Сухомлин В.А.
МГУ имени М.В.Ломоносова, sukhomlin@mail. ги
Ежегодный интернет-конкурс «Страница семейной славы» как среда поддержки деятельностной педагогики в сфере патриотического воспитания школьников
Памяти интернет-журналиста В.В.Сухомлина, автора проекта
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Социально-ориентированный интернет-проект, интернет-сообщество, деятельностная педагогика, патриотическое воспитание.
АННОТАЦИЯ:
В докладе рассмотрены цели, задачи, особенности инициативного социально-ориентированного интернет-проекта - ежегодного Международного интернет-конкурса «Страница семейной славы» (Конкурс), с помощью которого осуществляется создание интернет-сообществом публичного интернет-ресурса - Книги Памяти о народе-герое. Данный проект реализуется на основе Военно-исторического портала vif2.ru с использованием специально разработанных инструментальных средств.
1.Введение
Международный интернет-конкурс «Страница семейной славы» (Конкурс), впервые проводился в 2005 г. и посвящался 60-й годовщине Великой Победы СССР над фашистской Германией [1, 2, 3]. С 2010 года Конкурс проводится ежегодно при поддержке Союза журналистов России, МГУ имени М.В.Ломоносова и Совета ветеранов г.Москвы. Конкурс показал себя эффективной социокультурной и информационной технологией в сфере патриотического воспитания граждан и особенно подрастающего поколения. В основе реализации Конкурса и осуществляемой с его помощью образовательно-воспитательной работы лежит деятельностный процесс по формированию социально значимого интернет-ресурса национального масштаба. Соавторами создаваемой с помощью данного Конкурса Книги Памяти к настоящему моменту стали уже более двух тысяч человек.
2. Цели и задачи Конкурса
Главной целью Конкурса является коллективное создание его участниками интернет-ресурса «Страницы семейной славы» - электронной
Книги Памяти о народе-герое, о подвиге народа и Армии в Великой Отечественной войне, о доблести и славе воинов в локальных войнах и конфликтах, о тех, кто своим беззаветным служением Отечеству достоин народной памяти и уважения. Задачи конкурса:
• привлечение молодого поколения к познанию беспримерного подвига своего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., примеров мужества, проявленного в локальных войнах и конфликтах, образцов беззаветного служении Отечеству.
• военно-патриотическое воспитание молодежи на примере героики старшего поколения.
• привлечение внимания подрастающего поколения к важности изучения истории своего рода и семьи, сохранения памяти о своих предках, об их славных делах на благо Отечества, к важности продолжения семейной славы.
• привлечение молодежи к знакомству с современными информационными и коммуникационными технологиями, освоению их возможностей в решении прикладных и социокультурных задач, имеющих социальное значение.
• предоставление возможности молодежи раскрыть свой творческий потенциал при создании социально значимых информационных ресурсов в сети Интернет.
• привлечение внимания молодежи к новому направлению развития средств массовой информации - сетевой или интернет-журналистике.
• проведение ежегодного Международного семинара «Интернет-технологии в воспитательно-образовательной и патриотической работе с молодёжью» (на базе факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова) с участием лауреатов Конкурса, представителей президиума Союза журналистов России, молодых журналистов и ветеранов журналистики, представителей общеобразовательной и высшей школ, общественных деятелей.
• проведение ежегодного национального медиа-форума «Святая память» (совместно с Союзом журналистов России) с торжественным награждение лауреатов Конкурса.
3. Механизм проведения Конкурса и его особенности
Конкурс представляется собой уникальный социально-ориентированный интернет-проект, ставящий своей целью создание интернет-сообществом всенародной электронной Книги Памяти о народе-герое, памяти ныне живущих о своих предках, родственниках, о тех, кто жил по совести, ратными и трудовыми делами служил Отечеству, и заслужил всенародное уважение и вечную память благодарных потомков.
Этот конкурс-проект - для всех возрастов. В нем принимают участие
и ученики младшей школы, и школьники-старшеклассники, и студенты, и военнослужащие, и ветераны войн и труда, и журналисты, и писатели, и авторские коллективы, и те, кто никогда не брался за перо, но решился рассказать о дорогих им людях, о связанных с ними событиях, и войти в коллектив соавторов всенародной Книги Памяти. При этом, благодаря системе оценки конкурсных работ, учитывающей принадлежность авторов к различным возрастным, профессиональным и социальным группам, шанс на высокую оценку своей работы и соответственно на получение награды того или иного достоинства, имеет практически каждый участник.
Особую категорию людей, принимающих участие в Конкурсе через работы своих учеников - школьников и студентов, составляют их учителя и преподаватели - наставники. Союз журналистов России традиционно отмечает таких наставников почетными грамотами, выражая им слова благодарности за большой вклад в патриотическое воспитание молодого поколения.
