Научная статья на тему 'Организация стоматологической помощи населению СССР в конце 1940-х - начале 1960-х годов: вопросы доступности и качества'

Организация стоматологической помощи населению СССР в конце 1940-х - начале 1960-х годов: вопросы доступности и качества Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
887
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ / СТОМАТОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ЗУБНЫЕ ВРАЧИ / USSR / DENTISTRY / STOMATOLOGY / HISTORY OF MEDICINE / DENTIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Ратманов П.Э.

Статья раскрывает подходы к организации стоматологической помощи населению страны в послевоенный период, которые затронули планирование, нормативы, дислокацию и реальную деятельность стоматологических практик. Проведенные организационные мероприятия позволили обслуживать население в территориальных и цеховых врачебных участках, применяя различные методы санации полости рта. Центральными органами здравоохранения были сформулированы качественные показатели деятельности стоматологических учреждений, которые должны были реализовываться на основе повышения технической оснащенности, внедрения новых технологий и материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Ратманов П.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of stomatological care to population of the USSR in late 1940s - early 1960s: issues of accessibility and quality

The article discovers approaches to organization of stomatological care ofpopulation in post-war period concerning planning, standards, dislocation and actual activity of stomatological practices. The implemented organizational activities permitted caring population in territorial and shop-floor physicians' districts applying different methods of sanitization of oral cavity. The central health care authorities formulated qualitative indicators of activities of stomatological institutions to be implemented on the basis of increasing of technical support and implementation of new technologies and materials.

Текст научной работы на тему «Организация стоматологической помощи населению СССР в конце 1940-х - начале 1960-х годов: вопросы доступности и качества»

История здравоохранения и медицины

ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ ^^

© ГОНЧАР В.В., РАТМАНОВ П.Э., 2016 УДК 614.2:616.314-08]:93

Гончар В.В.1, Ратманов П.Э.2

ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СССР В КОНЦЕ 1940-х — НАЧАЛЕ 1960-х ГОДОВ: ВОПРОСЫ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА

1КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Минздрава Хабаровского края России, 680009, г. Хабаровск; 2ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет»

Минздрава России, 680000, г. Хабаровск

Статья раскрывает подходы к организации стоматологической помощи населению страны в послевоенный период, которые затронули планирование, нормативы, дислокацию и реальную деятельность стоматологических практик. Проведенные организационные мероприятия позволили обслуживать население в территориальных и цеховых врачебных участках, применяя различные методы санации полости рта. Центральными органами здравоохранения были сформулированы качественные показатели деятельности стоматологических учреждений, которые должны были реализовываться на основе повышения технической оснащенности, внедрения новых технологий и материалов.

Ключевые слова: СССР; зубоврачевание; стоматология; история медицины; зубные врачи.

Для цитирования: Гончар В.В., Ратманов П.Э. Организация стоматологической помощи населению СССР в конце 1940-х — начале 1960-х годов: вопросы доступности и качества.

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (3): 157—161. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-157-161

Gonchar V.V.1, Ratmanov P.E.2 THE ORGANIZATION OF STOMATOLOGICAL CARE TO POPULATION OF THE USSR IN LATE 1940s — EARLY 1960s: ISSUES OF ACCESSIBILITY AND QUALITY

'The institute of advanced training of public health specialists, Khabarovsk, 680009, Russian Federation; 2The Far-Eastern state medical university, Khabarovsk, 680000, Russian Federation

The article discovers approaches to organization of stomatological care ofpopulation in post-war period concerning planning, standards, dislocation and actual activity of stomatological practices. The implemented organizational activities permitted caring population in territorial and shop-floor physicians' districts applying different methods of sanitization of oral cavity. The central health care authorities formulated qualitative indicators of activities of stomatological institutions to be implemented on the basis of increasing of technical support and implementation of new technologies and materials.

Keywords: the USSR; dentistry; stomatology; history of medicine; dentists.

