data. This method was adopted by the Gosstroy of the USSR in 1974 and is called «Instructions on the mathematical estimation of the extent of spread of industrial discharges in the atmosphere» (CH 369-74).
УДК 628.517.2+618.164
И. Л. Карагодина 1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ГОРОДСКИМ ШУМОМ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Иркутский медицине кий институт, Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт, Ленинградская городская санэпидстанция, Московская областная санэпидстанция, Московская городская санэпидстанция, санэпидстанция Адлера
Прогноз, разработанный на основе перспектив развития транспорта и жилищного строительства, указывает на опасность дальнейшего роста уровней шума в городах. Расчетом установлено, что на скоростных и городских магистралях уровни шума в ближайшие 30—40 лет возрастут на 7—10 дБ, что повлечет за собой увеличение площади городских территорий с неблагоприятным акустическим режимом.
За последние годы расширились исследования шумо-вибрационного фактора в городах. В ряде городов с широкоразветвленной транспортной сетью центральной Европейской части РСФСР, Поволжья, Сибири и Алтая проводится изучение транспортного шума и влияния его на планировку и застройку жилых микрорайонов и кварталов. Выявляется зависимость шумового режима от типов и этажности застройки, размещения ее относительно источников городского шума (автомобильные и железнодорожные магистрали, аэропорты, обслуживающие учреждения), наличия шумозащит-ных сооружений.
Наиболее наглядное представление о размещении источников шума и границах распространения его в плане города дает шумовая карта. В настоящее время составляются шумовые карты улично-дорожной сети Москвы и городов Московской области, Ленинграда, Новосибирска, Барнаула, Куйбышева и Тольятти. Они используются при разработке и корректировке генеральных планов, проектов планировки, застройки и реконструкции улиц и микрорайонов. Исследования показали, что шумовой режим селитебной зоны во многом определяется звуковой мощностью источников, временным периодом их действия, характером планировки и формами застройки территории.
Для акустической характеристики городской среды главное значение имеют количественные и качественные показатели транспортных средств. Так, в Москве на районных магистральных улицах транспортные потоки достигают 500—1500 единиц в час, на городских магистралях — от 2000 маш/час до 4000 и 6000 в часы «пик». Транспортный шум на прима-гистральной территории стойко держится в течение 15—18 ч в сутки на уровне 80—90 дБ А.
Высокая транспортная нагрузка приходится на магистрали Новосибирска. При интенсивности транспортных потоков на городских и районных магистралях 500—1500 экипажей в час эквивалентные уровни звука составляют 71—75 дБ А. На расчетные сроки численность автотранспорта значительно увеличится, что может повлиять на ухудшение шумового климата города. Как показали исследования городской санэпидстанции, в Ленинграде 86% обследованных улиц имеют уровни шума 71—85 дБ А. В Иркутске эквивалентные уровни шума составляют для жилых улиц местного движения 68—73 дБ А, на районных магистралях — 73—78 дБ А и на общегородских магистралях 80—84 дБ А. Высокие уровни транспортного
1 В статье обобщены материалы С. А. Солдаткиной, М. И. Некипелова, Н. М. Сергеева, А. Л. Васильева, В. Г. Доронина, И. Н. Йвацевича и А. А. Романовской.
шума обусловлены небольшой шириной улиц старой городкой застройки, большим удельным весом грузовых автомашин в транспортном потоке (63—89%), неудовлетворительным эксплуатационным состоянием экипажей и покрытия проезжей части. Подобную картину можно наблюдать в г. Барнауле, где за счет нерациональной организации движения тяжелый грузовой транспорт и трактора проходят по центральной части города, по узким улицам при двустороннем движении, создавая повышенный шумовой фон в жилых домах и, что особенно важно, в больницах, детских учреждениях, школах.
В некоторых городах первое место среди всех источников шума занимает воздушный транспорт. Расположение аэропорта в черте города или на близком расстоянии от него, расширение существующих границ жилой зоны создают крайне неблагоприятные акустические условия для населения Иркутска, Омска, Минеральных Вод, Адлера, новых юго-западных районов Москвы. Так, при наземной эксплуатации турбореактивных самолетов на аэродромном поле (запуск, прогрев, опробование двигателей, руление) эквивалентные уровни звука в радиусе 5 км составляют 75—80 дБ А на территории и свыше 60 дБ А в жилых помещениях. Об отношении населения к авиационному шуму можно судить по данным его анкетного опроса. Субъективная реакция зависит от интенсивности полетов авиации в течение суток и года и максимальных уровней излучаемого звука. Особенно нетерпимо воспринимают авиационный шум жители ночью. Так, в Адлере при L экв. = = 65,7 дБ А число жалоб на раздражающее действие шума в дневное время составляет 33,4%, а в ночное время — уже 91,5%.
