Научная статья на тему 'Обеспечение гигиенически безопасного проживания населения при близком расположении жилой застройки и авиатранспортного предприятия'

Обеспечение гигиенически безопасного проживания населения при близком расположении жилой застройки и авиатранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
604
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ВОЗДУШНЫЕ СУДА / ШУМОВАЯ НАГРУЗКА / ВЗАИМОРАСПОЛОЖЕНИЕ АЭРОПОРТОВ И СЕЛИТЕБНЫХ ЗОН / РАЗНОПЛАНОВЫЕ ШУМОЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / AIRPORT / AIRCRAFTS / NOISE LOAD / INTERPOSITION OF AIRPORTS AND RESIDENTIAL AREAS / DIVERSE NOISE CONTROL MEASURES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гильденскиольд Р. С., Татянюк Татьяна Кирилловна, Савельев С. И., Рекис В. К.

Эксплуатация современных большегрузных воздушных судов сопряжена с генерацией высоких уровней звукового давления, создаваемого мощными двигателями особенно при взлете и посадке, на прилегающие обширные территории. В настоящее время устранение или значительное снижение шумовой нагрузки на окружающую среду технически пока не имеет радикального решения, и снижение влияния шумовой нагрузки на жителей ближайших поселений достигается оптимальным расположением взлетно-посадочной полосы, изменением условий взлета и посадки самолетов, упорядочением режима работы аэропорта, внедрением пакета достаточно эффективных шумозащитных разноплановых (инженерных, планировочных) мероприятий, в отдельных случаях созданием шумозащитных экранов на границе жилой зоны и конструированием установок защитных тентов над детскими и спортивными площадками с ограждающими защитными экранами, обращенными в направлении на ВПП. Примером решения позитивной, учитывающей сложность и многогранность сторон проблемы, можно назвать разработку проекта планировки нового микрорайона «Елецкий» в Советском округе Липецка, попадающего под воздействие авиационного шума курсирующих самолетов военного аэродрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гильденскиольд Р. С., Татянюк Татьяна Кирилловна, Савельев С. И., Рекис В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of provision of hygienically safe residing for the population in residential construction located closely to air transport enterprises

Operation of the modern heavy aircraft on the surrounding vast territory is associated with the appearance of high levels of sound pressure generated by the powerful engines, especially during takeoff and landing operations. Currently, the elimination or significant reduction of noise pollution on the environment technically does not yet have a radical solution and the possible reduction of the impact ofnoise pollution on the residents ofnearby settlements is achievedfor residents of building by the optimal location of the runway, changing in conditions for the takeoff and landing of aircrafts, the ordering of the regimen of the airport, the introduction of the package sufficiently effective anti-noise diverse engineering, planning activities, in some cases, the creation ofprotective noise shield on the border of the residential area and the construction ofprotective awnings over the children’s and sports fields with fencing shields converted in the direction of the runway. An example of a positive decision, taking into account the complexity and variety of aspects of the problem, it is possible to consider the development of the project plan of the new microdistrict «Eletsky» in the Soviet district of the city of Lipetsk, falling under the impact of aircraft noise of plying aircrafts of the military airfield.

Текст научной работы на тему «Обеспечение гигиенически безопасного проживания населения при близком расположении жилой застройки и авиатранспортного предприятия»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(11)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-11-1029-1032

Review article

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.55:613.164

Гильденскиольд Р.С.1, Татянюк Т.К.1, Савельев С.И.2, Рекис В.К.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ БЛИЗКОМ РАСПОЛОЖЕНИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ И АВИАТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

'ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 398002, Липецк; 3ОАО «Проектный институт «Липецкгражданпроект», 398001, Липецк

