Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособных iт-специалистов'

Подготовка конкурентоспособных iт-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособных iт-специалистов»

N34(10) 2007

Подготовка конкурентоспособных ^-специалистов

14 июня 2007 года по инициативе журнала Прикладная информатика на базе Московской финансово-промышленной академии состоялась конференция по проблемам подготовки кадров для индустрии.

В конференции приняли участие представители учебно-методических объединений (УМО) классических технических университетов, организаций-работодателей, представители Ассоциации предприятий компьютерных информационных технологий (АПКИТ).

Доклады, представленные на конференции, и возникшие дискуссии затрагивали наиболее актуальные вопросы, связанные с образовательными стандартами высшего образования нового поколения, современными требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам вузов, а также к различным аспектам сотрудничества между 1Т-компаниями и высшими учебными заведениями.

Приветствуя участников конференции, Ю. Б. Рубин, ректор Московской финансово-промышленной академии (МФПА), отметил важность участия в диалоге по заявленной теме конференции не только представителей академического сообщества, но также и представителей прессы и 1Т-биз-неса как основного потребителя выпускни-

Ю. Б. Рубин

ков по компьютерным специальностям. Также была затронута тема будущего наиболее популярных 1Т-специальностей: «В настоящее время высшая школа находится в состоянии поиска. Единственной специальностью, по которой сегодня присваивается квалификация со словом "программист" — это "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем". Она оказалась "под топором" — возникли сложности, связанные с ее перспективами. В свое время эта специальность стала великим благом для многих вузов, которые получили возможность начать подготовку программистов в системе высшего профессионального образования РФ, ибо никакая другая специальность или направление не давали и не дают такой квалификации. В то же время специальность программиста чрезвычайно актуальна и чрезвычайно востребована».

Открывая конференцию, А. А. Емельянов обратил внимание гостей на вопросы связанные с новым поколением образовательных стандартов: «Все мы знаем, что в настоящее время готовится третье поколение государственных образовательных стандартов. УМО по прикладной информатике, базирующееся в двух вузах: Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), ведет обсуждение вариантов нового стандарта по направлению Прикладная информатика. Каждое обсуждение, объявляемое последним, оказывается на самом деле предпоследним. Перспективы утверждения стандарта в этом году кажутся несбыточными. Скорее всего,

Нв4(10) 2007

I

Её

U

£ о

U

0

5

¡5 %

1

Si

I

¡5 !

А.А. Емельянов

он будет утвержден в следующем году, а к тому моменту обязательно произойдет что-то новое с точки зрения руководящих документов.

Организаторами нашей конференции являются МФПА и журнал Прикладная информатика. Журнал объединяет креативную общественность практически всей России. Состав редакционной коллегии включает представителей городов от Смоленска до Иркутска, а это расстояние почти 6 тысяч километров, и от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Здесь представлены практически все исследовательские центры России, крупнейшие университеты, включая Московский государственный университет (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), представители бизнеса, научно-исследовательские организации, то есть все те коллективы, где появляется нечто новое, что можно и нужно докладывать. Первый номер журнала вышел в 1981 году, 26 лет назад. Тогда в редколлегию входили довольно известные ученые. Мы рады, что сейчас он вновь стал издаваться».

Руководитель проектов в образовании и науке компании Oracle Ю.М. Горвиц рассказал о том, как компания поддерживает российское образование и о ее планах на будущее: «Я с удовольствием хочу рассказать Вам немного о том, что делает Oracle в России для поддержки образования, и каким образом наша корпорация участвует

в этой теме: подготовка специалистов для IT-индустрии.

Представлять корпорацию, я думаю, не стоит — все ее знают. Это огромная корпорация, которая существует в 145 странах мира, насчитывает более 68 тысяч сотрудников. Компания на 100 процентов партнерская, то есть мы представители московского офиса, но работа по внедрению и разработке ведется через наших партнеров. У нас также есть офисы во многих крупных городах России и СНГ.

Oracle — это информационная компания, мы являемся одним из лидеров IT-ин-дустрии. Мы участвовали в недавней конференции в Петербурге "IT-summit" и активно участвуем во всех конференциях, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, поскольку эта тема для компании — одна из главных. То есть образование — было и остается для компании приоритетным сектором нашей экономики.

Oracle работает в двух основных направлениях: обучение и применение. Одно без другого не может существовать, но сегодня акцент хотелось бы сделать на обучении.

Состояние российской экономики и присутствие Oracle на этом рынке определяет какие кадры нужны и каким образом Oracle как компания может участвовать в их подготовке. В обучении две основные составляющие:

1. Обучение базовым технологиям (технологиям баз данных и всему, что с этим связано)ориентировано в основном на специалистов информационно-коммуникационных технологий — информационных и телекоммуникационных специальностей.

2. Обучение бизнес-приложениям.

Это два основных направления, в которых Oracle присутствует на Российском и всемирном рынке. Применение в сфере образования — это использование в вузах продуктов, технологий и решений корпорации для построения различных подсистем, комплексных информационных систем ву-

92

за. Есть еще региональный уровень, где департаменты разрабатываютсвои информационные и аналитические системы, и федеральный уровень, на котором также создаются различные информационные системы федерального масштаба, такие как ЕСП — единая система приема в вузы; портальные решения, например, портал edu.ru; система подготовки кадров, которую реализует "Ин-формика" с помощью продукта Oracle ¡-learning. Вы знаете особенность продуктов Oracle — чем мощнее и тяжеловеснее система, тем эффективнее и продуктивнее решение Oracle.

Где Oracle присутствует в российской экономике? Практически в каждой из этих областей Oracle является компанией номер 1:

• государственный сектор — многие учреждения работают с продуктами и технологиями Oracle, и, естественно, всем им нужны кадры;

• информационный бизнес;

• энергетика;

• телекоммуникации;

• банковский сектор;

• страховой сектор;

• химия и нефтехимия;

• авиация;

• образование и многие другие.

Очень многие секторы российской экономики используют продукты и технологии Oracle и соответственно всем им нужны профессионально образованные кадры, знающие технологии и продукты. Однако им нужны не просто узкие специалисты, а широко образованные люди, знающие основы информационных технологий, структуры информационных систем, реляционные модели баз данных и так далее. Oracle не замыкается на том, чтобы учить "кнопки нажимать". Нужны широко и глубоко образованные специалисты в области IT. Oracle готова предоставить самые передовые решения и систему подготовки таких кадров. Здесь я не могу не сослаться на цифры, приведен-

Н94(10)2007

Ю.М. Горвиц

ные руководителем подкомитета АПКИТ по образованию Борисом Нуралиевым. Приведу две цифры из последнего доклада — каждый год выпускается 70 тысяч специалистов в области IT, а необходимо выпускать 265 тысяч. Есть две стороны этой медали: первая — работа самих вузов, самой системы высшего образования по возможному наращиванию ресурсов и вторая —участие большого IT-бизнеса, крупнейших корпораций, таких как Oracle, 1С, IBM, Microsoft, Intel, HP, Cisco. Их еще долго можно перечислять.

