Научная статья на тему 'ИТОГИ 25-ЛЕТНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ КАК ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ИТОГИ 25-ЛЕТНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ КАК ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — А П. Шицкова, И Л. Карагодина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ 25-ЛЕТНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ КАК ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 613.1-07

А. П. Шицкова, И. Л. Карагодина

ИТОГИ 25 ЛЕТНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ

КАК ФАКТОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Ь

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана >

В настоящее время шум считается одним из наиболее агрессивных и распространенных показателей загрязненности городской среды, причем его удельный вес среди факторов, неблагоприятно воздействующих на условия жизни и здоровье населения, Неуклонно повышается.

Проблема борьбы с городским шумом в нашей стране возникла в 30-х годах, особую же значимость она приобрела в последние десятилетня, что связано с бурным ростом городов, промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Массовое жилищное строительство, внедрение в промышленность новых технологических процессов, механизация всех отраслей народного хозяйства, использование мощных средств наземного, воздушного и водного транспорта, применение многочисленного бытового, санитарно-технического и инженерного оборудования в современных зданиях привели к тому, что человек на производстве и в быту стал подвергаться интенсивному шумовому воздействию.

В 50-х годах в Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана создана специализированная лаборатория, которая стала методическим и координационным центром изучения городского шума в нашей стране.

Исследования проводятся по следующим основным направлениям:

— разработка методологии изучения физических факторов (шума, вибрации, инфразвука) в условиях населенных мест;

— изучение источников шума и шумовибраци-онного режима в городах, жилых и общественных зданиях в зависимости от различных архитектурно-планировочных решений застройки и организации транспортной схемы;

— социолого-гигиенические и физиолого-поли-клинические исследования влияния шума (вибрации, инфразвука) на функциональное состояние отдельных органов и систем организма, здоровья и заболеваемость населения;

— разработка гигиенических принципов нормирования шума, вибрации, инфразвука в окружающей среде;

— разработка системы мероприятий по оздоровлению акустической среды городов.

В связи с новизной и сложностью проблемы исследования носили комплексный многоплановый социально-гигиенический характер. Они выполнялись специалистами различного профиля: гигиенистами, физиологами, клиницистами, инженерами, акустиками, архитекторами й др.

В последние годы усилия ученых были объединены в рамках программно-целевой работы союзного значения «Гигиенические аспекты изучения шума в городах и профилактика его неблагоприятного влияния на население». Она направлена на изучение и оценку шумового режима ряда городов страны, влияния шума на состояние здоровья населения, разработку шумозащитных мероприятий. В работе принимали участие 9 научно-нсследова-тельских институтов гигиенического и технического профилей, 3 кафедры медицинских институтов, 10 областных и городских санэпидстанций.

С 1973 г. осуществляется сотрудничество со странами — членами СЭВ по проблеме «Коммунально-гигиенические аспекты шума», а также с капиталистическими странами — Данией и Францией.

Многообразие источников и непостоянство физических характеристик их обусловливают серьезные затруднения при измерении и оценке шума как в условиях города, так и в зданиях. Применяемые различные методы регистрации непостоянного шума не позволяли проводить сопоставление и _ анализ уровней шума в городах нашей страны и за рубежом.

Многолетние исследования института совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР, а также учет международных рекомендаций послужили основанием для разработки методов измерения и оценки шума и их стандартизации: ГОСТа 20444-75 «Потоки транспортные в населенных пунктах. Метод определения шумовой характеристики» и ГОСТа 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий», в рамках сотрудничества со странами — членами СЭВ — стандарта СЭВ № 2600-80 «Шум. Методы измерения и оценки в помещениях жилых и общественных зданий и на селитебных территориях». •

Проведенными в Москве, Волгограде, Новосибирске, Барнауле, Набережных Челнах, Тольятти н других городах натурными и экспериментальными исследованиями установлены факторы, влияющие на уровни звука и шумовой режим, а также закономерности распространения шума на открытом пространстве, в сложных условиях многоэтажной застройки и в зданиях. Так, шумовой режим города зависит от его размера, специфики отраслей у промышленности, характера размещения предприятий народного хозяйства, планировочной структуры и функционального зонирования тер- "Ч риторий, принципов развития улично-дорожной сети и организации движения внутригородского и

внешнего транспорта. Существенную роль играет архитектурно-планировочное решение самой селитебной зоны: плотность и этажность застройки, композиционные приемы размещения зданий, тор-4 цевая или фронтальная застройка магистралей, расположение обслуживающих и детских учреждений, школ, степень благоустройства и озеленения территорий.

