Научная статья на тему 'Итоги деятельности стоматологической службы республики Беларусь за 2015 год и задачи на 2016 год'

Итоги деятельности стоматологической службы республики Беларусь за 2015 год и задачи на 2016 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DENTAL SERVICE OF THE REPUBLIC / RESULTS OF OPERATIONS AND DEVELOPMENT / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ / ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Андрей Михайлович, Близнюк Владимир Владимирович

Представлен обзор состояния стоматологической службы в Республике Беларусь в 2015 году по данным главных внештатных специалистов по стоматологии областей и Минска. Проанализированы основные количественные и качественные показатели деятельности службы, включая организации здравоохранения государственной и негосударственной формы собственности. Обозначены перспективные направления дальнейшего развития стоматологической службы в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеев Андрей Михайлович, Близнюк Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of dental service of the Republic of Belarus for 2015 and objectives for 2016

A review of the state of dental services in the Republic of Belarus in 2015, according to the head specialist dentistry regions and Minsk. We analyzed the main quantitative and qualitative indicators of service activities, including state and non-state healthcare organization. Marked perspective directions of further development of dental services in the country.

Текст научной работы на тему «Итоги деятельности стоматологической службы республики Беларусь за 2015 год и задачи на 2016 год»

ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2015 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2016 ГОД

Матвеев Андрей Михайлович, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения

Республики Беларусь по стоматологии, главный врач

Республиканской клинической стоматологической поликлиники, Минск

Близнюк Владимир Владимирович, врач-методист организационно-методического отдела

Республиканской клинической стоматологической поликлиники, Минск

Matveev A.M. 1 2, Bliznyuk V.V. 2 1 Health Ministry of the Republic of Belarus 2 Republican Clinical Dental Clinic, Minsk Results of dental service of the Republic of Belarus for 2015 and objectives for 2016

Резюме. Представлен обзор состояния стоматологической службы в Республике Беларусь в 2015 году по данным главных внештатных специалистов по стоматологии областей и Минска. Проанализированы основные количественные и качественные показатели деятельности службы, включая организации здравоохранения государственной и негосударственной формы собственности. Обозначены перспективные направления дальнейшего развития стоматологической службы в республике. Ключевые слова: стоматологическая служба республики, итоги деятельности, развитие.

Современная стоматология. — 2016. — №2. — С. 2—8. Summary. A review of the state of dental services in the Republic of Belarus in 2015, according to the head specialist dentistry regions and Minsk. We analyzed the main quantitative and qualitative indicators of service activities, including state and non-state healthcare organization. Marked perspective directions of further development of dental services in the country.

Keywords: dental service of the republic, results of operations and development. Sovremennaya stomatologiya. — 2016. — N2. — P. 2—8.

Прошедший 2015 год стал очередной ступенью поступательного развития стоматологической отрасли республики. В новых экономических условиях за счет средств государственного бюджета, развития платных услуг и их экспорта постепенно улучшается материально-техническое обеспечение учреждений, внедряются новые, современные методы лечения и реабилитации стоматологических пациентов. Не прекращается работа по совершенствованию мероприятий по улучшению доступности и качества первичной медицинской помощи, оптимизации стационарной помощи, повышению эффективности профилактической работы. Совершенствуются клинические протоколы диагностики и лечения стоматологических заболеваний, активизирован процесс внедрения информационных технологий в практику врача.

Кадровый потенциал стоматологической службы республики

Основой любой отрасли являются ее ресурсы - сеть учреждений здравоохра-

нения и кадровый потенциал. В 2015 году структура стоматологической службы незначительно изменилась. В основном наблюдалось укрупнение стоматологических поликлиник, объединение либо перепрофилирование малочисленных отделений, отдельных стоматологических кабинетов. Так, например, в Минске 2-я стоматологическая поликлиника была реорганизована в коммунальное унитарное предприятие.

В соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Республики Беларусь кабинеты, осуществляющие платно-бюджетный прием, переводятся в полноценные кабинеты платных стоматологических услуг с выделением всех необходимых атрибутов для осуществления внебюджетной деятельности. Таким образом, к началу 2016 года в службе функционировало 56 стоматологических поликлиник, из которых 5 - акционерные общества и унитарные предприятия, организовано оказание стоматологической помощи в стоматологических отделениях 846 амбулаторно-поликлинических и ста-

ционарных организациях, в 240 структурах разной ведомственной подчиненности.

