Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

ИСТОРИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЧАСТНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлбердин Артур Амирович

Целью данной статьи является изучение генезиса пенитенциарной системы для несовершеннолетних в Российской Империи в XIX-XX вв. Исследованы основные нормативные акты, регулирующие порядок и условия содержания несовершеннолетних осужденных в уголовно-исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлбердин Артур Амирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE JUVENILE PENITENTIARY SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE

The purpose of this article is genesis of the juvenal penitentiary system in the Russian Empire in the XIX-XX centuries. The main normative acts governing the procedure and conditions for the detention of convicted juveniles in penal institutions have been investigated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Уголовный процесс

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_132 УДК 343.815

ИСТОРИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ HISTORY OF THE JUVENILE PENITENTIARY SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE

ЮЛБЕРДИН Артур Амирович,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (СФ БашГУ). 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: yulberdinartur@mail.ru; Yulberdin Arthur Amirovich,

senior lecturer of Chair of Civil Law and Legal Proceedings of Sterlitamak branch of Bashkir State University. 453103, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, Lenin Ave., 49. E-mail: yulberdinartur@mail.ru

Краткая аннотация: Целью данной статьи является изучение генезиса пенитенциарной системы для несовершеннолетних в Российской Империи в XIX-XX вв. Исследованы основные нормативные акты, регулирующие порядок и условия содержания несовершеннолетних осужденных в уголовно-исправительных учреждениях.

Abstract: The purpose of this article is genesis of the juvenal penitentiary system in the Russian Empire in the XIX-XX centuries. The main normative acts governing the procedure and conditions for the detention of convicted juveniles in penal institutions have been investigated.

Ключевые слова и фразы: пенитенциарная система, ювенальная юстиция, Российская Империя, частные воспитательно-исправительные учреждения

Keywords: penal system, juvenal justice, Russian Empire, private correctional institutions

Для цитирования: Юлбердин А.А. История ювенальной пенитенциарной системы в Российской Империи //Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 132-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_132

For citation: Yulberdin A.A. History of the juvenile penitentiary system in the Russian Empire // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 132-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_132.

Статья поступила в редакцию: 12.05.2022

История отечественной ювенальной пенитенциарной системы имеет свою крайне неоднородную специфику обусловленной как националистическими чертами российского государства, так и целым рядом исторических событий, развернувших исторический и правовой путь развития России на рубеже XIX-XX веков.

По мнению С.В. Кара первые попытки создания Российской ювенальной пенитенциарной системы были предприняты во времена правления императора Александра I. «Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в гомельском имении известного государственного канцлера графа Н.П. Румянцева англичанином Якобом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей по ланкастерскому методу, впоследствии принявшим российское подданство» [4].

Не отрицая исторического значения данной инициативы следует заметить, что она, во-первых, не касалась детей, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а во-вторых, что более важно, носила исключительно частный характер и после смерти Румянцева Н.П. прекратила свое существование. Несмотря на то, что Российская империя в указанное время являлась централизованным государством, большинство нормативных актов, регулирующих общественные отношения, в том числе и уголовно-правового характера, действовали не во всех губерниях. Существовали губернии, где применялись нормы, действовавшие со времен Русской правды. В Польском и Финляндском царстве, вступившие в состав Российской империи, продолжали действовать национальные законы. Справедливости ради стоит сказать, что данное положение было обусловлено огромными размерами российского государства. В европейских странах ювенальная уголовно-исполнительная система также находилась в подобном положении.

С принятием «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» в 1845 г. ситуация коренным образом не изменилась. Основным новшеством для исследуемого вопроса являлось установление возраста уголовной ответственности. Согласно п. 100 Главы III Уложения, «дети, не достигшие семи лет от роду и потому еще не имеющие достаточного о своих деяниях понятия, не подлежат наказаниям за преступления и проступки: они отдаются родителям, опекунам или родственникам, для вразумления и наставления их впоследствии» [10]. Можно предположить, что дети старше 7 лет подвергались таким же наказаниям, как и взрослые, поскольку Уложение на данный вопрос ответа не дает. Главным недостатком данного законодательного акта являлось то, что меры наказания не были детально регламентированы и суды, вынося решение о назначении

Уголовный процесс

того или иного наказания, самостоятельно должны были определить наказание, что часто приводило к вынесению несправедливых судебных решений [9]. По большей части, Уложение 1845 г. преследовало цель систематизации законодательства в Российской Империи и приведению его к единому знаменателю. Совершенствование и дальнейшее развитие актов, регламентирующих порядок и условия содержания несовершеннолетних преступников, не являлось главной задачей.

Если несовершеннолетний был приговорен к лишению свободы на срок от 5 до 8 лет, то его могли заключить в монастырь, находящийся вблизи от суда, вынесшего решение, при условии, что ребенок являлся православным. В противном случае преступник помещался в смирительный дом [10].