Данный Конкурс особенный, во-первых, потому, что каждый участник Конкурса, представивший свой проект (свою Страницу семейной славы в Книге Памяти), становясь соавтором этой общенародной книги, уже становится победителем. Даже если эта страница содержит скупые сведения о человеке, взятые из отдельных документов, фронтовых писем и фотографий, воспоминаний старших, она бесценна для автора страницы, высвечивая из глубины времени вехи истории дорогого человека, давая возможность прикоснуться к его судьбе, пропустить ее через душу и сердце, передать память о нем своим потомкам, навсегда запечатлеть его судьбу в Книге Памяти.
Во-вторых, конкурс и соответственно Книга Памяти принимают работы практически любого жанра в цифровом (компьютерном) виде, если они соответствуют тематике и смыслу Конкурса. Это могут быть любые материалы, подготовленные с помощью традиционных офисных и других приложений - статьи, рассказы, воспоминания, очерки, эссе, поэмы, повести, мемуары, обычные или мультимедийные презентации, фотоальбомы, виртуальные музеи, видеофайлы. Конкурсные проекты могут представлять собой и заархивированные контейнеры из набора материалов, указанного выше вида.
Еще одной особенностью Конкурса является то, что он поощряет создание страничек памяти на основе использования высокотехнологичных решений. Поэтому на конкурс принимаются и разнообразные вэб-ресурсы такие, как сайты, порталы, блоги, подкасты, электронные учебные материалы. Одним словом, на Конкурс принимаются и включаются в электронную Книгу Памяти любые соответствующие тематике конкурса работы, с которыми способны разобраться университетские журналисты и айтишники.
Конкурс ежегодный. Каждый год сайт Конкурса открывается для приема работ 9 мая и работы на Конкурс принимаются до 31 декабря
текущего года. А весной следующего года называются имена лауреатов очередного конкурса и формируется очередной сборник Книги Памяти о народе-герое.
Механизм участия в Конкурсе прост - требуется зарегистрироваться на сайте Конкурса (http://pobeda.vif2.ru/), т.е. ввести свой логин и пароль, войти в свой личный кабинет, выбрать и загрузить на сайт с помощью предлагаемого механизма-обозревателя файлы конкурсных материалов, следуя правилам загрузки файлов заданного типа. Материалы могут также присылаться по электронной почте с адресом - [email protected].
Материалы, принятые на Конкурс, размещаются для постоянного хранения на сервере Конкурса (по адресу: http://pobeda.vif2.ru/), а также могут публиковаться на форуме портала vif2.ru (http://forums.vif2.ru/). На сайте Конкурса поддерживаются классификатор и средства поиска конкурсных работ, а также механизм пользовательского голосования.
Итоги текущего Конкурса подводятся в марте-апреле следующего года на заключительных ежегодных мероприятиях - Международном научно-методическом семинаре «Интернет-технологии в воспитательно-образовательной и патриотической работе с молодежью», проводимом в МГУ имени М.В.Ломоносова, и Национальном Медиафоруме «Святая Память. Итоги Интернет-конкурса "Страница семейной славы", проводимом Союзом журналистов России.
В заключение следует отметить, что накопленные в базах данных проекта материалы проходят систематическую обработку и каталогизацию, Также ведется работа по подготовке к изданию из работ лауреатов конкурса сборников Книги памяти как в традиционном бумажном виде, так и в виде электронных книг, удобных для чтения на современных гаджетах.
4. Поддержка рефлексивно-деятельностной педагогики в сфере патриотического воспитания школьников
Многолетний опыт проведения Конкурса показывает, что наибольший эффект в деле патриотического воспитания молодежи, в частности школьников и студентов, достигается при сочетании образовательного и воспитательного элементов работы с учащимися, вовлекаемых в данное мероприятие. Отведение определенной доли внимания образовательному аспекту, воплощаемому в форме увлекательного творческого познавательного конструктивного процесса с осязаемым социально значимым результатом (информационным ресурсом значимым для участника, его семьи, школы, малой родины, страны), способствует расширению мировоззрения учащихся, развитию у них мотивации, аналитического мышления, информационной и медийной грамотности, умения конструировать и создавать собственные информационные ресурсы в сетевом мире. При этом сама воспитательная работа следует как бы вторым планом, воспитательные сигналы здесь могут быть слабыми, но точно рассчитанными для формирования требуемых ориентиров в образовательной и творческой деятельности
учащегося.
Значительных результатов в Конкурсе добиваются, как правило, наставники, способные конструировать учебно-воспитательную ситуацию, используя принципы рефлексивно-деятельностного подхода [4], т.е. ситуацию, которая погружает учащегося в среду целевой творческой проектной деятельности, требующей развития его рефлексивных способностей, умения анализировать и глубоко осознавать саму ситуацию и свое отношение к ней. В этом случае воспитательный эффект обуславливается именно рефлексией учащегося, который в результате осмысления (в контексте познавательного деятельностного процесса) ситуации, события или эталонного примера (например, подвига героя) сам откроет и положит в нужное место своего внутреннего мира целевые принципы и установки, формирующие его отношения к самому себе, к семье, Родине. И это будет его личным приобретением! Отметим, что процесс рефлексии может осуществляться как в групповой, так и индивидуальной формах. Задача опытного педагога как раз и состоит в том, чтобы сконструировать соответствующую ситуацию и выбрать оптимальную форму для рефлексии учащихся.