В государственных учреждениях сократилось количество кабинетов, обеспечивающих получение среднего образования, что связано с наличием морально устаревшего оборудования, которое невозможно оперативно заменить, из-за несоответствия их санитарно-технических условий для оказания высококвалифицированной помощи, а также сокращением числа школ.

Сеть государственных организаций здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь населению, развита достаточно, соответствует численности и демографической структуре населения.

Общее количество субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих стоматологические услуги составило 801, из которых 587 юридических лиц и 225 индивидуальных предпринимателей. Сеть субъектов негосударственной формы собственности развивается неравномерно и формируется существующим рынком платных стоматологических услуг.

Для характеристики кадрового потенциала в мире используется показатель обеспеченности врачами-стоматологами на 10 000 населения, а также их доля от общей численности врачей.

По данным 2015 года, в Республике Беларусь с учетом врачей-стоматологов всех специальностей, представлявших организации здравоохранения государственной и негосударственной формы собственности, обеспеченность стоматологическими кадрами на 10 000 населения составила 6,8, из них врачами-стоматологами всех квалификаций - 5,1, зубными врачами и фельдшерами - 1,7. Общая численность врачей-стоматологов от общего числа врачей в Республике Беларусь составляет 8,0% (по данным официального статистического сборника Министерства здравоохранения Республики Беларусь за 2014 год). Для сравнения, в 2005 г. в США обеспеченность стоматологами составляла 5,9 (21,6% от общей численности всех врачей), во Франции - 7,2 (18,1%), Дании - 8,8 (26%), Греции - 8,5 (30%), Норвегии - 8,9 (28,6%), Швеции - 11 (29,45%).

Проблема трудоустройства специалистов стоматологического профиля в государственных организациях системы здравоохранения отсутствует. Существует диспропорция кадров в городе и селе, центре и периферии. Укомплектованность врачами-стоматологами по штатным должностям в республике составила 91,6%, что на 0,2% меньше, чем в 2014 году, по физическим лицам - 81,1%, что на 0,5% меньше прошлогоднего значения. Самый низкий процент укомплектованности традиционно отмечается в Гродненской и Гомельской областях (табл. 1). Улуч-

шился показатель в Минской (на 3,2%), Брестской (на 1,7%) и Могилевской (на 1,1%) областях.

Гомельская область из года в год меньше всех обеспечена врачами-стоматологами. Соотношение числа врачей-стоматологов и зубных врачей, фельдшеров составляет 1:1,2, которое уменьшилось по сравнению с показателем 2014 года (1:1,3).

В связи с недоукомплектованностью стоматологической службы врачами-стоматологами как временная мера предусмотрена замена должностей врачей на должности зубных врачей / фельдшеров зубных. В ближайшие 5-7 лет в республике планируется полностью укомплектовать рабочие места врачами-стоматологами. В соответствии с постановлением коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.02.2015 г. «О ходе выполнения отраслевой программы «Кадры на 2011-2015 годы» все медицинские колледжи с 2015/2016 учебного года прекратили набор учащихся по специальности «Зуболечебное дело».

В целом укомплектованность средним медицинским персоналом по штатным должностям/физическим лицам составляет: 93,6%/87,1% - фельдшеры зубные / зубные врачи; 96,2%/81,7% - медицинские сестры; 93,2%/92,9% -зубные техники.

В 2015 году в стоматологической службе, представленной организациями здравоохранения государственной формы собственности, работало 9 326 специалистов стоматологического профиля, в том числе врачей-стоматологов всех квалификаций - 3 533, зубных врачей и фельдшеров - 1 520, зубных техников -1442 и др.

В предоставленных за 2015 год отчетах стоматологических структур юридических лиц негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей работало 3 758 специалистов стоматологического профиля: для 2 575 (68,5%) - это основное место работы, для 1 183 - совместительство.

Профессиональный уровень

специалистов

В 2015 году сохранился высокий уровень аттестованности специалистов. В государственных организациях здравоохранения квалификационные категории имеют 81,4% всех врачей-стоматологов, 82,8% фельдшеров зубных (зубных врачей), 89,2% зубных техников и 84,3% медицинских сестер. В стоматологических структурах юридических лиц негосударственной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей квалификационные категории имеют 92,6% врачей-стоматологов, 73,1% зубных техников и 65,0% медицинских сестер.

