Научная статья на тему 'Анализ требований работодателей в системе поддержки трудоустройства выпускников вуза'

Анализ требований работодателей в системе поддержки трудоустройства выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
614
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMPLOYERS' DEMANDS / KАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / THE QUALITY OF EDUCATION / SPECIALIST MODEL / INFORMATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шполянская Ирина Юрьевна, Мисиченко Надежа Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы моделирования информационных процессов трудоустройства выпускников на основе анализа требований работодателей. Проектируемая информационная система трудоустройства выпускников в качестве исходных данных использует модель специалиста, включающую набор базовых компетенций специальности, для оценки их востребованности с точки зрения будущих работодателей. Для этого в информационной системе, поддерживающей работу сайта трудоустройства выпускников, реализована процедура опроса и экспертного оценивания значимости компетенций выпускника работодателем. В результате можно получить оценку соответствия компетенций, а значит и качества подготовки выпускника, реальным требованиям рынка труда. Данные оценки далее используются для корректировки структуры базовых компетенций модели специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шполянская Ирина Юрьевна, Мисиченко Надежа Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of informational models of the graduates employment process on the basis of employers demands are reviewed in the article. The designed information system of graduates employment as initial data uses the specialist models, including the set of basic competence of the speciality for estimation of their demand from the point of view of future employers.For this purpose in the information system, the supporting the work of employment site of graduates,the procedure of questioning and expert estimation of the graduates meaningful competence by the employer.As a result one can estimate the competence conformity which means the quality of graduates training to the real demands of the labor market. Such estimation is further used for correction of basic structural competence of specialists model.

Текст научной работы на тему «Анализ требований работодателей в системе поддержки трудоустройства выпускников вуза»

И.Ю. Шполянская, Н.Ю. Мисиченко

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы моделирования информационных процессов трудоустройства выпускников на основе анализа требований работодателей. Проектируемая информационная система трудоустройства выпускников в качестве исходных данных использует модель специалиста, включающую набор базовых компетенций специальности, для оценки их востребованности с точки зрения будущих работодателей. Для этого в информационной системе, поддерживающей работу сайта трудоустройства выпускников, реализована процедура опроса и экспертного оценивания значимости компетенций выпускника работодателем. В результате можно получить оценку соответствия компетенций, а значит и качества подготовки выпускника, реальным требованиям рынка труда. Данные оценки далее используются для корректировки структуры базовых компетенций модели специалиста.

Annotation

The questions of informational models of the graduates employment process on the basis of employers’ demands are reviewed in the article.

The designed information system of graduates employment as initial data uses the specialist models, including the set of basic competence of the speciality for estimation of their demand from the point of view of future employers .For this purpose in the information system, the supporting the work of employment site of graduates ,the procedure of questioning and expert estimation of the graduates meaningful competence by the employer .As a result one can estimate the competence conformity which means the quality of graduates’ training to the real demands of the labor market. Such estimation is further used for correction of basic structural competence of specialist’s model.

Ключевые слова

Качество образования, модель специалиста, требования работодателей, информационная система.

Keywords

The quality of education, specialist model, employers’ demands, informational system.

Востребованность и высокая конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда являются одним из показателей эффективности его работы. Качество образования оценивается все в большей степени непосредственно рынком труда. Повышенные требования, предъявляемые работодателями к специалистам, по-новому ставят вопрос об их профессиональной подготовке и уровне квалификации. Для обеспечения

эффективного взаимодействия системы ВПО с рынком труда вуз обязан решать следующие задачи:

- вести подготовку по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;

- предоставлять качественное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда;

- содействовать трудоустройству выпускников.

Проблема трудоустройства является общей для всей системы российского профессионального образования, и решение ее состоит в создании механизмов, обеспечивающих, с одной стороны, баланс между спросом и предложением на рынке труда, а с другой - эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком предоставляемых образовательных услуг. Именно показатели

трудоустройства выпускников вуза дают оценку качества предоставляемых образовательных услуг, степени

соответствия набора знаний и компетенций выпускника требованиям работодателей.

В последнее время в качестве основы системы управления качеством подготовки вместо квалификационной модели предлагается компетентностная модель специалиста. Модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных обязанностей он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Несоответствие выпускников этим критериям приводит к тому, что они оказываются среди не востребованных рынком труда специалистов данного профиля подготовки. С другой стороны, не все перечисленные компетенции интересуют работодателя. Для разных специальностей это может быть совершенно иной набор компетенций. А в процессе рыночных изменений могут поменяться и представления того же самого работодателя. Поэтому важной задачей становится точное и своевременное определение значимого набора компетенций выпускника для каждой специальности вуза. Прежде

всего, это касается профессионального набора компетенций. Данная проблема может быть решена путем разработки адекватной модели трудоустройства выпускников.

