Научная статья на тему 'ИТ-модель как средство повышения эффективности экономической подготовки будущего менеджера в вузе'

ИТ-модель как средство повышения эффективности экономической подготовки будущего менеджера в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИТ-МОДЕЛЬ / КОМПЛЕКС КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ECONOMICAL TRAINING / MANAGER / INTERACTIVITY / THE IT-MODEL / COMPLEX COMPUTER PROGRAMS / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коченко В. В.

Сегодня информационные технологии (ИТ) в процессе подготовки будущего менеджера в вузе используются лишь частично, что является одной из главных причин её недостаточной эффективности. Для решения этой проблемы существует необходимость создания новых методов привлечения ИТ в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-MODEL AS A MEAN FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE ECONOMIC TRAINING OF FUTURE MANAGER IN HIGH SCHOOL

Today information technology (IT) in the preparation of future managers in high school are used only partially, that is one of the main reasons for its lack of effectiveness. To solve this problem, there is need for new methods of bringing IT into the training of future specialists.

Текст научной работы на тему «ИТ-модель как средство повышения эффективности экономической подготовки будущего менеджера в вузе»

ентирующих исследователя на познание объекта в его объективном и закономерном развитии [4; 5].

Рассматривая с этих позиций медико-биологический подход, следует признать его востребованность в довольно широком спектре научных исследований. Медицина и физиология, социология и психология, космонавтика и спортивная деятельность, гигиена и геронтология - отрасли, научная деятельность в которых невозможна без учета закономерностей функционирования и развития организма человека. В современных условиях и педагогическая наука все чаще использует медико-биологический подход в процессе построения и обоснования разнообразных педагогических систем и технологий.

По нашему мнению, медико-биологический подход является интегрированным выражением реализуемых в педагогических исследованиях личностного, деятельностного, гендерного, индивидуализированного подходов.

В контексте исследуемой нами проблемы управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста невозможно построение эффективной системы управления этим процессом без учета возрастных особенностей в физическом развитии, изменении естественных морфофункциональных свойств организма и психики ребенка.

Анализ теоретических исследований, а также собственный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы с разновозрастным контингентом, позволили сделать вывод о целесообразности использования в нашем исследовании медико-биологического подхода как эффективного способа учета и ретрансляции естественных биологических процессов, происходящих в организме формирующегося человека во внешнюю среду, представленную образовательным процессом, специально организованным на основе объективных медико-биологических закономерностей возрастного развития ребенка.

Существенным для нашего исследования является понимание того, что медико-биологический подход является интегрирующей категорией в структуре компонентов педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на всех уровнях этого процесса.

- на смысловом и содержательном уровне этот подход определяет общую нацеленность педагогического управления на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей на основе биологических закономерностей комфортному развитию и формированию здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и элементарных (первичных) знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие в дальнейшей жизни;

- на когнитивном уровне медико-биологический подход на основе знаний о возрастных особенностях развития психики ребенка, позволяет существенно улучшить результативность и глубину усвоения информационных материалов, посвященных вопросам управления двигательной деятельностью (направления дви-

Библиографический список

жений, способы перемещения, звуковые команды и зрительные сигналы, способы манипуляции предметами и т.д.), технике безопасности в процессе двигательной деятельности, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам коммуникативного общения, основам коллективного и группового взаимодействия и т.д.;

- на организационно-структурном уровне возможности медико-биологического подхода обеспечивают условия для оптимального структурирования и организации процесса физкультурного образования дошкольников с учетом объективных биологических закономерностей естественного развития организма детей (на этой основе интегрируются усилия всех потенциальных участников этого процесса (организатора физического воспитания, воспитателя, медицинского работника, обслуживающего персонала, руководителя ДОУ и родителей)).

Медико-биологический подход, в силу объективно существующих закономерностей развития организма ребенка, реализуется в формулировании ряда принципов физического воспитания детей, а именно: принципа доступности, принципа постепенности, принципа последовательности, принципа систематичности, принципа индивидуализации, принципа оздоровительной направленности, принципа всесторонности и т.д.