На основании опроса населения М. И. Некипеловым (Иркутск) установлено изменение продолжительности сна людей, проживающих на различном удалении от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта. Так, на расстоянии 1 км от ВПП около 60% опрошенных спят от 4 до 7 ч, нормальную продолжительность сна отмечают только 32% опрошенных. При удалении жилых домов на 10 км количество людей с нарушением сна сокращается незначительно (до 46%). При увеличении расстояния от аэродрома до 20 км полноценный сон имеет 31% жителей. Приведенные данные свидетельствуют о том, что среди проживающих вблизи аэропорта число лиц с нормальной длительностью ночного сна (8 ч в сутки) по сравнению с контрольной группой уменьшается в 2—3 раза, т. е. резко возрастает количество людей, страдающих бессонницей из-за шума.
На шумовой режим многих жилых микрорайонов Москвы и Московской области, Новосибирска, Адлера и др. оказывает значительное влияние внедрение в черту города и пригородов железнодорожных линий. Большая интенсивность движения поездов сопровождается резким повышением уровня шума на прилегающей территории (до 85—93 дБ А). Однако до сих пор продолжается в больших масштабах жилищное строительство вблизи железных дорог. При размещении жилых домов на расстоянии 100 м от многопутной железной дороги до 93% жителей испытывают беспокойство от шума, особенно ночью (А. М. Волков и соавт.).
Установленные действующими СНиП II-K 2-62 и проектом новых санитарных норм и правил 100-метровые разрывы от железнодорожных линий до жилой застройки в городах и 50-метровые разрывы в поселках, как показали исследования, недостаточны и должны быть пересмотрены с учетом не только интенсивного шума, но и возможности загрязнения атмосферного воздуха. Сортировочные, пассажирские и грузовые станции должны быть удалены от селитебной зоны не менее чем на 300 м. Величина санитарно-защитных зон от железнодорожных магистралей устанавливается в зависимости от категории от 150 до 350 м (А. М. Волков и А. И. Цысарь).
В последние годы получает большое развитие метрополитен как наиболее перспективный вид общественного транспорта. Строительство его предусмотрено в 9 крупных городах нашей страны. Расширение строительства метрополитена ведется наиболее экономично за счет прокладки трасс мелко-
го заложения, эксплуатация которых связана с распространением в жилые здания низкочастотной вибрации. В жилых домах, расположенных на расстоянии до 20 м от оси тоннеля, уровни вибрации достигают максимальных величин на частоте 31,5 Гц (42 дБ по ускорению или 72 дБ по виброскорости). Вибрация распространяется по всей высоте здания. Такие параметры вибрации ухудшают гигиенические условия проживания населения, приводят к сотрясению мебели, дребезжанию посуды и стекол в оконных рамах, к появлению трещин в ограждающих конструкциях жилых зданий. У 50—70% жителей вибрация вызывает настоятельные жалобы на раздражение, неприятные ощущения, нарушение сна. В результате физиолого-гигиенических исследований установлены неблагоприятные изменения функционального состояния центральной нервной системы, снижение артериального давления, повышение тонуса мозговых сосудов и снижение кровенаполнения мозга, а также ухудшение работоспособности (В. В. Шишкина и соавт.).
В качестве временной меры Моссовет утвердил санитарный разрыв от трасс мелкого заложения до жилой застройки размером 40 м. На этом расстоянии регистрируются уровни вибрации 17 дБ на частоте 8 Гц и 28 дБ на частоте 31,5 Гц; число лиц, высказывающих недовольства условиями проживания, составляет 15%. В настоящее время разработан проект Санитарных норм допустимых параметров вибрации для жилых домов, который находится на утверждении в Министерстве здравоохранения СССР.
