Научная статья на тему 'Реализация деятельного проекта обучения в вузе с участием бизнес-сообщества'

Реализация деятельного проекта обучения в вузе с участием бизнес-сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ERP / SAP
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Година Татьяна Алексеевна, Терехова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельного проекта обучения в вузе с участием бизнес-сообщества»

гогов в настоящее время, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Многие педагоги имеют низкий уровень интереса к своей профессии; не владеют гуманитарными педагогическими технологиями; обладают высокой степенью конфликтности и агрессивности.

Литература

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы // Санкт-Петербург, 2007. 208 с.

2. Белова С. «Сгоревший» учитель на фоне «живого» компьютера, или Проекты в образовании: иллюзии и реальность // Народное образование. 2008. №1. С. 122-129.

3. Каменский А. Школа 21 века и ее учитель // Народное образование. 2009. №7. с. 89-92.

4. Немов Р.С. Психология // Москва, 2003. 606 с.

5. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // Москва, 1995. 187 с.

6. Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. 2006. №9. С. 192-195.

Т.А. Година А.Е. Терехова

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С УЧАСТИЕМ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Ключевые слова: система образования, информационное общество, повышение качества образования, корпоративная информационная система, ERP, SAP.

Новая государственная образовательная парадигма, в рамках которой система образования России должна присоединиться к так называемому Болонскому процессу, предполагает пересмотр ключевых ориентиров, развитие фундаментальных междисциплинарных знаний в сфере профессионального образования. Информатизация системы образования, которая заключается в широком применении во всех подсистемах и компонентах новейших информационных технологий, является одним из важнейших направлений реорганизации образования для целей реализации потребностей общества. Научно доказано, что овладение обществом современными информационными технологиями определяет возможности и темпы развития его интеллектуального потенциала, и, в конечном счете - роль и место в мировом сообществе.

В российском образовании, особенно в высших учебных заведениях, в последние десятилетия наблюдается достаточно активный интерес к использованию новых технологий в учебном процессе. Наряду с этим, недостаточность финансирования реформ системы образования привела к серьезному отставанию российской высшей школы от западных высших учебных заведений в сфере информатизации образования. В последнее

© Година Т.А., Терехова А.Е., 2013

время все большее число исследователей обращают внимание на необходимость устранения данного разрыва и настаивают на вложении значительных финансовых и человеческих ресурсов в процессы информатизации.

Значительно изменяются роль и функции государства в области образования. Правительство страны осуществляет политику дерегулирования, передавая самим образовательным институтам больше прав и полномочий, что приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в системе образования в целом. Большинство вузов сталкиваются с проблемой финансирования своей деятельности, с необходимостью сокращения общих расходов либо за счет сокращения численности персонала, либо за счет уменьшения фонда оплаты труда. Так, в национальном докладе о развитии человеческого потенциала «На пути к обществу, основанному на знаниях» сделан вывод о том, что главной проблемой российского третичного образования является низкий уровень его финансирования [4]. Наблюдается постепенный уход государства, как основного заказчика и инвестора, из сферы высшего образования. Государственный заказ носит неконкретный характер и предусматривает лишь число бюджетных мест для вуза, но не подготовку конкретных специалистов, востребованных в будущем экономическими субъектами и органами власти. По имеющимся оценкам, общие расходы (государственные и частные) на третичное образование в России составляют 1,1 процента ВВП [2]. Однако если брать итоговым показателем отношение расходов на одного учащегося по уровням образования к величине среднедушевого ВВП, то наша страна оказывается на одном из последних мест в мире. В результате снижаются качество третичного образования, степень его соответствия современным требованиям эффективности образовательного процесса.

