложные вопросы взаимоотношений с пациентами, которые порой ведут себя весьма непродуктивно, не идут на контакт со здравоохранением, а порой принимают форму сериала или потребительского терроризма. Но с этими задачами мы вполне справляемся, в том числе благодаря взвешенной позиции Министерства здравоохранения.

На базе Республиканской клинической стоматологической поликлиники в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №251 от 17.03.2011 работает Республиканская консультативная комиссия, которая с момента создания провела рассмотрение 26 сложных случаев. Огромную помощь практическому здравоохранению с трудными пациентами оказывают сотрудники профильных стоматологических кафедр

БГМУ и БелМАПО, а также активно работает профессорско-преподавательский консультативный центр БГМУ «Стоматология», который никогда не отказывает ни врачам, ни пациентам в действенной консультативной помощи и решении сложных случаев.

Информатизация здравоохранения -это комплексная задача, направленная на развитие и модернизацию отечественной медицины и эта тема сегодня необычайно актуальна. К сожалению, техническую оснащенность и ситуацию в разработке специального программного обеспечения для стоматологической службы нельзя назвать удовлетворительными.

В общеполиклинической сети значительное количество рабочих мест (врачей-специалистов оснащены компьютерной техникой и внедрены автоматизированные рабочие места врачей, а в Минске установлены комплексные программные продукты взаимодействия между лечебными и диагностическими подразделениями). Этому способствовала подпрограмма «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационно-коммуникационных технологий, которой было предусмотрено бюджетное финансирование. Поскольку стоматологическая служба практически не была включена в данную программу, то и ее информатизация проводилась по усмотрению руководителей и, в основном, только за счет внебюджетных средств организаций. Сегодня только в Минске ситуация по стоматологическим поликлиникам несколько лучше, где в большинстве проложены локальные

сети и информатизированы рабочие места врачей-стоматологов.

Кроме того, в республике зарегистрировано 4 пригодных к использованию комплексных программных продукта, позволяющих автоматизировать работу врачей, однако они не в полной мере отвечают требованиям стоматологов. Одним из основных разработчиков является Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), однако обслуживание и взаимосвязь с другими информационными системами, а также вопросы ее модернизации вызывают большие вопросы и требуют значительного финансирования, которое невозможно обеспечить только за счет внебюджетных средств.

Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь планировала разработку собственного комплексного программного продукта, однако в одиночку, только за счет собственных средств это осуществить не представляется возможным.

Вместе с тем, сегодня большинство организаций имеют возможности для проведения телеконференций и развитию телемедицинских консультаций, участвуют в проводимых Министерством здравоохранения Республики Беларусь и управлений (главных управлений) здравоохранения облисполкомов и комитета по здравоохранению Мингорисполкома телеконференциях.

Одна из проблем современного здравоохранения заключается в том, что

потребности общества в той или иной медицинской помощи, оказание которой гарантировано государством, растет быстрее, чем возможности государственного бюджета. При этом государство гарантирует ее оказание без каких-либо дополнительных условий в соответствии с теми лечебно-диагностическими возможностями, которыми оно сегодня располагает.

Развитие частной медицинской практики оказывает положительное влияние на здравоохранение в целом. Однако по мере увеличения инвестиций и развития негосударственного сектора здравоохранения острее стоит проблема взаимодействия государства, государственных и частных медицинских организаций.

Вместе с тем, руководители Министерства здравоохранения Республики Беларусь и всех звеньев стоматологической службы принимают активное участие во взаимодействии с негосударственными организациями здравоохранения и индивидуальными предпринимателями. Любая частная организация может получить консультативную помощь как по вопросам оказания стоматологической помощи пациенту, так и по организационным вопросам. Активно привлекаются к совместной работе стоматологические ассоциации: под их эгидой с привлечением международных специалистов организуются научно-практические семинары, обучающие программы, разрабатываются нормативные правовые акты.

Поступила 21.05.2018 Принята в печать 02.07.2018

Адрес для корреспонденции

Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника г. Минск, ул. Сухая, 28 220004, Республика Беларусь, тел.: + 375 17 200-25-41

Близнюк Владимир Владимирович, e-mail: omorksp@mail.ru

Address for correspondence

Republican Clinical Dental Polyclinic

28 Sukhaya street, Minsk

220004, Republic of Belarus,

phone: + 375 17 200-25-41

Bliznyuk Vladimir, e-mail: omorksp@mail.ru

In

Международные Обзоры:

клиническая практика и здоровье

МЕЖДУНАРОЛ

1ЬТИ МЕДИЙНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ t

^Вцн Ресурсы сайта www.mednovosti.by

(-ПРАКТИЧЕСКИЙ йНФОРМАЦЙОННО-АНАЛИТИ1ЧЕСКИЙ >

www.obzory.mednovosti.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.