For citation: Gonchar V.V., Ratmanov P.E. The organization of stomatological care to population of the USSR in late 1940s — early 1960s: issues of accessibility and quality. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60(3): 157—161. (In Russ.) DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-157-161

For correspondence: Vladimir V. Gonchar, candidate of medical sciences, associate professor of

chair of stomatology of the institute of advanced training of public health specialists, Khabarovsk,

680009, Russian Federation, E-mail: goncharvv@mail.ru

Information about authors:

Gonchar VV., http://orcid.org/0000-0002-0200-6719

Ratmanov P.E., http://orcid.org/0000-0002-6292-8758

Funding. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 29 May 2015 Accepted 08 September 2015

К началу 1940-х гг. в СССР наблюдался значительный рост государственных стоматологических практик, были определены приоритеты в подготовке специалистов по оказанию этого вида помощи, значительно возросли объемы лечебно-профилактиче-

ской деятельности службы. Между тем в отечественной стоматологии не были до конца решены кадровые проблемы, актуальными оставались вопросы доступности и качества оказания медицинской помощи, реализации профилактических программ,

Для корреспонденции: Гончар Владимир Владимирович, канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Минздрава Хабаровского края России, 680009, г. Хабаровск, E-mail: goncharvv@mail.ru

обеспечения специализированным оборудованием и расходными материалами. Кроме того, наблюдалась громадная диспропорция в развитии городской и сельской лечебной сети [1, 2].

За годы Великой Отечественной войны оказание стоматологической помощи населению СССР ухудшилось не только количественно, но и качественно1. Например, заместитель Народного комиссариата здравоохранения УССР отмечал, что за время оккупации здравоохранение республики было совершенно разрушено, организованная медицинская помощь населению перестала существовать, широко процветала частная практика [3]. В тыловых районах зубные кабинеты закрывались, особенно в сельской местности, в силу отсутствия специалистов и прекращения их финансирования [4].

Министерства здравоохранения РСФСР и ряда союзных республик в конце 1940-х — начале 1950-х гг. отмечали, что стоматологи и зубные врачи были загружены лечебной работой вследствие большого количества больных, и поэтому они вынуждены были оказывать лишь неотложную помощь, а начатое лечение не доводилось до конца. Во многих лечебных учреждениях вместо необходимого консервативного лечения зубов практиковалось их удаление. Не велись в должном объеме работы по проведению плановой санации полости рта. Врачи-стоматологи и зубные врачи ввиду недостатка медицинских работников использовались местными органами власти не по специальности. По мнению заместителя народного комиссариата здравоохранения РСФСР Н.А. Виноградова, после войны «к зубному врачу [было. — Прим. авт.] попасть невозможно» [3]. Материально-техническое оснащение значительной части стоматологических учреждений находилось в неудовлетворительном состоянии, а снабжение материалами и медикаментами, необходимыми для лечения и особенно для зубопротезирования, было недостаточным. Медицинская промышленность изготавливала инструменты и материалы для стоматологических практик невысокого качества, крайне ограниченного ассортимента и в недостаточном количестве [5].

Российские историки медицины пришли к выводу, что в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в стране были проведены важные реформы городского и сельского здравоохранения, которые на десятилетия предопределили развитие здравоохранения в стране. В центре внимания Минздрава СССР было совершенствование организационных форм амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью повышения доступности и качества медицинской помощи [6, 7]. Вопросы улучшения и дальнейшего развития стоматологической помощи населению страны также находились на контроле у центральных органов здравоохранения. Это привело к тому, что к началу 1960-х гг. обращаемость населения СССР в амбулаторно-поликлинические учреждения за стоматологической помощью стала занимать второе место в общем числе обращений, что составляло 17—18% всех обращений за медицинской помощью [8, 9]. В этой связи заслуживает внимания изучение организационных форм оказания стоматологической помощи населению в 1950-х гг., принципов обеспечения ее доступности и качества.

В первые послевоенные годы Минздрав СССР планировал проведение целого комплекса мероприятий, направленных на повышение количественных и качественных показателей деятельности стоматологической службы страны. В приказе Минздрава СССР от 3 июля 1946 г. № 417 были определены целевые показатели обеспеченности населения этим видом помощи, обозначены основные группы получателей стоматологической помощи: дети, подростки, рабочие промышленных предприятий, учащиеся ремесленных училищ, студенты, работники колхозов и совхозов. Также были разработаны мероприятия по совершенствованию стоматологической хирургической помощи больным со сложными заболеваниями челюстно-лицевой области.

В первые послевоенные годы государство из-за дефицита ресурсов окончательно отказалось от идеи бесплатного зубного протезирования среди всего населения страны. Минздравом СССР были определены некоторые категории населения, которым зубопротезирование должно было осуществляться бесплат-

1 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1946 г. № 417 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи».

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (3)

_DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-157-161

History of health care and medicine

но за счет бюджетных средств государства2. Для всех остальных групп населения зубопротезирование должно было проводиться платно по установленным государством расценкам.