Население крупных промышленных центров подвергается также действию шума от промышленных предприятий, причем в ряде случаев круглосуточно. Это усугубляет его вредное влияние даже при относительно невысоких уровнях (45—55 дБ А). В этой области деятельность санэпидстанций наиболее эффективна: разрабатываются и осуществляются мероприятия по организации санитарно-защитных зон, по снижению шума на самих предприятиях. Так, в Ленинграде установка глушителей шума вентиляционных систем на заводе им. К- Е. Ворошилова и других позволила снизить шум в жилых квартирах с 66 до 30 дБ А. Установка глушителей на компрессорах завода лимонной кислоты снизила уровни шума в жилом районе на 15 дБ А. Разделение фундамента между жилым домом и фабрикой им. Н. К. Крупской, устройство «плавающего пола» в компрессорной хлебозавода № 3 снизило шум до нормы и устранило вибрацию в жилых домах. В Москве выведены в промышленные зоны и подвергнуты реконструкции 300 предприятий, автобаз и мастерских. На 127 предприятиях проведена работа по снижению шума, причем на 68 из них уровни шума доведены до допустимых санитарными нормами.
Сложившаяся архитектурно-строительная практика размещения в первых этажах жилых зданий предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания приводит к тому, что население многоэтажных домов также подвергается воздействию шума, создаваемого инженерно-технологическим и санитарно-техническим оборудованием (лифты, насосы подкачки воды, мусоропроводы, вентиляции и т. д.). Всего насчитывается свыше 30 видов оборудования современных зданий. Уровни шума от этих источников составляют 35—45—60 дБ А.
По статистическим данным Московский областной санэпидстанции, 80—85% общего числа жалоб на шум носят бытовой характер. Из них 57% связаны с шумом от холодильного оборудования магазинов и столовых, 10% — от встроенных котельных, 10% — от работы лифтов и 5%—прочие жалобы. Количество жалоб на встроенные объекты в Ленинграде составляет 22—24%, жалобы населения на встроенные объекты не уменьшаются. Видимо, проектирующие организации недостаточно уделяют внимания разработке на стадии технических проектов мероприятий по борьбе с шумом. Вместе с тем возникновению бытовых шумов способствует недостаточно грамотная техническая эксплуатация установок.
Снижение шума от перечисленных источников является первоочередной задачей. По требованию санэпидстанции Ленинграда в институте «Лен-
жилпроект» создана акустическая лаборатория, которая не только дает рекомендации, но и разрабатывает чертежи по глушению шума. Более 130 проектов выдала лаборатория по заказу Ленжилуправления. По ее проектам устранен шум на улице Голикова, Ломанной улице и др.
Для создания благоприятных акустических условий в городской среде, которые определены санитарными нормами допустимого шума № 872—70, ряд научно-исследовательских институтов и санэпидстанций разработал комплекс мероприятий гигиенического, технического, организационного и градостроительного характера. Важное значение имеет создание малошумных видов транспорта, машин, оборудования и бытовых приборов. Этому способствует разработка ГОСТ, устанавливающих предельно допустимые уровни шума на серийно выпускаемые и осваиваемые изделия. Четкой организацией потока транспорта за счет ограничения движения грузовых и транзитных машин, созданием одностороннего движения можно значительно улучшить шумовой режим в жилых районах.
Распоряжением исполкома Моссовета № 22/79 от 22/Х 1970 г. утвержден список 38 улиц, где запрещено движение грузового транспорта ночью. В ночное время работает не более 3% автомобилей, в основном малой и средней грузоподъемности для доставки продуктов в магазины.
Основной путь снижения шума — применение территориальных разрывов от скоростных автострад и железных дорог (200—300 м) и аэропортов (10—30 км). Сократить эти расстояния можно, применяя шумозащитные сооружения — экраны, стенки, насыпи, дома нежилого назначения, гаражи, специальные полосы зеленых насаждений. Эффективность таких разрывов довольно высока. Для изоляции магистралей от жилой застройки их следует располагать в выемках, туннелях. Целесообразно для размещения транспорта использовать подземное пространство в центральных районах крупных городов, в общественно-торговых центрах, где наблюдается большое сосредоточение грузового транспорта.