Важные изменения в ювенальной уголовно-исполнительной системе произошли во времена реформ Александра II. В Уставе от 20 ноября 1864 г. «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» был закреплен принцип, согласно которому «по особым свойствам детского возраста применение к малолетним общих видов наказаний представляется или совершенно невозможным, или ведущим к положительному вреду» [11]. Данная утверждение сильно опережало свое время, в следующий раз мысль о том, что несовершеннолетних преступников необходимо содержать в отдельных исправительных учреждениях и содержать их иначе чем взрослых, отразится лишь в законе штата Иллинойз в США в 1899 году, где был учрежден первый ювенальный суд. Тем самым можно смело утверждать, что истоки ювенальной юстиции берут свое начало в Российской империи, хоть и тогда подобное понятие не употреблялось.

Возраст уголовной ответственности был повышен до 10 лет. Согласно, ст. 6 Устава «Лица, совершившие преступления, в возрасте от 14 до 17 лет, по решению мирового суда направлялись в воспитательно-исправительные заведения либо в особые помещения тюрем или арестных домов» [11]. Важно отметить, что данная норма была реализована отдельным нормативным актом и подобные учреждения действительно были созданы и действовали вплоть до окончания существования российской монархии. Подобные учреждения находились в ведомстве Министерства внутренних дел. Помимо прочего создавались частные исправительные приюты. Замена тюремного заключения на содержание в исправительном приюте допускалось, если последний имелся в губернии [2].

При содержании несовершеннолетнего в исправительно-воспитательном учреждении учитывались индивидуальные особенности несовершеннолетнего, применялись методы поощрения и наказания, с целью установления для преступника желаемого поведения [11]. Тем самым, отбывание наказания не сводилось к банальной изоляции провинившегося ребенка от общества и его заключению в четырех стенах, а к установлению определенного режима, дисциплины и покорности индивида к обществу. В данном контексте вспоминаются философские размышления М.Фуко, который описывая развитие тюремной системы приходил к выводу что нынешний образ жизни общества, его подчинение правилам поведения, распорядок дня зародился именно в тюремной среде, а ювенальная пенитенциарная система прививает этот порядок с детства [5].

Несмотря на то, что следующий глава российского государства Александр III запомнился в истории как контрреформатор, пенитенциарная система не была свернута, а получила свое закономерное развитие. Исправительные учреждения для несовершеннолетних получили право самостоятельно определять сроки нахождения в приюте детей. Подобное позволило избавить мировые суды от лишней работы, но в то же время, принцип единообразия наказания стал сильно нарушаться поскольку за одни и те же преступления, несовершеннолетние могли находится в приюте совершенно разное время.

Закон от 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» закреплял норму согласно которому малолетних преступников следует держать отдельно от осужденных детей, поскольку они могли негативно влиять друг на друга. Тем самым, законодатель видел разницу несовершеннолетних преступников в зависимости от категории преступлений и старался держать их в разных помещениях одного уголовно-исполнительного учреждения [6].

Наиболее значимые изменения произошли на рубеже XIX-XX веков, со вступлением в силу Закона от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних». Несовершеннолетние в возрасте от 10 до 14 лет передавались под ответственный надзор родителям. Тюремному заключению они подвергались лишь при совершении рецидива или если суд приходил к выводу о том, что у виновного «укоренилась привычка к преступной деятельности» [3]. Срок наказания детей постарше был вдвое меньше чем за аналогичные преступления, совершенные взрослыми.

Впервые была установлена ответственность лиц, которым несовершеннолетний преступник направлялся на содер-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 10(214)

жание, при повторном совершении преступлений или совершении иных антиобщественных действий [3].

В 1909 г. было принято Положение «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», где было закреплены нормы, устанавливающие необходимость религиозно-нравственного, умственного развития детей, их адаптации к взрослой жизни после отбывания наказания. Важным стало не наказание ребенка, а его перевоспитание в целях недопущения совершения им преступлений в будущем. Согласно п. 2 данного Положения, «воспитательно-исправительные заведения учреждаются правительством, земствами, городами, духовными установлениями и общественными учреждениями, а также частными обществами и лицами» [7]. При этом данные заведения подчинялись Министерству юстиции по Главному тюремному управлению. Мальчики и девочки жили при этом отдельно. Помимо несовершеннолетних осужденных в воспитательно-исправительных учреждениях содержались дети, которым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, беспризорные и безнадзорные, а также несовершеннолетние отдаваемые для исправления родителями. Разумеется, каждая категория детей жила отдельно друг от друга. Тем самым, в Российском государстве впервые появилась ювенальная юстиция в том смысле, в котором оно понимается в классическом смысле, как особая форма наказания над несовершеннолетними преступниками и иными проблемными детьми. Более ранние законодательные акты устанавливали лишь более мягкий режим отбывания наказания для детей с девиант-ным поведением, но при этом наказание продолжало носить карательный характер и не ставило целью перевоспитание ребенка.