Все виды стоматологической помощи в стране обеспечивались двумя группами профессионалов: стоматологами, получавшими высшее медицинское образование, и зубными врачами с более низкой квалификацией, получаемой в зубоврачебных отделениях медицинских училищ. В практическом здравоохранении нередко эти специалисты выполняли одни и те же функциональные обязанности. После войны было актуализировано положение о правах и обязанностях зубного врача и зубного техника. Приказом Минздрава СССР от 6 июня 1946 г. № 343 устанавливалось, что зубные врачи должны были готовиться для работы в учреждениях, в первую очередь, амбулаторного типа. Минздрав СССР запретил зубным техникам заниматься лечением зубов, клиническим зубо-протезированием и занимать должности врача-протезиста.

В связи с дефицитом специалистов в практической стоматологии принимались меры по использованию имеющегося потенциала [3]. В 1946 г. Минздрав СССР обязывал руководителей медико-санитарных учреждений использовать врачей-стоматологов и зубных врачей строго по специальности3. Согласно официальным статистическим данным, в 1950-е гг. количество стоматологов и зубных врачей в гражданских лечебных учреждениях СССР неуклонно возрастало [10—12]. Так, с 1950 по 1960 г. количество стоматологов увеличилось с 6,8 до 16,2 тыс. (рост 238%), зубных врачей — с 17,7 до 30,1 тыс. (рост 170%), зубных техников — с 6,7 до 13,9 тыс. (рост 207%). Обеспеченность населения стоматологами и зубными врачами возрастала и составляла в 1960 г. 1:4600 (в 1940 г. — 1:8400), а в городах приближалась к установленным в середине 1950-х гг. нормам —

1 врач на 2800 человек. Это стало возможным вследствие проведения реформ в оказании медицинской помощи, демобилизации врачей из армии, расширения подготовки врачей-стоматологов путем увеличения приема в стоматологические институты и факультеты, открытия новых стоматологических факультетов, осуществления подготовки зубных врачей в республиках, краях и областях.

В целях повышения производительности труда, определения величины врачебной нагрузки, совершенствования методик учета и планирования в стоматологии циркулярным письмом Минздрава СССР в 1949 г. были установлены примерные нормативы количества посещений, пломб, удалений зубов, санаций на рабочий день стоматолога и зубного врача на лечебном, хирургическом и смешанном приеме. Впервые центральными органами здравоохранения была утверждена «трудовая единица» [13, 14]. В 1950 г. предпринимались попытки нормировать нагрузку врача-протезиста в производственных зубопротезных единицах [5]. Введение «трудовой единицы» должно было стимулировать оказание врачами большего объема помощи одному пациенту за одно посещение.

С целью улучшения качества стоматологической помощи населению страны Минздрав СССР в начале 1950-х гг. определил ряд практических мер. Во-первых, предлагалось всем лечебным учреждениям восстановить и впредь проводить плановую санацию полости рта наиболее уязвимым по заболеванию зубов категориям населения: детям, подросткам, учащимся, студентам, рабочим вредных производств, беременным женщинам. Во-вторых, в ежедневную практическую деятельность лечебных учреждений должна была внедряться методика местной флюоризации с целью предупреждения кариеса зубов у детей и подростков [15]. Обработка зубов фтористым натрием, хлористым стронцием позиционировалась перед населением как очень успешный способ предупреждения кариеса зубов у детей [16]. В-третьих, предлагалось организовать в больницах мощностью более 250 коек зубные кабинеты с целью санации полости рта пациентов с соматической патологией. И наконец, планировалось обеспечить широкое применение в повседневной зубоврачебной работе рентгенологического исследования, физиотерапии, анестезии и пластмассы для зубопротезирования.

Мероприятием в области повышения качества стоматологической помощи стало требование Минздрава СССР от лечебных учреждений, чтобы количество наложенных пломб преоблада-

2 Приказ Минздрава СССР от 03.07.1946 г. № 417 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи».

3 Там же.

История здравоохранения и медицины

ло над количеством удаленных зубов. Среди показателей были также длительность сохранения в зубе наложенной пломбы не менее двух лет, применение анестезии при манипуляциях, рациональный выбор конструкций протезов и др. Качество изготавливаемых протезов в практическом здравоохранении не устраивало центральные органы управления. Более того, Минздрав СССР считал, что работа мелких лабораторий нецелесообразна, так как в них не обеспечивалось качество, процветала «кустарщина», а слабый контроль вел к использованию государственного имущества в целях частной практики [8].