Перспективы образования в информационном обществе связаны с характерными чертами и особенностями всех сфер общественной жизни, именно характеристики экономического уклада и уровень развития общества диктуют направления развития системы образования. Так, в аграрном обществе экономическая деятельность была связана с производством продуктов питания, при этом ограничивающим фактором являлась земля с ее плодородием, в индустриальном обществе главным было производство товаров, а ограничивающим фактором — капитал. В информационном же обществе основной экономической деятельностью является генерирование и применение информации для эффективного функционирования других форм производства, а ограничивающим фактором становится знание. Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе таковыми выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде [2]. Образовательные технологии должны быть адекватны требованиям новой среды, обеспечивать формирование у обучающихся личных качеств и навыков для жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, что потребует пересмотра и радикального изменения содержания образования, в том числе и в области информатики.

Для достижения нового качества профессионального образования поставлены задачи информатизации образования и оптимизации методов обучения, активного использования инновационных технологий. Высшие учебные заведения, в процессе подготовки своих выпускников для работы в новых условиях, должны соответствующим образом реагировать на изменения требований со стороны государства и общества [8]. В соответствии с новой образовательной парадигмой необходимо внедрение значительного

числа новшеств в процессы подготовки специалистов, которые касаются как собственно процесса обучения, так и способов его организации, а также управления вузом в целом. Информационная насыщенность современного высшего образования, его интернациональность, глобальные масштабы преобразований, повсеместная информатизация процессов обучения определяют необходимость освоения новых форм сотрудничества всех заинтересованных сторон процесса подготовки будущих специалистов.

В контексте образовательной деятельности инновационные процессы предполагают введение новшеств в цели, содержание, методы и формы обучения, а также в организацию образовательного процесса [1]. Современный рынок образовательных услуг можно охарактеризовать значительным ростом числа потребителей, изменением количества предложений образовательных продуктов, усилением конкуренции между учебными заведениями. Применяемые информационные и коммуникационные технологии способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению мирового рынка образовательных услуг.

Мировые тенденции убедительно свидетельствуют о переходе высшей школы от государственного финансирования к диверсифицированным неправительственным источникам. Развитие современной экономики доказательно иллюстрирует, что информация и знания в информационном обществе приобретают совершенно новый для них статус основного капитала, а потому появляется вопрос цены приобретения данного капитала. С одной стороны, если рассматривать аспекты внедрения инноваций в образование, можно отметить, что принципиальную выгоду от его качества и числа обучаемых получает, прежде всего, государство в целом, поэтому справедлива концепция государственного финансирования образования. С другой стороны, миссия высшего учебного заведения по созданию, аккумулированию, распространению и применению новых знаний непосредственным образом влияет на инновационную деятельность предпринимательских структур. Поэтому справедливо также и то, что сам обучаемый и организация, на которую он в дальнейшем работает, являются заинтересованными лицами, следовательно, они могут быть привлечены к финансированию процесса образования. В хорошо развитых и законодательно стабильных странах колледжи и университеты организовали растущее разнообразие альянсов с бизнесом и промышленностью. Эти альянсы принимают форму дарений, партнерств, исследовательских грантов и контрактов, тренинговых программ, совместных программ получения степени и т. д.

Приведенные выше мировые тенденции развития сферы образования и многочисленные факты красноречиво указывают на то, что проблемы повышения качества образования, сближения с реальными потребностями работодателей, обеспечения конкурентоспособности российской системы подготовки кадров могут быть решены только при активном вовлечении в развитие этой сферы всех заинтересованных сторон. В связи с этим представляется заслуживающим внимания ознакомление с положительными примерами партнерства бизнес-сообщества и высших учебных заведений по реализации деятельных проектов обучения. В качестве примеров реализации подобных проектов можно привести организованное в Государственном университете управления обучение студентов системам 1С: Предприятие [6, 7], SAP R/3, Oracle E-Business Suite.

