3. Для России характерны тенденции самоорганизованного структурирования, что повышает эффективность конструктивных процессов и выживания в меняющемся мире.
4. Коллективное поведение редакции СМИ защищается от новостей. Можно предположить, что причиной как роста влиятельности журналистики, так и ее зависимости от внешнего управления является массовое проявление проблем межличностного общения.
Библиографический список
1. Вакурова Н.В. Влияние общего контента журналистики, PR и рекламы на доверие аудитории к СМИ // Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации (Актуальные проблемы управления - 2012). - Вып. 2. - М., 2012.
2. Зуев В.А., Зуева Е.Ю. Массмедийные образы в контексте ведения информационно-психологических войн / В сб.: СМИ и общество, проблемы взаимодействия (к 75-летию Оренбургской области): материалы региональной научно-практической конференции. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.
3. Московкин Л.И. Свобода слова не есть абсолютная ценность // Ценности современного общества и средства массовой информации. - М.: 2012.
4. Московкин Л.И., Вакурова Н.В. Теоретическое значение «фактора трех восьмерок» -история познала сослагательное наклонение (постановка задачи журналистики) // СМИ и общество, проблемы взаимодействия (к 75-летию Оренбургской области): материалы региональной научно-практической конференции. - Оренбург, 2009.
Е.В. Васильева А.Е. Терехова
ИТ-КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» В СООТВЕТСТВИИ С АКТУАЛЬНЫМИ ЗАПРОСАМИ РЫНКА ТРУДА
Ключевые слова: информационные технологии, подготовка кадров, компетенции.
Актуальность формирования компетенции в области IT& IS выпускника вуза связана с увеличением темпов качественного изменения информационной инфраструктуры современных российских компаний. Соответственно возникает острая необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов, компетентных в профессиональной сфере и области информационно-коммуникационных технологий, владеющих как фундаментальными знаниями, так и передовыми методами проектирования и эксплуатации информационных систем, в том числе ERP-решений. В своем докладе на конференции «ИТ-образование-2012» Борис Нуралиев (компания «1С») озвучил потребность российской экономики в ИТ-кадрах: ежегодная потребность страны - 100 тыс. ИТ-специалистов, средняя зарплата в ИТ-сфере в 1,5 раза выше средней по стране.
Узкоотраслевое академическое образование не готово обеспечить подготовку по растущим требованиям работодателей к ИТ-специалистам, смещенным в сторону универсальности, опыта и квалификации. В условиях активного аутсорсинга и взаимодействия при оффшорном программировании компаний с Индией и Китаем необходимо знание
© Васильева Е.В., Терехова А.Е., 2013
английского языка. Повышенный спрос на внедрение ERP-систем и бизнес-аналитику требует от компаний переделки бизнес-процессов, а значит ИТ-специалист, задействованный на проекте, обязательно должен обладать пониманием способов их модернизации (когда-то было отмечено, что если в мире тратится 52 млрд долл. в год на реинжиниринг, 40 млрд долл. из которых уходит в ИТ-отрасль, можно сказать, что информационные технологии - одна из самых затратных статей корпораций). ИТ-специалист должен быть компетентен в той области, для которой создается или внедряется информационная система. Также предъявляются требования к наличию навыков управления проектами, опыту руководства коллективом и опыту разработки приложений. Это подчеркивает важность экономического образования в ИТ-подготовке или, как вариант, подготовку выпускников различных направлений и специальностей, как пользователей с профессиональными ИТ-компетенциями. Последнее требует расширенной актуализированной ИТ-подготовки по всем направлениям вузов, а также внесения дополнений к компетенциям профессиональных стандартов.
В сфере ИТ, по данным HeadHunter, в конце 2012 г. по отношению к началу года вакансий прибавилось на 8 %. Согласно обзору рынка труда в сфере информационных технологий и телекоммуникаций Tadviser и данным отдела аналитики рекрутингового портала SuperJob.ru в 2012 г. вакансий в ИТ-отрасли увеличилось в среднем на треть, самыми востребованными стали специалисты технической поддержки (прирост спроса 117 %), программисты Oracle (60 %), системные администраторы (19 %), программисты PHP - (17 %), ИТ-директора (10 %), программисты 1С (15 %), Web-дизайнеры и системные аналитики (7 %), а вот на Java-программистов спрос в 2012 г. уменьшился на 4 %. В условиях высоких темпов развития информационных технологий, быстрых изменений в спросе на категории ИТ-специалистов, необходима гибкая система подготовки по востребованным ИТ-направлениям, которую возможно организовать в рамках сотрудничества вузов с сертификационными центрами на базе дисциплин по выбору.