В заключении стоит сказать, что ювенальная пенитенциарная система в Российской империи за относительно короткий промежуток времени совершила быстрый эволюционный скачок пройдя путь от средневековых традиций наказания детей за преступления до современной европейской модели, ставящий во главу угла цель не наказание ребенка за антиобщественное поведение, а его перевоспитание и адаптацию. При этом окончательно сформировались специальные формы содержания несовершеннолетних преступников. Несмотря на то, что в начале XX в. Российская империя прекратила свое существование, Советский Союз продолжил развитие данной пенитенциарной системы с учетом специфики социальных потрясений и мировых войн XX века.

Библиография:

1. Беляева Л.И. Размышления по поводу ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. № 2. С. 3-4;

2. Ельчанинов А.П. Особенности нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX века // Вестник Самарского юридического института, N 2 (38), 2020, С. 30-36;

3. Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости» (ПСЗ-3. Т. XVII. 1897. СПб., 1900);

4. Кара С.В. Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России // Вестник Брянского государственного университета, №. 2, 2015, С. 216-218;

5. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. — М.: Ad Marginem, 1999;

6. Полное собрание законов Российской империи. 1893, № 9316. Собрание установлений 1893. 1-е полугодие. С. 365;

7. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // Электронная библиотека исторических документов. Официальный сайт. Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/8954-polozhenie-o-vospitatelno-ispravitelnyh-zavedeniyah-dlya-nesovershennoletnih#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения 18.12.2021);

8. Санкт-Петербургские ведомости. 01.11.1871. С. 2 // Новик В.И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // История государства и права. 2011. № 15. С. 36 - 39;

9. Скреля К.Ю. «Из истории законодательной мысли - анализ «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" от 1845 года» // Научный вестник Крыма, № 4 (22), 2019, С. 12;

10. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. — Санкт-Петербург: Тип. 2 отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1845 // Российская государственная библиотека. Официальный сайт. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002889696 (дата обращения 18.12.2021);

11. Устав от 20 ноября 1864 г. «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» // Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. Официальный сайт. Режим доступа: http://museumreforms.ru/node/13654 (дата обращения 18.12.2021)

References:

1. Belyaeva L.I. Reflections on juvenile justice in Russia // Issues of juvenile justice. 2005. No. 2. pp. 3-4;

2. Yelchaninov A.P. Features of the regulatory and legal regulation of the execution of punishments against juvenile offenders in the Russian Empire in the second half of the XIX century // Bulletin of the Samara Law Institute, No. 2 (38), 2020, pp. 30-36;

3. The Law of June 2, 1897 "On changing the forms and rituals of legal proceedings in cases of criminal acts of minors and minors, as well as legal provisions on their punishability" (PSZ-3. Vol. XVII. 1897. St. Petersburg, 1900);

4. Kara S.V. The beginning of the creation of correctional and educational institutions for juvenile offenders in Russia // Bulletin of the Bryansk State University, No. 2, 2015, pp. 216-218;

5. Michel Foucault. To supervise and punish. The birth of the prison. — M.: Ad Marginem, 1999;

6. The complete collection of laws of the Russian Empire. 1893, № 9316. Collection of regulations 1893. 1st half of the year. p. 365;

7. Regulations on educational and correctional institutions for minors // Electronic library of historical documents. Official website. Access mode: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/8954-polozhenie-o-vospitatelno-ispravitelnyh-zavedeniyah-dlya-nesovershennoletnih#mode/inspect/page/3/zoom/4 (accessed 12/18/2021);

8. St. Petersburg Vedomosti. 01.11.1871. p. 2 // Novik V.I. Formation and organization of bodies for the prevention of homelessness and juvenile delinquency in pre-revolutionary Russia and the USSR // History of the state and law. 2011. No. 15. pp. 36 - 39;

9. Skrelya K.Yu. "From the history of legislative thought - analysis of the "Regulations on criminal and correctional punishments" of 1845" // Scientific Bulletin of the Crimea, No. 4 (22), 2019, p. 12;

10. The Code of Criminal and Correctional Punishments. — St. Petersburg: Type 2 of the Department of the E. I. V. Chancellery, 1845 // Russian State Library. Official website. Access mode: https://search.rsl.ru/ru/record/01002889696 (accessed 12/18/2021);

11. Charter of November 20, 1864 "On punishments imposed by magistrates" // Museum of the History of Russian Reforms named after P.A. Stolypin. Official website. Access mode: http://museumreforms.ru/node/13654 (accessed 12/18/2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.