Во всех этих корпорациях есть соответствующие проекты и программы, способствующие подготовке и переподготовке кадров, и цель которых — создание конкурентоспособной среды для специалистов, чтобы люди выходили из вуза и занимали достойное место в этой жизни, построили хорошую карьеру и были востребованы.

Естественно, что сейчас рынок, и в первую очередь IT-рынок, устроен и сложно, и просто одновременно. Нужны классные специалисты, хорошо образованные, со знанием иностранных языков. Корпорации стали интернациональными, международными, люди должны понимать друг друга во всем мире. У нас по телефонам и на компьютерах работают люди, общаясь со своими коллегами из тех самых 145 стран мира, поэтому они должны уметь общаться, обладать деловым этикетом, профессионально знать

свою область. Я не хочу сейчас глубоко вда-

93

No4(10) 2007

ваться в перечень того, что должен знать современный специалист — на эту тему есть много презентаций и текстов.

У нас есть программа под названием Oracle Academy, предназначенная для учреждений среднего и высшего профессионального образования. Она открыта с 16 октября прошлого года, состоит из трех частей, трех уровней. Любой вуз или колледж может быть участником этой программы по любому из трех направлений или даже по нескольким.

1. Введение в компьютерные науки и бизнес — программа ориентирована на возраст 17-19 лет (колледжи и первые курсы вузов). Это общее образование в области информационных систем, моделей данных, элементов языков программирования баз данных — основа основ.

2. ACSB (Advanced Computer Science & Business) — это серьезная углубленная программа по информационным технологиям, связанным с базами данных — администрированием и программированием, со структурой информации и так далее. В первую очередь она ориентирована на старшие курсы университетов факультетов ин-формационно-телекоммуникационно-тех-нологического профиля.

3. EBAP (Enterprise Business Applications g & Processes) — программа для обучения § бизнес-приложениям Oracle. Программа, § в хорошем смысле, модная. Систем такого Ц рода в российской экономике очень много, ,2 как и предприятий, использующих продук-"5 ты Oracle, а специалистов очень мало. Поэтому потребители этой программы — вузы

§ экономического, менеджерского, финансо-| вого, промышленного профиля.

а

В рамках этой программы предлагается | все, что нужно для подготовки студентов: g подготовка и предоставление материалов £ и программного обеспечения, круглосуточ-¡5 ная и круглогодичная техническая поддержка от корпорации и, если необходимо, обучение преподавателей и их сертификация.

94

Все описание программы, а также все, что нужно сделать, чтобы стать участником этой программы есть на сайте академии Oracle.

Скажу буквально пару слов о стоимости, поскольку это всегда актуально. Необходимо развеивать миф о том, что Oracle — это дорого. Дорого это для тех, кто покупает лицензии и стремится использовать новые продвинутые технологии Oracle. Однако для обучения наша компания предоставляет все почти бесплатно. 500 долларов в год — вступительный взнос, который нужно платить, чтобы быть членом программы и 150 долларов — за каждый выбранный курс.

Обычно вузы выбирают по 3-4 курса, то есть где-то 1 тысячу долларов в год вуз должен заплатить, чтобы получить все необходимое для обучения и подготовки студентов. Естественно, есть ряд процедур, которые необходимо соблюсти, выполнить. Вузы не имеют права использовать предоставленное программное обеспечение в коммерческих целях, то есть зарабатывать на этом деньги — программа предназначена только для обучения студентов (вуз будет получать всю необходимую поддержку, помощь, апгрейд). Сертификация студентов и преподавателей, хотя это может показаться странным, не предусмотрена. Студенты после окончания этой программы могут сдать в центре PROMETRIC экзамен на Oracle Certificate (официальный сертификат), для этого они получают скидку на сертификацию в размере 40 процентов. Такой опыт уже есть в Пермском университете, в МГУ и у других наших партнеров.

Чуть-чуть подробнее скажу об обучении бизнес-приложениям, поскольку это программа новая, еще не обкатанная нами. Два вуза, которые были первыми и уже полтора года идут по этому пути:

• Государственный университет управления (ГУУ) ввел программу в институте информационных систем управления"Корпоративные информационные системы на базе

Oracle", на которой две группы студентов изучают бизнес приложения Oracle;

• Высшая школа экономики (ВШЭ) организовала на факультете Менеджмента кафедру (сейчас ее заведующим являюсь я), которую так и назвали "Кафедра Oracle". Она представляет собой учебно-методический центр по разработке учебных программ, по обучению студентов бизнес-приложениям.

У нас есть список кандидатов, список вузов, желающих присоединиться к этой программе (сейчас в нем более 20 вузов со всей страны), и это только начало. Призываем и Вас, хотя это очень непростой процесс — преподавателей нет. Сейчас я расскажу немного о том, как мы идем по этому пути. У нас возникло три модели обучения в области бизнес-приложений и подготовки кадров.

Первое — это когда преподаватели вузов становятся преподавателями наших технологий. Именно эта модель реализована в ГУУ, т.е. там несколько преподавателей прошли обучение в наших учебных центрах, теперь они учат студентов. Здесь есть и плюсы и минусы. Первый минус — это затраты на обучение: обучить специалистов Oracle-технологиям — недешевое удовольствие, и у вуза на это либо есть деньги, либо он должен их искать. Второй минус — проблема удержания кадров. Есть вузы, с которыми я общаюсь, на уровне проректоров по информационным технологиям, они говорят: "Не хотим учить, как только научим, тут же сбегут". Есть проблема удержания кадров, и она понятна — специалисты знающие технологии Oracle весьма востребованы. Кроме того, педагоги являются профессиональными и собственно вузовскими педагогами, они не являются внешними людьми по отношению к вузу.

Декан ВШЭ сказал: "Не хочу учить своих преподавателей, хочу иметь консультантов из Oracle". Наши консультанты, специалисты высшей категории в свободное от работы время из любви к искусству за минимальную зарплату читают лекции студен-

Ns4(10) 2007

там. Плюс — высочайшая квалификация. Минус, с которым мы столкнулись, — согласование учебных программ. Зачастую наши специалисты понимают под тем, что они читают что-то одно, а вузовские преподаватели — что-то другое. Маленький нюанс. На совещаниях, которые мы регулярно проводим во ВШЭ, преподаватель вуза сказал нашему специалисту: "Вы ничего не понимаете в бюджетировании". На что наш консультант ответил: "Это я не понимаю в бюджетировании? Я участвовал в десятках федеральных проектов государственного масштаба. Такие компании, как РАО "ЕЭС России", работают на Oracle и федеральное казначейство. Кто кого должен учить, что такое бюджетирование?" То есть различное понимание и толкование курсов и дисциплин приводит к тому, что необходимо согласовывать учебные программы. Нужно понимать, кого мы учим: пользователей или глубоких специалистов. Важно знать, что еще изучают студенты. Мы регулярно проводим рабочие встречи нашей кафедры, на которых и вырабатывается методика подготовки кадров, о чем сегодня, собственно, и конференция.