В качестве основных характеристик медико-биологического подхода как методологической основы педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представляется возможным выделить следующие:

- ориентация концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на воспитание здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и первичных знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие на школьном этапе жизнедеятельности;

- организация процесса физкультурного образования на основе учета возрастных особенностей развития функциональных систем (сердечнососудистой, дыхательной, костной, нервной, мышечной и др.), психики, интеллекта и физического развития ребенка;

- обеспечение в процессе управления физкультурным образованием, формирование здоровьесберегающей среды, адекватной естественному биологическому развитию ребенка и уровню его притязаний;

- организация образовательного процесса в ДОУ на основе систематического мониторинга уровня развития двигательных качеств, состояния и производительности функциональных систем организма, антропометрических показателей и здоровья детей;

- реализация образовательных технологий, обеспечивающих гуманный подход к личности занимающихся и выбору используемых в процессе физкультурного образования средств и методов обучения и воспитания детей.

1. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: моногр. - Челябинск, 2009.

2. Драйден Г, Революция в обучении: научить мир учиться по новому / Г Драйден, Д. Вос. - М.: Парвинэ, 2003.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы: моногр./ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.

4. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976.

5. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: моногр. - М.: Владос, 2004.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 378.14

В.В. Коченко, асп. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail:kp1967@mail.ru

ИТ-МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ

Сегодня информационные технологии (ИТ) в процессе подготовки будущего менеджера в вузе используются лишь частично, что является одной из главных причин её недостаточной эффективности. Для решения этой проблемы существует необходимость создания новых методов привлечения ИТ в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: информационные технологии, экономическая подготовка, менеджер, интерактивность, ИТ-модель, комплекс компьютерных программ, оценка знаний.

Переход российской экономики на принципиально новые модели управления народным хозяйством вызвал глубокую трансформацию всех сторон социально-эко-номической жизни в нашей стране. Для постиндустриального общества характерным становится появление товаров, которые не являются прямым результатом материального производства. Таким товаром становится информация, которая имеет вид программных продуктов, технологий и т.д.

Занятость в информационном секторе экономики превышает соответствующие показатели для сельского хозяйства и промышленности. С распространением высоких технологий постепенно возрастает роль человеческого капитала. Он становится важнейшим фактором экономического роста. Так же существенно меняется характер трудовой деятельности, и расширяется возможности интеллектуального труда.

Повышается спрос на специалистов в областях обработки, защиты и накопления различной информации. Таким специалистом является менеджер.

Современный менеджер - это специалист, которому необходимо сочетать в себе знания как точных, так и гуманитарных дисциплин, и уметь приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

"Основная задача подготовки менеджеров - овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации целей организации" [1, с. 577], а принятие правильных менеджером управленческих решений во многом зависит от качества, полученной им экономической подготовки. При этом экономическая подготовка менеджера, по нашему мнению, - это процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения.

Вместе с тем, нами было выявлено противоречие между требованиями общества, предъявляемыми к уровню экономической образованности студентов, и реальным состоянием экономической подготовки будущих менеджеров. Поэтому проблема экономической подготовки специалистов по менеджменту в высших учебных заведениях имеет особую актуальность.

Анализ педагогической литературы показывает, что одной из главных задач эффективной профессиональной подготовки является создание таких условий, при которых студент включается в процесс обучения на интеллектуальном, личностном и со-циальном уровнях. Т.е. повышение эффективности современного вузовского образования невозможно без создания обстановки (среды), при которой студент может раскрыться как субъект учебной деятельности.

Опираясь на результаты исследований П.Р. Атутова [3], мы считаем, что основной целью экономического образования является подготовка студентов к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании экономико-технологической картины мира и развитии таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности;

Однако, учитывая современные условия информатизации общества следует отметить что, менеджер должен быть не только экономистом, квалифицированным организатором и специалистом по управлению персоналом, но, и грамотным пользователем современных средств ИТ, способным заменить традиционную технологию работы на автоматизированную. Он должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ ИТ. Поэтому сегодня к менеджеру предъявляются требования, которые связаны с эффективностью использования новой компьютерной техники в процессе его профессиональной повседневной деятельности.