От современного специалиста, потребителя и производителя информационных ресурсов и услуг требуется умение работать с любой информацией, с разнородными противоречивыми данными, способность решать сложные нестандартные задачи с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Информационная грамотность и компетенция в области IT& IS может быть обеспечена при многоуровневой ИТ-подготовке специалиста, начиная с первого курса бакалавриата и заканчивая профессиональным бизнес-образованием [1].
В 2011 г. в ГУУ была разработана концепция организации образования для формирования информационной грамотности выпускника ГУУ Ее цель - организация специального обучения современных потребителей информации реальному доступу к информационным ресурсам и культурным ценностям общества, новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокотехнологичной информационной среде, взаимодействию в ней и эффективному использованию ее возможности, а также способам защиты от ее негативных воздействий. Разработанная концепция полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта ВПО. В качестве примера приведем перечень соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», дополнив компетенциями, соответствующими актуальным требованиям рынка труда к профессионально ориентированной информационной подготовке менеджера. В
качестве дополнительных к профессиональным компетенциям ФГОС представлены следующие компетенции:
- способен осуществить и обосновать выбор проектного решения в соответствии с отраслевой и организационной спецификой (ПК-51);
- способен принимать участие в разработке и управлении информационной системой на всех этапах ее жизненного цикла (ПК-52);
- способен формировать систему требований для обеспечения и поддержки безопасности информационных ресурсов организации (ПК-53);
- способен планировать и обеспечивать операционное управление в ИТ-отделе организации (ПК-54);
- способен предлагать и реализовывать подходы, направленные на сохранение и развитие индивидуальных и коллективных знаний и компетенций (ПК-55).
Профессионально ориентированная информационная грамотность и компетенция выпускника ГУУ в области информационных технологий и информационных систем может быть разделена на четыре основных группы:
1. Навыки работы с информацией (базовая информационная компетенция). Обязательное для всех направлений подготовки обучение в рамках дисциплины «Информатика» нацелено на формирование умений осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы, самостоятельно сформулировать и определить размер своих информационных потребностей и запросов, выработать стратегию поиска, получить доступ к необходимой информации, извлечь информацию из источника и эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями. Особенностью обучения должна стать организация учебного процесса в режиме онлайн в социальных сетях, сетях знаний, сообществах практиков, библиотеках практических решений (ОК-17, ОК-18, ОК-19, ПК-34).
2. Навыки работы и внедрения систем управления и анализа деятельности предприятий (управленческая компетенция). Данное направление подготовки должно дать представление о возможностях информационной поддержки решений управленческих задач, обучить специалистов специфике работы и особенностям внедрения управленческих информационных систем: корпоративных систем управления, систем бизнес-анализа, систем планирования, подготовки и управления сложными технологическими проектами, инструментальных средств моделирования деловых процессов. В процессе обучения студенты должны получить навыки работы с корпоративными системами управления предприятиями (ERP); в системах взаимоотношений с клиентами (CRM); системах бизнес-анализа (businessintelligence, BI) и поддержки управленческих решений в бизнесе (DSS); системах класса Workflow; системах управления активами компании, электронного документооборота и др. (ОК-16, ПК-2, ПК-9, ПК-11, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-24, ПК-25, ПК-31, ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-51, ПК-54, ПК-55).
3. Навыки работы с профессиональными отраслевыми информационными системами (бизнес-компетенция). В процессе обучения студенты ГУУ должны получить практические навыки работы в отраслевых информационных системах управления предприятием, сформировать представление о возможностях информационной поддержки решения отраслевых задач, специфики автоматизации будущей профессиональной деятельности (ПК-18, ПК-19, ПК-34, ПК-51, ПК-52).
4. Навыки программирования, разработки, внедрения и администрирования информационных систем, защиты информации (техническая компетенция). Ряд дисциплин для ИТ-направлений подготовки, таких как «Бизнес-информатика», «Прикладная инфор-
матика», «Прикладная математика и информатика», «Информационный менеджмент» должны быть посвящены углубленному изучению информационных технологий для формирования навыков администрирования информационных систем, поддержки работы сетевых технологий, получения знаний по защите информации, решению нестандартных задач, процессу интеллектуализации информационных систем; особенностей управления ИТ-бизнесом, например консультирование, проекты внедрения, экономическая оценка внедрения и использования информационных систем и технологий, оценка рисков (ПК-26, ПК-34, ПК-52, ПК-53).