Эксплуатация современных большегрузных воздушных судов сопряжена с генерацией высоких уровней звукового давления, создаваемого мощными двигателями особенно при взлете и посадке, на прилегающие обширные территории. В настоящее время устранение или значительное снижение шумовой нагрузки на окружающую среду технически пока не имеет радикального решения, и снижение влияния шумовой нагрузки на жителей ближайших поселений достигается оптимальным расположением взлетно-посадочной полосы, изменением условий взлета и посадки самолетов, упорядочением режима работы аэропорта, внедрением пакета достаточно эффективных шумозащитных разноплановых (инженерных, планировочных) мероприятий, в отдельных случаях созданием шумозащитных экранов на границе жилой зоны и конструированием установок защитных тентов над детскими и спортивными площадками с ограждающими защитными экранами, обращенными в направлении на ВПП. Примером решения позитивной, учитывающей сложность и многогранность сторон проблемы, можно назвать разработку проекта планировки нового микрорайона «Елецкий» в Советском округе Липецка, попадающего под воздействие авиационного шума курсирующих самолетов военного аэродрома.

Ключевые слова: аэропорт; воздушные суда; шумовая нагрузка; взаиморасположение аэропортов и селитебных зон; разноплановые шумозащитные мероприятия.

Для цитирования: Гильденскиольд Р.С., Татянюк Т.К., Савельев С.И., Рекис В.К. Обеспечение гигиенически безопасного проживания населения при близком расположении жилой застройки и авиатранспортного предприятия. Гигиена и санитария. 2016; 95(11): 1029-1032. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-11-1029-1032

Gildenskiold R.S.1, Tatyanyuk T.K.1, Savelyev S.I.2, Rekis V.K.3

THE POSSIBILITY OF PROVISION OF HYGIENICALLY SAFE RESIDING FOR THE POPULATION IN RESIDENTIAL CONSTRUCTION LOCATED CLOSELY TO AIR TRANSPORT ENTERPRISES

1F.F. Erisman Federal Research Center of Hygiene, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation; 2Center of hygiene and epidemiology in Lipetsk region, Lipetsk, 398002, Russian Federation; JSC «Design Institute «Lipetskgrazhdanproekt», Lipetsk, 398001, Russian Federation

Operation of the modern heavy aircraft on the surrounding vast territory is associated with the appearance of high levels of sound pressure generated by the powerful engines, especially during takeoff and landing operations. Currently, the elimination or significant reduction of noise pollution on the environment technically does not yet have a radical solution and the possible reduction of the impact ofnoise pollution on the residents ofnearby settlements is achievedfor residents of building by the optimal location of the runway, changing in conditions for the takeoff and landing of aircrafts, the ordering of the regimen of the airport, the introduction of the package sufficiently effective anti-noise diverse - engineering, planning activities, in some cases, the creation ofprotective noise shield on the border of the residential area and the construction ofprotective awnings over the children's and sports fields with fencing shields converted in the direction of the runway. An example of a positive decision, taking into account the complexity and variety of aspects of the problem, it is possible to consider the development of the project plan of the new microdistrict «Eletsky» in the Soviet district of the city of Lipetsk, falling under the impact of aircraft noise of plying aircrafts of the military airfield.

Keywords: airport; aircrafts; noise load; interposition of airports and residential areas; diverse noise control measures.

For citation: Gildenskiold R.S., Tatyanyuk T.K., Savelyev S.I., Rekis V.K. The possibility of provision of hygienically safe residing for the population in residential construction located closely to air transport enterprises. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(11): 1029-1032. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-11-1029-1032

For correspondence: Tatyana K. Tatyanyuk, MD, PhD, DSci., Professor, Head of the Healh Department of Occupied Areas of the F.F. Erisman Federal Research Center of Hygiene, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation. E-mail: gorod@ fferisman.ru.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship. Received: 10 March 2016 Accepted: 04 October 2016

Законы Российской Федерации №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», №7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений устанавливают

Для корреспонденции: Татянюк Татьяна Кирилловна, д-р мед. наук, проф., руководитель отд. гигиены населенных мест ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи; E-mail: [email protected].

меры по предупреждению вредного воздействия техногенно измененной среды обитания вследствие работы промышленных предприятий и эксплуатации транспорта, ведущих к ухудшению условий проживания населения и неблагоприятному влиянию на его здоровье [1].