И наконец, третья модель, к которой мы наверное и перейдем, поскольку когда вузов 1-2, то мы можем помочь специалистами, но когда вузов будет 20, понятно, что наши специалисты физически не смогут в них работать. Да к тому же они не профессиональные педагоги — это вообще не их работа. Мы сейчас идем по пути, когда у нас есть сеть образовательных центров, где работают профессиональные педагоги, и они же — профессиональные специалисты. Они все сертифицированы и прошли многочисленные разнообразные курсы. Преподавание технологий Oracle — это их работа. Мы уже собирались с директорами нескольких учебных центров, и, в принципе, они не возражают, чтобы весь этот хлеб был переложен на них. Вопрос в том, кто заплатит? Они — в некотором смысле независимые от Oracle центры — естественно зарабатывают на этом деньги. Но кто будет

No4(10) 2007

платить за подготовку/переподготовку кадров, то есть и преподавателей, и студентов. Вопрос разрешим: допустим, Oracle будет поддерживать программу, а модель — сами компании, заинтересованные в специалистах. Но для того чтобы облегчить жизнь вузам, большой бизнес идет по пути такого вот содействия вузовской среде и нашему профессиональному образованию.

Что мы сделали? HP, Oracle и наш партнер Force — центр разработки, объединив усилия с Институтом атомной энергии Курчатова, на HP-серверах, имеющихся в институте, установили Oracle Business Suit — пакет, к которому дают доступ в режиме хостинга, и ВШЭ уже пользуется этим, пока бесплатно.

Мы хотим добиться, чтобы этот сервис был предоставлен всем участникам академической инициативы Oracle. Тут, как видите одни плюсы. И мы надеемся, что это даст возможность вузам приобщиться к самым передовым технологиям в мире. 2 года назад вузов — участников академической инициативы было всего 4, через год — 18, сейчас их уже больше 40. Эта динамика показывает темпы роста. Надеюсь, что они ускорятся, учитывая, с одной стороны, нашу стратегическую деятельность, а с другой — востребованность в российской экономике.

g Oracle поддерживает различные меро-§ приятия в сфере образования. Это и кон-§ ференции, и конкурсы инновационных сту-Ц денческих работ (призываем студентов ,2 в них участвовать), это проект "Информи-"5 ки" — Международный детский лагерь. Мы хотим создать такую коалицию вузов, ис-§ пользующих Oracle, чтобы они могли теснее | сотрудничать и дружить». ■g Координатор комитета АПКИТ по обра-^ зованию П. Г. Гудков познакомил участни-| ков конференции с результатами последних g исследований ассоциации: «Основные на-£ правления, которыми занимается сейчас ко-¡5 митет это исследование потребности IT-ин-^ дустрии и народного хозяйства в IT-кадрах, разработка профессиональных образова-

96

тельных стандартов и ряд других проектов, о которых я хочу коротко рассказать.

1Т-индустрия развивается сейчас достаточно динамично. Отрасль испытывает уверенный рост особенно в части 1Т-услуг и программного обеспечения. При этом основной проблемой с точки зрения 1Т-биз-неса является недостаточное количество подготавливаемых 1Т-специалистов.

В прошлом году по заказу АПКИТ достаточно известные фигуры проводили исследования контингента студентов 1Т-специаль-ностей, анализировали открытые источники и пришли к выводу, что со специальностей, которые можно отнести к 1Т, в 2005 году было выпущено 47 тысяч, то есть 24 тысячи специалистов и 23 тысячи бакалавров. Дополнительно в 2005 году вышло 6 тысяч магистров, но понятно, что магистратура — это продолжение бакалавриата и 2 раза считать одних и тех же людей неправильно. При этом, согласно тому же анализу, на первые курсы вузов принято 70 тысяч человек. Есть положительная динамика, но ее недостаточно, чтобы закрыть потребности в 1Т-специалистах.

В этом году исследование еще не завершено, но уже можно сделать выводы относительно того, сколько специалистов необходимо для удовлетворения потребностей растущей российской экономики, то есть как для компаний, которые оказывают 1Т-услуги, так и для отраслей народного хозяйства.

В этом году на работу в 1Т-компании и департаменты других компаний придет более 250 тысяч человек. Понятно, что поскольку их сейчас в таком объеме не выпускают, то это будут люди, которые закончили вузы и колледжи по другим специальностям (физики, педагоги, инженеры и все кто угодно). И если сделать прогноз на 5 лет вперед — на 2012 год, то по самой пессимистичной оценке потребность может составить более 200 тысяч, но все равно это больше, чем сейчас набирается на первые курсы. По более оптимистичным прогнозам потребность может достигнуть и 400 тысяч человек.

При этом есть и обратная закономерность — чем больше будет выпускаться 1Т-специалистов, тем лучше будет развиваться 1Т-сектор в России. Если вдруг случится так, что вузы будут готовить в 5 раз больше специалистов, то они все равно будут востребованы, найдут работу, и этот сегмент российской экономики будет развиваться более динамично.

АПКИТ определял потребность в специалистах по нескольким направлениям так, чтобы можно было посчитать отдельно по разным сегментам экономики, а дальше эти данные сложить. Методика сводилась к тому, что брался конкретный сегмент, рассчитывались его оборот и добавленная стоимость, которая создается в этом сегменте, делались оценки того, сколько добавленной стоимости компании приносит один занятый в ней специалист, и таким образом можно было посчитать общее количество занятых. Учитывались коэффициенты ротации, как естественной, так и из-за смены вида деятельности, когда люди из 1Т-сегмента переходят в администрацию. Учитывалось, что рост происходит не только экстенсивно, то есть не только из-за прихода новых специалистов, но и за счет увеличения производительности труда, инфляции, за счет роста цен на 1Т-услуги.

В итоге, если разобрать по действиям, например, сектор поставщиков аппаратных средств, оборотсоставил почти 8 миллиардов долларов. Добавленная стоимость в этом сегменте достаточно небольшая — экспертная оценка дает около 18 процентов. Есть методики, позволяющие получить добавленную стоимость на одного работающего. Получаем, что число занятых "железячни-ков" в этом сегменте порядка 56 тысяч человек. Далее, используя те же самые коэффициенты ротации и оценки роста отрасли, мы получаем, что годовая потребность на замещение и поддержание существующего состояния сектора почти 5 тысяч человек, а на рост — еще 11 тысяч.