Анализируя поступающие отчеты о профессиональной деятельности на квалификационные категории врачей-стоматологов, хочется отметить низкий уровень подготовки документации сотрудниками негосударственной формы собственности. Учитывая постоянную ротацию кадров, руководители коммерческих организаций не уделяют должного внимания вопросам планомерного повышения квалификации своих сотрудников с последующей аттестацией на квалификационные категории.

По информации Белорусской медицинской академии последипломного образования, за 2013-2015 годы на всех стоматологических кафедрах прошло обучение 6 700 врачей-стоматологов всех квалификаций: 4 163 специалиста из государственных организаций и 2 537 - из негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей.

За 2013-2015 годы Республиканской квалификационной комиссией для присвоения квалификационных категорий врачам стоматологического профиля присвоено 308 квалификационных категорий, из них 122 (39,6%) - врачам-стоматологам государственных организаций, и 186 (60,4%) - специалистам коммерческих организаций. При этом представители организаций государственной формы собственности в большинстве своем претендовали на высшую категорию (54,1%), коммерческих структур - на вторую (43,5%) и первую (46,2%).

Таблица 1

Укомплектованность врачами-стоматологами в 2015 году

Регион Укомплектованность врачами-стоматологами:

по штатным должностям по физическим лицам

Всего по республике 91,6% 81,1%

Брестская область 94,5% 87,2%

Витебская область 95,3% 65,1%

Гомельская область 88,7% 74,9%

Гродненская область 85,1% 79,4%

Минская область 90,6% 74,2%

Могилевская область 98,2% 80,5%

Минск 89,8% 91,0%

Среди зубных техников за 3 года присвоено только 47 квалификационных категорий: высшая - только одному специалисту государственной организации, остальные 46 - коммерческих (на вторую категорию сдали 36,2% специалистов, на первую - 61,7%).

Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 г. № 475 внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В частности, с момента вступления в действие изменений требуется наличие первой и высшей категории у всех медицинских работников организаций негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей. Данная мера вызвала в бизнес-сообществе много волнений, однако благодаря взвешенной политике Министерства здравоохранения Республики Беларусь по выдаче разрешений на досрочную сдачу на квалификационные категории первичный испуг преодолен. С момента опубликования Указа подкомиссия № 7 Республиканской квалификационной комиссии для присвоения квалификационных категорий врачам стоматологического профиля проводила по 2-3 заседания в месяц, создана дополнительная подкомиссия № 7.1.

В 2015 году стоматологической службой подготовлены и проведены республиканские семинары и конференции по актуальным вопросам стоматологии, в том числе XI Международная специализированная выставка «Стоматология Беларуси - 2015» и 3-й Белорусский международный стоматологический конгресс, Международная научно-практическая конференция «День высокой стоматологии в Республике Беларусь -2015», вторая Белорусская международная конференция зубных техников. В тесном сотрудничестве с Белорусским

республиканским стоматологическим общественным объединением проводятся конкурсы на звание «Лучший врач-стоматолог», которые уже стали доброй традицией и помогают проявить себя талантливым и многосторонним врачам-стоматологам. Подобные мероприятия позволяют повысить престиж профессии медицинских работников, дают возможность специалистам самореализоваться, а также показать, что белорусские стоматологи сегодня работают с новейшими материалами и по технологиям на уровне коллег из стран Европы и США.

Материально-техническая база учреждений здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь

В 2015 году в государственных организациях здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь, насчитывалось 4 026 стоматологических установок, из которых 2 054 (51%) - отечественного производства. Из общего числа стому-становок 312 (7,2%) подлежали списанию вследствие физического износа. Всего же морально устаревшее и физически изношенное оборудование со сроками эксплуатации более 10 лет составляет 42,5%, что увеличивает расходы организаций на его техническое обслуживание, ремонт и является экономически нецелесообразным.

Следует также отметить, что, несмотря на жесткие экономические условия, в государственных организациях здравоохранения парк оборудования обновляется, хоть и медленно.