Натурные измерения позволяют определить фактические уровни шума на магистралях и в жилой застройке. Однако не меньший интерес представляет прогнозирование уровней шума на перспективу. Разработанное совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР «Руководство по разработке карт шума улично-дорожной сети городов» (М., Стройнздат, 1980) дает возможность составить шумовые карты на расчетные и перспективные сроки для ТЭО и генеральных планов развития городов.

При сравнении шумовых карт установлено, что в большинстве городов (Барнауле, Мытищах, Тольятти, Набережных Челнах и др.) преобладают улицы с небольшой плотностью транспортного движения (на городских — 600—800 экипажей в час, на улицах районного значения — 200—400 экипажей в час) и уровни звука соответственно колеблются в пределах 60—76 дБ А. В крупных городах (Ленинграде, Новосибирске, Минске и др.) большой удельный вес имеют улицы общегородского и районного значения с интенсивностью движения 2000—4000 ф экипажей в час, для которых характерны уровни 78—82 дБ А, при повышении плотности потока до 6000—8000 экипажей в час отмечены самые высокие эквивалентные уровни звука — 84 дБ А (в Москве).

Прогноз ожидаемых уровней шума в городах СССР, вошедший в «Межнациональный научно-техничёский прогноз стран — членов СЭВ на период до 1990 г.», показывает возможность дальнейшего повышения уровней звука на 7—10 дБ А.

Ухудшение шумового режима городов вызвало необходимость фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований, направленных на раскрытие закономерностей изменений функционального состояния отдельных органов, систем и механизма биологического действия на организм в целом, выявление патогенетической сущности действия шума на здоровье населения, определение пороговых и подпороговых уровней с целью обоснования гигиенических нормативов.

Для выполнения этой задачи были разработаны методологические основы физиолого-гигиеническо-го изучения влияния шума в натурных условиях на население, в лабораторных условиях — на добровольцев, в эксперименте — на животных. Программа социолого-гигиеннческих и физиолого-по-ликлинических исследований предусматривает изучение широкого спектра действия шума на орга-низм и население в целом и включает выявление * жалоб, определение функционального состояния организма, в частности физиологических функций, сна, состояния здоровья и заболеваемости.

Нами впервые осуществлены массовые обследования (по типу эпидемиологических) населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности. Была поставлена цель определить суммарное (в течение суток и более длительного периода) шумовое воздействие на состояние здоровья и заболеваемость лиц различных возрастно-половых и профессиональных групп.

Физиолого-гигиеническое и поликлиническое изучение (с участием специалистов клинического отдела Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эр Немана — терапевта; невропатолога, оториноларинголога, биохимика) проведено на «неорганизованных» (по месту проживания) и «организованных» (по месту трудовой деятельности — служащих проектных институтов) контннгентах населения.

Физиолого-гигиенические исследования показали, что изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, пола и возраста обследуемых. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц опытных групп, испытывающих шумовое воздействие в условиях как труда, так и быта, по сравнению с контрольной группой лиц, проживающих и работающих в условиях отсутствия шума. Результаты наблюдений указывают на активацию центральной н вегетативной нервной системы и снижение слуховой чувствительности.

Результаты поликлинического обследования 1200 человек подтвердили, что высокие уровни шума в городской среде являются одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способным вызвать ее перенапряжение. Об этом свидетельствуют данные неврологических исследований: у лиц опытных групп установлена явная тенденция к увеличению частоты вегетососуди-стой дисфункции, церебрального атеросклероза, функциональных нарушений со стороны центральной нервной системы по типу астенического синдрома. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему: ишеми-ческая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина у лиц отдельных возрастно-половых групп встречаются чаще в шумном районе, чем в тихом.

Углубленными исследованиями систематического воздействия авиационного шума на население установлено увеличение риска возникновения сердечнососудистой патологии как по данным функционального состояния системы кровообращения, так и по результатам изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, данным обращаемости и профилактических медицинских осмотров.