Такую же оценку проделываем по кон-салтерам. Здесь добавленную стоимость

Н94(10)2007

П.Г. Гудков

принимаем равной практически 100 процентам, поскольку можно сказать, что кон-салтеры практически создают деньги из воздуха. Сейчас в этом сегменте занято около 136 тысяч человек, и годовая потребность составляет порядка 40 тысяч человек.

Теперь специалисты по программному обеспечению — здесь, как разработчики, так и те, кто просто продают его без консалтинговых услуг (то есть перепродают западный или российский софт или разрабатывают и продают). Занято — 66 тысяч человек, а годовая потребность — 46 тысяч.

И последний сегмент, который оценивался отдельно — это сегмент так называемого офшорного программирования — экспорт 1Т-услуг. Оно тоже очень хорошо и динамично растет, в 2007 году оценка экспортных услуг составит более 2 миллиардов долларов. Есть данные по оплате, опять-таки данные некоммерческого партнерства РУССОФТ. Применяя уже полученную формулу, получаем, что для того чтобы обеспечить бурный рост сектора офшорного программирования в этом году потребуется 25 тысяч человек.

Надо сказать, что более весомый вклад приносят не потребности не специализированных в 1Т-бизнесе 1Т-фирм, а просто фирм, компаний из отраслей народного хозяйства. Число 1Т-специалистов там даже выше, чем занятых в 1Т-индустрии. Начиная от системных администраторов небольших

№4(10) 2007

компаний и заканчивая большими ^департаментами в "Газпроме", РАО "ЕЭС России" и других огромных компаниях. Здесь проводились опросы, для того чтобы определить количество 1Т-специалистов. В частности удалось захватить сегмент небольших и малых предприятий, которые обслуживаются партнерами 1С. В итоге мы получили, что число 1Т-специалистов в подобных компаниях почти 800 тысяч человек, а потребность отраслей народного хозяйства, исключая 1Т-отрасли, составляет 130 тысяч человек в год.

Если сравнить наши данные с остальным миром, то мы увидим, что серьезно отстаем по количеству занятых в 1Т-индустрии от Европы и США. У нас доля — менее 1,5 процентов общего числа занятого населения, в Европе — 2,5 процента, а в США — практически каждый десятый занят в ^-индустрии, хотя они, возможно, относят к 1Т более широкий круг специалистов. Но даже если отсечь все то, что мы не считаем нужным — меньше 5 процентов у них никак не получается, то нам явно есть куда расти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также делались прогнозы развития российской экономики до 2020 года и с прицелом на 2012 год, когда выйдут 1Т-специа-листы, которые сейчас приходят на первый курс. Делали пессимистичный прогноз, что темпы роста будут падать и стремиться к § среднеевропейским; а также более реали-§ стичный, что темпы будут падать, но при этом § доля 1Т в ВВП нашей страны будет стре-Ц миться от 1,35 процента к среднеевропей-,2 ским 2,5 процента. При этому нужно пони-"5 мать, что среднеевропейский уровень — это не только Германия и Франция, но и но-§ воиспеченные члены Евросоюза, такие как | Прибалтика, Чехия, Польша и другие. Так что, ■■= даже если мы будем стремиться к средне-^ европейскому уровню, то к 2012 году 1Т-спе-| циалистов нам будет требоваться существенно больше — 400 тысяч человек в год по £ реалистичному прогнозу. В настоящее время — это одно из ключевых направлений деятельности АПКИТ: доказать заинтересованным ведомствам и ведущим вузам, что 98

подготовку 1Т-специалистов нужно расширять, и эти выпускники без работы не останутся.

Еще одним направлением является работа над профессиональными стандартами 1Т-отрасли. Поскольку понятно, что нужно не только увеличивать количество, но и повышать качественный уровень выпускаемых специалистов. Здесь импульс пошел от президента страны. Год назад в Послании Федеральному собранию В. В. Путин говорил и о том, что потребности экономики в квалифицированных специалистах не удовлетворяются, и о том, что совместно с представителями бизнеса нужно заниматься содержанием программ профессионального образования. Эта тематика по прежнему актуальна. Буквально неделю назад первый премьер Сергей Иванов на Петербургском экономическом форуме продолжил эту тему, говоря, что сохраняются серьезные диспропорции между структурой подготовки кадров и спросом. 1Т-от-расль — как раз является ярким примером. На Совете по 1Т при министре информационных технологий и связи было принято решение о том, что необходимо разрабатывать профессиональные стандарты. Компании, входящие в Совет по 1Т, занялись этой работой, присоединились также и те, кто в него не входит. В этом году такая работа велась под кураторством директора департамента по стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олега Бяхова.

На текущий момент у нас готово 9 из 12 стандартов. Остальные 3 планируется завершить в течение нескольких месяцев. Профессиональные стандарты — это не калька с каких-то зарубежных стандартов, они разрабатывались именно с оглядкой на потребности российской экономики. И, в частности, есть достаточно уникальная для России профессия — специалист по информационным системам. Это универсальный специалист широкого профиля. Такие специалисты очень востребованы в большинстве небольших и средних компаний, но они так-

же нужны и в крупных компаниях наряду со специалистами узкого профиля. Таким образом, на наш взгляд, эта профессия просто необходима.

Все, что я сейчас рассказывал, мы стараемся активно развивать на самых разных управленческих уровнях.

Еще одно направление, которым сейчас занимается комитет АПКИТ по образованию — это участие в составлении делового рейтинга высшего образования. Результаты должны быть уже летом этого года.

В заключение хочется высказать пожелания, как министерству, так и вузовскому сообществу. К вузам мы обращаемся с просьбой увеличивать подготовку IT-спе-циалистов, к министерству — увеличивать подготовку за счет федерального бюджета. 25 мая этого года А. Фурсенко заявил, что в целом количество бюджетных мест будет сокращаться, но в тех вузах, которые доказали, что их выпускники идут работать по специальности, в качестве примера была приведена отрасль информационных технологий, поэтому количество бюджетных мест будет увеличиваться. Нам бы хотелось, чтобы вузы поддержали нашуинициа-тиву и стали просить как можно больше мест для IT-специалистов.

Мы хотим после завершения текущих исследований более плотно заняться поддержкой преподавателей IT-дисциплин в вузах, поскольку это все-таки наиболее динамичная часть вузовского сообщества. Если найти хорошего IT-преподавателя, да еще такого, который начинает контактировать с коммерческими компаниями, с той же Oracle, то он очень быстро может из вуза уйти. Следует поддерживать IT-преподавате-лей особенно.