Результатом реализации модели трудоустройства выпускников в вузе должно стать развитие действующего в университете отдела трудоустройства выпускников на базе создания эффективной системы информационной поддержки процессов трудоустройства, главная задача которой - формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности вуза в соответствии с предпочтениями работодателей.

В основе создаваемой информационной системы управления процессом трудоустройства выпускников, которая представляет собой комплекс информационных, программ-мных средств и организационных структур вуза, находятся следующие положения:

1.Товаром - объектом купли-

продажи - на рынке труда выпускников вуза является совокупность

определенных компетенций специалиста (знаний, умений и навыков).

2.На рынке труда взаимодействуют три основных субъекта:

- предприятия и организации - как

потребители образовательных услуг в лице молодых специалистов

(работодатель);

- специалисты - выпускники вуза

- как носители набора компетенций;

- образовательные учреждения

(вузы) - как производители

образовательных услуг по формированию набора компетенций.

3. Требования и предпочтения работодателей выражаются «эталонной» моделью компетенций.

4.Высшие учебные заведения

представляют свою модель

компетенций специалиста в

образовательных программах.

5.Наилучшие показатели трудоустройства выпускников могут быть достигнуты в том случае, если модель компетенций специалиста вуза будет в наибольшей степени соответствовать «эталонной» модели компетенций работодателя.

Организация процесса трудо-

устройства выпускников на основе взаимодействия модели требований работодателя и модели компетенций выпускника осуществляется в тесной связи с управлением процессом подготовки специалистов в вузе. В основе концепции управления процессом подготовки специалистов в вузе в контексте адаптации к конъюнктуре рынка труда находятся следующие положения:

1. При управлении процессом

подготовки специалиста необходима адаптация главных элементов этого процесса: будущего специалиста и

структуры и содержания

образовательных программ (как

носителя компетенций) к требованиям рынка труда (работодателей).

2. Адаптация структуры и содержания

образовательного процесса может

достигаться за счет адаптации

региональной и внутривузовской составляющей стандарта, а также разработки и внедрения программ индивидуальной подготовки студентов.

3.Для реализации целей адаптации и управления необходима гибкая система оценки как элементов, так и самого процесса.

4.Требования рынка труда необходимо предлагать в форме, эквивалентной системе оценки элементов и процесса в целом.

Управление процессом подготовки специалистов можно

осуществлять путём взаимодействия с работодателями в рамках создаваемой информационной системы трудо-

устройства с целью информационного обмена и реализации механизмов адаптации структуры и содержания образовательных программ к

конъюнктуре рынка труда. Реализация вышеизложенных положений осуществляется с помощью комплекса моделей и методов.

Для оценки соответствия

реальных компетенций выпускников конкретным требованиям работодателей была предложена методика и реализована автоматизированная процедура, позволяющая работодателям сделать обоснованный выбор наиболее подходящих из имеющихся претендентов - выпускников. Программа

реализована в рамках информационной системы поддержки процессов

трудоустройства выпускников РГЭУ, которая поддерживает работу сайта Отдела трудоустройства.

На сайте работодатели задают свои условия к выпускнику в виде заявок, содержащих набор требований, которые составляют основу его

«эталонной» модели компетенций

кандидата. Каждый выпускник-

претендент представляет на сайт перечень своих компетенций в виде резюме. Формируется база данных вакансий работодателя и резюме выпускников.

Проведенный с помощью Интернета анализ требований работодателей к выпускникам сферы 1Т - технологий выявил существенные расхождения между спросом работодателей и предложениями выпускников.

Рынок информационных технологий - один из самых быстроразвивающихся секторов экономики. Подготовка специалистов в области информационных технологий (1Т-специалистов) сегодня требует нестандартных подходов к системе образования. По данным международной аналитической компании ГОС в странах Европы (в том числе и

России) нехватка 1Т-специалистов к 2010 году составит более 5 млн. человек . Требования работодателей к уровню подготовки 1Т-специалистов постоянно будет расти. Связано это в первую очередь с бурным внедрением информационных технологий в бизнесе, финансах, производстве и других сферах деятельности. Объем знаний, который необходимо усваивать 1Т-специалистам, чтобы оставаться востребованными на рынке труда, будет постоянно увеличиваться.