При функциональном зонировании селитебных территорий в соответствии с нормативными требованиями действующего СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» одной из обязательных защитных мер, направленных на

гиена и санитария. 2016; 95(11)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-11-1029-1032_

Обзорная статья

снижение какого-либо аэровоздействия промышленных выбросов на население является организация благоустроенных озелененных санитарно-защитных зон (СЗЗ).

Естественно, приоритетными направлениями, кардинально решающими основную эколого-гигиеническую проблему оздоровления среды обитания урбанизированных территорий населенных мест, являются совершенствование и создание новых технологий, реконструкция и техническая модернизация действующих производств, создание экологически менее вредных марок углеводородного топлива для транспортных средств и т. д.

Обоснованным решениям способствует многоплановый анализ всей объективной исходной информации, включающей:

• описание технологии производства с позиции формирования источников выброса загрязнений воздушной среды;

• оценку эффективности внедренных или предусмотренных проектом систем подавления или улавливания вредных веществ из отходящих газов;

• поддержание оптимального режима организации работы предприятия;

• учет метеорографических характеристик местности, влияющих на процессы рассеивания технопримесей в свободной атмосфере;

• данные ежегодной медико-статистической отчетности о заболеваемости и состоянии здоровья населения;

• прогнозные показатели оценки риска для здоровья населения при длительном проживании в условиях установленного даже минимального уровня ингаляционного воздействия загрязненной среды обитания [2] с последующей обработкой всей информации с применением соответствующих программ, руководств и действующей гигиенически обоснованной нормативной базы безопасного для человека уровня химического воздействия;

• предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест [2, 3, 4]. Активизация в последние десятилетия разработок проектной документации по комплексному обоснованию гигиенически достаточных размеров СЗЗ, уточняющих рекомендуемые санитарной классификацией предприятий расстояния для объектов - источников химического, как правило, многокомпонентного загрязнения воздушной среды практически по всем отраслям промышленности, с одной стороны, опосредованно свидетельствует о происходящем росте экономического потенциала страны, а с другой стороны, - установленное частое существенное расхождение ориентировочно нормативных и расчетных размеров СЗЗ объективно указывает на назревшую необходимость пересмотра принятой в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) классификации, в основу которой положены во многом устаревшие технические характеристики производств, относящиеся к 70-м годам прошлого столетия [1].

Многолетняя практика экспертной гигиенической оценки проектов расчетного обоснования достаточных размеров СЗЗ предприятий, сопровождаемых последующей натурной лабораторной проверкой изменений в показателях химического воздействия объекта на воздушную среду, указывает на наличие в целом определенной положительной динамики в процессе оздоровления среды обитания.

Иной подход принимается в проектах обоснования размеров санитарных разрывов по лимитирующему шумовому фактору негативного воздействия на население селитебных территорий, расположенных или намечаемых к размещению вблизи аэропортов, аэродромов гражданского и военного назначения.

Эксплуатация современных большегрузных воздушных судов сопряжена с генерацией высоких уровней звукового давления, создаваемого мощными двигателями особенно при взлете и посадке, на прилегающие обширные территории. В настоящее время устранение или значительное снижение шумовой нагрузки на окружающую среду пока не имеет радикального технического решения, и возможное решение этой проблемы достигается оптимальным расположением взлетно-посадочной полосы, изменением условий взлета и посадки самолетов, упорядочением режима работы аэропорта, в отдельных случаях созданием шумозащитных экранов на границе жилой зоны.

В проектах-обоснованиях размера СЗЗ к определенным паллиативным приемам, позволяющим частично решать про-

блему организации санитарно-защитных разрывов от авиаци-онно-транспортных предприятий, прежде всего, следует отнести используемые сегодня предельно-допустимые уровни шума:

• по результатам длительных медицинских исследований неблагоприятного воздействия шумового прессинга крупных аэропортов на состояние здоровья и условия жизни населения различных возрастных групп [5-7] были обоснованы и утверждены санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», по которым безопасные для человека значения звукового давления (ПДУщума) для дневного времени суток установлены в 70 дБА СЬАшкс.) и 55 дБА (Ьазкв), для ночного периода - 60 дБА ^Амакс) и 45 дБА ^Азкв.);

