СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Л. Н. АКУЛОВА, Е. В. БОГАЧЕВА
В данной статье рассматривается содержание программы занятий по оздоровительной аэробике для студентов системы дополнительного образования педагогических вузов, направленную на профессионально-прикладную подготовку будущих учителей-предметников к физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.
Ключевые слова: будущий учитель-предметник, программа по оздоровительной аэробике, профессионально-прикладная подготовка.
Переход российских вузов на двухуровневую систему подготовки специалиста: бакалавриат и магистратуру, предполагает качественную направленность в обучении специалиста новой формации, обладающего высокой культурой, педагогической компетентностью, способного приобретать новые знания и реализовывать здоровьесберегающее образование [4].
Однако существующая система профессионально-педагогической подготовки учителя-предметника, слабо учитывает изменения, происходящие в социокультурной сфере общества. Анализ новейших педагогических технологий, интенсивных методов и способов обучения позволяет утверждать, что мы подошли к кардинальным изменениям системы образования будущего учителя-предметника [3].
По мнению многих исследователей (Л. И. Лу-бышева (2001), М. Я. Виленский (1998), В. К. Баль-севич (1995)), общая направленность учебных программ построена, как правило, на строгом регламентировании учебного материала, нормативных требований, что заведомо ограничивает развитие личностной физической культуры, ее индивидуальности, удовлетворение потребностей и ценностных ориентаций физкультурной активности. Утилитарная направленность средств, методов и форм обучения и воспитания в сфере физкультурной деятельности не способствует формированию потребности и интересов у студентов в повышении уровня их физической культуры. Все это проявилось в снижении потребно-стно-мотивационной сферы и интересов учащейся молодежи к физкультурной деятельности, снижении престижа дисциплины «Физическая культу-
ра» в системе гуманитаризации вузовского образования. Необходимо внедрение инновационных технологий, которые позволили бы воздействовать на личностную мотивацию, затронуть проблему самореализации и самоактуализации [1; 3; 4].
Для создания и оптимального развития современной образовательной системы необходим также инновационный подход к подготовке учителя-предметника. Поэтому к числу первоочередных задач модернизации высшего педагогического образования относится создание предпосылок для инновационного обучения учителя-предметника по формированию потребностно-мотива-ционной сферы к физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе его профессиональнопедагогического становления [2].
Решение данной проблемы нам видится в разработке программы по оздоровительной аэробике для системы дополнительного образования студентов педагогических вузов.
Учебно-методическая программа «Оздоровительная аэробика» рассчитана на студентов П-У курсов педагогических вузов, прослушавших начальный медико-биологический курс (валеоло-гия, анатомия, гигиена, общая физиология, медицина), а также учителей-предметников и педагогов физической культуры общеобразовательных школ.
Целью данной программы является подготовка специалиста новой формации, обладающего педагогической компетентностью, готового к профессиональной деятельности не только физически, но и владеющего широким кругом средств и методов физического воспитания для полноценного осуществления внеклассной физкультурнооздоровительной работы в школе.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Формирование профессионально-прикладных знаний, умений и навыков по оздоровительной аэробике, необходимых для обеспечения вне-учебной физкультурно-массовой и оздоровительной работы будущему учителю-предметнику;
2. Всестороннее физическое развитие и целенаправленная профессионально-прикладная
физическая подготовка; приобретение опыта творческого использования физкультурно-оздоровительной деятельности; воспитание моральноволевых качеств, дружбы, коллективизма учащейся молодежи;
Организация учебного процесса предусматривает теоретическую подготовку, практический раздел, включающий учебно-тренировочные и методико-практические занятия, а также самостоятельные занятия вне сетки часов.
Теоретическая подготовка включает: историю, теорию и методику преподавания оздоровительной аэробики; классификацию видов, средств оздоровительной аэробики; технику выполнения упражнений и методику обучения; формы организации, структуру и содержание занятий; основы музыкальной грамоты; специальную терминологию; врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной аэробикой; методику организации и судейства соревнований по оздоровительной аэробике; социальнобиологические основы физической культуры; профессионально-прикладную физическую подготовку будущего педагога; содержание физической культуры учителя-предметника общеобразовательной школы.
Методико-практическая подготовленность
студентов по оздоровительной аэробике включает:
I семестр - ознакомление и закрепление методик проведения частей занятия по оздоровительной аэробике (вводно-подготовительная, партерная, заключительная), разучивания с группой связок аэробики, составления композиций для показательных выступлений, техники выполнения упражнений оздоровительной аэробики;
3. Укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-массовой и оздоровительной деятельности, физическое самосовершенствование и самовоспитание будущего педагога; адаптация к условиям современного социума [5].
Программа «Оздоровительная аэробика» рассчитана на два семестра обучения в педагогическом вузе. Время, отведенное на обучение в I и II семестрах, составляет 96 часов, 48 часов в семестр, из расчета 6 часов в неделю на группу, исключая самостоятельные методико-практические занятия (организация, проведение и судейство соревнований по оздоровительной аэробике) (табл. 1).
II семестр - совершенствование и контроль методик проведения как частей, так и целого занятия по оздоровительной аэробике, составления композиций для соревнований, техники выполнения аэробных, силовых упражнений и стрет-чинга (стоя и в партере), участие в организации и судействе соревнований по оздоровительной аэробике.
Учебно-тренировочная подготовленность студентов по оздоровительной аэробике включает:
I семестр - закрепление и совершенствование упражнений профессионально-прикладной физической подготовки, развитие прикладных физических качеств (гибкость, сила, выносливость, координационные способности), повышение функциональных способностей организма;
II семестр - совершенствование и контроль упражнений профессионально-прикладной физической подготовки, развитие и совершенствование прикладных физических качеств (гибкость, сила, выносливость, координационные способности), повышение функциональных способностей и резервов организма.
Самостоятельные занятия включают в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме дня, регулярные занятия выбранным видом двигательной активности.
Из вышесказанного можно заключить, что реализация содержания программы занятий по оздоровительной аэробике для студентов системы
Таблица 1
Содержание программы «Оздоровительная аэробика»
Обучение по семестрам Количество часов по разделам Всего
Теоретич Практич. Самост Контрольный
Лекции Учебно-трен. Метод.-практ. вне сетки Лекции Практ.
I семестр 14 16 14 вне сетки 2 2 48
II семестр 14 16 14 вне сетки 2 2 48
Итого 28 32 28 4 4 96
дополнительного образования педагогического вуза позволит повысить профессионально-прикладную подготовленность по физической культуре будущих учителей-предметников, приобрести знания, умения и навыки по оздоровительной аэробике для осуществления внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности в школе, а также способствовать более осознанным процессам самовоспитания и самосовершенствования в сфере физической культуры у будущих педагогов.
Литература
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-7.
2. Бахтыбекова Ш. М. Физическая культура в профессиональной деятельности учителя-предметника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1992.
3. Виленский М. Я. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1998.
4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М., 2001. С. 78-80.
5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательной стандарте высшего профессионального образования второго поколения. Изд. официальное. М., 2000.
* * *
THECONTENT OF RECREATIONAL AEROBICS CLASSES FOR STUDENTS INVOLVED IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION OF TEACHING SCHOOLS
L. N. Akulova, Ye. V. Bogacheva
This article deals with the content of the program of recreational aerobics classes for students involved in the system of further education of teaching schools that seek to provide professional and practical training of intending teachers in physical and recreational activities at school.
Key words: intending teacher, program of recreational aerobics, professional and practical training.