Наиболее существенные проблемы подготовки кадров в области информационных технологий следующие. Наметился разрыв между уровнем ожидания работодателей и уровнем образования выпускников ГТ-специальностей вузов. В связи с чрезвычайно быстрыми темпами развития информационных технологий уже к моменту окончания обучения знания студентов могут устаревать. 1Т -

специальность, как ни одна другая, требует изучения имеющихся практических наработок в сфере информационных технологий, участия студентов в работе над реальными проектами. Вместе с тем в вузах среди преподавателей отмечается дефицит специалистов, имеющих непосредственный опыт внедрения ІТ-технологий, зачастую отмечается несоответствие между уровнем знаний преподавателей и знаниями наиболее грамотных студентов. Поэтому

требуется постоянный мониторинг состояния развития области

информационных технологий, которое выражается текущими требованиями работодателей к ІТ-специалистам.

Современные требования работодателей к ІТ-специалистам, полученные в результате анализа заявок кадровых агентств, через Шегпеї;, представлены в таблице

Таблица 1. Востребованные компетенции ІТ- специалистов на рынке труда

Заявка на специалиста Предмет деятельности специалиста Требования работодателя (компетенции специалиста)

ІТ-консультант Эксплуатация и развитие информационных технологий Промышленные информационные системы (ЕЯр). Общие принципы управления в ИТ (ГТГЬ, СоЬИ, 180 9000, 180 20000), платежные системы, системы хранения данных

IT-специалист Разработка и сопровождение программных продуктов Объектно-ориентированное программирование. СУБД SQL Server. Язык SQL

Менеджер проектов ИС Microsoft Navision Внедрение системы Microsoft Navision: - обследование бизнес-процессов и разработка ТЗ; - настройка функциональности системы в соответствии с требованиями заказчика; - разработка проектной документации ИС Navision Методология внедрения ERP-систем; CASE- средства описания бизнес-процессов (UML и др.).

Бизнес-аналитик Анализ и описание бизнес -процессов, подготовка документации и отчетов. Стандарты проектирования ИС (IDEF, UML) CASE- системы (BPWIN, ERWIN, Oracle Designer)

Системный аналитик Участие в разработке проектов ИС. Проведение обследований предприятия. Объектно-ориентированное проектирование. MS Visio, UML, Rational Rose.

Системный аналитик Проведение предпроектных обследований Объектно-ориентированное проектирование ИС. Язык UML. Rational Rose. Разработка программ на языке VB, VBA. C#

Системный аналитик Анализ бизнес-требований к ИС; подготовка и согласование ТЗ; анализ качества ПО MS Office Professional, UML, Rational Rose, методология проектирования RUP, Система ARIS

Системный аналитик Тестирование программных продуктов (анализ параметров стабильности, производительности ИС) Анализ проблем, связанных с внедрением ИС Администрирование БД MS SQL Server . Тестирование ПО (DCOM, XML, NET - приложений). Разработка ПО на языке VB/VC++/C#

Системный аналитик Анализ и согласование бизнес -требований к ИС, организация тестирования; подготовка бизнес-кейсов для тестирования Принципы построения систем CRM. Стандарты проектирования ИС (IDEF, UML)

Аналитик ПО Написание тестовых спецификаций, тестпланов Разработка скриптов для автоматического тестирования и перформанс-тестов Rational Robot; Silk Performer и т. д Shell, Perl, PHP Базовые знания OC Linux, Oracle 8i-9i, SQL, My SQL. Bug Tracking, (ClearQuest и т.д.) С++, PL/SQL

Менеджер группы разработки ПО Техническая поддержка ИС, разработка и внедрение новых приложений информационных систем, формирование и контроль бюджета Управление проектами по разработке, внедрению и поддержке ПО. Программирование на объектных языках (Java / VB / C++ / Pascal) Базы данных. Промышленные ИС (Axapta, Concorde) Автоматизация бизнес-процессов

Системный архитектор Управление разработкой и архитектурой программного проекта Платформа .NET (ASP.NET, VB.NET, C#) SQL 2003 / 2005

Системный администратор Обслуживание серверов Техническая поддержка пользователей MS Windows NT/2000/XP Пакет MS Office СУБД MS SQL Server . Знание Active Directory

Администратор баз данных Администрирование, разработка баз данных. Администрирование БД MS SQL Server, дизайн баз данных, Transact SQL

Администратор БД Администрирование БД Огасіе. Интеграция с другими информационными технологиями и системами. СУБД Oracle 9i ОС Linux