• для нормирования авиационного шума принят ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения», по которому уровни авиационного шума на вновь проектируемых селитебных территориях вблизи существующих аэропортов не должны превышать ПДУ для дневного времени LAмакс. = 75 дБА и LAзKB. = 55 дБА. При этом допускается превышение установленного уровня LA не более чем на 10 дБА для аэропортов I и II классов (п. 3.4)) при числе пролетов, превышающих допустимые уровни звука не более 10-ти в день. При пролетах сверхзвуковых самолетов допускается превышение установленного уровня LAмакс. (п. 3.5) на 10 дБА (85 дБА) и LAэкв. на 5 дБА (60 дБА) в течение не более 2-х суток одной недели [8, 9].

Следовательно, фактически административно узаконено недопустимое с санитарно-гигиенической точки зрения превышение биологически доказанного безопасного уровня шумового воздействия в жилой зоне. Утверждение менее «строгих» нормативных критериев шумового воздействия повлияло на содержание действующих «Рекомендаций по установлению зон ограничения жилой застройки вокруг аэропортов гражданской авиации из условий шума» (НИИСФ - М.,Стройиздат, 1992), в которых значительные территории, попадающие в ареал распространения авиационного шумового воздействия, градируют как участки абсолютно недопустимого жилого строительства, участки возможной ограниченной жилой застройки и зоны практически любого жилого освоения.

В свете вышеизложенного с гигиенических позиций однозначно следует признать недопустимыми вынужденность такого подхода и обрекание значительного контингента проживающего в дискомфортных условиях населения на долгие годы.

Вместе с тем нельзя полностью исключить вероятность приемлемого планировочного сосуществования вновь создаваемого жилого микрорайона и аэродрома как частного случая при всестороннем строго нормативном обосновании такой возможности на современном методическом уровне.

Примером решения позитивной, учитывающей сложность и многогранность сторон проблемы, можно назвать разработку проекта планировки нового микрорайона «Елецкий» в Советском округе Липецка, попадающего под воздействие авиационного шума курсирующих самолетов военного аэродрома.

В составе проекта представлен специальный раздел детально проработанных «мероприятий по снижению уровня шума» (ОАО Проектный институт «Липецкгражданпроект», 2014-2015 гг.) с акустическими расчетными доказательствами обеспечения для будущих жителей гигиенической безопасности в условиях проживания в многоквартирных домах повышенной этажности и пребывания на открытом воздухе.

По принятому к реализации варианту планировочного формирования и застройки этого микрорайона предусмотрено строительство 5-7-этажных зданий по окраинной стороне участка в направлении на территорию аэродрома и жилых зданий повышенной этажности (15-20-24 этажей) в центральной и восточной его части.

Общая численность населения микрорайона площадью 77,5 га составит порядка 16,5 тыс. человек, что только объективно подтверждает необходимость внедрения стационарных действенных мер защиты жителей, поселяемых в определенные дискомфортные условия осваиваемой селитебной зоны.

Рассмотренная в процессе гигиенической экспертизы проектная документация, обосновывающая возможность реализации застройки микрорайона «Елецкий» (на стадии приемки уже находятся первые 14 многоэтажных домов), содержала следующие исходные положения:

• новый микрорайон расположен в юго-западной части Липецка на свободном от строений участке, в окружении которого находятся:

• с юга - земли, предназначенные для создания лесопарковой зоны,

• с северной стороны проходит автотрасса - Елецкое шоссе,

• с запада - свободная земельная площадь, расстояние до взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома - 950 м,

• в северо-западном направлении расположен военный аэродром на расстоянии 4840 м (до торца ВПП).

Одним из определяющих аргументов для принятия позитивного решения о возможности создания микрорайона «Елецкий» вблизи от ВПП явился неизменный в течение многих лет режим работы аэродрома: полеты сверхзвуковых самолетов (МИГ-29, СУ-27, СУ-24, СУ-30, СУ-34) осуществляются всего один раз в неделю при частоте порядка 2-х взлетно-посадочных цикла (взлета и посадки) в час.