В стоматологических структурах юридических лиц негосударственной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей в эксплуатации 1 279 стоматологических установок, из них 1 255 (98,1%) - импортного производства. При этом только 21,0% стоматологических установок со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

Переоснащение материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь современной медицинской техникой является одним из главных условий развития и совершенствования отечественной стоматологии.

Структура основных стоматологических заболеваний

Согласно представленным данным в 2015 году в организации различной формы собственности осуществлено 15 164 441 посещение, что составило 1,6 посещения на одного жителя в год (табл. 2).

По видам деятельности структура посещений представлена следующим образом:

- терапевтический прием - 68,7%;

- амбулаторно-хирургический - 18,1%;

- ортопедический - 10,2%;

- ортодонтический - 3,0%.

Подавляющее число пациентов обращались за стоматологической помощью к врачам-стоматологам, зубным врачам и зубным фельдшерам государственных организаций здравоохранения - 14,0 млн (93%) посещений (в 2014 - 13,6 млн). На долю стоматологов организаций негосударственной формы собственности в 2015 году пришлось 7,0% от общего числа всех посещений 1,54 млн. Однако стоит отметить, что данная цифра не в полной мере отражает объективную реальность, так как итоговую информацию организации негосударственной формы собственности представляют не в полном объеме и с многочисленными ошибками.

Число лиц, обратившихся впервые в отчетном году с профилактической целью, увеличилось на 11,5% и составило 922 691 (16,4%) посещение (в 2014 г. - 14,7%). Этот факт свидетельствует о повышении уровня мотивации пациентов врачами-стоматологами на всех уровнях.

Структура основных стоматологических заболеваний из года в год остается прак-

Таблица 2

Количество посещений организаций, оказывающих стоматологическую помощь, в 2010-2015 годах

Показатель Отчетный период

2015 год 2014 год 2013 год 2012 год 2011 год 2010 год

Численность населения (тыс.) 9 480,9 9 475 9 468 9 464 9 481 9 490

Общее количество посещений (тыс.) 15 164 14 784 13 717 14 057 13 951 14 142

Количество посещений на одного жителя в год 1,6 1,56 1,45 1,48 1,47 1,49

Рис. 1. Структура основных стоматологических заболеваний

тически неизменной (рис. 1). Превалирующими патологиями являются кариес зубов (56,1%), апикальный периодонтит (19,1%), пульпит (10,4%) и зубные отложения (5,4%).

Следует отметить стойкую тенденцию уменьшения количества диагнозов «частичная вторичная адентия» с 2,33% в 2010 году до 1,78% в 2015 году, «воспалительные заболевания челюстей» с 1,1% в 2010 году до 0,91% в 2015 году, «флегмоны и абсцессы ЧЛО» с 0,04% в 2010 году до 0,03% в 2015 году. Снижение данных показателей (рис. 2) говорит об улучшении стоматологического статуса у граждан республики, а также о повышении

их мотивации своевременно обращаться к стоматологу.

Разработана новая программа профилактики кариеса и болезней периодонта, которая Министерством здравоохранения Республики Беларусь включена в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы отдельным разделом в подпрограмму «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний». Впервые мероприятия по профилактике кариеса и болезней периодонта получат государственное финансирование.

Объемы оказания платных

стоматологических услуг

В государственных организациях здравоохранения на стоматологическом терапевтическом приеме оказываются все виды терапевтической стоматологической помощи, широко используются современные технологии и материалы.

В 2015 году в государственных организациях здравоохранения на бюджетном стоматологическом терапевтическом приеме увеличилось количество посещений на одного врача в день до 14,8 (в 2014 г. - 14,5), снизилось количество посещений на лечение одного зуба до 1,3 (в 2014 г. - 1,4), сохранилось соотношение вылеченных зубов к удаленным 3,4:1 (в 2014 г. - 3,4:1), уменьшилось соотношение неосложненного кариеса к осложненному до 4,2:1 (в 2014 г. - 4,3:1,). Учитывая данные тенденции, можно сделать вывод, что качество работы врачей-стоматологов значительно улучшилось, что приводит к уменьшению доли затратных технологий, таких как эндодонтия.

