Досудебное производство
А. Н.Кузнецов
ИСТРЕБОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ КАК СПОСОБ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Рассматриваются возможности истребования предметов и документов как способа собирания доказательств по уголовному делу. Высказаны предложения по определению процессуального порядка их истребования.
К л ю ч е в ы е с л о в а: доказательства, предметы и документы, предмет доказывания, собирание доказательств, истребование и представление доказательств.
The possibilities of documents and material evidence reclamation within a criminal case are considered. Suggestions about procedural order of material evidence and documents reclamation are made.
K e y w o r d s: evidence, material evidence and documents, fact in proof, collecting evidence.
В целях формирования доказательств в ходе производства по уголовному делу может производиться истребование дознавателем, органом дознания, начальником подразделения дознания, руководителем следственного органа, следователем, а также судьей и судом предметов или документов у органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. В соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Таковыми, в частности, являются случаи истребования указанными лицами предметов или документов. Однако возможности применения мер уголовно-процессуального принуждения в случае невыполнения этих требований закон не предусмотрел.
Истребование предметов или документов должно применяться тогда, когда у следователя и других лиц, ведущих производство по уголовному делу (за исключением судьи или суда), сложится твердая уверенность в том, что их требование будет выполнено. Если же по этому поводу возникают сомнения, лучше провести выемку предметов или документов.
Истребуемый материал должен являться предметом (вещи, оставленные подозреваемым, обвиняемым на месте происшествия и не обнаруженные в ходе его осмотра, фотографии, устанавливающие факт знакомства определенных лиц, и т.п.) или документом (справка о судимости, копия приговора, акт исследования какого-либо вещества, справка о состоянии здоровья и т.п.). Поэтому нельзя согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что истребовать можно исключительно письменные документы: непосредственно связанные с событием преступления (документы со следами подчисток), устанавливающие обстоятельства, о которых сообщается в поводе для возбуждения уголовного дела (справки о причинении материального ущерба), материалы различного рода проверок (административных, акты ревизий)1. К тому же документ со следами подчистки является
1 См.: Щерба С. П., Химичева Г. П. Рассмотрение органами дознания заявлений и сообщений о преступлениях. М., 1987. С. 30 ; Шурухнов Н. Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях : учеб. пособие. М., 1985. С. 48-49.
© Кузнецов А. Н., 2012
88
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1
А. Н. Кузнецов
не документом как таковым, а предметом, который впоследствии может и должен стать вещественным доказательством.
В связи с этим необходимо отметить, что уголовно-процессуальный закон в некоторых случаях предрешает процессуальный режим закрепления сведений, имеющих значение для дела, без учета критериев, выработанных теорией доказательств. Так, согласно ч. 6 ст. 186.1 УПК РФ документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела как вещественное доказательство. Представляется, однако, что такие документы не могут быть отнесены к вещественным доказательствам, поскольку они не обладают для этого необходимыми признаками.
В процессуальной литературе по вопросу об отнесении документов к вещественным доказательствам высказаны убедительные суждения. Так, Ф. Н. Фаткуллин указывает, что «если документ используется в доказывании по своему прямому назначению, т.е. для установления тех фактов и обстоятельств, ради установления или изложения которых он был составлен, мы имеем дело с документальным источником, предусмотренным ст. 88 УПК РСФСР.
Когда же документ фигурирует в деле для подтверждения наличия или отсутствия любого другого факта, обстоятельства (только не того, ради которого он был оформлен), правильнее отнести его к категории вещественных источников доказательств и приобщить их к делу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 84 УПК РСФСР»2.
Вещественным доказательством документ служит тогда, когда он имеет доказательственное значение как вещь, как предмет, и потому он является незаменимым для данного дела3.
Существо сохранения и передачи фактической информации с помощью вещественных доказательств всегда состоит в адекватном запечатлении материальных следов, признаков, присущих обстоятельству, действию и доступных непосредственному наблюдению в процессе судопроизводства. Фиксируется не описание следов, признаков, а сами эти следы, признаки4.
Для признания документа вещественным доказательством необходимо, чтобы на нем непосредственно отображались признаки существенного для дела обстоятельства (след обвиняемого или потерпевшего; след орудия преступления), чтобы документ был орудием поличным и т.д.; чтобы эти признаки были воспроизведены в натуре, а не были переданы в знаковой форме (например, с помощью описания)5.