Хочется еще раз поблагодарить представителей вузов, которые здесь есть, за огромную работу, проводившуюся все эти годы, поскольку, несмотря на все описанные трудности и кошмары (сколько нам кого не хватает), тем не менее, это заслуга вузов в том, что IT-отрасль в России до сих пор развивалась бешеными темпами. Образова-

^ №4(10)2007

ние, которое "работало" последние 10-15лет и в советские годы, заложило такой фундамент для развития. Просто сейчас хочется двигаться дальше, идти вперед и развиваться еще более динамично».

Генеральный директор издательства «Финансы и статистика» А.Н. Звонова обратила внимание собравшихся на проблему недостатка узкоспециализированной и научной литературы по информационным и другим современным технологиям: «Что же сейчас получается? Во времена СССР было всего 67 издательств, и как-то все всем были обеспечены от Москвы до самых до окраин. Во всяком случае обеспечены специальной литературой, может быть романов не хватало, и то потом страна нашла выход из положения, объявив безлимитную подписку, скажем, на произведения Пушкина и Лермонтова.

Теперь в стране более 12 тысяч издательств, в одной Москве 2272 издательства. Мы гордимся количеством выпускаемых книг, мы превзошли самый расцвет публикации в прежнее время — 83 400 наименований в год, теперь уже 110 тысяч наименований. Но на недавнем юбилее Книжной палаты я видела рейтинг15 наиболее спрашиваемых книг. Была бы хоть одна книга делового профиля — ни одной.

Многочисленные издательства взялись за выпуск литературы и все подумали, что понимают в маркетинге, менеджменте, финансах, банках и так далее.

А.Н. Звонова

99

Когда к нам приходят люди и предлагают выпустить книгу на какую-либо популярную тему, я говорю, что на эти темы выпущено уже довольно много изданий, и, наверное, рынок уже не так нуждается в этой литературе. Давайте лучше возьмем нейронные сети, выпустить книгу по ним куда сложнее!

Наше издательство 2 года назад отметило юбилей — 80 лет. Благодаря плотной и четкой работе с УМО и отдельными кафедрами вузов, мы стараемся поддерживать связь и находить интересные работы. Часто то, что распространяется внутренним путем, не приносит автору ни славы, ни денег. Мы предлагаем — покажите, вместе сделаем и выпустим на рынок.

Мы подготовили издание "Болонский процесс. Основополагающие материалы", в основу которого легли 10 документов».

Заведующий кафедрой Информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного университета В. Г. Халин выступил с докладом о современном состоянии и перспективах развития магистратуры в России: «Я остановлюсь на небольшом сообщении, которое касается высшей школы и того, что называется магистратурой, как перспективного направления развития нашей высшей школы.

Все мы отдаем себе отчет в том, что § в 2007 году происходят серьезные измене-§ ния в нашей высшей школе. Я не буду напо-| минать заседание коллегии, которое со-

сл

В.Г. Халин

стоялось 1 февраля этого года, относительно Государственного образовательного стандарта (ГОС) третьего поколения и проекта закона о введении уровневости, не буду также говорить о заседании правительства, где был одобрен законопроект, содержащий изменения в законы. Я напомню лишь некоторые хорошо знакомые вещи.

В настоящее время мы под словом "магистратура" подразумеваем 6-летнюю ступень, которая согласно закону 1993 года состояла из программы бакалавра и двухлетней программы магистра. В 2003 году это положение было отменено, и что же сейчас есть магистратура? Да, эта ступень предусматривает 6-летний период обучения. Никакой четкой структуры не зафиксировано, и то, из чего она состоит, прописано в наших стандартах прошлого поколения. Там действительно говорилось, что магистратура — это бакалавриат плюс двухлетняя специализированная программа подготовки магистров.

Вот я умышленно сейчас напомнил, что мы как будто бы возвращаемся к уровнево-му образованию. А еще в ГОС первого поколения у нас был первый уровень — любые 2 года, вторым уровнем был бакалавриат и к третьему уровню относились специалист и магистр. Любой бакалавр мог продолжить учебу на госбюджетной основе либо год на специалиста, либо два на магистра. В 1996 году, когда был принят закон о высшем и послевузовском образовании, у нас понятие уровневости пропало. Каждая ступень стала независимой, и мы с вами имеем на сегодняшний день более 530 специальностей и более 195 направлений подготовки бакалавров и магистров. И в каком состоянии мы переходим в новую правовую основу?

В настоящее время у нас бакалавриат лицензирован в 50 процентах вузов, магистратура — в 17испециальности — в 100про-центах. Но иметь лицензию и готовить кадры — это совершенно разные вещи. Если мы посмотрим росстатовский сборник — выпуск специалистов составляет более

100

90 процентов, то есть это люди, которые получают диплом специалиста, менее 10 — получают диплом бакалавра, менее 1 процента — диплом магистра. В условиях нового проекта закона об уровневости, когда предусматривается почти полное отсутствие специалистов, и мы переходим целиком на 4-летнее высшее профессиональное образование, это безусловно приводит к совершенно новому раскладу.

Я озвучу некоторые данные, которые содержатся в нашем национальном докладе с болонской встречи — пятой встречи министров образования 17-18 мая этого года в Лондоне: магистров, как и бакалавров, из 7,5 миллиона студентов еще меньше, чем по указанной статистике. Высшая школа традиционно ведет обучение по специальностям. Я хочу спросить у уважаемой аудитории. Известны ли результаты оценки национального отчета России на этой встрече? Известно ли, что каждая страна отчитывалась по 11 параметрам, и один из первых параметров — это готовность перехода национальной системы образования на двух-уровневость? И оценка 5 ставилась, если более 90 процентов студентов в стране обучались по двухступенчатой системе. И совершенно очевидно, что по этому параметру наша страна получила низший балл. Вообще, у нас почему-то не принято об этом говорить, но наш национальный отчет оценили между двойкой и тройкой, то есть совершенно непригодным.

Тем не менее, я хотел бы два слова сказать о другом. Мы с вами все работаем в высшей школе. Я умышленно хочу спросить, а что нас ждет после 1 сентября. В новом проекте закона, первое обсуждение которого в Думе уже состоялось, с моей точки зрения четыре принципиальных момента:

• специальности. Их остается очень мало — всего 18, это сокращение более чем в 30 раз;

• специальности переходят в статус утверждаемых законом, то есть их утверждает только правительство. Любой из стан-

№4(10) 2007

дартов 1-го, 2-го, 3-го поколений — это был классификат министра;

• только бакалавры поступают в магистратуру, и магистратура перестает быть 6-летней структурой, она становится двухлетней программой. В этой ситуации всем ли известно, что на сегодняшний день, когда мы живем в условиях наличия магистратуры 10 лет, до сих пор нет механизма финансирования магистратуры. До сих пор каждый вуз договаривается, сколько в приложении номер 2 к контрольным цифрам будет выделено госбюджетных мест. Известно, что любой человек, поступающий в магистратуру, сразу же теряет отсрочку от армии, неважно была ли у него военная кафедра или нет. Отдаем ли мы себе отчет, что в этих условиях, магистратура становится основной образовательной программой подготовки специалистов;

• в этом законе предусмотрено, что в аспирантуру не будут приниматься бакалавры. Знаем ли мы, что в Америке у которой мы многое копируем, любой человек по своему желанию после бакалавра может идти в PhD или магистратуру в зависимости от того, как он осваивает эту программу. Либо он сдает экзамен и получает диплом магистра, либо он идет на диссертацию.