Следовательно, в процесс подготовки современного менеджера обязательно должны быть привлечены средства ИТ. Эффективность использования компьютерных технологий в процессе подготовки менеджера значительно повысится при усло-

вии разработки и внедрения ИТ-модели, которая будет имитировать реально существующую экономическую систему.

А.Г. Кузнецова считает, что "модель - это результат схематизации, степень которой зависит от общего замысла и целей анализа, от ожидаемой полноты и точности решения" [2, с. 4]. По её мнению, "целесообразно построенная модель должна отчётливо отражать наиболее существенные черты явления, второстепенные подробности моделью не воспроизводятся" [Там же].

ИТ-модель для будущего специалиста станет своеобразным тренажером для отработки навыков ведения хозяйственной деятельности, расчета основных финансовых показателей деятельности предприятия, оценки движения денежных средств и т.д. Мы считаем, что она должна быть интерактивной, так как в настоящее время появляются всё более сложные компьютерные системы, которые созданы для того, чтобы постоянно вступать с человеком в диалог.

Целью интерактивного обучения студентов является создание таких условий обучения, когда идёт их непрерывный диалог с компьютером. Компьютерная программа будет считаться интерактивной, если она будет постоянно находиться во взаимодействии со студентом. Средства информационных технологий призваны развивать интерактивную обучающую среду и способность человека взаимодействовать с компью-тером.

По определению Ф.А. Махотина интерактивное обучение -это такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между студентами, и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия. К основным характеристикам интерактива по мнению М.В. Кларина относятся: форма организации познавательной деятельности; постановка конкретных и прогнозируемых целей; организация учебного процесса, при которой студент постоянно вовлечён в процесс самообразования; возможность использовать средства информационных технологий. В преломлении к теме настоящей статьи мы считаем, что интерактивность учебного, программного пакета позволит будущим менеджерам эффективнее закреплять свои экономические знания.

С учётом вышесказанного нами был разработан программно прикладной пакет под названием "Система финансового анализа предприятия" (СФАП) (свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ "Госкоорцентр информационных технологий" №12113 от 11.01.09 г.), основной задачей которого является снижение большинства трудоёмких процессов во время сбора, расчёта и оценки финансовых показателей деятельности современных предприятий, и организаций.

Комплекс программ "СФАП" является ИТ-моделью, в которой каждый модуль имеет свою функцию. При проектировании компонентов комплекса "СФАП", мы опирались на предложенную П.А. Юцявичене систему, которая предполагает разделение модулей на познавательные, практические и смешанные единицы. На рисунке 1 представлена общая структура программы "СФАП".

Блок теоретического материала содержит весь теоретический материал по конкретной экономической дисциплине, с которым менеджер знакомится в процессе своей работы с программой.

Блок практических заданий содержит соответствующий практический материал. Доступ в эту часть программы менеджер получает только после ознакомления с материалом блока теории.

Контрольный блок является проверочным модулем, который связан с блоками теоретического материала и практических заданий.

В его состав входит интерактивный алгоритм проверки успешности усвоения будущим менеджером материала конкретной экономической дисциплины. На рисунке 2 показаны компоненты схемы интерактивного алгоритма контрольного блока программы "СФАП".

Алгоритм позволяет, как ставить стандартную оценку знаниям менеджера ("5", "4" и т.д.), так рассчитывать процент полученных правильных ответов. В любом случае программа не допустит менеджера к практическим заданиям, пока не убедится в том, что теоретический материал усвоен на достаточном уровне.

Данные компоненты схемы необходимы для описания интерактивного алгоритма контрольного блока программы "СФАП". На рисунке 3 представлена схема интерактивного алгоритма контрольного блока программы "СФАП".

Данная схема имеет двухэтапную структуру. Под циклом так же понимается весь набор глав, параграфов, разделов изучаемой дисциплины, где (і) - это наименование главы, параграфа, раздела, а (Ы) - максимальное число глав, параграфов, разделов всей изучаемой дисциплины

Цикл от і:=1 до N

Блок теоретического материала (і)

Высок 1 ая '

Блок практических заданий (і)

Рис. 3. Схема интерактивного алгоритма контрольного блока программы "СФАП"

Основное меню программы «СФАП»

Блок теоретического материала

Блок практических заданий

Контрольный блок

Оценочный блок

Рис. 1. Основное меню системы с активными элементами

Компонент схемы

Цикл от і до N

Блок материала

Описание компонента

Цикл необходим для смены 1-й главы, раздела, параграфа по необходимой дисциплине. Всего в дисциплине N глав

Блок содержит теоретический или практический материал главы i для изучения студентом.