В начале 1960-х гг. качество государственной стоматологической помощи стало оцениваться центральными органами здравоохранения по следующим показателям: количество принятых пациентов, поставленных пломб, выполненных трудовых единиц, санированных пациентов в день, месяц, год. Несмотря на то что программы плановой, систематической санации полости рта постоянно расширялись, охватывая новые категории организованных контингентов взрослого населения, таких как рабочие промышленных предприятий, студенты, служащие учреждений, объемы практической работы в этом направлении были недостаточными. Основные принципы санации (плановость, повсеместная обязательность, последовательность и общедоступность) не соблюдались. Не везде были обеспечены своевременность и систематичность санации, более того, не до конца были разработаны и внедрены общепринятые, дешевые и безопасные средства массовой профилактики. В связи с этим полный охват санацией организованных групп населения был объявлен перспективной задачей. Оказание стоматологической помощи по обращаемости оставалось преобладающей формой оказания медицинской помощи.

В 1950-е гг. Минздрав СССР вел поиск оптимальной структуры стоматологической службы страны. В это десятилетие была сформулирована новая теория по территориальному оказанию стоматологической помощи населению страны. Были разработаны и утверждены штатные нормативы медицинского персонала стоматологических клиник, отделений и кабинетов, структура этих лечебных учреждений. Кроме того, было определено оптимальное количество коек в стационарах для стоматологических больных. Общее количество врачебных должностей по стоматологии в лечебных учреждениях городов согласно приказу Минздрава СССР от 29 октября 1954 г. № 217 стало определяться из расчета 3,5 должности на 10 тыс. населения, а из общего количества должностей 20% должно было выделяться для оказания помощи детям. Для обслуживания сельского населения в штате сельской участковой и районной больницы устанавливались должности стоматолога и зубного техника.

В результате этого к началу 1960-х гг. была выстроена новая структура стоматологических учреждений СССР. Так, в крупных административных городах должна была функционировать центральная поликлиника со всеми лечебными и вспомогательными службами. В промышленных городах планировалась организация городских, а также детских стоматологических поликлиник. Кроме того, предусматривалась организация стоматологических отделений при медико-санитарных частях промышленных предприятий, специализированных, детских и других больницах. В городах, являвшихся районными центрами, должна была быть открыта районная стоматологическая поликлиника или отделение. Помимо этого при городских больницах создавались стационарные стоматологические отделения на 10—15 коек. В сельских районах предлагалось организовывать стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории в составе районных и участковых больниц.

Численность стоматологических поликлиник в СССР возросла с 59 в 1950 г. до 192 в 1960 г. (рост в 3,2 раза), соответственно зубоврачебных отделений и кабинетов — с 7378 до 9999, зубопротезных мастерских — с 1138 до 2535 (рост в 2,2 раза) [17]. Несмотря на рост сети медицинских учреждений, повышение их укомплектованности кадрами, в среднем по РСФСР на начало 1960-х гг. в год приходилось 0,8—0,9 посещения на одного жителя, причем в городах — 1,15, а на селе — 0,3 посещения [9].

В числе мероприятий по совершенствованию организации стоматологической помощи было создание при Минздравах СССР, РСФСР, УССР и БССР комитетов по стоматологии, которые принимали участие в планировании научно-исследова-

тельских работ по стоматологии, разработке новых организационных мероприятий по совершенствованию организации этого вида медицинской помощи и обеспечении рациональной расстановки кадров. Были назначены главные нештатные стоматологи республик, краев, областей и городов республиканского подчинения. Кроме того, на наиболее квалифицированные стоматологические учреждения — центральные поликлиники республиканского, областного и городского значения — было возложено методическое и организационное руководство работой периферийной сети. По замыслу инициаторов нововведения центральная поликлиника должна была собирать, анализировать и сообщать вышестоящим органам здравоохранения статистические данные о работе местной стоматологической службы.

В конце 1950-х гг. стоматологическая общественность получила возможность обсуждать актуальные проблемы своей специальности, обращаться с предложениями и рекомендациями относительно организации стоматологической помощи в местные и центральные органы управления здравоохранением. Это также способствовало определению сферы компетентности каждого работника, оказывающего стоматологическую помощь, информировало специалистов о целях, задачах и методах деятельности стоматологических практик, вовлекало работников в проведение в жизнь принятых решений.