Почти все высшее образование будет 4-летним бакалавриатом, плюс будет оторванная магистратура 2 года, в которую примут только бакалавров, и очень маленький кусочек, такой как медицина и безопасность, где останутся специалисты. И в этой ситуации, когда, каждый вуз, который конечно заинтересован в подготовке конкурентных выпускников, и при наличии магистратуры, которая является одним из способов подготовки людей к профессиональной деятельности, мы должны отдавать себе отчет в том, что на сегодняшний день до конца не решены многие вопросы: финансирование, статус магистранта, отсрочка, аспирантура, другие позиции.

Возьмем любую специальность, такую как менеджмент организаций или управле-

101

Н94(10)2007

ние экономикой на предприятии — нам говорят: "Все. С завтрашнего дня (с 1 сентября) у вас не будет приема на эту специальность". Сразу возникает вопрос о лицензировании. Да, бакалавриат нам сразу лицензируют автоматом. Но простите, если мы законодательно отнесли специальность и магистратуру к одному уровню, вопросы лицензирования будут или не будут решаться автоматом? Какова степень свободы вуза при формировании образовательных программ? То, что нам предлагается — это 50-процентная свобода выбора по бакалавриату, по специальности у вуза есть — 70 процентов, и там в основном федеральная компонента, магистратура заслуживает отдельного разговора — 70 процентов. Посмотрите — мы выдаем диплом магистра менеджмента, магистра прикладной информатики, магистра юриспруденции. Мы выдаем один и тотже диплом, а содержание может абсолютно отличаться.

Тут, может быть, есть некоторые плюсы. Если мы раньше рассматривали магистратуру как 6-летнюю программу, то теперь мы можем говорить о ней, как о программе подготовки научных и педагогических кадров для тех, кто пришел с соответствующих бакалавриатов, для людей с других направлений бакалавриата — это может быть определенная форма переподготовки, а для третьих — менее близких к направлению — это может быть программа повышения квалификации.

Я не буду останавливаться на том, насколько высшая школа готова к таким кардинальным преобразованиям».

Президент компании «Мультимедиатехно-логии и дистанционное обучение» Д. Д. Аветисян познакомил участников конференции с разработками компании, а также поднял вопрос о том, что компания может предложить вузам и отдельным преподавателям: «Системы обучающих программ серии Te-achPro мы издаем еще с 1995 года. Компании в этом году исполняется 14 лет. Я сам всю жизнь занимался тренажерами атомных станций, вот сейчас более простые за-

Д.Д. Аветисян

дачи — обучающие программы для системы высшего образования.

Сегодня сложилась ситуация, когда техническая инфраструктура достаточно сформировалась, и практически все студенты имеют дома компьютеры, но, к сожалению, мы отстали в формах организации производства мультимедийной продукции и обучающих программ. Именно мультимедийных, потому что мы говорим об информатизации образования.

Собственно кризиса в образовании не было, но вдруг в америке придумали персональные компьютеры и Internet, и встала проблема создания обучающих программ. Теперь надо решать задачу модернизации образования через информатизацию. И вот здесь мы могли бы догнать, даже сегодня еще не поздно, поскольку Internet открыт в обе стороны, как с Запада к нам, так и от нас на Запад. Мы могли бы легко конкурировать на западном рынке.

Главное отставание в информатизации образования — это мое твердое убеждение — сегодня нет обучающих программ. Все студенты имеют компьютеры, но для них нет ни одного курса по экономике, физике, математике, иностранным языкам, и обучение продолжает быть не информа-тизированным. Недавно я был в одном из ведущих вузов, проходил аудиторию. Там висела доска, где на английском языке были фразы, переводы и транскрипции. Сегодня продолжают обучаться иностранным

102

языкам, не используя великолепные возможности компьютера. У нас есть курсы по английскому языку, немецкому, французскому, испанскому, русскому. Есть обучающие программы по компьютерной грамотности, есть программы, сделанные для различных вузов.

Сегодня нами сделано более 30 курсов с разными вузами. Мы реализуем программу создания обучающих программ по совершенно разным направлениям. Есть готовая технология, мы готовы сотрудничать. Мы делаем обучающие программы совместно с вузами и наше предложение — давайте делать обучающие программы с помощью наших технологий.

Организационная модель выглядит примерно следующим образом: мы передаем вам всю технологию бесплатно и формируем при институтах инфрасреду для конвейерного создания новых программ. Наш интерес заключается в том, что мы передаем не всю технологию, она бинарная, то есть мы передаем только ту ее часть, которая позволяет формировать контент обучающих программ, но не позволяет полноценно его использовать. А потом у себя собираем их в оболочку и передаем вузам для того, чтобы использовать их в учебном процессе. Таким образом, вы своими силами, своими ресурсами, но благодаря нашей технологии создаете для себя обучающие программы. А мы выносим эти программы на открытый рынок.

Мы делаем не просто учебники, а диски для самостоятельной работы, сетевые версии для внутривузовской локальной сети, книги, которые всегда нужны в учебном процессе, web-версии для самостоятельного изучения дома.

Самое важное — все наши программы соответствуют стандарту SCORM (Sharable Content Object Reference Model), это означает, что все они стыкуются с любой LMS-системой (Learning Management System), которая обязательно должна быть в вузе. Это преимущество наших программ, поэтому они внедрены в десятках корпоративных рынков».

Но4(10)2007

Директор по консалтингу компании Columbus IT И. Н. Прокимнов выступил с докладом «Рынок ERP-профессионалов. Требуется образование».

«Основной профиль нашей компании — внедрение ERP-систем и аналитических систем. Мы не только их продаем, мы их внедряем. Мы консалтинговая компания. Традиционно консалтинг является одним из основных потребителей молодых специалистов. Всех людей, которые заканчивают вузы и даже до того, как они их заканчивают. Хочу потратить несколько минут на то, чтобы рассказать какие требования предъявляет современная индустрия к молодым специалистам.