Исходя из условий эксплуатации аэродрома, вторым значимым в гигиеническом отношении положением следует считать полное исключение полетов в ночное время.

В третьих, по протоколам результатов измерений, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Липецкой области, колебания уровней шумовой нагрузки в контрольных точках составили: максимальный уровень звука (Ь^^.) - от 51,0 дБА до 83,0 дБА, эквивалентный (Ь^.) - от 47,0 дБА до 65,0 дБА.

В дневное время суток допустимые уровни шума в селитебной зоне с учетом поправки на транспортный шум (А = +10 дБА) не должны превышать значений для селитебной территории: 80 дБА (ЬАмакс) и 65 дБА (Ь^) согласно п. 2 Приложения СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

При сопоставлении этих показателей с нормативными по ГОСТ 22283-2014 максимальный уровень звука не превышает допустимый во всех измерениях, а эквивалентный был несколько выше ПДУ в 18 случаях. По сравнению с нормативными требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 имело место превышение ПДУ по максимальным значениям.

Согласно приведенным акустическим расчетам с использованием программного комплекса «Эколог-Шум», версия 2.3.1. «Стандарт», фирма «Интеграл», максимальный уровень звука при пролете реактивных самолетов составил на границе жилой застройки и на территории микрорайона ЬАмакс - от 80,3 дБА до 83,4 дБА с учетом внедрения предусмотренных проектом шумо-защитных мероприятий 1-го порядка - сооружение ограждающих конструкций, посадка зеленых насаждений и пр. Расчетные эквивалентные уровни звука не выходили за значения ПДУ санитарных норм, а в сочетании воздействия одновременно двух источников - взлет истребителя и движение автотранспорта -составили ЬАэкв. от 59,04 дБА до 63,0 дБА.

В связи с этим в проекте планировки развития микрорайона «Елецкий» был предусмотрен к реализации пакет достаточно эффективных шумозащитных разноплановых инженерных мероприятий, включающих:

• применение уже упомянутых ограждающих конструкций при проектировании и привязке жилых зданий;

• многослойное звукоизолирующее покрытие плоских кровель зданий;

• установку оконных и балконных стеклоблоков с тройным остеклением, климатическими клапанами и упругими прокладками;

• применение двойных дверей с минераловатными полужесткими прокладками;

• посадку зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газонов) и создание трех общерайонных максимально озелененных бульваров шириной 50 м при сохранении существующих здесь многолетних дубовых и березовых лесополос шириной 10-15 метров, расположенных по всему периметру осваиваемой территории, увеличение ширины лесополосы вдоль Елецкого шоссе до 25 м.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(11)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-11-1029-1032

Review article

Уместно отметить, что эффективность подавления движения звуковой волны естественной зеленой преградой, по некоторым сведениям, составляет до 74% в ее отражении и более 20% в ее поглощении.

В процессе выполнения работы по экспертной гигиенической оценке проектной документации перечень инженерных сооружений, препятствующих распространению шумового воздействия, в проекте дополнен установкой шумозащитных экранов высотой 3 метра из сотового поликарбоната на пограничной в направлении ВПП территории микрорайона, 3-х метровым барьером из панелей пенопласта вдоль Елецкого шоссе с экранированием северо-восточного въезда на территорию микрорайона.

Установленная расчетным путем звукоизолирующая способность каждого из перечисленных мероприятий находится в интервале значений 25-50-65 дБА.

Важным и в определенной мере новым для обычного набора внедряемых в подобных проектах шумозащитных мероприятий является конструирование установок защитных тентов на высоте 5 метров над детскими и спортивными площадками с ограждающими защитными экранами из сотового поликарбоната, обращенными в направлении на ВПП.

Размещение по всей осваиваемой территории нескольких подобных конструкций обеспечит достаточно эффективную защиту особенно детского населения от воздействия авиационного шума в периоды его длительного пребывания на открытом воздухе.