С этой точки зрения особую ценность представляет модель обучения студентов основам построения корпоративных информационных систем на базе продуктов компании SAP, уже прошедшая практическую апробацию в Государственном университете управления и демонстрирующая положительные результаты. Модель предполагает уча-

стие трех заинтересованных сторон: вуз, компания-производитель ИТ-технологий и компания, занимающаяся разработкой и внедрением информационных систем. Со стороны практиков ИТ-индустрии заинтересованность в реализации предложенной модели долгосрочного сотрудничества проявили компания «Техносерв /АС» и одна из крупнейших в мире компаний-разработчиков программного обеспечения SAP AG. В Государственном университете управления на основе сформулированной выше концепции реализованы проекты по обучению студентов основам решений, предлагаемых компаниями SAP AG. 16 декабря 2004 года Государственный университет управления первым из российских вузов вступил в SAP UNIVERSITY ALLIANCE.

Основной задачей рассматриваемого в данной статье проекта обучения является приобретение студентами базовых знаний современных концепций управления крупным предприятием и навыков работы в программной среде, связанной с автоматизированными информационными технологиями. Особенностью изучаемого курса является практическое знакомство с методологической и инструментальной базой одного из ведущих решений в области автоматизации управления - ERP-системы компании SAP (mySAP ERP). Система mySAP ERP реализует полную функциональность управления финансами, персоналом, оперативной деятельностью и сервисными службами предприятий, формируя, таким образом, надежную основу для реализации эффективных бизнес-процессов. mySAP ERP обеспечивает полное соответствие международным нормам ведения бизнеса и, одновременно, требованиям местного законодательства в области бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы и управления персоналом. У компании SAP существуют разработки для российского рынка, учитывающие стандарты деятельности российских предприятий. Основные конкурентные преимущества для бизнеса при внедрении системы mySAP ERP:

• возможность построения интегрированных бизнес-процессов, способных обеспечить рациональное использование всего ресурсного потенциала предприятия, прозрачность и управляемость бизнеса, что приводит к повышению его эффективности;

• обеспечение гибкости и динамичности бизнеса, быстрого принятия оптимальных управленческих решений, динамичности внедрения новых стратегий;

• возможность лучшего понимания своего бизнеса благодаря комплексному и прозрачному представлению всех сфер деятельности компании, что позволяет снизить затраты и повысить эффективность и рентабельность бизнеса;

• быстрая окупаемость инвестиций в новые технологии за счет исключения затрат на интеграцию дополнительных программных продуктов других поставщиков, ускорения процессов принятия решений и гибкости изменения стратегии бизнеса в зависимости от тенденций рынка;

• снижение общей стоимости эксплуатации корпоративных информационных систем, обеспечиваемое минимизацией потребностей в собственных разработках, совместимостью с продуктами других поставщиков, внедренными на предприятии раньше, возможностью упрощать последующие обновления версий системы;

• поэтапное внедрение функций или модернизации используемых технологий в соответствии с потребностями бизнеса, что позволяет избежать крупных инвестиций и ускорить их окупаемость.

MySAP ERP включает четыре функциональности, каждая из которых делится на модули. Поясним назначение функциональностей системы:

• «Управление финансами»

Эта функциональность используется для автоматизации процессов бухгалтерского и управленческого учета, оптимизации управления финансовыми потоками как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельного предприятия [3].

• «Управление персоналом»

Функциональность включает функции планирования и аналитики, оперативного управления персоналом, формирования и развития кадрового потенциала, управления сотрудничеством и коммуникациями, позволяет сформировать комплексную систему управления персоналом.

• «Управление оперативной деятельностью»

Функциональность охватывает все ключевые логистические процессы предприятия, позволяет организовать управление полным сквозным циклом логистических операций. Основные функциональные сферы: заготовка, управление запасами и складами, производство, транспортировка, управление заказами клиентов, сервисное обслуживание клиентов.

• «Управление сервисными службами предприятия»

Функциональность позволяет планировать и администрировать такие важные сферы деятельности, как управление недвижимым имуществом, процессами командировок, охраны здоровья и защиты окружающей среды, стимулирования сбыта и гибкого регулирования вознаграждений.