Ни для кого не секрет, что сейчас людей просто физически нет. Мы не можем найти не то чтобы людей, которые нам нравятся — мы их вообще не можем найти. И такая ситуация не только в нашей нише, в нашем узком направлении. Мы общаемся с коллегами и теми людьми, которые работают в смешанном бизнесе. Молодых специалистов сейчас нет — некоторые объясняют это пресловутым спадом рождаемости в 80-х годах, тем что сейчас действительно физически не хватает выпускников. Когда нет людей, это конечно плохо, но мне хотелось бы сосредоточиться на том, чего мы ждем от людей, которые все-таки есть. Кто работает в консалтинге, какие люди нам нужны?

Консалтинг это работа для особого типа людей — не всякий человек сможет долго

И.Н. Прокимнов

1G3

№4(10) 2007

в нем работать. Работа постоянно связана со многими специфическими вещами: новыми задачами, перемещениями, новыми людьми. Человек должен быть склонен к коммуникабельности, и если по природе своей человек к ней не склонен, то больше чем год-два он здесь не продержится. Поэтому одна из основных целей — это набрать не тех людей, которые обладают сейчас определенными компетенциями, а "правильных для консалтинга" людей. Что это — за люди?

Человек должен видеть свой успех, свое развитие, как профессионал. Консалтинговые компании — это, как правило, плоские структуры, то есть особых иерархий в них не предусмотрено. Я, как директор, тоже постоянно езжу по проектам и занимаюсь ими. Так что если человек видит свое развитие как чиновник — консалтинг не для него. Человек должен быть склонен к новым задачам, перемене тематики и даже рода деятельности. Сегодня он внедряет управление складом и полностью вникает в задачи склада, завтра ему достается задача по оптимизации грузопоставок, это совсем другой род задач, совсем другие люди этим занимаются. Человек должен постоянно тяготеть к саморазвитию.

Что должны уметь консультанты? Краткого ответа на этот вопрос нет, а если § и есть, то он должен быть вот такой: слу-§ шать, думать, говорить. Конечно, такая ха-§ рактеристика включает множество поня-Ц тий — он должен уметь писать, общаться, ,2 выступать перед аудиторией и так далее. "5 К сожалению, чтобы обучить человека этим компетенциям в таком фундаментальном § разрезе нужно достаточно много времени. | И это хотелось бы уже видеть в кандидатах, * в молодых специалистах. Консультанты ^ должны быть умными, решать нестандарт-| ные задачи — от этого часто многое зависит, должны разбираться в новых областях. £ Важное личное качество — дружелюбие — ^ человек должен чувствовать удовольствие от общения с клиентом. Трудолюбие тоже важно — загрузка очень неравномерная,

104

иногда план щадящий, гладкий, а иногда приходится сидеть ночами.

Что нужно чтобы внедрить систему? Очень многое и разное. Определение целей, суровый менеджмент, а заканчивается все сугубо техническими задачами. Спектр прикладных компетенций, которые нам нужны очень широк. Мы даже не мечтаем получить специалиста со всеми этими компетенциями — мы даже об этом не говорим. Мы сами научим людей обучать пользователей и тому, что нужно — мы в этом проблемы не видим. Мы видим проблему в другом — в плохой базе, чтобы развивать прикладные компетенции.

Что нужно ЕЯР-консультанту? Главное — системный анализ, бизнес-анализ и коммуникабельность.

Как мы оцениваем ситуацию с молодыми специалистами, которых сейчас получаем? Ниже удовлетворительной. Самое болезненное — это искаженная система ценностей. Не знаю из-за чего, но большинство выпускников ориентировано на высокий пост, служебный рост и очень высокую зарплату. Я сам не против высокой зарплаты, считаю, что труд специалиста должен хорошо компенсироваться, но ожидания совершенно неадекватны.

Следующая болезненная область — это завышенная самооценка. Даже если человек уже имел некоторый опыт, нет гарантии того, что он нам подходит или его можно использовать. Люди считают, что они многого стоят, хотя по сути являются объектом для долгосрочных инвестиций. Выражается это в совершенно неадекватных требованиях к компенсации. Люди не готовы самообучаться и не готовы стремиться учиться. Даже наставничество не работает.

Это были две глобальные проблемы. Из более приземленного — не умеют слушать, не умеют думать. Вот коммуникациям можно научить, но научить думать тяжело — отсутствует системность и структурированность мышления. Реальные проблемы с формальной логикой. Это вырождается в огромное количество проблем. Неспособ-

Н94(10)2007

ность абстрактно мыслить. Низкий уровень активных базовых знаний. Когда люди узнают, что к забытым математическомуанализу и статистике нужно обращаться каждый день, очень удивляются.

Что мы делаем? Давно и относительно успешно наладили обучение сотрудников прикладным дисциплинам. Мы учим людей составлять документы, брать интервью, выступать с презентациями, расписывать бизнес-процессы, функциональный дизайн и так далее, но крайне сложно восполнить воспитание и базовые знания. И вот здесь у нас вся надежда на вузы и школы: среднюю и высшую. Мы сами сделать ничего уже не сможем.

И в заключение отмечу, что все начинается с того, что нужно взять на работу правильного человека — в этот момент определяется успех консалтинговой компании. Успешно сделанный проект, нахождение клиентов, маркетинговая активность, выставки — это не начало успеха. И вот здесь в данный момент у нас есть определенные сложности. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем это исправить.»

Директор проекта 1С С. М. Диго выступила с докладом «1С нужна кузница кадров».

«Предположим, что мы готовим очень грамотных специалистов, они ориентированы в узкой профессиональной области — конкурентоспособны ли они? Да, но те знания, которыми они обладают, востребованы небольшим числом пользователей. Важно, чтобы специалисты не просто были очень высокого уровня, а чтобы они были еще и восприняты рынком.

Нужны кадры разнообразные по своим компетенциям. Я хочу конкретизировать те положения, которые уже были затронуты в выступлениях моих коллег. Для того чтобы определить, кого мы должны готовить, следует понимать, какая численность вот этих специалистов нужна?

В очень важном исследовании под эгидой АПКИТ это вылилось в деление на крупные блоки. Вот столько нужно программи-

С.М. Диго

стов, столько аналитиков. Но программирование как таковое — это огромная область. Можно учить программировать на Ассемблере, а можно на высокоуровневых языках. Важно определить — какая потребность в таких вот подклассах.

Поэтому цифры по специалистам, и в частности, по программистам, я и хочу конкретизировать. Например, какова по-требностьвспециалистахпо 1С. 1С: Предприятие широко используется на российских предприятиях. Более 90 процентов бухгалтерского и экономического рынков занято продуктами 1С. Как следствие, специалисты по технологиям очень востребованы.

