Научная статья на тему 'ИТ-технологии в патриотическом воспитании молодежи'

ИТ-технологии в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
78
8
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чиркова Валентина Владимировна, Чиркова Лидия Николаевна

В докладе поднимаются проблемы повального увлечения будущих защитников Отечества военизированными компьютерными играми, влияющими на их поведение в реальной среде, и предлагаются способы использования ИТ-технологий в патриотическом воспитании подростков.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Чиркова Валентина Владимировна, Чиркова Лидия Николаевна,

Текст научной работы на тему «ИТ-технологии в патриотическом воспитании молодежи»

Чиркова В.В.1, Чиркова Л.Н.2

1 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск, магистрант кафедры педагогики, психологии и профессионального образования

vvchircova@mail.ru

2 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск, к.п.н., доцент, доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования,

lncir@yandex.ru

ИТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Социальные компьютерные сети, компьютерные игры. Интернет-конкурсы патриотического содержания.

АННОТАЦИЯ

В докладе поднимаются проблемы повального увлечения будущих защитников Отечества военизированными компьютерными играми, влияющими на их поведение в реальной среде, и предлагаются способы использования ИТ-технологий в патриотическом воспитании подростков.

В современном информационном обществе, когда доступ в интернет есть везде, в том числе с мобильного телефона и это стало практически нормой жизни для каждого человека, возникает огромное количество новых проблем. Например, появился новый пласт социальной реальности — социальные компьютерные сети, в которых подростки фактически проводят все свое свободное время, получая как положительные, так и отрицательные эмоции.

Сегодня наиболее популярными у подростков являются различные социальные сети vk. Odnoklassniki, Facebook, Twitter и др. Они легко используют средства передачи информации viber, WhatsApp ,Skype и др., которые позволяют им общаться друг с другом, находить новых знакомых, играть в компьютерные игры даже с пользователями из других городов. Многих подростков захватили интернет игры оп-line, где участники в режиме реального времени, через средство интернет связи Skype выполняют определенные миссии по уничтожению монстров (rfr WordofWarcraft). Участники игр, объединяются в группы, армии, обмениваются краткими смс-сообщениями на сленге подростков (зачастую неграмотными) о той или иной тактике уничтожения противника. Как показывает опрос подростков, они более четырех часов подряд проводят перед мониторами в отсутствии родителей, а в выходные дни это время увеличивается в разы. При этом у детей пропадает желание в живом общении, появляется Интернет-зависимость, им становится не интересно посещать школу, бегать с мячом по футбольному полю, посмотреть фильм или просто прочитать книгу. У подростка не остается других интересов, кроме игры.

Почему подросткам нравится общение в сети? Потому, что там они могут легко высказывать свое мнение, которое вряд ли могли бы высказать в реальной жизни, могут реализовать свое Я. По мнению Ю.С. Шевченко Интернет «...дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Компьютерная мышка — как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни»[1]

В особенности у мальчиков обнаруживаются симптомы зависимости от компьютерных игр, так как практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. В компьютерной игре мальчишки ощущают себя защищенными и недосягаемыми, могут позволить купить себе новую жизнь, уйти от ответственности за убийство. Сотрудники Московского Центра коммуникативных исследований, занимающиеся изучением компьютерных игр, пришли к выводу, что современные игры преднамеренно моделируют девиантное, деструктивное поведение. В такого рода ролевых играх подросток быстро усваивает модель поведения.[1]

В результате такие игры могут подвигнуть еще незрелую личность на реализацию своей агрессии уже не в игре, а в настоящей жизни. А ведь это наши будущие защитники Родины. Какие

же патриоты Отечества вырастут из таких подростков? Кто будет защищать Родину в ближайшем будущем? Особую озабоченность педагогической общественности вызывает тот факт, что к компьютерным играм подключились и учащиеся кадетских классов.

Как общество должно отреагировать на «компьютерную наркоманию» подрастающего поколения? Эти вопросы должны решать совместно педагоги, психологи, медики и общественность. Исследования специалистов по этой теме начались в 1996 году, но пока в науке не сложилось видение четкого термина обозначения этой проблемы. Высказываются различные трактовки — «интернет-зависимость», «интернет — наркотик», «интернет-аддикция» (патологическое влечение к виртуальному общению), патологическое интернет использование. Часть исследователей и медиков советуют законодательно запретить такие игры. Однако мы считаем, что необходимо различать грани между виртуальной и жизненной реальностью, перенаправить повальное увлечение молодежи компьютерными играми в другое русло, например, использовать потенциал интернета для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Одним из путей решения проблемы является разработка ряда интернет-проектов и мероприятий патриотической направленности для молодежи. Имеет смысл создать сайт для молодежи и всех заинтересованных лиц и организаций, которые могли бы создавать и реализовывать совместные научные и практические программы.