Программист АВАР Сопровождение ИС 8АР\Я3 Промышленная ИС SAP\R3. Язык проектирования SAP ABAP 4 (ABAP Objects; BSP; BAPI; ITS)

WEB-программист Разработка WEB-приложений, сайтов, элементов пользовательского интерфейса и сценариев Іауа-Бсгірі, разработка сборочных сценариев, документирование PHP, HTML, JavaScript, VBScript

PHP-программист Программирование на языке PHP Объектно-ориентированное проектирование Языки PHP4, PHP5 , SQL MySQL, HTML, CSS, JavaScript, AJAX ; Знание Unix/Linux на уровне пользователя

PHP Developer Разработка ПО на языке PHP PHP 4, PHP 5, DHTML/JavaScript/AJAX, MySQL, Создание кросс-браузерного кода. XML, Apache, Smarty

Программист 1С Обслуживание программы 1С Программирование на языке 1С 7.7; 1С 8.0.

Java Software Developer Разработка ПО на языке Java Знание языка J2EE (JSP, Servlets, JDBC, EJB, JMS, Struts)

Программист Java Разработка новых программных продуктов Разработка интернет-банкинга (управление счетами через Интернет) Принципы разработки объектно-ориентированных приложений Язык программирования J2EE.

.NET Developer Разработка ПО в среде .NET Принципы разработки веб-ориентированных приложений Платформа .NET; Visual Studio 2003, 2005, Version control systems: CVS, Subversion, VSS, Bug-tracking systems

ID-программист Разработчик компьютерных игр Язык C++ DirectX/OpenGL

Программист Oracle Разработка ПО для Oracle -систем СУБД Oracle, PL/SQL, SQL Navigator/PL/SQL Developer, технологи: ASP, PHP, ОС: UNIX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программист Разработка новых программных продуктов ASP. NET, C# HTML/DHTML, JavaScript, CSS Принципы ООП

С помощью информации из баз данных можно провести анализ соответствия компетенций кандидатов сформированной работодателем «эталонной» модели выпускника, а также степень их подобия и связи друг с другом.

Результаты анализа по данной модели позволяют выделить группы выпускников с аналогичным набором компетенций. Задавая различные

пороговые значения меры соответствия знаний выпускников требованиям пользователя (изменяя уровень

требований работодателя), получаем разные группировки претендентов по их компетенциям. Выпускников из одной группы в дальнейшем можно сравнивать между собой в отношении качественного уровня их знаний.

Далее можно провести структурный анализ набора

компетенций выпускников, выделив в них компетенции, наиболее

существенные с точки зрения

работодателя. Для этого проводится сравнение структуры знаний

рассматриваемого кандидата-выпуск-ника по отношению к рейтингу его компетенций в «эталонной» модели требований работодателя. Пусть в «эталонной» модели проранжированы все компетенции-знания по убыванию их важности с точки зрения руководства предприятия-работодателя. Тогда

каждая получит свой вес Х1 (1=1,2,..., п), п - число компетенций. Оценим каждую компетенцию рассматриваемого кандидата в соответствии с полученными весами «эталонной» модели. Суммируя набранные веса только тех компетенций данного претендента, которые принадлежат

множеству «эталонной» модели, получим рейтинговую оценку выпускника работодателем. Данная процедура позволяет сделать работодателю обоснованный выбор наиболее ценного специалиста из имеющегося множества выпускников.

С другой стороны, полученные результаты дают оценку соответствия модели компетенций специалиста

модели требований работодателя и позволяют определить значимость той или иной компетенции. Ранжированный работодателем набор компетенций

может быть использован впоследствии

для уточнения модели специалиста в виде корректировки учебного плана и рабочих программ.

Использование такого подхода позволяет создать модель специалиста, способную к адаптации и гибкому реагированию на изменяющиеся требования рынка труда. Измененные приоритеты востребованных компетенций, выявленные в системе поддержки трудоустройства выпускников, могут быть своевременно учтены путем соответствующих изменений в учебном плане и рабочих программах дисциплин, позволяющих с

небольшими затратами внести

корректировки в тезаурус специальности .

Библиографический список

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

2.Natalya F. Noy and Deborah L.

McGuinness. ''Ontology Development

101: A Guide to Creating Your First Ontology''. Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01-05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001-0880, March 2001.

Bibliographic list

1.Conception of modernization of Russian education for the period up to 2010-m,2002-24 p.

2. Natalya F. Noy and Deborah L.

McGuinness. “Ontology Development

101: A Guide to Creating Your First Ontology”. Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01-05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001-0880, March 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.