В целях более полного удовлетворения потребностей населения в стоматологической помощи, ограничения частной практики врачей Минздрав СССР предложил МЗ союзных республик организовывать в республиках, краевых и областных центрах и крупных городах наряду с существующей бюджетной сетью лечебных учреждений хозрасчетные (платные) стоматологические поликлиники4. Эти учреждения были предназначены для оказания лечебной помощи всем гражданам, независимо от места жительства и работы, за счет личных средств, а также по договорам по медицинскому обслуживанию коллективов учреждений и предприятий. Размер платы за оказание медицинской помощи, лечение, удаление и протезирование утверждался исполнительной властью на местах [5]. Например, на Украине количество хозрасчетных стоматологических поликлиник и отделений увеличилось с 5 в 1959 г. до 10 в 1962 г. [8].

В середине 1950-х гг. стало понятно, что без научно-технического развития отрасли стоматологического материаловедения, производства оборудования и мелкого инструментария невозможно двигаться вперед. С этой целью в стране были организованы и финансировались лаборатории стоматологического материаловедения и медицинских пластмасс. Предпринимались меры по обеспечению здравоохранения в необходимом количестве и ассортименте высококачественным стоматологическим оборудованием и инструментарием. Было организовано производство новых моделей стоматологических кресел, бесшумных бормашин, электрошлифмоторов, печей для литья металла. Представители производства сообщали, что качество выпускаемых цементов, боров, пульпоэкстракторов, наконечников и рукавов к бормашинам повышается [18].

К концу 1950-х гг. практическое здравоохранение стало пополняться новым оборудованием, инструментарием и расходными материалами. Так, Минздрав УССР в 1958 г. отмечал, что стоматологические учреждения республики пополняются новым, усовершенствованным оборудованием. Было получено более 100 универсальных стоматологических установок, 1789 зубоврачебных кресел и 3456 бормашин. Органы здравоохранения на местах организовывали крупные централизованные литейные зуботехнические лаборатории, оснащенные современным оборудованием, для обслуживания населения нескольких районов.

В изучаемый нами период эффективность государственной стоматологической службы не подвергалась значительной критике со стороны общества, а Минздрав СССР лишь отмечал отдельные недостатки своей работы. В резолюции 1-й Всероссийской конференции стоматологов и зубных врачей, состоявшейся в 1956 г., было отмечено, что многочисленные недочеты в организации и качестве стоматологической помощи слабо устраняются местными органами здравоохранения вследствие недооценки ими значения стоматологической помощи для населения [19].

4 Приказ Минздрава СССР от 31 мая 1957 г. № 90-м «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению».

Повседневная сторона советской стоматологии находила отражение на страницах сатирического журнала «Крокодил». В напечатанном в 1955 г. стихотворении С. Маршака «Зубная быль» поэт рассказывает о волоките бюрократической регистрации пациента, который пришел в поликлинику за получением помощи при острой зубной боли [20]. Несмотря на все сложности послевоенных лет, пациенты отмечали, что чувство долга медицинских работников компенсировало все трудности [21].

В июне 1961 г. в СССР побывала делегация стоматологической общественности США, которой была показана организация стоматологической службы в стране. По итогам визита в США был опубликован отчет [22]. Авторы считали, что СССР значительно отстает от США в области подготовки кадров, научных исследований, технической оснащенности и применяемых на практике технологий. Особенно сильное отставание, по их мнению, отмечалось в консервативном лечении, детской стоматологии, зубопротезировании и ортодонтии. При этом челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология удостоились высокой оценки американских дантистов. Вместе с тем было отмечено, что советское государство предпринимает энергичные меры по обеспечению населения специалистами, расширяет сеть лечебных учреждений, организовывает производство оборудования и расходных материалов.

Приоритетом советской общественной системы 1950-х гг. являлись вопросы восстановления народного хозяйства, роста промышленного производства и увеличения валового национального дохода. Первостепенное решение этих задач вызвало отставание социальной инфраструктуры. Вместе с тем сложившаяся критическая ситуация с заболеваемостью, дефицит медицинских кадров, оборудования и медикаментов, неупорядоченность лечебной сети, недостаточные мощности имеющихся лечебных учреждений требовали немедленного реагирования. Более того, по мнению Г.М. Ивановой, процессы середины 1950-х гг. изменили «социальное лицо» советского общества. Они породили новую социальную политику — «социалистическое государство благосостояния» [23].