В зависимости от величины действующей шумовой нагрузки у населения выявлено статистически достоверное повышение частоты признаков изменения миокарда, контрактильной способности сердца, увеличение скорости распространения пульсовой волны, а также преобладание симпатического

компонента в регуляции сердечной деятельности. Эта зависимость прослеживается по классу заболеваний сердечно-сосудистой системы как в целом, так и по отдельным нозологическим формам: нейро-циркуляторной дистонин, гипертонической болезни, хронической ишемической болезни сердца. Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, как правило, появлялись раньше, чем повреждения органа слуха.

Шумовой режим многих городов и населенных пунктов определяется близостью аэропортов гражданской авиации. Жители, проживающие в радиусе 5—10 км от взлетно-посадочной полосы, подвергаются воздействию высоких уровней авиационного шума от воздушных и наземных операций (эквивалентные уровни звука 78—82 дБ А, максимальные 93—108 дБ А). При опросе выявлено, что шум мешает полноценному отдыху 68 % жителей, занятиям— 51%, нарушает сон 73%, создает помехи при телерадиоприеме 31%, а также вызывает испуг, тревогу, ощущение вибрации.

В натурных условиях в динамике дня и в лабораторных (в звукоизолированной камере) изучено действие шума пролетающих самолетов и опробования двигателей на организм человека. В качестве критериев неблагоприятного влияния шума использовали показатели нарушения и время восстановления слуховой чувствительности, биоэлектрической активности коры головного мозга, латентного периода условнорефлекторных реакций на световой и звуковой раздражители, умственной работоспособности, АД, частоты сердечных сокращений, отдельных показателей ЭКГ.

Результаты физиолого-гигиенических и поликлинических исследований позволили впервые рекомендовать двойную систему нормирования авиационного шума на местности: установленные допустимые эквивалентные (по энергии) уровни звука для дневного (65 дБ А) и ночного (55 дБ А) времени суток, а также соответствующие им максимальные уровни от одиночных пролетов (85 и 75 дБ А) вошли в разработанный совместно с НИИ гражданской авиации ГОСТ 22283-76 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».

Результаты анализа распространения авиационного шума от 15 аэропортов различных классов и сопоставления степени зашумленности территорий с состоянием здоровья взрослого и детского населения позволили разработать совместно с НИИ гражданской авиации методику расчета ожидаемых уровней шума при эксплуатации различных типов самолетов, в которой нашли также отражение вопросы зонирования и характера использования территории в окрестностях аэропортов.

Материалы физиологических исследований людей в звукоизолированной камере и во время летных испытаний использованы при составлении ГОСТа 20296-74 «Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения».

Полеты самолетов со сверхзвуковыми скоростями ^ сопровождаются явлением, которое ранее не встречалось,— звуковым ударом. В зависимости от интенсивности ударных цолн воздействие его может быть различным и даже вызвать сильный испуг.

Широкие методико-социологические исследования по определению результатов воздействия звуковых ударов на организм человека, проведенные совместно с НИИ гражданской авиации, позволили установить характер воздействия на людей звуковых ударов в зависимости от их интенсивности. Полученные материалы легли в основу ГОСТа 23552-79 «Самолеты гражданской авиации. Допустимые уровни интенсивности звукового удара на местности и методы его измерения», согласно которому допустимый уровень интенсивности звукового удара равен 90 Па.

Для многих крупных городов значительным источником шума служит рельсовый транспорт — железные дороги, трамваи, метрополитен. Уровни звука, создаваемые движением подвижного состава железнодорожного транспорта, достигают в источнике 91—93 дБ А. При интенсивном движении поездов на территории, прилегающей к железнодорожному полотну, создается крайне неблагоприятный шумовой режим на расстоянии до 300 м. Кроме того, рельсовый транспорт является источником вибрации в жилой застройке.

Комплексные исследования по изучению роли вибрационного фактора во внешней среде городов были начаты в нашей стране на рубеже 70-х годов % в связи с широким распространением в практике отечественного метростроения линий метрополитена мелкого заложения и строительством железнодорожных вводов в черте города.