У нас есть разные категории парт-нерств, в частности есть франчайзи, и они как раз занимаются внедрением, конфигурацией, подстройкой. Мы проводили для себя анализ — сколько специалистов нам надо. Лишь в 2006 году прирост только по франчайзинговым фирмам составил 12 тысяч человек, и людей не хватало. А если бы хватало, то этот прирост был бы еще больше.

Мы проводим партнерские семинары и анкетируем людей с вопросом "Что мешает развитию бизнеса?" С большим отрывом побеждает ответ о том, что мешает нехватка кадров. Она мешает не только нам, а всем 1Т- и не 1Т-фирмам.

Вообще, у нас сложилось искаженное представление о том, что такое продукты

105

No4(10) 2007

1С, и как они должны использоваться. Есть понятие платформы, включающей язык программирования, это объектно-ориентированный язык и, более того, частный случай объектно-ориентированного языка — предметно-ориентированный язык. Предметность его ориентации — экономические и экономико-ориентированные системы. Для разработки самой платформы нужны программисты не на языке 1С.

Далее есть тиражные прикладные решения — бухгалтерия, зарплата и так далее. С 1С: Преприятие, относящимся к ERP-системам, мы вышли на второе место в мире после SAP и опередили Microsoft с их продуктами. Но тиражные решения разрабатывают не так уж много человек.

Дальше разрабатываются отраслевые решения — там занято больше людей, а еще дальше — это партнеры внедренцы, которых больше 100 тысяч, и в конце концов сотрудники информационных служб, на предприятиях которых более 800 тысяч человек. Это огромная армия.

Все мы творцы своего счастья. Фирма 1С активно сотрудничает с учебными заведениями. Очень много делается не только для продвижения продуктов 1С, но и для развития системы образования. В частности разработка профессиональных и образовательных стандартов. Мы сотрудничаем § с огромным количеством учебных заведе-§ ний. Более 2,5 тысяч заведений заключили § договора, то есть официально используют Ц 1С. Мы создаем базовые кафедры. С одной ,2 стороны, это полигон, где мы используем "5 наши технологии, а с другой — вынужденная мера, часто вызванная тем, что в самих § вузах нет специалистов способных качест-! венно проводить занятия. В МЭСИ и ВШЭ ■g кафедры созданы как структурные едини-^ цы. Работа на них не ограничивается чте-| нием курсов. Мы участвуем в организации g дней открытых дверей, в работе с магист-

СО

£ рами.

¡5 Очень мешает отсутствие законодательной базы. Законы странные — они как будто созданы, чтобы не помочь, а мешать.

106

Например мы пишем, что хотим передать в библиотеку литературу, у нас ее много, мы сами разрабатываем учебники. Вуз говорит: "Не надо: если мы фиксируем передачу, значит, мы должны заплатить налоги, а потом еще вуз должен заплатить за подарок". Вузу выгоднее самому купить, чем принять в подарок. Законодательная база мешает нам работать, а не помогает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хочу еще сказать о системе программ 1С: Предприятие. Платформа — это основа, и умение ей владеть очень важно. Цель платформы не в том, чтобы язык был сложнее, а чтобы это был удобный эффективный инструмент, позволяющий делать то, что надо.

На недавней конференции один из выступающих студентов сказал, что многие знания, которые дают в вузе, не нужны. Для дипломного проектирования берется тот инструмент, которому учили, что далеко не всегда эффективно. Может быть нам чаще стоит проводить совместные конференции для преподавателей, ученых, студентов?

Зачастую студенты являются двигателем прогресса и очень важно всем участникам процесса уметь слушать и слышать друг друга. Образование должно быть непрерывным, но сейчас эта непрерывность заключается в том, что студенты иногда забрасывают свои занятия и идут параллельно на курсы, потому что они должны быть востребованы.

Дальше хочу коснуться разработки профессионального стандарта, в которой мы активно участвовали. Мы были инициатором введения специальности "Специалист по информационным системам". До того были горизонтальные нарезки — узкие профессии. Подобные узкие специализации срабатывают только тогда, когда фирма очень крупная. Большинство наших компаний — это мелкий и средний бизнес, там нет столько категорий профессий. Там "айтишник" это универсальный специалист.

Кого и как нужно стимулировать, чтобы все было хорошо. Если система рейтин-гования вузов будет правильно выстроена, может быть это стимулирует вузы? А может быть нужно использовать какие-то другие методы. Многие представители бизнеса отмечают, что чем выше бренд университета, тем сложнее подвигнуть эти вузы на использование новых технологий.

Мы готовы делиться своими программными и методическими продуктами. У нас есть комплект всех продуктов по 1С: Предприятию 8.0 и методическая литература. Вуз, однократно приобретя этот пакет, решает проблему для всех своих учебных курсов. У нас есть учебные версии, которые для конечного пользователя стоят 70 рублей, а для вузов еще дешевле.

Создавая методические пособия мы стараемся способствовать системе образования. У нас есть так называемые стандартные сертифицированные курсы. Учебные заведения могут встраивать их в свои программы. Когда мы работаем с вузами по соглашениям, то методички выходят с лейблами и 1С, и вуза.

Здесь спрашивали про дистанционное обучение — есть !п!егпе!-обучение.

Есть опыт положительного взаимодействия с вузами. Мы участвуем в разработке профессиональных стандартов, в экспертизе образовательных стандартов, создаем базовые кафедры, 12-й год проходим международную олимпиаду по программированию на базе платформы 1С.

Призываем активно использовать те возможности, которые мы даем, и расширять подготовку !Т-специалистов.»

Профессор факультета экономики и управления Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПТУ) В.Н. Волкова завершила конференцию, напомнив участникам о фундаментальном (наряду с прикладным) значении информатики как науки: «Хочуобратить внимание на аспект, который не был затронут. Мы стараемся следовать западным об-

Ш4(10)2007

В.Н. Волкова

разцам, но что такое все-таки прикладная информатика?

Мы в СПбГПТУ все больше возвращаемся к определению, которое в свое время дал мой учитель Ф.Е. Темников: "Информатика — это наука об информационных элементах и средствах, о процессах, это наука о системах". То есть это наука о закономерностях развития сложных систем.

В основном мы произносим зарплата, торговля, склад и так далее, говорим об автоматизации, но как же будущие предприятия? Если думать о том, чтобы его сохранять и развивать, нужно не забывать о научно-технической информации, информации о перспективах, о правильном комплектовании баз данных, о грамотном использовании существующей теории, ведь сколько изобретается давно созданных велосипедов!

Чтобы правильно комплектовать свои базы нужно вспоминать закономерности. В наших стандартах такого, к сожалению, не просматривается. А может нужно хранить не всю информацию? Как нужно формировать ядро бизнеса?

Мне очень хотелось бы обратить внимание на необходимость обучения существующей теории и закономерностям в области информации».

Материал подготовил Валерий Артюхин

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.