В России имеется положительный опыт применения ИТ — технологий в патриотическом воспитании. Им является проводимый уже в течение 10 лет ежегодный социально-ориентированный Международный интернет-конкурс памяти интернет-журналиста В.В.Сухомлина «Страница семейной славы». Главной целью Конкурса является «коллективное создание его участниками интернет-ресурса «Страницы семейной славы» — электронной Книги Памяти о народе-герое, о подвиге народа и Армии в Великой Отечественной войне, о доблести и славе воинов в локальных войнах и конфликтах, о тех, кто своим беззаветным служением Отечеству достоин народной памяти и уважения». [2,3] Соавторами Книги Памяти стали уже более четырех тысяч человек. Конкурс проводится при поддержке Союза журналистов России, МГУ имени М.В. Ломоносова и Совета ветеранов г. Москвы. Проект реализуется на основе «Военно-исторического портала vif2.ru с использованием специально разработанных инструментальных средств. Конкурс является средой поддержки деятельностной педагогики в сфере патриотического воспитания школьников. Конкурс показал себя эффективной социокультурной и информационной технологией в сфере патриотического воспитания граждан и особенно подрастающего поколения. В основе лежит деятельностный процесс по формированию социально значимого интернет-ресурса национального масштаба». [2,3] Проведение этого конкурса вовлекает тысячи молодых людей «в изучение истории своей семьи и героической истории страны, в формирование социально значимого интернет-ресурса об этой истории, позволяет многим раскрыть свои творческие способности, определить свое будущее» [4].

При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям проводится Межрегиональноый конкурс журналистского мастерства «Слава России» посвященного дням воинской славы Отечества по номинациям «Слава России - истоки традиций», «Слава России - Великая Отечественная», «Слава России - герои наших дней», «Слава России - города воинской славы», «Слава России - великие полководцы» [5]. Однако, школьники не имеют возможности участвовать этом конкурсе.

Интернет-сообщество — клуб любителей истории и обществознания КЛИО проводило в 2015 году общероссийские с международным участием интернет-конкурсы для школьников «Города-Герои и Города Воинской Славы России». Однако в конкурсе приняло участие всего 80 участников и в списке победителей только девочки. [6] В IV общероссийской викторине по истории для обучающихся и педагогов «Я — Патриот! Дни Воинской славы» приняли участие 34 человека, из них мальчики составляют только 35 %. В общероссийском, с международным участием, конкурсе «В патриотизме будущее» приняло участие всего 10 школьников. Эти цифры свидетельствуют о том, что этими конкурсами молодежь интересуется в недостаточной степени.

Подобные конкурсы проводятся на уровне регионов, муниципалитетов, образовательных учреждений и, как правило, в связи с Днем Победы или другими памятными датами. Вместе с тем, подросткам необходимо постоянное общение «здесь и сейчас». Мы должны предложить альтернативы, эмоционально привлекательные, но более социальные и не угрожающие потерей физического и психического здоровья подростков. Реализовать это можно посредством социальных сетей, подключив подростков к определенной группе, заинтересовав их захватывающей деятельностью, в процессе которой они будут общаться друг с другом в режиме

on-lain. Например, знакомить сверстников из других городов с историческими памятниками и достопримечательностями своего города, своей семьей, друзьями с помощью виртуальных интернет-экскурсий.

Существенную роль в деле патриотического воспитания граждан играют города воинской славы России. Это почётное звание вручается за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города, в борьбе за свободу и независимость Отечества. По состоянию на конец 2015 года, данное звание было присвоено 46 городам Российской Федерации. В этом списке и город Архангельск, которому почётное звание «Город воинской славы присвоено в 2009 году. Информационная поддержка осуществляется на Федеральном портале «Города воинской славы», который задуман как справочный ресурс Федерального молодежно-патриотического проекта «Города-Славы», объединяющий материалы «о ходе военных событий в конкретном регионе на протяжении всей его истории (макроистория), семейные хроники и мемуары (микроистория), информацию о социально значимых акциях и сведения культурологического характера по тематике проекта». [7] На данном портале каждый город воинской славы получает сетевой ресурс для демонстрации туристического потенциала, проведения социальных и молодежных акций (координация работы краеведческих поисковых отрядов, поиск документов в местных архивах, поддержка ветеранов и т. д.), и федеральную площадку для презентации уникальных авторских проектов. Администрации каждого города воинской славы передаются все необходимые пароли доступа к «своему» разделу. Этим обеспечивается возможность формировать актуальный контент из материалов, подготовленных региональными СМИ при участии специалистов — регионоведов или самими жителями.