В экспертном гигиеническом заключении ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана по рассмотрении проектной документации планировочных решений осуществляемой застройки нового жилого микрорайона «Елецкий» подчеркивалась высокая значимость расчетной доказательности ожидаемой локальной шумозащиты от введения данного новшества - интенсивность снижения уровня звука в воздушном пространстве под таким тентом составит порядка 25 дБА по LAMaKc и 16 дБА по LA3KB [10].

В основу разработки мероприятий по снижению уровня шумового воздействия на территории и в помещениях жилых зданий в проекте положены:

• «Градостроительный кодекс Российской Федерации» № 190-ФЗ от 29.12.2004;

• Федеральные законы: № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; № 7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»; № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»;

• СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

• «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009;

• СП 51.13330.2011 «Зашцта от шума» (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»), М.: Минреги-он России, 2010.

Прогнозными расчетами установлена приемлемая звукоизолирующая эффективность всего «пакета» направленных на снижение шумовой нагрузки до и ниже гигиенически обоснованных нормативных уровней на всей территории нового микрорайона, в жилых комнатах построенных здесь зданий, помещениях пребывания детей в детских дошкольных учреждениях, на площадках отдыха в ДДУ

Вместе с тем, по выявленным расчетным и измеренным максимальным показателям шумового периодического воздействия на осваиваемую площадку объективно подтверждается, что территория нового микрорайона «Елецкий» является и остается на будущее в гигиеническом отношении зоной дробного проявления дискомфорта для жителей, проживающих в указанном микрорайоне, по фактору шумовой нагрузки.

В аспекте вероятной допустимости относительно близкого расположения авиационного транспортного предприятия и селитебных образований следует акцентировать внимание на кардинальное отличие уровней создаваемого шумового давления на прилегающие территории от режима эксплуатации данного военного аэродрома и интенсивной, практически круглосуточной деятельности любого крупного гражданского аэропорта с почти непрерывной частотой взлетно-посадочных операций (ВПО).

гиена и санитария. 2016; 95(11)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-11-1029-1032_

Обзорная статья

На основании ранее выполненных медико-биологических углубленных исследований [6, 7] было установлено, что неблагоприятное влияние постоянной круглосуточной высокой шумовой нагрузки на организм человека, особенно детей, несомненно более выраженно, чем при аэровоздействии шума даже примерно того же уровня генерации звука только одни сутки в неделю, только в дневное время и малой частоте ВПО.

В целом была дана положительная экспертная гигиеническая оценка проектной проработки уже фактически реализуемого размещения нового жилого микрорайона в относительной близости от функционирующего военного аэродрома, учитывая то, что использованные при анализе ожидаемой будущей шумовой нагрузки на осваиваемую территорию результаты лабораторных измерений уровней звука немногочисленны и по максимальным значениям превышают ПДУ Учитывался также опыт экспертной регламентации ряда рассмотренных ранее проектных разработок возможного снижения шумового прессинга на население прилегающих к аэропортам существующих поселков и городских районов, и была признана целесообразной организация контрольного маршрутного поста систематических инструментальных замеров параметров реального шумового воздействия на территорию микрорайона «Елецкий» с периодическим определением концентраций основных загрязняющих атмосферный воздух химических веществ.

Полученные в процессе осуществления жилого строительства характеристики фактической физической (шум) и химической нагрузки в динамике возможно могут служить доказательством для пересмотра и внесения корректировок утвержденного проекта планировки, например, для уменьшения общего числа будущих новоселов в случае выявления более высоких (по сравнению с прогнозом) уровней воздействия шума, изменения согласованного режима работы аэродрома и пр.

Основной гигиенический вывод, вытекающий из представленного аналитического рассмотрения актуальной градостроительной проблемы, сводится к следующему:

Не изменяя в целом сложившегося негативного отношения к практически слабо решаемой в настоящее время проблеме обеспечения приемлемого с позиции сохранения здоровья населения сосуществования крупных авиатранспортных предприятий и селитебных образований, следует признать, что в отдельных случаях при тщательном многоплановом анализе всех составляющих комплексной проблемы взаиморасположения аэропорта и жилой застройки объективно может быть найдено приемлемое решение.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литератур а

1. Гильденскиольд Р.С. О новой редакции нормативного документа «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарный врач. 2008; (9): 39-43.