Опыт эксплуатации подземных поездов в тоннелях метрополитена мелкого заложения в Москве показал, что механические колебания от движущихся поездов проникают в близлежащие здания и вызывают ухудшение самочувствия, нарушение сна и отдыха жителей. При удалении зданий от тоннеля на 10 м наибольшие показатели виброускорения (45—39 дБ) зарегистрированы на преобладающих в спектре октавных полосах частот 31,5 и 63 Гц (превышение фонового уровня 22 дБ), и только на расстоянии более 50 м внброускорение соизмеримо с фоновым. При этом жалобы населения уменьшаются с 73 до 17%. »

При опросе 1200 человек установлены субъективные пороговые уровни вибрации, которые были всесторонне изучены в лабораторных и натурных условиях. Уровни виброускорения низко- и сред-нечастотного спектра, не вызывающие значительного субъективного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой и вибрационной чувствительности у добровольцев и обследуемого населения, бы-ли приняты в качестве допустимых для жилых помещений. Первые «Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых домах» № 1304-75 разрабо-

таны совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР.

Впервые в институте совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР начато изучение инфра-звука в условиях городской среды. Разработана методика измерения инфразвука от транспортных средств. Установлено, что инфразвуковые и низкочастотные колебания возникают при взлете и посадке самолетов гражданской авиации, движении автотранспортных потоков и электропоездов. Инфразвук распространяется на жилую застройку, проникает в здания.

Фнзиолого-гигиенические исследования, проводимые в специально сконструированной камере, имели целью выявление влияния наименее изученных уровней инфразвука (110—90 дБ) на состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также органа слуха. Установлено, что реакция организма зависит от интенсивности и длительности воздействия инфразвука. Данные лабораторных исследований послужат основанием для разработки гигиенических нормативов инфразвука в окружающей среде.

Главной предпосылкой улучшения акустических условий проживания населения и достижения практических результатов в области защиты окружающей среды от транспортного шума,"вибрации и инфразвука являются разработка и совершенствование гигиенических норм.

Первые в СССР «Санитарные нормы допустимых £ уровней шума в жилых домах» разработаны Московским НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и НИИ строительной физики Госстроя СССР и утверждены Минздравом СССР в 1960 г. В 1965 г. сфера распространения норм была расширена: в «Санитарных нормах допустимого шума в домах и на территории жилой застройки» № 535-65 установлен допустимый уровень для жилой территории и мест отдыха населения. Дальнейшее развитие физиолого-гигиенических исследований позволило обосновать дифференцированные нормы для раз-

личных условий и мест пребывания человека в городской среде, которые вошли в «Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» № 872-70. В 1978 г. Госстроем СССР издана глава СНнП П-12-77 «Защита от шума». В ней приведены нормы допустимого шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки, которые соответствуют основным требованиям СН 872-70 как по нормативным октав-ным уровням и уровням звука, так и по условиям их соблюдения.

Таким образом, анализ нормативных документов по ограничению шума в городской среде, действующих с 1960 г., показывает, что основной нормативный уровень звука в жилых помещениях 30 дБ А остается неизменным. Практика применения санитарных норм сат^арно-эпидемиологической службой при контроле за шумовым режимом в жилой застройке и рассмотрении жалоб населения также подтвердила правомерность получивших физиолого-гигиеническое обоснование допустимых уровней звука.

По плану стандартизации стран — членов СЭВ утвержден стандарт СЭВ 2834-80 «Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях», головным разработчиком которого от СССР был Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.

Установление нормативов допустимого шума способствует разработке шумозащитных мероприятий архитектурно-планировочного и строительно-конструктивного характера, производству и применению строительных конструкций с соответствующей звукоизоляцией, звукопоглощающих материалов, малошумных транспортных средств, инженерно-технологического и санитарно-технического оборудования зданий, что позволит нормализовать акустический климат городов и будет способствовать сохранению здоровья й трудоспособности населения.

• .....

Поступил! 18.03. И

УДК 613-^614]:378.661

Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, В. А. Луненок-Бурмакина, И. Н. Моргунов, И. В. Савицкий, И. //, Слепушкина, А. М. Шевченко, В. П. Широбоков, Е. А. Безденежных, Г. А. Степаненко, Н. В. Черпинский

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт

В условиях развитого социализма под влиянием научно-технической революции, интенсивного накопления информации все в большей мере проявляются интеграционные процессы во всех отраслях /*народного хозяйства, науки, культуры, образования и здравоохранения. Внедрение на научной основе интеграции в учебный процесс медицинского

института преследует цель повышения уровня и качества специальной подготовки будущих врачей, которые должны иметь широкий общетеоретический кругозор, в полной мере владеть методами клинических и гигиенических исследований, быть ориентированными на исследовательскую работу и самостоятельную врачебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.