Не отрицая принципиальную возможность, а в ряде случаев и необходимость приобщения к делу определенного рода документов в качестве вещественных доказательств, представляется, что документы, полученные в порядке ст. 186.1 УПК РФ, к таковым отнесены быть не могут, так как не обладают необходимыми признаками вещественного источника доказательств.
Думается, что в законе нужно определить процессуальный порядок истребования предметов и документов. Он, в частности, может быть таким.
Во-первых, требование о передаче предметов и документов должно быть облечено в письменную форму и выражаться в виде постановления об их истребо-
2 Фаткуллин Ф. Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1976. C. 152.
3 Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1 С. 458-459.
4 Теория доказательств в советском уголовном процессе. Часть особенная / отв. ред. Н. В. Жогин. М., 1967. С. 298.
5 Теория доказательств в советском уголовном процессе / отв. ред. Н. В. Жогин. М., 1973. С. 672.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1
89
Досудебное производство
вании. Это соответствует значению термина «постановление», которое толкуется, в частности, как «любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; «решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта» (п. 25 ст. 5 УПК РФ).
Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что требование о передаче предмета или документа может быть заявлено и в устной, и в письменной форме: если в роли субъекта, к которому обращено требование, выступают граждане, то следует, как правило, использовать устную форму, а если юридическое лицо, то более официальную - письменную. Для надлежащей оценки информации с точки зрения допустимости важно выяснить способ ее получения. Письменная форма соответствующего запроса в виде постановления об истребовании, безусловно, поможет правильно решить этот вопрос.
Вызывает возражения предложение именовать акт об истребовании предметов или документов вопреки терминологии, используемой в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, «требованием» или «запросом». Эта статья помещена в главе 3 УПК, в которой говорится об уголовном преследовании, а оно представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Заметим, что уголовное преследование осуществляется в стадии предварительного расследования, а истребование предметов и документов может проводиться и в более ранней стадии - стадии возбуждения уголовного дела.
В постановлении об истребовании следует указать сведения о том, кому адресовано соответствующее требование, о тех материалах, которые подлежат истребованию, в связи с чем возникла необходимость в их получении, куда, кому и к какому сроку должны быть представлены эти материалы, а также указание на статью УПК РФ, предусматривающую возможность такого истребования.
Во-вторых, необходимо составить протокол принятия истребованных материалов. Данные обобщений практики свидетельствуют о том, что в настоящее время такое принятие оформляется по-разному: протоколом, актом изъятия, обнаружения или выдачи, рапортом, справкой. Думается, что передачу истребованных данных надо оформлять протоколом. Заслуживает внимания и поддержки предложение о том, чтобы протокол составлялся в двух экземплярах: один должен приобщаться к делу, а другой - вручаться лицу, представившему предмет или документ. В протоколе должны найти отражение данные, касающиеся времени и места передачи предметов и документов, сведения об участниках данного процессуального действия, а также о том, кто принял предметы и документы и составил протокол.
Некоторые авторы полагают, что передача истребованных материалов должна проходить в присутствии незаинтересованных граждан6, которые играли бы роль понятых. Однако нам предпочтительнее мнение В. Т. Томина, который обоснованно считает, что понятые не смогут сыграть желаемую роль в силу очевидности самого факта передачи. «Если доставивший фальсифицировал доказательство, то сделал это до того, как принес. Лицо, представившее доказательство, своей подписью удостоверяет действие с не меньшим успехом»7.
6 См.: Яшин В. Н., Победкин А. В. Возбуждение уголовного дела : теория, практика, перспективы : учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 115.
7 Томин В. Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью. Омск, 1975. С. 55.
90
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1
А. Н. Кузнецов
В протоколе должна найти свое закрепление также и характеристика истребованных объектов с указанием их наименования, числа, качества, индивидуальных признаков, что позволило бы исключить все сомнения в том, что именно этот предмет или документ был представлен. В заключительной части протокола делается отметка об ознакомлении с его содержанием всех участников, заявлении ими ходатайств, принесении замечаний, дополнений по вопросам относительно хода производства данного действия и правильности составления протокола. Он должен быть подписан всеми участниками данного действия. В случае отказа от подписания в протоколе должна быть сделана отметка о причинах отказа (если, разумеется, лицо сказало о них), после чего его копия вручается лицу, передавшему предмет или документ8.
8 См.: Березина Л. В. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела по УПК Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 139.
Кузнецов Анатолий Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Воронежского государственного университета
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1
91