2. Р 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.; 2004.

3. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (Дополнения и изменения 1-11 к ГН 2.1.6.1338-03). М.; 2003.

4. ГН 2.1.6.2309-07. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воз-

духе населенных мест (Дополнения и изменения 1-11 к ГН 2.1.6.2309-07). М.; 2007.

5. Карагодина И.Л., Путилина А.П. Гигиенические требования к разработке мероприятий по снижению шума при размещении аэропортов. В кн.: Сборник научных трудов ГОСКНИГА, выпуск 267. М., 1987 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Развейкин С.В., Столбун Б.М. и др. Изучение влияния интенсивного авиационного шума на сердечно-сосудистую систему человека. Гигиена и санитария. 1980; (5): 12-4.

7. Карагодина И.Л. и др. Изучение влияния звукового и инфразву-кового воздействия полетов самолетов на организм человека в натурных условиях. В кн.: Сборник научных трудов МНИИГ им. Ф.Ф.Эрисмана. М.; 1978.

8. Письмо Главного государственного санитарного врача Г.Г.Онищенко «О санитарно-защитных зонах для аэропортов» № 01/6084-8-32 от 09.06.2008 г.

9. ГОСТ 22283-2014. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. М.: Стандартинформ, 2015.

10. Экспертное заключение ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» по гигиеническому обоснованию теоретического соответствия и нормативно-методической достаточности проработки проектной документации планировочных решений осуществляемой застройки нового жилого микрорайона «Елецкий» в Советском округе г. Липецка с учетом шумозащитных мероприятий.

References

1. Gil'denskiol'd R.S. A new edition of the normative document «Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, structures and other objects». Sanitarnyy vrach. 2008; (9): 39-43. (in Russian)

2. R 2.1.10.1920-04. Guidelines for risk assessment to public health under the influence of chemicals that pollute the environment. Moscow; 2004. (in Russian)

3. GN 2.1.6.1338-03 Maximum permissible concentration (MPC) of pollutants in the ambient air of populated areas (Amendments 1-11 to the GN 2.1.6.1338-03). Moscow; 2003. (in Russian)

4. GN 2.1.6.2309-07 Exposure Limits (TSEL) of pollutants in the ambient air of populated areas (Amendments 1-11 to 2.1.6.2309-07 GBV). Moscow; 2007. (in Russian)

5. Karagodina I.L., Putilina A.P. Hygienic requirements for the development of measures to reduce noise at airports placing. In: Collection of Scientific Works GOSKNIGA, Issue 267. [Sbornik nauchnykh trudov GOSKNIGA, vypusk 267]. Moscow; 1987. (in Russian)

6. Razveykin S.V., Stolbun B.M. The influence of intense aircraft noise on the cardiovascular system of the person. Gigiena i sanitariya. 1980; (5): 12-4. (in Russian)

7. Karagodina I.L. et al. The study of the effect of sound and infrasound exposure to fly planes on the human body in natural conditions. In: Collection of Scientific Works MNIIG im. F.F. Erismana. [Sbornik nauchnykh trudov MNIIG im. F.F. Erismana]. Moscow; 1978. (in Russian)

8. The Chief State Sanitary Doctor Letter G.G. Onischenko «On the sanitary-protection zones for airports» № 01 / 6084-8-32 of 09.06.2008. (in Russian)

9. GOST 22283-2014. Aircraft Noise. Permissible noise levels in residential areas and methods of measurement. Moscow: Standartin-form; 2015. (in Russian)

10. Expert opinion FBUN «FNTSG im. F.F. Erismana» Hygienic substantiation of theoretical conformity and normative-methodical study of the adequacy of the design documentation carried out by planning solutions building a new residential neighborhood «Eletskii» in the Soviet district of the city of Lipetsk in view of noise protection measures. (in Russian)

Поступила 10.03.16 Принята к печати 04.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.