В стране наблюдался промышленный и демографический рост, а функционирующая система здравоохранения не могла удовлетворить все потребности населения. Это дало импульс проведению реформ здравоохранения рубежа 1940—1950-х гг., целью которых являлось повышение качества медицинской помощи, прежде всего поликлинического звена; происходил поворот от индустриального типа оказания медицинской помощи к территориальному. Для этого создавались единые лечебно-профилактические учреждения, пересматривались их профиль и дислокация, что позволяло осуществлять единый принцип обслуживания пациента на основе сочетания амбулаторного и стационарного лечения. Практически это означало, что государство пыталось изыскать пути улучшения обеспечения медицинской помощью населения, прежде всего городов и промышленных центров, за счет имевшегося потенциала мощностей, т. е. более эффективного и рационального их использования.

Новые подходы к планированию медицинской помощи в 1950-х гг. затронули принципы планирования и организации стоматологической помощи. Во-первых, стало очевидно, что темпы роста службы требовали установления промежуточного уровня руководства для поддержания и увеличения ее эффективности. В связи с этим была проведена децентрализация полномочий на планирование и администрирование. Работу стоматологических служб стали планировать, организовывать, направлять и контролировать не только центральные государственные органы здравоохранения (Минздравы СССР и союзных республик), но и отделы здравоохранения местных советов в областях, городах, районах. Специального стоматологического управления не было создано, но во всех органах здравоохранения стоматология была представлена внештатными «главными стоматологами», которые выполняли функцию «каналов связи» от центра к периферии и наоборот, консультантов при органах власти, а также обеспечивали выполнение принятых решений. Более того, главный стоматолог осуществлял контроль зубоврачебных практик с целью улучшения качества и увеличения объема стоматологической помощи. Данная практика существовала весь период советской стоматологии и перешла в практики российской стоматологии.

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (3)

_DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-3-157-161

History of health care and medicine

Во-вторых, если первые пятилетние планы устанавливали количественные показатели роста сети лечебных учреждений, дифференцированные нормативы лечебно-профилактического обслуживания отдельных групп населения, прежде всего рабочих ведущих отраслей промышленности, то в середине 1950-х гг. эти принципы были пересмотрены. На повестку дня встали вопросы соотношения между реальной потребностью населения, с одной стороны, и размерами сети лечебных учреждений, количеством кадров и других ресурсов здравоохранения, с другой. В связи с этим были определены основные параметры стоматологической помощи населению. Число врачебных посещений на одного жителя по стоматологии было установлено на уровне 1,6—1,7 в год, что было меньше, чем в период первых пятилеток (2). Число врачебных должностей стоматологов должно было составлять 3,5 на 10 тыс. городского населения. Нагрузка врача-стоматолога была определена в 4624 посещения в год. Выполнение этих показателей, по мнению Минздрава СССР, должно было позволить удовлетворить потребности населения.

В-третьих, понимая, что потребность населения в стоматологическом обслуживании намного больше, чем имеющиеся в стране ресурсы, были определены первоочередные группы населения для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Более того, была установлена очередность по виду предоставляемого лечения, а именно: в первую очередь лечение для облегчения боли, лечение зубов в процессе общего лечения больного. Во вторую очередь — лечение локализованных заболеваний, не оказывающих влияния на общее состояние организма, лечение для исправления функциональных нарушений, таких как нарушение жевательной функции из-за потери зубов. В последнюю очередь — косметическое лечение. В условиях ограниченных ресурсов приоритет был отдан доступности стоматологической помощи в ущерб ее качеству.

И наконец, в качестве борьбы с частной врачебной практикой создавались государственные хозрасчетные стоматологические поликлиники, где медицинская помощь оказывалась за счет средств граждан и предприятий.

В 1950-е гг. социальная направленность в организации стоматологической помощи проявлялась в повышении доступности для населения этого вида медицинской помощи, в расширении ее видов. Это выражалось в наращивании подготовки специалистов, организации стоматологических поликлиник по территориальному принципу, организации двухсменного приема пациентов, открытии пунктов неотложной стоматологической помощи с круглосуточным дежурством врачей, появлении дифференцированного приема для детского населения, организации ортодонтических кабинетов, создании крупных межрайонных зуботехнических лабораторий. Для работников промышленных предприятий был сохранен цеховой принцип получения стоматологической помощи. Населению была предложена возможность получать стоматологические услуги в хозрасчетных стоматологических поликлиниках, при этом не была запрещена деятельность частно практикующих врачей.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Проблемы кадрового обеспечения зубоврачебных (стоматологических) практик Советской России 1930-х годов. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2014; 4: 11. Available at: http://www.fesmu.ru/voz/20144/2014411.aspx

2. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Реформирование советского зубоврачевания в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Дальневосточный медицинский журнал. 2014; 4: 96—100.