Технологическая среда Конкурса, формируемая функциональностью его сайта, дополнительным инструментарием и соответствующим бизнес-процессом, предоставляет широкие возможности для выбора различных форм работы с учащимися в сфере военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в том числе педагогические решения, использующие принципы рефлексивно-деятельностного подхода. В частности, для конкурсных работ, поступающих от школьных коллективов (а в Конкурсе ежегодно принимают участия более 100 школ и учебных заведений) наиболее популярными являются проекты по созданию следующих видов ресурсов: школьных сайтов, тематических блогов, виртуальных музеев, мультимедийных презентаций, альманахов семейной славы, цифровых фильмов. Надо отметить, что такие проекты нередко объединяют в одну команду учителей, учащихся и их родителей, что усиливает процесс коллективной рефлексии. Еще одной формой участия в Конкурсе учебных заведений является предоставление на Конкурс лучших работ, прошедших отбор после проведения школьных/классных олимпиад, конкурсов, сочинений, краеведческих исследовательских работ и пр. по соответствующей тематике.
Анализ итогов Конкурса показывает высокую эффективность данного мероприятия как некоторой социокультурной (образовательно-воспитательной) технологии работы с молодежью в сфере патриотического воспитания, поддерживающую современные педагогические подходы.
5. Основные результаты проекта
К настоящему моменту соавторами Книги памяти стали более двух тысяч человек. Эта книга хранит память о тысячах людских судеб, в которых отражены золотые песчинки фактов, добытых из фронтовых
писем, из простых и искренних рассказов о военных буднях, из бесхитростного описания событий семейной героики, объединяемых вместе в Великую историю Великой страны Великого народа.
В 2012 году Военно-исторический портал vif2.ru стал лауреатом одиннадцатого Всероссийского Конкурса СМИ "Патриот России", проводимом в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», где был удостоен специального приза победителя среди интернет-проектов в номинации «На службе Родине» за проект по созданию книги о народе-герое «Страницы семейной славы». В итоговых материалах Конкурса сказано: «Проект имеет большое значение для продвижения воспитательно-образовательной работы с молодежью в сети Интернет, а также в целом увековечивания памяти о народе-герое.».
Сама Книга Памяти в виде информационного ресурса формируется на сайте - http://pobeda.vif2.ru/. Развернута работа по изданию сборников, составленных из работ лауреатов Конкурса. Первый такой сборник вышел в свет в 2012 году [5, 6].
6. Заключение
В условиях, когда использование Интернета в России стало нормой жизни по существу для каждого человека, ежегодный интернет-конкурс «Страница семейной славы» представляется весьма действенным инструментов в сфере патриотического воспитания граждан и прежде всего молодежи, формирования у подрастающего поколения гражданской позиции, уважительного отношения к истории страны, к тем, кто эту историю делал.
Проведение таких конкурсов вовлекает тысячи молодых людей в мир новых информационных технологий и коммуникаций, в изучение истории своей семьи и героической истории страны, в формирование социально значимого интернет-ресурса об этой истории, позволяет многим раскрыть свои творческие способности, определить свое будущее.
Литература
1. В.В. Сухомлин, В.А. Сухомлин «Военно-исторический портал www.vif2.ru как технологическая основа Интернет-конкурсов патриотического воспитания школьников» (Памяти Интернет-журналиста Кливера). Стр. 858-862. Сб. трудов Первой Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», под редакцией проф. В.А. Сухомлина, М.: МАКС Пресс, 2005. - 892 стр., 750 экз.
2. Сухомлин В.А. Как оградить сетевой мир от вакханалии зла? 07.06.2006 - 08:23, http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=2476 .
3. Сухомлин В.А. Организация воспитательно-образовательной работы с молодежью в интернете/ segodnia.ru, 02.06.2006 - 09:16, http://www.segodnia.ru/content/23966 .
4. В.М. Дюков, Г.С. Пьянкова. РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗРАБОТКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ, СРЕДСТВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. PDF (151 K) | стр. 103-107, http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_artide&artide_id=6354
5. В.Сухомлин. Книга Памяти Великого Народа/ segodnia.ru, 22.05.2013 - 15:28 http://www.segodnia.ru/content/122701
6. Страницы семейной славы. Сборник работ лауреатов Международного Интернет-конкурса «Страница семейной славы». Под ред. проф. В. А. Сухомлина. — М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» 2012. — 432 с., ил. (http://forums.vif2.ru/showpost.php? p=7162&postcount=393), Сборник в формате электронной книги (адрес для скачивания -http://forums.vif2.ru/showpost.php?p=7014&postcount=1 ).