В государственных организациях здравоохранения на стоматологическом ам-булаторно-хирургическом приеме оказываются все виды стоматологической амбулаторно-хирургической помощи, проводятся операции в плановом и экстренном порядке. В 2015 году в государственных организациях здравоохранения на бюджетном стоматологическом амбулаторно-хирургическом приеме выполнено 142 649 амбулаторно-хирур-гических операций (в 2014 г. - 145 565), в том числе 39 324 (27,5%) - плановых (в 2014 г. -31,7%). Снизилось количество посещений на одного врача в день до 23,4 (в 2014 г. - 24,5). Уменьшение доли плановых операций и количества посещений не означает ухудшение качества оказания хирургической стоматологической помощи - пациенты все чаще пользуются возможностями платного приема. В среднем врачи-стоматологи-хирурги проводят 1,33 операции в день, процент осложнений после хирургических вмешательств равен 0 (в 2014 г., в 2013 г. - 0).

В структуре приема в государственных организациях здравоохранения на ортодонтическом приеме 80,6% составляет городское детское население (в 2014 г. - 76,6%). За год увеличилось количество посещений на одного врача в день до 19,7 (в 2014 г. -19,4, в 2013 г. - 19,2). Дети в структуре приема составляют 94,7% от общего числа лиц, взятых на ортодонтическое

2015 2014 2013 2012 2011 2010

Воспалительные заболевания челюстей Флегмоны и абсцессы ЧЛО

Частичная вторичная адентия

Рис. 2. Динамика снижения диагнозов за 2010-2015 годы

Таблица 3

Объемы оказания платных стоматологических услуг в 2010-2015 годах

Показатель Отчетный период

2015 год 2014 год 2013 год 2012 год 2011 год 2010 год

Оказано платных стоматологических 573,1 452,8 359,5 233, 4 134,7 79,1

услуг, млрд руб.

Объем оказания платных

стоматологических услуг от бюджетного финансирования 2,8% 12,9% 3,3% 4,04% 1,8% 11,6%

Объем оказания платных

стоматологических услуг от общего объема оказанных платных медицинских услуг 33,0% 32,6% 34,1% 37,0% 39,0% 37,2%

В том числе:

по зуболечению 16,0% 16,2% 16,7% 17,7% 18,9% 16,9%

по зубопротезированию 17,0% 16,4% 17,3% 19,3% 20,1% 20,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лечение, и 92,9% - от числа пациентов, закончивших ортодонтическое лечение (в 2014 г. - 93,2%). Изготовлено 67 457 ортодонтических аппаратов (в 2014 г. - 41 542). Оказание ортодон-тической помощи является весьма востребованным.

Рынок платных стоматологических услуг в Республике Беларусь представлен государственными организациями здравоохранения, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также стоматологическими структурами разной ведомственной подчиненности. В 2015 году государственные организации здравоохранения оказали платные стоматологические услуги на сумму 573,1 млрд рублей, что на 26,6% больше, чем в 2014 году (в 2014 г. - на 25,9% больше, чем в 2013 г). По сравнению с показателем 2010 года он увеличился в 7,2 раза (табл. 3).

Объем платных стоматологических услуг от бюджетного финансирования составил 2,8%, при этом доля от общего объема оказанных платных медицинских услуг сохраняется из года в год стабильно (более 30%).

На платном стоматологическом терапевтическом приеме в 2015 году количество посещений на одного врача в день составило 5,33, количество посещений на лечение одного зуба снизилось до 1,05 (в 2014 г. - 1,09), соотношение вылеченных зубов к удаленным составило 21,7:1 (в 2014 г. -14,6:1), соотношение неосложненно-го кариеса к осложненному - 3,7:1. Данные показатели отражают высокое

качество оказываемых услуг и большую их востребованность.

На платном амбулаторно-хирургиче-ском приеме в государственных организациях выполнено 13 355 амбулаторно-хирургических операций, что больше, чем в 2014 году на 4,6% (в 2014 г. - 12 760). В том числе 9 153 (68,5%) - плановые операции (в 2014 г. - 62,6%). За год проведено 5 180 операций дентальной имплантации (в 2014 г. - 3 717). Количество посещений на одного врача в день увеличилось до 12,6 (в 2014 г. - 11,8), количество операций в день - 1,66 (в 2014 г. - 1,42), процент осложнений после хирургических вмешательств равен 0 (в 2014 г., 2013 г. - 0).