В условиях массовой застройки примагистральных территорий многоэтажными протяженными зданиями для защиты населения от транспортного шума желательно использовать специальные типы жилых домов, архитектурно-планировочное решение которых характеризуется ориентацией окон спален и большинства жилых комнат в сторону дворового пространства. В сторону магистральных улиц ориентируются окна общих комнат без спальных мест, кухонь-столовых, лестнично-лифтовых узлов, веранд и галерей. Такие дома можно располагать на южной стороне широтных магистралей и по обе стороны меридиальных магистралей. Существует альбом шумозащитных модификаций типовых серий жилых зданий различной этажности, разработанный Сибирским зональным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования и утвержденный Госграж-данстроем при Госстрое СССР.
Давая общую оценку состоянию проблемы борьбы с шумом, следует отметить, что, несмотря на некоторые успехи в изучении и научной разработке санитарных норм, технических и градостроительных мероприятий по борьбе с шумом, имеются серьезные недостатки во внедрении достижения научных исследований и гигиенических рекомендаций в практику проектирования, строительства и реконструкции городов. Это связано до некоторой степени с тем, что в строительном законодательстве отсутствует раздел борьбы с шумом.
Решению проблемы борьбы с шумом, несомненно, будет способствовать Постановление Совета Министров СССР «О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах» (1973).
В создании благоприятных акустических условий в городах важная роль принадлежит санитарно-эпидемиологической службе, которая должна повысить контроль за шумовым режимом городов, усилить требования к организациям, разрабатывающим и изготавляющим средства транспорта,
ю
оборудование и бытовые приборы, а также к проектировщикам и строителям, чтобы обеспечить строгое соблюдение санитарных норм в жилых и общественных зданиях, на жилой территории.
ЛИТЕРАТУРА. Волков А. М., Карагодина И. Л., Цы-с а р ь А. И. и др. Оценка населением шума железнодорожного транспорта (по данным опроса и словесно-ассоциативного эксперимента). «Гиг. и сан.», 1972, № 2, с. 29—32. — Волков А. М.,Цысарь А. И. Обоснование требований к снижению шума от объектов железнодорожного транспорта в городах. —В кн.: Гигиена планировки и благоустройства городов. М., 1974, с. 120—122. — Шишкина В. В.,Солдаткина С. А., Карагодина И. Л.
Поступила 14/XI 1974 г.
THE UP ТО DATE STATE OF THE PROBLEM OF THE URBAN NOISE CONTROL
I. L. Karagodina
The paper presents the noise features and the role in the noise climate of various size towns of the RSFSR of different sources of the urban transport: car traffic, aviation lines, railways, subways, mechanical equipment of apartment houses. The assessment of the effect produced by the urban noise is made on the basis of results of questionnaires and analysis of complaints, made by the population to the units of the sanitary epidemiologic service. Certain noise abatement measures are suggested that are of architectural, planning, technical and organizational nature.
УДК 613.632:547.728.11:691.175
Т. Ф. Харченко, канд. мед. наук О. Г. Петровская
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ КУМАРОНА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ . СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Для гигиенического нормирования с целью установления допустимого уровня выделений кумарона из полимерных строительных материалов особое значение имеют данные о его токсичности при ингаляционном пути поступления в организм.
Токсические свойства этого соединения в хроническом эксперименте изучались на уровне низких концентраций. Это объясняется тем, что при использовании полимерных строительных материалов в воздухе жилых помещений создаются малые концентрации летучих веществ, которые, как правило, не способны вызывать у населения интоксикаций выраженного характера. В то же время длительное воздействие факторов малой интенсивности небезразлично для организма человека. При моделировании хронического эксперимента с целью определения токсичности и характера действия на организм животных низких концентраций кумарона мы создавали условия, близкие к тем, в которых находится человек при контакте с вредными веществами, выделяющимися из полимерных материалов в жилище.
Пять белых крыс подвергали круглосуточному ингаляционному воздействию кумарона в концентрациях 0,4 мг/м3 (как наиболее часто определяемой при санитарно-химических анализах полимерных материалов на основе инден-кумароновой смолы), 0,04 и 0,01 мг/м3 (в 2 раза выше и в 2 раза ниже установленной нами ранее на людях-добровольцах пороговой концентрации по восприятию запаха — 0,02 мг/м3). Для установления нужных концентраций кумарон наливали в дрексель, который посредством воздуховода соединяли с нижним отверстием ингаляционной камеры. Воздух, про-