Условие, которое необходимо для оценивания знаний теоретического и практического материала студентов.

Рис. 2. Компоненты схемы интерактивного алгоритма контрольного блока программы "СФАП"

Схема состоит из двух этапов.

1. Менеджер получает доступ к блоку теоретического материала главы, параграфа, раздела (і). После его знакомства с теоретическим материалом, программа допускает его к блоку оценки только теоретических знаний главы, параграфа, раздела (і);

Программа имеет два варианта действия:

1.1) при "высокой" оценке("4", "5"), программа считает, что менеджер достаточно хорошо владеет теоретическими знаниями по главе, параграфу, разделу (і), тем самым пропуская его в блок практических заданий(і);

1.2) при "низкой" оценке("3", "2"), программа считает, что менеджер не владеет теоретическим материалом главы, параграфа, раздела (і), на достаточном уровне для решения практических заданий. Тем самым студент возвращается к блоку тео-

ретического материала главы параграфа, раздела (1);

2. Менеджер получает доступ к блоку практического материала главы, параграфа, раздела (1). После его знакомства с практическим материалом, программа допускает его к блоку оценки только практических знаний главы, параграфа, раздела (1);

Так же, как и на первом этапе, программа имеет два варианта действия:

2.1) при "высокой" оценке("4", "5"), программа считает, что менеджер достаточно хорошо владеет теоретическими знаниями по главе(1) и пользуется ими для решения практических заданий главы, параграфа, раздела (1), тем самым пропуская его в следующую главу (1+1);

2.2) при "низкой" оценке("3", "2"), программа считает, что менеджер не владеет теоретическим материалом главы, параграфа, раздела (1), на достаточном уровне для решения.

Схема называется двухэтапной, так как программа содержит два блока оценки знаний менеджера. При этом он не получит доступ к блоку практических заданий, если оценка его теоретических знаний главы, параграфа, раздела (1) будет "низкой".

Оценочный блок предназначен для полной диагностики результатов подготовки менеджера по конкретной экономической дисциплине. Его целью является расчет статистических данных, вывод общей оценки за знание, как всей экономической дисциплины, так и отдельных дидактических единиц, и т.д.

Таким образом, интерактивные обучающие схемы необходимы в процессе обучения менеджеров, так как при их внедрении в компьютерные программы, они позволяют закрепить теоретические знания на необходимом уровне для успешного решения практических задач.

Внедрение данной системы на крупных предприятиях дало положительные результаты за счёт увеличения скорости формирования финансовой отчётности в среднем на 24% наряду с улучшением экономических знаний и навыков специалистов на 19%. Следовательно, внедрение системы на предприятиях оправдано и целесообразно.

Программа "Система финансового анализа предприятия" помогает менеджеру в расчёте, оценке, объединении информации и контроле его знаний, и умений, которые необходимы для успешного выполнения поставленных профессиональных задач.

Оценивая вышесказанное, можно утверждать, что внедрение подобных ИТ-моделей в процесс профессиональной подготовки специалистов экономических специальностей, может в значительной мере повысить её эффективность.

Библиографический список

1. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1992.

2. Атутов, П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1999.

3. Кузнецова, А.Г Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: моногр. / А.Г Кузнецова. - Хабаровск, 2001.

4. Юцавичене, П.А. Создание модульных программ // Педагогика. - 1999.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 316.3/.4

А.В. Абрамова, соискатель ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-mail:kp1967@mail.ru

К ВОПРОСУ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

В статье рассматривается адаптация личности как социальная проблема современного общества, представлена характеристика и специфика социокультурной адаптации личности, сделан акцент на проблеме адаптации женщин группы социального риска, определены основные пути решения проблемы социокультурной адаптации женщин группы социального риска.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социокультурная адаптация, социокультурная адаптация женщин.