Оказание платных стоматологических услуг становится все более востребованным. Все основные качественные показатели выполнены с превышением значений 2014 года. Таким образом, эффективность затраченных средств дает предпосылки для развития направления как дополнения к бюджетным видам помощи.

В государственных организациях здравоохранения на стоматологическом ортопедическом приеме в 2015 году основными видами зубного протезирования пока еще остаются штампованно-паянные конструкции несъемных зубных протезов и частичные съемные пластиночные протезы, но отмечается стойкая тенденция внедрения современных технологий.

Доля штампованно-паяных конструкций составила 55,0% (в 2014 г. - 57,6%, в 2013 г. - 58,2%) от общего количества изготовленных несъемных зубных про-

тезов, частичных съемных пластиночных протезов - 53,5% (в 2014 г. - 80,3%, в 2013 г. - 81,0%) от общего количества изготовленных съемных частичных протезов.

В целом все количественные показатели по ортопедической стоматологии имеют тенденцию к снижению (количество изготовленных съемных и несъемных зубных протезов) с одновременным увеличением количества починок. Это объясняется уменьшением доли лиц, имеющих в соответствии с законодательством право на бесплатное (за счет средств бюджета) изготовление зубных протезов. Так, если в 2002 году число посещений лиц льготной категории граждан составляло 133 316 (47,9%) человек, то к 2014 году их количество уменьшилось до 32 183 (18,0%), а в 2015 году оно составило 27 933 (17,1%) (табл. 4).

При этом сложилась определенная диспропорция финансовых затратах в среднем на протезирование одного льготника: по республике - на уровне 2,4 млн руб., что на 25% больше, чем в 2014 году (1,9 млн руб.). Она разнится и по областям: от 1,6 млн руб. в Витебской и Гомельской областях до 5,4 млн руб. в Минске.

На стоматологическом ортопедическом приеме коммерческих организаций в 2015 году основными видами зубного протезирования были цельнолитые, ме-таллокерамические, металлоакриловые, фарфоровые и другие современные конструкции. Штампованно-паянные конструкции несъемных зубных протезов составили только 17,2% от общего

Таблица 4

Объем протезирования льготных категорий граждан в 2013-2015 годах

Год Протезирование льготных категорий граждан Стоимость протезирования Средние финансовые затраты на протезирование одного льготника

количество (%)

2013 34 746 (18,7%) 46,1 млрд руб. 1 300 094 руб.

2014 32 183 (18,0%) 61,8 млрд руб. 1 919 967 руб.

2015 27 933 (17,1%) 77,0 млрд руб. 2 132 639 руб.

количества изготовленных несъемных зубных протезов. Частичные съемные пластиночные протезы также превалируют (45,4%).

Понятно, что сравнение количественных показателей государственных и коммерческих организаций невозможно, но имеет смысл сопоставить качественные показатели.

Основные показатели стоматологического терапевтического приема в организациях негосударственной формы собственности в 2015 году:

- количество посещений на одного врача в день - 4,2 (в государственном секторе на платном приеме - 5,33);

- количество посещений на лечение одного зуба - 1,0 (в государственном секторе на платном приеме - 1,05);

- соотношение вылеченных зубов к удаленным - 28,8:1 (в государственном секторе на платном приеме -21,7:1);

- соотношение неосложненного кариеса к осложненному - 3,2:1 (в государственном секторе на платном приеме - 3,7:1);

- количество запломбированных зубов на одного врача в день - 4,2 (в государственном секторе на платном приеме - 4,78).

На амбулаторно-хирургическом приеме в организациях негосударственной формы собственности в 2015 году всего выполнено 9 476 амбулаторно-хирургиче-ских операций (в государственном секторе на платном приеме - 13 355), в том числе плановых - 7 077 (в госучреждениях на платном приеме - 9 153), из них операций дентальной имплантации - 4 032 (в государственном секторе на платном приеме - 5 180), экстренных - 2 629 (в государственном секторе на платном приеме - 5 235);

- количество посещений на одного врача в день - 2,7 (в госучреждениях на платном приеме - 12,64);

- операций в день - 0,3 в государственном секторе на платном приеме - 1,66);

- процент осложнений после хирургических вмешательств - 0 (в госучреждениях на платном приеме - 0).

На стоматологическом ортопедическом приеме в организациях негосударственной формы собственности в 2015 году количество посещений на протезирование одного пациента в среднем составило 4,9 (в госучреждениях - 8,3).