Несмотря на то, что одними из целей и задач портала является содействие развитию общественных молодежных инициатив в регионе «Город воинской славы», помощи деятельности молодежных, студенческих и детских организаций, обеспечение информационного освещения сферы молодежной политики, формирования и модернизации молодежных информационных ресурсов, поддержка талантливой молодежи, разработка предложений по приоритетным направлениям сотрудничества с городами-побратимами в рамках молодежных проектов, участие в организации и проведении конференций, семинаров, «круглых столов» и других социально-значимых проектов по вопросам, отнесенным к компетенции молодежной политики, в реалии на местах о его существовании знают лишь органы государственной власти, а школьникам не предлагается участвовать в подобных проектах.

Следует отметить, что в сети предлагается масса конкурсов патриотического содержания для учащихся. Например, Всероссийский конкурс "Моя Россия", Всероссийская творческая викторина-квест «Моя Россия», который проводится для дошкольников и учащихся 1 — 8 классов школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования, а также учащихся, находящихся на домашнем обучении. Подведение итогов конкурса производится индивидуально для каждого участника.

Мы предлагаем проводить Интернет-викторины о городах воинской славы, основанные на объединении школьников в команды, группы по интересам, в режиме реального времени для обеспечения возможности открытого общения со сверстниками. Для этого необходимо эффективно использовать имеющие возможности Федерального портала «Города воинской славы», проводить творческие конкурсы, «круглые столы» для школьников. конкурсы по созданию видеороликов, например, «Легендарные личности городов Воинской славы». При этом модератор сайта (в том числе региональный) может координировать действия всех членов сообщества подростков, участвующих в мероприятиях патриотической направленности. Такое взаимодействие может стать основой большого проекта, в котором подростки множества городов России смогут реализовать свои творческие способности. Например, создать фото, слайд-фильм о своем городе для проведения виртуальной (а впоследствии и реальной) экскурсии, кроссворд о героях Великой Отечественной войны, подготовить компьютерную зарисовку, анимационный фильм, презентацию о достопримечательностях города, его героях, интересных людях. Подросток может составить вопросы к интернет-викторине о городе воинской славы для своих сверстников из других городов, и многое другое. В процессе общения можно завязать и личные контакты, договориться о гостевом обменном визите, встрече с новыми единомышленниками в лагерях отдыха и др.

Таким образом, проведение таких конкурсов поможет отвлечь подростков от военизированных компьютерных игр, вовлечь тысячи школьников в освоение новых информационных технологий и коммуникаций, сформировать у них информационную культуру

общения в социальных сетях, возможности которых можно использовать для группового общения в патриотически ориентированных сообществах.

Литература

1. Шевченко ЮС. Новый вид наркомании 12.10.2015 — 22:15 http://www.pravoslavie.ru/guest/4757.htm

2. Сухомлин В.В., Сухомлин В.А. «Военно-исторический портал www.vif2.ru как технологическая основа Интернет-конкурсов патриотического воспитания школьников» (Памяти Интернет-журналиста Кливера). Стр. 858-862. Сб. трудов Первой Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», под редакцией проф. В.А. Сухомлина, М.: МАКС Пресс, 2005. — 892 стр., 750 экз.

3. Сухомлин В.А. Организация воспитательно-образовательной работы с молодежью в интернете/ segodnia.ru, 02.06.2006 — 09:16, http://www.segodnia.ru/content/23966 .

4. Страницы семейной славы. Сборник работ лауреатов Международного Интернет-конкурса «Страница семейной славы». Под ред. проф. В. А. Сухомлина. — М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» 2012. — 432 с., ил. (http://forums.vif2.ru/showpost.php?p=7162&postcount=393), Сборник в формате электронной книги (адрес для скачивания — http://forums.vif2.ru/showpost.php?p=7014&postcount=1).

5. http://journalist-virt.ru/konkurs/2278/document5420.phtml

6. http://bingoplus.ru/itogi-goroda-geroi-i-goroda-voinskoj-slavy-rossii/

7. http://www.goroda-slavy.ru/