Становление современного российского общества в последние десятилетия привело к изменению его социокультурной стратификации, появлению новых социокультурных ролей. В этой связи проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в педагогических исследованиях, как процесс и результат сознательного приспособления индивида к условиям новой социально-культурной ситуации, осуществлению эффективной коммуникации в нем, что в наибольшей степени относится к женщине, чей социокультурный статус существенно меняется.

В период кризиса женщина поставлена в неравные условия с мужчиной. Дискри-минационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни женщины предполагают новые адаптационные механизмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме объективных оснований социокультурной адаптации женщин группы риска в условиях трансформирующейся России, существуют и другие предпосылки необходимости разрешения данной проблемы.

Первой из них выступает отсутствие внимания со стороны общества и государства к разрешению гендерных проблем. Наличие в обществе механизмов открытого или скрытого социального угнетения женщины, тяжелые условия жизни без надежды на их улучшение, отсутствие социальных перспектив для творческой самореализации, низкий культурный уровень женщины группы социального риска.

Значимой предпосылкой выступает ролевая дезадаптация женщины в современной социокультурной ситуации, отсутствие в сфере культуры и образования системы подготовки женщины к браку, семейной жизни, материнству. Традиционные социальные институты (семья, культура, образование, власть) подвергаются значительным позитивным и негативным трансформациям, которые должны учитываться при построении данной системы и обеспечении её фукционирования.

Еще одной предпосылкой в настоящий период становятся этнокультурные стереотипы. По утверждению М.С. Бережной [1] несмотря на то, что большая их часть утрачена, независимо от социокультурной ситуации в стране, женщина по-прежнему должна нести груз хозяйственных семейных забот и отвечать за благополучие детей, т.е. выполнять роли матери и хозяйки. Соответственно в значительной степени отсутствует её активная гражданская позиция, социальная активность, самореализация в досуговой сфере и карьероориентированность.

В современном обществе образование является одной из основных ценностей и рассматривается как один их путей восходящей мобильности личности. Образовательная дезадаптация женщин группы социального риска обусловливается ранним ма-

теринством, отсутствием стимула к обучению со стороны семьи, социальной изоляцией, что сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию.

Следует отметить, что к женщины группы социального риска это разновидность социальной номинальной группы, включающая женщин различного возраста, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям социокультурной среды. В силу сказанного не может быть осуществлена их нормальная жизнедеятельность в обществе. Относительно традиционно к женщинам группы социального риска относятся: склонные к алкоголизму, освобожденные из мест лишения свободы, матери-одиночки, "маленькие" мамы, проститутки, женщины находящиеся за гранью или у черты бедности, безработные и др.

В педагогических исследованиях предпринимаются попытки выстроить систему социально-психологической работы с наиболее уязвимыми категориями женщин - безработными (А.А. Гончарова, И.Ю. Налимова и др.), беременными (Г.Г. Филиппова, Е.Г. Ветчанина, Н.П. Коваленко, О.А. Урусова и др.), жертвами насилия (Ю.В. Градскова, Н.Г. Осухова, С.В. Фролова, И.А. Школьников и др.).

Для осуществления процесса адаптации женщин группы социального риска необходимо терминологическое определение основных категорий, а именно "адаптация", "социальная адаптация", "социокультурная адаптация", "социокультурная адаптация женщин группы социального риска".

Наиболее наукоемким понятием выступает понятие "адаптация", которое в настоящий период содержит более ста различных трактовок, представленных следующими направлениями:

- понимание адаптации как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения (Г.М. Андреева, Н.А. Агаджанян, Ю.В. Колесникова, В.С. Олейников и др.);

- адаптация рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем - социальной среды и личности (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов);

- адаптация предусматривает определенную деятельность, взаимодействие личности с окружающей средой (М.С. Каган, А.В. Мудрик, Я.А. Пономарев и др.);

- адаптация как реализация индивидуальных особенностей и потребностей личности (И.К. Кряжева, А.А. Реан, Я.Л. Коло-минский и др.);

- адаптация как процесс, направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующий на гармонизацию отношений, формирующий его социальный статус, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы (РА. Литвак, В.Я. Осенников и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.