В настоящее время разработаны и включены в программу обучения студентов ГУУ 6 учебных дисциплин, посвященных изучению системы программных продуктов компании SAP. Каждая из дисциплин посвящена изучению определенного модуля системы, а все шесть дисциплин в комплексе охватывают основные функциональные области управления современным предприятием. В соответствии с учебным планом на освоение материала по каждой дисциплине выделяется 240 академических часов в течении двух семестров. Дисциплины преподаются для студентов 4 курса очной формы обучения, а также 5-6 курса очно-заочной формы обучения специальностей Института информационных систем управления в качестве элективных дисциплин.

Опыт реализации предложенной концепции сотрудничества в течение достаточно продолжительного срока - более 8 лет - позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, для успешной реализации проекта такого масштаба необходима заинтересованность, непосредственное руководство и участие высших руководителей организаций, вовлеченных в партнерские отношения. Со стороны университета «вдохнули жизнь» в проект директор института информационных систем управления, со стороны компании «ТехноСерв А/С» - председатель Консультативного совета, со стороны компании «SAP СНГ и стран Балтии» - Управляющий директор. Во-вторых, разворачивание серьезной информационно-коммуникационной инфраструктуры, настраивание и поддержка работы оборудования - задача непосильная для ее осуществления силами одного только учебного учреждения. Бесценный опыт компаний-практиков нашел свое применение и в этой части решаемой задачи.

Наконец, опыт работы преподавателей Государственного университета управления, владение ими педагогическими методиками, с одной стороны, творческое наставничество консультантов учебного центра компании «SAP СНГ и стран Балтии», с другой, тьюторство консультантов «ТехноСерв А/С», с третьей, позволили разработать реальные программы обучения студентов, наполнить их соответствующим содержанием, «выдать путевку в жизнь» учебным материалам, в создании которых приняли участие все партнеры программы. Нам представляется, что именно проведение квалифицированных

консультаций сотрудниками компаний-разработчиков решений в области ИТ позволило обеспечить созданным учебным материалам необходимую практическую глубину. Анализируя результаты проведения занятий по изучению системы SAP можно констатировать, что большой процент выпускников указанных выше специальностей Института информационных систем управления Государственного университета управления получили высокооплачиваемую работу в проектах по внедрению системы SAP в крупнейших российских компаниях.

Исходя из представленных результатов можно утверждать, что практическая реализация концепции сотрудничества вуза с субъектами бизнеса позволит сделать фундаментальное высшее образование в области менеджмента более полным и соответствующим современным реалиям, обеспечит условия для подготовки специалистов мирового уровня, позволит развивать научный и исследовательский потенциал студентов и преподавателей, которые совместно со специалистами ИТ-компаний смогут апробировать инновационные технологии и разрабатывать методики оценки эффективности их внедрения на российских предприятиях.

Литература

1. Васильева Е.В. Формирование принципов и определение ключевых показателей процесса управления воспроизводства научной элиты вуза: Монография. М.: ГУУ, 2012, 142 с.

2. Година Т.А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения (с использованием зарубежного опыта): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ГУУ, 2005.

3. Година Т. А., Терехова А.Е. Современные информационные системы управления финансовой деятельностью предприятия.// «Промышленные АСУ и контроллеры»/ №9/ М.: Научтехлитиздат, 2005, с.22-25

4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под общей ред. проф. С.Н.Бобылева. М.: Весь Мир, 2004, 160 с.

5. Кале В. Внедрение SAP R/3. Руководство для менеджеров и инженеров. М.: АйТи, 2004.

6. Кутукова Е.С., Максимов Ю.П. Компьютерное моделирование бизнеса с применением платформы «1С: Предприятие». // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16-18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012, С. 323-325

7. Кутукова Е.С., Максимов Ю.П. Аналитическое обеспечение бизнес-решений (анализ и оптимизация с применением платформы «1С:Предприятие»). // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов двенадцатой международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании: Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий «1С» 31 января - 1 февраля 2012 г. Часть 1.- М.: ООО «1С-Паблишинг», 2012, С 187-190.

8. Терехова А.Е. Методы формирования портфеля проектов информационной системы организации на стратегическом уровне: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ГУУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.