- доля изготовленных цельнолитых, ме-таллокерамических, металлоакриловых, металлокомпозитных одиночных коронок от общего количества изготовленных одиночных коронок - 76,1% (в госучреждениях - 36,9%);

- доля цельнолитых, металлокера-мических, металлоакриловых, метал-локомпозитных мостовидных протезов от общего количества изготовленных мостовидных протезов - 76,2% (в госучреждениях - 33,9%);

- доля бюгельных протезов от общего количества изготовленных съемных частичных протезов - 36,0% (в госучреждениях - 16,5%).

Все качественные показатели оказания стоматологической помощи в организациях негосударственной формы собственности превышают таковые в государственном секторе. Однако эта ситуация вполне оправдана: коммерческие организации изначально нацелены на получение прибыли, чего нельзя отнести к государственным организациям, поскольку их деятельность носит социальную направленность (предоставляется помощь всем гражданам вне зависимости от их социального статуса).

Задачи, стоящие перед здравоохранением по развитию экспорта медицинских услуг, определены государством. С 2015 года коммерческие организации наравне с государственными структурами обязаны представлять отчет по форме 12-ВЭС. По полученным данным, от экспорта стоматологических услуг получено 17,9 млрд руб., доля государственных организаций составила 68,7%. Всего

же государственным сектором оказано экспорта стоматологических услуг на 12,3 млрд руб., что на 54,9% больше, чем в прошлом году (7,8 млрд руб.).

В регионах проводится планомерная работа по увеличению показателей экспорта платных стоматологических услуг; в том числе предусмотрено дополнительное материальное стимулирование работников поликлиник, оказывающих экспорт услуг. Государственные организации здравоохранения приняли 9 743 иностранных граждан. Лучшие результаты в оказании экспорта платных стоматологических услуг в Минске (5,4 млрд руб.), Могилевской (2,5 млрд руб.) и Витебской (2,1 млрд руб.) областях. Наименьшие показатели - в Гродненской (256 млн руб.) и Брестской (372 млн руб.) областях, однако они выросли в сравнении с данными 2014 года. Такое положение дел связано с тем, что стоимость лечения в Польше равнозначна с таковой в Беларуси, к тому же необходимо учитывать необходимость наличия визы и длительность прохождения границы.

Из 8 596 обращений граждан, поступивших в Министерство здравоохранения Республики Беларусь в 2015 году, 94 касались вопросов стоматологии, что составляет 1,1%. По сравнению с показателем 2014 года количество обращений уменьшилось на 5,0%. Обращает внимание тот факт, что в Министерство здравоохранения стали поступать обращения граждан из-за пределов республики, все они были связаны с оказанием стоматологической помощи в организациях негосударственной формы собственности. Это вызывает беспокойство, так как подобная практика негативно сказывается на имидже республики как экспортера платных стоматологических услуг. Вероятно, ужесточение требований законодательства в части лицензирования окажет влияние на качество предоставляемых коммерческими организациями услуг.

Основные направления развития стоматологической службы республики

Подводя итоги работы стоматологической службы республики в 2015 году, хочется отметить ее стабильность, стремление специалистов к самосовершенствованию, их заинтересованность в своей работе и желание освоить новые технологии и материалы.

Несмотря на все трудности, в 2016-м году нам предстоит работать по следующим направлениям:

- утверждение и внедрение подпрограммы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта;

- улучшение материально-технической базы государственных организаций здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь;

- доработка и утверждение формы ведомственной отчетности по стоматологии, обязательной для представления всеми субъектами хозяйствования;

- переработка форм учетно-отчетной документации и пересмотр клинических протоколов диагностики и лечения стоматологических больных;

- разработка стандартизованных показателей для стоматологической службы;

- взаимодействие государственных и коммерческих организаций для выработки общих стратегий развития стоматологической службы;

- информатизация отрасли, внедрение электронной медицинской карты и электронного рецепта.

В рамках перспективной работы подготовлен и проходит согласование проект клинических протоколов по челюстно-лицевой хирургии, который будет регламентировать оказание хирургической стоматологической помощи как на амбулаторно-поликлини-ческом, так и на уровне стационара, что позволит улучшить преемственность.

Поступила 26.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.