3. Первый пленум Совета по кадрам здравоохранения. М.: Медгиз; 1946.

4. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 683. О. 2. Д. 238. Л. 72.

5. Сборник действующих постановлений, инструкций, приказов и методических указаний по вопросам стоматологии. Киев: Государственное медицинское издательство УССР; 1962.

История здравоохранения и медицины

6. Шевченко Ю.Л., Покровский В.И., Щепин О.П., ред. Здравоохранение России XX век. М.: ГЭОТАР-МЕД; 2001.

7. Фадеев А.В. Вклад Ефима Ивановича Смирнова в реформирование здравоохранения страны (1947—1952): Дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2006.

8. Козаленко П.И. Состояние стоматологической помощи населению УССР и перспективы ее развития в свете решения XXII съезда КПСС. В кн.: Труды III Съезда стоматологов Украинской ССР (20—22 апреля 1962 г., Одесса). Киев; 1964: 9—31.

9. Матвеев Н.И. О состоянии и мерах по улучшению стоматологической помощи населению. В кн.: Труды первого Всероссийского съезда стоматологов (24—27 марта 1965 г.) / Под ред. А.И. Рыбакова. М.; 1966: 5—15.

10. Народное хозяйство СССР в 1958 году: Статистический сборник. М.: Государственное статистическое издательство; 1959.

11. Народное хозяйство СССР в 1965 году: Статистический ежегодник. М.; 1966.

12. Народное хозяйство СССР в 1970 году: Статистический ежегодник. М.: Статистика; 1971.

13. Лабунец В. А., Диев Е. В., Диева Т.В. К истории становления системы учета и нормирования труда медицинских работников в клинической стоматологии. Вестник стоматологии. 2010; 3: 86—90.

14. Бутова В.Г., Рабинович И.М., Бойков В.И. и др. Обоснование нормирования труда врачей-стоматологов по условным единицам трудоемкости. Российский стоматологический журнал. 2014; 18 (5): 31—5.

15. Метлицкий Ю.К., Коган Ф. К методике санации полости рта детей школьного возраста и флюоризации по способу профессора И.Г. Лукомского. Минск; 1950.

16. Рабинович А.С. Как сохранить у детей здоровые зубы. М.: Институт санитарного просвещения; 1953.

17. Трофимов В.В. Здравоохранение Российской Федерации за 50 лет. М.: Медицина; 1967.

18. Куликов В.В. Об освоении новых видов дрильборов и улучшении качества выпускаемых пульпэкстракторов. В кн.: Тезисы докладов 1-й Городской научной стоматологической конференции (23—25 декабря 1955 г.). Л.; 1955: 11—2.

19. Кац М.С. История советской стоматологии. М.: Медгиз; 1963.

20. Маршак С. Собрание сочинений. М.: Художественная литература; 1970; т. 1—8.

21. Суркова Л.С. «Записки пациента": воспоминания о советской медицине. Available at: http://www.urokiistorii.ru/print/1448.

22. United States Dental Mission to the Soviet Union : Report of the United States Dental Exchange Mission to the Union of Soviet Socialist Republics (U.S.S.R.), June 3 to June 25, 1961. Chicago: American Dental Association; 1963.

23. Иванова Г.М. На пороге 'государства всеобщего благосостояния '. Социальная политика СССР (середина 1950-х — начало 1970-х годов). М.: ИРИ РАН; 2011.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gonchar V.V., Ratmanov P.E. Issues of staffing dental practitioner Soviet Russia of the 1930s. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii. 2014; 4: 11. Available at: http://www.fesmu.ru/voz/20144/2014411. aspx (in Russian)

2. Gonchar V.V., Ratmanov P.E. Reform of the Soviet dentistry in the late 1920s — early 1930s. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal. 2014; 4: 96—100. (in Russian)

3. First Plenary Session of the Council for Health Workforce [Per-vyy plenum Soveta po kadram zdravookhraneniya]. Moscow: Medgiz; 1946. (in Russian)

4. The State Archives of Khabarovsk Territory (GAKhK) [Gosu-darstvennyy arkhiv Khabarovskogo kraya]. F. 683. O. 2. D. 238. L. 72. (in Russian)

5. The Collection of the Current Regulations, Instructions, Orders and Guidelines for Dentistry. [Sbornik deystvuyushchikh post-

anovleniy, instruktsiy, prikazov i metodicheskikh ukazaniy po voprosam stomatologii]. Kiev; 1962. (in Russian)