В настоящее время концепция апробируется в процессе обучения студентов по направлению «Менеджмент». В ГУУ уже сейчас предусмотрена подготовка по данным ИТ-направлениям на специальностях «Прикладная информатика», «Информационный менеджмент» и «Математические методы» на базе дисциплин «Информационные системы управления», «CRM-системы»; «Корпоративные информационные системы на базе решений SAP», «Корпоративные информационные системы на базе решений Oracle», «Управление активами компании на основе EAM-системы IBM Maximo»; «Корпоративные информационные системы на базе решений 1С, «Галактика» и др.», «Системы бизнес-анализа (businessintelligence, BI) и поддержки управленческих решений в бизнесе (DSS)»; «Инструментальные средства моделирования деловых процессов - Bpwin, ARIS» и др. На кафедре информационных систем ГУУ имеется соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение. Отметим, что ГУУ - первый из российских вузов, включивший в программу высшего управленческого образования в 2004 г. учебную дисциплину по бизнес-приложениям SAP; в 2006 г. - учебную дисциплину по бизнес-приложениям Oracle; в 2009 г. - учебную дисциплину по бизнес-приложениям IBMMaximo [2]. В 2011 г. подписано соглашения между ГУУ и компанией «Веллум-Развитие международных сертификаций» о предоставлении экзаменационному центру ИТ-сертификации ВШБ ГУУ права проведения экзаменов по программам отделения международных экзаменов Кембриджского университета Великобритании International Diplomain ITSkills Standard и International Diplomain ITSkills Proficiency.
Такой подход к формированию ИТ-навыков позволит повысить возможности трудоустройства: работодатели придают большое значение знаниям и навыкам работы соискателя в области информационных технологий, поскольку такой человек более обучаем и лучше адаптируется в компьютеризированной рабочей среде. Таким образом, профессионально ориентированная многоуровневая ИТ-подготовка выпускника вуза способна удовлетворить потребности российских предприятий в специалистах, компетентных в профессиональной сфере и в области IT&IS, решить проблему дефицита ИТ-кадров, которая сегодня решается за счет переподготовки специалистов из других отраслей, а следовательно, влечет за собой дополнительные затраты, которые в конечном итоге отражаются на цене ИТ-продуктов и ИТ-услуг. ИТ-образование в вузах может стать комплексным, ориентированным на запросы работодателей и обеспечит высокий уровень использования информационных и телекоммуникационных технологий во всех отраслях экономики России.
Библиографический список
1. Блинникова А.В., Васильева Е.В. Сохранение интеллектуального потенциала кадров на основе IT // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. — № 19. — С. 120-124.
2. Година Т.А., Терехова А.Е. Реализация деятельного проекта обучения в вузе с участием бизнес-сообщества // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013 - № 3. - С. 205-211.
И.С. Верстин
ПУТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРЕЛОГИЧНОСТИ МЫСЛИ В ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРВОБЫТНОСТИ Л. ЛЕВИ-БРЮЛЯ
Ключевые слова: первобытный, этнология, логика, мышление, математическая формализация.
Отображение содержательного знания в формализованной теории (исчислении) называется формализацией. Формализуемое знание должно представлять собой каким-то образом фиксированную совокупность утверждений. Для определенности уместно говорить о формализации некоторой содержательной теории. Под теорией в данном случае имеется в виду замкнутая относительно всех своих логических следствий совокупность утверждений, относящихся к соответствующей предметной области. Возможности формализации теории за счет построения соответствующего исчисления (формализованной теории), а также взаимоотношения между содержательной теорией и формализованной теорией, если такую возможность удается некоторым образом реализовать, зависят от ряда обстоятельств. Самое главное, что открывает принципиальную возможность формализации содержательной теории, - это выразительные возможности символического языка, с помощью которого предполагается отобразить любую содержательную теорию, в том числе и этнологическую концепцию социальной первобытности Л. Леви-Брюля. Вообще говоря, язык исчисления предикатов позволяет записать в символической форме обычное высказывание естественного языка или научное предложение.
Формализация состоит не просто в том, чтобы осуществить запись содержательной теории в некотором символическом языке, но и в том, чтобы выявить и отобразить при этом логику, которой будут удовлетворять высказывания с терминами, фигурирующими в содержательной теории. Вопрос о возможности формализации содержательной теории есть поэтому не только вопрос о готовности к этой процедуре со стороны содержательной теории, но и того, в достаточной ли степени разработан для этой цели имеющийся логический и математический аппарат. Надо иметь в виду, что формализованная теория в явном виде содержит всю необходимую для формализации содержательной теории логику и математику и соответствующий им класс правил или содержательно интерпретируемых теорем. Кроме того, содержательная теория обычно не детерминирует всех логических взаимоотношений высказываний, содержащих используемую в содержательной теории терминологию. Поэтому формализованная теория практически всегда задает ту или иную экспликацию этой терминологии. Оправданные содержанием содержательной теории логические различия в экспликациях терминологии позволяют построить для одной и той же содержательной теории множество альтернативных формализаций. При этом содержательная теория в зависимости от того, какая конкретная формализа-
© Верстин И.С., 2013