6. Shevchenko Yu.L., Pokrovskiy V.I., Shchepin O.P., eds. Healthcare of Russia in XX Century [Zdravookhranenie Rossii. XX vek]. Moscow: GEOTAR-MED; 2001. (in Russian)

7. Fadeev A.V. Yefim Ivanovich Smirnov Contribution to the Reform of the Country's Health (1947—1952). [Vklad Efima Ivanovicha Smirnova v reformirovanie zdravookhraneniya strany (1947— 1952)]: Diss. Moscow; 2006. (in Russian)

8. Kozalenko P.I. State dental care to the population of the USSR and its development prospects in the light of the XXII Congress of the CPSU. In: Proceedings of the III Congress of the Ukrainian SSR Dentists (20—22 April 1962, Odessa). [Trudy III S"ezda stomatologov Ukrainskoy SSR (20—22 aprelya 1962 g., Odessa)]. Kiev; 1964: 9—31. (in Russian)

9. Matveev N.I. On the status and measures to improve dental care. In.: Proceedings of the First All-Russian Congress of Dentists (24—27 March 1965). [Trudy pervogo Vserossiyskogo s"ezda stomatologov (24—27 marta 1965 g.)] / Ed. A.I. Rybakov. Moscow; 1966: 5—15. (in Russian)

10. The National Economy of the USSR in 1958: Statistical Yearbook. [Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1958 godu. Statisticheskiy sbornik]. Moscow; 1959. (in Russian)

11. The National Economy of the USSR in 1965: Statistical Yearbook. [Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1965 godu. Statisticheskiy ezhegodnik]. Moscow; 1966. (in Russian)

12. The Economy of the USSR in 1970: Statistical Yearbook. [Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1970 godu. Statisticheskiy ezhegodnik]. Moscow; 1971. (in Russian)

13. Labunets V.A., Diev E.V., Dieva T.V. To the history of formation of the system of accounting and valuation of health professionals in clinical dentistry. Vestnik stomatologii. 2010; 3: 86—90. (in Russian)

14. Butov V.G., Rabinovich I.M., Boyko V.I. et al. Substantiation of work measurement dentists for standard units of labor input. Rossiyskiy stomatologicheskiy zhurna. 2014; 18 (5): 31—5. (in Russian)

15. Metlitskiy Yu.K., Kogan F. On the Method Dental Health of Children of School Age and Blyuorizatsii by the Method of Professor I.G. Lukomsky. [Kmetodike sanatsiipolosti rta detey shkol'nogo vozrasta iflyuorizatsiipo sposobu professora I.G. Lukomskogo]. Minsk; 1950. (in Russian)

16. Rabinovich A.S. How to Keep Children Healthy Teeth. [Kak sokhranit' u detey zdorovye zuby]. Moscow: Institute of Health Education; 1953. (in Russian)

17. Trofimov V.V. Health of the Russian Federation for 50 Years. [Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii za 50 let]. Moscow: Meditsina; 1967. (in Russian)

18. Kulikov V.V. On the development of new types of drill and improve the quality of pulpekstraktorov. In: Abstracts of 1st City Dental Scientific Conference (23—25 December 1955). [Tezisy dokladov 1-y Gorodskoy nauchnoy stomatologicheskoy konfer-entsii (23—25 dekabrya 1955 g.)]. Leningrad; 1955: 11—2. (in Russian)

19. Katz M. The History of Soviet Dentistry. [Istoriya sovetskoy stomatologii]. Moscow: Medgiz; 1963. (in Russian)

20. Marshak S. Collected Works. [Sobranie sochineniy]. Moscow; 1970; Vol. 1—8. (in Russian)

21. Surkova L.S. «Notes patient»: Memories of Soviet Medicine. ["Zapiski patsienta": vospominaniya o sovetskoy meditsine]. Available at: http://www.urokiistorii.ru/print/1448 (Accessed 5 May 2015) (in Russian)

22. United States Dental Mission to the Soviet Union: Report of the United States Dental Exchange Mission to the Union of Soviet Socialist Republics (USSR), June 3 to June 25, 1961. Chicago: American Dental Association; 1963.

23. Ivanova G.M. On the threshold of 'welfare State'. The Social Policy of the Soviet Union (Mid-1950 — the Beginning of the 1970s). [Na poroge 'gosudarstva vseobshchego blagosostoya-niya'. Sotsial'naya politika SSSR (seredina 1950-kh — nachalo 1970-kh godov)]. Moscow; 2011. (in Russian)

Поступила 29.05.15 Принята в печать 08.09.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.